Платону Рафаэль придал черты своего знаменитого старшего современника Леонардо да Винчи

Платон - Древнегреческий философ, родоначальник платонизма. Ученик Сократа. В Афинах основал философскую школу.
Платон родился в 428 (427) году до н. э., в самый разгар междоусобной Пелопоннесской войны, губительной и для демократических Афин и для аристократической Спарты, соперничавших в гегемонии над эллинскими государствами - полисами. Платон принадлежал к одному из знатных афинских родов. Его предки по отцу происходили от последнего афинского царя Кодра. Ни Платон, ни его родные братья Главкон и Адимант, ни его сводный брат Антифонт государственными делами не занимались. Все они любили книги, стихи, дружили с философами.

В 408 году до н. э. Платон встретил в Афинах, своем родном городе, Сократа, мудреца и философа. Сократ дал Платону то, чего ему так не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования.
Эта дружба прервалась через восемь лет, когда в Афинах устанавливалась тирания, возглавляемая двоюродным братом Платона Критием, после чего последовала смерть Сократа.
После смерти учителя Платон перебрался в Мегару к Евклиду, у которого на первых порах собрались ученики Сократа.

Настоящему философу, по старинной традиции, полагалось набраться мудрости у тех, кто хранил ее с древнейших времен. Значит, надо было отправиться путешествовать по свету. После смерти Сократа Платон путешествовал целых десять лет, до 389-387 годов до н. э.

Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее крупных своих произведения - "Государство" и "Законы".
Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества. Выполнить эти задачи, по Платону, значит претворить в жизнь идею блага как идею, правящую миром.

Аристотель

Аристотель, величайший древнегреческий философ, жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III.

В 369 году до н. э. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей, и заботы о нем принял на себя его опекун, Проксен. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие; таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством Проксена он изучал растения и животных.

В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем "Академии" Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя "Академии" в 347 г. до н. э.
Есть основание полагать, что Платон любил своего гениального и непокорного ученика и не только передал ему все свои позн ания, но перелил в него всю свою душу.
Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона. Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет: "Платон мне друг, но истина дороже". Платонизм будет подвергнут проницательной и нелицеприятной критике. Но первое время, как это видно из ранних сочинений Аристотеля, он полностью разделяет взгляды Платона. До смерти Платона Аристотель не открывал своей школы, хотя философские его воззрения давно были разработаны.
В 355 г. до н. э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось в связи с приходом к власти в этом городе промакедонской партии. Однако смерть Платона и нежелание Аристотеля оставаться в "Академии", возглавленной преемником Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставить Афины.

В конце 40-х годов 4 в. до н. э. Аристотель был приглашен Филиппом II на роль воспитателя сына Филиппа - тринадцатилетнего Александра - и переехал в столицу Македонии Пеллу. Воспитание Александра Аристотелем продолжалось около четырех лет. Впоследствии великий полководец скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену".
Аристотель не пытался сделать из Aлександра философа. Отношения учителя и ученика никогда не были теплыми. И как только Александр стал царем Македонии, он постарался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину - в Стагиру, где он провел около трех лет.

Аристотель, как универсальный мыслитель, не только владел всей совокупностью знаний своего времени, но и заложил основы по существу новых наук: таких как физика, биология, психология, а также логика и этика. При этом его не переставал волновать вопрос: а чем же, собственно, занимается сама философия и каково ее место среди других наук? Аристотель называл "философией" всю совокупность научно-теоретического знания о действительности. При этом он ввел названия "первая философия" и "вторая философия", которую он еще называл и "физикой".

Отвергнув платоновское учение об "идеях" как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул теорию, согласно которой все сущее происходит и состоит из двух основных начал - "формы" и "материи". Активным и ведущим началом в этой паре у Аристотеля является форма, именно с ней он связывает решение проблемы всеобщего.
Бог, по Аристотелю, является источником творческой активности. Бог у Аристотеля - это не платоновское Высшее Благо, а предельное основание мироздания.

В политических взглядах, Аристотель исходит из понимания человека как "общественного животного", сферу жизни которого составляют семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает очень реалистически. Наилучшие государственные формы суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, то есть наихудшими государственными формами, являются тирания, олигархия, охлократия (господство черни).

