9 июня 2010 г. на Спасской башне начались работы по раскрытию надвратной иконы, считавшейся утраченной, ведь историки были уверены, что ее уничтожили в годы советской власти. По имевшимся историческим сведениям на Спасской башне находилась икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату ее написания. Известно лишь, что надвратный образ был посвящен спасению Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея 21 мая (3 июня н.ст.) 1521 г., в честь которого установлено празднество Владимирской иконы в Русской Православной Церкви.

По словам реставратора С. Филатова, «икона Спаса Смоленского находилась на кремлевской башне с XVII века. До того момента башню с часами называли Фроловской.
С тех пор икону несколько раз реставрировали, приводили в порядок после нашествия Наполеона. А в последний раз обновляли в 1896 г. в технике масляной живописи». Еще в 2007 г. Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой поиска и восстановления святынь на Спасской и Никольской башнях. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В феврале 2010 г., после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. 23-27 апреля с.г., накануне парада Победы, специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны два зондажа в киоте на Спасской башне, которые подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки (см. илл.). Таким образом, все годы советской власти (почти восемь десятилетий!) святыня, будучи сокрытой от взоров, освящала всю жизнь столицы нашей Родины на её главной площади!

Удивительно, но историки пока не могут и точно установить, когда же был тайно сокрыт обретенный образ на Спасской башне. И кто отдал такой приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие - что в 37-ом году. По словам директора Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагариной, до расформирования реставрационных мастерских в 1934 г. никаких архивных сведений о надвратных иконах на двух главных кремлевских башнях нет, так что, скорее всего, они были замурованы позже. Вот почему Фонд Андрея Первозванного призвал всех, кто может обладать какой-либо информацией об обстоятельствах сохранения икон на Спасской и Никольской башнях в советские годы, передавать им эти сведения. С аналогичной просьбой к нам на днях обратился корреспондент «Российской газеты» Игорь Елков: «Дмитрий Михайлович, добрый день! Не могли бы Вы предоставить какие-то свои контактные данные. В частности - телефон. Ваши консультации могут быть интересны не только для нашей газеты, но и для Фонда Андрея Первозванного - они, собственно, и есть организаторы всего проекта».

Большая часть авторов связывали появление надвратного образа на Спасской башне с чудом 1521 г. (Снегирев И.М. Кремлевские Спасские ворота в Москве // Душеполезное чтение. 1862. Ч. II. С. 199-203). Оно фиксируется в источниках уже с XVI в. под названием «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Русских» (Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина. Вып. 20. М.,1958. С. 189-198). Когда к Москве подошли в 1521 г. крымские татары под предводительством Махмет-Гирея, то некая слепая старица кремлевского Вознесенского монастыря увидела, «яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одеждах» - митрополиты Петр, Алексий и Иона, епископ Леонтий Ростовский и другие святители, которые выносили из Кремля икону Владимирской Богоматери и «прочие святыни». В воротах их встретили преподобные Сергий и Варлаам, которые припали к ногам святителей, вопрошая, «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божьей, поскольку москвичи «прогневаша Бога и святых Его» и за это наказаны татарским нашествием. Сергий и Варлаам со слезами стали молить их не оставить своей паствы. После соборной молитвы чудотворцы, тронутые просьбой преподобных, вернулись обратно в Кремль, а Махмет-Гирей увел свои войска без боя.

