Уже на первом уроке мы с вами выяснили, что человек - существо биологическое (природное) и социальное (общественное). Последнее связано с тем, что человек живёт среди людей, в обществе, где существуют определённые культурные правила (нормы) поведения.

Всю свою жизнь, от младенчества до старости, человек усваивает их. То есть учится социальному, учится жить среди людей. Как это происходит? Прежде всего в результате усвоения культурных норм.

Культурные нормы

Обычно культурным называют человека воспитанного и много знающего.

Что такое культура? Это всё, что создано человеком, - одежда, машины, компьютеры, произведения искусства, заводы, здания и т.д. А всё остальное, что человеком не создано - моря и океаны, деревья и травы, реки, птицы, горы, - относится к природе.

Кроме того, культура - это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, ценностей, присущих данному народу. Нормы вежливого поведения, ценности свободы и патриотизма, традиции уважения старших, обычай встречать Новый год и многое другое составляет культуру того или иного народа.

    Советуем запомнить!
    Культура - всё, что создано человеком; это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, присущих данному народу.
    Культурные нормы - это правила поведения человека в обществе.

Какие способы приобщения к культуре вам известны?

Культурные нормы начинают формироваться в детстве и совершенствуются в течение всей жизни.

Например, разговаривать повернувшись лицом, а не затылком к собеседнику - это культурная норма. Равно как и не перебивать беседующих неуместными вопросами (как это часто делают дети, стремясь обратить на себя внимание).

Для усвоения культурных норм необходима ежедневная тренировка, чтение соответствующей литературы, наглядные примеры. Всё это происходит в процессе воспитания. Ваши первые воспитатели - эго родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры.

Низкий уровень воспитанности смело можно называть бескультурьем. Его проявления многочисленны: вмешательство в чужой разговор, рисование на стенах лифта или подъезда, выкручивание лампочек в чужом доме, грубость, унижение достоинства других людей, чавканье за столом, порча школьного имущества.

Плохо воспитанный ребёнок иногда демонстрирует примеры хорошего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребёнок соблюдает правила поведения и тогда, когда за ним наблюдают и когда он остаётся один.

Воспитание будет успешным лишь в том случае, когда культурные нормы станут для вас очень значимыми, важными, т.е. ценностями. Например, не обманывать других людей.

    Советуем запомнить!
    Ценности - одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Самой высшей ценностью является человеческая жизнь. Её нужно охранять.

Одни нормы для нас очевидны, мы исполняем их не задумываясь. Выполнение других требует от нас усилия над собой. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми должно стать для вас обязательным.

Наши социальные роли

Жить в обществе - значит не только усваивать различные культурные нормы, но и осваивать социальные роли.

Человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Им нельзя научиться по книгам, поскольку каждая роль включает в себя определённые модели поведения, обязанности, отношения и т.д. Человек осваивает роли в реальных жизненных условиях. Роли ученика и учителя - среди наиважнейших.

Действительно, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей: работника, покупателя, родителя, ребёнка, защитника Отечества и др.

«Весь мир - театр, все люди в нём - актёры, и каждый не одну играет роль», - сказал великий английский драматург Уильям Шекспйр. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене множество ролей. Мы все - сыновья и дочери, мужья и жёны, подчинённые и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители и т.д.

Какие социальные роли могут быть у персонажей этой фотографии?

Когда родители просят вас вернуться домой до 10 часов вечера, контролируют выполнение уроков или напоминают вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий. Но вот когда вы достаточно подрастёте, станете вести себя точно так же. И всякий раз дети говорят: вырасту большим, никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители ворчат: в детстве мы были лучше.

Социализация

Человек всю свою жизнь усваивает культурные нормы и осваивает социальные роли. А это значит, что всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы всё время учимся жить в обществе.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто «учит» социализации.

Прежде всего это родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Как родители, бабушки и дедушки способствуют вашей социализации?

Но главным «учителем» остаётся семья. То, что вы в детские годы приобретаете в семье, вы сохраните в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Помните, степень усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей влияет на положение человека в обществе.

    Подведём итоги
    Человек всю жизнь, от младенчества до глубокой старости, учится жить в обществе - участвует в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Этот процесс называется социализацией. Главная роль в социализации отведена семье.

