Попытка выяснить причины замены листов в Лаврентьевской летописи

Лаврентьевская летопись: тайна листа 167

Как отмечалось в предыдущей статье, в Лаврентьевской летописи были заменены 3 листа. Сам Лаврентий к данной замене не имел никакого отношения - листы 157, 161 и 167 выполены почерками, отличными от его почерка, причём тексты на листах 157 и 167 выполнены одной рукой, а на листе 161 - другой. Следовательно, замена 157 и 167 листов производилась в одно время, а листа 161 - в другое.

На листе 157 изложены события «лета 6738» (1230 г.), когда резко обострились отношения Михаила Черниговского с Ярославом Всеволодовичем. Для улаживания конфликта во Владимир прибыла делегация в составе: митрополит всея Руси Кирилл, епископ черниговский Порфирий, игумен киевского монастыря святого Спаса Пётр Акерович. «Послуша убо Ярославъ брата своего старейшаго Гюрья и отца своего митрополита и епископа Порфирья и взя миръ с Михаиломъ», - примирение состоялось. На листе 167 изложены события последних лет жизни Александра Ярославича. Что могло связывать одновременно и Александра, и Михаила? Только одно - Макариевский собор 1547 года, на котором они оба были канонизированы! Между прочим, Михаил Черниговский почитается ещё и в Украинской Греко-Католической Церкви.

На листе 161 описаны события, связанные с нашествием Батыя на Владимирское княжество, т. е. с Юрием Всеволодовичем, который был канонизирован вместе со своими сыновьями патриархом Иосифом в 1645 году. Отметим, что Ярослав Всеволодович был причислен к лику святых только в 1981 году.


Учитывая изложенное, вновь обратимся к Лаврентьевской летописи и рассмотрим события с 1253 по 1263 годы, включая те, которые описаны на вставленном листе 167.

«В лето 6760» (1252 г.) Андрей Ярославич, разругавшись со старшим братом Александром, бежал в Ригу. Примирение братьев состоялось в 1256 году после того как Андрей, вернувшись из «эмиграции», помог галичанам отобрать власть в Великом княжестве Литовском у Александра Ярославича. В знак благодарности за услугу галичане, усадив на великокняжеский престол в Новогрудке Романа Даниловича, определили Андрея в Городец (Полоцкий), т. е. элементарно «кинули» его - пришлось ему идти с извинениями к старшему брату.

О том, что в 1256 году Василий (старший сын Александра Ярославича), изгнанный галичанами из Новогородка (Новогрудка), отправился княжить в Новгород Великий, а Андрей Ярославич - в Городец (Полоцкий), в Лаврентьевской летописи сообщается в последних строчках листа 166: «В лето 6764 (1256). Поехаша князи на Городець, да в Новъгородъ. Князь же Борисъ поеха в Татары, а Олександръ князь послалъ дары. Борисъ же, бывъ Улавчия, дары давъ, и приеха в свою отчину с честью. Тое же зимы по-еха князь Олександръ на емь с суждалци и с ноугородци и емь победи, и много полона приведе, и приеха с честью въ свою отчину». (Подчёркиванием выделен текст, находящийся на вставленном листе 167)

Улавчий - это младший сын Бату, Улагчи, который упоминается в летописи ещё дважды (в 1257 и 1258 годах) на том же вставленном листе 167. «Рашид-ад-дин» указывает, что Бату скончался в 650 г. х. , что почти точно соответствует лету 6761. В свою очередь, Рубрук при возвращении прибыл к Бату и разговаривал с ним 16 сентября 1254 года, следовательно, Бату умер не ранее осени 651 г. х. После смерти Бату его сыновья, Сартак и Улагчи, назначенные ему в преемники, скончались один за другим в 652 г. х. , что соответствует лету 6763. Не сомневаюсь, что их быстрому уходу «поспособствовал» младший брат Бату, Берке, которого изгнал из Персии Хулагу именно в 652 г. х. Убив законных наследников Бату, Берке стал главным правителем в Дешт-и-Кипчаке (степях половецких). Таким образом, в 1256 году (тем более в 1257-м и 1258-м) ни Улагчи, ни Сартаха уже не было в живых - ещё одно свидетельство того, что Бату никакого отношения к Батыю не имел, а его вместе с семейством просто «втянули» в историю Руси уже в конце XIII - начале XIV веков для оправдания княжеских междоусобиц. Кстати, в Лаврентьевской летописи о Берке не сказано ни слова!