Копию известной картины Рафаэля Санти "Афинская школа" ("Философия", 1509-1511, Фреска Станца делла Сеньятура, кабинет Папы римского) можно увидеть в Санкт-Петербурге в здании музея Академии Художеств, в Зале Рафаэля.

Фреска изображает не реальную группу афинян – здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом "Афинская школа" представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.


1 - Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель

2 - Пифагор 3 - Диоген Синопский 4 - Микеланджело в образе Гераклита 5 - автопортрет 6 - Эпикур 7 - Александр Македонский 8 - Сократ 9 - Евклид

Источник: http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm

Остальные действующие лица картины, по версии сайта Лекции online :

- с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона

- в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа - в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона - в желтовато-зеленоватой – философ Сократ - в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля - в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа - в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа - с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа - в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона - с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник» - рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида - следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура - в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур) - мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии - в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ - лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса - в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик - с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном - стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ стоит и держит книгу – философ Парменид - сидит опершись на куб – философ Гераклит - лежит на ступенях – философ Диоген - сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида, в 27 м.б изображен герцог Федерико Гонзага - с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед) - в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик - спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ - в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля) - в темном берете – Рафаэль - в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин) - опершись рукой о стену – философ Пиррон - на одной ноге – ? - в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа - всходит по ступеням – философ Эпикур - спиной, в розовом – ? - с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля - вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля

Из истории создания картины:

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию (), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера, Сила"), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.

Фреска "Афинская школа" воплощает величие философии и науки. Ее основная идея - возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки - принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые. В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме - Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев - Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, - Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...Словно нищий на ступенях храма - одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.Единство философий - в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески.

До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску "Афинскую школу" (1509), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

"Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но тем не менее художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж. А то, что изображенное на фреске здание по своей архитектуре ближе к классическому римскому, чем к греческому стилю, подчеркивает слияние двух культур, которое произошло в итальянском Ренессансе под влиянием философских идей Древней Греции. При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображенные на ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя на самом деле высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контрапост, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплощение мужской красоты и разума, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках. В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате "Тимей", с которым он и изображен на фреске.

На этой фреске Рафаэль также нарисовал свой автопортрет , а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу (Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной). Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура - это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого была основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожженной глины. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены, так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой, стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философовПлатона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля - вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи - у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Они - центр композиции. Левой рукой Аристотель держит свою "Этику", движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Его фигура выступает легко и свободно. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. Они подчеркивают еще более могучую вертикаль фигуры Платона и в то же время придают образу Аристотеля больше человечности и необыкновенную живописность. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Он похож на библейского пророка. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. Молодой еще, крепкий, Аристотель - прекраснейшее творение земли. Его лицо, повернутое в сторону Платона на фоне плывущих облаков, светится разумом и добротой. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе. Возносящий жест Платона и приземляющий - Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина? О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор...

Но зачем сам Рафаэль в этом сонме мудрецов? Повернул к нам свое красивое, трогательно-доверчивое лицо, грусть в лице… Бесстрастно наблюдает, не желая участвовать в жарком разговоре, сшибке гигантских умов или принимает чью-то сторону...? "Живопись является философией",- говорил Леонардо да Винчи. Для Рафаэля живопись была философией красоты. В живописи он - великий идеалист и великий реалист одновременно. Потому так равноправно шествуют в "Афинской школе" Платон и Аристотель.

В искусстве Рафаэля вполне конкретное выражение обрел образ совершенного человека. Это - Аристотель в феске "Афинская школа".

В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Одним из них был "Запрестольный образ Монтефельтро" работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы "Христос вручает ключи апостолу Петру" точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем "Поклонении волхвов". Однако в своей работе Рафаэль идет дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и человеческими фигурами, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчеркивают основные фигуры - Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.

Гобелены по эскизам Рафаэля (1515)

Одной из самых значительных работ Рафаэля стал папский заказ на десять гобеленов, иллюстрирующих евангельские сцены из жизни апостолов Петра и Павла и предназначенных для Сикстинской Капеллы. Они стали непревзойденными образцами монументального повествования в изобразительном искусстве как станцы Ватикана.

