Увиденный во сне канат означает усталость, которую вы испытываете из-за постоянных стрессов дома и перегрузок на работе. Свернутый бухтой канат, который вы видите на борту корабля, предвещает счастливые часы в обществе любимого человека. Свисающий с большой высоты канат с оборванным, обмочаленным концом – к затруднениям в делах и неопределенности в любовных отношениях.

Привязывать канат на огромной высоте, сбрасывая конец в бездонную пропасть, предвещает участие в деле, из-за которого могут возникнуть разногласия с друзьями, вплоть до полного разрыва отношений.

Спускаться по канату с головокружительной высоты – такой сон принесет разочарование в любви, но блестящий успех в деле. Подниматься по канату и чувствовать, что силы покидают вас, – наяву оказаться жертвой незаконных гонений и преследований.

Перебираться во сне по канату через пропасть означает, что вы будете втянуты в довольно рискованную сделку, но удача вам улыбнется. Видеть канатоходцев, балансирующих с шестом в цирке, – к тому, что найдете выход из самой запутанной и сложной ситуации.

Кататься на подвешенном к дереву канате – наяву проявить отрицательные черты характера в силу сложившихся обстоятельств. Нырять, раскачавшись на канате, в воду означает, что в реальной жизни под влиянием веселой обстановки и раскованной атмосферы вы позволите себе некоторые вольности в отношениях с малознакомым мужчиной, о чем впоследствии будете вспоминать со смешанным чувством приятности и сожаления.

Сон, в котором вас привязывают к чему-то канатом, и оставляют одну взаперти некие вымогатели, означает, что вы не устоите перед притязаниями понравившегося вам мужчины и отдадитесь ему со всем желанием и страстью.

Связывать кого-то канатом – такой означает для вас способность противостоять враждебным силам и проискам соперников.

Сон, в котором вас бьют канатом, означает, что вы вынуждены будете подчиниться воле обстоятельств и людей, обладающих большей, нежели ваша, властью. Если вы кого-то бьете канатом – значит, наяву у вас достанет сил, чтобы подчинить своей воле людей, не понимающих своей выгоды.

Видеть во сне буксируемый на канате автомобиль или какое-то иное транспортное средство означает, что вы не сдержите своих обещаний, хотя в свое время клялись и божились, что выполните их, чего бы вам это ни стоило.

Видеть горящий канат означает, что вы испугаетесь огласки своей тайной любовной связи.

Толкование снов из

Назначение и область применения. При выполнении работ на высоте, наиболее предпочтительным способом достижения рабочей зоны является спуск. По этой причине спусковые устройства являются одним из главных элементов специальной оснастки.

Спусковые устройства предназначены для осуществления управляемого с регулированием скорости спуска по несущему канату и остановки на любом этапе с целью осуществления производственного процесса.

Требования к конструкции. Спусковое устройство должно соответствовать требованиям Европейскому стандарту EN 341 «Приспособления для спуска». Согласно указанному выше стандарту спусковые устройства делятся на четыре класса (A,B,C,D) по энергии спуска. Класс А - энергия спуска, W, 7,5x10 6 J. Класс В - энергия спуска, W, 1,5x10 6 J. Класс С - энергия спуска, W, 0,5x10 6 J. Класс D - энергия спуска, W, 0,02x10 6 J (на один спуск с высоты не более 20-ти метров). Приспособления для спуска класса D разработаны для одноразового применения.

Статическая нагрузка, выдерживаемая устройством при фиксации несущего каната, должна быть не менее 12 кН, при этом не должно быть повреждений и остаточных деформаций корпуса, проскальзывания несущего каната через спусковое устройство. Тормозное усилие в спусковом устройстве не менее 450 Н при нагрузке на свободном конце несущего каната 100 Н. При использовании спусковых устройств без автоматической блокировки скорость спуска, после снятия функции управления, не должна превышать 2 м/с.

Все устройства, предназначенные для обеспечения спуска спасателя по несущему канату, объединяет общий принцип действия - обхват несущего каната вокруг корпуса спускового устройства или вокруг его деталей. Обхват создает необходимую силу трения между спусковым устройством и несущим канатом. При изменении угла обхвата сила трения может увеличиваться или уменьшаться. Суммарный угол обхвата спускового устройства несущим канатом должен быть не менее 450 - 600°. Радиус изгиба несущего каната не менее чем 1-1,5 его диаметра (10 -12 мм). Изменяя в этих пределах угол обхвата, можно добиться равномерного передвижения по несущему канату, плавного регулирования скорости спуска и полной остановки.

Характеристика и порядок эксплуатации. Каждое спусковое устройство разработано для решения определённой задачи. Конструкция каждого изделия обеспечивает максимальную безопасность. Как правило, каждое из них обладает своими достоинствами и недостатками. Подобрать необходимое можно после некоторого опыта работы с различными спусковыми устройствами. Так, например - основным неудобством при эксплуатации, спусковых устройств второй группы, является то, что спуск осуществляется при помощи двух рук, а это неудобно при использовании работником самостраховки за страховочный канат.

Спусковые устройства могут применяться либо для так называемого активного спуска - когда устройство крепится карабином к индивидуальной страховочной системе и работающий сам управляет им, либо для пассивного - когда спуск обеспечивает второй спасатель, выдавая через спусковое устройство спускающемуся несущий канат, к концу которого тот пристегнут. Пассивным вариантом спуска можно управлять как сверху, так и снизу, все зависит от того, где установлено спусковое устройство и от методики выполнения работ.

Краткая характеристика спусковых устройств наиболее часто применяемых при выполнении работ на высоте:

«Восьмерка». Позволяет осуществлять плавный спуск за счет увеличения или уменьшения угла обхвата несущим канатом спускового устройства, а способ заправки в нее несущего каната позволяет исключить карабин из числа элементов о которые происходит трение не сущего каната. Восьмерка не создает для веревки слишком резких перегибов которые крутят веревку и образуют на ней барашки. Недостатком является невозможность закрепления веревки при длительных остановках. Украина


«Рогатка». Является усовершенствованным вариантом восьмерки, обеспечивает надежную фиксацию работника в любой точке спуска за счет выступов на корпусе. Наиболее широко распространенное спусковое устройство при выполнении работ в безопорном пространстве. Недостатком является то, что она крутит не сущий канат. Чем длиннее оказывается несущий канат - тем больше скорость вращения. Исключает возможность выполнения работ на канате который закреплен внизу. Украина

«Решётка». На данный момент одна из самых удобных и простых систем. Преимуществом перед предыдущими конструкциями спусковых устройств является то, что при спуске она не крутит несущий канат. Предназначена для спуска любой протяженности, применяется при проведении спасательных работ и работ, связанных со спуском тяжелых грузов. Увеличивая или уменьшая количество перекладин, через которые про пущен несущий канат, можно легко регулировать силу трения скольжения и тем самым регулировать скорость спуска. Используется с одинарными несущими канатами 09 - 13 мм или двойными 8 - 11 мм. При использовании «решетки» для ВВР целесообразно чтобы она имела пять перекладин - это обеспечит более плавный спуск даже с дополнительным грузом. Украина

«Букашка промальп». Техническое средство для страховки и спуска по несущему канату «Букашка промальп», предназначено для работы с сидушкой на двух независимых несущих (спасательных) канатах диаметром 10-12 мм. Каждый из канатов проходит с торможением через устройство и может фиксироваться независимо от второго. Отличительными особенностями конструкции является самозаклинивание несущего каната при потере контроля над ним и в других нештатных ситуациях. Расположение каждого из канатов в одной вертикальной плоскости, исключает их подкручивание. Карабин служит только для блокировки канатов от выстёгивания из устройства и для самостраховки спасателя. При использовании устройства в работе, верхние независимые точки крепления могут быть разнесены на значительное расстояние, что в свою очередь позволит выполнять работу с использованием техники «маятника».

STOP.(стоппер или десантер) Автоматическое спусковое устройство. Предназначено для спуска по одинарной верёвке. Поворотная щёчка с предохраняющей защёлкой: уменьшает риск потери устройства; позволяет быстро заправлять верёвку в устройство без отщелкивания от обвязки; упрощает прохождение промежуточных точек страховки. Устройство автоматически останавливается как только пользователь отпускает управляющую рукоятку. Регулировка скорости спуска осуществляется рукой, которая удерживает свободный конец верёвки. Для подъёма вверх по верёвке достаточно просто установить зажим с рукояткой и вспомогательной педалью под ногу, не меняя положения самого устройства. Используется на верёвках диаметром от 10 до 11 мм включительно. Каждое изделие тестируется. СЕ EN 341 класс А. Вес - 326 г. Пр-во фирмы Petzl

GRIGRI. Автоматическое спусковое и страховочное устройство для одинарной верёвки. Для фиксации в рабочем положении (позиционировании) на наклонных поверхностях и для быстрого маневрирования при высотных работах требующих частого чередования коротких спусков и подъёмов по верёвке. Простота использования. Для разблокировки устройства используйте управляющую рукоятку. Регулировка скорости спуска осуществляется рукой, которая удерживает свободный конец верёвки. Система автоматической блокировки: если пользователь во время спуска отпустит управляющую рукоятку, кулачок повернётся и зажмёт верёвку, таким образом не контролируемый спуск прекратится. Для подъёма вверх по верёвке достаточно просто установить зажим со вспомогательной педалью под ногу, не меняя положения устройства. Может использоваться для страховки в связках. Используется на верёвках диаметром от 10 до 11 мм включительно. Каждое изделие тестируется СЕ. Вес - 225 г. Пр-во фирмы Petzl.

Безопасность использования. Для увеличения безопасности предпочтительнее использовать автоматические (самоостанавливающиеся) спусковые устройства, т.е., если спускающийся теряет контроль над свободным концом несущего каната, устройство должно останавливать или тормозить спуск до безопасной скорости. В противном случае они должны использоваться совместно с фиксирующими узлами (узел «Прусик») или зажимами различной конструкции. Безопасной скоростью спуска является скорость 0,25 - 0,5 м/с.

Чтобы достичь ещё большего уровня безопасности, некоторые устройства имеют функцию «антипаник» (мгновенная остановка при слишком сильном нажатии на управляющую рукоятку).

Безопасность работающих с использованием спусковых устройств может обеспечить только их правильная эксплуатация и техническая исправность. Поэтому спусковое устройство любого типа должно иметь паспорт, определяющий порядок его эксплуатации, хранения и периодичность проведения испытаний.

Хранение. Перед сдачей на хранение спусковые устройства, бывшие в употреблении, должны быть очищены, промыты в керосине, просушены, подвижные узлы смазаны.

Спуск по веревке часто называют дюльфером. Ганс Дюльфер - немецкий альпинист, придумавший один из первых способов спуска, предложенный и введенный в практику в начале XX в.

Спуск по закрепленной веревке при помощи страховочного устройства и схватывающего узла.

При необходимости спуститься по веревке применяют следующие техники.

Порядок действий:

Завязать схватывающий узел на веревке и присоединить его к силовому кольцу системы карабином;
выбрать немного веревки через схватывающий узел. Слабина позволяет легко заправить веревку в страховочное устройство;
заправить веревку в страховочное устройство (согласно рекомендациям производителей);
обратно выбрать слабину веревки через страховочное устройство и нагрузить систему, самостраховка при этом перестанет быть нагруженной и ее возможно будет выщелкнуть из станции;
перед спуском необходимо убедиться, что на конце веревки завязан узел (не менее чем в 1 метре от конца) или что она закреплена на нижней станции;
проверить правильность системы, выщелкнуть самостраховку и начать спуск;
спускаться по веревке необходимо плавно, без скачков;

ВНИМАНИЕ!

При нагрузке схватывающий узел не должен упираться в страховочное устройство, расстояние между схватывающим узлом и страховочным устройством должно быть не менее 10 см.

Во время спуска ноги необходимо держать на ширине плеч, желательно под 90° к склону, для более устойчивой позиции;
верхняя рука придерживает схватывающий узел; нижняя рука контролирует плавность выдачи веревки;
приблизившись к станции вщелкнуть в нее свободную самостраховку;
ослабить веревку: сначала выщелкнуть страховочное устройство (оно нагревается при спуске), затем снять схватывающий узел;
дать команду участнику наверху о том, что веревка свободна.

ВНИМАНИЕ!

Во время спуска избегайте движения из стороны в сторону. Горизонтальные колебания нагруженной веревки по рельефу опасны тем, что она может попасть на острые грани рельефа и перетереться.

Спуск с помощью узла UIAA с подстраховкой схватывающим узлом

При отсутствии спускового устройства осуществляется спуск на узле UIAA с подстраховкой схватывающим узлом (который располагается выше узла UIAA на расстоянии, чтобы его легко можно было достать рукой).
Используются только муфтованные карабины. Не зажимайте схватывающий узел в кулак.

Многоверевочный (мультипитчевый) спуск

Во время спуска связки по оборудованному маршруту и при работе с одной веревкой - 40–50 м - используются следующие техники.

Порядок действий:

Во время спуска рекомендуется использование отдельной самостраховки;
● веревку необходимо пропустить в спусковые кольца или кольцо станции;
● разделить веревку пополам и, во избежание трения, пропустить под станцией;
● на концах веревки завязать узлы «полугрейпвайн»;
● сбросить веревку вниз или, разделив на две равные бухты и повесив на петлю, выдавать необходимый минимум при спуске;
● первый участник спускается по двойной веревке на спусковом устройстве с подстраховкой схватывающим узлом;
● спустившись к месту следующей станции, организует новую станцию;
● встает на самостраховку, выдает себе веревку через спусковое устройство, оставив свободную петлю 2 м (необходимая слабина для вщелкивания второго участника);
● закрепляет веревку на станции (например, узлом «восьмерка» через карабин) и отсоединяет спусковое устройство.

● дает команду о том, что веревка свободна;
● участник, находящийся наверху, организует спуск на двойной веревке со схватывающим узлом;
● после прищелкивания схватывающего узла и спускового устройства выщелкивает самостраховку, разбирает станцию и спускается к нижнему участнику;
● спустившись на станцию, встает на самостраховку, освобождает веревки, на концах веревки развязывает узлы;
● оба участника продергивают веревку и организуют новый спуск.

ВНИМАНИЕ!
Важно обращать внимание на то, чтобы веревка не терлась о стропы станции и самостраховки.

Узел для продергивания веревки

При организации спуска с двумя веревками и их последующим продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен и узел может застрять, используется «простой» или «плоский» узел. Данный узел лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф.

ВНИМАНИЕ!

Свободные концы веревок после завязывания узла «простой» или «плоский» должны быть не менее 25–30 см! Использование в такой конфигурации узла «восьмерка» опасно поскольку узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, чем плоский узел.

Спуск и продергивание веревки:

  • Прищелкнуть карабин для расправления ветвей обеих веревок во время спуска. Данный способ также называется "расческой";
  • Сдергивающая (синяя) веревка должна находиться ближе к скале, иначе при сдергивании возможно застревание (закусывание) веревок

В новом выпуске при поддержке PayOkay предлагаем тебе немного полетать. Читай про 10 зиплайнов - от романтичных канатных дорог над озерами до экстремальных спусков в горах и тропических лесах. Какой бы вариант ты ни выбрал(-а), надежным помощником в путешествии станет карта выгодных расчетов , созданная специально для активных молодых людей.

Что такое зиплайн?

Зиплайн - это сильно усовершенствованный вариант тарзанки, с которой в детстве тебя точно сгоняла мама. Конструкция представляет собой спуск по стальному канату с использованием сил земного притяжения c помощью специальных креплений. Сейчас зиплайн набирает все большую популярность как один из способов экстремального развлечения и получения острых ощущений, но так было не всегда. Изначально подобные устройства часто использовались для переправы над каньонами, реками и непроходимыми лесами. До того, как люди научились получать удовольствие от выброса адреналина, ветер в ушах и дрожь в руках были, скорее, неизбежными эффектами. С тех пор за зиплайном закрепилось множество названий в зависимости от региона: «летучая лисица», «тирольская переправа», «сильный наклон». Любовь туристов к «воздушным веревкам» первыми начали подогревать костариканцы в середине 1990-ых гг.1

Короткие зиплайны

Литва

Маршрут: через реку Нерис
Расстояние: 400 м
Стоимость: € 15 вход в парк, € 8 - зиплайн.

Испытать дух свободы недалеко от дома ты можешь в соседнем Вильнюсе. Здесь оборудован парк развлечений UNOPark, где можно и по деревьям полазить, и по канатной дороге пройтись, и пролететь над рекой. Скорость переправы зависит от ветра, поэтому к аттракциону допускаются люди ростом от 145 см. Попроси друзей сфоткать тебя в полете с Валакампийского моста - с него открывается лучший вид. В парке есть варианты канатных спусков и для детей. Кстати, самый первый парк развлечений в Литве компания открыла в курортном Друскининкае. Переправься через живописный Неман по канату длиной в 500 м и отправляйся снимать напряжение в лечебных грязевых и солевых ваннах.

Армения

Маршрут: над Енокаванским каньоном
Расстояние: 135-750 м
Стоимость: € 28

Канатная дорога «Цук Манара» недалеко от города Кирьят-Шмона расположена на высоте 840 м. С нее открывается потрясающий вид на долину Хула, Хермон и Голанские высоты. Длина ее совсем небольшая - 200 м, зато скорость можно выбрать на свое усмотрение, чтобы внимательно все разглядеть. Считается, что из всех зиплайнов в мире у этого - самый острый угол наклона, 37 градусов, а потому, если ты решил(-а) отправиться в , - грех не сгонять сюда (особенно, если в твоих планах посещение Хайфы или Цфата). Можно спускаться парочками, главное, чтобы вес одного человека был от 30 до 100 кг.

Испания-Португалия

Маршрут: над рекой Гвадиана
Расстояние: 700 м
Стоимость: € 17

Самый быстрый способ пересечь государственную границу за 1 (!) минуту без виз и паспортов придумали в Испании. Станция отправления зиплайна находится около испанского замка Санлукар-де-Гвадиана, на высоте около 100 м над рекой, а приземляются туристы с португальской стороны, в поселке Алкотин. Вернуться обратно можно на пароме. Переправа включена в стоимость билета (€ 17). Кроме того, кросс-граничный зиплайн - это еще и хороший способ путешествия во времени: Испания и Португалия находятся в разных часовых поясах. Минимальный возраст искателя приключений - 14 лет. Компания готова индивидуально проконсультировать и предоставить услуги людям с ограниченными возможностями.

Германия

Маршрут: над дамбой Rappbode-Talsperre
Расстояние: 1 км
Стоимость: € 39

Зиплайн в Германии подходит для тех, кто раньше не увлекался экстримом и решил попробовать себя в первый раз. Километровая канатная дорога проходит над самой высокой немецкой дамбой. Скорость полета развивается достаточно небольшая - 80 км/час, так что у тебя будет возможность полюбоваться водичкой и лесом вокруг. Стоимость аттракциона € 39, на парный спуск, который здесь тоже предусмотрен, - скидка. Другие варианты зиплайнов в Германии - спуск над Черным лесом в горном массиве Шварцвальд и парк Zipline park Ochsenkopf .

Самые высокие, длинные и экстремальные

Франция

Маршрут: Орель и Валь-Торанс
Расстояние: 1,3 км
Стоимость: € 50

Во французских Альпах спрятался самый высокий зиплайн в мире «La Tyrolienne». Он проходит на высоте от 3250 (начало) до 3000 (финиш) м над уровнем моря. Этот спуск захватывает дух в буквальном смысле слова: его скорость составляет 60-100 км/час. Канатная трасса разделена на 10 участков разной сложности. Самый протяженный их них имеет длину 400 м и проходит над ущельями и горными ручьями. Сам курорт Валь-Торанс входит в одну из самых крупных в мире областей горнолыжного катания Три долины. Если летом вдруг соскучишься по снежку и саночкам, отправляйся туда.

Объединенные Арабские Эмираты

Маршрут: над горами Джебель-Джайс
Расстояние: 2,6 км

До этого апреля самым длинным зиплайном в мире считался канатный спуск в Сан-Сити (ЮАР). Его длина составляет 2 км, а скорость «полета» человека достигает 120 км/час. Однако в апреле этого года в Арабских Эмиратах от горы Джебель-Джайс (Jabal Jais) был протянут канат длиной 2,6 км в специальном подвесе. Пока что туристам открыты только отдельные участки. Таким способом эмират Рас-эль-Хайма пытается переманить часть туристов из Дубая. Джебель-Джайс находятся на границе с Оманом и являются самыми высокими и живописными горами в ОАЭ.

Таиланд

Маршрут: над тропическим лесом Чонбури
Расстояние: 3 км
Стоимость: € 100 в рамках однодневного тура с доставкой, но можно ехать самому и договариваться на месте

Зиплайн, протянутый недалеко от Бангкока, называется «Полетом гиббонов» неспроста. Во время переправы через тропический лес будь готов(-а) повстречать не только маленьких обезьянок, но и гигантских белок, оленей и другую живность уникальной таиландской экосистемы. В придачу к крутому спуску здесь предлагают пройти целый курс экоприключений: лазить, прыгать, прогуляться по дикому заповеднику и узнать о его обитателях.

Великобритания

Маршрут: над Сноудонией
Расстояние: 1,8 км
Стоимость: € 65

Самый длинный и самый быстрый европейский зиплайн находится в горном Уэльсе, недалеко от городка Бетесда, выросшего вокруг сланцевой промышленности. Между прочим, ты будешь пролетать на скорости 159 км/час над карьером, сланцем из которого покрыты самые известные здания в Великобритании, в том числе, Букингемский дворец и резиденция британского премьер-министра. Это первый зиплайн, где можно проехаться над землей вчетвером. Групповой спуск обойдется дешевле (£ 180) индивидуального (£ 50). Кстати, тебе совсем не обязательно покупать фунты заранее. С картой выгодных расчетов PayOkay ты сможешь расплатиться в валюте , еще и получая сashback 1,5 % живыми деньгами за каждую покупку или услугу.

