Святая Екатерина, чью память Церковь празднует 7 декабря по новому стилю, является одной из самых почитаемых святых во всем мире. В Восточной Церкви ей молятся как целительнице и предстательнице пред Господом при исходе души, в западной традиции считается покровительницей учащихся. В честь великомученицы Екатерины строятся храмы, монастыри, иконография святой развита и многообразна.

Житие

Согласно наиболее древним из сохранившихся источников, святая Екатерина родилась в конце II века в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду. В 305 году император Максенций (или Максимин) издал указ, согласно которому все жители близ лежащих земель должны были собраться в Александрии для принесения жертвы языческим богам. Святая Екатерина решила доказать императору ложность языческой веры и явилась во дворец. Для диспута со святой царь пригласил 50 мудрецов-риторов, но они не смогли опровергнуть слова Екатерины и сами уверовали во Христа, за что и были приговорены императором к сожжению на костре. Вскоре и сама Екатерины была взята под стражу и приговорена к пыткам. Святую, находящуюся в темнице посетила жена императора Августа с военачальником Порфирием и отрядом солдат, и также, послушав речи Екатерины, уверовали во Христа.

Екатерина находилась в темнице двенадцать дней, пищу ей приносил голубь. А на двенадцатый день святой явился Христос в окружении ангелов. Видя стойкость Екатерины, Максенций велел построить необычное орудие пыток, состоящее из четырех колес с острыми гвоздями. Когда орудие пыток было готово, Екатерину привязали к колесу и уже были готовы начать пытку, как вдруг чудесным образом механизм был разрушен, и колеса раскатились в разные стороны. Максенций пришел в гнев, и велел предать Екатерину жестоким мучениям. Императрица Августа попыталась заступиться за Екатерину, но жестокий император, приказал и её пытать, а затем казнить. В тот же день мученическую смерть принял и Порфирий со своим отрядом. Саму Екатерину казнили на следующий день усечением головы мечом, и вместо крови из раны потекло молоко.

Перед самой казнью, святая, видя множество народа, скорбящего о ней и провожавшего его, обратилась к Господу с молитвой, чтобы тело ее не осталось на земле и чтобы всем, помнящим её и обращающимися к ней в молитве, были дарованы земные блага, прощение грехов и упокоение после кончины.

Спустившиеся с неба 4 ангела перенесли тело на гору, соседнюю с горой Синай. По преданию, мощи святой были обретены около 800 г. на вершине горы, которая стала впоследствии называться горой Святой Екатерины и перенесены в Синайскую обитель, которая со временем стала называться её именем.

В древнейших редакциях жития святой Екатерины нет однозначного описания принятия ею христианства. Сюжет мистического обручения со Христом встречается впервые в XV веке в английских переводах жития. Согласно описываемой там легенде, Екатерину принуждали к замужеству, и она поставила условие, что выйдет замуж только за того, кто будет равен ей в уме, красоте, богатстве и знатности рода. Тогда мать Екатерины, которая была христианкой, отвела её к некому подвижнику, который рассказал о том, что знает Человека, который превосходит её по всем критериям, дал икону Пресвятой Богородицы с Младенцем и велел перед ней молиться. Во время молитвы Екатерине явилась Божья Матерь с Младенцем, который даже не захотел взглянуть на святую и отвернулся от неё, сказав, что она сможет увидеть своего Жениха только послушав старца и сделав, как он велит. Тогда Екатерина отправилась к подвижнику, который наставил её в вере и крестил. Вскоре Екатерине опять явилась Богородица с Младенцем на руках, который на это раз повернулся к Екатерине и надел её на палец обручальный перстень.

Иконография

О великомученице Екатерине в кратком толковом иконописном подлиннике говорится: «Святыя Великомученицы Екатерины. Постради в лето 5804: риза лазорь, испод (нижняя одежда) бакан (органическая краска темно-красного цвета), в деснице крест». По краткому подлиннику Филимонова описание её изображения выглядит следующим образом: «На Екатерине риза лазорь, испод бакан, в правой крест, левая молебна, персты вверх». В позднейших редакциях подлинников говориться следущее: «…на голове венец царской, власы просты, аки у девицы, риза лазорь, испод киноварь. Бармы (украшения на одежде) царския до подоля, и на плечах, и на руках; рукава широки. В правой руке крест, а в левой свиток…».

Таким образом, традиционно великомученица Екатерина изображается в богато украшенной царской одежде (как описывается в иконописном подлиннике – нижняя одежда – красная, верхняя – синяя), с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытой голове – корона. Корона символизирует и царскую власть и мученический венец. Синий и различные оттенки красного – являются царскими цветами.

Иногда святая Екатерина изображается в красном плаще – традиционном одеянии мучеников, и в синем хитоне. Красная цветовая гамма одежд мучеников символизирует огонь присутствия Божия и кровь, пролитую ими за Христа. Яркий киноварный цвет одежд — не только символически подчеркивает мученичество, но сама зрительная активность красного создает в её иконах чувство победы, триумфа жизни над смертью.

В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Екатерины приобрело особенную роскошь: по моде того времени её волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая богато украшенная корона.

В правой руке у святой Екатерины чаще всего изображается крест. Крест – образ Распятия Господня, символ пути и цели христианской жизни, страдания и спасения. Крест в руках мученицы – знак её уподобления Христу в страданиях и смерти, и обретение через них вечной жизни в Царствии Небесном. Это спасительная сила, которой побеждаются враги.

Левая рука святой чаще всего изображена с раскрытой ладонью – в жесте принятия благодати, адорации. В левой руке у мученицы также часто изображают свиток, на котором помещают текст молитвы. Допустим один из трех вариантов:

Также иногда у великомученицы Екатерины в руках изображают колесо, иногда меч, которым отсекли ей голову, или столб, у которого совершилась казнь. С одной стороны, это орудия пыток и смерти, но с другой стороны, — орудия победы и вечной жизни.

Великомученица Екатерина на троне

С XVI века распространение получает ещё один иконографический тип великомученицы Екатерины – «Святая Екатерина на троне». Святая одета, как и принято, в царское красное платье, поверх может быть накинут плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов. На голове – корона, волосы убраны под сетчатый головной убор. В правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь, а левая рука покоится
на колесе – орудии мучений — и одновременно держит Распятие. Распятие и пальмовая ветвь символизируют победу над смертью. На пюпиторе лежит раскрытое Евангелие. В нижней части изображены предметы, символизирующие мудрость и подчеркивающие прекрасное образование святой: астрономический глобус, чернильница, философские книги, циркуль и пр.

На иконе великомученицы Екатерины на троне XVII века из Средиземноморья на заднем плане изображаются сюжеты, связанные с горой Синай: явление Моисею Неопалимой Купины, вручение Скрижалей Завета, а также перенесение мощей святой ангелами на соседнюю гору:

«Моление великомученицы Екатерины о народе»

На Руси в XVI веке также появляется новый иконографический тип — «Моление великомученицы Екатерины о народе». Икона показывает святую в молнии перед казнью. В этом иконографическом варианте великомученица представлена в рост в повороте влево в молитвенной позе со свитком в руке. Она обращается ко Спасителю, расположенному в верхней части композиции в небесном сегменте. На свитке написаны слова её предсмертной молитвы. Рядом с ней воин с мечом готовиться совершить казнь. Иногда художник помещает в композицию народ: он стоит на коленях у ног святой, обращаясь к ней с молитвой. В музее им. Андрея Рублева храниться икона Усекновения главы великомученицы Екатерины, на которой сюжет моления перед казнью представлен без народа. Екатерина обращается в молении к Спасителю перед казнью, в её руках свиток с молитвой, за спиной — палач, приготовившийся обнажить меч. Надо отметить, что эта композиция имеет непосредственную связь с иконографией Божьей Матери. Широко распространены образы Богородицы, на которых Она в молении обращается к Иисусу Христу, расположенному в небесном сегменте, в Её руках свиток. Такую композицию называют по-гречески «параклисис», то есть заступничество, утешение. В русской иконографии характерным примером такого образа является Боголюбская икона Божьей Матери.

В монументальной живописи образ великомученицы Екатерины начинает включаться в большинство храмовых декораций средне- и поздневизантийского периода, если там изображаются святые жены. Часто Екатерина изображается среди святых жен, которые почитаются как целительницы. В мозаике нартекса монастыря Хосиос Лукас (40-е гг. XI в.) Екатерина изображена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой.

Современные иконы:

Преподаватели и студенты нашей Иконописной школы также создают образы святой великомученицы Екатерины:

Икона « Вмч. Екатерина на тро не». Выполнена преподавателем Иконописной школы Ждановой В.Т.


Поясное изображение святой Екатерины. Икона выполнена студенткой 3 курса
Голубевой Анной (преподаватель Кусов И.А.) в 2014/2015 учебном году.

Святая великомученица Екатерина. Дипломная работа Афанасьевой Вероники. 2016 г. Преподаватель Кусов И.А.

Среди многочисленных христианских святых особое место занимает великомученица Екатерина Александрийская. К вере во Христа она пришла после глубокого изучения трудов учёных-просветителей своего времени и прошедших веков. Эти знания помогли ей понять, что только единый и всемогущий Творец мог создать этот мир, полный свидетельств его присутствия в нём. Когда же ей было явление Божьей Матери с Предвечным Младенцем на руках, она без тени сомнения приняла их в своё сердце.

Детство и юность будущей подвижницы

Святая Екатерина Александрийская родилась в Египте во второй половине третьего века. Она происходила из царского рода и с раннего детства жила в подобающей её положению роскоши. Однако не игры и забавы прельщали ум молодой девушки. Главной её страстью была учёба. Город Александрия, в котором она жила, с давних пор славился своей библиотекой, где хранились труды мыслителей прошлого. Им Святая посвящала всё своё время.

Едва достигнув восемнадцати лет, она уже в совершенстве знала произведения Гомера, Платона, Вергилия и Аристотеля. Кроме того, имея склонность к естественным наукам, она изучила труды знаменитых врачей, таких как Гиппократ, Асклипия и Галин. В довершение своего образования учёная дева постигла тонкости ораторского искусства и диалектики. Дискуссии с учеными мужами она с лёгкостью вела на многих языках и наречиях. Обдумывая все прочитанное в древних рукописях, она приходила к мысли о том, что творцом всего окружающего её мира должен быть некий великий и могучий разум, а не те рукотворные идолы, которым поклонялись в то время египтяне.

Невеста из царского рода

Кроме обширных знаний и светлого ума Екатерина Александрийская обладала незаурядной красотой. Стоит ли удивляться, что при таких достоинствах, да ещё имея знатное происхождение, она была в числе самых желанных невест в государстве. Ей постоянно делались предложения от многих завидных женихов, старавшихся тронуть её признаниями в любви и прельстить обещаниями счастливой и богатой жизни.

Однако гордая девица всем отказывала, и наконец её родные начали настаивать на том, чтобы она всё-таки сделала выбор и подарила им наследника всех богатств, принадлежащих ей по праву родства. Но видимо, враг рода человеческого вселил в её сердце гордыню, и в ответ им дева заявила, что выйдет замуж лишь за того юношу, который в равной с ней степени будет знатен, богат, умён и красив. Ни на что меньшее она не согласна, так как этими четырьмя достоинствами она обладает больше всех девушек на свете. Если же такой идеал не найдётся, то она готова пребывать в своём девстве до самой старости, но не унизиться до

Весть о небесном женихе

Слыша столь безрассудные речи, мать девушки решила прибегнуть к помощи одного старца-отшельника, который, исповедуя запрещённое в то время христианство, проживал за городом, в пещере. Этот мудрый человек, выслушав Екатерину, решил просветить её светом тех истин, которые до сих пор были сокрыты от неё, несмотря на всю её учёность.

Он поведал ей, что есть в мире некий юноша, который превосходит мудростью всех живущих на земле, а красота его сравнима лишь с солнечным лучом. Весь видимый и невидимый мир находится в его власти, а богатство, которое он раздаёт щедрой рукой, не только не убывает, а с каждым разом увеличивается. Его род столь высок, что непостижим для человеческого разума. После этих слов старец протянул Екатерине икону, на которой была изображена Пресвятая Дева с её божественным младенцем. Благоговейно прижав к груди драгоценную ношу, Екатерина покинула старца.

Видение Пресвятой Девы

Взволнованная рассказом старца, Екатерина Александрийская вернулась домой, и в первую же ночь в лёгком сне ей явилась Божья Матерь с младенцем на руках. Великой радостью было для неё ощутить на себе взор Святой Девы, но её Предвечный Сын сокрыл от девушки свой лик, а в ответ на мольбы повелел ей вернуться к старцу и через него постигнуть те истины, которые позволят ей узреть его божественные черты. Екатерина безмолвно склонилась перед младенцем Иисусом и его матерью. Её душа исполнилась жгучим желанием как можно скорее просветиться тем учением, которое приведёт её к Богу. Очнувшись от сна, она до утра не смыкала глаз, ещё и ещё раз переживая увиденное во сне.

Свет христовой веры

На следующий день, едва рассвело, она вновь была в той же пещере, и праведный муж поведал ей великое учение Иисуса Христа. Затаив дыхание, она слушала о блаженстве праведников в раю и о вечных мучения тех, кто всю жизнь шёл путём греха. Ей открылось всё неоспоримое превосходство истинной христианской веры над языческими предрассудками. Божественный свет осиял её душу.

Вернувшись домой, святая Екатерина долго молилась и, когда её сморил сон, вновь увидела Святую Деву, но на этот раз божественный Сын милостиво взирал на неё. Он надел на палец новообращённой христианке перстень и повелел ей не вступать в земной брак. Когда Екатерина пробудилась, то, увидев на руке своей этот дар Божий, поняла, что отныне она обручена с самим Христом.

Христианская проповедь на языческом капище

В те годы, когда в душе юной девы воссиял свет христианства, весь Египет ещё утопал во мраке язычества, и приверженцы истинной веры подвергались жестким гонениям. Случилось так, что в Александрию приехал правитель страны - нечестивый царь Максимин, до фанатизма преданный служению идолам. Он повелел устроить в их честь грандиозный праздник и во все концы страны разослал гонцов с требованием созвать жителей для всеобщего жертвоприношения.

Екатерина Александрийская вместе со всеми явилась к храму, где должны были чествовать каменных и бронзовых истуканов, но вместо того, чтобы принять участие в общем безумии, она смело обратилась к царю со словами, в которых обличала эти бесовские заблуждения. Она не только пыталась отвратить его и всех присутствующих от язычества, но говорила им о Едином Творце мира и том великом учении, которое он принёс людям.

Философский диспут и обещания богатств

Исполненный гнева правитель приказал отвести её в темницу, но, щадя юность и красоту, не стал торопиться с крайними мерами. Он послал к ней своих мудрецов, чтобы те переубедили девушку и вернули её на тот путь, который Максимин считал правильным. Долго изощрялись его посланцы в красноречии, но Екатерина так мудро и взвешенно им отвечала, что те ушли посрамлёнными.

Тогда царь прибег к вернейшему, по его мнению, средству - обещанию неисчислимых земных благ за отречение от ненавистного ему христианства. Однако и это не помогло. Что значили для неё все земные богатства и почести в сравнении с вечным блаженством, которое она чаяла обрести в Царстве небесного жениха. Все посулы были для неё лишь пустым звуком.

Жертва ради торжества истины

И тогда очи правителя застлала пелена гнева. Он отдал невинную деву в руки самого искусного своего палача и приказал мучениями заставить её отречься от Христа. Но произошло чудо. Все его страшные орудия в мгновение ока рассыпались в прах, как только он брал их в руки. Кончилось тем, что его и всех подручных объял ужас, и они сообщили царю, что Вышние силы защищают пленницу и наглядно демонстрируют истинность её слов.

Но нечестивый царь был глух к их доводам, не желая отступать от своих заблуждений, приказал тут же казнить Екатерину. Эта христианская великомученица была обезглавлена в 304 году, и её кровь оросила благодатную ниву, на которой взошли живоносные плоды христианства. Она и тысячи таких же подвижников своими жизнями заложили могучий фундамент храма новой веры, охватившей вскоре весь цивилизованный мир.

Монастырь на Синае и базилика в Санкт-Петербурге

Через некоторое время святые мощи Екатерины Александрийской были перенесены на Синай и упокоились в монастыре, носящем её имя. Российский государь Пётр I, отдавая дань памяти святой Екатерине - небесной покровительнице его жены императрицы Екатерины I, приказал изготовить для них и отправить на Синай серебряную раку.

В самой же Северной столице России, на её главной магистрали - Невском проспекте, был построен Екатерины Александрийской.

Свои двери он открыл в 1783 году в правление другой императрицы, носившей её имя, - Екатерины II, также находившейся под небесным покровом этой святой. Храм, или, как его называют, базилика, сохранился до наших дней, и его фото представлено выше. Приход Екатерины Александрийской входит в число прочих католических общин Санкт-Петербурга. Это здание вошло в число архитектурных шедевров города.

Среди сонма православных святых достойное место занимает и Екатерина Александрийская. Икона с изображением этой святой встречается в большинстве храмов России. Как правило, она бывает представлена в царском одеянии, короне и с крестом в руке. Иногда изображается также колесо с зубьями - орудие ей мучения, сокрушённое божественной силой. Великомученица Екатерина Александрийская молится у престола Всевышнего о ниспослании жизни вечной всем, кто ради Его Царства отвергает тленные земные блага. День её памяти отмечается 7 декабря.

Была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305-313). Живя в столице - центре эллинской учёности, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и учёных. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал её избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет её в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела её за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит её во всем, ибо "красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его - неизреченна". Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась её душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения Её Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик, говоря, что не может смотреть на неё, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатлённый печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял её, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на неё и дал ей перстень, обручив её Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке её светилось кольцо - дивный дар Небесного Жениха. В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин . По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам - христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить её и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 150 риторов - учёнейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.

Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить её обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа , которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть её. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать её, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колёсам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий Стратилат с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.

Почитание

Мощи святой Екатерины были перенесены ангелами на Синайскую гору . В веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря , построенного святым императором Иустинианом .
Мраморный столп, на котором, по преданию, была обезглавлена святая, на начало XXI века сохранялся в Александрийском Саввинском монастыре .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Доброде́тельми, я́ко луча́ми со́лнечными,/ просвети́ла еси́ неве́рныя мудрецы́./ И, я́коже пресве́тлая луна́ ходя́щим в нощи́,/ нев"ерия тьму́ отгна́ла еси́/ и цари́цу уве́рила еси́,/ вку́пе же и мучи́теля обличи́ла еси́,/ Богозва́нная неве́сто, блаже́нная Екатери́но,/ жела́нием востекла́ еси́ в Небе́сный черто́г / к прекра́сному Жениху́, Христу́,/ и от Него́ ца́рским венце́м венча́лася еси́:/ Ему́же, со А́нгелы предстоя́щи,/ за ны моли́ся,// творя́щия пречестну́ю па́мять твою́ .

Ин кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Вити́йствующи днесь, Екатери́на му́ченица/ и вити́ям обличи́ умовре́дную е́ресь,/ А́нгел бо с Небесе́ к той прии́де,/ си́лу от Вы́шняго принесе́,/ ю́же прие́мши, му́жески рече́:// Христо́с есть му́чеником похвала́.

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:)

Ли́к честны́й Боже́ственне, мучениколю́бцы, воздви́гните ны́не,/ почита́юще всему́друю Екатери́ну,/ сия́ бо в три́знищи Христа́ пропове́да и зми́я попра́,// ри́торов ра́зумы укроти́вши .

Святую великомученицу Екатерину Александрийскую почитают восточные и западные христиане. Эта раннехристианская святая жила в Египте, когда Римской империей правил Максимин. Она происходила из знатного рода и была дочерью императора Конста, который согласно поздним источникам управлял Александрией. Святая до принятия христианства носила имя Доротея. Девушка была очень красивой и высокообразованной, хорошо знала труды философов и произведения античных поэтов и историков, имела способности к медицине и языкам.

Как Доротея стала христианкой?

Своим родителям Доротея сказала, что станет женой только того человека, который будет равен ей по мудрости и положению в обществе. Послушав свою дочь, ее мать — тайная христианка — познакомила Доротею со своим духовным отцом. От него девушка узнала о Том, Кто по уму, богатству, знатности и красоте превосходил всех живущих на земле. Доротея, всем сердцем желавшая увидеть Жениха, получила в подарок икону Богородицы и молилась перед Ее образом. Во сне ей явилась Божия Матерь с Отроком на руках, который почему-то от нее отворачивался. С этим вопросом девушка вернулась к старцу, тогда он крестил ее с именем Екатерина и рассказал о Христе. Дева вновь взмолилась перед образом Божией Матери и во сне увидела Господа. Теперь она была обручена Небесному Жениху.

Мученичество

Будучи язычником, император Максимин в 305 году собрал в Александрии жителей окрестных земель, чтобы принести жертвоприношение языческим богам. Толпы народа на городских площадях, жертвенные костры, рев убиваемых животных поразили Екатерину, и девушка пришла к императору во дворец обличить язычников.

Императора пленила красота девушки, и он захотел убедить ее отказаться от веры христианской. Для этого он позвал 50 мудрецов, но после диспута с Екатериной они сами уверовали в истинность христианского учения. Разгневанный Максимин приказал сжечь философов на костре. Когда их тела были найдены не обожженными, во Христа уверовали многие люди.

Наслышанные о вере, мужестве и добродетелях девы, поверили в Господа супруга Максимина и его солдаты. Все попытки римского правителя склонить святую к язычеству были тщетными, и по его приказу Екатерину бросили в заточение. К ней пришла императрица Августа вместе с военачальником Порфирием и 200 воинами.

После 12 дней заточения Максимин хотел подвергнуть святую Екатерину страшной пытке, для чего на городской площади поставили устройство в виде четырех колес с гвоздями. Вращением колес тело святой просто было бы раздроблено, но когда Екатерину привязали к ним, механизм разрушился, а колеса разлетелись, от чего многие из тех, кто пришел посмотреть на казнь, был покалечены. Это чудо также подвигло бывших на площади людей уверовать во Христа.

Августа хотела предотвратить мучения Екатерины и лично просила своего мужа о вразумлении, но тот в гневе подверг пыткам свою жену, а затем приказал казнить ее, Порфирия и воинов.

Сама Екатерина претерпела казнь на следующий день — мученице мечом отрубили голову. Предание гласит, что из головы праведницы вместо крови истекло молоко, а тело ее ангелы подняли и унесли на гору Синай. В Православной Церкви память святой великомученицы Екатерины, мученицы Августы, мученика Порфирия и двухсот воинов совершают 7 декабря (24 ноября по ст. ст.).

Обретение мощей и почитание

В VI веке монахи из Синайского монастыря обрели мощи святой — главу и левую руку. Они перенесли их в свою обитель, которая впоследствии стала носить имя святой Екатерины. Отсюда весть о святой распространилась по всему христианскому миру. Мощи великомученицы Екатерины хранятся в алтаре базилики Преображения Господня. Глава святой Екатерины покрыта венцом. Рака с мощами из алтаря выносится после утрени в дни Господних праздников. Для постоянного поклонения паломникам в базилике установлен мощевик с частицей святых мощей у иконы великомученицы Екатерины. Бывая в Египте на Синае, верующие кроме обители стараются посетить гору святой Екатерины, где были обретены мощи мученицы.


Поклониться иконе великомученицы Екатерины имеют возможность и белорусы. Образ святой с частицей ее мощей находится в Елисаветинском храме Свято-Елисаветинского монастыря в Минске.

7 декабря - день святой великомученицы Екатерины. Удивительна биография этой александрийской царевны, которая, пережив встречу со Христом, полностью изменила свою жизнь и не испугалась принять за Него мученическую смерть. В истории Екатерина осталась известна также своей красотой и мудростью: в словесном споре она победила одного из самых образованных философов своего времени.

Святая Екатерина родилась в Александрии. Происходила из царского рода, получила прекрасное даже по нынешним меркам образование. Уже в 18 лет она умела говорить на нескольких языках, в совершенстве знала произведения древних поэтов и философов - Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других, интересовалась медициной, читала труды Асклепия и Гиппократа, освоило искусство риторики.

Екатерина твердо решила не выходить замуж и до конца жизни оставаться девой. В ее житии не говорится, в чем были причины такого решения, но на тот момент христианкой девушка еще не была и христианства, несмотря на образованность, не знала.

Родственники настаивали на браке, и Екатерина сказала, что выйдет только за того молодого человека, который превзойдет ее по знатности, красоте, мудрости и богатству. То есть по качествам, по которым она превосходила остальных девушек.

«Я хочу иметь женихом только равного мне. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой», - заявила Екатерина.

Ответ звучал очень гордо, зато давал Екатерине возможность остаться не замужем: найти мужа, который подходил бы по всем этим пунктам, ей действительно не смогли.

Зато мать повела Екатерину к своему духовному наставнику, старцу-христианину, и тот, поговорив с девушкой, решил научить ее христианству и стал рассказывать о юноше, который превосходил ее по всем качествам. На самом деле, он говорил о Христе, а девушка решила, что о каком-то земном молодом человеке, и захотела его увидеть.

Старец дал ей икону Богородицы и сказал, что это - Мать Юноши, о Котором он ей говорил. Если Екатерина помолится Ей и попросит показать Сына, то увидит необыкновенного Юношу.

Образованность не помешала Екатерине поверить словам старца, она простодушно взяла икону, принесла домой и стала молиться. Во сне ей действительно явилась Богородица с Младенцем на руках. Но Ребенок отворачивался и не хотел смотреть на Екатерину, называл ее безумной, бедной и худородной и в конце концов сказал, что пусть Екатерина пойдет к старцу и поучится у него.

Утром Екатерина пошла к старцу. Тот научил ее тайнам веры, рассказал об Адаме, Еве, грехопадении и крестной смерти Христа. После этого Екатерина снова помолилась Богородице, и Младенец Христос не только посмотрел на нее, но когда Екатерина воскликнула, что недостойна быть рядом с Ним, подарил ей перстень и сказал, что избрал ее Своей невестой, нетленной и вечной.

Конечно, это был не земной брак, о котором раньше говорила Екатерина или ее родственники. Это был высший, таинственный союз с Богом, начало церковной, христианской жизни.

Вскоре в Александрию приехал император-язычник Максимиан, и начались торжества в честь языческих богов. Император и его придворные резали скот и совершали жертвоприношения. Крики животных, кровь, жестокие обряды - все это было невыносимо видеть Екатерине. Она пришла в языческий храм, чтобы убедить Максимиана не делать этого и вообще перестать верить в ложных богов.

Красота Екатерины удивила и привлекла императора, а слова вызвали сильное раздражение. Он попытался переубедить девушку, а потом решил вызвать 50 умнейших философов и мудрецов, чтобы они победили ее в словесном споре. Мудрецы надеялись посрамить дерзкую девушку, но на каждый их ответ она приводила цитаты из древних авторов, которые опровергали слова мудрецов и доказывали ее правоту. Она рассказывала им о Христе, и философы поверили в Бога Екатерины и попросили ее помолиться о них, когда разгневанный император приказал казнить их за то, что они не победили Екатерину.

Саму девушку заточили в темницу и оставили без еды и воды. Голубь, посланный от Бога, приносил ей пищу. А когда Максимиан уехал из города, к ней пришла его супруга Августа в сопровождении военачальника Порфирия. Императрица видела Екатерину во сне и теперь была рада, что Бог удостоил ее встречи со святой. Екатерина предсказала ей и Порфирию мученическую смерть за Христа. Естественно, Августа стала бояться грядущих мучений, но Екатерина успокоила ее и сказала, что помощником императрице будет Сам Христос.

Вскоре император вернулся и был разгневан тем, что Екатерина даже после темницы не хотела поклоняться его богам и стать его супругой. Он готовил ей мучительную казнь, и императрица Августа осмелилась спорить с ним и отговаривать мучить Екатерину. Максимиан обрушил свое раздражение на нее и устроил Августе мучительную казнь.

«Он велел принести большой ящик и наполнить его оловом, чтобы он был неподвижен, набить гвоздей в крышку ящика и, защемив сосцы своей жены между ящиком и крышкой, сдавливать их. И мучители, причиняя святой невыразимые страдания, сдавливали ее сосцы, пока они не оторвались. Блаженная же Августа, терпя ужасную боль, радовалась, что страждет за Истинного Бога, и молилась Ему: да ниспошлет Он ей благодатную Свою помощь. Когда сосцы оторвались, кровь текла рекою, и все окружающие исполнились жалости к ней, переносящей такое ужасное и нестерпимое мучение. Но немилосердный мучитель не помиловал своей супруги и повелел отсечь ей голову мечом. Она же, выслушав приговор с радостью, сказала святой Екатерине:

Раба Истинного Бога, помолись обо мне!».

Так рассказывается в «Житии Екатерины».

Саму Екатерину Максимиан хотел поместить между деревянными колесами с железными остриями. Колеса должны были вращаться в разные стороны и просто раздробить тело Екатерины. Как сказано в «Житии», «лишь только приступили к этому мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силой разбиваемые, летели в стороны и поражали многих неверующих насмерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул:

Велик Бог христианский!».

Явление Ангела не убедило Максимиана, он был крайне раздражен и снова пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам и разделить с ним царство, стать императрицей. Военачальник Порфирий и воины пытались возразить императору, но он повелел отсечь им всем головы.

После этого Максимиан в последний раз попытался переубедить Екатерину, а когда понял, что это бесполезно, приказал отрубить голову и ей. Перед казнью святая успела поблагодарить Бога за то, что даровал ей терпение и силы, и попросить, чтобы Он слышал молитвы тех, кто через нее будет призывать Его имя.

Когда Екатерине отсекли голову, из раны истекла не кровь, а молоко. По преданию, тут же ангелы взяли ее тело и унесли на гору Синай.

Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле и были открыты лишь спустя 200 с лишним лет. В 30-40 годах VI века монахи Синайской обители, основанной византийским императором Юстинианом, чудесно были извещены свыше, что мощи великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Монахи действительно обрели святые мощи в указанном месте нетленными и благоухающими. Правда, они были обретены не полностью - только глава и левая рука. Эти части нетленного тела мученицы Христовой тогда же были торжественно перенесены в Синайскую обитель и сейчас находятся там же.

В настоящее время святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу Екатерины покрывает золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо в память торжественного обручения святой Екатерины с Небесным Женихом - Христом. В раке части святых мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит большой слой благоухающей ваты. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они ставятся посреди храма, вместе с другими останками святыни, на специально приготовленном для этого столе. Мощи святой Екатерины для дальнего паломника открываются в любое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господни праздники.

В 1689 году император Петр Великий пожертвовал в Синайский монастырь для мощей святой Екатерины серебряную кованую раку. «Страх от жадности мусульман, от огласки путешественников, - замечает известный епископ Порфирий, бывший на Синае, - приучил синаитов таить эту драгоценность».

На Западе великомученица Екатерина считается покровительницей учащихся.