    Основные термины и понятия
    Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. К сожалению, попадаются люди, которые не снимают головной убор при входе в школу или библиотеку, на улице бросают обёртки от конфет, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? Как вы можете объяснить их поведение?
  2. Всегда ли вы ведёте себя так, как этого от вас ожидают другие люди? Напишите несколько предложений о том, что вам мешает вести себя хорошо, и о том, что помогает.
  3. Попросите родителей или других взрослых вспомнить случай из жизни, когда хорошее воспитание (поведение) помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Запишите этот случай и поделитесь на уроке с одноклассниками и учителем.

Понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф.Ницше этот термин фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей» . В современных условиях термин «социальная роль» активно используется как социальной психологией, так и социологией, поскольку концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Мы полагаем, что исследование социальных ролей школьников в педагогике и психологии позволит повысить эффективность их учебной деятельности.

Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль - это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Социальная роль- это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус .

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т. е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружающих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индивидом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего — личность.

Большой интерес представляют исследования команд Р.М. Белбина, который более 10 лет занимался экспериментальным построением команд и наблюдениями за ними. Результатом экспериментов явилось введение понятия командных ролей и выделение 8 (позже 9) поведенческих характеристик, помимо существующих функциональных ролей.

Роль в команде определяется как тенденция людей вести себя вносить вклад в работу и взаимодействовать с окружающими определенным образом. Люди склонны иметь от одной до трёх командных ролей, одна из которых как правило используется индивидом и преобладает над остальными в моменте. В команде человек может играть более одной роли, что затрудняло диагностику и классификацию.[

Выявлено соответствие между командной ролью и умственными и психологическими характеристиками индивида и его конструкты. Разработаны и опробованы анкеты для определения склонности к той или иной командной роли.

На основе исследований Р. М. Белбина было выявлено 8 командных ролей.

1.Руководитель (Координатор)

Нужен для организации процесса, руководства, распределения полномочий, принятия решений; Спокоен, уверен в себе, обладает развитым самообладанием; Контролирует продвижение команды к групповым целям; Умеет оптимально использовать ресурсы; Знает в чем заключаются сильные и слабые стороны команды; Жизненные ориентиры - результат, люди, ценности и время.

Мотиватор (Шейпер)

Лидер, ориентированный на задачи, полон энергии, обладает высокой мотивацией, для которого главное - победа; Заинтересован в достижении целей и стимулирует остальных к этому; Очень нервозен, общителен, динамичен; «Мотивирует» команду на достижение результата; Не теряет самообладания в напряженной обстановке; Обладает напором и мужеством преодоления препятствий.

Душа команды (Вдохновитель)

Привносит сотрудничество, мягкий, восприимчивый и дипломатичный; Предотвращает потенциальные противоречия; Делает возможным применение навыков членов команды с трудными характерами, улучшает взаимопонимание между ними; Умеет слушать, разряжать напряженность; Жизненные ориентиры - люди, ценности, процесс.

Генератор идей

Привносит креативность, оригинальный, нестандартный; Обладает потрясающим воображением и способен решать труднейшие задачи; Способен создавать огромное количество новых идей; Реализует выдвижение новых идей и стратегий, концептуально, а не в подробностях; Характеризуется высокими умственными способностями и интроверсией;

Снабженец (Исследователь ресурсов)

Экстраверт, полон энтузиазма, коммуникабельный; Жизненные ориентиры - люди, процесс, процедуры, действия, вещи; Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде, и проведение любых последующих переговоров; Успешен в ведении переговоров; Подхватывает и развивает идеи других.

Аналитик-Стратег

Трезво мыслит, не эмоционален, предусмотрителен, высокая способность к критическому мышлению; Рассматривает все возможности; Принимает четкие решения, не реагируя на эмоциональные высказывания; Способен как никто оценивать конкурирующие предложения;Склонен к медленному принятию решений в силу необходимости обдумать все детали; Больше занят поиском истины, чем достижением результата.

Рабочая пчелка(Работник компании)

Консервативен, обладает развитым чувством долга, предсказуем; Реализует претворение концепций и планов в практические рабочие действия; Реализует систематическое и эффективное выполнение согласованных планов; Выполняют работу, которую никто не хочет делать.