Слова «Князь же Борисъ поеха в Татары» означают, что сын Василько Константиновича, внук (по матери) Михаила Черниговского, князь ростовский Борис Василькович стал ещё и хозяином в Переяславле Русском, рядом с которым находилась столица «татар» - город Канович.

Далее: «В лето 6765 (1257) приехаша численици и сщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую, и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники, и идоша в Ворду. Толико не чтоша игуменовъ, черньцовъ, поповъ, крилошанъ, кто зрить на святую Богородицю и на Владыку». Десятники, сотники, тысячники и темники - это войсковые начальники, поэтому здесь речь идёт о комплектовании войска, а не о сборе налогов. Следовательно, Александр Ярославич начал собирать войско для изгнания галичан из Литвы. В результате: «В лето 6766 (1258) …поидоша князи в Татары - Олександръ, Андрей, Борисъ, Яраславъ тферьский, чтивше Улавчия, и вся воеводы, и отпущени быша въ свою отчину». Т. е. в 1258 году сыновья и внучатый племянник Ярослава Всеволодовича, забыв былые распри и укомплектовав войско, собрались в Кановиче (столице «татар»), откуда направились в Новогородок (столицу Великого княжества Литовского), чтобы изгнать оттуда галичан. «…Тое же зимы и приехаша численици в Володимерь. И поидоша численици и князи к Новугороду Великому - Александръ, Андрей, Борисъ, и щтоша, и поехаша опять в Володимерь. Александра же удержаша ноугородци и чтиша и много. Олександръ же, давъ имъ рядъ, и поеха с честью въ свою отчину», - галичане изгнаны из Новогрудка, но воинская обязанность распространилась и на Великий Новгород - предстоят более серьёзные сражения.

«В лето 6767 (1259) приеха из Новагорода Олександръ к святей Богородице в Ростовъ…», - Александр Ярославич приехал из Новогрудка в Ростов проконтролировать процесс комплектования войска для битвы при Дурбе, которая состоялась летом 1260 года. Все события этого года описаны в летописи двумя словами и одним числом: «В лето 6768», - и всё! Далее описываются события лета 6769. Вот и нашлась причина замены листа 167 - убрать из летописи упоминание об участии Александра Невского (на тот момент Миндовга) в битве при Дурбе, заметим, в битве более масштабной, чем Ледовое побоище. Наличие таких сведений могло бы отрицательно повлиять на процесс канонизации Александра в 1547 году.

В австрийских анналах битва при Дурбе упомянута как битва Тевтонского ордена с татарами (Tartari), которые вторглись в Пруссию: «1260. Hoc anno Tartari multa mala fecerunt in Pruzia. Contra quos congregati sunt fratres de domo Teutonicorum, in die sancte Margarete simul pugnantibus occisi sunt fratres de domo Teutonicorum…». («1260. В этот год татары напали на Пруссию. Против них ополчились братья Тевтонского ордена, сошлись в битве в день святой Маргариты, и были разбиты братья Тевтонского ордена…»)

Таким образом, «дети Тарха и Тары» (тартаре) надолго отбили у братьев Тевтонского ордена охоту воевать с Русью.

В битве также участвовал «Тройнат» в составе:

Андрей Ярославич (Товтивил) - брат Александра;

Василий Александрович (Войшелк, Тройден) - старший сын Александра;

Тимофей Александрович (Довмонт) - второй сын Александра.

После битвы Александр Ярославич отказался от католичества и вернулся в православие. Надобность в большом войске и его обеспечении отпала и в Великом княжестве Владимирском упразднили должности сборщиков налогов, о чём с пафосом и сообщается в летописи: «В лето 6770 (1262) …выгнаша из городовъ: из Ростова, изъ Володимеря, ис Суждаля, изъ Ярославля». В Ярославле сборщика налогов, монаха Зосиму, даже убили, но исключительно по причине его морального разложения: «…бе бо пьяница и студословець, празнословець и кощюньникъ». Этот факт описан в самом начале сохранившегося листа 168.