Желая завершить Сикстинскую капеллу, где Микеланджело расписал потолок эпизодами из "Книги Бытия", "Сивиллами", "Пророками" и "Праотцами", Лев Х в 1514 году заказал Санцио картоны для гобеленов на тему "Деяния апостолов". Они должны были располагаться под росписями XV века, изображающими сцены из жизни Моисея и Христа, и стать их сюжетно-историческим продолжением. В важные дни, в церковные праздники, на стенах, в первом уровне Сикстинской капеллы, вывешивались гобелены, изображающие сцены из жизни апостолов, с гербами Дела Роверов(пап Сикста IV и Юлия II), и, согласно одной легенде, они прибыли первоначально из Иерусалима.

По мнению папы Льва X, они стали слишком изношенными и неприглядными и должны были быть заменены. Идея была превосходная, поскольку эта замена дала Льву X возможность показать свой герб в наиболее важной капелле христианского мира. Герб Льва X, исполненный по рисунку Рафаэля, украшает края новых гобеленов.

Первоначально художнику, возможно, заказали цикл гобеленов, и оговорили, выбор сцены, которые согласуются с ключевыми особенностями духовной политики нового римского папы, при сохранении стиля уже имевшегося интерьера. Лев X ожидал, что Рафаэль интерпретирует эти темы мастерски. Возможно, это было в конце 1514 или в начале 1515. Рисунки были закончены в конце 1516 г, так как имеется документальное свидетельство, что конечная оплата была сделана 20 декабря 1516г.

Рафаэль сделал рисунки для этих гобеленов в их полную величину (так называемые картоны ). Затем они были отосланы в Брюссель, в ткацкую мастерскую известного мастера Питера Ян Алеста (ван Элста), самой лучшей в то время. Один гобелен был закончен 1517 г., и семь гобеленов были готовы к Рождественским праздникам 1519 г. Три другие, должно быть, прибыли вскоре, перед смертью Льва Х, в 1521. Очевидно, Рафаэль мог их видеть до своей смерти выставленными в Сикстинской Капелле. Папа Лев X видел эти гобелены наверняка, поскольку умер годом позже Рафаэля. В списке, сделанном после смерти Льва Х, числится 10 рисунков гобеленов. В 1527, эти работы были украдены, и не были возвращены до 1550-ых. В настоящее время гобелены находятся в Ватиканском музее. Уцелело семь оригинальных картонов Рафаэля, и все они хранятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне, куда поступили из Британского королевского собрания (картоны были куплены в 1623 году принцем Уэльским, будущим королем Карлом I).

При исполнении этой работы Рафаэль столкнулся с двойным вызовом своему самолюбию человека и художника. С одной стороны, он знал, как важен этот проект для Льва Х и как он надеется на него. С другой стороны, он чувстовал что из-за потолка Микеланжело он, известный художник, отодвинут в тень, пусть знаменитым, но скульптором, и их работы будут сравниваться, не по объёму, а по качеству исполнения. Он справился с этой трудной задачей, и гобелены имели огромный успех, когда были показаны в Сикстинской капелле в 1519г.

Как пишет Вельфлин, "эти картоны были сокровищницей, из которой художники черпали формы для выражения движений человеческой души. Удивление, испуг, страдание, величие и достоинство воплощены здесь с таким совершенством, что иных форм для них Запад не мог и представить себе" .

Самые известные Ватиканские гобелены: "Чудесный лов рыбы" , "Cв. Павел проповедует в Афинах" , "Паси овцы мои", или "Призвание Св. Петра к апостольству" , "Смерть Анании" .

Гобелен "Чудесный лов рыбы" изображает сюжет Библейского повествования, который описывает одно из чудес Иисуса. Когда рыбаки, среди которых было и несколько Его последователей, не удалось выловить стоящего улова, трудясь всю ночь, следуя повелению Господа, еще раз заплыли на глубину и забросили сети, улов превзошел их самые смелые ожидания. Под весом рыбы начали рваться сети, утлые лодки начали тонуть. И тогда прозрели рыбаки, а Симон, которого Иисус назвал Петром (Камнем), осознал случившееся как Божье чудо, вместе с чем пришло также и осознание собственной греховности.

Чудесный изобильный лов рыбы был прообразом Божьего призвания для Апостолов. Отныне они перестали заниматься рыбной ловлей, но стали на путь служения Господу - "ловцами человеков" для Царства Божьего.

Гобелен "Паси овцы мои" изображает момент призвания Святого Петра к апостольскому служению. Распятый, воскресший Спаситель призвал Петра быть пастырем. Когда распинали Христа, три раза отрекся от Него Петр. Три раза подтвердил Петр согласие следовать Божьему призванию - отныне и до самой мученической смерти. На гобелене ученики Христа, многие из которых, в том числе и Петр, были прежде рыбаками, повернулись к Иисусу с стадом кротких овечек, отвернувшись от своих прежних занятий, прежней жизни, от озера и лодок.

Это фреска работы Рафаэля Санти. Первой её описал Джорджо Вазари в своём сочинении «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». На этой одной из самых знаменитых фресок изображена вся философская школа древности. Она выполнена в станцах папы Римского.


История создания фрески такова: «состоявший на службе у Юлия II Браманте из Урбино, дальний родственник и земляк Рафаэля, написал ему, что он у папы добился для него возможности проявить свое мастерство в росписях, которые этот папа заказывал для некоторых из своих покоев. Предложение это понравилось Рафаэлю, и он переехал в Рим, бросив свои флорентийские работы и неоконченный им образ для семейства Деи».

Напомню, что указываемый Вазари Браманте - это Донато Браманте - один из величайших итальянских архитекторов. Сначала он пробовал себя как художник, но вскоре понял, что архитектура ему ближе. А, как раз, при папе Юлие II он был главным архитектором и вёл крупномасштабные работы в Ватикане. Браманте считают жемчужиной классической архитектуры и Возрождения.

«По приезде в Рим Рафаэль обнаружил, что большая часть дворцовых покоев была уже расписана или, во всяком случае, еще расписывалась многими мастерами. Так, можно было уже видеть в одной из них законченную историю, написанную Пьеро делла Франческа, на другой стене фреску, благополучно доведенную до конца Лукой из Кортоны, а кое-что было начато аббатом Пьетро делла Гатта, настоятелем церкви Сан Клементе в Ареццо; точно так же и Брамантино из Милана написал там много фигур, большинство которых было выполнено им с натуры и почиталось прекраснейшей работой.

И вот Рафаэль, едва прибывший и уже всячески обласканный папой Юлием, приступил в покое, где подписываются папские указы, к созданию истории с изображением богословов, согласующих богословие с философией и астрологией. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. В стороне стоят несколько астрологов, начертавших на особых табличках геометрические фигуры и письмена по всем правилам геометрии и астрологии и пересылающих эти таблички через посредство очень красивых ангелов евангелистам, которые заняты истолкованием начертанных на них знаков. Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура - очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду. Есть там также Аристотель и Платон, из которых один держит в руках Тимея, а другой - Этику, а вокруг них собралась целая школа философов. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима. Среди них имеется портрет находившегося в то время в Риме Федериго II, герцога Мантуанского, в образе безупречно красивого юноши, удивленно разводящего руками и наклонившего голову, а также фигура человека, склонившегося к земле и водящего циркулем по плитам, про которую говорят, что это архитектор Браманте. Похож же он настолько, что кажется живым. А рядом с ним - фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это - портрет Зороастра. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения, изобразивший самого себя в зеркало. Это - голова юноши в черной шапочке, в обличий которого скромность сочетается с обаянием ласковой доброты.

Столь же невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и сосредоточенность, в высшей степени естественные, особенно для людей пишущих. Так он изобразил св. Матфея, который, читая со скрижалей, которые перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге, и кажется, что он, весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера. И помимо тонких наблюдений, которых в этой композиции немало, в построении ее столько порядка и меры, и Рафаэль дал в ней такой образец своего мастерства, что он этим как бы объявил о своем решении занять неоспоримое первенство среди всех, кто бы ни брался за кисть. А кроме того, он украсил это свое произведение и перспективой, и многими фигурами, выписанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров, и таким образом Рафаэль мог один похвастаться тем, что извлек для себя пользу из всех трудов, которые до него были вложены в эти произведения».

Святой Матфей, о котором говорит Вазари, сейчас искусствоведы считают Пифагором. Теперь подробнее о каждой фигуре, ведь чтобы понять эту картину, необходимо прежде всего ощутить всю глубину замысла Рафаэля. На фреске я насчитала 54 фигуры, различных возрастов и порою очень незаметных. Но основные бросаются в глаза, с них и начнём. В центре изображены Платон - уже седеющий старик (слева) и молодой Аристотель (справа). Платон указывает рукой наверх, Аристотель показывает на нижнюю часть. Что это значит?

