В современной начальной школе таблицу умножения начинают учить во втором классе и заканчивают в третьем, причем часто выучить таблицу умножения задают на лето. Если же летом вы не занимались, и до сих пор ребенок "плавает" в примерах на умножение, расскажем, как выучить таблицу умножения быстро и весело - с помощью рисунков, игр и даже пальцев рук.

Проблемы, которые часто возникают у детей в связи с таблицей умножения:

  1. Дети не знают, чему равно 7 × 8.
  2. Не видят, что задачу надо решать умножением (потому что в ней не сказано прямо: "Чему равно 8 умножить на 4?")
  3. Не понимают, что если ты знаешь, что 4 × 9 = 36, то ты знаешь также, чему равно 9 × 4, 36: 4 и 36: 9.
  4. Не знают, как воспользоваться своими знаниями и восстановить по ним забытый кусочек таблицы.

Как быстро выучить таблицу умножения: язык умножения

Прежде чем начать учить вместе с ребенком таблицу умножения, стоит отойти немного в сторону и осознать, что простой пример на умножение можно описать удивительным количеством разных способов. Возьмите пример 3 × 4. Можно прочитать его как:

  • трижды четыре (или четырежды три);
  • три раза по четыре;
  • три умножить на четыре;
  • произведение трех и четырех.

Поначалу ребенку далеко не очевидно, что все эти фразы означают умножение. Вы можете помочь сыну или дочери, если, вместо того чтобы повторяться, будете как бы между прочим использовать разный язык в разговорах об умножении. К примеру: "Так сколько будет трижды четыре? Что получится, если взять три раза по четыре?"

В каком порядке учить таблицу умножения

Наиболее естественный для детей способ выучить таблицу умножения состоит в том, чтобы начать с самого простого и постепенно двигаться к самому сложному. Разумна такая последовательность:

Умножение на десять (10, 20, 30...), которое дети усваивают естественно в процессе обучения счету.

Умножение на пять (все-таки у всех нас по пять пальцев на руках и ногах).

Умножение на два. Пары, четные числа и удвоение знакомы даже маленьким детям.

Умножение на четыре (ведь это всего лишь удвоение умножения на два) и восемь (удвоение умножения на четыре).

Умножение на девять (для этого существуют достаточно удобные приемы, о них ниже).

Умножение на три и шесть.

Почему 3×7 равно 7×3

Помогая ребенку запомнить таблицу умножения, очень важно объяснить ему, что порядок чисел не имеет значения: 3 × 7 дает тот же ответ, что и 7 × 3. Один из лучших способов наглядно показать это - использовать массив . Это специальное математическое слово, обозначающее набор чисел или фигур, заключенный в прямоугольник. Вот, к примеру, массив из трех строк и семи столбцов.

*******
*******
*******

Массив - простое и визуальное средство помочь ребенку разобраться в том, как работают умножение и дроби. Сколько всего точек в прямоугольнике 3 на 7? Три строки по семь элементов насчитывают 21 элемент. Иными словами, массивы - доступный для понимания способ наглядно представить умножение, в данном случае 3 × 7 = 21.

Что, если мы нарисуем массив другим способом?

***
***
***
***
***
***
***

Очевидно, что в обоих массивах должно быть одинаковое число точек (их не обязательно при этом считать поштучно), поскольку, если первый массив повернуть на четверть оборота, он будет выглядеть в точности как второй.

Оглядитесь, поищите рядом, в доме или на улице, какие-нибудь массивы. Взгляните, к примеру, на пирожные в коробке. Пирожные уложены в массив 4 на 3. А если повернуть? Тогда 3 на 4.

А теперь взгляните на окна многоэтажки. Вот это да, это тоже массив, 5 на 4! А может быть, 4 на 5, как посмотреть? Стоит начать обращать внимание на массивы, как выяснится, что они всюду.

Если вы уже усвоили с детьми идею о том, что 3 × 7 - это то же самое, что 7 × 3, то число фактов умножения, которые вам необходимо запомнить, резко уменьшается. Стоит заучить 3 × 7 - и в качестве бонуса вы получаете ответ на 7 × 3.

Знание переместительного закона умножения снижает число фактов умножения со 100 до 55 (не ровно наполовину из-за случаев возведения в квадрат, таких как 3 × 3 или 7 × 7, которые не имеют пары).

Каждое из чисел, расположенных выше пунктирной диагонали (к примеру, 5 × 8 = 40), присутствует и ниже нее (8 × 5 = 40).

Приведенная таблица содержит и еще одну подсказку. Дети обычно начинают учить таблицу умножения при помощи счетных алгоритмов. Чтобы сообразить, чему равно 8 × 4, они считают так: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32. Но если ты знаешь, что восемью четыре - то же самое, что четырежды восемь, то 8, 16, 24, 32 будет быстрее. В Японии детей специально учат "ставить меньшее число первым". Семь раз по 3? Не делайте так, считайте лучше 3 раза по 7.

