Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей. Они определили времена года, благоприятные для дальних плаваний, нашли и обустроили удобные гавани.

Доказательством существования активного мореплавания является находка следов кораблекрушения у мыса Гелидония на южном берегу Малой Азии. Корабль, затонувший около 1200 г. до н. э., перевозил груз различных медных и бронзовых предметов. Большинство этих вещей происходило с Кипра, но сам корабль кипрским не был. Предметы, найденные в кабине экипажа, указывают на финикийское происхождение судна и его команды. Финикийские торговцы взяли груз на Кипре и направились с ним дальше на запад.

Финикийцы знали Гибралтарский пролив, который называли Меркальтовыми Столбами (по имени главного божества в Тире), возили олово из Северной Англии, ходили вдоль западного побережья Африки. Исторические материалы говорят также о плавании этого народа в южном направлении через Красное море до Индийского океана. Им же приписывается честь первого плавания вокруг Африки в конце VII в. до н. э.

На верфях финикийских городов строились торговые суда и гребные военные корабли. Их флот играл в Средиземноморье первостепенную роль уже во II тысячелетии до н. э. , но и пиратами. Захваченных людей они обращали в рабство и, по-видимому, первыми стали использовать гребцов рабов.

В течение веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Слово «галера» вошло во все существующие европейские языки.

Торговля и порождённое ею вызывали зависть соседей. За долгую историю в страну не раз вступали армии Египта, Хеттской державы, Ассирии, наводняли орды кочевников из сирийских степей и аравийских пустынь. В поселениях, раскопанных археологами, отмечены следы разрушений и пожаров, а во многих случаях появление нового населения. Например, раскопки в Библе показывают, что ранняя эпоха истории этого города заканчивается страшным разрушением. Скоро город отстроили заново, но в первое время он был беднее, чем до разрушения. Дома становятся более скромными, однокомнатными. На какое то время исчезает и городская стена.

Торговля определила особенности государственной организации этих городов. В их управлении значительную роль играло купечество. Тесные связи с разными странами наложили отпечаток на культуру финикийцев. В своём творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хеттского и вавилонского искусства.

И наконец, торговля, опыт мореплавания и Средиземноморья.

В чужих землях финикийские мореплаватели основали много поселений, или колоний. Следы их находят даже в далёкой Испании. Известной финикийской колонией был город Карфаген на севере Африки.

ЧЕМ ТОРГОВАЛИ ФИНИКИЙЦЫ

Слово «финикийцы» греческого происхождения и означает «красящие красной краской». В Финикии изготовляли пурпурную краску, которая славилась далеко за пределами страны; её добывали из пурпурных раковин, за которыми водолазы ныряли на дно моря. Она не линяла от стирки и не выгорала на солнце. Финикия торговала также строительным лесом, который охотно покупали в Египте и Палестине. Царь Тира Хирам посылал кедровые брёвна иудейскому царю Соломону для строительства Иерусалимского храма. Египтяне из ливанского кедра делали саркофаги для мумий. В разных концах мира археологи находят бусы и флакончики для благовоний, сделанные из финикийского цветного стекла. Финикийцы научились плавить стекло одновременно с египтянами.

ФИНИКИЙСКИЙ АЛФАВИТ

Финикийские купцы вели торговые записи. Но пользоваться для этого клинописью или иероглифами было неудобно. Поэтому финикийцы придумали свой алфавит на основе египетской скорописи. Он был очень прост: буквы обозначали толькоь22 согласных звука, гласные не записывались. Древние греки использовали финикийский алфавит для создания своего алфавита, от которого происходят современные европейские алфавиты, в том числе украинский и русский. Геродот в своей «Истории» писал о том, что «финикийцы многому научили эллинов (так называли греков), и прежде всего они научили их буквам. Эллины изменили форму некоторых из них и стали использовать их так, как это делают и ныне. Эти буквы известны как финикийские, и это правильно, потому что их завезли в Элладу финикийцы». (Эллада - это Древняя Греция.)

РЕЛИГИЯ ФИНИКИЙЦЕВ

Финикийцы поклонялись жестокому богу Молоху. Перед его статуей приносили человеческие жертвы, сжигали детей. Кроме Молоха почитали богиню луны Таниту и богиню утренней зари, красоты и любви Астарту.

Торговля и мореплавание.

Скудность собственных земель, расположенных между Египтом и Месопотамией, заставляли финикийцев извлекать всевозможные выгоды из мореплавания, и финикийские купцы торговали по всему Средиземноморью. Купцы обменивали местные товары и ремесленные изделия на иноземные: египетское зерно, кипрскую медь, испанское серебро, сицилийские серу и железо; золото и свинец доставлялись в Финикию даже через Черное море. Финикийцы усердно поставляли в страну и диковинные товары, прибывавшие из данных мест с торговыми караванами, пересекавшими всю Азию. Среди таких товаров были ладан, мирра, прозрачный муслин, ценные ковры и редкие сорта дерева из Индии, слоновая кость и эбеновое дерево из Африки.

Одно из разнообразных занятий финикийцев в Средиземноморье заслуживает безусловного порицания - речь идет о пиратстве.

Как и все древние народы, финикийцы не делали слишком большого различия между честной торговлей, мошенничество и прямым разбоем. Часто они пользовались приемами, столь близкими к пиратству, что вскоре приобрели наихудшую репутацию; греки, которые и сами не отличались безупречным поведением в торговых делах, в конце концов стали называть “финикийцами” всех, кто промышлял нечестным способом.

Экипажи многих финикийских кораблей составляли пираты, безжалостно атаковавшие и грабившие беззащитные торговые суда по всему Средиземному морю.

Похоже, что финикийцы, это отважные моряки, преодолели Гибралтарский пролив и достигли не только берегов Британии, где можно было олово, но и добрались даже до Балтийского моря в поисках янтаря. Каковы же были самые далекие пункты путешествий финикийских моряков? Согласно Геродоту, они обогнули Африку по поручению фараона Нехо в VI веке до н.э., причем путешествие заняло три года.

Первой школой мореплавания для финикийцев, без сомнения, была рыбная ловля, во время которой часто приходилось по морю огибать многочисленные горные отроги, делавшие крайне неудобным передвижение по суше. Сама протяженность финикийских берегов манила во все более далекие путешествия. Необходимость обратилась в привычку, финикийцы научились разумно использовать изменчивость течений и ветров и мало-помалу создали целую науку навигации. Первые корабли финикийцев, имевшие малую осадку и вместимость, могли плавать только на небольшом расстоянии от берега, но зато, путешествуя таким способом в совершенно неизвестных тогда водах, они приблизились к разрешению многих интереснейших задач. Не располагая никакими бортовыми инструментами, финикийцы научились ориентироваться по звездам; главной из путеводных звезд стала для них Полярная звезда, долгое время так и называвшаяся “Финикийской звездой”, само открытие которой приписывают финикийцам.

древняя жертвенная чаша из золота

Финикийцы, имевшие в своем распоряжении крепкие и прямые ливанские кедры, по высоте иной раз превосходившие40 метров, могут считаться первыми настоящими мастерами кораблестроения. Благодаря своим крепким остовам из дерева финикийские корабли выгодно отличались даже от самых лучших по тому времени египетских, которые вообще были скорее похожи на плавучие ящики, чем на привычные нам суда. В основании финикийского корабля лежал киль, цельное длинное бревно из прочного дерева. От киля, как ребра от позвоночника, отходили поперечные деревянные балки, соединявшиеся между собой рядами параллельных килю бревен, составлявших днище корабля. Борта были довольно высокими, и между ними имелась палуба, накрепко зажатая поперечными балками. Каркас обшивался отлично подогнанными досками, которые пропитывались специальным водоотталкивающим раствором из халдейских масел. Подводная часть киля снабжалась острым волнорезом с металлической обшивкой, достаточно мощным, чтобы прошибить при необходимости борт неприятельского судна. Квадратный парус, поднимавшийся на одной-единственной мачте, применялся, только если ветер дул точно в корму, и, следовательно, быстроходность и маневренность финикийских судов были почти целиком делом гребцов. Груз, который мог достигать несколько тонн, располагался в центре, так, чтобы по бортам оставалось достаточно места для гребцов. Рулем служили два широких и очень длинных весла. В Финикии имелся и военный торговый флот. Вид финикийских кораблей нам известен по изображениям, найденным в некоторых египетских гробницах, по росписям на греческих судах и по ассирийским барельефам. Самый известный такой барельеф, найденный в Ниневии, относится к VII веку до н.э.; на нем изображен военный корабль длиной около20 метровс двумя рядами гребцов.
Начало финикийских колонизаций следует связывать с активностью Сидона, сразу после вторжения в восточные земли так называемых морских народов. О времени основания колоний мы располагаем только греческими свидетельствами, относящимися к значительно более поздней эпохе. Однако уже в X веке до н.э. на берегах Эгейского моря должно было существовать немало колонизированных Финикией городов, поскольку примерно в эту эпоху греками и был перенят финикийский алфавит.

Финикийские купцы основывали базары и торговые склады всюду, куда только могли добраться их суда.

Важнейшими из колонии были финикийские земли в Северной Африке и Южном Средиземноморье, особенно в Испании и на островах – Сицилии и Сардинии. Главным колониальным городом был Карфаген, “новый город”, названный так жителями Тира, которые основали его на месте старинных торговых складов Сидона. Колонисты сохраняли родной язык, веру и традиционные обряды, но политически пользовались некоторой самостоятельностью. Один лишь Карфаген сделался со временем совершенно независимым от Финикии, подчинил себе местное население и другие колониальные города Африки и приобрел значительное влияние на море и в торговле, став серьезным противником Греции и Рима.

Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой.

Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма.

Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 гг. до н.э.

В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н.э. - Александр Македонский.

В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк.7:26; Мф.15:22; Деян.11:19; 15:3; 21:2).

История

В XIII в. до н.э. Финикия испытала нашествие народов моря.

С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность.


Уже в XII в. до н.э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII в. до н.э. Финикия была захвачена Ассирией.

Финикия перешла под власть персов в 538 г. до н.э.

В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Палестины.

При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармила.

Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской.

При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах» , чтобы таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли «пунами».

Отношения с другими народами региона

От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит.

Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23; Иез. 26-28) сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен.


Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Отношения Финикии с Израилем носили эпизодический характер. Во времена и тирский царь Хирам оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации.

Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию.

В Деяниях Финикия упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалима до Антиохии (Деян. 11:19; 15:3).

Для Илии (3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.

Морские экспедиции

В 1500 г. до н.э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.


Около 600 г. до н.э. обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать весла, которые располагались на трех палубах, и четырехугольный парус площадью около 300 кв. м.

В 470 г. до н.э. основали колонии в Западной Африке.

Три славных и равно древних города-соперника подарила миру древняя Финикия — Карфаген, Тир и Сидон. Города эти славились своими опытными мореходами, ловкими купцами, умелыми ремесленниками.

Тир(Современный город СУР в Ливане

Тир (от семитского «цорь» — "скалистый остров") — знаменитый финикийский город, один из крупных торговых центров в истории, возник в IV тысячелетии до н. э. на двух островках, расположенных вблизи от восточного берега Средиземного моря и разделенных узким проливом. Напротив островного Тира на материке находился его материковый квартал — Палетир.


Основание города восходит к деятельности богов. По легенде, бог Усоос приплыл на бревне к острову, водрузил два камня и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, остров плавал по волнам: на нем были две скалы и между ними росла маслина, на которой сидел орел. Остров должен был остановиться, когда кто-либо приплывет к нему и принесет в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и так остров был прикреплен ко дну.


Триумфальная арка
Местные жрецы рассказывали Геродоту, что город их основан XXIII веков тому назад, то есть в середине XXVIII столетия. Так или иначе, а город был морской, рыбачий и торговый. С него началось проникновение финикийцев в бассейн Средиземного моря, тирские переселенцы основали Карфаген.
Древнейшее упоминание о Тире — в телль-эль-аморн-ской переписке. Князь Тира Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и амореев; его заперли на острове, у него нет ни воды, ни — дров. В папирусе Anastasi (XIV в. до н. э.) Тир упоминается как большой "город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком".
Древнейшее поселение находилось действительно на острове; на материке были только предместья и кладбища. Воды на острове не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда ее доставляли на кораблях в город (остатки водопровода между Телль-Машуком и Рас-эль-Аином сохранились до сих пор), во время осад приходилось собирать дождевую воду в цистерны. Остров имел две гавани — Си-донскую на севере и Египетскую на юго-востоке; последняя теперь засыпана песком, а часть острова размыта морем.



Тир. Римские развалины
На первое место среди финикийских городов Тир выдвинулся в XII веке до н. э. после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикийцев в западной половине Средиземного моря (Библ, Гадес, Утика, Карфаген и др.) восходят к Тиру; они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм.



Мелькарт, бог моряков и рыбаков, покровительТира, был неунывающим богом-гулякой в львиной шкуре (за что часто отождествлялся с Гераклом) в сопровождении друга-слуги Иолая. В Ливии он неудачно подрался с чудовищем-Тиффоном и погиб. Но ежегодно в Тире праздновали его воскрешение. В самой судьбе этого города было нечто от судьбы его божественного покровителя. На протяжении всей его истории на него нападали исчадия древнего мира — Ашшурнасирпал, Навуходоносор, Александр Македонский, — каждому хотелось вкусить солененькой рыбки, а еще больше финикийского золота.



При Ассаргаддоне Тир сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был осажден, но, по-видимому, не покорен, хотя на сенджирлийском барельефе Ассаргад-дон и изобразил царя Тира Ваала вместе с Тахаркой на веревке у ног своих (Берлинский музей). Постоянные осады и войны ослабили город. Этим воспользовались рабы и организовали бунт, жертвой которого пала знать; царем был выбран Абдастарт (по-гречески — Стратон).



Библейские пророки терпеть не могли Тир и частенько предсказывали ему скорую погибель. Пророк Исайя видит Тир разрушенным за 140 лет вперед (Ис. 23: 13). Иезекииль также предсказывает разрушение Тира (Иез. 26: 312). Пророк Захария говорит, что город будет истреблен огнем (Зах. 9:4).


Вскоре, однако, тирийцы предпочли сменить вавилонское владычество персидским. Этот протекторат Тир сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Через 70 лет, в царствование Кира, Тир полностью восстанавливается.
В 335 г. до н. э. к стенам Тира с армией явился Александр Македонский и попросил пустить его в город якобы для принесения жертвы Мелькарту. Отказ тирийцев повлек за собой семимесячную осаду, с насыпкой перешейка от берега к острову. Горожане защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Тиру финикийских городов.



В итоге 8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи, спасшиеся в храме, были пощажены, 30000 горожан продано в рабство, но город не был разрушен и еще 17 лет спустя держался в течение пятнадцати месяцев против Антигона, будучи под властью Птолемеев. В период эллинизма Тир был одним из центров образованности (из него вышли историки Менандр, Дий, Порфирий). В Иудейскую войну город выступил против евреев.



Христианство в Тире появилось рано; здесь жил неделю Апостол Павел (Деян. XXI, 3); город скоро сделался епис-копией (св. Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане здесь пострадало 156 мучеников. В Тире умер великий раннехристианский философ Ориген (правда, официальной церковью его учение было признано ересью); гробницу его показывали еще в VI веке.



В Абиссинию проповедь христианства занесена была именно тирий-цами. В ветхозаветные времена тирийцы помогали евреям построить храм Соломонов. В новозаветные времена первый замечательный храм при Константине Великом был построен тирским епископом Павлином и торжественно освящен в 314 г. Евсевий Кесарийский подробно описывает другой тирский храм, на юго-востоке города, освященный им в 335 г., причем в Тире состоялся собор по делу Афанасия Александрийского.



В средние века Тир был одним из главных городов Востока и играл большую роль, считаясь неприступным.
Только благодаря раздорам среди магометан королю Балдуину II удалось покорить его. При содействии венецианского флота (1124 г.) в городе была основана франкская епархия (Вильгельм, епископ тирский, историк). Безуспешно осаждал его Саладин. В 1190 г. здесь был погребен Фридрих Барбаросса.



Разрушен окончательно Тир был мусульманами в 1291 г. С этих пор город пришел в упадок, несмотря на усилия Фа-хреддина поднять его.
В настоящее время стоящий на месте Тира Сур (Ливан) — небольшой городок, не имеющий значения, так как торговля перешла к Бейруту.



Сидон

Сидо́н (араб. صيدا‎‎ — Сайда) — третий по величине город Ливана.


Расположен на побережье Средиземного моря, в 25 милях к северу от Тира и в 30 милях к югу от Бейрута, столицы Ливана. Другой древний финикийский город к югу от устья Нар-эльавали, в узкой приморской равнине берет название от финикийского sidon — "рыбная ловля". Время его основания неизвестно.



Весьма возможно, что оно восходит к III тысячелетию до н. э. Вместе с остальной Сирией Сидон, вероятно, большую часть своей истории находился под политическим и, несомненно, под культурным влиянием Вавилонии. Во время завоеваний фараонов XVIII династии он подпал под египетское господство, но управлялся своими царями. От одного из них — Зимриды — дошли до нас два письма к фараону (Аменхотепу III или IV). В этой переписке он жалуется на бедуинов, захватывавших его область.



Фараон поручил ему разведывать аморейские дела, но царь тирский назвал его в донесениях к фараону изменником, заключившим союз с амореями. Таким образом, уже в это время существовало соперничество Тира и Сидона. Больше того, на протяжении всей своей многовековой истории эти два финикийских города, населенных одним народом и говорящие на одном языке, верующие в одних и тех же богов (в отличие от Тира, покровительницей Сидо-на была богиня Луны — Астарта), соперничали и враждовали друг с другом. Зимрида, враждуя с Тиром, старался не допускать его царя ко двору. В этот период Сидон был первым городом Финикии: книга Бытия (X, 15) называет его "первенцем Ханаана", а впоследствии в Библии финикияне часто называются сидонянами; равным образом Гомеровский эпос знает только Сидон.


Между тем при Селевкидах Тир указывал себя на своих монетах "матерью сидонян". Удар величию Сидона был нанесен разгромом со стороны «аскалонян», то есть филистимлян во время их опустошительного движения на Египет в XII веке, при Рамсесе III. Главой Финикии делается Тир.


Королевский некрополис



Саркофаг Александра
Долгое время Сидон даже не имеет царей (в числе городов, подвластных Вавилону, упоминаются "великий Си-дон" и "малый Сидон"). Сидонское царство восстановил Синаххериб, чтобы создать противовес Тиру. Он посадил в Сидоне Итобала (701 г. до н. э.) и подчинил ему города, лежавшие южнее (Вифсаиду, Сареиту, Махалибу, Экдиппу, Акко). Однако следующий царь Абдмилькот восстал против Ассирии, результатом чего было разрушение города Ассаргаддоном ассирийским войском (678 г. до н. э.). Жители Сидона попали в плен, а на его месте возникла колония «Ирассурахидцин» ("Град Ассаргаддона").
В персидское время в Сидоне опять была царская династия, от которой сохранилась надпись на острове Делосе.


Новому разгрому подвергся город при Артаксерксе в 342 г. до н. э., принявший участие во всеобщем восстании азиатских и кипрских городов против персов. Царь Тенн, правитель Сидона, сначала действовавший успешно, в решительную минуту изменил и перешел на сторону врага. Город был сожжен, до 40 тысяч граждан погибло в пламени. Ненависть к персам вследствие этой жестокости заставила Сидон пойти на союз с Александром Великим и даже помогать ему в борьбе с Тиром
. Сидон был восстановлен в своих правах и владениях; царем назначен Абдалоним. Вероятно, к числу его преемников принадлежали Табниты и Эшмуназары, при которых государство опять достигло прежнего благосостояния и получило от одного из Птолемеев Дору, Иоппию и Саронские поля. Под владычеством Селевкидов эллинизм в Сидоне достиг больших успехов, так что Страбон мог даже указать на ученых сидонян — философов Боэфа и Диодота.



В римское время город пользовался самоуправлением, имел сенат и народное собрание, назывался навархией, ме трополией и Colonia Aurelia. С III в. до н. э. начинается автономная эра Сидона; появляется много серебряных и бронзовых тетрадрахм и дидрахм с финикийскими и греческими эмблемами, а при императорах — с латинскими, и с изображением, между прочим, покровительницы города Астарты.


Морская крепость (каляят аль-бахр)
Христианство проникло в Сидон еще в апостольские времена (Деян. XXVII, 3); епископ Сидонский присутствовал на I Никейском соборе.


Митра убивает быка. Рельеф из святилища Митры в Сидоне


Ужасное землетрясение 501 г. н. э. нанесло тяжелейший урон благосостоянию города, и в 637 г. Сидон сдался арабам без сопротивления. Во время крестовых походов город часто переходил из рук в руки, был неоднократно укрепляем и разоряем. В начале XVII века при эмире друзов Фах-реддине Сидон был гаванью Дамаска; его торговля (особенно шелком) процветала, город украшался и богател; покровительствовало ему и египетское правительство.



В настоящее время возвышение Бейрута и засорение когда-то знаменитой гавани (вследствие того, что запиравшие ее с моря стены растасканы) привели к полному упадку древнего города. Теперь Сидон гордится садами, которые далеко тянутся по округе; разводятся и вывозятся апельсины, лимоны, абрикосы, бананы, миндаль. В этих садах открыты царские усыпальницы IV в. до н. э. Гробницы, вырытые в господствующих над городом известковых горах, сильно повреждены ворами.




Финикийцы — народ торговцев, моряков и пиратов (морской науке они научились у критян и микенцев, рано стали строить корабли с килем и шпангоутами и боевые корабли с носовым тараном. Плавая в открытом море, они углубили свои познания в навигации и стали предлагать транспортные морские услуги египтянам, ассирийцам, персам и израильтянам. По заказу фараона Нехо около 600 г. до н. э. они совершили рискованную по тем временам экспедицию вокруг Африки, выйдя в путь через Красное море и вернувшись почти через три года в Египет через Гибралтар.



Мы не знаем, кто командовал этим грандиозным походом, потому что финикийцы, подобно карфагенянам, сознательно не оставляли никаких документов. Все данные были строжайше засекречены как коммерческая тайна. Вот почему мы не можем безоговорочно доверять сообщениям, что они якобы доходили до берегов Америки. Зато нет никаких сомнений в том, что финикийские суда побывали в Англии, на Канарах, в Персидском заливе и в Индии. В Средиземном море финикийцы были главными торговцами, на его берегах они основали торговые и портовые центры. Главным из этих центров стал

Карфаген

Карфаген - самое знаменитое место Туниса. Этот город был основан еще в 814 г. до н. э. Он находится в 35 километрах от столицы. Здесь был центр торговой империи финикийцев, в которую входило практически всё Средиземноморье, здесь сходились торговые пути через Сахару и Западную Азию, здесь гремели знаменитые сражения пунических войн.


С основанием города связана красивая легенда. Когда финикийский корабль пристал к берега северной Африки, местный царь был не в восторге от таких гостей, пожелавших остаться на его территории надолго. Тогда царица финикийцев попросила у царя самую малость для поселения - территорию, которую можно было бы охватить всего лишь одной бычьей шкурой.



Местный царь обрадовался "глупости" финикийской царицы и с радостью согласился на такие условия. Ночью финикийцы взяли бычью шкуру, разрезали ее на тысячи тоненьких веревочек, и связав их все вместе, получили веревку такой длины, что ее вполне хватило на то, чтобы провести границу довольно крупного города.



От пунической эпохи остались порты, остатки улиц, городских сооружений и Тофет, где был обнаружен прах тысяч человеческих тел, принесенных в жертву божеству Ваалу.


Большинство сохранившихся до наших дней сооружений Карфагена датируется I веком - римским периодом. До наших дней дошли руины терм Антония - одного из крупнейших банных комплексов римского периода. На восточном склоне холма Одеон можно осмотреть римский дом III века, названный домом Птичника из-за мозаики с изображением птиц. Рядом находятся фрагменты Одеона III века, построенного при Септимии Севере для поэтических состязаний, и театр II века, где ныне проходят спектакли международного фестиваля


Доподлинно известна дата его основания. С 820 по 774 г. до н. э. (по царским анналам, переданным Менандром) царем Тира был Пигмалион. На седьмом году царствования Пигмалиона (по Тимею и др.) сестра его, Дидона-Элисса, приступила к строительству первых сооруженией. Было это в 814 г. до н. э.


Вскоре эта колония стала полностью независимой и уже сама основала свои колонии в Западном Средиземноморье.



Карфагеняне всегда заявляли, что они были первооткрывателями Канарских островов, острова Мадейра. Можно допустить, что северо-восточные ветры помогали им достигать и Америки. На рубеже VI и V вв. до н. э., около 500 г., карфагеняне организовали большую торговую и колонизаторскую экспедицию к берегам Западной Африки.


Под командованием навигатора Ганнона в путь отправились шестьдесят больших судов, каждое из которых имело по 50 весел. Тридцать тысяч мужчин и женщин были доставлены на берег Камеруна.


В III в. до н. э. римляне начали морскую войну с Карфагеном за овладение Сицилией, производившей очень много зерна. Не имея еще никакого флота, римляне отправляли свои первые десанты на плотах. Посередине плота монтировали кабестан, приводящийся в движение тремя быками. От кабестана начинали вращаться колеса с лопастями. Рулей эти плоты не имели и двигались буквально по воле волн.



Но счастливый случай оказался на римской стороне. В 261 г. до н. э. карфагенская пентера потерпела крушение у берегов северо-восточной Сицилии. Римляне скопировали ее конструкцию, причем за несколько месяцев они построили сто шестьдесят судов.



Трудно управляемые, эти пентеры в первом же морском сражении стали жертвами мощных ударов карфагенских острых таранов. Но уже в 260 г. до н. э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне сумели победить карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих на чужое судно мостиков-"воронов", смонтированных на палубах. Карфагеняне потерпели поражение. И в дальнейших морских сражениях эта римская тактика неизменно приносила победы.



Так началась эпоха Пунических войн, которые в итоге привели Карфаген к поражению. В 218 г. до н. э. армия карфагенского полководца Ганнибала вторглась на территорию Римской республики. В декабре 218 г. до н. э. Ганнибал разбил римлян при Тицине и Требии, затем при Трази-менском озере (217 г.) и самое тяжелое поражение нанес при Каннах (216 г.). В 211 г. армия Ганнибала вторглась на территорию Италии. "Ганнибал у ворот!" — бросили панический клич римляне. Все это время было отмечено странными и пугающими небесными знамениями: кометами и метеоритами.



Один из наиболее интенсивных в то время метеоритных потоков, напугал римских сенаторов. Они обратились к жрецам, которые, проконсультировавшись с Сивиллиными книгами, предсказали возможность защиты от Ганнибала странным для нашего времени способом. Все, что требовалось для этого, — привезти в Рим священный камень, олицетворявший "мать богов". Это был большой метеорит конусообразной формы, который хранился в замке Пессинус на территории Малой Азии (современной центральной Турции).


К царю Атталу была послана пышная римская делегация с просьбой отдать священный камень. Царь дал согласие только после землетрясения, которое посчитали знамением. Вскоре камень был доставлен на корабле в Рим и помещен в храм Победы Возможно, "мать богов" оказывала моральную поддержку римлянам, вскоре изгнавшим Ганнибала из Италии. Скорее всего, сработал ловкий политический прием.


Дело в том, что в минуту крайней опасности, не пытаясь уже сокрушить грозного соперника, римляне отправили военную экспедицию в… Африку. Обнаружив, что у ворот стоят римские легионы, карфагенские купцы в панике потребовали, чтобы Ганнибал немедленно возвращался. Талантливый полководец был исполнительным служакой и, немедленно свернув все военные операции, отправился спасать родной город. Но война на этом не кончилась.


"Карфаген должен быть разрушен", — заявлял в конце каждой своей речи сенатор Катон. И Карфаген разрушили.
Как это часто случается в истории, причиной гибели уникальной и самобытной карфагенской цивилизации стали не воинское искусство и не перевес в живой силе со стороны противника, а элементарная человеческая подлость и мелочность нескольких власть имущих подонков.
В итоге случилось так, что карфагенское продажное купеческое правительство не выплатило жалованье наемным войскам. Те подняли восстание, его жесточайшим образом подавили…


Раскопки Карфагена
Победы Ганнибала в результате интриг его соперников были представлены поражениями, и он был вынужден удалиться в изгнание. Римляне устроили за ним погоню буквально по всему свету. В результате преданный всеми бывшими друзьями, великий полководец вынужден был покончить с собой, чтобы избежать позорного плена



В итоге, когда римские легионы подошли к стенам города, его оказалось некому защищать. Захватив город, педантичные римляне разломали окружавшие его стены, дворцы и храмы буквально по камешку, камни разбросали, а землю старательно обесплодили солью, так, чтобы там даже трава не росла…


Так что сейчас посетителям побережья Туниса предстает не так уж много. Туристам показывают бани Антоннина, амфитеатр, холм, где на глубине шести метров захоронены маленькие урны с прахом первенцев городской знати, вершину горы Бирса и Национальный музей, где в ночи полнолуния кажется, что богиня Танит в серебряном платье по-прежнему царит над своими поверженными владениями. Летом же в Карфагене проходит международный фестиваль, который организовывают в древнеримском амфитеатре под открытым



Ученый мир познакомился с финикийской цивилизацией только в XIX веке, но с тех пор не проходит и десятилетия, чтобы он не открыл в ней какую-нибудь очередную тайну. Оказывается, древние жители восточного побережья Средиземного моря изобрели алфавит, радикально усовершенствовали кораблестроение, проложили маршруты до самых пределов известного в их эпоху мира даже существенно раздвинули эти пределы. В определенном смысле они стали первыми «глобализаторами» — связали Европу, Азию и Африку всепроникающей паутиной торговых путей. Но в награду за все это финикийцы прослыли бессердечными, лживыми, бессовестными людьми и к тому же изуверами, приносящими своим богам человеческие жертвы. Последнее, впрочем, было правдой.
.


Впрочем, находки ученых были не слишком впечатляющими, так что на много лет о Финикии снова забыли. Только в 1923 году известный египтолог Пьер Монтэ продолжил раскопки в Библе и открыл четыре нетронутые царские гробницы с золотыми и медными украшениями. Там же обнаружились тексты, записанные уже не египетскими иероглифами, а неизвестным буквенным письмом. Вскоре лингвистам — по аналогии с более поздним древнееврейским, а также некоторыми другими видами письма — удалось расшифровать его. Так началось изучение древней Финикии.