Контролер(Педант)

Старателен, методичен, добросовестен, невротичен; Обеспечивает максимальную защиту команды от ошибок, связанных как с работой, так и с упущениями; Ищет деятельность, для которой нужна степень внимания, превышающая обычную; Доводит работу до конца; Предоставляет работу вовремя.4]

Для того чтобы понять, кому из группы старшеклассников принадлежит та или иная роль, ученики, сдающие ЕГЭ по обществознанию, прошли методику Р.М. Белбина «Изучение командных ролей», направленную на выявление командной роли, которую ученики готовы принять сами на себя. Но помимо роли, которую ученик сам принимает, существуют роли, которые дает ему класс и учитель. На основе этого, данной группе было предложено так же оценить и своих одноклассников, а учителю - учеников.

В исследовании приняло участие 10 старшеклассников школы № 58 города Кирова. Данное исследование проводилось в 2015-2016 учебном году. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение командных ролей старшеклассников

На основании этих данных, мы можем сделать вывод о том, что даже в малой группе, состоящей из 10 представителей, ее участник, порой, играет несколько социальных ролей в одном контексте. В связи с этим, может возникнуть диссонанс, так как, учитель будет требовать от ученика, например, педантичности, в то время как класс, будет считать его исключительным генератором идей, а сам ученик позиционирует себя рабочей пчёлкой.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, следующее:

  1. У старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9 ожидания учителя, самого ученика и одноклассников сходятся и дается роль «Рабочей пчелки»;
  2. Старшеклассник под номером 10, как и учитель считает себя «Рабочей пчелкой»;
  3. Класс и учитель ожидают от старшеклассника под номером 2, что он будет «Вдохновителем»;
  4. Класс ожидает от старшеклассников под номерами 7 и 10, что они будут «Руководителями» группы;
  5. В группе, по мнению учителя и учеников, нет «Мотиватора» и «Аналитика»;
  6. По мнению группы «Вдохновителем» может быть старшеклассник под номер 4, а «Генератором идей» - старшеклассник под номером 1;
  7. Старшеклассники под номерами 4 и 8 готовы на себя принять роль «Вдохновителя».

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации для повышения эффективности деятельности группы по подготовке к ЕГЭ по отдельному предмету:

Роли -это и сильные и слабые стороны каждого человека, они есть, как и другие особенности, и надо их использовать, а не комплексовать. Для наиболее эффективного взаимодействия с другими людьми, надо представлять свои роли и роли других членов команды, необходимо уметь адаптироваться к ситуации, переключаться между ролями, когда это возможно, ведь хороший командный игрок может продуктивно работать и в несвойственной ему роли.

Старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9, 10 на факультативах можно использовать в роли соведущих, т.к. у них, по мнению группы, присутствуют организаторские способности, практичность, энергичность, самодисциплина. Старшеклассника под номером 10 также можно использовать в роли руководителя. А вот старшеклассников под номерами 2, 4 и 8, результативнее всего использовать как вдохновителей, которые способны нести ответственность, создавать и поддерживать командный дух. Учителю необходимо попробовать дать старшеклассникам под номерами 1 и 4 проявить себя как генераторам идей, т.е. предлагать делать информационные листы и газеты на ту или иную тему занятия, чаще давать возможность отвечать на сложные задачи. Так же, самому учителю необходимо принять на себя роль мотиватора, т.е. человека, который дает внутренний импульс и готовность бороться с инертностью, бездейственностью, самоуспокоенностью, или самообманом учеников, использовать различные формы проведения факультативных занятий.

Таблица 2

Результаты промежуточных ЕГЭ по предмету «Обществознание»

Номер ученика

Начало учебного года

3-я четверть учебного года

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что грамотное распределение социальных командных ролей в группе старшеклассников при обучении способствует эффективному усвоению знаний, а, следовательно, успешности в учебной деятельности.

Традиционные Кашинские краеведческие чтения.

«Рамки и маски».

(Социальные статусы и роли учеников 10«а» класса).

Выполнила: Охлопкова Юлия

ученица 10«а» класса

МОУ СОШ №3.

Руководитель: Голубева

Татьяна Михайловна.

Кашин 2008.

При изучении раздела «социология» на уроках обществознания мы познакомились с понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Выяснилось, что статус – это определённая позиция, место, которое занимает человек в социальной структуре общества. Можно сказать, что это место имеет определённые границы, т. е. очерчено рамкой. Любой человек занимает несколько позиций, т. е. участвует во множестве групп и организаций. Значит, каждого человека можно охарактеризовать статусным набором – совокупностью всех статусов, занимаемых индивидом.

От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков, да и сам обладатель статуса знает, чего ждут от него окружающие. Т. е. человек, занимая какое-либо место в обществе, играет роль в соответствии с обозначенными обществом рамками. Таким образом, статусная роль может быть названа «маской», которую человек обязан носить в пределах своих рамок.

После изучения темы, в октябре 2007 года в 10«а» классе была проведена анкета. В ней предлагалось каждому ученику назвать свои социальные статусы и написать те функции, которые ученики в соответствии с этим статусом выполняют. Вот каковы наши «рамки» и «маски».

Ответы были очень оригинальными и неожиданными. Если судить, в общем, то девочки оказались более откровенными, чем мальчики. У обеих сторон встречались статусы ученика, дочери, сына, друга, т. е. статусы семейные, формальные и неформальные. У мальчиков, например ролей ученика больше, чем у девочек: выполнять обязанности ученика, выполнять домашние задания, посещать уроки, поддерживать дисциплину, внимательно слушать на уроке, т. е. они считают, что учиться это их обязанность. Девочки, напротив, к статусу ученицы относятся, как к общественной деятельности: помогать учителям, участвовать в жизни школы. Статусы сына и дочери у участников анкеты почти одинаковы, ребята считают своих родителей примером для подражания, т. е. хотят учиться у них чему-нибудь, получать навыки поведения в обществе, прислушиваться к ним. У мальчиков роль пассивна – «чтить», «получать навыки». Они переносят активную часть роли на будущее: «помогать родителям в старости». А вот девушки активны уже сейчас: они «заботятся» о членах семьи, и помогают им.

Рассматривая статус друга, я обрадовалась тому, насколько серьёзно относятся ребята к дружбе, у обеих сторон роль друга такова: друг (или подруга) должен помогать в беде, уважать, проявлять внимание, понимание, сочувствие, проявлять организаторскую активность, выявлять и решать проблему. Но этим девочки не ограничились, они считают, что подруга должна также беречь секреты и…веселить!

Следующим по счету шёл статус девушки и главная её роль, оказывается, встречаться с парнем! Правда, прослушиваются нотки стремления быть женственной (как-никак 10 класс): следить за собой, быть похожей на девушку.

В будущем наши девушки, конечно же, будут мамами, и материнские черты прослеживаются в общении и заботе о братьях и сёстрах. Девочки помогают братьям и сестрам в учёбе, разбирают конфликты, гуляют с ними, учат грамоте и даже наказывают.

Все мы являемся гражданами РФ. А как к этому относятся ученики 10«а» класса? Мальчики посчитали, чтобы быть русским достаточно соблюдать обычаи, традиции страны. А о статусе «гражданин» мальчики не упоминали. Но девочки напротив очень патриотично отнеслись к этому, они считают, что настоящая гражданка РФ должна строго выполнять законы и… беречь Родину!

У каждого из нас есть увлечения, вот и ученики написали о тех ролях, в которых отражены эти увлечения. У мальчиков статус спортсмена требует защищать честь школы и города, помогать команде, работать над собой. А чтобы быть настоящим меломаном, нужно следить за миром музыки и слушать любимую группу.

У девушек настоящий музыкант должен хорошо играть на аккордеоне и играть главные партии на оркестре. Особенно меня заинтересовал статус творческой личности, она должна ориентироваться в литературе, выполнять чёрную работу, и что мне до сих пор не понятно – творческая личность должна совершенствовать язык и держать его за зубами.

Мы достигли такого возраста, что можем не только иметь хобби, но и зарабатывать деньги. Мальчики написали про себя, как про рабочего человека, который вовремя приходит на работу, добросовестно выполняет цели, поставленные руководством. Девочки опять же оказались более открытыми, они написали свою точную профессию и её функции. Например, медсестра – делать массаж дедушке, давать лекарства (и опять же проявляются материнские качества). Представитель фирмы должен собирать заказы, отправлять, разносить.

Это исследование показало, насколько по-разному видят свои статусы мальчики и девочки, и насколько разнообразны их роли.

Список используемой литературы:

1)Кравченко в социологию. Ученическое пособие для 10-11 классов. М., «Просвещение», 1996.

2), Салыгина. Человек в обществе.10 класс. «Вентана-Граф», 2004.

Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

На свободу получения информации.

Быть выслушанным.

На свободу мысли, совести и религии.

На уважение человеческого достоинства.

На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Ученический Совет школы).

На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость - это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом - появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», - писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).