Олеся – главная героиня произведения А. И. Куприна «Олеся». Писатель изобразил её как естественную, загадочную, словно бы сошедшую со страниц сказки девушку-колдунью.

Внешне девушка описана как очень красивая высокая темноглазая брюнетка в возрасте двадцати четырёх лет. Оригинальная красота лица, густые темные волосы, красивые руки, пусть и загрубевшие от работы, стройное и сильное тело, свежий и звонкий голос, изящность и благородство манер выгодно отличали её от остальных деревенских девушек.

Алена, или, как её называли, Олеся, выросла со своей бабушкой Майнулихой, которую вместе с внучкой изгнали жители деревни из-за подозрений в колдовстве. Жизнь в лесу вдали от общества и в единении с природой коренным образом определила её характер. Такая жизнь стала раем для девушки, который она никогда не променяла бы на город.

Олеся умна, смела и независима. Она могла в любой ситуации постоять за себя, ничего не боялась, имела широчайший кругозор, несмотря на отсутствие образования. Девушка сочетала в себе такие качества, как любознательность, самобытность, гордость, самоуверенность и тактичность.

С появлением Ивана Тимофеевича Олеся узнала, что такое настоящая любовь. С самого начала общения девушка поняла, что отношения с молодым барином не обернутся для неё добром, но все же она полюбила его всем сердцем и полностью отдалась своим чувствами.

Ради любимого человека она выполнила его просьбу посетить церковь, хоть девушка и не любила бывать на людях. В деревне Олесю, как и её бабушку, считали ведьмой, поэтому посещение церкви имело печальные последствия. Невежественность и враждебность людей обернулась нападением на девушку, из-за чего впоследствии ей и пришлось покинуть её место жительства.

Весь образ девушки показал читателю её нравственную чистоту, естественность и возвышенность, противопоставляя её благородный характер ханжеству и злобе обитателей деревни.

Сочинение на тему Олеся

Олеся является героиней известной повести Куприна Александра Ивановича. Произведение написано в конце девятнадцатого века, когда на замену старой русской жизни приходит технический прогресс.

Главная героиня повести «Олеся» показывается нам верующим человеком. Мы знаем из произведения, что живет она в лесу рядом с деревней. Из этого следует ее воспитание. Она не умеет читать, но очень смышленая. Иван Тимофеевич в дальнейшем разговоре с Олесей сравнивает ее с барышнями, указывая, что она говорит не хуже них. А также, в тексте сказано о том, что она спрашивала его об окружающем мире: явлениях природы, о народах и странах, об устройстве вселенной и известных людях.

Впервые она появляется в тексте, когда герой оказывается в избушке. Он слышит женский голос, который описан звонким, свежим и сильным. Автор дает полное описание внешности, какой видит ее Иван Тимофеевич. Молодая колдунья была не похожа на местных «дивчат», Александр Иванович изображает ее высокой брюнеткой, далее мы узнаем, что ей двадцать четыре года. На этой встрече она была одета в белую рубаху. Герой повести считает, что обаяние ее лица заключается в больших темных глазах и надломленных бровях. Это дает легкое ощущение в ней лукавства, властности и наивности. Она шла рядом с заблудившимся гостем решительно, с капризным видом.

Когда колдунья все-таки провожает гостя, то называет свое имя. Оказывается, что ее настоящее имя Алена, но «по-здешнему – Олеся». К слову, Алена означает «сияющая», «привораживающая», какой, собственно, мы ее встретили. Женщины с таким именем имеют на все собственное мнение. Это подтверждается словами Ивана Тимофеевича о том, что она упрямо опровергала его объяснения. Также, к Алене и Олесе могут обращаться по имени Леся, что является неким мостом. Имя же Олеся близко по значению к «лесная», то есть девушка из леса, какой и представлена наша героиня. Обладательницу этого имени можно назвать однолюбом, она ласковая и испытывает любопытство ко всему.

Конфликтной ситуацией в произведении становится появление Олеси в церкви. Она решилась на этот поступок, несмотря ни на какие запреты. Конторщик описал Ивану Тимофеевичу, что же там произошло. Ее поступок кажется наивным, но с другой стороны она такая же, как и мы. Быть может, ей в первый раз удалось встретить такого человека. После произошедшего она не упрекала его. Героиня считает виновной себя.

Я считаю, что образ Олеси должен быть примером современному читателю. Она по-настоящему искренний человек с чистой душой. И, несмотря на конфликт в деревне, молодая ведьма осталась такой же доброй и великодушной.

Вариант 3

У Куприна имеется огромное количество разных произведений. И, конечно же, есть и такие, которые изучаются ребятами в школе. И вот одно из них под названием «Олеся». Главной героиней стала обычная крестьянка по имени Олеся. И хотя родители всегда называли ее Аленой, но автор по ходу повести называет ее Олесей. Если сравнивать ее с другими девушками, то она является из них самой красивой. Она привыкла всегда и во всем помогать своим родителям и поэтому не боится работы. От постоянно и порой тяжелой работы ее руки стали твердыми и жесткими.

После того как ее родители умерли ее забрала к себе бабушка. Она научила лечить и приготавливать различные настои, примочки и лекарства при помощи трав, которые растут в лесу. Вот туда они постоянно и ходят. Именно поэтому многие жители считают не только бабушку, но и девушку ведьмами. Поскольку Олеся нигде не училась, но с ней любому собеседнику будет не интересно, и она умеет заворожить и расположить к себе. Кроме этого она ни разу не была на вечеринках и светских беседах, но зато у нее с рождения имеется деликатность, вежливость, а также тактичность. И не было ни одной ситуации, из которой девушка не сумела бы выпутаться. Она умела за себя постоять и не дать в обиду. Иногда для того чтобы узнать свою судьбу, а также и то что ее ожидает в будущем девушка прибегает к гаданию на картах. Вот только общаться ей порой бывает не с кем. Из-за того чтобы спасти себя и Олесю, бабушка решила отправиться в лес, где их никто не сможет отыскать и там они будут спокойно жить и никого не нужно будет бояться. Но девушка не переживает поэтому поводу, ей нравится здесь чистый воздух, а также жителей этого леса. Много раз бабушка уговаривала внучку сходить в церковь, но девушка не хочет, потому что думает, что действительно обладает способностями, которыми может обладать не каждый.

И хотя она говорила бабушке о том, что никогда никого не сможет полюбить, но судьба распорядилась по-другому. И вскоре она встретила молодого и очень красивого мужчину по имени Иван. Сначала девушка даже не хотела признаваться в своих чувствах к парню, но сердце уже давно было ему отдано. И только после того как они расстались, то Олеся поняла, что без него жизнь кажется немыслимой. В итоге Иван предлагает ей скрепить их отношения узами брака, но девушка решила пожалеть любимого и для того чтобы он не потерял репутацию отказалась. А для того чтобы было не так больно, да и расставание она не переживет, то решила уйти ночью пока никто не видит. А на столе оставила те самые бусы, которые он недавно ей подарил в знак любви.

Олеся является положительным героем, ведь не смотря на то, что все жители ее ненавидят, но она все равно осталась доброй и отзывчивой.

  • Сочинение Дружба в жизни Печорина 9 класс

    Печорин является главным героем произведения «Герой нашего времени». Остальные персонажи романа находятся лишь на втором плане. Благодаря их словам, действиям, автор раскрывает нам истинную сущность

  • Сочинение Подхалюзин в пьесе Свои люди - сочтемся! Островского

    Одним из основных персонажей произведения является Лазарь Елизарыч Подхалюзин, представленный писателем в образе приказчика купца Большова.

  • Образ и характеристика доктора Старцева в рассказе Чехова Ионыч сочинение

    Рассказ А. П. Чехова Ионыч - это психологическая картина главного героя, образ которого к концу произведения становится неузнаваемым. Это касается и наблюдений за внешним видом Старцева

  • «Олеся» Куприн А.И.

    Олеся (Алена) - девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес.
    О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась с решительным и капризным видом». О. не знакома с цивилизацией, все общественные нормы поведения ей чужды. Девушкой руководят зов свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. О. влюбляется в Ивана Тимофеевича несмотря на то, что увидела все его дурные черты в гаданье. Больше того, она точно знает, что от этой любви ей будет погибель. Но О. понимает, что от судьбы не уйти. Когда после своей болезни Иван Тимофеевич снова навещает девушку, она целует его и спрашивает, любит ли он ее. О. вся отдается своему чувству. Ради любимого она соглашается пойти в церковь, хотя уверена, что ее «род проклят во веки веков», а душа с самого рождения продана дьяволу. В церкви на девушку нападает толпа разъяренных крестьян, которые избивают ее камнями. От боли, а еще больше, от пережитого унижения, девушка заболевает. На следующий день в деревне разразился сильный дождь с крупным градом. Жители решили, что это дело рук молодой ведьмы. О.вместе с бабушкой вынуждена была покинуть свою хату и уйти из этих мест. Своему возлюбленному на память о себе О. оставляет нитку коралловых бус.

    Нет ничего более загадочного, чем человеческая душа. На мой взгляд, высказывание С. Н. Булгакова как нельзя более подходит повести А. И. Куприна « ». Это произведение создано в 1898 году, относится к раннему творчеству писателя. Оно заслуживает самого пристального внимания. Автор ставит сложную проблему, а яркие характеры героев делают повесть увлекательной и запоминающейся.

    Олеся очень похожа на фольклорных персонажей. Она обладает удивительной красотой, помимо того, ей свойственны необычайные таланты. Девушка показана в тесной связи с природой. Даже в самый первый момент знакомства Олеся приносит в дом птиц. Лесные дикие птицы становятся для нее «ручными». Олеся - настоящая дикарка, но именно это делает ее столь привлекательной. Простые деревенские девушки по сравнению с пей заметно проигрывают. Сама Олеси, естественная и удивительная, с точки зрения деревенских жителей является явным доказательством ее «колдовства».

    Нетрудно представить себе, какое восхищение вызывает внешний облик Олеси у главного героя. Ведь сказочная красавица словно является живым воплощением фольклорных героинь: «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати -двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть...»

    «Колдовские» способности Олеси и ее бабушки не могут восприниматься читателем как опасные. Ведь нравственная чистота Олеси, которая становится очевидной с момента первого знакомства, не может допустить, чтобы эти удивительные способности были направлены во вред. Но в деревне Олесю воспринимают как ведьму.

    Однако насколько более благородной, чистой выглядит Олеся по сравнению с жителями деревни. Тупость, злоба, ограниченность деревенских жителей делают их отвратительными, и читатель невольно проникается этим ощущением. Что касается Олеси, то ей нельзя не восхищаться. Она загадочна, но так прекрасна и притягательна.

    Олеся и ее бабка стараются не общаться с жителями близлежащей местности. Своим рассказом о позиции нейтралитета девушка словно пытается отгородиться от окружающих, защититься от их тупой злобы и ненависти: «А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли... Да вот еще бабушке чаю, - чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть». Простые люди жестоки в своем стремлении записать всех, кто не похож на них, в «ведьмаки». И Олеся первым делом стремится спастись от этой неконтролируемой злобы.

    Ум Олеси очевиден. Простая, необразованная девушка обладает потрясающей интуицией, прекрасно разбирается во всем, что так или иначе связано с человеческими отношениями. Она понимает, что у нее нет будущего с Иваном Тимофеевичем. Ей больно от этого, но изменить ничего она не может. Барин не может связать свою жизнь с лесной дикаркой, как бы хороша собой она ни была.

    Девушка приносит себя в жертву. Требование любимого посетить церковь было опасным для Олеси. Она это прекрасно сознавала. Местные жители не простили бы «ведьме», что она осмелилась посетить церковь. Случайная угроза Олеси вос-принимается местными жителями как явное доказательство ее колдовской силы. И теперь у девушки и ее бабушки нет возможности остаться на прежнем месте. Им необходимо снова бежать, искать себе новое пристанище. Кто виноват в этом? Олеся никого не винит. Любовь к Ива1гу Тимофеевичу она не воспринимает как наказание, она благодарна ему за те прекрасные минуты, которые подарила .

    Девушка-дикарка в значительной иере выигрывает по сравнению с образованным Иваном Тимофеевичем. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала любимой. Он выглядит эгоистичным человеком, думающим только о себе. Сам того не желая, он принес беду своей любимой. А защитить ее у него недостает сил. Мы понимаем, насколько тяжелым было расставание для Олеси. Ведь она вынуждена убежать, даже не попрощавшись со своим возлюбленным. Она тем самым спасает его, ведь местные жители, заподозрив Ивана Тимофеевича в общении с ведьмами, могли бы быть опасны и для него. Благородство Олеси проявляется во всем. Она обладает удивительной добротой, мудростью, чистотой.

    Повесть Куприна «Олеся» заставляет задуматься о сложных взаимоотношениях между людьми. Кроме того, эта история еще раз доказывает, насколько загадочной и непостижимой может быть человеческая душа.

    Повесть Олеся Куприна

    Анализ повести «Олеся» Куприна.

    Весенняя сказка, ставшая драмой жизни, — именно так хочется сказать о повести А.И.Куприна «Олеся». В самом деле, с одной стороны — очаровательная героиня, напоминающая сказочную лесную деву, необычные обстоятельства её судьбы, одухотворённая прекрасная природа, а с другой — приземлённые, примитивные, агрессивные в своих проявлениях и жестокие жители полесской деревни, «добрый, но слабый» и довольно обычный Иван Тимофеевич, по воле случая участник этой драматической истории.

    Конфликт между сказкой и действительностью неизбежен, и сосредоточится он прежде всего не на залётном госте Полесья Иване Тимофеевиче, а на местной жительнице Олесе, посмевшей выделиться из обыденного, ограниченного мира. Способна ли сказка жить в суровом реальном мире, устоять в поединке с действительностью? Эти вопросы станут отправной точкой анализа повести А.И.Куприна «Олеся».

    Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?

    В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.

    И всё же есть ли в повести что- то необычное?

    Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».

    Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством самоотверженной любви. Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».

    Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, прекрасная сказка любви. Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся. Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность — и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.

    Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?

    «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?

    Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой. Кажется, она что-то шепчет «внимательному» дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? .. Большие глаза красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку. Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »

    Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?

    Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека. Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз «она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.

    Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу?

    Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку. Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение. Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.

    Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?

    Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.

    Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?

    Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях. Она знает, что Иван Тимофеевич «никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает «стоять на своем»: «Ты молодой, свободный, — говорит она ему. — Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.

    Почему Олеся решила пойти в церковь?

    Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.

    Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?

    Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.

    Она — язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь — преступление.

    Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы — день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.

    Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?

    Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений — из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи. Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере. Кто же больше язычник — «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить больше людей в грех, — или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?»,

    Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, — рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу. — С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе». И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »

    Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и чистой душой принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения. Но Олеся вознаграждена великим даром — умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик». Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни, не корит его за беду, случившуюся с ней, — она принимает всё как есть.

    Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?

    Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду. Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.

    Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?

    Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром — любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая — это сказка-быль.

    Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.

    Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье — Иван Тимофеевич больше размышляет о себе. Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет внутренней свободы от предрассудков и обстоятельств. И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …

    Олеся Анализ повести Куприна

    5 (100%) 1 vote

    Характеристика героя

    Олеся (Алена) – девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес.
    О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась с решительным и капризным видом». О. не знакома с цивилизацией, все общественные нормы поведения ей чужды. Девушкой руководят зов свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. О. влюбляется в Ивана Тимофеевича несмотря на то, что увидела все его дурные черты в гаданье. Больше того, она точно знает, что от этой любви ей будет погибель. Но О. понимает, что от судьбы не уйти. Когда после своей болезни Иван Тимофеевич снова навещает девушку, она целует его и спрашивает, любит ли он ее. О. вся отдается своему чувству. Ради любимого она соглашается пойти в церковь, хотя уверена, что ее «род проклят во веки веков», а душа с самого рождения продана дьяволу. В церкви на девушку нападает толпа разъяренных крестьян, которые избивают ее камнями. От боли, а еще больше, от пережитого унижения, девушка заболевает. На следующий день в деревне разразился сильный дождь с крупным градом. Жители решили, что это дело рук молодой ведьмы. О.вместе с бабушкой вынуждена была покинуть свою хату и уйти из этих мест. Своему возлюбленному на память о себе О. оставляет нитку коралловых бус.