Заучивание квадратов чисел

Результат умножения числа на само себя (1 × 1, 2 × 2, 3 × 3 и т. д.) известен как квадрат числа . Это потому, что графически такое умножение соответствует квадратному массиву. Если вы вернетесь к таблице умножения и посмотрите на ее диагональ, то увидите, что всю ее составляют квадраты чисел.

У них есть интересная особенность, которую вы можете исследовать вместе с ребенком. Перечисляя квадраты чисел, обратите внимание, на сколько они каждый раз увеличиваются:

Квадраты чисел 0 1 4 9 16 25 36 49...
Разность 1 3 5 7 9 11 13

Эта любопытная связь между квадратами чисел и нечетными числами - прекрасный пример того, как разные виды чисел связаны между собой в математике.

Таблица умножения на 5 и 10

Первая и самая простая таблица, которую следует заучить - таблица умножения на 10: 10, 20, 30, 40...

Кроме того, дети относительно легко заучивают таблицу умножения на пять, и помогают им в этом руки и ноги, наглядно представляющие четыре пятерки.

Удобно также, что числа в таблице умножения на пять всегда заканчиваются на 5 или 0. (Так, мы точно знаем, что число 3 451 254 947 815 присутствует в таблице умножения на пять, хотя и не сможем в этом убедиться с помощью калькулятора: на экране устройства такое число просто не поместится).

Дети легко удваивают числа. Вероятно, это связано с наличием у нас двух рук по пять пальцев на каждой. Однако дети не всегда связывают удвоение с умножением на два. Ребенок может знать, что, если удвоить шесть, получится 12, но когда вы спрашиваете его, чему равно шестью два, ему приходится считать: 2, 4, 6, 8, 10, 12. В таком случае следует напомнить ему, что шестью два - то же самое, что дважды шесть, а дважды шесть - это и есть удвоенная шестерка.

Таким образом, если ваш ребенок хорошо удваивает, то он, по существу, знает таблицу умножения на два. При этом он вряд ли сразу сообразит, что с ее помощью можно быстро представить себе таблицу умножения на четыре - для этого нужно всего лишь удвоить и еще раз удвоить.

Игра: двойная бродилка

Можно приспособить любую игру, в которой игроки бросают кубик, таким образом, чтобы все броски считались двойными. Это дает сразу несколько преимуществ: с одной стороны, детям нравится идея пройти с каждым броском вдвое дальше, чем показывает кубик; с другой - они постепенно осваивают таблицу умножения на два. Кроме того (что немаловажно для родителей, занятых другими делами), игра заканчивается вдвое быстрее.

Таблица умножения на 9: метод компенсации

Один из способов освоить таблицу умножения на девять состоит в том, чтобы взять результат умножения на десять и вычесть лишнее.

Чему равно девять раз по семь? Десять раз по семь - это 70, вычитаем семь, получаем 63.

7 × 9 = (7 × 10) - 7 = 63

Возможно, быстрый набросок соответствующего массива поможет закрепить эту идею в сознании ребенка.

Если вы заучили таблицу умножения на девять только до "девятью десять", то девятью 25 поставит вас в тупик. Но десять раз по 25 это 250, вычитаем 25, получаем 225. 9 × 25 = 225.

Проверьте себя

Сможете ли вы решить пример 9 × 78 в уме методом компенсации (умножив на 10 и отняв 78)?

Существует и другой удобный способ освоить таблицу умножения на девять. В нем используются пальцы, а дети обожают это.

Держите руки перед собой ладонями вниз. Представьте, что ваши пальцы (включая и большой) пронумерованы от 1 до 10. 1 - мизинец на левой руке (крайний палец слева от вас), 10 - мизинец на правой (крайний палец справа).

Чтобы умножить какое-то число на девять, загните палец с соответствующим номером. Скажем, вас интересует девятью 7. Загните палец, который вы мысленно обозначили как седьмой номер.

А теперь взгляните на свои руки: число пальцев слева от загнутого даст вам число десятков в ответе; в данном случае это 60. Количество пальцев справа даст число единиц: три. Итог: 9 × 7 = 63. Попробуйте: этот метод работает со всеми однозначными числами.

Таблица умножения на 3 и на 6

Для детей таблица умножения на три - одна из самых сложных. В данном случае практически не существует никаких приемов, и таблицу умножения на 3 придется просто вызубрить.

Таблица умножения на шесть следует непосредственно из таблицы умножения на три; здесь, опять же, все сводится к удвоению. Если умеешь умножать на три, просто удвойте результат - и получите умножение на шесть. Таким образом, 3 × 7 = 21, 6 × 7 = 42.

Таблица умножения на 7 - игра в кости

Итак, все, что у нас осталось, - таблица умножения на семь. Есть хорошая новость. Если ваш ребенок успешно овладел таблицами, описанными выше, нет нужды вообще ничего заучивать: все уже есть в остальных таблицах.

Но если ваш ребенок захочет выучить таблицу умножения на 7 отдельно, мы познакомим вас с игрой, которая поможет ускорить этот процесс.

Вам потребуется столько игральных кубиков, сколько сможете найти. Десять, к примеру, - отличное количество. Скажите сыну или дочери, что хотите посмотреть, кто из вас сможет быстрее сложить выпавшие на кубиках числа. Однако позвольте детям самим решить, сколько кубиков бросать. А чтобы повысить шансы ребенка на выигрыш, можете договориться, что тот должен сложить числа, указанные на верхних гранях кубиков, а вы - те, что и на верхних, и на нижних.

Пусть каждый ребенок выберет по крайней мере два кубика и положит их в стакан или кружку (в них удобно трясти кости, добиваясь случайности броска). Вам нужно знать лишь, сколько кубиков взял ребенок.

Как только кубики брошены, вы можете сразу же посчитать, какую сумму дадут числа на верхних и нижних гранях! Каким образом? Очень просто: умножив число кубиков на 7. Таким образом, если было взято три кубика, сумма верхних и нижних чисел составит 21. (Причина, разумеется, в том, что числа на противоположных гранях игральной кости всегда дают в сумме семь.)

Дети будут так поражены скоростью ваших подсчетов, что тоже захотят овладеть этим методом, чтобы когда-нибудь воспользоваться им в игре с приятелями.

В эпоху так называемой Британской имперской системы мер и "недесятичных" денег каждому необходимо было владеть счетом до 12 × 12 (тогда в шиллинге было 12 пенсов, а в футе 12 дюймов). Но и сегодня 12 то и дело всплывает в расчетах: множество людей по-прежнему меряет и считает в дюймах (в Америке это стандарт), а яйца продают дюжинами и полудюжинами.

Мало того. У ребенка, свободно перемножающего числа больше десяти, начинает вырабатываться понимание того, как перемножаются большие числа. Знание таблиц умножения на 11 и 12 помогает заметить интересные закономерности. Приведем полную таблицу умножения до 12.

Обратите внимание: число восемь, к примеру, встречается в таблице четыре раза, тогда как 36 - пять раз. Если соединить все ячейки с числом восемь, получится плавная кривая. То же можно сказать и про ячейки с числом 36. В самом деле, если какое-то число появляется в таблице больше двух раз, то все места его появления можно соединить плавной кривой примерно одинаковой формы.

Вы можете подтолкнуть своего ребенка к самостоятельному исследованию, которое займет его (может быть) на полчаса, а то и больше. Распечатайте несколько экземпляров таблицы умножения двенадцати первых чисел на 12, а затем попросите его сделать следующее:

  • раскрасить все ячейки с четными числами красным цветом, а с нечетными - синим;
  • определить, какие числа встречаются там чаще всего;
  • сказать, сколько в таблице встречается различных чисел;
  • ответить на вопросы: "Какое самое маленькое число не встречается в этой таблице? Какие еще числа от 1 до 100 в ней отсутствуют?".

Фокус с одиннадцатью

Таблица умножения на 11 строится проще всего.

1 × 11 = 11
2 × 11 = 22
3 × 11 = 33
4 × 11 = 44
5 × 11 = 55
6 × 11 = 66
7 × 11 = 77
8 × 11 = 88
9 × 11 = 99

  • Возьмите любое число от десяти до 99 - пусть это будет, скажем, 26.
  • Разбейте его на два числа и раздвиньте их, чтобы в середине образовался пробел: 2 _ 6.
  • Сложите между собой две цифры вашего числа. 2 + 6 = 8 и вставьте то, что получилось, в середину: 2 8 6

Это ответ! 26 × 11 = 286.

Но будьте осторожны. Что получится, если вы перемножите 75 × 11?

  • Разбиваем число: 7 _ 5
  • Складываем: 7 + 5 = 12
  • Вставляем результат в середину и получаем 7125, что очевидно неверно!

В чем дело? В этом примере есть небольшая хитрость, которую нужно применять тогда, когда цифры, использующиеся для обозначения числа, в сумме дают десять или больше (7 + 5 = 12). Прибавляем один к первой из наших цифр. Следовательно, 75 × 11 будет не 7125, а (7 + 1)25, или 825. Так что фокус на самом деле не так прост, как может показаться.

Игра: победи калькулятор

Цель этой игры - развить навык быстрого пользования таблицей умножения. Вам потребуется колода игральных карт без картинок и калькулятор. Решите, кто из играющих первым будет использовать калькулятор.

  • Игрок с калькулятором должен перемножить два выпавших на картах числа; при этом он должен использовать калькулятор, даже если знает ответ (да, это может быть очень тяжело).
  • Другой играющий должен перемножить те же два числа в уме.
  • Тому, кто получает ответ первым, достается очко.
  • После десяти попыток игроки меняются местами.

МАТЕМАТИКА

Тема : Таблица умножения числа 5. Составление и решение задачи по рисунку и схеме.Нахождение значений буквенных выражений.

Цель: Составить таблицы умножения числа 5 и на 5, исследовать ее закономерности для лучшего запоминания результатов; з акреплять изученные табличные случаи умножения и деления; упражнять учащихся в вычислении значений выражений и решении задач; формировать умение находить значения выражений с буквой, которая повторяется; воспитывать бережное отношение к природе, пернатым друзьям .

Оборудование. Таблица умножения, песенка про таблицу умножения, рисунок весны,рисунки с изображением и перелетных птиц.

Хо д урока

I .Орган и за цион на я част ь .

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать!

Ребята, урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.

Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.

Сегодня будем работать под девизом:

Отвечаем - точно!

Считаем правильно!

Пишем - красиво!

II. Проверка домашнего задания.

ІІІ Мотивация учебной деятельности.

На календаре последний месяц зимы. Уже чувствуется дыхание весны. Это чувствуют и перелетные птицы,которые покинули свой родной край осенью, чтобы не погибнуть. И они уже готовятся к перелету на свою родину. Но дорога трудная и далекая. И они хотят, чтобы вы своими знаниями по математике помогли им. Ведь, вожакам стай нужно вести учет, все ли птицы возвращаются, никто не отстал, далеко ли им еще лететь?

Вы согласны помочь птицам?

III. Актуализация опорных знаний.

Первым в путь отправился жаворонок. Но не смог он добраться до своего дома, потому что холодный ветер остановил его посреди дороги. И жаворонок решил передать вам задание с просьбой о помощи.

    Блиц - турнир. Математическая зарядка .

Как назы ваются числа при сложении? (умножении, вычитании, делении)

Как найти неизвестный множитель? (делимое, делитель)

Что означает найти сумму, разность, произведение, частное?

    Математический диктант.

15:3

Сколько крыльев у 5 жаворонков?

Птицы построили 4 гнезда, в каждом по 5 яичек. Сколько всего яичек в гнездышках?

19+6 45-15 25+10 90-50 50-5 35+15

Проверка: 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Вы быстро и хорошо считали. Поэтому скоро отступят холода и жаворонок сможет вернуться.

Удивительно то, что гнездятся эти птицы исключительно на земле, часто используют для этого найденные или специально вырытые ямки.

Мечтает попасть домой и скворушка. Заботливые любители природы готовят им специальные домики – скворечники.

3.Иг ра « Помоги скворцу долететь до скворечника » (устный счет)

(15, 18. 21, 24, 27)

Зачитайте ответы. В какой таблице умножения мы встречаем эти результаты? (в таблице на 3)

Посчитайте тройками до 30.

4. Игра «Не ошибись!»

(Вызванные ученики на каждый шаг называют ответы таблицы умножения на 4) 4 8 12 16 20 24 28 32 36

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на ряд чисел: 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Что вы заметили?

Кто знает, что это за числа? (это ответы таблицы умножения числа 5)

Сегодня на уроке будем составлять таблицу умножения числа 5,узнаем о ее особенностях, будем учиться использовать эту таблицу при решении выражений и задач.

IV . Изучение нового материала.

1 .Минутка каллиграфии с логическим заданием.

Напишите носиком в воздухе цифру 5.

А теперь в тетради: сначала однозначное число 5, потом – двузначное, используя цифру 5 и т.д.

5 55 555 5555 55555

2.Составление и запись таблиц умножения числа 5 и на 5.

(У доски работают сильные ученики) Методика « Навчаючи вчуся ».

С какого случая начинаем изучать таблицу умножения числа 5? (с 5) Почему?

Правильно. Изучая таблицы умножения чисел 2, 3. 4, изучили случаи умножения на 5. Используя переместительный закон умножения, имеем:

5 ∙2 = 10 5 ∙ 2 = 10

5 ∙3 = 15 5 ∙3 = 15

5 ∙ 4 = 20 5 ∙ 4 = 20

Начнем записывать с выражения:

5 ∙5 = 25

5 ∙6 = 30, следовательно 6 ∙5 = 30

5 ∙7 = 35, следовательно 7 ∙ 5 = 35

5 = 40, значит 8 = 40

5 = 45, значит 9 = 45

3.Поиск секретов таблицы на 5.

Все ответы заканчиваются на 5 или на 0;

Каждый следующий результат больше предыдущего на 5

В десятках повторяются цифры;

Второй множитель чередуется: четное число, нечетное число;

При умножении на четное число в ответе круглое число;

При умножении на нечетное число в ответе двузначное число, которое заканчивается на 5;

Если умножаем на четное число в ответе получаем количество десятков, что составляют половину второго множителя.

Кто больше секретов запомнил?

4 . Физминутка.

(Учитель показывает карточки с выражениями )

– Тупніть ніжкою ось стільки раз (12:4)

– Плесніть у долоньки ось стільки раз (8:4).

– Ми присядем скільки раз? (2*2).

– І нахилимось в цей час скільки раз? (10:2).

– Ми підстрибнем рівно стільки (2*3).

– Ну й рахунок! Гра і тільки.

5 .Математическое исследование в группах.

Задания 1группе

Для запоминания таблицы умножения 5,научиться считать пятерками до 50.(5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.)

Задания 2группе

Чтобы выучить таблицу на 5, будь наблюдательным. Используй руки и посчитай пальцы всех учеников вашей группы.

Задания 3группе

Чтобы знать таблицу на 5, будь практичным. Посчитайте пятаки! (60 копеек)

V .Закрепление изученного материала

1.Разучивание песенки.

5 на два – десятка,

А на 3 – 15

Ось і вся розгадка.

5 на 6 – вже 30,

А на 8 – 40,

5 на 7 – 35,

5 на 9 – 45.

Можна знову починать.

2. Игра «Узнай фигуру»

Какую фигуру составили птицы?

5 сторон, 5 углов, 5 вершин. (Пятиугольник)

Сколько нужно взять палочек, чтобы сложить пятиугольник?

А 6 пятиугольников?

3 пятиугольника?

7 пятиугольников?

5 пятиугольников?

Трудно добраться до своего дома и аистам. Остановились они погреться на солнышке, и решили передать задание с солнечным лучиком.

    Работа с учебником.

650 (Сильные – все примеры, слабые – 2 любых)

651, 652 – по вариантам (самостоятельно)

№653 фронтально.

В 2 т. по 5 в.

654 работа в парах (1или 2 столбик на выбор)

    В дальней дороге трудно и лебедям. Остановились они возле ручейка, чтобы попить водички. И ручейком передали вам задание - приобрести новые знания.

Вычислить значения буквенных выражений:

5 * а, если а =9

а + (36: а),если а=4

VI.Итог урока.

    Рефлексия. Составление СИКВЕЙНА

Холодно стало в дороге и маленьким ласточкам. Остановились они, чтобы спрятаться от темной тучи. А когда упали первые капельки дождя, они передали вам вот такое задание.

Составить Секвейн на тему Умножение.

Памятка:
1строка – тема (1 слово)
2 строка – описание темы (2 слова)
3 строка – действия (3 слова)
4 строка – отношение к теме (фраза)
5 строка – вывод (1 слово)

Умножение
Быстрое, интересное.
Ускоряет, заменяет, считает.
Таблица умножения достойна уважения.
Здорово!

    Ролевая игра « Навчаючи вчуся ».

Объясните, ……, ученикам класса «Ключики» таблицы умножения 5.

    Иг ра «В е рю – не ве рю»

Верите ли вы, что 5*9=50, 5*7=45 и т.д.

VII . Домашнее задание

Выучить таблицу умножения на 5

Выполнить задания №655,656.

Урок «Таблица умножения и деления с числом 5»

Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4; развивать умение работать самостоятельно и в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(Два ученика работают у доски.)

Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.

6 * 4 - 3 * 5 18: 9 – 6: 3

36: 4 + 3 * 7 20: (14: 7) + 32

4 * 8 - (33 - 28) 24: (15 - 7)+ 59

Сравни. Поставь знаки >, < или =.

1 дм О 12 см 1 м О 9 дм

2 дм О 19 см 88 см О 1 м

1 дм 4 см О 41 см 4 см О 50 мм

2. Устный счет

Увеличьте сумму чисел 35 и 15 в 2 раза. (100.)

На сколько 38 больше, чем 19? (На 19.)

Произведение чисел 8 и 4 увеличьте на 28 (60.)

Частное чисел 28 и 4 умножьте на 3 (21.)

Какое число меньше 36 в 9 раз? (4.)

Из суммы чисел 25 и 38 вычтите 5. (58.)

Из какого числа нужно вычесть 43, чтобы получилось 28? (71.)

Разделите частное чисел 20 и 2 на 5. (2.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

Вычислите.

2 * 5 5 * 2

3 * 5 5 * 3

4 * 5 5 * 4

Что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4.)

Каким правилом вы воспользовались при вычислении ответов в примерах второго столбика? ( .)

Какой пример будет следующим? (5 * 5.)

Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5 .)

Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Откройте с. 40 и посмотрите на первый столбик таблицы. Как вычислили значение произведения 5 * 5? (5 + 5 + 5 + + 5 + 5 или 20 + 5 .)

На сколько больше будет каждое следующее произведение? (На 5 .)

Запишите таблицу умножения на 5 в тетрадь.

Самостоятельно составьте таблицу умножения числа 5.

(Проверка.)

От перестановки множителей произведение не меняется .)

Посмотрите на значения произведений. Что интересное вы заметили? (Все ответы заканчиваются на 0 или на 5 .)

Какие примеры на деление можно составить из произведения 5 * 5? (25: 5 = 5.)

Каким правилом вы воспользовались? (Если разделить произведение на один из множителей, то получится другой множитель .)

Самостоятельно составьте таблицу деления с числом 5

(Проверка.)

1 (с. 40).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором называют числа; 5, 10. 15, 20; 4, 8, 12, 16, 20.)

3 (с. 40).

Прочитайте задачу.

Сколько метров ткани было? (24 м.)

Вся ли ткань пошла на пальто? (Нет, 10 м отрезали на костюмы .)

Сколько метров ткани израсходовали па пальто? (24 м - 10 м.)

Заполните таблицу.

Расход ткани на

одно пальто

Количество

пальто

Общий расход

Ткани

7 шт.

24 м. – 10 м.

Сколько действий в решении задачи? (Два .)

Что вы узнаете в первом действии? (Общий расход ткани .)

Что вы узнаете во втором действии? (Расход ткани на одно пальто .)

Запишите решение и ответ задачи.

(Проверка.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

4 (с. 40).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Каким правилом вы воспользовались при решении задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее .)

5 (с. 40).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

Заполните магический квадрат на полях.

(Проверка.)

Назовите сумму квадрата. (78.)

Прочитайте числа средней строки. (24, 26, 28.)

Прочитайте числа верхней строки. (25, 30, 23.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 40). Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 40, 6, 9, 52.)

VIII. Подведение итогов урока

Чему вы научились на уроке?

Кому и за что вы хотели бы сегодня сказать спасибо?

Домашнее задание

Учебник: № 2, 6 (с. 40).

УМК: «Школа России», 3 класс

Тема: «Таблица умножения и деления на 5» (№17)

Цель: учить выполнять умножение и деление на 5

Планируемые результаты:

личностные

Развивать интерес к математике,

Осваивать роль ученика в ходе урока на основе выполнения правил

Устанавливать взаимодействие с учителем и одноклассниками

Способствовать проявлению заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий

метапредметные

Понимать и принимать учебную задачу урока под руководством учителя и стремиться к ее выполнению

Соотносить результат своей деятельности с целью урока и оценивать его

Высказывать и аргументировать свою точку зрения

Работать в парах и группах, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза при составлении таблицы на 5

предметные

Актуализировать ранее изученные знания табличных случаев умножения и деления при решении задач на увеличение и уменьшение «в» и «на»

Познакомить с таблицей умножения и деления на 5 на основе ранее сформированных представлений знания таблицы умножения на 4

Учить приемам умножения и деления на 5 в ходе практической работы и продолжить обучение решению уравнений

Оборудование:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Организационно - мотивационный

Проверяет готовность и мотивирует учащихся к учебной деятельности

Итак, друзья,

внимание!

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем сейчас урок!

Организует работу с пословицей с целью определения ее смысла

«Каждый день жизни прибавляет частичкумудрости»

Давайте посмотрим, какую частичку мудрости мы получим на сегодняшнем уроке.

Проверяют готовность и настраиваются на урок

Читают пословицу,выдвигают свои предположения по определению смысла этой пословицы

Регулятивные – контроль, самоконтроль

Актуализация знаний

Цель:

закрепить умения в решении задач на

увеличение и уменьшение «в», «на»

Организует устный счет по решению задач на увеличение и уменьшение «в» и «на»

Карлсон на завтрак съел 4 плюшки, а пирожных - в 2 раза больше. Сколько пирожных съел Карлсон за завтраком? 4 · 2=8(п.)

Чтобы спрятаться от неряхи брюки пробежали 18 м, а рубашка на 9 м меньше. Сколько метров пробежала рубашка, убегая от неряхи? 18 - 9=9(м)

В ящике с апельсинами сидел Чебурашка. Апельсины весили 12кг, а Чебурашка - в 2 раза меньше. Сколько кг весил Чебурашка? 12:2=6(кг)

Дядя Фёдор поймал 13 рыб, а Шарик - на 6 рыб меньше. Сколько рыб поймал Шарик? 13-6=7(р.)

Крокодил Гена сделал 7 подарочных коробок, а Чебурашка – на 2 коробки меньше. Сколько подарочных коробок сделал Чебурашка.?

Предлагает расположить полученные результаты в порядке возрастания

  1. 6 7 8 9

Предлагает увеличить каждое число в ряду в 5 раз

Записывают только ответы в тетрадь.

Располагают числа в порядке возрастания в тетради.

Увеличивают числа в 5 раз.

Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные- формулирование познавательной цели

Коммуникативные –

Постановка цели урока.

Организует подводящий диалог по формулированию учебной задачи:

Что вызвало у вас затруднение?

Что еще не умеете делать?

Чему надо научиться?

Что для этого нужно сделать?

Отвечают на вопросы.

Формулируют самостоятельно учебную задачу.

(составить таблицу умножения на 5, решать задачи примеры)

Регулятивные- составление плана и последовательности действий

Познавательные –

«Открытие нового знания».

Проговаривание нового знания

Организует работу по составлению таблицы на 5 на стр. 40 учебника

Почему первым в таблице умножения рассматривается случай 5 · 5? (предыдущие случаи уже известны)- - Замените произведение 5 · 5 суммой.

Что значит 5 · 5? (по 5 взять 5 раз). Чему равно произведение?

Что происходит со вторым множителем? (увеличивается на 5)

Как изменится произведение с увеличением одного из множителей?

По «цепочке» заполняем 1 столбик.

Организует проговаривание нового знания по заполненной таблице с использованием алгоритма

(5 · 5=25 - если произведение разделить на один из множителей, то получим второй множитель;

5 · 6 =30, 6 · 5=30 - от перестановки множителей произведение не меняется, 30:5=6,

30:6=5;

5 · 7=35 - аналогично

5 · 8; 5 · 9 -аналогично

Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу

Проговаривают таблицу умножения и деления на 5 с использованием алгоритма

Регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, контроль, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном (демонстрационная таблица)

Познавательные- построение логической цепи рассуждений

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(см. приложение №1)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организует самостоятельную работу на уроке с проверкой по эталону

Стр.40, №2 (1, 2столбик)

Выполняют самостоятельно работу в тетради, сравнивают с эталоном

Регулятивные- контроль, самоконтроль

Закрепление

Организует фронтальную работу на индивидуальных карточках с целью определения чисел, кратных 5

(см. приложение №2)

Предлагает решить уравнения в группах с опорой на таблицу

(см. приложение №3)

Выполняют задания по карточкам:

выбирают, записывают и называют правило, на которое опирались при выполнении задания

Осуществляют взаимопроверку

Личностные- проявляют самостоятельность, принимают социальную роль обучающегося, определяют смысл выполнения задания, проявляют мотивацию в учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные – умение договариваться с партнером, точно выражать свои мысли, контроль, коррекция

Итог урока.

Рефлексия

Подводит обучающихся, определяет итог урока.

Какой мудрости научились?

Можем ли мы теперь выполнить задание из устного счета?

Выполните задание.

Организует фронтальную работу с последующей проверкой по выполнению задания.

Предлагает оценить результат своей работы (смайлик: см. приложение №4)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке и называют основные позиции нового материала

Закрашивают смайлик в нужный цвет

Личностные – действие смыслообразования, нравственно- этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания.

Личностные- формирование адекватной позитивной самооценки, проявляют представление о самостоятельности и личной ответственности в процессе учения математике

Приложение:

№ 1 Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно,

Тише, тише, тишина

В нашу комнату пришла.

Умножали, умножали,

Очень – очень мы устали.

Раз – два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнем

№2 Среди чисел найди кратные 5, запиши их в тетрадь и прочитай получившееся слово

(УРАВНЕНИЕ)

54 40 18 36 63 15 21 30 49 5 56

Б У Я К О Р Т А З В Ы

27 35 20 14 48 10 12 8 45 81 25

Ж Н Е П С Н Д Ч И М

№3Решение уравнений.

  1. Как найти неизвестный множитель, делимое, делитель?

Работа в группах

x · 3 =15

2 · x = 10

45: x = 9

X: 4 = 5

№4

Все знаю и умею --- зеленый цвет

Сомневаюсь в своих знаниях ---желтый цвет

Не знаю, не умею – красный


Конспект урока для 3 класса

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 5

Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием;

закреплять знания таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4;

развивать умение работать самостоятельно и в парах;

формировать любовь к точным наукам;

развивать умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: таблица умножения

Литература: учебник Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В., Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение.

Ход урока:

    Организационный момент

Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.

    Проверка домашнего задания

    Графический диктант по клеточкам

    Физкультминутка для пальчиков

Девочки и мальчики

Поднимают пальчики.

Громко ими хлопают,

Каждый пальчик трогают.

Ты, большак, не уставай,

А, мизинчик, - помогай!

Безымянный, покажись!

Средний пальчик, поднимись!

Вот какие пальчик,

У девочек и мальчиков!

Ребята, давайте мы с вами, вспомним компоненты умножения (множитель, множитель, произведение)

Компоненты деления? (делимое, делитель, частное)

    Актуализация знаний

    Индивидуальная работа. Устный счет.

Множитель

Множитель

Произведение

    Индивидуальная работа. Два ученика работают у доски.

Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.

6 * 4 - 3 * 5 18: 9 – 6: 3

36: 4 + 3 * 7 20: (14: 7) + 32

4 * 8 - (33 - 28) 24: (15 - 7)+ 59

Сравни. Поставь знаки,

1 дм О 12 см 1 м О 9 дм

2 дм О 19 см 88 см О 1 м

1 дм 4 см О 41 см 4 см О 50 мм

    Самоопределение к деятельности

    Вычислите.

Ребята, а что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4.)

Каким правилом вы воспользовались при вычислении ответов в примерах второго столбика? (От перестановки множителей произведение не меняется .)

Какой пример будет следующим? (5 * 5.)

Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5 .)

Давайте сформулируем вместе тему и задачи нашего урока.

    Работа по теме урока

    Работа по учебнику

Ребята, а кто мне скажет, каким действием находят число, которое в несколько раз меньше данного? (делением)

Прочитайте задание 1. Как вы думаете, что значит «в 3 раза меньше»? (число разделить на 3)

Прочитайте задание 2. А что значит «на 3 раза меньше»? (От числа отнять 3)

    Работа над задачей (один ученик работает у доски)

У Игоря 18 конфет, а у Саши в з раза меньше. Сколько конфет у Саши?

Решение: 18: 3 = 6(к.) было у Саши

Ответ: у Саши 6 конфет

    Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, подтянуться.

Три – в ладоши 3 хлопка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сядь.

    Задачи в стихах. Дети пишут ответы в тетрадях

8 пар танцуют польку,

А всех танцоров сколько? (16)

Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки.

Всего оладей 27.

По 3 нам хватило всем.

Кто ответит из ребят,

Сколько было же внучат? (9)

Полюбуйтесь-ка вы сами:

Если троек – восемь. (24)

Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек.

Сколько ж маленьких утят

Ёжика благодарят? (4)

На заборе расфуфырились коты,

Распушили свои длинные хвосты.

А хвостов-то было 8,

Сколько лап?

У кого спросим? (32)

    Изучение нового материала. Составление таблиц умножения и деления с числом 5.

Доска разделена на 4 части. К доске пригласить 4 учеников, учитель даёт каждому задание.

– Сегодня на уроке мы должны составить таблицы умножению и деления с числом 5.

1-ый столбик: Таблица умножения числа 5.

2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, составить таблицу умножения на число 5.

3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, записать, как получить первый множитель.

4-ый столбик: Записать, как получить второй множитель.

Проверка и анализ таблицы.

В произведении в разряде единиц 0 или 5.

Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.

Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.

Если 5 умножаем на чётное число, то количество десятков равно половине второго множителя.

Если 5 умножить на нечётное число, то количество десятков равно половине числа, предшествующего второму множителю.

    Закрепление таблиц умножения и деления с числом 5

    Игра “Глаз – фотограф”.

– В этой игре проверим, у кого глаз как фотоаппарат, т.е. кто сумеет сфотографировать таблицу (запомнить её). Затем желающие будут выходить к доске, все остальные дети задавать вопросы по таблице.

    Решение задачи. Заполните таблицу.

Сколько действий в решении задачи? (Два.)

Что вы узнаете в первом действии? (Общий расход ткани.)

Что вы узнаете во втором действии? (Расход ткани на одно пальто.)

Запишите решение и ответ задачи. (Проверка.)

    Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Каким правилом вы воспользовались при решении задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

Заполните магический квадрат на полях.

(Проверка.)

Назовите сумму квадрата. (78.)

Прочитайте числа средней строки. (24, 26, 28.)

Прочитайте числа верхней строки. (25, 30, 23.)

    Рефлексия

    Игра “Иду в гости”.

Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них карточки-сорбонки, на которых записаны примеры на табличное умножение и деление, а с обратной стороны ответ. Гости подходят к любому хозяину, тот даёт им карточку. Если гость правильно назвал ответ, то эту карточку он берёт с собой и идёт к другому хозяину. У кого больше карточек, тот и выигрывает.

Игра начинается и заканчивается по сигналу.

    Игра “Рекорд класса”.

– Записать 15 равенств на табличное умножение и деление с числом 4, кто первым запишет, выходит к доске.

    Подведение итогов урока

Чему новому научились на уроке?

Что было легко на уроке, а что сложно?

    Домашние задание