Поговорим подробнее о каждом. Платон, изображённый в виде старика, немного отличается от других изображений Платона. Рафаэль придал ему сходство с Леонардо да Винчи . Платон (428/7 - 348/ г. до н.э.) был древнегреческим философом и учителем Аристотеля. Настоящее имя Платона - Аристокл, а прозвище Платон он получил в юности, примерно в 20 лет он встретил Сократа и последовал его учению. Платон много путешествовал после смерти Сократа, но в 40 лет приехал в Афины. Там он приобрёл сады Академы и устроил философскую школу, названную Академией. Свои сочинения он писал в форме диалогов, один из которых, вероятно Тимей (один из немногих известных в эпоху Возрождения) он держит в своей руке. Тимей, астроном и пифагореец, рассказывает Критию и Сократу о создании видимого космоса Демиургом: «правы ли мы, говоря об одном небе, или вернее было бы говорить о многих, пожалуй, даже неисчислимо многих? Нет, оно одно, коль скоро оно создано в соответствии с первообразом. Ведь то, что объемлет все умопостигаемые живые существа, не допускает рядом с собою иного; в противном случае потребовалось бы еще одно существо, которое охватывало бы эти два и частями которого бы они оказались, и уже не их, но его, их вместившего, вернее было бы считать образцом для космоса. Итак, дабы произведение было подобно всесовершенному живому существу в его единственности, творящий не сотворил ни двух, ни бесчисленного множества космосов, лишь одно это единородное небо, возникши, пребывает и будет пребывать. Итак, телесным, а потому видимым и осязаемым - вот каким надлежало быть тому, что рождалось. Однако видимым ничто не может стать без участия огня, а осязаемым - без чего-то твердого, твердым же ничто не может стать без земли. По этой причине бог, приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли". Однако два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая с их связь. Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел - как кубических, так и квадратных - при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство. При этом, если бы телу Вселенной надлежало стать простой плоскостью без глубины, было бы достаточно одного среднего члена для сопряжения его самого с крайними. Однако оно должно было стать трехмерным, а трехмерные предметы никогда не сопрягаются через один средний член, но всегда через два. Поэтому бог поместил между огнем и землей воду и воздух, после чего установил между ними возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде, как огонь к воздуху, и вода относилась к земле, как воздух к воде. Так он сопряг их, построя из них небо, видимое и осязаемое. На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба, так что разрушить его самотождественпость не может никто, кроме лишь того, кто сам его сплотил. При этом каждая из четырех частей вошла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за пределами космоса ни единой их части или силы. Он имел в виду, во-первых, чтобы космос был целостным и совершеннейшим живым существом с совершенными то частями; далее, чтобы космос оставался единственным и чтобы по было никаких остатков, из которых мог бы родиться другой, подобный, и, наконец, чтобы он был недряхлеющим и непричастным недугам. Устроителю пришло на ум, что, если тело со сложным составом будет извне окружено теплом, холодом и другими могучими силами, то, в недобрый час на него обрушиваясь, они его подточат, ввергнут в недуги и дрях

ление и принудят погибнуть. По такой причине и согласно такому усмотрению он построил космос как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам. Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». Размышления Платона, которые он передал через Тимея помогают понять, почему на картине Рафаэля Платон указывает именно на небо, в космос. Платон открыл мир идей. Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел, и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи». Мир материальный - не идеальный, мир идей - совершенен. Платон сформулировал понятие идеального и первый поставил вопрос о противоположности идеализма и материализма.

Иное название фрески - «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Аристотель также был древнегреческим философом (384 - 322 гг. до н.э.). Аристотель считается основоположником науки логики, образование получил в Афинах, в школе Платона. Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. У Аристотеля сложилась своя мировоззренческая концепция, которая отличались от идей его учителя. Аристотель называет 4 причины бытия: 1. Материя - такова возможность сущности. 2. Форма - сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. 3. Начало движения 4. Цель - благо. У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. Именно поэтому Аристотель Рафаэля указывает на мир земной.

Фигуры Платона и Аристотеля расположены по центру, они притягивают внимание на себя. Вокруг них стоит ещё много людей. Но Рафаэль так сотворил эту фреску, что на ней не чувствуется того, что людей много. Они сгруппированы и от этого создают ощущение ещё большего пространства.

Снизу, на ступеньках, которые также символизируют ступени познания, расположился Диоген (ок. 412 - ок. 323 до н.э.) - древнегреческий философ и основатель школы киников. Ни одно из сочинений Диогена не сохранилось, но выводы о сути его учения можно сделать на основании более поздних сообщений. Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей, и все они могут быть легко удовлетворены. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я - гражданин мира». Диоген пытался донести до всех людей свое убеждение в том, что отказ от желаний гораздо добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение. Говорили что учение его - самый кратчайший путь к добродетели. Идеальная жизнь по Диогену, когда человек постиг смысл внешнего мира и главным становится постигнуть того состояния, когда душа спокойна. Поведение его было часто вызывающим, примеров тому сохранилось множество, и язык у него был острый. За свое "бесстыдство" он был прозван "собакой". На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса. «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни». И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других, изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца».

В правом нижнем углу фрески в красном одеянии свои чертежи представляет другим Евклид - древнегреческий математик, изложил основы планиметрии, стереометрии и вопросы теории чисел. Многие искусствоведы отмечают схожесть черт этого персонажа с Браманте, о котором говорилось выше. Это была дань уважения со стороны Рафаэля великому архитектору.

«Невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и сосредоточенность, в высшей степени естественные, особенно для людей пишущих. Так он изобразил св. Матфея, который, читая со скрижалей, которые перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге, и кажется, что он, весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера». Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. Но сейчас искусствоведы сходятся во мнении, что Рафаэль изобразил всё же не святого Матфея. Перед нами Пифагор, который как и великие деятели итальянского Возрождения сочетал в себе множество талантов, за что был особенно ими почитаем. Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. до н.э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине.

На уровень выше изображён Эпикур - древнегреческий философ, из идей которого развилось философское учение, очень значимое во времена Античности - Эпикуреизм. Слева от Платона и Аристотеля стоит ещё одна группа людей, среди которых Александр Македонский и Сократ. Сократ Жил в 469-399 годах до н.э., и был древнегреческий философ родом из Афин, один из родоначальников диалектики. Как уже говорилось, Платон был одним из его учеников.

Александр Македонский хотел повелевать и Западом и Востоком, и по легенде он разрубил гордиев узел(а кто разрубит его, тому будет подвластен весь мир), он создал огромную державу, но после его смерти она распалась на несколько эллинистических государств, в которых благодаря Александру объединились две культуры - греческая и восточная.

На нижней ступени, чуть правее Пифагора, мы можем увидеть Микеланджело в образе Гераклита. Это дань уважения Рафаэля своему современнику, одному из величайших итальянских скульпторов и архитекторов. Он был известен также как живописец и ещё до нас дошли и его стихи. Например, четверостишие, которое он написал в ответ Джованни Строцци от имени своей статуи ночь:

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать - удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить!

В этом четверостишие есть иносказательный смысл.

Текст первой главы учебника естествознания за 10 класс, посвящен обсуждению особенностей научного познания, предваряет репродукция фрески Рафаэля Санти и вопрос, обращенный к учащимся: "Как вы думаете, о чем спорят Аристотель и Платон?" Как показал опыт, для ведения дискуссии учителю необходимо ориентироваться в персонажах картины и завершить полилог обоснованным выводом. Данный материал концентрирует информацию по этой картине.



"Афинская школа" - великое произведение Рафаэля.
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.

Кто есть кто на фреске "Афинская школа"

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян –здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Х удожник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения).

- с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона
- в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
- в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
- в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
- в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
- в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа
- в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
- с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
- в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
- с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
- рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
- следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
- в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)
- мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии
- в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
- в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик
- с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном
- стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
- стоит и держит книгу – философ Парменид
- сидит опершись на куб – философ Гераклит
- лежит на ступенях – философ Диоген
- сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида, в 27 м.б изображен герцог Федерико Гонзага
- с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)
- в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик
- спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ
- в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
- в темном берете – Рафаэль
- в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)
- опершись рукой о стену – философ Пиррон
- на одной ноге – ?
- в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа
- всходит по ступеням – философ Эпикур
- спиной, в розовом – ?
- с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
- вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля