Горизонтальная и вертикальная проекции точки, как мы только что установили, полностью задают нам её положение в пространстве. На практике при изображении пространственных форм часто приходится пользоваться также третьей, или профильной, плоскостью проекций. Её выбирают перпендикулярной к двум первым. Поэтому всё сказанное о системе двух плоскостей будет справед­ливо и по отношению к системе трёх плоскостей.

Однако, прежде чем приступить к построению и чте­нию производственных чертежей, вернёмся к той задаче, которую мы поставили в начале настоящей главы. Выяс­ним, как получены были отдельные виды, которые при­ведены на чертеже спичечной коробки (см. фиг. 10). Мы уже знаем сейчас, что они являются её прямоугольными проекциями на три взаимно перпендикулярные плоскости. В отличие от обозначений горизонтальных и вертикальных проекций точек проекцию точки, например А, на про­фильную плоскость обозначают так: А"" (произносится «а три штриха»). Остаётся рассмотреть теперь, как осу­ществляется переход от пространственной системы трёх плоскостей к зпюре.

Условимся попрежнему считать, что вертикальная плоскость проекций совпадает с плоскостью чертежа. Совместим с этой же плоскостью и остальные две: горизонтальную и профильную. Для этого каждую из них поворачиваем вокруг линии её пересечения с вер­тикальной плоскостью, как около оси вращения. Направ­ление, в котором производится вращение каждой пло­скости до совмещения её с плоскостью чертежа, указано на фиг. 19 круговыми стрелками. Совмещённые положения горизонтальной и профильной плоскостей обозначены на этой фигуре цифрами I и III, подчёркнутыми двумя чертами. Точно так же подчёркнуты и обозначения совмещённых положений горизонтальной и вертикальной проекций коробки.

Результатом выполненного совмещения плоскостей является эпюра. В данном случае она отвечает системе не двух, а трёх плоскостей проекций. Так как на эпюре мы имеем совокупность отдельных видов одного и того же предмета, то такое изображение принято в последнее время называть комплексным чертежом в прямоугольных проекциях.

Если теперь эпюру, отмеченную на фиг. 19 цифрами

I, II и III, показать упрощённо, т. е. без рамок и без

Обозначений самих проекций предмета, то мы и придём к чертежу, помещённому на фиг. 10. Заметим только, что фиг. 19 и 10 выполнены в разных масштабах.

Нам знаком тот путь, каким осуществляется переход от предмета к его чертежу. А как быть с обратной зада-

Вления стрелок на прямо противоположные, мы сумеем по чертежу представить себе изображённый на нём предмет.

Наша непродолжительная экскурсия в область произ- * * водственных чертежей закончена. Она познакомила нас со многими интересными и важными вещами. Мы видели, как с течением времени совершенство­вался графический язык. От …

Мы выяснили уже название и материал детали, изо­бражённой на фиг. 35. Выяснили также, что оправка вычерчена в натуральную величину. Перейдём те­перь к проекциям и попытаемся по ним представить её форму. …

Наименование детали, обозначение масштаба, в кото­ром она вычерчена, условный шифр материала, идущего на его изготовление, и некоторые другие сведения сооб­щаются основной надписью. Эта надпись является своего рода «паспортом», которым снабжается …

Случается, что кто-то из нас оказывается в тупике, когда необходимо не проявить максимум фантазии, а сделать простые расчёты для изготовления простой коробочки. И мастер-классов в сети Интернет полным-полно, и развёртки-схемки есть в свободном доступе… Но нет среди них нужной коробочки, именно такой, какая необходима вам. Отставить панику! Расстраиваться повода нет. Будем сами себе помогать.

Сразу предупреждаю, что этот мастер-класс очень скучный. Он пригодится только тем, у кого периодически появляется потребность в определённой коробочке определённого размера. Ясное дело, что вариаций форм и конструкций коробок-упаковок великое множество, охватить всё в одном мастер-класс невозможно. Разберёмся с классическим вариантом: коробочка со съёмной крышечкой. И картон у нас будет не толстый !

Итак, что же может повлиять на процесс изготовления коробочки? Понятно, что многое зависит от картона: важны и толщина, и размеры листа. Скажу сразу, даже если картон не кажется Вам слишком толстым, игнорировать его толщину нельзя: миллиметр к миллиметру - и перекос очевидный может получиться.

Так как же рассчитывать размеры? (Смелые сразу вычерчивают, но я люблю сделать расчёты на черновичке - чтоб ничего не забыть!) Для удобства лично я использую тетрадный лист в клетку. Не обязательно чертить в натуральную величину: достаточно приблизительно придерживаться соотношения размеров. Чертим дно коробочки: Вам какая нужна - квадратная или прямоугольная? Теперь прикидываем оптимальную высоту стенок - ту, которая необходима именно Вам. Начертили. Не забываем про способ крепления стенок: воспользуемся самым простым - по кругу. Это значит, что надо сделать небольшие надрезы - по одному на каждой стороне заготовки (на второй схеме эти линии надрезов указаны красным цветом). Заготовку согнуть, "ушки" - припуски для склеивания - промазать клеем, загнуть и собрать коробочку. Вот и всё. Только помните, что такой способ подходит, если высота не больше длины-ширины коробочки!



Теперь, для закрепления в сознании, поварьируем размеры. Например, длина коробочки равна 20 см, ширина, допустим, нужна 10, а высота - 15 см. Подсчитываем: 15 + 20 +15 = 50 см (это длина развёртки), а 15 + 10 +15 = 40 см (это ширина развёртки).

Если коробка нужна с квадратным дном, то и развёртка получится квадратная. Например: размер дна коробочки должен быть 20 х 20 см, а высота - 15 см. Подсчитать несложно: 15 + 20 + 15 = 50 - значит, для построения развёртки необходим квадрат 50 х 50 см

Можно сделать и несколько иной вариант развёртки: с двух противоположных сторон по две пары "ушек" для крепления. (Можно оставить "ушки"-квадратики, а можно их округлить)



Обратили внимание, что чем большего размера необходима коробочка, тем меньше шансов «вписать» развёртку в цельный стандартный лист? Что же делать? Составлять из отдельных деталей!

Например, в одном направлении развёртка «вписывается», а в другом не помещается. Значит, приклеиваем две боковушки. Только не забывайте про «прибавку» для соединения деталей! Достаточно сделать по 1,5-2 см на прибавочку - всё отлично приклеится.


А если коробка настолько большая, что нельзя даже в одном направлении стороны вписать - то можно склеить все стороны + дно. К тому же, такой способ походит не только для больших коробок: склеивать можно и маленькую, если, например, задумано, что все стороны будут разноцветные.

Расчеты в таком случае тоже предельно просты. Дно (на фото - зелёная деталь): пусть будет квадрат 20 х 20 см и ещё прибавочка с каждой стороны по 1,5 см. Получается 1,5 + 20 + 1,5 = 23 см (Мелкие квадратики, получившиеся в уголках, надо просто вырезать - чтоб они не мешали загнуть прибавочки вверх для сборки.

Предположим, что высота коробки должна составить 40 см! Значит, две противоположные стенки коробки будут иметь размер 1,5 + 20 + 1,5 см - это ширина, а высота 40 см (на фото - синие детали). А две другие противоположные стороны уже в прибавке не нуждаются: вычерчиваем две детали 20 х 40 см (на фото - красные детали)


Есть случаи, когда подходит только такой способ - склеивание по частям. Например, если используется очень толстый и плотный картон. В таком случае даже прибавка не нужна: клей наносится на толщину заготовок. Там, при проведении расчётов необходимо учитывать толщину картона очень внимательно!

Крышку для нашей коробочки рассчитать совсем не сложно: снова чертим квадратик или прямоугольник с размерами, как у дна коробки, но обязательно прибавляем двойную толщину картона. Здесь будьте внимательны: многое зависит от способа склеивания крышки. Если Вы «ушки» планируете загибать внутрь - то прибавочка получится побольше. На своих занятиях я рекомендую ученикам «ушки» приклеивать по наружной стороне. Мы просто придаём им аккуратную форму (овальчики, например) и приклеиваем снаружи. Смотрится достаточно декоративно.

Мастер-класс подошёл к концу! Кому-то изложенный здесь материал может показаться примитивным, однако, не спешите критиковать - я довольно часто на практике сталкиваюсь с ситуациями, когда людям сложно представить, как из плоского листа сложить объёмную конструкцию, предварительно рассчитав её размеры. Поэтому предлагаю считать эту информацию вспомогательной. Если у кого-то есть проблема с изготовлением коробочки определённого размера, я надеюсь, что показанные здесь приёмы помогут её решить!

В этот раз, дорогие друзья, мы с вами займёмся изготовлением упаковки из картона для нарезного мыла. Тема эта, думаю, будет интересна не только мыловарам, работающим с мыльной основой, но и тем энтузиастам, кто варит мыло с нуля. Хотя, по большому счёту, даже если к мыловарению у вас лишь потребительское отношение, не спешите закрывать страницу – надвигаются новогодние праздники, и подарочная упаковка из картона , как ни крути, будет только "расти в цене”. Но поскольку мерки для коробочек я снимала с мыла, то из этого и будем исходить.

Не секрет, что чаще всего нарезное мыло представляет собой брусочки прямоугольной (или близкой к ней) формы. А значит коробочка прямоугольная придётся сейчас как нельзя кстати. Вариантов её исполнения может быть масса. Некоторые из них будут рассмотрены в цикле публикаций, посвящённых упаковке нарезного мыла. А начнём мы с так называемого спичечного коробка. Конструктивно такая коробочка очень проста, но не лишена своей "изюминки”. Честно говоря, мне она больше всего импонирует в качестве упаковки для нарезного мыла.

Из отлитого в ней мыла получаются четыре кусочка шириной 64 мм, длиной 90 мм и толщиной около 23 мм (если заливать полностью). Мыло такого размера хорошо укладывается в коробочку с параметрами 67×93×25 мм. Шаблон этого спичечного коробка можно скачать здесь:

В pdf-файле присутствуют 2 комплекта шаблонов – со штриховыми линиями (для печати на изнаночной стороне картона с уже готовым дизайном) и без них (для наложения собственного оригинального дизайна в графическом редакторе и последующей печати на лицевой стороне картона).

Как сделать спичечный коробок , рассмотрим на примере комплекта №1. Полагаю, тем из вас, друзья, кто уже наловчился делать квадратные коробочки , технология очевидна. Но на всякий случай ниже – небольшая фото-инструкция. Как обычно, для работы нам понадобятся:

Принтер;

1 лист картона формата А4 (я использовала обычный белый для детского творчества) ;

Линейка;

Канцелярский нож;

Инструмент для биговки (исписанный стержень от шариковой ручки, вязальная спица, пилка для ногтей, циркуль "козья ножка” и т.п.);

Ножницы;

Двусторонний скотч;

Подложка, на которой будем резать картон (я теперь пользуюсь самовосстанавливающимся ковриком, чего и вам советую).

Спичечный коробок собственной персоной:

Обвязала его лентой под цвет мыла – получилось почти празднично:

Как вы могли заметить, на главном фото есть и другая коробочка (та, что с зелёным бантиком), у которой несколько иные размеры. Это тоже упаковка из моего арсенала. Возможно её размеры не самые ходовые, но если кому-то подойдут, то скачивайте:

Ну, и напоследок – коробочка, специально "настроенная” на мыло "с нуля”. Сама я о таком мыле пока только мечтаю, но использованные размеры – самые что ни на есть реальные. Мне их подсказала одна замечательная мастерица-нулёвщица.

Опять же повторюсь, сфера применения предложенных шаблонов отнюдь не ограничивается изготовлением упаковки из картона для мыла ручной работы. Такого типа коробочки могут стать прекрасной подарочной упаковкой, а могут и сами стать оригинальным подарком, например, коробочкой для хранения мелочей. Тут, главное, проявить фантазию и украсить её подобающим образом. Но об этом и о том, как пользоваться шаблонами из комплекта №2 (там есть небольшие секреты), мы ещё поговорим.

5.1. Правила расположения видов . Для полного выявления формы предметов в черчении применяют различные изображения: виды, сечения, разрезы. Вначале вы изучите виды.

Вид - это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Для уменьшения количества изображении допускается на видах показывать необходимые невидимые части поверхности предмета при помощи штриховых линий. И Отличие от проекций на видах применяют некоторые условности и упрощения. Их вы будете изучать позже.

Изображение, полученное на фронтальной плоскости проекций, называется видом спереди . Это изображение принимается на чертеже за главное . Поэтому такой вид еще называют главным. При выполнении чертежа предмет надо так располагать относительно фронтальной плоскости проекций, чтобы главный вид давал наиболее полное представление о форме и размерах предмета.

Изображение на горизонтальной плоскости проекций называется видом сверху .

Изображение на профильной плоскости проекций называется видом слева .

Наряду с видами спереди, сверху и слева для изображения предмета могут применяться виды справа, снизу, сзади (все они называются основными). Однако количество видов на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления формы и размеров предмета. Для уменьшения количества видов на них допускается показывать при необходимости невидимые части поверхности предмета штриховыми линиями. С этой же целью применяются различные условные обозначения, знаки и надписи, установленные стандартом.

Рис. 52. Три вида детали

На рисунке 52 даны три вида детали, наглядное изображение которой показано на рисунке 53. Главным видом является вид спереди. Под ним расположен вид сверху, справа от главного вида и на одной высоте - вид слева. Вырез в детали прямоугольной формы оказался на виде сверху невидимым, поэтому он показан штриховой линией.

Рис. 53. Наглядное изображение детали

5.2. Местные виды . В некоторых случаях на чертеже вместо полного вида можно применить его часть. Это упрощает построение изображения предмета.

Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом . Его применяют в том случае. когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали (фланца, шпоночной канавки и пр.).

Местный вид может быть ограничен линией обрыва, осью симметрии и пр. Он может быть отмечен на чертеже и надписью. Располагают местный вид на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями. В школе вы будете рассматривать местные виды, расположенные только в проекционной связи (рис. 54).

Рис. 54. Местные виды, расположенные в проекционной связи

Применение местного вида позволяет уменьшить объем графической работы, сэкономить место на поле чертежа.

  1. Дайте определение вида.
  2. Как располагаются виды на чертеже?
  3. Какой вид называется главным и почему?
  4. Какой вид называется местным? С какой целью он используется? Что дает применение местного вида?

Рис. 56. Задание для упражнений

Перечертите в рабочую тетрадь данные на рисунке 56, и чертежи и дополните их изображением второй коробки.

Указания к работе . Если вы затрудняетесь решить задачу, составьте модели из коробок, как показано на рисунке 56, и сравните выполненные вами чертежи моделей с их наглядными изображениями. Составьте самостоятельно еще одну-две модели из двух или трех спичечных коробок и выполните их чертежи.

Практическая работа № 3
Моделирование по чертежу


Рис. 58. Задания к практической работе № 3

Указания к работе . Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета. Вы уже занимались этим на уроках труда. Прежде чем приступить к моделированию, надо приготовить необходимый материал: картон, проволоку.

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (см. рис. 58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины.