Арнольд Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee, 14 апреля 1889 года, Лондон — 22 октября 1975 года) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Исследователь процессов Глобализации, критик концепции европоцентризма. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Учился в колледже Винчестер и оксфордском Бейлиол-колледже, где начал преподавательскую деятельность в 1912 году, затем преподавал историю Средних веков и Византии в Кингс-колледже.

Тойнби служил в Британском Форин-офисе, занимался изучением ближневосточных конфликтов. В начале Первой мировой войны собирал (вместе с Джеймсом Брайсом) материалы о преступлениях германских агрессоров в Бельгии.

В 1915 году Брайс и Тойнби подготовили «Синюю книгу» по Османской империи, обобщившую множество достоверных свидетельств совершённых младотурками массовых убийств армян (см. геноцид армян) и ассирийцев (см. геноцид ассирийцев).

В 1919-1924 годах преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого состоял в 1929-1955 гг.

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Книги (6)

Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации

Арнольд Тойнби — английский философ, культуролог и социолог. Он создал теорию «вызова и ответа» (challenge and response) — закономерность, которая, по его мнению, определяет развитие цивилизации.

Сэмюэл Хантингтон — американский философ, социолог и политолог. Он утверждал, что каждая цивилизация видит себя центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию. Между цивилизациями постоянно идет противостояние и нередко возникают конфликты. Исход такой борьбы зависит от того, насколько данная цивилизация «соответствует» сложившемуся миропорядку.

В данной книге собраны наиболее значительные произведения А. Тойнби и С. Хантингтона, позволяющие понять сущность их философии, сходство и расхождения во взглядах. Особое внимание уделяется русской цивилизации, ее отличиям от западной, точкам соприкосновения и конфликтам русского и западного мира.

Исследование истории. Том I

Возникновение, рост и распад цивилизаций.

Исследование истории. Том II

Цивилизации во времени и пространстве.

Арнольд Джозеф Тойнби — знаменитый британский ученый, философ, публицист и политолог, автор одного из значительнейших исторических трудов XX века — двенадцатитомного «Исследования истории».

Эта работа, вошедшая в золотой фонд мировой научной мысли, была переведена на все европейские языки и по сей день не утратила своей актуальности.

Пережитое. Мои встречи

В книгу включены воспоминания знаменитого английского историка А.Дж. Тойнби о его насыщенной событиями восьмидесятилетней жизни.

Учеба, а затем преподавательская деятельность в престижных колледжах Оксфорда, поездки по «горячим точкам» мира, работа в Королевском институте международных отношений, участие в качестве консультанта и помощника британских государственных деятелей во многих международных конференциях, встречи с первыми лицами мировой политики (Ллойд Джорджем, А.Гитлером, Дж.Неру, М.К.Ататюрком и др.), а также людьми, работавшими «за кулисами истории» (Лоуренсом Аравийским, лордом Брайсом, профессором Лютославским и др.) — все это представляет немалый интерес для современного читателя.

Биография

Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления.

Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Сын А. Дж. Тойнби и Р. Мюррей, Филип Тойнби, был журналистом, писателем и коммунистом, а их внучка Полли Тойнби является левой публицисткой и колумнисткой «The Guardian ».

А. Дж. Тойнби о войне

Оглядываясь назад, на историю последних пяти тысяч лет, я больше не считаю, что у какого бы то ни было правительства существовало когда-либо моральное оправдание, чтобы начать войну - даже с самыми чистыми целями. Я по-прежнему нахожу оправданным, а в некоторых случаях отношу даже в ранг моральных обязательств сопротивление агрессии (примером может служить сопротивление агрессии Германии, Японии и Италии во Второй мировой войне), но отныне я расцениваю даже «справедливую» войну в защиту своей собственной страны или какой-то другой страны как трагическую необходимость. А теперь я к тому же с опаской отношусь к подобным оценкам, потому что убедился на практике, что справедливость редко оказывается безусловной; что существуют войны (например, война во Вьетнаме), в которых обе страны заявляют - и более или менее верят в это, - что сопротивляются агрессору, а на деле оказывается так что либо одна из воюющих сторон, либо обе они фактически совершают агрессию, а не противостоят ей.

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская , андская , древнекитайская , минойская , шумерская , майянская , сирийская , индская , хеттская , эллинская , западная , дальневосточная (в Корее и Японии) , православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная) , иранская , арабская , индуистская , мексиканская , юкатанская , вавилонская . Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов » - середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы , кочевники Великой степи, османы , спартанцы , полинезийцы). В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности: минойская - эллинская - западная цивилизации, минойская - эллинская - православная цивилизация, минойская - сирийская - исламская цивилизации, шумерская - индская - индуистская цивилизации. Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту , стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат . Правящая элита создаёт универсальное государство , внутренний пролетариат - вселенскую церковь , внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

Тойнби о России

Критика

Теоретические построения А. Тойнби вызвали неоднозначную реакцию у профессиональных историков. В частности, известный французский историк, один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр оставил следующие комментарии :

Сравнительная история глазами Тойнби... Что это такое, как не воскрешение в XX веке старого литературного жанра, бывшего в свое время популярным, давшим столько шедевров? От Лукреция до Фонтенеля жанр этот именовался «Диалогами мертвых». Подытожим в двух словах. То, что в «A Study of History» достойно похвалы, не представляет для нас ничего особенно нового. А то, что есть в нем нового, не представляет особенной ценности... Нам не преподнесли никакого нового ключа. Никакой отмычки, с помощью которой мы бы могли открыть двадцать одну дверь, ведущую в двадцать одну цивилизацию. Но мы никогда и не стремились завладеть такой чудодейственной отмычкой. Мы лишены гордыни, зато у нас есть вера. Пусть до поры до времени история остается Золушкой, сидящей с краю стола в обществе других гуманитарных дисциплин. Мы отлично знаем, почему ей досталось это место. Мы сознаем также, что и ее коснулся глубокий и всеобщий кризис научных идей и концепций, вызванный внезапным расцветом некоторых наук, в частности физики... И в этом нет ничего страшного, ничего такого, что могло бы заставить нас отречься от нашего кропотливого и нелегкого труда и броситься в объятия к шарлатанам, к наивным и в то же время лукавым чудотворцам, к сочинителям дешевых (но зато двадцатитомных) опусов по философии истории

Примечания

О Тойнби

  • Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М.: Наука, 1976
  • Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. М., Русский мир, 2008, 700 с.

Основные работы

Переведённые на русский

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.

Остальные

  • «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  • «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  • «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  • «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  • «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  • «Немецкий террор во Франции»(The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  • «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  • «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  • «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  • «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  • «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  • «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  • «Введение во внешнюю политку Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  • «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  • «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  • «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  • «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  • «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  • «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  • «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  • «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  • «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  • «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  • «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  • «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  • «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  • «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  • «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  • «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  • «Наследие Ганнибала: Вляние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965):
  • Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry).
  • Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  • «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 1966).
  • «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  • «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  • «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  • «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  • «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  • «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  • «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  • «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  • «Постижение истории.» Иллюстрированный однотомник (в соавторстве с Джейн Каплан)
  • «Половина мира: История и культура Китая и Японии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  • «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  • «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  • «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 14 апреля
  • Родившиеся в 1889 году
  • Родившиеся в Лондоне
  • Умершие 22 октября
  • Умершие в 1975 году
  • Кавалеры Почёта
  • Историки Великобритании
  • Теории цивилизаций
  • Историософы
  • Историки по алфавиту
  • Культурологи Великобритании
  • Дипломаты Великобритании
  • Выпускники Оксфордского университета
  • Мемуаристы Великобритании

Wikimedia Foundation . 2010 .

Сегодня мы продолжаем рассказ об известных концептуалистах, чьи теории так или иначе изменили мир. На повестке дня у нас краткая биография, основные идеи и библиография известного британского историка Арнольда Джозефа Тойнби.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975 гг) - британский историк, философ, культуролог и социолог. При его непосредственно участии была разработана теория цивилизаций, исследовал проблемы глобализации.


Биография
Родился Тойнби в Лондоне. Из известных родственников имел дядю Арнольда Тойнби-старшего (умер в 1925) - социалиста-реформатора, борца за права рабочего класса в Викторианской Англии. Тойнби учился, а затем преподавал в оксфордском колледже Бейлиол. Так же работал в колледже Винчестер и Кингс-колледже. Позже (с 1919 по 1924) работал в Лондонском университете, школе экономики, институте международных отношений. В 1913 году женился на Розалинде Мюррей. Во время Первой Мировой вместе с Джеймсом Брайсом собирали материалы по преступлениям немцев в Бельгии и геноциде турками армян.
Первой работой Тойнби в 1913 году стал труд, посвящённый древней Спарте.
На протяжении всей жизни вёл работы и последовательно выпускал главную работу - "Постижение истории" - где изложил собственную теорию цивилизации.

Основные мысли и идеи
Главной идеей Тойнби считается теория локальных цивилизаций. Сут ьеё в том, что в мире существовало два десятка отдельны друг от друга цивилизаций, связанных тонкими военно-торговыми отношениями. Все цивилизации последовательно проходили один и тот же путь от рождения до гибели. Отличительной особенностью цивилизации является своя религия и регион обитания. Так православная Россия, например, по Тойнби, является отдельной цивилизацией.
Главными характеристикам ицивилизации Тойнби назвал устойчивость во времени и пространстве в условиях Вызова и при контакте с другими цивилизациями. Тема Вызова и преодоления Вызова сильно будоражат социологов и философов наших дней. Вызовы можно классифицировать на: климатический, географический, внезапный военный, постоянный военный и так называемый вызов ущемления, когда цивилизация теряет что-то жизнеорганизующее и пытается его восстановить.
Характерно, что ответ на Вызов, по Тойнби, даёт социальное интеллектуальное меньшинство цивилизации, организуя и воодушевляя большинство. При этом, далеко не обязательно, что ответ даст правящее интеллектуальное меньшинство. Это вполне может оказаться другое меньшинство - новый наротив - вокруг которого соберётся большинство. И так происходят революции, обновление и рост цивилизации.
При этом надо упомянуть, что категорию общественно-экономической формации Тойнби принципиально отвергал. Толком не понимаю, почему.

Библиография (на русском)


  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М.: Рольф, 2001—640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.

  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. — М.: Рольф, 2002—592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.

  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.

  • Тойнби А. Дж. Роль личности в истории. / Пер. с англ. — М.: Астрель, 2012. — 222 с.,

Арнольд Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee). Родился 14 апреля 1889 года в Лондоне - умер 22 октября 1975 года. Британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Племянник известного исследователя экономической истории и сторонника социального реформаторства для улучшения положения рабочего класса Арнольда Тойнби.

Учился в колледже Винчестер и оксфордском Бейлиол-колледже, где начал преподавательскую деятельность в 1912 г., затем преподавал историю Средних веков и Византии в Кингс-колледже. В 1913 г. женился на Розалинде Мюррей (†1967), дочери Гилберта Мюррея. В 1919-1924 гг. преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого был в 1929-1955 гг.

Положение учёного-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Влияние на него оказала этико-религиозная концепция Анри Бергсона. Сам он в своём творческом развитии выделял три этапа: до окончания первой мировой войны; до 50-х годов XX века; последний.

Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Сын А. Дж. Тойнби и Р. Мюррей, Филип Тойнби, был журналистом, писателем и коммунистом, а их внучка Полли Тойнби является левой публицисткой и колумнисткой «The Guardian».

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию:

1.египетская,
2.андская,
3.древнекитайская,
4.минойская,
5.шумерская,
6.майянская,
7.сирийская,
8.индская,
9.хеттская,
10.эллинская,
11.западная,
12.дальневосточная (в Корее и Японии),
13.православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах),
14.православная христианская в России,
15.дальневосточная (основная),
16.иранская,
17.арабская,
18.индуистская,
19.мексиканская,
20.юкатанская,
21.вавилонская.

Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» - середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы, полинезийцы).

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды.


Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю.

Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат - вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

В центре историософских построений Тойнби лежит концепция эллинской цивилизации. Учёный принципиально отвергал категорию общественно-экономической формации.

Тойнби о России:

Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море.

Коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал в XVIII в. в России. Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

Это понятие происходит от латинского слова civis, которое можно перевести как «гражданский» или «государственный». В более-менее современном понимании оно было впервые упомянуто французским просветителем Виктором Мирабо. Согласно его пониманию, цивилизация - это набор неких социальных норм, которые отличают

человеческое общество от звериного существования: знания, учтивость, смягчение нравов, вежливость и так далее. Этот термин также упоминается в работе другого видного философа эпохи - шотландца Адама Фергюссона. Для него цивилизация - это некая стадия развития человеческого общества. Фергюссон видел историю как последовательное развитие человеческой культуры (письменности, городов, социума) - от варварства к высокоразвитой культуре. В подобном ключе развивалось представление о предмете и в исследованиях позднейших философов, историков и социологов. Для них всех цивилизация - это понятие, так или иначе связанное с человеческим обществом и обладающее набором черт, характеризующих это общество. Впрочем, менялись подходы. Для марксистов, например, цивилизация - это этап развития производственных сил общества.

Исторический подход Арнольда Тойнби

Интересную модель предложил английский историк Арнольд Тойнби. В своем известнейшем труде «Постижение истории», состоящем из нескольких томов, он рассматривает всю историю человеческих обществ как нелинейную совокупность зарождения, развития и упадка цивилизаций, возникающих в разное время и в различных регионах земного шара. Особенности каждой

цивилизационной общности объясняются им разными условиями внешней среды: климата местности, исторических соседей и так далее.

Этот процесс Арнольд Тойнби назвал законом вызова и ответа. Согласно его теории, всякие известные и тайные цивилизации возникают из працивилизационных общностей в результате ответа на некий внешний вызов. А в ходе своего ответа они либо погибают, либо создают цивилизацию. Так, например, возникали и египетская цивилизации. В ответ на засушливость земель для выживания местным племенам потребовалось создание целой системы искусственных ирригационных каналов, которые после требовали тщательного ухода. Это, в свою очередь, вызвало зарождение аппарата принуждения крестьян, возникновение богатств, а следовательно, и государства, которое приняло цивилизационную форму, диктуемую внешними климатическими особенностями.

Христианская средневековая

цивилизация на Руси возникла как реакция на постоянные набеги кочевых племен, сплотившие разрозненные В первом томе своего «Постижения истории» Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию за всю Среди них, кроме упомянутых, древнекитайская, эллинская, арабская, индуистская, андская, минойская, майянская, шумерская, индская, западная, хеттская, дальневосточная, две христианские - в России и на Балканах, иранская, мексиканская и юкатанская. В позднейших томах его взгляды претерпевали изменения, и количество цивилизаций уменьшалось. Кроме того, историк отмечал некоторые общности, которые имели шанс стать цивилизациями, однако не смогли успешно преодолеть собственный вызов. Такими были, например, спартанцы, средневековые скандинавы, кочевники Великой степи.