Декабристы - участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х - первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

Российская действительность с её крепостничеством;

Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;

Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р. Вейсса;

Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.

«Орден русских рыцарей» (1814-1817)

В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей». Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии. По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».

«Союз спасения» (1816-1818)

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.


Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs ), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir )». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

«Союз спасения » — первая организация будущих декабристов . В 1815 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель» : в складчину готовили обеды, а после играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная «Союзом спасения» . Ее возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В числе основателей были князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро участвовали в Отечественной войне и заграничных походах. Позднее в «Союз» вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия ». Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с трудом удалось его отговорить.

«Союз спасения» строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Такие реформы сделали бы бессмысленной существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

Союз благоденствия и спасения

«Союз благоденствия ». В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия» . Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». В число главных своих целей «Союз» включал развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов.

Жизнь крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза» . Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, бороться с продажей их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейского быта произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал просветительной деятельности среди народа. Члены «Союза» , имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью искать мирные пути к разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия» . Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза» . Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности, расширению торговли.
Члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось издавать собственный журнал. Существовала вторая часть «Зеленой книги» , известная лишь самым надежным членам общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и отмена крепостного права.

Всего три года просуществовал «Союз благоденствия » . Его члены успели сделать очень немногое из того, что было намечено. Иван Якушкин открыл школу для крестьян в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, старался облегчить жизнь солдата, очеловечить отношения в казарме. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. Муравьев-Апостолском полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны. Все остальные солдаты были разосланы по отдаленным гарнизонам.

Первые декабристы

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев было срочно переведено в обычные армейские корпуса и выслано из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на Юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, расквартированного недалеко от Черниговского. Так повстречались на Юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать (содействовать) правительству» , надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели создать новое общество, способное к более решительным действиям.


Иллюстрация. Реорганизация. Роспуск "Союза благоденствия"

Крупнейшим общественно-политическим движением в России в первой половине XIX в. являлось декабристское движение (1815-1825 гг.). Участниками данного движения были представители высшего слоя поместного дворянства, в основном гвардейские офицеры. Их программа декларировала общедемократические принципы, ставила задачи буржуазного преобразования общества.

Предпосылки декабристского движения:

Крепостнический строй.
- Отечественная война 1812г.
- политика Александра I.
- наличие самодержавия как политической надстройки российского общества.
- психологическая атмосфера начала XIX в.
Декабристские организации:
Артель офицеров (1815 г.) Н. М. Муравьев. (15-20 человек).

«Союз спасения» (1816-1818 гг.). А. Н.Муравьев, С.Трубецкой, Н. Муравьев, братья М. и С. Муравьевы-Апостолы, И. Якушкин.
«Союз истинных и верных сынов Отечества (1817 г.) А. Н. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, братья М. и С. Муравьевы-Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель (около 30 чел.).

«Союз благоденствия» (1818-1821 гг.) А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, П. Пестель и др. (около 200 человек) была открытой.

В ходе деятельности в «Союзе» выделилось два идейно-политических направления:

Умеренно-либеральное - за ликвидацию крепостничества, конституционную монархию, против республики и революционной диктатуры;

Республиканское - за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет помещиков, за республику.

В 1821 году на съезде было принято решение о самороспуске «Союза», реорганизации общества, т. к. стало известно, что власти располагали информацией о его деятельности. На основе распавшегося «Союза» образовались «Южное общество» во главе с Павлом Пестелем и «Северное общество» под руководством Никиты Муравьева. Они составляли программы действий и искали пути и средства изменить существующие порядки.

«Южное общество» (1821-1825 гг.) во главе с П. Пестелем, С. Волконским, С. Муравьевым-Апостолом, А. Юшневс- ким действовало на Украине.

Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем и включавшая следующие положения:

Критика абсолютной монархии как формы правления;

Уничтожение самодержавия и установление республики;

Уничтожение сословий, равноправие всех граждан перед законом: введение суда присяжных для всех граждан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий.
Однако Пестель допускал и ограничения этих прав: христианской религии оказывалась государственная поддержка, а создание политических партий вообще запрещалось, последнее автор мотивировал опасениями разрушения единства народа и нового общественного порядка;

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении;

Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию, но при условии неукоснительного введения на ее территории порядков, предусмотренных «Русской Правдой»;

Вводится разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебную) - Верховный Собор;

Уничтожается крепостное право, крестьянам передается половина помещичьих и удельных земель;

Создаются два фонда земель - частный и общественный, из последнего каждый мог получить участок земли, определенного размера;

Частная собственность - священна и неприкосновенна.

Средством достижения предлагаемых социально-политических преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях ликвидации возможностей реставрации этой формы правления.

«Северное общество» (1822-1825 гг.) во главе с Н. Муравьевым, С. Трубецким, а с 1823 г. К. Рылеевым действовало в Петербурге и Москве.

Программным документом организации стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и содержавшая следующие положения:

Отрицание самодержавия и введение конституционной монархии;
- равноправие всех жителей России, уничтожение гражданских чинов и классов;
- демократические свободы: слова, совести, занятий, передвижений;
- избирательным правом пользуются все совершеннолетние граждане (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущества в размере 500 рублей серебром;
- разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором);
- федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей;
- ликвидация крепостного права;
- сохранение права помещиков на землю в определенных размерах;
- наделение крестьян приусадебным участком в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика.

«Конституция» должна была рассматриваться и приниматься Учредительным собранием.
Оба проекта и П. Пестеля, и Н. Муравьева ставили перед собой задачу радикального, и даже, революционного преобразования социального и политического устройства России, предполагая введение существенных изменений, как в отношения собственности, так и в политический статус государства, а именно: в форму правления и политический режим.