Если не очень хорошо переносишь полеты над землей на канате и приехал(-а) за компанию, в парке найдутся и другие варианты развлечений: например, походы по подземельям и автомобильные экскурсии по карьерам.

Непал

Маршрут: над долиной Покхара
Расстояние: 1,8 км
Стоимость: € 53

Будь готов подниматься на вершину Сарангкот минут сорок на джипе, чтобы слететь с нее всего за две. Вертикальный перепад здесь составляет 600 м, благодаря чему развивается очень большая скорость (140 км/час). Это самая высокая вершина в окрестностях города и оттуда открывается великолепный вид на горную гряду Анапурны и саму Похкару.

Как вести себя на зиплайне? Рекомендации от PayOkay

Каждая трасса имеет ограничения по росту и весу. Проконсультируйся у инструктора перед началом прохождения трассы.

Во время прохождения трассы выполняй все требования инструкторов.

На зиплайне обычно используется ролик, оставшиеся 2 карабина пристегиваются к тросу для дополнительной страховки.

Оригинал взят у mr_aug в

Оригинал взят у survivalpanda в Вертикальная подготовка для новичков. Ликбез. Теория и практика начального уровня

В этой статье я постараюсь, в меру своего понимания, наиболее просто объяснить основы горной подготовки для абсолютных новичков в теме.
Расскажу про термины и простейшие техники спуска и подъема которые может освоить каждый.

Мне буквально несколько месяцев назад, чтобы собрать эту информацию пришлось довольно долго полазать по интернету, поэтому я и решил систематизировать и преподнести ее максимально просто, думаю она окажется полезной.

Статья получилась большой, но из песни слов не выкинешь. Писалась она долго. Прямо параллельно написанию я испытывал или осваивал что-то новое и включал в статью.
Также я не исключаю некоторых ошибок, которые вполне мог допустить.

Предупреждение: заниматься такими вещами лучше под присмотром профессионалов. Иначе можно очень запросто убиться или покалечиться.


Итак. Все началось с великого взрыва. Вся горная подготовка, по моей классификации, делится на два типа организации движения по веревке. Это движение вверх т.е. подъем и движение вниз т.е спуск.

Теперь мы потихоньку начнем разбирать каждый элемент снаряжения и термин, который может встретится на тернистом пути новичка, который захотел немного освоиться в данной теме.

Первое что нам понадобится - это веревка .

Без веревки мы никуда не влезем и потом оттуда не спустимся.

Веревки в альпинизме используются двух типов: статическая (статика - жарг.) и динамическая (динамика - жарг.). Они отличаются динамическими качествами, а именно способностью удлинения под нагрузкой.

Основное свойство динамических веревок - способность амортизировать рывок, который происходит при срыве скалолаза (про фактор срыва мы поговорим ниже). Поэтому динамика очень часто используется для страховки при скалолазании. Для нижней страховки она вообще обязательна.

Для простого спуска и подъема по веревке новичку будет достаточно приобрести себе статическую веревку. Бухты в 50 м. хватит на все и еще останется. Бюджетным вариантом будет приобретение отечественной веревки (Коломна, Дзержинск и т.д.).

Стандартные диаметры используемые в альпинизме 9-11 мм (в промальпе - 10-12). Чем больше, тем прочнее и тяжелее веревка. Тем сильнее она тормозит в спусковом устройстве.

Советую остановиться на золотой середине - 10 мм.

И если мы затронули веревки, то нельзя обойти вниманием репшнур (репик, репчик - жарг.). Это вспомогательная статическая веревка диаметром 3-8 мм. Имеет кучу применений, начиная от организации самостраховки и заканчивая изготовлением шнурков.

В общем паракорд рядом не валялся.

Я пользуюсь репшнуром 5мм, моток которого почти всегда лежит в рюкзаке.

С веревками вроде разобрались.

От веревок плавно переходим кузлам.

Различных узлов очень много и разучивать их можно бесконечно. Я остановлюсь лишь на некоторых, наиболее на мой взгляд востребованных.

Во-первых это восьмерка , можно сказать - это главный узел, который можно применять практически в любом случае. Очень надежный узел, практически не ослабляет веревку.

Используется восьмерка для привязываний, как к индивидуальной страховочной системе (ИСС), так и к опоре. Для соединения и удлинения веревок, в общем практически для всего.

Надо выучить, как вязать восьмерку петлей.

Булинь - очень распространенный узел для привязывания и создания петель. Менее надежен, чем восьмерка, но быстрей вяжется. Необходим контрольный узел. Не абсолютно надежен. Завяжите лучше восьмерку.

Надо знать, как минимум один схватывающий узел. Им потом будем самостраховаться.

Ну и узел УИАА (UIAA), нужен для аварийных спусков и спусков с минимумом снаряжения.

Обратите внимание! Свободный конец веревки должен выходить со стороны противоположной муфте карабина.

Веревку купили, узлы освоили, теперь можно лезть и спускаться?

В принципе да, можно, как в старые добрые времена дюльферять без всякого снаряжения.
Дюльферять - совершать спуск дюльфером. Многие считают, что это любой спуск, но это не так. Дюльфер - это прием спуска по фамилии изобретателя.

Так вот, спускаться таким способом можно, но не безопасно и неудобно.

Для удобства и безопасности уже довольно давно придуманы Индивидуальные Страховочные Системы (ИСС, система, беседка, подвесная).

Они служат для распределения нагрузки на тело при висении и срыве и не дают вам упасть.

Системы бывают полные и поясные .

Я использую поясную систему. При желании ее можно превратить в полную купив специальные лямки.

Для начинающих я бы посоветовал обычную ИСС без плечей.

Если нужен бюджетный вариант, тогда отечественной фирмы Венто. В любом случае не стоит брать системы состоящие только из стропы. В народе они нежно называются "яйцерезки". Ежели денег достаточно, то лучше не скупиться и взять что-то от именитых брендов Petzl, Black Diamod и т.д.

На следующей фотографии видны основные элементы страховочной системы:
Ножные обхваты
Поясной обхват
Страховочное кольцо (зеленое)
Петли для подвеса снаряжения - они не грузовые, страховаться и повисать на них ни в коем случае нельзя.

С страховочными системами разобрались.

Теперь надо совместить веревку с ИСС . Можно сделать это двумя способами. Узлом и через карабин.

Узел - все та же восьмерка, а про карабины я расскажу чуть ниже.

Карабин встегивается в центральную страховочную петлю. Это настойчивая рекомендация всех производителей.
Очень часто учат встегиваться одновременно в поясную петлю и ножную - эта ошибка т.к. увеличивает шанс, что карабин перекосит и он нагрузится в поперечном направлении. Одновременно в обе петли можно крепиться только узлом.

Не верите мне, почитайте тогда инструкцию к своей ИСС.

Теперь перейдем к карабинам.

Итак, какие бывают карабины .
Во-первых они бывают муфтованные и немуфтованные.
Их отличие в том, что муфтованные оснащены специальной муфтой мешающей карабину самопроизвольно раскрыться.

Муфты бывают резьбовые, байонетные и автоматические.
С автоматическими удобно манипулировать одной рукой, но их надежность оставляет желать лучшего. Я советую использовать карабины с резьбовыми муфтами. И главное всегда следить чтобы карабин был замуфтован.


Также карабины отличаются по форме и бывают: овальные, трапециевидные, треугольные, грушевидные и др.

Овальные карабины самые универсальные и недорогие.
Трапециевидные при аналогичном весе имеют большую прочность нежели овальные.
Треугольные и грушевидные карабины имеют увеличенный зазор для веревки. Ими удобней встегиваться и использовать узел УИАА.


Карабины изготовляются из разных материалов. Это сталь, сплавы аллюминия и титан.

Стальные карабины тяжелые и очень прочные, аллюминиевые карабины гораздо легче весят. Титановые встречаются достаточно редко и я с ними не общался.

Теперь по прочности.

Каждый карабин снабжен вот такой маркировкой. Она значит, что карабин с фотографии в замуфтованном состояниии выдержит нагрузку 22 кН (2,2 тонны) в продольном направлении. 8 кН если защелка открыта и 8 кН в поперечном направлении.

Видите, как важно муфтовать карабины и следить чтобы они располагались, как надо.

Обратите внимание! Муфта карабина должна всегда "смотреть" на вас. Так вы увидите, если карабин случайно размуфтовался.

Если есть возможность, что нагрузка будет приложена с нескольких сторон, применяются так называемые рапиды. Это стальные карабины у которых нет откидной защелки, а только муфта на резьбе.

Новичку я бы советовал прикупить 3-4 карабина разной формы с резьбовыми муфтами. Материал изготовления - по желанию.

Переходим к Спусковым Устройствам (СУ, спусковуха).

Главный принцип работы всех СУ - создание трения веревки в механизме. В результате можно прикладывая совсем небольшие усилия контролировать спуск.

СУ бывают ручные и автоматические .

В ручных СУ скорость спуска и торможение зависит только от способа заправки веревки и от того, с какой силой человек натягивает веревку ниже СУ.

В автоматических спусковых устройствах присутсвует специальный механизм. Тянем ручку - едем вниз. Отпускаем ручку - зависаем. При этом свободный конец веревки все равно должен контролироваться.

В данной статье я расскажу только про ручные устройства т.к. для новичка, который не планирует заниматься пром.альпом автоматические устройства совершенно избыточны.

А расскажу я про два типа спусковых устройств - это восьмерка и шайба Шихта.

СУ восьмерка - это одно из самых классических устройств. Выглядит примерно так.

Рог нужен для фиксации веревки, есть восьмерки и без рогов.
К недостатком можно отнести то, что восьмерка крутит веревку. Это значит, что после нескольких спусков на веревке будет полно "барашков" которые потом придется распутывать.

К достоинствам можно отнести несколько вариантов заправки веревки.

Их два. Через карабин (скорость спуска выше) и через шейку восьмерки.

Ну и в любой момент рогатую восьмерку можно заблокировать намотав веревку на рог.

Еще один, более современный вариант восьмерки - пиранья фирмы Petzl. Имеет еще больше способов встегивания и регулировки скорости спуска. Подробнее об этом спусковом устройстве будет в отдельном обзоре.

Кстати, взгляните не пецелевский же карабин. Когда он размуфтован, видна красная полоска анодирования - замечательная идея, на мой взгляд.

Второй тип ручного СУ - это шайба шихта . Они же: стакан, лукошко, реверсо и пр.

Отлично работают с одинарной и двойной веревкой. Не крутят ее. В общем рекомендую начать именно с такой спусковухи.

Заправка веревки осуществляется следующим образом. Создается петля, которая продевается в прорезь на устройстве. Свободный конец веревки направлен к губкам СУ.

Внутрь петли встегивается карабин.
Обратите внимание! Тросик - не нагружаемая деталь и служит только для транспортировки.

Предположим, звезды сложились. Вы купили бухту веревки, ИСС, карабины и страховочное устройство.

По хорошему, еще нужна каска . Но это уже оставляю на вашей совести.
Хотя даже банальная строительная каска не помешает.
Я пользуюсь баллистическими шлемами, что не всегда вызывает здоровую реакцию.

Не лишними будут наколенники . Иначе синяков на коленях не избежать.

Так же важны хорошие перчатки. При быстром спуске веревка натирает и обжигает ладонь, вы можете инстинктивно от боли выпустить веревку из рук, что может оказаться фатальным.

Теперь берем все это и отправляемся на импровизированный скалодром.

Не забываем позвать с собой товарища, который будет осуществлять страховку. Не забыли? Молодцы!

Наш скалодром будет предствавлять из себя небольшую стенку с которой можно спуститься. На фото, например подпорная стенка.

Для первых тренировок чем ниже, тем лучше.

Теперь надеваем обвязку. Затягиваем и проверяем все пряжки. Просим товарища проверить еще раз.

Первым делом надо закрепить веревку. В альпинизме принято крепиться либо за одну безусловно надежную точку, либо за две менее надежные. Такие точки крепления веревки называются станции .

Мы будем привязываться к живому дереву. Это вполне надеждная точка крепления.

К дереву мы привязываемся все той же благословенной восьмеркой, ну или булинем не забывая контрольный узел.

Есть еще вариант прикупить себе оттяжку из стропы длинной 120 см и с помощью карабина создать вот такую станцию.

Использование полусхватывающего узла уменьшает прочность на 50 процентов, зато "удавка" (полусхватывающий узел ) позволяет закрепиться повыше.

Мы же сделаем вот так.

Ну и вообще такие оттяжки из стропы очень полезны в хозяйстве. Парочку надо брать.

Станцию создали. Первым делом пристраховываемся к ней усом самостраховки. Если Вы не знаете, что это, то можно пристраховаться репиком, как я на фото.

И раз уж зашла речь, пару слов скажу про усы самостраховки .
Это отрезки стропы или динамической веревки, которые одним концом крепятся к системе, а другим к точке страховки.

Бывают промышленного производства и самосвязанные.

Покупные выглядят так.

Самосвязанные так. Узлом восьмерка усы прикреплены к системе.
Первый ус, как правило имеет стандартную длину - 55 см. В основном служит для пристраховывания к окружающим объектам, типа, как станция, которую мы сделали на предыдущем шаге.

Ко второму усу обычно крепится жумар. Его длина должна быть такой, чтобы вися на этом усе вы дотягивались до защелки жумара (как жумар выглядит, где у него защелка и что это вообще такое я расскажу немного ниже).

На свободных концах усов самостраховки вяжутся узлы в которые встегиваются карабины. Я использую полу-грейпвайн с тремя оборотами. Если не умеете такой узел, юзайте восьмерку.

Теперь вернемся в начало "цикла". Нашли опору. Создали на ней станцию, вщелкнули самостраховку. Получилось? Молодцы!

Теперь на конце веревки, по которой будем спускаться, вяжем восьмерку и вщелкиваем ее в карабин, который повесили на станции.

На другом конце веревки тоже вяжем узел и сбрасываем бухту в "пропасть".

Это узел гарантирует, что даже если веревка не достанет до дна вы просто остановитесь, а не упадете проскочив конец.

Даже если вы думаете, что веревка достала до дна, все равно нужно в этом убедиться. Спросите товарища внизу.

Если веревка проходит через край стенки и трется об него, то стоит надеть на нее протектор . Это полоса плотного материала (тэза, кусок пожарного рукава и пр.) с липучкой. Оборачивается вокруг веревки и защищает от истирания.

Если протектор не надевать, то за пару раз получается такая картина. Согласитесь, не дело.

Продеваем веревку в спусковое устройство (надеюсь вы его не забыли внизу). Тянем свободный конец вверх и выбираем слабину.

Теперь, если натянуть свободный конец веревки, то вы не сможете упасть.

На этом этапе можно выщелкнуть ус самостраховки из станции.

Кстати, на этом же принципе будет основана Ваша страховка. Снизу должен стоять страхующий, причем желательно чтобы это не был ваш злейший враг, который уже потирает потные ладошки в предвкушении вашего падения.

Страхующий должен быть наготове натянуть свободный конец веревки.
Он должен не отвлекаться от страховки на симпатичных альпинисток или разговоры по сотовому. Все его внимание должно быть сосредоточено на вас.

Руку с веревкой заводим под попу, при этом веревка будет дополнительно контролироваться об бедро.
Спиной выходим на край, потихоньку выдавая веревку путем легкого расслабления ладони.

Упираясь ногами, вывешиваем пятую точку так, чтобы ноги были под прямым углом к стене. Спина прямая и параллельна стене.

Первый спуск делаем не спеша, шагами. Переставляем ноги и потихоньку выдаем веревку до тех пор, пока не коснетемся земли.

Поздравляю, первый спуск завершен!

В дальнейшем, спуски можно усложнить по желанию.

От страхующего товарища можно и нужно перейти к самостраховке (а еще, для максимальной безопасности оба этих варианта можно совместить).

Как раз для этого мы и разучивали схватывающий узел.