Самое раннее описание этого образа (см. илл.) находится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в.: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа (Спаса), стоя благословляющего; его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее - бархатное, также с золотом. Этот образ называется Спас, то есть Спаситель Смоленский; именно так он явился святым Зосиме и Савватию» (Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII веков). М.,1991. С. 324). Надвратная икона Спасителя издревле отражала главное содержание Спасской башни над парадным въездом в Московский Кремль: «Образ написан не на доске, а прямо на каменной стене. Спаситель изображен стоящим. Правою рукою он благословляет, а девой держит Евангелие, открытое на словах: «Рече Господь ко пришедшим к нему иудеем: Аз есмь Дверь». По бокам Спасителя изображены внизу коленопреклоненные святой преподобный Сергий и святой преподобный Варлаам, а вверху два Ангела, один с крестом в руке, другой с копьем и губою. Над образом в треугольном киоте написан честный, животворящий Крест Господень с двумя держащими его Ангелами» (Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Т. 1. М., 1912. С. 126). Некоторые полагают, что образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими воротами Кремля, был заменен в 1521 г. фреской (Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.,1966. С. 127; Выголов В.П. Скульптура Георгия на башне Московского кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие. М.,1985. С. 21-22). Другие рассматривают лишь надвратный образ с припадающими Варлаамом и Сергием в качестве источника иконографии самого Спаса Смоленского (Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001. С. 80-81). В память о чуде 1521 г. во время «шествия на осляти» «подъехав к Спасским воротам, патриарх, пред образами Спасителя и Богоматери, написанными на воротах, останавливался и читал литию и молитву городу. В это время раздавался колокольный звон, как в Кремле, так и по всей Москве» (Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнию русских. М., 1872. С. 216).

В одном из ранних архивных документов упоминается под 27 июня 1585 г. Фроловских ворот часовник Яков Никифоров (ДАИ. Т. 1. СПб, 1846. С. 208). В середине XVII века Спасская башня была восстановлена после серьезного пожара, случившегося 5 октября 1654 г. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. Поскольку в царском указе 1654 г. башня уже названа Спасской, то неверно распространенное в литературе утверждение о переименовании башни в Спасскую лишь в 1658 г. Указом 1658 г. государь Алексей Михайлович запретил употребление всех иных наименований многих крепостных ворот, кроме как связанных с посвящением Богу (ПСЗ. Т. 1. СПб., 1830. С. 418). Слева и справа от Спасских ворот с 1802 г. находились каменные часовни (см. илл.).

Обе часовни относились к причту Покровского Собора. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа - Великого Совета Ангела (Спасская). В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 г. пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима.

В 1821 г. каменные часовни по обе стороны Спасских ворот были восстановлены по проекту О.И. Бове, т.к. «существовавшие здесь старые совсем не сходствовали с фасадою башни и на столь видном и открытом месте могли сделать совершенное безобразие» (см. Вид Спасской башни с двумя часовнями 1821 г. архитектора О.И. Бове. Литография А. Дюранда. 1842 г.). В 1868 г., при очередной реставрации Спасской башни, часовни были разобраны и построены заново по проекту архитектора П.А. Герасимова. 22 октября 1868 г. новые шатровые одноглавые часовни были освящены (см. илл.). В 1912 г. государь Николай II распорядился заново изготовить державного двуглавого орла, венчавшего Спасскую башню.

Обе часовни у Спасской башни были снесены в 1930-е гг., и на их месте были устроены общественные туалеты, функционирующие по сию пору!Проектированием общественных туалетов в районе Красной площади занимался инженер Ф. Гаузе. Еще в 1928 г. он писал: «Особенно сказывается недостаток общественных уборных в дни майских и октябрьских торжеств, при громадных, в несколько сот тысяч человек, скоплениях народа. Нами часто получаются письма рабочих, участвующих в демонстрациях, с указанием на недопустимость отсутствия уборных в это районе и требованиями немедленной их постройки. Предлагаемый ниже проект уборных в районе Кремля и Китай-города поэтому необходимо осуществить в ближайшее же время… На Васильевской площади.. уборная может быть построена в откосе кремлевской стены или же для этой цели может быть занята часть существующей лавки». Проект Франца Гаузе дополнен рисунком храма Василия Блаженного на фоне Спасской башни, в цокольной части которого показано два входа в туалеты с пояснительной надписью «Общественная уборная в помещении существующей лавки в подпорной стене, окружающей храм». Обращает на себя внимание активизация деятельности по осквернению святынь на Красной площади посредством устройства на их месте общественных туалетов одновременно с подготовкой и проведением «ис¬торического» II Съезда Союза Воинству¬ющих Без¬божников в середине 1929 г., где была провозглашена «безбожная пятилетка» на ближайшие годы, о целях которой заявил лидер безбожников Ем. Ярослав¬ский (Губельман): «...Не только сжигать иконы, не только сшибать церковные головки, не только колокола снимать, а выдергивать корешки, которые сидят глубоко в сознании, подсоз¬нании и т. д.»: http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Завершение «безбожной пятилетки» было отмечено с размахом сносом часовен и двуглавых орлов кремлевских башен, которые были заменены на звезды по решению властей, опубликованному в центральной печати в августе 1935 г.: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом». Еще 20.VI.1930 г. Горбунов писал по этому поводу секретарю президиума ЦИК СССР Енукидзе: «... В.И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма? С коммунистическим приветом Горбунов». Через полтора года на заседании секретариата ЦИК СССР от 13.XII.1931 г. принято решение: «Постановили: предложить включить в смету на 1932 г. 95 000 руб. - расходы по снятию с кремлевских башен орлов и замене их гербами Союза. Секретарь президиума ЦИК Союза ССР Енукидзе». Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. В докладной тов. Паукера из оперативного отдела НКВД Сталину и Молотову 4.XI.1935 г. сообщается: «...Мне было поручено снять к 7 ноября орлы с кремлевских башен и с Исторического музея, заменив их звездами. Доношу, что это задание Политбюро выполнено… Ввиду ветхости кремлевских башен и непригодности их для таких тяжестей был произведен ремонт башен и замена всех штырей. Внутри башен сделаны стальные конструкции, на которые насажены звезды. Работы по снятию орлов и поднятию звезд проводились опытными верхолазами. Организацией всех этих работ и руководство ими осуществлялись оперативным отделом НКВД». Экспертизу двуглавых орлов НКВД поручило известному художнику и реставратору И.Э. Грабарю, который заявил, что «... ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем». Убедившись, что кремлевские орлы не представляют исторической ценности, первый замнаркома НКВД обратился к Л.М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлевских звезд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку» (см. Отчет о работе по золочению звезд и часов башен Московского Кремля. 1937 г. Филиал РГАНТД. Ф. Р-91. Оп. 2-1. Д. 31). Снятых орлов вместе с заменившими их звездами 23 октября 1935 г. выставили в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького, а уже 24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. В киножурнале «Социалистическая деревня» № 21 (ноябрь 1935 г.) сохранились кадры установки первых кремлевских звезд.

Та же самая участь постигла святыни Никольской башни, которые сильно пострадали еще во время боев в октябре 1917 г. (см. илл.), когда надвратный образ свт. Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы в октябре 1917 г. была предпринята реставрация этого изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века. Автор сборника «Расстрел Московского Кремля 27-го октября – 3-го ноября 1917 года» (2-е изд.: Токио, 1920), написанного в 1917 г. по благословению Поместного собора Русской Православной Церкви, епископ Нестор (Анисимов) в своём очерке «Кремлевские башни» оставил драгоценное документальное свидетельство о собирании осколков порушенных святынь одним из ревнителей православной культуры, что подвергалось насмешкам толпы: «Этот художник с болью в сердце собирает осколки и черепки в назидание потомству, которое в будущем, наверное, справедливо осудит вар¬варство большевиков, разрушивших святая святых России - священный Кремль». За составление этого сборника еп. Нестор Камчатский в 1918 г. был схвачен в узы на несколько месяцев: http://expertmus.livejournal.com/51147.html

В конце апреля 1918 г., перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 22 мая 1918 г. Патриарх Тихон совершил Божественную Литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего направился во главе крестного хода к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен свт. Николаю пред его образом над вратами...

Архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки - элемент декора - при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской , Троицкой и Боровицкой башнях.

Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами, через которые образ привезли в Кремль. Ворота получили название Спасских, за ними это название унаследовала и вся башня. Считалось, что с приходом к власти большевиков икона была утрачена. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа сохранился в Новоспасском монастыре , который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Первоначальное наименование башни - Фроловская - происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь также не сохранилась до наших дней.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время список над воротами считался утраченным (не сохранилось ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Сейчас рабочие счищают штукатурку, а затем демонтируют сетку, защищавшую икону Спаса от внешней среды. Затем эксперты, проведя анализ, определят состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни.

Кремлёвские куранты

При башне - знаменитые часы-куранты. Существуют с XVI столетия, постоянно видоизменяясь. Новые часы изготовили в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами, стрелок на циферблате не было.

Высота Спасской башни до звезды - 67,3 м, со звездой - 71 м. Первая Спасская звезда, в отличие от других самоцветных звёзд сохранилась и теперь венчает шпиль Северного речного вокзала Москвы.

Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА


Беклемишевская (Москворецкая) , Константино-Еленинская (Тимофеевская) , Набатная и Спасская (Фроловская) башни Московского Кремля.

Васильевский спуск. , Набатная башня , Спасская (Фроловская) башня , Верхние торговые ряды (здание ГУМа) , собор Василия Блаженного.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня и ГУМ (Верхние торговые ряды).

Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Царская башня и Спасская (Фроловская) башня.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Красная площадь. Справа налево: Спасская (Фроловская) башня ,

Спасская башня (до 1658 - Фроловская) - наиболее известная из 20 башен Московского Кремля, выходит на Красную площадь вблизи Лобного места и Покровского собора. Шатёр башни украшают часы-куранты, сделавшие Спасскую башню собирательным символом Кремля и Москвы в целом.

Башня была построена в 1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым. Изначально возведена из красного кирпича, в разные годы в зависимости от эстетических предпочтений.

Форма основания башни - четверик, который венчает многоярусное шатровое завершение с часами-курантами и богатым декоративным оформлением. Верхняя часть четверика украшена кружевным арочным поясом с башенками по углам и фигурами фантастических зверей, также в резном оформлении пояса можно обнаружить изображения цветов и ракушек, а над курантами - фигуры павлинов. Выше курантов расположена звонница, венчает башню шатёр с красной звездой на вершине.

Общая высота Спасской башни со звездой составляет 71 метр. К башне примыкает массивная отводная стрельница с проездными воротами.

История Спасской башни

В период правления Ивана III в Москве началась радикальная перестройка Кремля, в ходе которой в 1485-1495 годах взамен старых белокаменных стен и башен были возведены новые - из обожжённого кирпича. Строительство Спасской башни по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари из Милана стало начальным этапом возведения восточной линии укреплений Московского Кремля; до неё на этом месте находилась Фроловская стрельница. Так как под кремлёвскими стенами был вырыт ров, от башни через него перекинули мост.

В память о строительстве башни над воротами установлены 2 белокаменные таблички с памятной надписью на латинском (со стороны Красной площади) и русском (со стороны Кремля) языках:

В конце 16 века башню венчал деревянный шатровый верх с двуглавым орлом, но в 1624-1625 годах была проведена ещё одна перестройка: по проекту английского архитектора Христофора Галовея при участии московского мастера Бажена Огурцова над башней был возведён многоярусный верх в готическом стиле, украшенный обнажёнными фигурами-"болванами". Нагие фигуры на башне были восприняты неоднозначно, и по указу царя Михаила Фёдоровича для них были сшиты специальные кафтаны, однако, жить "болванам" в любом случае оставалось недолго - в 1628 году они сгорели при пожаре. В середине 17 века на вершину башни был вновь водружён двуглавый орёл - герб Российского государства, впоследствии установленный также на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

До Революции 1917 года слева и справа от Спасских ворот располагались часовни - сначала деревянные, затем отстроенные в камне, но в 1925 году они были снесены.

Изначально башню, как и предшествующую ей стрельницу, называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из ворот - вплоть до 1658 года, когда царь Алексей Михайлович повелел называть её Спасской, так как над Спасскими воротами были размещены иконы Спаса Смоленского (со стороны Красной площади) и Спаса Нерукотворного (со стороны Кремля).

Спас Смоленский и Спас Нерукотворный

Одной из особенностей башни, благодаря которой она получила своё современное название, стали размещённые над проездными воротами иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного.

Образ Спаса Смоленского был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска и помещён над воротами со стороны Красной площади. В 1521 году, когда Москве удалось избежать осады войсками хана Мехмед-Гирея, взамен иконы на стене была нарисована фреска, на которой изображён Спаситель с раскрытым Евангелием и припадающие к его ногам святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В годы советской власти образ был заштукатурен и долгое время считался утраченным, так как в официальных документах не было зафиксировано, что с ним произошло, а у специалистов не было точных сведений о том, был ли он нарисован на стене или являлся отдельным элементом. Когда в 2000-х годах был поднят вопрос восстановления иконы, её долго искали в запасниках художественных музеев, но в итоге образ был обнаружен под слоем штукатурки на своём законном месте: в 2010 году его расчистили и восстановили.

Появление образа Спаса Нерукотворного на внутренней стороне ворот (со стороны Кремля) связано с эпидемией чумы, прокатившейся по России в середине 17 века. Москва сильно пострадала от эпидемии, но один из городов - Хлынов (совр. Киров) - она обошла стороной; пошли слухи, что причина избавления Хлынова от болезни - чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились жители города. В 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича образ доставили в Москву. Разместив оригинал иконы в Новоспасском монастыре, с неё сделали два списка: первый отправили в Хлынов, второй разместили на внутренней стороне ворот Спасской башни. К сожалению, в советские годы образ был уничтожен, а оригинальная икона пропала; на сегодняшний день киот на внутренней стороне ворот Спасской башни остаётся пустым.

Куранты Спасской башни

- вероятно, самые известные часы России, ведь именно по ним россияне встречают Новый Год - перезвон кремлёвских курантов стал одной из самых ярких новогодних традиций мира.

Куранты установлены на верхнем четверике башни со всех четырёх сторон и имеют внушительные размеры:

Диаметр циферблата - 6,12 метра;

Длина минутной стрелки - 3,27 метра;

Длина часовой стрелки - 2,97 метра;

Высота римских цифр - 0,72 метра.

Часы имеют музыкальный механизм: в 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 исполняется гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 - мелодия хора "Славься" из оперы Глинки "Жизнь за царя".

Впервые часы на Спасской башне появились ещё в 16 веке и о них практически ничего неизвестно. В 1625 году по проекту Христофора Галовея старые часы заменили новыми, которые имели уникальное строение: часы отсчитывали дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка была неподвижна - вращался сам циферблат. В 1705 году по указу Петра I часы были переделаны на немецкий лад: с циферблатом на 12 часов, а в 1770 на башню установили английские часы. Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Бутенопами в 1851-1852 году.

Звезда Спасской башни

Звезда на вершине Спасской башни появилась в 1935 году, когда советская власть пожелала водрузить на кремлёвские башни новый символ взамен идеологически устаревшего двуглавого орла.

Первые кремлёвские звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, в середине размещались позолоченные серп и молот, выложенные уральскими самоцветами. Звезду на Спасской башне, помимо прочего, украшали расходящиеся из середины лучи. К сожалению, звёзды 1935 года быстро потускнели под воздействием погоды, и уже в 1937 году их заменили светящимися рубиновыми, которые можно увидеть и сегодня.

Размах лучей звезды на Спасской башне составляет 3,75 метра.

Спасская башня на сегодняшний день является одним из символов Москвы и видной достопримечательностью туристических маршрутов.

Добраться до Спасской башни можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Православная святыня на Спасской башне Кремля, которая чудом пережила социалистическую эпоху, совсем скоро предстанет на всеобщее обозрение. Такое решение приняла сегодня специальная комиссия после тщательного осмотра иконы. Среди тех, кто увидел образ Спасителя таким, каким он был в конце XIX века, оказалась и съёмочная группа Первого канала.

Экскурсоводы на Красной площади уже завораживают туристов рассказами о чудесном явлении надвратных икон сразу на двух башнях Московского Кремля. И хотя обе они ещё закрыты строительными лесами, сквозь зелёную сетку уже можно разглядеть святые лики Николы Можайского и Спаса Смоленского. Более семидесяти лет оба они считались утраченными навсегда.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Штукатурка висела большими пузырями. То есть, она визуально как бы находится в одной плоскости, но на самом деле, когда начинаешь простукивать, она шаталась".

В сложном состоянии была икона на Спасской башне Кремля почти два месяца назад, когда, вскрыв слой штукатурки и убрав сетку-рабицу, её нашли.

За это время реставраторы не только укрепили фреску, как бы приклеив её к стене, но и тонкими, точечными движениями кисти восстановили краски. С особым терпением убирали набрызги цементного раствора, ведь те, кто его наносил на сетку, тем самым спасли икону от уничтожения.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Они делали аккуратно, они мастерками бросали, а там - сетка-рабица, и через эту сетку набрызги. Они уже и не видели, собственно, что делали. Наша задача была - максимально их удалить, и вот, собственно до и после реставрации, реконструкции".

Восстанавливать позолоту, нанесённую в конце XIX века перед коронацией Николая Второго не стали. Но и более ранние слои, по разным причинам, решили не открывать. Комиссия, в которую вошли реставраторы и искусствоведы, сегодня согласилась с тем, что икона Спаса Смоленского готова, чтобы быть открытой.

Михаил Якушев, первый вице-президент фонда Андрея Первозванного: "Мурашки будут ощущатся всеми, кто будет смотреть. Но когда ты смотришь с расстояния метра-полутора, конечно, это потрясает!"

В отличие от Спасской башни, на Никольской работы реставраторам ещё много. Икона Николы Можайского была утрачена почти наполовину, и понадобится ещё, как минимум, месяц, чтобы вернуть всё, что было потеряно.

Пуля, которую реставраторы извлекли из-под слоя штукатурки, осталась после обстрела образа святителя Николы Можайского большевиками в 1917 году. Тогда же следы от пуль и осколков заделали, но большая часть штукатурки обвалилась. И одно то, что икона вообще сохранилась, заставляет реставраторов верить в её чудотворную силу.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Чудо это или не чудо? Вообще, в те времена, если предположить, что это 1934 год, это чудо и было! Потому что насколько проще было бы сбить её, просто сбить и заштукатурить..."

Иконы, пережившие века, войны, пожары и варварское отношение, со временем ещё защитят специальными стёклами от снега, дождя и прямых солнечных лучей. А в ближайшее время фреску на Спасской башне Кремля откроют и освятят. И это будет столь долгожданное обретение святого образа.

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ.. ПРИДЕТСЯ БЕГАТЬ ТЕПЕРЬ 60 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ С ОГНЕМ ЗАЖЖЕННЫМ ОТ ЗАЖИГАЛКИ.12 октября огонь будет в Смоленске?!

На Спасской башне располагается икона, на которой изображены Спаситель с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Икона написана в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.
В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева.
Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала, как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой - Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: "Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?" Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа, вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богоматери, издание 1849 года).

Икона святителя Николы Можайского на Никольской башне датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими было воспринято как чудо.

28 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятил отреставрированную надвратную икону Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: