Толкование евангелие на литургии 3 июня. Чтение апостола
Чтение на каждый день Великого Поста Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная Слово о кресте …для нас, спасаемых, – сила Божия. 1 Кор. 1:18
В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение. При сем поклонении поется песнь: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною. «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника. О поклонении Кресту … «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). «Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество – благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как – божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение. Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3:27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь. Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12:12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной. Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131:7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены! Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24:30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1:23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому. Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48:14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28:66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65:2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят! Преподобный Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры кн. 4
Евангелие святого апостола Марка, глава 8, стих 34 - глава 9, стих 1: 34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка
(Мк. 8:34 - Мк. 9:1) Мк.8:34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мк.8:35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк.8:36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мк.8:37. Или какой выкуп даст человек за душу свою? Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но «кто хочет». Я, – говорит, – никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой», сказано, то есть поносную смерть, ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною». Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно напротив весьма человеколюбиво; ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, – говорит, – обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу, погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо если бы он даже приобрел целый мир, все бесполезно. Спасение нельзя купить никаким богатством. Иначе, приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу, и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи. Мк.8:38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится», признает недостойным рабом Своим, когда «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но «в славе» и с воинством Ангельским. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ (Мк.8:34–9:1) Протоиерей Павел Великанов В сегодняшнем чтении Христос Спаситель обращается к Своим слушателям с весьма радикальным заявлением. Тот, кто не готов расстаться со своей жизнью ради Иисуса и Его благой вести - практически не имеет шансов оказаться в Царстве Небесном. Что это? Религиозный фанатизм? Или, быть может, всего лишь шокирующий риторический приём, чтобы слушатели не расслаблялись? Или же здесь речь идёт о чём-то крайне важном - но только вовсе не на поверхности лежащем? Ключевая фраза - «отвергнись себя». Именно к отвержению себя относятся и слова о крестоношении, о бессмысленности трястись над ценостью своей жизни или души, о том, что ценность каждой души бесконечна. Вроде бы смысл этой заповеди - «отвергнись себя» - вполне очевиден. Не надо ничего искать своего, отсечь все свои желания и устремления, и стремиться только к одному: выполнять волю Божию с предельной тщательностью и вниманием. Вроде бы всё правильно, да только есть одна проблема. Если бы Богу нужны были отряды абсолютно послушных и дисциплинированных последователей, Он бы существенно ограничил сами рамки человеческой свободы - как это, к примеру, это делается в любом режимном заведении - военной части, тюрьме или больнице. Или, возьмём более приятный пример - в монастыре. Но ведь зачем-то Бог дал - да не просто «дал», а буквально щедро одарил каждого из нас практически безграничной свободой - и при этом Он не «бьёт линейкой по рукам», лишь только мы что-то не так делаем? Зачем же Он так делает - даёт море свободы, чтобы мы и не пытались в нём учиться плавать? Разве не странно? Я уже слышу, как начитанный в аскетической литературе подобрал правильный ответ. Он бы сказал: главное, что может дать человек Богу - это свобода личности. Это та жертва, которая только и достойна быть принесённой Господу Богу. Но что значит - отдать свою свободу Богу? То есть я перестаю существовать, я упраздняюсь как личность со всеми своими интересами и желаниями и превращаюсь в своего рода «киборга», программу для действий которого пишет Бог - а робот лишь автоматически её выполняет? Увы, как это ни звучит гротескно и ужасно, но и такое понимание воли Божией порой приходится встречать. И когда такой «киборг» подходит ко священнику за благословением, это напоминает загрузку очередной порции программного обеспечения. Он ощущает себя всего лишь инструментом в чужих руках - и всего лишь честно и ответственно делает порученное ему чужое дело. Но нужны ли Богу такие «киборги»? Ради них ли создавалась вся эта удивительная Вселенная? Весь чудный растительный, животный мир? Вся эта красота восходов и закатов, далёких звёзд, нежного дыхания теплого весеннего ветра? Киборгам ведь всё это не нужно: у них работает программа! Которую они выполняют! Увы, но в сегодняшнем чтении мы скорее видим отрицательную, негативную сторону о самоотвержении - и пропускаем другую, положительную. Каждый из нас для Бога - несоизмеримо дороже всего тварного мира. Это не я сказал, а Он Сам. Значит, внутри каждого из нас - не какой-то «недоделанный киборг с кривым программным обеспечением», а некто совсем иного порядка. Иисус Христос утверждает, что в каждом из нас - ни больше, ни меньше - целый Бог! Пусть и несколько поменьше - но называя нас «сынами Божиими», Бог Творец утверждает нашу родственную связь с Ним Самим! Мы - не наёмники, не рабы и не заключённые, а Его родные и дорогие дети! И что из этого следует? Мы - совсем не «киборги». Каждый из нас - огромная Вселенная. Микрокосмос. В которой я - Господь и Бог. Моего мира. И только от меня, от моего свободного решения зависит, захочу ли я управлять этим миром, прислушиваясь к своему любимому Отцу - который и подарил мне весь этот мир - или же я отвернусь от Него, даже не поблагодарив - и начну дурить так, как мне взбредёт в голову. И отвержение себя, о котором сегодня и говорит нам Евангелие - это вовсе не упразднения меня как такового, а сознательный и свободный отказ от всего, что препятствует раскрытию во мне этой Божественной задумки. Где эти препятствия? Эгоизм, инфантилизм, поверхностность, страх, малодушие, зависимости - всё это блокирует саму возможность реализации замысла Бога обо мне. Помоги же нам, Господи, в оставшиеся дни Великого Поста ещё раз внимательно пересмотреть свою жизни и научиться разбираться, что помогает нам расти дальше в нашем сыновнем достоинстве, а что - превращает в жалких рабов греховности и страстей!
Священник Стефан Домусчи Сегодняшнее воскресенье называется в церковной традиции Крестопоклонной Неделей. Мы достигли середины поста и Церковь напоминает нам, что на пути к Пасхе нам не миновать креста, потому что только умершее и может воскреснуть. Но это напоминание не только о Христе и том, что ради нашего спасения Ему необходимо было не только воплотиться, не только прожить человеческую жизнь, но и умереть на кресте. Это напоминает нам о собственной жизни и том, какое место в ней занимает нравственный подвиг. Кому из нас не хотелось бы легкой и простой жизни. Чтобы все в ней получалось, чтобы решения давались просто, чтобы мы были владели собой и своими эмоциями… Но даже совершенно неверующий и ничего не знающий об аскетике человек сталкивается с проблемами. Не надо быть особенно верующим, чтобы понять, что в твоей внутренней жизни есть сложности, что ты обижаешься тогда, когда сам понимаешь, что это глупо и разрушает тебя изнутри, что ты гневаешься в тот момент, когда надо держать себя в руках. В этом смысле, с грехом внутри себя знакомы даже те, кто ни о каком грехе не слышал или не согласен с тем, что такое явление существует. Это внутренне рабство было свойственно человеку не всегда. Как известно, человек был сотворен для того, чтобы свободно следуя воле Божьей и возрастая духовно, получить от Бога божественные совершенства. При этом человек не был рабом своего тела и своей эмоциональной сферы. Однако он был свободен это изменить и поддался искушению, захотел быть Богом сам по себе. Казалось бы, что плохого в свободе? - Разве Бог не сотворил его свободным? - Конечно, сотворил. Именно что свободным, а не поддающимся первому попавшемуся искушению. Адам воспользовался свободным, но это был выбор на понижение. Когда человек злится - он тоже делает это свободно, ведь его никто не принуждает. Но что это за свобода? Может быть ему только кажется, что он свободен? Свободен гневаться, свободен позволять себе разврат или свободен не прощать… Такая легкая свобода… свобода потакать самому себе. Чтобы понять ее цену достаточно попробовать быть свободным наоборот. Тебя злят, а ты свободен от злости и не злишься… Тебя обижают, но ты свободен не обижаться… а раз свободен - значит не обижаешься. Все хорошо и красиво выглядит… только ни у кого не получается. Свободно потакать себе очень удобно, но стоит отдавать себе отчет, что эта свобода неполная и в этой неполноте совершенно мнимая… призрачная. И вот Бог, Который, конечно же, не забывал о человеке и том, для чего он был сотворен, приходит, чтобы нас освободить. Самое же поразительное в том, что освобождать человека из его собственного плена можно только свободно. Насильно сделать кого-нибудь свободным не получится. Именно поэтому Бог непросто нас освобождает, но становится человеком Сам и своим послушанием исцеляет наше непослушание… Приобщая нас своей настоящей свободе, делает нас способными так же поступать свободно. И что же мы? Свободны? Очевидно нет, потому что сделать нас свободными автоматически невозможно. Получив возможность свободы через крещение, мы начинаем долгий путь к тому, чтобы эта свобода стала нашим навыком, чтобы она стала по-настоящему нашей. Сегодняшнее чтение говорит о нашем пути к свободе как о пути за Христом на крест. Наша мнимая свобода такая легкая, что мы не сразу осознаем как крест может быть связан с освобождением. Но давайте попытаемся проявить нашу свободу в том, чтобы совершить поступок любви в отношении человека, который нас оскорбил или просто нам очень неприятен. Мы довольно быстро поймем, что это невыносимо сложно, что это крест - не физический, конечно, но духовный. И взяв этот этот мы идем за Христом на голгофу, чтобы там не постыдиться нашего ученичества, но остаться рядом с Ним. Только крест наш чаще всего не внешние испытания, но рождение в собственную свободу. Свободу от греха. Не постыдиться креста Христова - значит совершать поступки любви там, где они вызывают недоумение и осуждение, быть щедрым, когда не хватает самому, человеческую злобу и превозношение исцелять милостью и прощением.
Иеромонах Феоктист Игумнов Думаю, любому священнику неоднократно приходилось слышать слова о том, что он, священник, должен утешать тех, кто приходит в храм и, особенно, на исповедь. Очень многие люди именно эту функцию видят первоочередной в служении священника. Они приходят со своими печалями и горестями, со своими неразрешёнными конфликтами, со своей болью и ждут утешения. Зачастую им нужны лишь свободные уши, нужна возможность высказаться, нужно простое сочувствие. Их можно понять. Но невозможно соответствовать их ожиданиям. Мне вспоминается одна женщина, которая в ответ на мои слова, которые состояли исключительно из цитаты части сегодняшнего евангельского чтения, очень сильно возмутилась и стала буквально кричать на меня: «Что вы такое говорите?! Причём тут Евангелие?! Вы разве не видите, мне плохо! А вы должны сказать мне добрые слова, поддержать меня и утешить!» Я очень ей благодарен. Она сказала о том, что многие носят в себе и стесняются высказать, она же смогла озвучить эту мысль и эту проблему. Проблема же в том, что Евангелие это не самая приятная книга. В нем немного мест, которые можно читать без внутреннего напряжения. Мало мест, которые были бы утешением. Евангелие - это вызов. Если читать его честно, открытым умом и открытым сердцем, то возникает уйма вопросов к самому себе. Нынешний отрывок как раз из таких мест. Он предельно чётко говорит о том, что перед каждым христианином каждую секунду стоит выбор: я или Христос. Моё удобство, мой комфорт или слова Христа. Моя воля или повеления Христа. Моя выгода или слава Христа. Невозможно быть христианином и избежать этого выбора. В равной степени невозможно сделать его однажды и уже не возвращаться к нему. Нигде и никогда, ни намёком, ни полусловом Христос Спаситель не обещал своим ученикам спокойной и комфортной жизни. Он не говорил о том, что все будут любить нас, будут нас с удовольствием слушать. Он не говорил, что жизнь христианина будет во всех отношениях приятной. Напротив, Он говорит, в том числе и сегодня, о том, что для вечной жизни в Его Царстве мы должны умереть для себя. Потерять душу свою ради Него и Евангелия. Или, другими словами, видеть сердцевиной своей жизни не самих себя, свою семью и свои интересы, а исключительно евангельское благовестие и слова Христа. Это непросто. Хотя бы потому, что награда за житейскую смекалку близка и очевидна, а та награда, которую обещает Своим ученикам Христос кажется далёкой, непонятной, а кому-то она и вовсе видится ненужной, кого-то вполне устраивает то, что он может приобрести на пути удовлетворения своих потребностей здесь и сейчас. Переубедить нашими слабыми словами таких людей невозможно. Да, собственно, глупо думать, что это возможно, смешно надеяться, что кто-то благодаря убеждению и словам сможет изменить своё отношение к жизни и к Евангелию. Для того, чтобы суметь услышать голос Христа и пойти вслед за Ним, Он Сам должен коснуться сердца человека. И Он коснётся. В том числе и сегодня, в середине Великого поста. Постараемся же открыть своё сердце для Него и услышать Его голос, который зовёт всех нас в славу Царства Небесного.