Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник - архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Правила поведения для паломниц проживающих и трудящихся в монастыре

Вы приехали в монастырь, чтобы помолиться у святынь, получить духовную пользу, помочь сестрам своим трудом. Не приносите с собой мирские разговоры и поведение, «новости», дурные привычки. Монастыри отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы. Остающимся в обители на несколько дней, необходимо иметь при себе паспорт. Главные занятия в монастыре - это молитва и послушание.

В монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело.

1. Проживающие в монастыре обязаны уважительно относиться к традиции Русской Православной Церкви и их действия не должны противоречить Гражданскому и Духовному Уставам монастыря.

2. Проживающие в монастыре обязаны соблюдать внутренний распорядок, Устав, обычаи и правила монастыря и уважительно, с почтением относиться к игумении монастыря, уважительно относиться ко всем насельницам монастыря независимо от возраста и чина;

3. В монастыре обращаются к игумении монастыря “Матушка ” или «Матушка-игумения», обращаются к насельницам “сестра” или по имени и чину — к инокиням и монахиням “мать (имя) ”, к послушницам “сестра (имя) ”.

4. В монастыре не благословляется делать покупки и подарки насельницам монастыря, не благословляется предоставлять им свои частные услуги в виде денег, телефона для разговоров, материальных вещей и т. д.

5. У сестер не благословляется спрашивать личные вопросы про возраст, семью и т.п., а только то, что касается вашего послушания.

6. Не благословляется предлагать свои частные услуги в качестве денежной помощи другим паломницам приезжающим и проживающим в обители, прихожанам, рабочим.

7. При встрече приветствуют друг друга взаимным приветствием.

8. Необходимо молиться до и после трапезы, обязательно приходить на общее молитвенное правило, службы.

9. Вкушать пищу на трапезе без разговоров, соблюдая порядок.

10. При возникновении каких-либо недоразумений на послушаниях, не надо стремиться “восстанавливать” справедливость, тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть немощи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, нужно обратиться за разрешением недоразумения к сестре, на то поставленной.

11. Если вам кажется, что данное дело можно сделать лучше каким-либо иным образом, то со смирением предложите свой вариант старшей сестре, не настаивая на своем мнении. Решение вопроса о способе выполнениея оставьте на усмотрение монастырского начальства. Всегда лучше тот вариант, когда делается по послушанию — тогда благодать Божия помогает, укрепляет, вразумляет.

12. Послушания, возложенные на вас, должны выполнять добросовестно, как перед очами Божьими, с молитвой, без празднословия, сквернословия и ропота, обсуждения паломников, трудниц и сестер.

13. Нельзя уходить с послушания, не предупредив старшую сестру/ сестру, ответственную за данное послушание.

14. В монастыре не благословляется заходить без благословения в монастырские здания, по территории, ходить по чужим келиям, не благословляются разговоры и празднословие в келиях. Свободное время в обители принято проводить в чтении и молитве, а не в празднословии или в интернете.

15. При входе в келии, в любое другое монастырское помещение, произносится молитва Иисусова: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!” В ответ нужно услышать «Аминь», это разрешение войти.

16. В келии, в которой вас поселили, должны соблюдать чистоту и порядок, производить уборку. Должны соблюдать чистоту и порядок вообще в монастыре и бережно относиться к имуществу монастыря.

17 . Запрещается поучать других паломниц, давать духовные советы, расспрашивать. Если у сестер-паломниц есть вопросы, то нужно их задавать игумении лично либо через старшую сестру.

18. В монастыре не благословляется выходить из келии после вечерних молитв или находиться не в келии, в которой вас поселили. Необходимо в 21:00 тушить свет, чтобы все могли отдохнуть.

19. Одежда ваша должна соответствовать вашему пребыванию в святом месте, а ваше поведение — тихому и спокойному духу монастыря. Ходить и разговаривать в келии и вообще в монастыре нужно тихо, не хлопать дверями, не греметь инвентарем. В келии должны вести себя очень тихо, не мешая другим.

20. Запрещается находиться в монастыре и спать в келии в брюках, шортах, короткой юбке, с непокрытой головой, с выкатом или с коротким рукавом. Недопустимы косметика, длинные ногти, лак на ногтях, таттуировки.

21. Монастырь не может обеспечить сохранность ваших ценных вещей, поэтому лучше их сдать на сохранение в сейф.

22. Уезжая, вы обязаны сдать свое место старшей/ ответственной сестре в чистоте и порядке. Цените труд немногочисленных сестер обители.

За нарушение данных правил, следует выселение.


Итак, врата нашей обители открыты для посетителей с 7.00 ч. до 20.00 ч. во все дни, кроме среды и пятницы, а также первой и последней седмиц Великого поста, за исключением особо чтимых праздничных дней. На паломников, расчитывающих остановиться в гостинице, эти ограничения не распространяются.

Напоминаем, что монастырь – это место удалившихся от мирской суеты, посвятивших, или желающих посвятить себя служению Богу и стремящихся проводить жизнь в целомудрии и послушании. Это место, где должно славиться имя Божие, следовательно, и вести себя здесь следует соответствующим образом.

Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

На территории монастыря запрещено курить, лица в нетрезвом виде на территорию не допускаются.

Сестры не вправе встречаться с приехавшими в монастырь родственниками или знакомыми без дозволения на то игумении или благочинной. Если при посещении монастыря есть намерение встретиться с кем-либо из сестер, желательно предупредить её об этом заранее, или сообщить об этом намерении гостиничной сестре (см. раздел «Контакты»). Личные деньги никто из сестер не вправе ни иметь, ни принимать от посторонних. Для желающих оказать посильную денежную помощь в храме и в монастырских лавках установлены ящики для пожертвований.

При посещении монастыря следует выглядеть соответствующим образом

Достойным внешним видом Вы выказываете уважение по крайней мере к тем, кто , невзирая на различие взглядов, убеждений или исповеданий, гостеприимно и с любовью готов Вас принять. Одежда не должна быть вызывающе открытой или обтягивающей. Мини-юбки, шорты и майки неуместны. Женщинам желательно иметь головные уборы.

О фото- и видео-съемках

Монастырь достаточно живописен, и понятно желание запечатлеть какие-то моменты на фотографиях или с помощью видеосъемки, но делать это следует деликатно, никому не мешая и не привлекая к себе внимания. Съемка в храме во время богослужения категорически запрещена. От верующих на молитве требуется внимание и сосредоточенность, поэтому всем присутствующим на богослужении следует стоять тихо, не разговаривать и не разгуливать по храму. Сотовые телефоны в это время следует отключить или перевести на бесшумный режим.

Приходя в монастырь, вы попадаете в мир, живущий по своим законам и особому укладу, поэтому надо соблюдать принятые здесь правила поведения.

За компанию или отдавая дань моде. У любого паломника должна быть цель. Определитесь, чего вы хотите достичь благодаря паломничеству по монастырям. Возможно, вам или вашим близким нужно решить какую-то проблему, справиться со сложной ситуацией. Может быть, просто нужен совет, как поступить в -то нелегком случае?

Определившись с целью своего путешествия, выберите место. Например, если кто-то хочет помочь близкому человеку справиться с алкоголизмом, можно обратиться за помощью к иконе Неупиваемая Чаша, находящейся во Владычном женском в Серпухове. Чтобы попросить о помощи у Матроны можно посетить Покровский монастырь, где хранятся ее мощи. Монастырь в Дивеево открыт для тех, кто хочет попросить или поблагодарить Серафима Саровского…

Выбрав монастырь, который вы собираетесь посетить, узнайте как можно больше о его истории и особенностях. Узнайте о святых покровителях этого монастыря. Не стоит надеяться на экскурсионный рассказ. Лучше заранее познакомиться и полюбить того, к кому вы собираетесь в «гости».

Перед поездкой постарайтесь соблюсти хотя бы недельный пост – откажитесь от мяса, молочных продуктов, сигарет и алкоголя. Важной составляющей поста является и отказ от осуждения, обид, праздных разговоров.

В дорогу вместо чипсов и бутербродов возьмите с собой молитвослов, аудиокниги на православные темы, диски с церковной музыкой. Все это во время пути поможет вам настроиться на нужный лад.

Приехав в монастырь, не нужно пытаться успеть всё и сразу. Суету нужно оставить в городе. Неспешность и даже медлительность помогут прислушаться к своему сердцу, приобщиться к волшебным силам монастыря.

В столице насчитывается около 500 храмов, принадлежащих к различным религиозным конфессиям. Отыскать среди них нужный – довольно просто, достаточно лишь знать полное название храма, который вы ищете.

Инструкция

Отыскать нужный храм можно при помощи электронного справочника «ДубльГис». В строке поиска наберите полное название искомого здания, и система выдаст вам координаты его местонахождения. Кроме того, при помощи программы вы сможете проложить свой путь к храму из любой точки Москвы и получить возможные варианты проезда. Данная программа находится в свободном доступе, и скачать ее можно на сайте 2ГИС.

Узнать, где находится храм, который вы ищете, можно при помощи телефонной справочной службы. Для этого, находясь в Москве, наберите с любого местного телефона номер 09. Обычно подобная информация не является закрытой для доступа, поэтому вам должны предоставить ее бесплатно. Если по каким-либо причинам вы не смогли получить информацию, можно воспользоваться услугами платной справочной по номеру 059.

– Отче, как правильно здороваться с монахами, архиереями?

– Святой апостол Павел, а также священномученик Климент Римский сравнивает христиан с воинами. Разница между христианами и обычными воинами лишь в том, что первые сражаются не с людьми, а с духами злобы поднебесной, страстями, плотью и диаволом. А на войне как на войне – есть победы и поражения. Чтобы более успешно и слаженно вести невидимую духовную брань, Господь еще в Ветхом Завете установил соответствующую иерархию людей, служащих Богу при храме. Подобная иерархия сохраняется и в новозаветные времена. Везде, куда шли апостолы с проповедью Евангелия, они рукополагали епископов, священников и диаконов.

Когда младший по званию подходит к командиру, то он отдает ему честь установленным воинским уставом образом. Армейская форма приветствия вышестоящего начальства показывает, что подчиненный готов исполнять его приказания. Также и христианин, когда подходит к священнику или епископу, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Но самое главное – через благословение священника или архиерея нас благословляет Сам Христос. Нежелание человека брать благословение может свидетельствовать о недоверии к пастырю.

– Нужно ли брать благословение, входя в монастырь и выходя за его территорию?

– В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. У нас в Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости.

Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением.

– Все ли могут заходить в монастырские трапезные? Каковы правила поведения?

– Самое главное, для чего приходят в монастырь, – это помолиться и раскаяться в своих грехах. Трапеза – приятное продолжение молитвы. Обычно в монастырях имеются специальные трапезные для паломников, куда заходят по благословению настоятеля монастыря или благочинного. У нас на территории Лавры находятся как платные трапезные, где можно пообедать за деньги, так и бесплатные столовые для бедных, нуждающихся в помощи людей.

Также любой паломник, если остается в монастыре на продолжительный период нести какое-то послушание, то питается и проживает бесплатно.

В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать (разве нужно что-то сказать срочно по делу) и обычно слушают чтение жития святых, духовные поучения святых отцов Церкви или творят в уме молитву. Таким образом удается избежать страсти празднословия и чревоугодия, то есть неумеренного пресыщения своего чрева, что мешает молитве и труду.

– Какая форма одежды у светских людей в монастыре?

– Все монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов. Когда обычный человек идет в монастырь, то ему также нужно стараться одеваться прилично и скромно. Женщинам лучше быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову, как правило, женщины надевают платок. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде, шортах и с короткими рукавами. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. В воскресные и праздничные дни, идя не только в монастырь, но и в приходской храм, желательно одеваться в лучшую одежду, чтобы и у себя, и у других людей поддерживать праздничное настроение.

– К кому можно обратиться с волнующими вопросами? Точно ли поможет первый увиденный монах?

– Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения или во время Литургии до Евхаристического канона. Если нет возможности посетить богослужение, то в другое время на территории монастыря можно узнать у дежурного, как связаться и побеседовать со священником. С первым попавшимся монахом лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам.

Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу.

– Можно ли пользоваться мобильными телефонами на территории монастыря?

– Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. У меня тоже есть мобильный телефон, но я стараюсь, когда иду в храм, оставлять его дома. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми.

– Можно ли фотографировать или нужно брать на это разрешение?

– Строгого запрета на это не существует, но если вы хотите фотографировать во время богослужения, то для этого надо взять благословение у благочинного монастыря. Если вы получили такое благословение, придерживайтесь меры. Когда во время праздничных и особенно архиерейских служб присутствует много фото- и видеокамер, которые фиксируют чуть ли не каждый шаг священнослужителей, то это очень всех напрягает и утомляет. Хорошо бы издать указ, что фотографировать в храме можно лишь до ектении «Оглашенные, изыдите», а далее до окончания богослужения прекратить всякую фото- и видеосъёмку, чтобы не мешать людям молиться и не развивать в священнослужителях страсти гордыни и тщеславия.

– Можно ли заходить в храмы вне службы или это разрешается исключительно во время богослужения?

– Многие монастырские храмы всегда открыты, а потому вы можете сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Разве что ночью все храмы закрываются. Но лучше находиться в храме во время службы, так как соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. В храме мы все, даже до конца этого не осознавая, молимся друг о друге и таким образом один другого поддерживаем. Не зря святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».

– Нужно ли совершать поясной поклон при входе в монастырь?

– Не только при входе в монастырь, но и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве. А когда тело остается во время молитвы праздным, тогда ум невольно начинает рассеиваться и стоять в храме становится невыносимо трудно. Некоторые даже совсем молодые люди только и ищут в храме, где бы скорее присесть. Это происходит из-за того, что тело не приучено к молитвенному труду. А ведь святые отцы Церкви замечали, что молитва, при которой не потрудилось тело – это незрелый плод. Земные поклоны не делаются лишь в период от Пасхи до Пятидесятницы в знак того, что мы уже не рабы лукавого и греха, а свободные люди, так как Господь на Кресте искупил и простил все наши грехи. Теперь надо стараться с Божией помощью их больше не повторять.

– Нужно ли обязательно ставить свечи и покупать монастырскую продукцию?

– Обыкновенно все стараются это сделать, хотя никакого правила не существует. Это не обязательно. Однако каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы нам это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем мы в 50-м псалме, – дух сокрушен.
Покупая монастырскую продукцию, тоже делаем определенное пожертвование на обитель. Средства, вырученные от продаж, идут на ремонт и реставрацию храмов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Поверьте, что никуда за границу, ни в какие зарубежные религиозные центры, тем более в Москву, как клевещут наши недоброжелатели, они не поступают.

Беседовала Наталья Горошкова