Узел обычно вяжется либо выше СУ либо ниже. В чем же разница?

Если мы вяжем схватывающий узел выше СУ, то в случае срыва мы зависаем на нем. Спусковое устройства становится разгружено.

Для продолжения спуска нам надо ослабить узел и снова нагрузить спусковое устройство. Для того, чтобы ослабить узел нам надо немного подняться. Для этого нам понадобится зажим (о них я расскажу дальше) или связать на веревке стремя.

В общем задача не очень тривиальная.
Более простой вариант - вязать схватывающий узел ниже СУ. На фото применен узел автоблок.

В этом случае при срыве мы остаемся висеть на узле, при этом спусковое остается нагруженным.

Нам надо только взяться за веревку между СУ и узлом, тем самым мы разгрузим узел, его можно будет ослабить и продолжить спуск.
Вроде хороший метод, но у него тоже есть недостатки. Если причина срыва будет в разрушении СУ, то нас перевернет вниз головой, что очень неприятно. Хотя такая вероятность достаточно мала, ей не стоит принебрегать.

Подробнее про крепление самостраховки ниже СУ читайте в очень толковой статье:

Все, спуск освоен. Можно не останавливаться на достигнутом, а продолжать тренировки, например освоить элементы штурмового альпинизма, который в основном, как раз и состоит из зрелищных спусков.

Даже если остановиться освоив только азы, вы уже получили навыки, способоные, в случае определенных обстоятельств, типа пожара на лестничной клетке, спасти вам жизнь.

Про спуск все.

Теперь настал момент затронуть подъем по веревке, но прежде немного расскажу про зажимы.

Зажим - устройство свободно перемещающееся по веревке, но при возникновении нагрузки устройство фиксируется, зажимая веревку, отсюда и название.

Для подъема по веревке нужно два зажима или один зажим + автоматическое страховочное устройство.

Самые распространенный зажим - жумар . Это зажим с ручкой за которую удобно держаться. Самый удобный инструмент для подъемов (отсюда пошел термин жумарить, значит подниматься). Желательно иметь хотя бы один.

Жумары бывают левые и правые, под любую руку.

Принцип работы у жумара довольно простой. Он основан на прижиме веревки подпружиненным кулачком с шипами.

Открытый жумар надеваем на веревку и защелкиваем. Вверх он свободно скользит по веревке, а при нагружении фиксируется. Нагруженный жумар снять не получится.

Для большей безопасности можно прощелкнуть карабин вот так.

К ручке жумара пристегивается педаль. Все таки самые сильные мышцы у человека в ногах.
Педаль должна быть такой длины, чтобы стоя в ней с полностью распрямленной ногой жумар оказывался на уровне груди.

Пусть жумар у нас будет первым зажимом. Вторым зажимом также может быть жумар, но уже под левую руку.

Подъем на двух жумарах производится так.

Встаем в педаль левого жумара. Правый жумар проталкиваем по веревке максимально вверх, при этом сгибаем правую ногу в колене. Совершаем толчок правой ногой -"поднимаемся на ступеньку". Потом проталкиваем левый жумар и т.д.

Усами самостраховки лучше пристраховаться к обоим жумарам.

Вместо второго жумара можно (и даже нужно) взять кроль . Это зажим, который очень похож на жумар с отпиленной ручкой. Он вешается на грудь. В случае использования со поясной ИСС надо дополнительно вешать специальную веревочку на шею.


Принцип подъема на паре жумар+кроль.
Этот способ я дополнительно покажу в отдельном видео.

Зависаем на кроле. Проталкиваем жумар, как можно выше, сгибая ногу с надетой педалью в колене. Подтягиваемся на педаль. Веревка при этом сама проходит через кроль. Затем зависаем на кроле и проталкиваем жумар дальше.

При этом за жумар можно держаться обеими руками, а в стремя жумара продеть обе ноги.

Подъем с помощью жумар + кроль самый быстрый и простой в освоении.

Есть вариант вообще обойтись без жумара.
Например применив схему кроль+пантин.

Пантин - это тот же кроль, только крепящийся к ботинку. Принцип подъема схожий.

Но я бы советовал хоть один жумар, да приобрести. Кроме подъема на нем еще и страховаться можно, хоть и не рекомендуется.
Второй вид зажимов, которые я выделяю - страховочные.

Вы поднимаетесь, а страховочный зажим едет рядом по второй веревке или над вами, если веревка только одна.

Вверх они едут свободно, а при срыве блокируются и не дают вам упасть. Самые известные представители: разнообразные капли, шанты, бэкапы и асапы.

Еще хочу упомянуть различные мини-зажимы. Они способны выполнять функции аналогичные большим, хотя и менее надежны и удобны. Их неоспоримое преимущество - маленький вес и размер.

В результате один-два таких зажима можно всегда держать на обвязке. Подробнее про них можно прочитать в обзоре .

В общих чертах по подъему все.

Теперь про неприятное, а именно про срывы . А еще конкретнее про фактор рывка.

Новичок зайдя на любой форум в обсуждение любого железа, практически сразу видит этот термин.
Его суть весьма проста для понимания.

"Фактор рывка " - это отношение высоты падения к длине веревки, которая останавливает его.

Довольно грубый показатель, по которому просто определить развалится данная железка при рывке или нет.
Настоятельно рекомендую избежать падений с фактором больше одного.

Совсем просто: если мы пристраховались к чему либо (оттяжке, страховочному устройству на второй веревке и т.д.), точка страховки не должна быть ниже пояса.

На этом все. Спасибо за внимание!