..
На листе 169 подробно описана битва, за которую впоследствии Александр Ярославич получил прозвище Невский: «И бысть сеча велика надъ римляны. И изби множество бесчислено ихъ, и самому королеви взложи печать на лице острым своимъ копьем». Но она состоялась «в лето 6740», т. е. в 1232 году, когда Александру было всего 12 лет, а не в 1240-м(!), как принято в исторической науке. На 170 листе уже описываются события 1283 и 1284 годов, т. е. из летописи удалили все листы с описаниями событий 1264 - 1282 годов.

Итак, выдающийся государственный деятель XIII века (не только Руси!) Александр Ярославич, как и его отец Ярослав Всеволодович, стал жертвой отступления от принципа: «Кесарю кесарево, а Божие Богу». Для защиты своих подданных, в подавляющем числе ещё язычников (тартар), от радикалов от христианства (крестоносцев) он стал Миндовгом - отступником от православия, что повлекло последующее сокрытие и искажение его деятельности на протяжении 17 лет из всей его 43-летней жизни и дало простор для инсинуаций «настоящих историков».

Вот как характеризует деятельность Александра Ярославича профессиональный историк, профессор Андрей Буровский (в скобках даю свои комментарии):

Современники вовсе не так уж высоко оценивали его деяния. (Какие современники? Кто конкретно?)

Да, в 1240 году, в возрасте 16 лет, он разгромил войско скандинавского ярла Биргера. В 1241 году он лихо воевал с крестоносцами из Тевтонского ордена и 5 апреля 1242 года разбил их на берегу Чудского озера. (Целый ворох нелепиц: битва со шведами состоялась в 1232 году, когда Александру было 12 лет; Биргер получил титул ярла в 1248 году; в 1241 году Александр ещё не воевал с крестоносцами)

Ратные подвиги Александра Невского в Новгороде ценили, но не чрезмерно. А вот захватчивым, жадным, самовластным и неуживчивым называли, и трижды вече распахивало ворота перед Александром Ярославовичем, говоря, что «перед князем путь чист», и никакие его ратные заслуги нисколько не мешали в этом. По крайней мере, национальным героем никто его в Новгороде не считал. (Что, в 1263 году профессор проводил социологический опрос в Новгороде?)

Александр Невский тоже сделал выбор: вместе с ордынским, собственно татарским войском он активнейшим образом подавлял восстание во всех городах Северо-Восточной Руси. Подавлял с невероятной, просто пугающей жестокостью; дружинники Александра Ярославовича Невского, точно так же, как татары, отрезали пальцы, уши и носы, секли кнутом пленных, жгли дома и города. (В какой летописи об этом сказано? Какие конкретно города сжёг Александр?)

Именно тогда кончился на Северо-Восточной Руси вечевой строй. И удавил самоуправление и демократию на этой части Руси не кто иной, как великий князь Владимирский Александр Ярославович Невский. (Александр Ярославич был великим князем Владимирским (1252 - 1263), великим князем Киевским (1246), великим князем Литовским (1247 - 1263). Неприлично профессору не знать элементарных вещей.)

Московия, начало которой положил Александр Невский, станет сильнее других русских государств и сумеет задавить «конкурентов» (почему — особый разговор). И понесет всей Руси традиции холопства, азиатчины. А очень многие стороны нашей же собственной истории от нас же начнут скрывать. И потому истории о том, как национальный герой Руси-России Александр Невский разорял Русь вместе с монголами, вы не найдете ни в одном учебнике по истории, ни в одном официальном справочнике советского времени. (Монголы были на Руси только в воспалённом воображении профессора. Как можно разорять Русь вместе с фантомом?)

Примечательно ещё то, что Лаврентий писал летопись для Дмитрия Константиновича - князя Суздальского с 1356 года, великого князя Суздальско-Нижегородского с 1365 года, великого князя Владимирского в 1360 -1363 годах, правнука Андрея Ярославича (того самого Товтивила, младшего брата и убийцы Александра Невского) - князя Полоцкого и Городецкого, потомкам которого после убийства Александра Ярославича, с «разрешения хана» досталось Суздальское княжество.

.

Лавре́нтьевская ле́топись - одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, под номером F.IV.2. Название летопись получила по имени монаха Лаврентия, указанного как написавшего данную книгу в колофоне.

Лаврентьевская летопись оказала влияние и на позднейшие летописи - Троицкую, Новгородско-Софийский свод и др.

История нахождения и опубликования

Не позднее конца XVI века и до начала XVIII века Лаврентьевская летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира. Затем рукопись попала в частную коллекцию. В 1792 году она была куплена графом Мусиным-Пушкиным. Последний подарил её Александру I. В 1811 гуду Император передал летопись в Императорскую публичную библиотеку (сейчас Российская национальная библиотека), где рукопись и находится по сей день.

  • Впервые полностью опубликована в 1846 году в «Полном собрании русских летописей» (том 1).
  • В 1872 году рукопись была частично опубликовани фототипическим способом (опубликована летопись только до 1110 года, т.е. только "Повесть временных лет")

Особенности издания Лаврентьевской летописи в составе "Полного собрания русских летописей"

Издание в составе ПСРЛ выполнено по трём спискам, однако можно считать каждый из этих списков самостоятельной летописью:

  • Лаврентьевский список. Пергаментный кодекс, сохранилось 173 листа, утеряны 12 листов. Сейчас отсутствуют между л.9-10 6 листов о событиях 6406-6429 (898-921) годов, после л.169 - 5 листов о событиях 6771-6791 (1263-1283) годов, после л.170 - 1 лист о событиях 6796-6802 (1288-1293) годов. Эти три лакуны в изданиях ПСРЛ восполняются по тексту Радзивилловской летописи .
: Переписан двумя писцами при незначительном участии третьего, при этом второй писец назвал себя в приписке - это монах Лаврентий (от его имени и происходит название летописи), он указал, что начал работу 14 января, а закончил 20 марта 6885 (1377) года при великом князе Дмитрии Константиновиче и по благословению епископа Суздальского Дионисия. Лаврентий переписал л. 40 об. - 173 об., первый писец - л. 1 об. - 40 об. Чуть позже в летопись вставлены три листа: л. 157 и л. 167 переписаны третьим писцом, а л. 161 - вторым. Текст летописи завершается событиями 6813 (1304) года.
Согласно наиболее распространённому мнению, Лаврентий в точности повторил тверской свод 1304 года. По гипотезе В. Л. Комаровича и Г. М. Прохорова (не принятой Я. С. Лурье и Б. М. Клоссом), рассказ о татарском нашествии 1237-1238 годов подвергся при переписке некоторой переработке.
  • Радзивиловская летопись. Её текст опубликован в т. I ПСРЛ в виде разночтений, а в т. XXXVIII ПСРЛ полностью.
  • Московско-академическая летопись. Совпадающий текст заканчивается описанием смерти княгини Марии в 1205 году. Дальнейший её текст опубликован отдельно и включает в себя относительно подробное изложение событий 1205-1238 годов (л.217-246)), а также краткую летопись 1239-1419 годов (л.246-261), последнее известие помечено октябрем 6927 (1418) года. Её единственный список датируется около 1498 года. Анализ разночтений показывает, что Московско-академическая и Радзивиловская летописи заметно ближе друг к другу, чем к Лаврентьевской.

Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку

Оригинальное название: Повѣсть временныхъ лѣтъ по Лаврентiевскому списку

Издательство: Тип. Императорской Академии Наук

Место издания: СПб.

Год издания: 1872

Количество страниц: 206 с.

«Повесть временных лет» – древнейший реально дошедший до нас летописный свод, предположительно созданный около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной. Он начинает свою летопись изложением библейской легенды о разделении земли между сыновьями Ноя. Приводя пространный перечень народов всего мира (извлеченный им из «Хроники Георгия Амартола»), Нестор вставляет в этот перечень упоминание о славянах; в другом месте текста славяне отождествляются с «нориками» – жителями одной из провинций Римской империи, расположенной на берегах Дуная. Нестор обстоятельно рассказывает о древних славянах, о территории, которую занимали отдельные славянские племена, но особенно подробно – о племенах, обитавших на территории Руси, в частности о «кротких и тихих обычаем» полянах, на земле которых возник город Киев. Аскольд и Дир объявляются здесь боярами Рюрика (к тому же «не племени его»), и именно им приписывается поход на Византию во времена императора Михаила. Установив по документам (текстам договоров с греками), что Олег был не воеводой Игоря, а самостоятельным князем, Нестор излагает версию, согласно которой Олег – родственник Рюрика, княживший в годы малолетства Игоря (не подтверждается позднейшими исследованиями). В «Повесть» помимо кратких погодных записей вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы. Здесь можно встретить и богословский трактат – «Речь философа», и житийный по своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику. Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора, «Повесть временных лет» явилась не просто собранием фактов русской истории, а цельной, литературно изложенной историей Руси.

Как полагают ученые, первая редакция «Повести временных лет» до нас не дошла. Сохранилась вторая ее редакция, составленная в 1117 г. игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром, и третья редакция, составленная в 1118 г. по повелению князя Мстислава Владимировича. Во второй редакции была подвергнута переработке лишь заключительная часть «Повести». Эта редакция и дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 г., а также других более поздних летописных сводов. Третья редакция, по мнению ряда исследователей, представлена в Ипатьевской летописи, старший список которой – Ипатьевский – датируется первой четвертью XV в.

Лаврентьевская летопись" -- пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича со списка начала 14 в. Текст начинается с?Повести временных лет? и доводится до 1305. В рукописи отсутствуют известия за 898?922, 1263?1283, 1288?94. Свод 1305 представлял собой великокняжеский "Владимирский свод", составленный в период, когда Великим Князем владимирским был тверской князь Михаил Ярославич. В основе его лежал свод 1281, дополненный (с 1282) тверскими летописными известиями. Рукопись Лаврентия была написана в Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде или во Владимирском Рождественском монастыре. В 1792 её приобрёл А.И.Мусин-Пушкин и впоследствии преподнёс Александру I, который передал рукопись Публичной библиотеке (ныне им. М.Е.Салтыкова-Щедрина), где она и хранится.

"Лаврентьевская летопись" -- одна из древнейших русских летописей, являющаяся важным историко-литературным памятником восточных славян. Своё название она получила по имени монаха Лаврентия, который по распоряжению Суздальского и Нижегородского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1377 переписал её с?ветхого? летописца, излагавшего события до 1305.

В "Лаврентьевскую летопись" вошли записи также из других летописных источников, благодаря чему события русской истории описаны до 1377. Начало публикации летописи относится к 1804, но только в 1846 она была издана полностью в 1-м т. ПСРЛ (2-е переизд. 1872; 3-е переизд. 1897). В изучение сложного по своему составу текста "Лаврентьевской Летописи" большой вклад внесли историки XIX в., а позже? А.А.Шахматов, М.Д.Присёлков, Д.С.Лихачёв.

"Лаврентьевская летопись" является ценным источником исследования событий, связанных с походом на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святъславича. В записи под 1186 г. (ошибочно, вместо 1185 г.) здесь помещена повесть, начинающаяся следующим образом: "Того же лета сдумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томъ лете со всею князьею, но сами поидоша о себе, рекуще: ?Мы есмы ци не князи же такы же собе хвалы добудемъ?. И сняшася у Переяславля Игорь съ двема сынома изъ Новагорода Северьскаго, изъ Трубеча Всеволодъ братъ его, Олговичь Святославъ изъ Рыльска, и Черниговьская помочь и внидоша въ землю ихъ [половцев]".

Повесть "Лаврентьевской летописи" значительно короче повести "Ипатьевской летописи" об этом же походе Игоря Святъславича, тем не менее она в ряде мест сообщает детали, которых нет в?Слове о полку Игореве?.

Текст летописи, содержащий повесть о походе Игоря Святославича 1185, вновь издан в 1-м т. ПСРЛ (М.: Изд-во АН СССР, 1962, стб. 397?398).

Источники:

1804, 1824 гг. -- частичное издание летописи [не завершено];
"Лаврентьевская летопись", 1-е изд., СПб., 1846 (?Полное собрание русских летописей?, т. 1);
"Лаврентьевская летопись", 2-е изд., вып. 1?3, Л., 1926?28;
"Лаврентьевская летопись", 2-е изд. (фототипическое воспроизведение), М., Изд-во АН СССР, 1962.

Литература:

Комарович В.Л., "Лаврентьевская летопись" // "История русской литературы", т. 2, ч. 1, М. ? Л., 1945;
Насонов А.Н., "История русского летописания XI ? начала XVIII в.", М., 1969, гл. 4;
Франчук В.Ю., "О создателе версии похода князя Игоря на половцев в 1185 г. в Лаврентьевской летописи" // "?Слово о полку Игореве? и его время", М., ?Наука?, 1985, стр. 154?168;
Шахматов А.А., "Обозрение русских летописных сводов XIV?XVI вв.", М., Л., 1938, стр. 9?37;
Приселков М.Д., "История русского летописания XI-XV вв.", М., 1996, стр. 57?113.

Метки темы:
Древнерусские летописи

В конце четырнадцатого - в начале пятнадцатого столетия на территории современной России летописание развивается очень стремительно. Этим временем датируются многочисленные своды, составителями которых являются умнейшие личности того периода. Авторы этих трудов собирают, переводят и редактируют существующие летописи, вносят свои правки и мысли.

По традиции, каждая новая книжная летопись в начале имела ведомости о жизни Киевской Руси. Часто авторы ссылались на «Повесть временных лет» или цитировали некоторые отрывки из нее. Поэтому с каждым новым сводом продолжалась беспрерывная цепочка сказаний о матери городов русских. Летописцы обращали свое внимание не только на златоглавый Киев, а также на другие Суздаль, Рязань, Новгород, Москву, Владимир.

Важным документом, который запечатлел жизнь древнего мира, является Лаврентьевская летопись. Он назван так по имени Лаврентия, монаха, который вместе с помощниками написал его в 1377 году. Местом создания свода считается о чем свидетельствует соответствующая надпись на страницах летописи. Таким образом, первая русская летопись является копией предыдущего утраченного свода и содержит данные о событиях до 1305 года.

Лаврентьевская летопись начинается словами «Повести временных лет», в которых воспевается величие Руси. Также в свод включено «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, который славился своею мудростью и рассудительностью. В нем князь призывает соотечественников прекратить распри, забыть обиды и вместе стоять за правое дело. Далее лаврентьевская летопись с грустью рассказывает о нелегкой борьбе русского народа с монголо-татарами, о мучительной гибели его князей и героизме простых людей.

Данный летописный свод писался накануне памятной Поэтому он содержит чаяния народа о победе над захватчиками, призыв к единению. Между строк чувствуется обострение отношений между Золотой Ордой и Москвой. Поэтому можно смело утверждать, что труд этот имел целью поднять патриотический дух народа.

Лаврентьевская летопись представляет собою памятку письменности. Дата, указанная автором - 1377 год по древнерусскому календарю, исчисляется как 6885 от сотворения мира. Большей частью она рисует стан вещей в Владимиро-Суздальской Руси 1164—1304 годов. Но также содержит известия о южных княжествах страны.

Старинная летопись всегда привлекала внимание историков, культурологов и других ученых, которые интересуются древностью. Конечно, оригинал недоступен широкой общественности - он бережно хранится в архивах Российской национальной библиотеки, что в Санкт-Петербурге. Тщательно отреставрированный пергамент вынимают несколько раз в год для изучения и проверки.

Не так давно сайт им. Б.Ельцина выставил цифровой скан летописи, чтобы любой желающий смог увидеть этот важнейший исторический документ. Каждый человек может не только попробовать прочитать текст древнеславянским языком, но и ознакомиться с его содержимым на современном русском наречии.