Обратитесь к уравнению обмена Фишера. Искомая величина будет определяться V = PQ/M, где Р – средний уровень цен на товары и услуги, Q – объем товаров и услуг, реализованных в рассматриваемом периоде (в физическом выражении), М – средняя денежная масса, находящаяся в обращении.

Определенный таким образом показатель скорости оборота денег характеризует уровень интенсивности использования денег в обороте для оплаты реализуемых товаров и услуг. Данный показатель тесно связан с денежным обращением и зависит в первую очередь от частоты и объемов товарных операций, осуществляемых каждым субъектом хозяйственного оборота. Однако и нетоварные платежи ( , кредитные и т.д.) способны оказывать влияние на скорость обращения денег. Особенно это заметно при средней скорости оборота средств, которая из длительности хранения денег в распоряжении покупателей товаров и услуг и длительности пребывания их в бюджетной системе, банках и т.д. Если деньги задерживаются у второй группы субъектов, то продолжительность оборота средств увеличивается, следовательно, уменьшается скорость обращения.

Скорость обращения денег можно определить и другим способом, а именно по средней частоте оборота денежной единицы в оплате доходов населения, т.е. в создании национального дохода. Он рассчитывается как отношение объема национального дохода к массе денег в обороте.

Кроме того, скорость обращения денег можно найти по средней частоте использования денежной единицы при осуществлении всех платежей. В этом случае она определяется как отношение общего объема денежного оборота и запаса денег в обороте.

Скорость обращения может быть определена и по частоте прохождения наличных денег через кассы банков. Он рассчитывается делением общего объема кассовых оборотов всех банков на среднегодовую сумму наличности.

Денежная масса представляет собой совокупность платежных средств в экономике страны, включающая объем наличных денег и денег безналичного оборота. Денежная масса характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, принадлежащие гражданам страны, юридическим лицам, а также государству в целом.

Инструкция

Агрегат М0 состоит из наличных денег в обращении (банкнот и ), чеков, а также остатков наличных денег на счетах и в кассах предприятий. Следует отметить, что наибольшую долю в агрегате М0 составляют банкноты. Чек – , который содержит требование об уплате банком денег, являющийся платежным средством наряду с наличными деньгами. Агрегат М0 обслуживает наличный оборот страны и составляет около одной трети денежной массы.

Для того, чтобы рассчитать М1 вам необходимо знать величину М0, а также сумму средств на расчетных счетах юридических лиц, средств страховых компаний, депозитов «До востребования» населения в коммерческих банках. Данный агрегат обслуживает операции по реализации ВВП, накоплению и потреблению, распределению национального дохода. Некоторые экономисты считают, что денежная масса состоит только из агрегата М1.

53. Показатели скорости обращения денежной массы

Денежная масса является важным количественным показателем движения денег. Деньги могут быть использованы как средство обращения, как мера стоимости и как средство накопления.

При определении денежной массы исходят из абсолютных показателей – денежных агрегатов, под которыми понимают специфическую классификацию платежных средств по уровню их ликвидности:

1) денежный агрегат М 0 – наличные деньги в обращении;

2) средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий, населения и местных бюджетов;

3) депозиты населения и предприятий в коммерческих банках;

4) депозиты населения до востребования в сбербанках;

5) средства Госстраха (денежный агрегат: М 1 = (М 0 + п.2 + п.3 + п.4 + п.5);

6) срочные депозиты населения в сберегательных банках (денежный агрегат: М 2 = (М 1 + п.6);

7) сертификаты и облигации госзайма (денежный агрегат: М 3 = (М 2 + п.7).

Количество денежной массы определяется государством – эмитентом денег, его законодательной властью.

Денежная база включает денежный агрегат М 0 , обязательные резервы коммерческих банков, денежные средства в кассах банков, средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.

Денежный мультипликатор – это коэффициент, характеризующий увеличение денежной массы в обороте в результате роста банковских резервов.

Он рассчитывается по формуле:

M 2 / H = (C + D ) / (C + R ) = (C/D + 1) / (C/D + R/D),

где M 2 – денежная масса в обращении;

H – денежная база;

C – наличные деньги;

D – депозиты;

R – обязательные резервы коммерческих банков.

Предельная (максимально возможная) величина денежного мультипликатора находится в обратной зависимости к ставке обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком для коммерческих банков.

Скорость обращения денег – интенсивное движение денег при выполнении ими функций обращения и платежа.

Скорость обращения денег измеряется двумя показателями.

1. Количество оборотов денег в обращении за рассматриваемый период рассчитывается по формуле:

V = ВВП / M 2 ,

где ВВП – валовый внутренний продукт в текущих ценах (ВВП=? Р 1 q 1);

М 2 – совокупный объем денежной массы в изучаемом периоде, определяемый как средние остатки денег за период. Этот показатель характеризует скорость оборота денежной массы, т. е. сколько раз за год использовался рубль для получения товаров и услуг.

2. Продолжительность одного оборота денежной массы рассчитывается по формуле:

t = М 2: ВВП / Д,

где Д – число календарных дней в периоде.

Приведенные показатели взаимосвязаны между собой:

V = Д/ t или t = Д/ V.

Из книги Экономическая азбука автора Ефимов Виктор Алексеевич

6. Инфляция как следствие вздутия денежной массы Инфляция не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством. Л. Эрхард Инфляция в традиционной экономической литературе определяется как переполнение каналов обращения бумажными деньгами и их обесценивание,

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

20. Деятельность, осуществляемая ЦБ РФ в связи с денежной эмиссией и организацией налично-денежного обращения в РФ Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль.Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

23. Показатели денежной массы В статистике изучается показатель (коэффициент), характеризующий увеличение денежной массы в обороте в результате роста банковских результатов – денежный мультипликатор (М). Он рассчитывается по формуле:М = (М2 + С + D + R) / H,где М2 – денежная

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 56. Показатели оборачиваемости товаров. Статистическое изучение динамики скорости товарного обращения Скоростью товарооборота считается время, в течение которого реализуется количество товаров, соответствующее средней величине товарного запаса.К показателям

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Вопрос 58. Показатели равномерности и ритмичности поставок продукции. Показатели статистики перевозок грузов Равномерностью называется соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом.Оценку степени равномерности поставок можно получить с помощью

Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Вопрос 75. Предмет, задачи и система показателей статистики денежного обращения. Показатели денежной массы и ее структуры Денежное обращение – это движение финансовых средств во внутреннем обороте страны в наличной и безналичной формах в процессе обращения товаров,

Из книги Великие по собственному выбору автора Коллинз Джим

ГЛАВА 9. Паденьем сменяется взлет. О последствиях колебаний денежной

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

Рост денежной массы Когда у меня впервые появились свободные средства для инвестиций, я решил понять, как меняется количество денег в мире. Посмотрел различные данные – и был поражен тем, с какой скоростью растет общемировая денежная масса. Желание отнести деньги в

Из книги Быстрее, лучше, дешевле [Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов] автора Хаммер Майкл

Анализ скорости Как изложено в главе 5, мы проанализировали 115 ситуаций, когда время имело значение, и постарались сравнить, с какой скоростью компании из группы 10? и из контрольной группы распознавали ситуации, обдумывали их, принимали решения и действовали. Мы

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Ключевые факторы скорости 1. Частный капитал. Поскольку мы оперируем частным капиталом, у нас отсутствует необходимость обращаться с кредитной заявкой в банк и ждать, пока соберется на заседание кредитный комитет, который после длительного рассмотрения утвердит ее.

Из книги В здоровом бизнесе – здоровый дух. Как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам автора Карлгаард Рич

Как построить правильную систему показателей: результирующие показатели и показатели?факторы Если вы до сих пор внимательно читали книгу, то, возможно, скажете: «Понятно, в чем главная ошибка этих грешников: они просто не измеряют эффективность своих процессов». И вы

Из книги Больше, чем вы знаете. Необычный взгляд на мир финансов автора Мобуссин Майкл

Ограничение скорости – 15 или 150? Когда путь развития вашего бизнеса идет вразрез с Заповедью масштаба, вам трудно набрать необходимую скорость движения. По какой бы дороге вы ни ехали, если ваша предельная скорость 15 миль в час, вам не удастся добраться до места назначения

Из книги Управляемое банкротство автора Савченко Даниил

Выбор скорости: шахматы, а не шашки Что же такое скорость? Скорость не в том, чтобы думать, как создать бизнес по правилам полосы обгона, а в том, чтобы начать его. Скорость в том, чтобы определить потребности и найти решения, чтобы изготовить прототип. Скорость в том, чтобы

Из книги автора

Инновации на скорости 360 километров в час Я хотел бы закончить еще одной историей из высококонкурентного и опасного для жизни вида спорта с высокими ставками – гонки «Формулы-1». Это весьма необычная история, но она проливает свет на то, как мощное нематериальное

Из книги автора

В ловушке скорости? В своей книге «Тактовая частота: как получить контроль над отраслью в эпоху кратковременных преимуществ» Чарльз Файн вводит понятие тактовой частоты как меры длительности циклов, определяя ее на нескольких уровнях2.Первый уровень – тактовая частота

Под скоростью обращения денег понимается среднегодовое количество обо­ротов, сделанных деньгами за определенный период, при покупке готовых товаров и услуг, т.е. при обслуживании сделок купли-продажи. Эти сделки обслуживаются с помощью как денежного агрегата М1, так и денежного агрегата М2. Поэтому ско­рость обращения денег фактически складывается из скорости обращения собствен­но денег, обладающих абсолютной ликвидностью, и депозитов.

Таким образом, показателями скорости обращения денег могут считаться следующие.

1. Показатель скорости обращения денег, рассчитываемый на основе уравнения обмена:

где V – скорость обращения денег;

Y – номинальный объем ВНМ;

M – масса денег в обращении.

Вместе с тем известно, что ВНП характеризует также общий объем доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать V как общий доход, то V представ­ляется как скорость обращения денег по отношению к доходу и показывает среднегодовое число владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица.

2. Показатель скорости обращения денежных платежных средств, т.е. отношение количества переведенных средств по банковским депозитам к величине денежной массы.

Скорость обращения денег рассчитывается по методике Банка России для денежного агрегата М2по формуле

где ВВП – номинальный валовой внутренний продукт за анализируемый период;

n – число полностью истекших месяцев;

– среднее арифметическое денежного агрегата за анализируемый период.

Скорость обращения денежного агрегата М2определяется как отношение ВВП к М2и имеет размерность 1/год. Величина, обратная к скорости обращения, характеризует период обращения денег.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде – это обычно величина постоянная, в долгосрочном периоде она меняется, но незначительно.

Факторами изменения скорости обращения денег являются:

- темпы роста (снижения) объема производства – при увеличении объ­ема производства скорость обращения денег увеличивается, при сокращении – падает;

- фазы экономического цикла - во время кризисов скорость обращения денег замедляется. Замедление оборачиваемости денег (при относительно стабиль­ных ценах) означает, что коэффициент размещения созданного национального продукта снизился. Так, во время Великой депрессии 1929–1933 годов скорость обращения денег сократилась на 40%. Высокое значение скорости обращения денег при относительно стабильных ценах является показателем подъема;

- уровень инфляции – в России в период с 1992 года по 1996 год масса потре­бительских товаров и товаров производственного назначения уменьшалась, а ско­рость обращения денег увеличивалась, т.е. цены росли быстрее, чем денежная масса. В России в результате инфляционного шока 1992 года скорость обращения М2 сильно увеличилась и деньги оборачивались за 1,5–2 месяца, что соответствует времени реализации товаров на потребительском рынке.

Существенные изменения скорости обращения денег могут быть связаны с качественными преобразованиями организации денежного обращения, что про­исходит довольно редко и вполне предсказуемо (например, широкое распространение банкоматов, с помощью которых можно в любом месте, где они установле­ны, получить наличные деньги по специальным карточкам, или широкое внедрение «пластиковых денег»).

Чем выше скорость обращения денег, тем больше инфляция. Если в 1990 г. значение этого показателя равнялось примерно 1,5, то затем произошло стремительное увеличение скорости денежного обращения - до 4,5 в 1994 г., 8,0 в 1995 г. и 7,0 в 1997 г. После августа 1998 г. также наблюдалось ускорение денежного обращения.
Таким образом, ставя задачу ремонетизации экономики, в ее решении необходимо предусмотреть создание блока антиинфляционной защиты, который включал бы мероприятия, направленные, с одной стороны, на уменьшение доли М0 в М2, с другой - вел бы к сокращению скорости обращения денег.
Что касается снижения удельного веса наличных денег в общей денежной массе, то эту задачу можно решить, например, следующими мерами:
запрещением использования наличных денег в обороте между предприятиями и стимулированием безналичных расчетов в народном хозяйстве;
усилением целевого характера выплат заработной платы и социальных платежей, исключающим их предварительное попадание на финансовый или валютный рынок;
прохождением бюджетных средств до их получателей и налогов в бюд-жет через систему казначейства;
использованием специальных счетов (чеков) для высокооплачиваемых работников применительно к части их дохода, которая может быть направлена только для приобретения товаров длительного пользования отечественного производства, оплаты жилищно-коммунальных услуг, жилищного и дачного строительства и т.п. или вложения в банковскую систему в виде депозита (золотого сертификата).
На ближайший период нереально ставить задачу значительного сокращения доли М0 в М2. Речь, видимо, может идти о достижении М0, равном 34%-35%. Такой незначительный сдвиг в структуре денежной массы отражает особенности (и издержки) запуска экономики на основе расширения потребительского спроса домашних хозяйств. Следовательно, необходимо перенести центр тяжести в антиинфляционной защите на сокращение скорости обращения денег. Для этого предварительно выясним, за счет каких факторов в переходной экономике России произошло 5-6-кратное увеличение значения данного показателя, чтобы блокировать их действие. В этой связи в первую очередь следует выделить роль двух факторов.
Во-первых, это завышенная доходность на финансовом рынке, которая ускоряет движение денег, а точнее, приводит к массированному бегству денежного капитала из секторов реальной экономики, лишая их достаточной финансовой поддержки. Поэтому финансовый рынок должен стать объектом экстренного и жесткого государственного регулирования, нацеленного на принудительное (хотя и поэтапное) сокращение доходности обращающихся на нем инструментов. Должны быть предусмотрены такие меры:
резкое сокращение доходности по государственным ценным бумагам, с чего и следует начинать новую политику регулирования финансовой сферы. Доходы по госбумагам должны быть не выше средней прибыльности, установившейся в сфере производства (7%-8% годовых);
ЦБ и правительство должны пойти на резкое сокращение ставки рефинансирования, отказавшись от жесткой привязки к уровню инфляции. В кризисной экономике неизбежные потери и риск должны распределяться равномерно между финансовыми и производственными агентами. Поэтому ставка рефинансирования должна сразу же резко сократиться до 20%-24%. Только в этом случае можно рассчитывать на появление доступного для производителей кредита;
переориентация финансово-банковской системы на кредитное и инве-стиционное обслуживание реальной экономики заставляет обратиться к проработке еще одной эффективной меры: ограничения участия банков в покупке акций промышленных предприятий. При этом можно сослаться на антикризисный опыт США, когда в 1933 г. президентом Рузвельтом был введен аналогичный запрет, который сохраняется вплоть до сегодняшнего дня;
для ограничения движения финансового капитала в краткосрочной форме, которое особенно инфляционно опасно, оправданно использовать дополнительные налоги в указанной сфере. Этим вносится еще один антиинфляционный якорь и обеспечивается прилив долгосрочных капвложений в экономику;
введенные ограничения на финансовом рынке, приведя к крупному снижению доходов на нем, безусловно, обернутся разорением многих коммерческих банков. По большому счету об этом не стоит особо сожалеть, поскольку значительное количество банков в течение всех этих лет фактически паразитировало на государственных финансах, нередко просто расхищая их и вывозя в другие страны и оффшорные зоны. Добавим и то, что финансово-кредитная
сфера, наряду с внешнеэкономической, превратилась в один из главных каналов «бегства капитала» из страны. Те же коммерческие банки, которые научились работать самостоятельно, выживут, только им целесообразно помогать. Остальные банки, скорее всего, разорятся; они должны перейти в руки государства, чтобы на их основе создать сеть в 100-200 региональных государст-венно-муниципальных коммерческих банков;
сокращение свободных финансовых ресурсов и необходимость создания системы доступного кредита для производителей обусловливает целесообразность вернуться к практике дозированного (законодательно устанавливаемого) объема финансирования расходной части бюджета через платные кредиты ЦБ с льготной процентной ставкой. Можно предположить, что такие кредитные ресурсы должны направляться для организации кредитной деятельности создаваемой сети государственно-муниципальных банков и с последующим использованием в целях развития системы инвестиционных банков.
Во-вторых, каналом разогрева инфляции через ускорение денежного обращения являлся фактически свободный режим функционирования валютного рынка. В условиях практически неограниченной возможности в обмене рублевой массы на иностранную валюту увеличение денежного предложения на рынке способствовало нарастанию давления на обменный курс рубля. Действовавший ранее валютный коридор и сверхвысокая доходность ГКО позволяли его временно удерживать в определенных рамках, но, как оказалось, переводя инфляцию в подавленную. И как только был снят этот коридор и рухнула пирамида ГКО, накопленный спекулятивный потенциал в валютной сфере взорвался почти трехкратным падением курса рубля с последующим скачком цен. Существовавшая конкуренция между рынком финансовых обязательств и валютным рынком, с точки зрения реальной экономики, принципиально ситуацию не улучшала. Ведь как на одном, так и другом рынке практически участвовали одни и те же игроки, которые на каком-то этапе получали свои прибыли на финансовом рынке, а потом перемещались на валютный рынок. Заметим, что политика опережающей внутренней конвертируемости рубля в условиях стагфляционной экономики была ошибочной и должна оцениваться как преждевременная (например, в ФРГ возможность обмена марок на инвалюту появилась только в конце 50-х годов).
Поэтому для того чтобы сегодня сдержать и приглушить инфляционный рост, задаваемый повышением кредитно-денежной активности государства, необходимо эту инфляционную цепочку разорвать. В этой связи можно сослаться на опыт Малайзии, которая после финансового кризиса в Азии (1997 г.) сделала ставку на жесткий контроль над потоками финансового капитала и над операциями с иностранной валютой. Такие меры, способствуя сдерживанию инфляции, одновременно закладывают основу для снижения процентных ставок по кредитам.
Вот почему в целях снижения скорости обращения денег и ограничения инфляции необходимо оставить валютный рынок в том объеме и тех границах, которые необходимы для выполнения его основной функции - обслуживания экспортно-импортных операций. Должен быть предусмотрен комплекс мер, призванный максимально сбить чисто спекулятивный спрос на инвалюту. Приведем в качестве возможных следующие действия в валютной сфере:
в условиях отказа от валютного коридора и перехода к режиму плавающего курса рубля существенно повышается роль курсовой валютной политики ЦБ. Чтобы все-таки оградить рубль от чисто спекулятивных атак, целесообразно
поэтапно восстановить предполагаемые границы его колебаний, но фиксируя их допустимые размеры не вокруг доллара, а по соотношениям в паритетах покупательной способности валют. Тем самым в политику обменного курса будет введен более надежный и точный экономический индикатор;
не исключено, что на начальном этапе придется использовать двойной курс рубля. Один должен действовать в пределах допустимых колебаний вокруг паритета покупательной способности рубля и обслуживать сферу организованной внешнеэкономической деятельности, другой - применяться с учетом рыночной конъюнктуры в других хозяйственных сферах (туризм, обменные операции для населения и т.п.);
для укрепления обменного курса рубля должны быть предусмотрены и административные меры по ограничению спекуляции на валютном рынке (обязательная продажа экспортерами большей части валютной выручки в максимально сжатые сроки, тщательный отбор банков, работающих на валютном рынке, дополнительное налогообложение валютных операций и т.п.). При критиче-ской ситуации в качестве наиболее сильных и чрезвычайных мер допустимо введение монополии ЦБ на ввоз иностранной валюты на территорию РФ, как и восстановление госмонополии на вывоз сырья и энергоресурсов;
в целях ослабления заинтересованности КБ в операциях с валютой целесообразно устанавливать для них более высокую норму резервирования по валютным счетам.
Таковы возможная логика действий и отдельные меры, призванные сформировать блок антиинфляционной защиты. Вместе с тем отметим, что для реализации политики ремонетизации российской экономики имеется еще один сценарий, отличный от ранее описанного. Он связан с возможностью выпуска специальных расчетных денег (безналичного рубля), посредством которых могла бы функционировать система платежей, по крайней мере, в государственном секторе. Данный вариант альтернативен первому варианту, логично дополняет идею разделения потоков бюджетных и коммерческих денег, восстанавливая в новом виде советский опыт двухканального денежного обращения. В этом случае предполагается создание единого расчетного центра, который выполнял бы постоянную функцию обеспечения безналичных взаиморасчетов, своевременно оплачивал государственные заказы и позволял осуществлять обязательные платежи в бюджет. Одновременно использование специальных расчетных денег должно исключать их перевод в наличные рубли и особенно в иностранную валюту. Одним из главных возражений по поводу целесообразности использования таких денег и самой операции взаимозачетов является то, что они не позволяют проводить жесткую денежно-кредитную политику и ухудшают возможность пополнения доходной части бюджета «живыми деньгами». Также трудно сохранить взаимонепроницаемость двух денежных каналов, что ослабляет эффект антиинфляционной защиты. Сами такие деньги трактуются как «суррогатные», подрывающие эффективность использования выпускаемых ЦБ законных денежных знаков.
Однако заметим, что денежная масса в нормально работающей рыночной экономике в еще большей степени характеризуется сложным составом. В нее входят денежные агрегаты с разной степенью ликвидности - от М0 до М3 и L. Такое фактическое многообразие видов денег как раз придает денежной системе гибкость, одновременно позволяя расширять необходимую для нормальной работы экономики денежную базу с минимальными последствиями для усиления
инфляционных тенденций. В частности, в денежный параметр L входят разного рода казначейские обязательства, векселя, банковские акцепты и т.п.
Можно считать, что решением об отмене использования в 1998 г. любых платежных форм в оплате федеральных налогов, кроме денежных, правительство сделало выбор в пользу преодоления кризиса неплатежей по первому варианту. Как уже отмечалось, сам по себе выбор далеко не бесспорен и к этому вопросу, не исключено, еще придется обращаться. Поэтому вариант с введением параллельной расчетной денежной единицей (безналичного рубля) не следует вообще исключать, рассматривая его как запасной.
Итак, в экономическом арсенале имеются способы сдерживания инфляции даже при проведении более активной кредитно-денежной политики. При этом наиболее опасным является не сам по себе механизм денежной эмиссии, особенно если он необходим для нормальной работы экономики, а то, на какие цели и как используются дополнительные порции денег. За счет снижения скорости обращения денег (до 5,5-6 оборотов в год), если оно обеспечивается надежным режимом изоляции растущего предложения денег от финансово-валютной сферы, появляется возможность удержать инфляцию на относительно приемлемом уровне (до 50% в год) и одновременно преодолеть катастрофический дефицит кредитных ресурсов в реальном секторе экономики России. Это означает, что при таком развитии событий появляется реальный шанс для запуска экономического роста. В таблице 2 приведены основные макроэкономические параметры при инерционном сценарии развития, на который, судя по всему, была ориентирована деятельность правительства Примакова, и при антикризисной программе развития.
Таблица 2
Макроэкономические параметры при инерционном и антикризисном вариантах проведения экономической политики Показатели 1998г. - оценка 1999 г. - инерционный вариант 1999 г. - антикризисный ВВП (в % к пред. году) 94-95 97-92 102-104 Инфляция (в % к пред. году) 180-185 130 150 М2 - млрд. руб. 370 460 790-840 М0 - млрд. руб. 155 180 285-300 М2: ВВП в % 10-10,5 12-12,5 19-21 Денежные доходы на-селения (в % к пред. году) 120-125 150-160 …

Скорость обращения денег характеризует частоту, с которой каждая единица имеющихся в обороте денег (гривна, доллар и т.п.) используется в среднем для реализации товаров и услуг за определенный период (год, квартал, месяц) .

Исходя из известного уравнения обмена И. Фишера, величину скорости обращения денег можно определить по формуле:

где V- скорость обращения денег;

Р средний уровень цен на товары и услуги;

Q - физический объем товаров и услуг, реализованных в определенном периоде;

М средняя масса денег, которая находится в обороте за определенный период.

Таким образом, величина скорости обращения денег прямо пропорционально связана с номинальным объемом изготовленного национального продукта (Р х 0) и обратно пропорционально -с объемом массы денег, имеющихся в обороте.

Охарактеризует прежде всего интенсивность использования запаса денег в обороте (М) для оплаты товаров и услуг, реализуемых, то есть этот показатель связан преимущественно с денежным обращением. Поэтому величина V зависит прежде всего от частоты и объемов товарных операций каждого субъекта денежного оборота. Однако нетоварные платежи (фискально-бюджетные, кредитные) тоже влияют на показатель скорости обращения. Особенно заметен этот влияние в показателе средней продолжительности одного оборота гривны. Она состоит из продолжительности хранения денег в распоряжении непосредственных покупателей на рынках продуктов, а также по продолжительности пребывания в распоряжении фискально-бюджетных учреждений, банков и других финансово-кредитных институтов, через которые распределяется и перераспределяется часть национального дохода как главного источника формирования платежного спроса на рынках. Если эта вторая группа субъектов оборота задерживает деньги в своем распоряжении, несвоевременно осуществляет платежи по своим обязательствам, то будет увеличиваться продолжительность этой части оборота денег и будет уменьшаться вся скорость их обращения.

Показатель скорости обращения денег можно определять:

o по средней частоте использования денежной единицы в оплате доходов населения, то есть в формировании национального дохода;

o по средней частоте использования денежной единицы в осуществлении всех видов платежей;

o по частоте прохождения наличных через кассы банков.

Первый из этих показателей может быть определен делением объема национального дохода на массу денег в обороте. Количественно он почти совпадать с показателем V, определенным ВВП. Второй из них может определяться делением общего объема денежного оборота на М. Этот показатель существенно отличаться от показателя V, определенного по ВВП, потому что в нем будут учтены все нетоварные платежи (фискально-бюджетные, кредитные, спекулятивные и т.п.). Поскольку официальная статистика общего объема денежного оборота не определяет, рассчитать этот показатель V практически невозможно. Третий показатель может определяться делением общего объема кассовых оборотов всех коммерческих банков за год на среднегодовую сумму наличности в обороте.

Скорость обращения денег находится под влиянием многих факторов с разнонаправленным характером действия. Всех их можно разделить на две группы:

=> Те, что действуют на стороне платежеспособного спроса;

=> Те, что действуют на стороне предложения товаров и услуг.

Среди факторов первой группы главными являются:

> Изменение спроса на деньги;

> Развитие структуры потребления;

> Культурные потребности населения и тому подобное. Основные факторы второй группы:

> Общественное производство;

> Рыночные отношения;

> Инфраструктура рынка и тому подобное.

Изменение спроса на деньги оказывается в изменении желания экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенный запас денег как высоко-ликвидных активов. Если такое желание увеличивается, то расходование денег будет менее интенсивным, чем их поступления и денежный оборот замедлится. И наоборот, если спрос на деньги уменьшается, то расходование их будет более интенсивным за поступление, и денежное обращение ускорится. Поэтому скорость обращения денег и спрос на деньги можно рассматривать как два взаимосвязанных показателя с обратной зависимостью.

Влияние на скорость обращения денег со стороны товарного предложения определяется главным образом интенсивностью тех экономических процессов, которые он обслуживает: изменениями объема, структуры и эффективности общественного производства, величины и скорости товарных потоков на стадии обмена, развитием рыночных связей, сбалансированностью рынка и др. Рост эффективности общественного производства сокращает период накопления стоимости для целей воспроизводства, ускоряя возврат в оборот денег, обслуживающих цели накопления в пределах отдельных индивидуальных капиталов. Большое значение в преодолении сдерживающего влияния денежных накоплений на обращение денег имеет развитие кредитных отношений и банковской системы. Благодаря ему даже незначительные по объемам накопления денег снова направляются в сферу обращения, ускоряя свое движение в пределах оборота всего общественного капитала.

Определенное влияние на скорость денежного обращения оказывает развитие экономической инфраструктуры: транспорта, торговли (оптовой и розничной), банковского дела (в частности автоматизации безналичных расчетов), рынка ценных бумаг и т. Улучшение дел на каждом из этих направлений способствует ускорению доставки товаров от продавца к покупателю и передачи денег от плательщика к их получателя.

Скорость обращения денег, как и их масса, влияет на экономические процессы не своей абсолютной величине, а ее изменением в течение определенного периода - ускорением или замедлением.

Изменение скорости обращения денег имеет существенные экономические последствия: увеличивает или уменьшает предложение денег в обращении и этим влияет на платежеспособный спрос и на издержки обращения; усложняет или облегчает регулирование денежного обращения; дает обобщающее отображение изменения интенсивности экономических процессов, составляющих основу денежного обращения. Изменение скорости обращения денег влияет на платежеспособный спрос прямо пропорционально: при ее увеличение при условии постоянства товарооборота платежеспособный спрос относительно увеличивается, и наоборот. Ускорение обращения денег компенсирует их массу, может иметь положительное значение в условиях увеличения объемов товарооборота, когда растущая потребность в деньгах будет удовлетворяться без дополнительного их выпуска. Однако при условии разбалансированности экономики, когда платежеспособный спрос опережает товарное предложение, ускорение денежного обращения становится дополнительным инфляционным фактором.

Замедление денежного обращения расширяет емкость его сферы, то есть увеличивает спрос на деньги и уменьшает платежеспособный спрос, что положительно влияет на его состояние даже при неизменности объема товарооборота. Поэтому меры по замедлению денежного обращения всегда входят в анти-инфляционных программ как их составляющая, а экономическая ситуация, характеризующаяся замедлением обращения денег, является благоприятной для реформирования денежной системы страны.

Скорость обращения денег - явление объективное, чрезвычайно сложное, его трудно прогнозировать и регулировать. Поэтому практика не выработала Действующих инструментов оперативного регулирования скорости обращения денег для влияния на конъюнктуру рынка. Будучи связанной обратной зависимостью со спросом на деньги, скорость обращения денег так же чувствительна к изменению процента, как и спрос на деньги. Поскольку уровень процента постоянно и существенно колеблется, скорость обращения денег, по Кейнсу, тоже постоянно и непредсказуемо меняется. М. Фридман - основатель современной монетаристской теории - вслед за Кейнсом признал способность скорости обращения денег в колебания. Однако он не согласился с Кейнсом относительно невозможности их прогнозировать, что дало ему основания восстановить приоритетную роль монетарной политики в государственном регулировании экономики. Предвидения изменения V дает возможность нейтрализовать ее влияние на экономику путем адекватного изменения массы денег в обороте.