14 и 19 декабря 1825 года декабристы поднимают восстания в Петербурге и Чернигове соответственно, но без поддержки народных масс. Оба восстания были подавлены.

Причины поражения:

Узкая социальная база;
- ориентация на военную революцию и заговор;
- недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков;
- отсутствие необходимого единства и согласованности действий;
- неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;
- культурная и политическая отсталость крестьянства и рядового состава армии.

Исходя из конкретно-исторической ситуации, поражение декабристов, с одной стороны, ослабило интеллектуальный потенциал русского общества и спровоцировало длительное усиление правительственной реакции. С другой стороны, декабристское восстание всколыхнуло Российскую империю и положило начало революционно-освободительному движению, впервые выступив против существующего порядка с четко разработанной программой действий.

Союз спасения («Сою́з спасе́ния»)

первое тайное политическое общество декабристов. Создано в феврале 1816 по инициативе А. Н. Муравьева (См. Муравьёв) группой молодых гвардейских офицеров, участников Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. «С. с.» насчитывал около 30 членов: Н. М. Муравьев, С. И. Муравьев-Апостол и М. И. Муравьев-Апостол, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П. И. Пестель, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, М. С. Лунин, М. Н. Новиков и др. В начале 1817 принят устав «С. с.» и новое название. Программная цель «С. с.» состояла в уничтожении крепостного права и введении конституционной монархии путём открытого выступления в момент смены императоров на престоле. Готовясь к революционному перевороту, члены «С. с.» должны были добиваться расширения состава общества и занять важнейшие посты по военной и гражданской части, активно формировать общественное мнение, особенно передового дворянства. «С. с.» делился на три степени - «боляре», «мужи», «братья» - и строился на началах глубокой конспирации и строгой дисциплины при беспрекословном подчинении низших степеней высшим, которые только одни могли знать конечную цель общества. Принятие новых членов, равно как и внутреннее перемещение от низших степеней к высшим, допускалось лишь с согласия верховного совета «боляр» и совершалось по тщательно разработанной системе обрядов и клятв, заимствованных из масонского ритуала. В «С. с.» наметились радикальное и умеренное течения. Предметом споров были вопросы тактики и замкнуто-усложнённая структура общества. Разногласия крайне обострились осенью 1817 в Москве (в составе гвардии сюда переместился основной костяк «С. с.»). Созрело несколько проектов цареубийства. Однако они были отвергнуты из-за недостатка средств и неподготовленности «С. с.» к решительным действиям. В этой обстановке возобладало мнение о роспуске «С. с.» и создании на его основе новой организации, более дееспособной и широкой по составу. В качестве промежуточной ячейки было основано «Военное общество», а в начале 1818 - «Союз благоденствия ».

Лит.: Нечкина М. В., «Союз Спасения», в сборнике: Исторические записки, т. 23, М., 1947. См. также лит. при ст. Декабристы .


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Союз спасения" в других словарях:

    - («Общество истинных и верных сынов Отечества») тайное политическое общество, первая декабристская организация, возникшая в Российской империи 9 февраля 1816 года на базе двух преддекабристских организаций «Священной артели» и… … Википедия

    - «СОЮЗ СПАСЕНИЯ», первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Союз был немногочисленным по … Энциклопедический словарь

    «Союз спасения» - «Союз спасения», первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз» объединял свыше… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Первая тайная политическая организация декабристов в 1816 17. По уставу (1817) название Общество истинных и верных сынов отечества. Учредители: А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьевы Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Первая тайная организация декабристов, создана в 1816, по уставу (1817) называлась Общество истинных и верных сынов отечества. Учредители: А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьёвы Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин, М … Русская история

    Первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Политическая наука: Словарь справочник. сост … Политология. Словарь.

    Тайная политич. орг ция, положившая начало деятельности декабристов. Создана в февр. 1816 по инициативе А. Н. Муравьева группой молодых гвард. офицеров, участников Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813 14. С. с. насчитывал ок. 30 членов … Советская историческая энциклопедия

    Первая тайная политическая организация декабристов в 1816 17. По уставу (1817) называлось «Общество истинных и верных сынов отечества». Учредители А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьёвы Апостолы, И. Д. Якушкин,… … Энциклопедический словарь

    Союз спасения - Со юз спас ения (общество декабристов) … Русский орфографический словарь

Книги

  • Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покоряться ее уставам, длядостижения спасения (Print-on-Demand) , Озерский А.И. , Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand компанией ООО Книга по Требованию Полемический противораскольнический свод, составленный купцом… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покоряться ее уставам, длядостижения спасения , Озерский А.И. , Полемический противораскольнический свод, составленный купцом Андрианом Ивановичем Озерским. В своде собраны выдержки из старопечатных книг, подтверждающие неправоту старообрядцев. Впервые… Категория:

В марте1816 годагвардейские офицеры (Александр МуравьёвиНикита Муравьёв, капитанИван Якушкин,Матвей Муравьёв-АпостолиСергей Муравьёв-Апостол, князьСергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с1817«Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князьИ. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковникФ. Н. Глинка,адъютантграфаВитгенштейна(главнокомандующего 2-й армией),Павел Пестельи другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

ПредложениеИ. Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора вМосквевызвало осенью1817разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

[Править]«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе1818был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» вПетербурге,Москве,Тульчине,Полтаве,Тамбове,Нижнем Новгороде,Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании вПетербургев январе1820при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложенаП. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях1820вИспании,Неаполе,Португалииибунта Семёновского полка(1820).

Позже, в мае1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютантаВасильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютантаА. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его вЦарском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в1821сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе;1 августа1822последовало высочайшее повеление о закрытиимасонскихлож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе1821вМосквебыл созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (изПетербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.