Послужной список отца Леонида был достаточно традиционен для провинциального священника в России. Окончив в 1879году Тамбовскую семинарию, после рукоположения в иерейский сан, отец Леонид занимает место священника Иоанно-Богословской церкви в селе Ново-Александровка, Козловского уезда. Колчев становится законоучителем церковно-приходской школы села и учительских классов при ней. Будучи переведённым через год в Моршанск, отец Леонид не оставляет нивы просвещения и много трудится в деле образования, постройки школы и учительской семинарии. В Моршанске и произошла судьбоносная встреча отца Леонида и Великого князя Дмитрия Константиновича. Будучи почетным главой Общества поощрения коннозаводства рысаков при местном конном заводе, Великий Князь заботился не только о развитии самой хозяйственной структуры, но и о людях, живущих при заводах и обслуживающих их. При непосредственной помощи Дмитрия Константиновича при многих конных заводах основывались благотворительные общества, церковно-приходские школы и училища. Скорее всего, именно тогда и произошло знакомство Великого князя и молодого отца Леонида Колчева. Дмитрий Константинович был главным жертвователем на строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде. В последствии Ореанда перешла во владение Цесаревичу Николаю Александровичу. Возможно, что при создании самостоятельного причета (клира) Орендского храма Великий князь и порекомендовал отца Леонида своему кузену. После чего Колчев был переведён в императорское имение Оренда в Крыму и в 1905 году зачислен в штат придворного духовенства. Вокруг назначения отца Леонида развернулась нешуточная баталия. Все заинтересованные стороны (Синод, епархия и Министерство двора) выдвигают своих кандидатов. Но Николай Александрович прислушивается к рекомендациям своих родственников и настаивает на назначении Колчева священником в Покровску церковь Оренды. Постепенно положение отца Леонида в Крыму упрочнилось. В 1909г. он становится законоучителем Ялтинского городского четырехклассного училища им. Н.В. Гоголя и начального городского училища им. Л.Ф.Соболева. Дата его производства в протоиереи неизвестна, но в 1917 году он уже имел этот сан. В 1901 году Колчев был награждён набедренником, а в 1905 - скуфьей. Отец Леонид пользовался расположением всей императорской семьи. В годы революции и гражданской войны Колчев оставался в Крыму. В 1918, когда в Ялте к власти пришли большевики, Ореандская церковь была приписана к Ливадийской и настоятелем обеих, стал отец Леонид. Заботы той поры направлены на поиски "хлеба насущного" для служащих и сохранения имущества имения Кичкина, смотрителем которого он оставался. "Беда наша в том, что кругом мало людей, я всё больше людишки, которые не только не входят в положение другого, но, злорадствуя, готовы на несчастии его построить своё благополучие. Нам, говорят, что за дело, пусть буржуи поживут в нашей шкуре, а мы требуем своё и нам должны дать." Насколько мог Колчев противостоял такой философии, отбиваясь от яростных попыток поживиться чужим имуществом. Именно в самые тяжёлые годы вдовствующей императрицы Марии Федоровны отец Леонид становится её духовником, и оставался им до последних дней Дагмар.

Переехав в Данию, отец Леонид стал настоятелем храма Александра Невского. И снова ему пришлось отстаивать у большевиков право на собственность, но уже русского храма. В начале двадцатых годов Верховный Суд Дании, благодаря стараниям отца Леонида и всех прихожан, отклонил иск Советского Союза и оставил право распоряжаться церковью и её имуществом за приходом. Теперь в пастырские заботы протоиерея Леонида входило и сплочение общины вокруг храма. На это указывают и публикации его поучений, и речей в русскоязычной периодике, и духовное окормление Марии Федоровны. Но и сама Императрица поддерживала переписку с массой русских людей из Парижа, Лондона, Афин, Праги и самых разных уголков мира, где обосновались русские беженцы. Миниатюрная, хрупкая Дагмар считала своим долгом поддержать любого бывшего поданного, кто нуждался в её слове. В сентябре 1928 года здоровье Императрицы ухудшилось. Чувствуя приближение смерти, она стала, по-христиански готовится к расставанию с этим миром. И как это бывает только с чистой душой, после соборования и прощанием с родными и близкими, мучавшие её боли отступили, и она умерла без страданий. По словам лечившего её врача, умерла Мария Федоровна не от болезни, а угасла медленно, слабея с каждым днём. Духовник императрицы Леонид Колчев вызывает на отпевание и похороны Ея Величества митрополита Евлогия. "В 1928 году Императрица Мария Федоровна скончалась. О. .Леонид её напутствовал. По кончине я получил от него телеграмму: он вызывал меня на похороны. Я прибыл в Копенгаген и совершил чин погребения." 19 октября, в день погребения, состоялась торжественная траурная служба. Свободный доступ в храм был прекращён, а в 10 часов началась Литургия. Вся служба прошла на одном дыхании, была пронизана чувством христианской любви к усопшей. Особенно тронула сердца молящихся, прощальная речь духовника Императрицы, придворного протоиерея Леонида Колчева." Догорела свеча воску чистого. Потух огонёк. Угасла Жизнь Царицы-Матушки. Осиротели многомиллионные дети русские."

Николай II был одним из самых верующих российских монархов, что связано не только с его духовным воспитанием, но и жизненными обстоятельствами, часто заставлявшими искать утешения в религии. Как император, он строго выполнял все обязательства, связанные с обычной чередой дворцовых богослужений и церемоний. Его личная религиозность проявлялась в искренности веры. Домашний иконостас, находившийся в царской спальне, поражал количеством икон.


Со временем религиозность Николая II стала приобретать черты религиозного фатализма. Николай II постоянно упоминал, что он родился в день Иова Многострадального и что конец его царствования будет трагичным. Точкой отсчета зарождения этого чувства можно считать Ходынскую катастрофу, произошедшую в мае 1896 г. во время коронации в Москве. Следует заметить, что в этой сложной ситуации, когда ему предлагались различные решения - от объявления траура по погибшим до «продолжения банкета», - духовник царя о. Янышев вел себя совершенно пассивно. Как вспоминал влиятельный чиновник Министерства Императорского двора B.C. Кривенко, он после Ходынки «бросился к духовнику государя о. Янышеву, умоляя его пойти к государю, настоять на отмене праздников. Протопресвитер вздыхал, высказывался уклончиво, а на представленный решительно вопрос ответил: разве он может беспокоить государя подобными заявлениями? Так узко формально понимал духовник царя свои обязанности, а Янышев слыл за высокообразованного человека, много лет прожившего за границей».

Протоиерей Иоанн Янышев

По свидетельству современников, Николай II хорошо разбирался в богословских проблемах и хорошо знал православную обрядность. Протопресвитер русской армии и флота о. Шавельский, находившийся в Ставке с 1914 по 1917 г. и лично наблюдавший царя, вспоминал: «В истории церковной он был достаточно силен, как и в отношении разных установлений и обрядов церкви….Государь легко разбирался в серьезных богословских вопросах и в общем верно оценивал современную церковную действительность, но принятия мер к исправлению ее ждал от «специалистов» - обер-прокурора Св. Синода и самого Св. Синода» ; «Государь выслушивал богослужение всегда со вниманием, стоя прямо, не облокачиваясь и никогда не приседая на стул. Очень часто осенял себя крестным знамением, а во время пения «Тебе» и «Отче наш» на литургии, «Слава в вышних Богу» на всенощной становился на колени, иногда кладя истовые земные поклоны. Все это делалось просто, скромно, со смирением. Вообще о религиозности государя надо сказать, что она была искренней и прочной. Государь принадлежал к числу тех счастливых натур, которые веруют, не мудрствуя и не увлекаясь, без экзальтации, как и без сомнений. Религия давала ему то, что он более всего искал, - успокоение. И он дорожил этим и пользовался религией как чудодейственным бальзамом, который подкрепляет душу в трудные минуты и всегда будит в ней светлые надежды».

Николай Второй на открытии памятника Петру Великому, 1909 год

Религиозность императора отмечалась всеми, кто его окружал. Генерал Ю.Н. Данилов вспоминал, что «Император Николай был глубоко верующим человеком. В его личном вагоне находилась целая молельня из образов, образков и всяких предметов, имевших отношение к религиозному культу. При объезде в 1904 г. войск, отправлявшихся на Дальний Восток, он накануне смотров долго молился перед очередной иконой, которой затем благословлял уходившую на войну часть.

Будучи в Ставке, государь не пропускал ни одной церковной службы. Стоя впереди, он часто крестился широким крестом и в конце службы неизменно подходил под благословение протопресвитера о. Шавельского. Как-то особенно, по-церковному, они быстро обнимают друг друга и наклоняются каждый к руке другого».

Александровский дворец. Спальня императора Николая II и его супруги. Фото 1930-х гг


Говоря о религиозности последнего российского императора, нельзя не сказать и о его жене, императрице Александре Федоровне. Сразу следует отметить, что наряду с личными отношениями религия стала одной из прочных основ их брака.

Необходимость перемены религии, обязательная для жены российского монарха, долгое время заставляла колебаться протестантку дармштадтскую принцессу Аликс. Однако после того как она решила принять предложение руки и сердца наследника Российской империи, она всем сердцем приняла и православие.

По сложившейся традиции к невесте в Англию направили царского духовника о. Янышева, для того чтобы подготовить ее к переходу в православие. Это событие подробно обсуждалось в петербургских гостиных. Так, в июне 1894 г. в дневнике генеральши Богданович зафиксировано: «Говорят, что Алиса находится под влиянием пастора, что Янышев, посланный наставлять ее в православной вере, произвел на нее мало впечатления, что она не поддается его убеждениям. Янышев - ученый, холодный богослов, влиять на душу он не может. Про нее говорят, что она холодная, сдержанная» . Это стало только началом всевозможных пересудов, шлейфом тянувшихся за Александрой Федоровной на протяжении всей ее жизни.

Александровский дворец. Киот в спальне цесаревича Алексея. Фото 1930-х гг

Искренняя и экзальтированная религиозность императрицы Александры Федоровны далеко выходила за общепринятые при Императорском дворе рамки. Исследователи отмечают отчетливую наследственную предрасположенность Александры Федоровны к религиозному мистицизму. Обычно это связывают с тем, что среди ее далеких предков - святая Елизавета Венгерская. Рано умершую мать будущей императрицы связывала долголетняя дружба с известным теологом Давидом Штраусом. Повышенная религиозность, переходящая в мистицизм, была характерна и для старшей сестры императрицы - великой княгини Елизаветы Федоровны. Эта предрасположенность к религиозному мистицизму привела к восприятию не только догматов православия, но и всей его обрядовой, мистической стороны.

Хорошо знавшие императрицу люди отмечали ее тягу к религиозности, характерную для допетровской Руси, с почитанием старцев и юродивых. Следует отметить, что официальная церковь не одобряла подобную религиозность, расценивая ее как «крайнюю и даже болезненную форму православия» . Это проявлялось в ненасытной жажде знамений, пророчеств, чудес, отыскивания юродивых, чудотворцев, святых как носителей сверхъестественной силы.

Именно императрица инициировала процедуру канонизации Серафима Саровского в 1903 г. Произошло это при трагических для нее обстоятельствах. Александра Федоровна родила подряд четырех дочерей, и вопрос о престолонаследии для нее стоял очень остро. Поэтому в Петербург из Франции пригласили экстрасенса Филиппа, тот гарантировал императорской чете рождение мальчика. Однако вместо ожидаемого мальчика у императрицы оказалась замершая беременность, и пришлось объяснять всей стране, почему не родился официально обещанный ребенок. Однако даже при столь трагических обстоятельствах Александра Федоровна не утратила веру в Филиппа. Этим воспользовались российские духовные иерархи. На даче великого князя Петра Николаевича, близ Петергофа, состоялась встреча мартиниста Филиппа и о. Иоанна Кронштадтского. Именно он подсказал Филиппу идею канонизации Серафима Саровского, связывая с этим рождение мальчика в царской семье. Филипп выполнил свою задачу, и Серафима Саровского, невзирая на сопротивление обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, канонизировали. А летом 1904 г. в царской семье родился цесаревич Алексей Николаевич. Именно с этим связано появление в кабинете Николая II большого портрета святого Серафима.

Филипп Антельм Низьер -
французский экстрасенс, маг-медиум, мартинист


Примечательно, что во время Саровских торжеств, видимо, «с подачи» Александры Федоровны, Николай II «очень желал, что бы лейб-медик Вельяминов зарегистрировал бы случаи исцелений, которых было множество, было прозрение слепых, хождение параличных и т. д. Вельяминов отказывался наотрез от регистрирования, говорил, что все эти случаи вполне объясняются на нервной почве, а он даст свое имя только тогда, если у безногого вырастет нога» .

Императрица Александра Федоровна со временем стала хорошо разбираться в русской православной литературе. Основу ее личной библиотеки составляли религиозные книги и, прежде всего, труды отцов церкви. Со временем императрица научилась даже разбирать религиозные тексты на старославянском языке. По свидетельству современницы, «ее величество много читала, ее, главным образом, интересовала серьезная литература. Библию она знала от корки до корки».

Однако при всей религиозности императорской четы царские духовники влияния на нее фактически не имели. Наличие официального духовника и периодические исповеди носили формальный характер и не затрагивали их душ. К сожалению, следует признать, что появление Распутина близ царской четы связано не только с болезнью цесаревича Алексея, но и с отсутствием духовного авторитета близ царской семьи. Дело в том, что о. Янышев, начавший свою придворную карьеру еще при Александре II, уже одряхлел и не мог затронуть душу императрицы.

Поэтому Александра Федоровна, имея официального духовника, начала поиски авторитетного для нее духовного иерарха. Таким неофициальным духовником Александры Федоровны стал Феофан Полтавский (Василий Дмитриевич Быстров). Его знакомство с царской семьей обычно датируется 1905 г. Архимандрит Феофан не только вел духовные беседы с императрицей, но и служил в домовой церкви Александровского дворца. При этом Александра Федоровна со своими дочерьми пела на клиросе всю литургию. Он же исповедовал всю царскую семью. Следует отметить, что не без его одобрения в Александровском дворце началась придворная карьера Г.Е. Распутина. Такая ситуация с наличием «официального» (И.Л. Янышев) и «неофициальных» (В.Д. Быстров и Г.Е. Распутин) духовников сохранялась при Императорском дворе вплоть до лета 1910 г.

Старец Макарий Верхотурский, епископ Феофан и Г.Е. Распутин

Летом 1910 г. произошло несколько важных событий. Во-первых, скончался «официальный» духовник царской семьи Янышев, и формально должность царского духовника оказалась вакантной. По мнению одного из современников, «знаменитый протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, оставивший как талантливый ректор академии (1866-1883 гг.), как ученый, как блестящий проповедник великую память о себе и в то же время как протопресвитер (1883-1910 гг.) и администратор - плохое наследство… Придворное духовенство, несмотря на прекрасное материальное обеспечение и все исключительные преимущества и выгоды своего положения, блистало отсутствием талантов, дарований, выдающихся в его составе лиц . В общем, может быть, никогда раньше состав его не был так слаб, как в это время: Иоанна Леонтьевича некем было заменить. Между тем еще при его жизни потребовались заместители; в последние годы он ослабел, ослеп. Поэтому еще при жизни своей он должен был передать другим обязанности царского духовника и законоучителя детей» .

Во-вторых, к 1910 г. императрица Александра Федоровна определилась с кандидатурой своего «неофициального» духовника. Несмотря на то что в 1909 г. состоялась хиротония архимандрита Феофана в епископы и его назначение на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии, влияние Г.Е. Распутина, не занимавшего никаких официальных должностей при Императорском дворе, стало безусловным. Епископ Феофан пытался бороться, но исходом этой борьбы стало его удаление из Петербурга на Таврическую кафедру в 1910 г. Епископ Феофан пытался бороться с Распутиным и позже. В 1911 г. он предложил церковным иерархам обратиться с коллективным письмом к царю, целью которого было раскрыть ему глаза на Распутина. Однако иерархи отказались пойти на это, сославшись на то, что Феофан - духовник императрицы и это его личный долг. И Феофан пошел до конца. Осенью 1911 г. он добился личной аудиенции у Александры Федоровны в Ливадии. Встреча продолжалась полтора часа. Однако собеседники друг друга не поняли, и вскоре епископ Феофан попросил перевода в Астрахань, подальше от царского дворца в Ливадии…


Г.Е. Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор (его будущие враги)

В-третьих, в 1910 г., после смерти И.Л. Янышева, все занимаемые им должности были разделены между четырьмя священниками:

Протопресвитером армии и морского флота стал Георгий Иванович Шавельский;

Заведующим Придворным духовенством был назначен духовник вдовствующей императрицы Марии Федоровны Петр Афанасьевич Благовещенский;

Духовником императорской семьи стал протоиерей Николай Григорьевич Кедринский;

Законоучителем царских детей - протоиерей Александр Петрович Васильев.

В целом это были довольно слабые назначения. Протопресвитер армии и морского флота Г.И. Шавельский оказался самой сильной кандидатурой в этом списке. Среди офицерства и солдат он пользовался авторитетом. Николай II, заняв в августе 1915 г. должность Верховного главнокомандующего и почти постоянно живя в Ставке, с уважением относился к этому человеку. Следует отметить, что Г.И. Шавельский не являлся для армии чужим человеком. Он участвовал в Русско-японской войне и «в деле» под Ляояном как священник 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, был контужен.

Глава Придворного духовенства П.А. Благовещенский на момент назначения - немощный 80-летний старец, теряющий память, и его больше заботили материальные блага, чем дела придворной службы.

Законоучитель царских детей протоиерей А.П. Васильев на момент назначения не имел должного влияния и ограничивался только учебными занятиями «по предмету». Когда подрос цесаревич Алексей Николаевич, то его, так же как и предков, начали учить Закону Божьему. В 1915/16 учебном году в расписании цесаревича Алексея значилось три урока Закона Божьего в неделю.

Протопресвитер армии и морского флота Г.И. Шавельский

Царский духовник всегда занимал особое положение в придворной иерархии, поскольку принимал исповедь царей. По словам Г.И. Шавельского, протоиерей Н.Г. Кедринский «еще при Янышеве попал в духовники по какому-то непонятному недоразумению» . Н.Г. Кедринский имел диплом Санкт-Петербургской духовной академии и стаж долгой придворной службы, на которую он попал через «взятие», женившись на дочери пресвитера собора Зимнего дворца, протоиерея Щепина. Шавельский характеризует его как «тип простеца, незлого по душе, но который себе на уме, довольно хитрого и недалекого» .

Это назначение, состоявшееся в 1910 г., конечно, не было случайным. В это время влияние Г.Е. Распутина и А.А. Вырубовой на царскую семью стало уже весьма значительным. Распутин уже являлся фактическим и высокочтимым царским духовником. В этой ситуации назначение Н.Г. Кедринского являлось не более чем формальностью, поскольку место царского духовника фактически прочно занял Распутин . Видимо, такое положение вполне устраивало Николая II и его супругу. О том, как по-разному в царской семье относились к Распутину и Кедринскому, свидетельствуют дневниковые записи царя. С одной стороны, 13 января 1913 г. Николай II коротко фиксирует: «Принял Кедринского» ; «В 10 час. исповедовались у о. Кедринского» (10 апреля 1913 г.). А с другой стороны, 18 января 1913 г. Николай II записал: «В 4 часа приняли доброго Григория, кот. остался у нас час с 1/4» .

Александра Фёдоровна и Распутин во время чаепития


Судя по всему, судьба о. Кедринского решилась осенью 1913 г. По крайней мере, уже в октябре 1913 г. Николай II с семьей исповедовался о. Васильеву «в молельне» (20 октября 1913 г.). Высочайшим указом от 2 февраля 1914 г. Н.Г. Кедринский смещается с должности официального царского духовника. Смещение «подсластили» назначением его на пост помощника заведующего Придворным духовенством. Следует подчеркнуть, что факт смещения царского духовника Высочайшим указом не имел прецедентов, по крайней мере, в имперский период истории России. Примечательно, что Александра Федоровна в личной переписке после 1917 г. называла А.Ф. Керенского «Кедринским».

Причиной этого нарушавшего все придворные традиции решения стало поведение самого о. Кедринского. По воспоминаниям Шавельского, «ни ученых, ни общественных заслуг за ним не значилось. Его малоразвитость, бестактность и угловатость давали пищу бесконечным разговорам и насмешкам. Более неудачного «царского» духовника трудно было подыскать. При Дворе это скоро поняли, ибо трудно было не понять его. Придворные относились к нему с насмешкой. Царь и царица терпели его. Но и их многотерпению пришел конец».

В результате духовником семьи Николая II с февраля 1914 г. стал о. Васильев. Александр Петрович Васильев родился в крестьянской семье, проживавшей в Смоленской губернии. Он кончил курс Петербургской духовной академии в 1893 г., но ученой степени кандидата богословия не получил. Свою карьеру начал в церкви Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в Петербурге, преподавал Закон Божий в нескольких гимназиях и очень много проповедовал среди рабочих Нарвского района. До назначения ко Двору пользовался в Петербурге известностью прекрасного народного проповедника, дельного законоучителя и любимого духовника. Прекрасные душевные качества, доброта, отзывчивость, простота, честность, усердие к делу Божьему, приветливость расположили к нему и его учеников, и его паству. Кроме того, отцу Васильеву нельзя было отказать не только в уме, но и в известной талантливости.

Цесаревич Алексей с отцом Александром (Васильевым). Фото 1912 г.

Сразу же по назначении на столь почетную должность о. Васильеву пришлось определять свое отношение к Распутину.

Он, конечно, понимал, что его карьера прямо зависит от этого отношения. Только при определенной лояльности к Распутину он мог сохранить свою должность. При этом на о. Васильева давили многочисленные противники Распутина, пытаясь использовать его новое положение.

Естественно, будучи вхожим в царскую семью с января 1910 г., к февралю 1914 г. Васильев пребывал в курсе «придворных раскладов». Кроме этого, его весьма ценила императрица Александра Федоровна. В своих письмах она периодически упоминает о проповедях протоиерея Васильева, давая им самую высокую оценку.

Судя по всему, Васильев достаточно лояльно относился к Распутину. С ним беседовал на эту тему Шавельский. В разговоре, продолжавшемся более трех часов, Шавельский уяснил для себя со слов Васильева, что «Александра Федоровна считала Распутина не только народным целителем, но и духовным авторитетом: Он (Распутин) совсем не то, что наши митрополиты и епископы. Спросишь их совета, а они в ответ: «Как угодно будет вашему величеству! Ужель я их спрашиваю затем, чтобы узнать, что мне угодно?» А Григорий Ефимович всегда свое скажет, настойчиво, повелительно» . Основой этой повелительности была искренняя вера Распутина в самого себя.

По воспоминаниям Г.И. Шавельского, «о. Васильев не отрицал ни близости Распутина к царской семье, ни его огромного влияния на царя и царицу, но объяснял это тем, что Распутин действительно человек отмеченный, Богом, особо одаренный, владеющий силой, какой не дано обыкновенным смертным, что поэтому и близость его к царской семье и его влияние на нее совершенно естественны и понятны. О. Васильев не называл Распутина святым, но из всей его речи выходило, что он считает его чем-то вроде святого».

Из этого разговора Г.И. Шавельский вынес твердое убеждение, что при всех положительных качествах официального царского духовника Г.Е. Распутин «фактически негласный духовник и наставник в царской семье, лицо, пользовавшееся в ней таким бесспорным авторитетом, каким не пользовался ни талантливый, образованнейший прот. Янышев, ни все три вместе заместители его… Распутин стал как бы обер-духовником царской семьи. После краткой, в течение нескольких минут, исповеди у своего духовника, на первой неделе Великого поста 1916 г., Государь более часу вел духовную беседу со «старцем» Григорием Ефимовичем» . В дневниках Николая II рассыпано множество упоминаний о визитах Распутина в Александровский дворец.

Г.Е. Распутин и императорская семья

Таким образом, можно констатировать, что религиозность Николая II не только не выходила за рамки «закрытой» личной жизни, но и привела к созданию кризисной внутриполитической ситуации, когда либеральной оппозиции удалось успешно разыграть «карту Распутина», дискредитируя царскую семью.

Роль царских духовников на протяжении всего XIX в. не выходила за жестко очерченные служебные рамки. Они совершали все необходимые при дворе службы, занимались административной, научной и педагогической деятельность, но серьезного влияния на души царей не имели. Только Распутин, сумевший стать фактическим духовником царской семьи, оказывал действенное влияние на духовную жизнь всей царской семьи. Стоит отметить, что как только Распутин приобрел это влияние, нарушая устоявшиеся правила, то немедленно началась ожесточенная борьба придворных группировок как за приобретение влияния на самого Распутина, так и за полную ликвидацию этого влияния, что вылилось в убийство Распутина в декабре 1916 г.

Труп Г.Е. Распутина в морге

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна в Видёре. 1920-е годы

В ноябре 1927 года Зарубежная Россия вновь вспомнила о Российском Императорском Доме . На этот раз повод был вполне подходящий, связанный не с бутафорской, а подлинной русской монархией, не принимавшей участия в бесконечных склоках среди русских монархических партий. 26 ноября Императрица Мария Фёдоровна отмечала своё восьмидесятилетие, свой последний юбилей. В это время Вдовствующая Императрица, потерявшая в революционных лихолетиях двух сыновей, невестку и внуков, проживала на своей вилле Видёре в родной Дании. Она так и не поверила в гибель своих родных, считая сыновей всё ещё живыми и скрывающимися от большевиков где-то в Сибири или на Дальнем Востоке.

В последние годы рядом с матерью находились две её дочери Великие Княгини Ксения Александровна и Ольга Александровна . Последняя проживала в Видёре вместе с мужем полковником Николаем Александровичем Куликовским и двумя маленькими сыновьями Тихоном и Гурием.

Дети Ксении Александровны к середине 1920-х годов уже выросли, многие обзавелись своими собственными семьями, но про свою царственную бабушку они не забывали, стараясь раз в год навестить её в Дании.

Вдовствующая Императрица не хотела проводить широких празднований по случаю своего юбилея, считая это излишним, но русская эмиграция не могла оставить без внимания столь значимую дату, поскольку для многих Мария Фёдоровна олицетворяла лучшие традиции и достоинства Дома Романовых и была живым символом великой и мощной России, хотя и утраченной. Но русские эмигранты верили, что совсем скоро их Родина скинет оковы большевизма и станет на путь возрождения и былого великолепия.

Находясь в изгнании Мария Фёдоровна, старалась помочь всем нуждающимся и просящим, но зачастую она не могла это сделать из-за собственного тяжёлого финансового положения, особенно усугубившегося после краха крупнейшего датского банка «Хандельсбанк», где у Государыни хранились все оставшиеся сбережения. Сгорели все деньги, находившиеся на счёте, поэтому жить Императрице было не на что, а о финансовой помощи нуждающимся и думать не приходилось. Поэтому, в преддверии своего юбилея Мария Фёдоровна решила создать благотворительный фонд своего имени, куда поступали бы пожертвования со всего мира, а затем распределялись бы нуждающимся русским беженцам.


Вилла Видёре. Датская открытка 1920-х г.

В канун юбилея многочисленные русские эмигрантские газеты и журналы стали публиковать статьи, посвящённые Марии Фёдоровне, олицетворявшей «благороднейшие воплощения имперских заветов просвещения, воспитания и человеколюбия». В преддверии восьмидесятилетия парижская газета «Возрождение» писала: «В день своего 80-летия она пребывает одна, в изгнании. Не представить нам до конца трагическую глубину скорби и одиночества матери, у которой отняты неслыханным злодеянием оба сына, невестка, больной внук и юные девушки-внучки».

В день своего рождения Императрица Мария Фёдоровна чувствовала себя плохо, сказывался возраст и эмоциональные потрясения, подорвавшие когда-то крепкое её здоровье. Но она нашла в себе силы принять в полдень датских гвардейцев (чьим почётным шефом был муж Государыни покойный Император Александр III, прозванный в народе Миротворцем), которые преподнесли ей двадцать пять тысяч датских крон для благотворительных целей. Затем в Видёре пожаловали многочисленные датские депутации и частные лица, чтобы поздравить «русскую Государыню и нашу принцессу».


С верным казаком Кириллом Поляковым возле церкви Св. Александра Невского в Копенгагене. 1925 г.

На следующий день, в воскресение, в церкви Св. Александра Невского в Копенгагене состоялся торжественный молебен «о здравии и долгоденствии Благоверной Государыни Императрицы Марии Фёдоровны», на котором присутствовали дочери Государыни, а также многочисленные русские эмигранты, приехавшие со всех концов Европы, чтобы поздравить свою Императрицу. Сама Мария Фёдоровна по состоянию здоровья выехать в Копенгаген не смогла, поэтому ещё один молебен был отслужен уже на вилле Видёре духовником Государыни протоиереем Леонидом Колычевым. В это же день Мария Фёдоровна приняла делегацию русских детей, состоявшую из семи человек. Дети наперебой читали ей стихи и преподнесли традиционную русскую скатерть.

Несмотря на довольно натянутые отношения, днём виллу посетил датский король и племянник Императрицы Кристиан X с женой королевой Александрой, пожелавшие Марии Фёдоровне здоровья и долголетия. Племянник никогда не жаловал свою тётю и её дочерей, считая их «бедной русской роднёй». К тому же в Дании всегда были популярны социал-демократы, которые в 1920-е годы находились у власти и хотели наладить контакты с Советской Россией, против чего активно выступала Императрица Мария Фёдоровна.


Фото - подарок от правнуков: княжна Ирина Феликсовна Юсупова, князь Никита Никитич и князь Михаил Фёдорович. Коллекция Жака Феррана

Вечером в гостиной Видёре состоялся торжественный обед, на котором собрались только ближайшие члены семьи и свиты. В этот же день в Данию из Парижа приехал внук Марии Фёдоровны князь Никита Александрович. Он привёз с собой неожиданный подарок от правнуков Императрицы - фотографию, на которой запечатлены княжна Ирина Феликсовна Юсупова, князь Никита Никитич и князь Михаил Фёдорович. Фотография была подписана рукой Никиты Александровича: «Дорогой прабабушке от Ирины, Никиты и Михаила. 14 (27) ноября 1927 года». По воспоминанию очевидцев, столь неожиданный подарок глубоко растрогал Марию Фёдоровну.


В саду Видёре. 1921 год. Частная коллекция

В день своего юбилея Императрица получила сотни писем и телеграмм от родственников, друзей и даже незнакомых лиц со словами приветствия, поздравления и искренних пожеланий. Телеграммы приходили даже после празднования дня рождения, что весьма обрадовало Марию Фёдоровну, считавшую, что её давным-давно забыли. Позднее в одном из частных писем старшая дочь Императрицы Великая Княгиня Ксения Александровна писала: «Бедная Мама завалена письмами, адресами и всякими приветствиями, такие есть трогательные между ними - и она ужасно тронута, но, конечно, все это количество её сильно утомляет. Мы только и делаем, что читаем и пишем с утра до вечера. Сегодня она подписала 10 телеграмм - больше не могла…. Такое счастье, что мы с ней и что она, несмотря на всё бодра и была в состоянии пережить все эмоции и утомление».

Чествования Императрицы прошли, не только в Копенгагене, но и в центре русской эмиграции в Париже. Великую Княгиню Ксению Александровну беспокоил тот факт, что юбилеем матери могли воспользоваться люди с дурной репутацией, а имя Императрицы могло быть использовано для сомнительных политических акций. Но всё прошло вполне благополучно. 27 ноября в храме Св. Александра Невского на рю Дарю, по ходатайству Российского Красного Креста (чьим почётным шефом на протяжении более чем пятидесяти лет являлась Мария Фёдоровна) был отслужен торжественный молебен о здравии Государыни.

В этот же день состоялось торжественное заседание Красного Креста, посвященное чествованию Августейшего юбиляра. Позднее русская эмигрантская газета «Возрождение» описывала это событие: «Г.Г. Витте говорил о просветительской и благотворительной деятельности Императрицы, о щедрости ея, о том, что большую часть своих средств она тратила на нужды состоявших под ея попечительством просветительных учреждений. Г.В. Глинка сказал об отзывчивом сердце Императрицы, великодушно приходившей на помощь всем нуждающимся».

В этот же день, только уже в зале Жуффруа, состоялось торжественное собрание, где встретились бывшие сенаторы и военные деятели Российской Империи . Почётным председателем собрания стала двоюродная сестра Императора Николая II Великая Княгиня Елена Владимировна, вышедшая замуж за племянника Марии Фёдоровны принца Николая Греческого и Датского. Переполненный зал был украшен портретом Императрицы, а также российским государственным гербом и национальным флагом. Бывший председатель Совета Министров России, а в эмиграции активный монархический деятель Александр Фёдорович Трепов, в своей краткой речи обрисовал ту спокойную и мирную домашнюю обстановку, которую любовно создала Мария Фёдоровна Императору Александру III. Многие говорили о гуманитарной деятельности Императрицы, вспоминали её мужественность и спокойствие в Крыму, когда после революции жизнь членов Российского Императорского Дома висела на волоске. Вырисовался ясный и чистый образ Марии Фёдоровны и былого величия России. В заключительном слове Владимир Николаевич Коковцов произнёс эмоциональную речь, позднее опубликованную в газете «Возрождение», рассказав эпизод, случившийся вскоре после Февральской революции: «В 1917 году, в Киеве к ногам ехавшей в трамвае Императрицы бросилась узнавшая её женщина: “Да ведь ты - матушка царица!” Все в вагоне поднялись и стояли до выхода Императрицы из трамвая. У В.Н. Коковцова неоднократно прерывался голос».

Не забыли про Государыню и в религиозном центре русской эмиграции, в городе Сремски-Карловцы (Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев) , где в то время находился Архиерейский Синод Русской Православной Церкви (заграницей) . В Копенгаген была отправлена грамота за подписью председателя Архиерейского Синода Зарубежной церкви Митрополита Антония (Храповицкого). В ней говорилось: «К этому знаменательному в Вашей жизни дню проявления Божией Вам Милости Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (заграницей), воздав Богу хвалу, призывает на Ваше Императорское величество Божие Благословение… И да сподобит Вас Всевышний узреть спасение Руси и восстановление её былого величия и мощи». По распоряжению Митрополита Антония, во всех русских зарубежных храмах были совершены торжественные молебны о здравии, долголетии и спасении Императрицы Марии Фёдоровны.

© Иван Матвеев

© НП «Русская культура»

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Итак совершилось...

Догорела свечка воску чистаго. Потух огонек. Угасла жизнь Царицы-Матушки. Осиротели многомиллионные дети русские...

Русь Святая, слышишь ли ты наши здесь надгробные рыдания, наши песни погребальные? Видишь ли ты этот гроб с останками Той, Которая делила царственные труды Своего Августейшего супруга великого Миротворца императора Александра третьяго? Увы, скована Русь цепями рабства, самое имя ея уничтожено, поэтому лишь сравнительно немногие имеют возможность лично поклониться гробу Новопреставленной...

Не смущайся этим, мать наша Царица. Исключительный жребий выпал на долю Твою. Бог возвел Тебя на самую вершину земного величия, но и там Ты оставалась человеком, удел которого скорби и страдания. Не спасет от них и корона царская...

Много горя и всяких лишений пришлось испытать Тебе на Твоем долголетнем жизненном пути. Слабая телом, но сильная духом, ты всегда сохраняла мужество, неизменно верила в торжество правды и истины. Этот пример Твой воодушевляет нас, это дух Твой хранится и в наших сердцах. Все это служит залогом грядущего возрождения нашей дорогой Родины.

Не судил Тебе Господь дождаться здесь на земле того радостного дня, но оттуда — с вышины Тебе будет видней. Настанет день и Ты увидишь упавшие цепи кровавого гнета, храмы, переполненные горячо и свободно молящимся народом, крестные ходы с целым лесом хоругвий и многочисленными иконами, Ты услышишь гул колоколов и ликование народа Твоего, торжествующаго победу правды и истины.

Вот тогда по всему лицу земли родной народ русский, народ православный коленопреклоненно воспоет Тебе и всем умученным членам Твоей Царственной Семьи «со святыми упокой»… А теперь, куда долетит весть о Твоей тихой и безмятежной кончине, там — пока украдкой, здесь же за границей, — всюду в рассеянии льется к богу мольба: «Упокой, Господи, душу в Бозе Почившей Новопреставленной Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны». Только в этой молитве Ты ныне нуждаешься, а нам она поможет перенесть горечь постигшей нас тяжелой утраты…

Ты видишь, Ты слышишь, духовная Дщерь моя, я исполнил волю Твою, что было в силах моих, теперь очередь за Тобой, исполни и мою и не только мою, но через меня недостойнаго — просьбу всего Русскаго Твоего народа: прости нам, Матушка, все обиды и огорчения, нанесенные Тебе волею и неволею, разумом и неразумием… а когда предстанешь пред Престолом Господа Славы, Который, верим, удостоит Тебя Царствия Своего и вселит в Храме Небесном, как Ты создала Ему сей храм на земле, скажи Ему там: Господи, Ты знаешь, как тяжко страдает народ Русский, Тобою Мне усыновленный, молю Тя, преложи гнев на милость, вонми Моему и их молению…

Прощай, Мать наша Царица, и в лице моем прими земной поклон от всего верноподданного Тебе народа.