Первые женщины на Земле Лилит и Ева обладают своими различиями. Ева имеет положительный образ создательницы семейного очага и берегущей его тепло. Лилит же характеризуется непреклонностью и свободой сущности, противопоставляя собой образ Евы. Поскольку, согласно древним мифам, раньше появилась все же Лилит, стоит остановиться на ней подробнее.

Зачастую Лилит изображается как обладательница длинных роскошных волос и прекрасного тела. Ее образ нередко сопровождается рисунками ночных зверей, сов или самого Дьявола, который является ее покровителем по некоторым легендам. Лилит – существо, созданное из того же материала, что и Адам, однако по какой-то причине отвергнутое самим Богом. После «неудачной» попытки создать первую женщину Всевышний сотворил из ребра Адама уже другое существо женского пола по имени Ева.

Согласно многочисленным еврейским мифам и легендам, а также старославянским, японским и даже африканским поверьям, необузданная и прекрасная Лилит состоит во главе темных сил, напуская на всех потомков Адама страх, будто кляня их за предательство. Это ночная красавица, убивающая незащищенных особыми амулетами детей, и соблазнительница спящих юношей. Она всеми демонами и невиданными существами, ее характер описывают как демонический, магический и таинственный. Смелая, свободная и прекрасная, не признающая земных предрассудков и оков Лилит – порождение высшего разума, который не смог принять ее силу духа и непреклонность.

Не покоренная Адамом, она покинула самого первого человека, не желая до конца своих дней оставаться прилежной женой. Согласно легенде, вдогонку за ней были посланы три , откуда зародился интересный обычай, и по сей день встречающийся в традициях многих народов мира: над кроваткой новорожденных детей вешают священные амулеты с написанными на них именами или изображениями трех ангелов, или же Лилит.

Видео по теме

Существует определенная группа людей, которая в любом деле нацелена на наилучший результат, будь то мытье посуды или разработка проекта на работе. Быть первым во всем возможно, если учитывать некоторые важные моменты.

Инструкция

Занимайте самообразованием непрерывно. Только так вы сможете оставаться в курсе тенденций, развития отраслей науки и нововведений в вашей специальности. Читайте книги, подписывайтесь на блоги видных деятелей, ищите информацию любыми доступными способами.

Ставьте четкие цели. Стремиться нужно к чему-то определенному, и чем точнее вы будете ставить себе цели, тем логичнее станут ваши задачи на пути их достижения. Человек должен знать, чего он хочет, и только тогда он сможет получить это.

Занимайтесь тем делом, которое доставляет удовольствие. Интересное занятие вовлекает вас полностью, вы внимательно следите за происходящим, лучше разбираетесь в деталях. Поэтому ищите работу по душе, именно в ней вы имеете все шансы стать первым.

Не теряйте время на бесполезные дела. Пустая трата времени - потеря драгоценных минут и часов, в которые вы могли бы успеть сделать очень многое. Каждый вечер стройте планы на будущий день, рассчитывая, когда и куда вы должны попасть, и в какое время сможете заняться чем-то дополнительно.

Стремитесь к улучшению результатов. Достигнув цели, не останавливайтесь на этом. Всегда старайтесь стать немного лучше, именно это будет служить отличным стимулом на пути к первенству.

Следите за внешним видом. Успешный человек просто не может быть неопрятным. Носите только чистую и выглаженную одежду, внимательно подбирайте предметы гардероба так, чтобы они подходили друг другу. Уделяйте внимание деталям, не забывая про аксессуары. Со временем вы создадите свой неповторимый стиль.

Обратите внимание

Стремление всегда быть первой способно заставить ваше тело работать на износ, что, несомненно, приведет к стрессам, а, возможно, и нервным срывам. И, конечно, стоит ожидать проблем со здоровьем. Поэтому подумайте, нужно ли вам первенство такой ценой.

16 июня 2012 года с территории КНР стартовал космический корабль с первой в истории этой страны женщиной-космонавтом. Дата события была выбрана не просто так: именно в этот день в 1963 году полетела в космос первая в СССР и в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Инструкция

Китайская Народная Республика стала космической державой в 1999 году. Первый запущенный с территории КНР космический аппарат под названием «Шеньчжоу-1» был во многом скопирован с советского корабля «Союз». Как и четыре последующих китайских корабля, также носивших название «Шеньчжоу» (но с другими номерами), он был беспилотным.

История пилотируемых космических полетов в КНР началась в 2003 году запуском космического аппарата «Шеньчжоу-5». Единственным членом экипажа корабля (тайконавтом) был мужчина по имени Ян Ливэй. Но уже тогда было обещано, что в недалеком будущем в побывает и китаянка. Эта была тут же поддержана организацией под названием «Всекитайская женщин».

В июле 2004 года руководством Военно-воздушных сил КНР было отобрано 35 женщин для прохождения подготовки к космическому полету. Ее планировалось завершить к 2009 году. В конце подготовки было объявлено, что дальнейший будет проходить ровно половина участниц. Информация о их биографиях достаточно скудна, но известно, что все они в тот период работали пилотами реактивных .

Научитесь просить помощи. Конечно, для самодостаточных леди даже сама эта мысль противна. Да они лучше землю грызть будут, но не опустятся до такого унижения. И напрасно. Об этой маленькой хитрости следует знать, даже если вы – супер-вумэн. Ведь, прося о помощи, вы косвенно заявляете о собственном несовершенстве, а значит вы – живой , и именно в этот момент сквозь вашу броню проглядывает маленькая слабая . Это не может не тронуть . Это возвышает его, вдохновляет на подвиги. И вот он уже ваш раб. Известно же существование некоего психологического притяжения к тому, кому хоть раз оказали помощь.

Перестаньте сдавать ежедневный на образ идеала и безупречности. Это невозможно – быть совершенной во всем. Позвольте себе расслабиться. Побездельничайте, поленитесь. Забудьте на время о том четком графике, в который втиснута ваша жизнь. Кстати, проанализируйте его, этот график: есть ли в нем место для любви? Пока ваш мужчина не увидит, что вы готовы дарить ему большую часть своего времени, вы не будете востребованы. Изведайте и прочувствуйте (хоть ненадолго) свою необходимость другому человеку. Позвольте себе просто – жить, вырвавшись из нескончаемого круга забот. Не бойтесь показаться слабой, поверьте, - женщина от этого только выигрывает.

Смените роль. Самодостаточной и сильной вы уже побыли и знаете, что это . Примерьте теперь на себя образ простой и слабой , уязвимой и беспомощной. Снимите железный панцирь. В каждой

В первую очередь после первой ночи любви ни в коем случае не стоит заводить с мужчиной разговоры о совместном проживании или свадьбе. Если женщина начинает торопить события тогда, когда мужчина еще пребывает в сладостной неге, которую ему подарили сексуальные отношения с ней, очарование может быть разрушено.

То же самое касается и «расслабления» женщины после того, как крепость пала – категорически не рекомендуется превращаться из прекрасной соблазнительной нимфы в тетю, носящую мятые халаты и шаркающую тапочками по квартире в 6 часов утра по направлению к телевизору или компьютеру.

Некоторые женщины с тонкой душевной организацией склонны после первого секса тем или иным образом укорять мужчин в том, что они получили свое, а что теперь делать соблазненной даме? Мужчины начинают чувствовать себя загнанными в угол, что никак не способствует укреплению отношений.

Если мужчина после первого секса не позвонил в течение дня, не стоит в панике названивать и смсить ему в попытке выяснить, жив ли он. Скорее всего, он жив, но либо адски занят, либо решил не продолжать знакомство (что вероятнее всего). В любом случае, следует набраться терпения и немного подождать.

Еще одной распространенной женской ошибкой после секса является резкое обострение собственничества. Оно вполне естественно, но следует помнить, что подобные чувства лучше скрывать от мужчин, друзей мужчин и старинных подруг мужчин. Женщина, испепеляющая взглядом всех, кто приближается к ее любимому, чаще всего выглядит просто глупо.

Встать с утра и гордо уйти, пока не предложили вызвать такси – тоже не самый лучший вариант продолжения знакомства. Возможно, мужчина уже готов предложить руку и сердце, но не решается, видя, что женщина с невозмутимым лицом уже стоит на пороге, будто ничего и не было.

Также не стоит бросаться в другую крайность, набрасываясь на мужчину с утра так, будто он последний мужчина на Земле. Вообще после секса лучше не показывать свой чрезмерный восторг, чтобы партнер не возгордился раньше времени и не ощутил свою власть над женщиной.

И, наконец, ни в коем случае не следует после секса говорить мужчине, что он намного лучше, чем предыдущий (щие) партнер (ры) женщины. Комплименты говорить можно и нужно – но так, будто этот мужчина первый и единственный.

Видео по теме

Источники:

  • Главные ошибки во время секса

Далеко не все знают, что до сотворения Евы существовала Лилит - первая жена Адама. Согласно древнейшим апокрифам, она была создана Богом из глины. Впоследствии она ушла из рая и стала одним из страшнейших демонов, будучи несправедливо обиженной как мужем, так и своим создателем.

Упоминания о Лилит - первой жене Адама

Лилит как первая жена Адама впервые упоминается в нескольких христианских апокрифах. Таковыми считались книги, написанные в библейские ветхозаветные времена или при жизни и после смерти Иисуса, которые не принимались официальной церковью в качестве достойных внимания и общепризнанных источников. Таким образом, до сих пор ни иудаизм, ни христианство, ни ислам не считают факт существования Лилит соответствующим канонам их веры.


В то же самое время сущность Лилит активно была задокументирована в ранних семитских мифах, где она являлась покровительницей злых духов ночи. Она губила женщин и маленьких детей, а также соблазняла мужчин. Более подробно о ее силах и статусе вы можете прочитать в соответствующей статье про демоницу Лилит на нашем сайте. Здесь мы постараемся более подробно рассказать именно об отношениях первой женщины и первого мужчины, а также об источниках этой информации.

Глубже всего образ этой женщины раскрывается в каббале. Согласно этому мистическому иудейскому учению, Лилит символизирует негативное женское начало, равно как Каин - анти-мужское, а демон Самаэль - анти-божественное. Считается, что Лилит воплощает в себе всех адских демонов и является их королевой. Стоит отметить, что иудаизм не отвергает каббалу, а считает ее продолжением религиозной и научной традиции еврейского народа. Именно поэтому первая женщина, созданная из глины, имеет весьма веское право на существование наряду с другими демонами и ангелами.

Адам и Лилит - история совместной жизни

Лилит, согласно апокрифам, была сотворена Богом вместе с Адамом. Для ее создания он использовал простую глину. Таким образом, по праву сотворения они были равными. Однако Бог отдал первую женщину - Лилит, словно вещь, в пользование Адаму. Долгое время они были вместе - временные рамки пребывания людей в райском саду никак не обозначаются в Писании.

Согласно популярной среди феминисток легенд, Лилит была доброй женой и стремилась во всем соответствовать своему мужу. В то же самое время ей претила сама идея неравенства. Основной конфликт между парой самых первых людей возник из-за сексуальных отношений. В один момент Лилит потребовала от мужа, чтобы при занятии любовью она находилась сверху. Адам же отказался подчиняться ей, как она подчинялась ему, и пошел жаловаться Богу на непокорную жену.

Узнав о гневе Господа, Лилит решила бежать из райского сада. Для этого она назвала тайное имя Бога и с помощью его силы поднялась над водой и полетела прочь из Эдема. Однако у Красного моря трое посланных за ней ангелов-преследователей смогли настигнуть ее. Она была жестоко наказана - в сути этого наказания легенды расходятся. По одним мифам считается, что она постоянно чувствует боль сотни умирающих родных детей каждый день. Другие гласят, что она была изуродована. Третьи - что она просто стала бесплодной и могла рожать исключительно демонов.

Считается, что спас ее ангел Самаэль - который впоследствии стал Люцифером или же Сатаной. Их действительно объединяли общие цели и стремления. Именно поэтому образ Лилит часто сопровождается змеями, ведь Змей - это одно из обличий дьявола.

Почему ушла первая жена Адама - Лилит из Библии


Как можно понять из основных мифов о Лилит, сотворенная из глины женщина сбежала из-за нежелания мириться с установленным порядком вещей. Крайне интересную параллель этой притче проводят историки и культурологи. Первые мифы о Лилит возникли как раз в момент перехода человечества от матриархального строя к патриархальному. В то время любые попытки женщин заявить о своих правах воспринимались обществом в штыки. Соответственно, унижение Лилит и ее первенство в мире вполне явно отсылает исследователей к ранним матриархальным временам.

Другой причиной ухода Лилит была гордыню, которая заключалась в неподчинении Господу. Некоторые каббалисты считают, что Лилит действительно любила Адама и таким образом хотела лишь проверить, любят ли её муж и Бог. В итоге она оказалась жестоко наказана. Окончательное уничтожение доброго и светлого материнского начала в первой женщине закрепилось созиданием Евы из ребра Адамова. Сам факт такого происхождения подразумевал подчиненность новой женщины мужу. В итоге, неудивительно, что Ева и Лилит во многом являются антагонистическими друг другу образами.

При этом некоторые толкователи считают, что грех Лилит был намного меньшим, чем грех Евы. Ведь женщина из глины сама ушла из райского сада, а не была изгнана - Господь был готов простить ее. В то время как Ева прямо нарушила господню волю, съев запретный плод.

Дети Лилит и ее пещера

Мифы не сохранили информации о детях Адама и Лилит, хотя сейчас некоторые религиоведы считают, что таковые существовали. Их детьми были хтонические чудовища и великаны - не злая и не добрая сила, являющая собой исключительно земное творение, возникшее не по воле Господа, а сотворенное самой первой из женщин. Именно поэтому упоминания о таковых существах встречаются во всех мировых религиях, кроме авраамических. Иудеи, мусульмане и христиане решили просто убрать из истории всю информацию о подобном противлении Божьей Воли со стороны первой женщины.

Согласно легенде о Лилит, впоследствии она стала существовать в двух ипостасях. Старшая Лилит стала супругой Самаэля и матерью всех демонов, в то время как Младшая олицетворяла собой похоть и являлась спутницей демона Асмодея. Младшая Лилит жила в пещере и выходила в мир лишь ночью, соблазняя случайных путников и мужчин, которые оставались дома одни. Она же заведовала и сотнями подчиняющихся ей духов - суккубов, инкубов и ночных призраков лилим, которые крали дыхание младенцев. Именно поэтому в ортодоксальных иудейских общинах до сих пор существует традиция, по которой юношам нельзя ночевать в одиночестве, а отец ребенка в последнюю ночь перед обрезанием обязан читать до рассвета над малышом Тору.

В целом, можно сказать, что этот мифический образ действительно существовал у разных народов Междуречья. Но впоследствии любые упоминания о супруге первого человека тщательно искоренялись, ведь история Адама и его первой жены никак не соответствовала устоявшимся патриархальным традициям. Сейчас находится все больше источников, подтверждавших существование и важность этой по-настоящему первой женщины в истоках христианской, мусульманской и иудейской веры.

Адам, Лилит, Ева. Миниатюра XV в.


Внимание. Статья содержит материалы эротического характера. Просмотр не рекомендуется лицам не достигшим 18 лет.


Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "adam”, которое произошло от слова "adamah” (пыль, прах). Слово "adam” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.


- Я не лягу внизу, - сказала она.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.

Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму. – А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

http://zarubezhom.com/Images/Lilith_Abel_EveandSnake%20Pann1950.jpg

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Элоима и Иаве – Авеля и Каина соответственно.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам – это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же – это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном.

Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит – это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и говорить, какая вражда была между язычниками и иудеями, к которым позднее присоединись и христиане. То, что Лилит – символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ – это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.

В развитых языческих системах, например, в египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией – чудовищной богиней Аида, которая "ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови” (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную нам легенду "Алфавита”?

Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини язычников был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей, однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Lilith”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Lilith” как "ночное привидение” или же "филин” (или "сова”).

Отголоски культа Лилит можно встретить и в "отдаленных” мифологических системах. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые "Алы”. Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя "Ал паб”, и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии присутствует Ламашту – львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются гребень и веретено (на картине "Леди Лилит” Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).

Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде "первой жены Адама” еще один эпизод, описанный в произведениях "Песачим” и "Ялкут Чадаш”. Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на интересующий нас объект. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная.

Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира.

Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.

С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у … есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой. Даже в христианском "Откровении от Иоанна”, в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы, находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была повержена, соединился со своей женой.

Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое время был великим городом, центром государственного влияния, что можно соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, "сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (Апок. XVIII, 2), что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.

Как вы уже заметили, Лилит как бы удалена от нашей славянской культуры, но это не совсем верно. Возможно – в славянской мифологии нет ярко выраженных женских образов, сопоставимых с Лилит, но нельзя забывать об оригинальных изображениях и трактовках богини. Прежде всего, хотелось бы отметить интереснейшее описание Лилит в романе-лексиконе "Хазарский словарь” сербского писателя, "предводителя европейского пост-модернизма” Милорада Павича: "[Она] сидела босая и плакала в свои волосы… Под волосами виднелись обнаженные груди…, обрамленные, как глаза, ресницами и бровями, и из них, как темный взгляд, капало темное молоко…

Руками с двумя большими пальцами она отламывала кусочки хлеба и опускала их себе в подол. Когда они размокали от слез и молока, она бросала их к своим ногам, а на пальцах ног у нее вместо ногтей были зубы. Прижав ступни друг к другу, она этими зубами жадно жевала брошенную пищу, но из-за того, что не было никакой возможности ее проглотить, пережеванные куски валялись в пыли вокруг…” (Просим извинить за длинную цитату, но, как нам показалось, она того стоит.) Интерес также представляет другой славянский – русский – писатель – Даниил Андреев и его книга "Роза Мира”. В ней Лилит описывается как "Всенародная Афродита” всех человечеств”, причем она является одной из светлых верховных стихиалей. Вообще сущность Лилит по Андрееву необычайно сложна, как впрочем, и сама "Роза Мира”, поэтому ограничимся лишь двумя фактами: 1). бытие Лилит неразрывно связано со "сферой половых чувств” и 2). даже будучи светлой стихиалью, Лилит попала под воздействие темных сил (эйцехоре), но будет освобождена в будущем ("во втором эоне”).

В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. Для среднего человека Лилит – это суккуб, демон далекого прошлого, кто-то может назвать ее женщиной-вамп, искушающей мужчин во снах.

Истинная сущность Лилит, непонятная среднестатистическому разуму современного человека, продолжает жить в искусстве, особенно в музыке, литературе и живописи.

-

Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом. И через некоторое время посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие — поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.

Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела, которые догнали бунтарку. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить. После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном.

Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она тайно одобрялась служителями церкви. Официально же статус Лилит в роли демона был утвержден во времена инквизиции, когда женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.
Итак, Лилит якобы превратилась в демона, заключившего с ангелами некое соглашение: она никогда не войдет в дом, если там будут написаны их имена.
Исследователи демонической природы Лилит часто ссылаются на так называемую «Книгу зверя» — часть Библии, где речь идет об антихристе. По их версии, Лилит была создана Сатаной. Сатана создал ее, чтобы наказать мужчин, отвратить их от пути света. Лилит стала демоном секса, искусительницей женатых мужчин. Она рожала детей: демонов, вампиров, оборотней, жутких тварей и чудовищ. Преступников, тиранов, жестоких, порочных, злых людей также называют детьми Лилит. В одном из апокрифических текстов существует интересная версия о том, что Адам и Лилит имели сына — Каина. И что Каин, сын Лилит, убил Авеля, сына Евы, своего сводного брата, унаследовав характер своей матери, Лилит.
Если Адам был смертен, то Лилит стала бессмертной, посвятив себя злу. Известно, что демоны возрождаются из века в век, обладая способностью воскрешаться. Некоторые исследователи каббалы считают, что Лилит жива в ком-то из своего потомства и ныне.
«Книга зверя» является частью откровения Иоанна Богослова — предсказанием о появлении антихриста. В этой книге указаны цифры, символы и даты, наводящие на людей ужас по сей день. Иоанн Богослов описывает невесту антихриста под именем Вавилонской блудницы. Считается, что это упоминание о Лилит. Именно в книгах по каббале слова «Лилит» и «блудница» равнозначны, а в древних арабских религиях присутствует символ невесты дьявола, умертвлявшей младенцев и мужчин. Один из писателей-изотериков Даниил Андреев написал роман о Лилит, называя ее невестой антихриста, которая вместе с ним будет царствовать в мире зла.

Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? По легенде, Лилит соблазняет только женатых мужчин, замучивая их своей страстью до смерти. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети. Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне. Но Лилит приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.

Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. Даже в Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит.

От каждого демона существует способ защиты. Так, чтобы прогнать ее, следует три раза сказать «Сгинь, Лилит». Или читать псалом «не спит и не дремлет страж Израилев». А еще лучше — иметь в доме написанными имена трех ангелов: Санной, Сансаной и Самнаглоф. Именно этих ангелов Лилит боится больше всего.
Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. Так, трагично выглядит женщина, которая тянется к детской колыбели, но которая не может стать матерью. В отношении к мужчинам — вечный поиск дома, своего очага. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние

Лилит — просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать. В своем романе Дэн Браун писал о Марии Магдалине, как об отверженной, тогда как имя и святость ее всегда почитались в христианской истории церковью. А вот о Лилит всегда пытались забыть, никогда не упоминая о ней. Всем известная истина: роковая женщина — это, прежде всего, несчастная женщина, если она спит со всеми, значит, по-настоящему не нужна никому. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество.
С
овременные феминистки любят противопоставлять Лилит Еве. Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Какая сладость — перекладывать вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.
О Лилит задумывались всегда. И знаменитые личности в прошлом, и современные индустрии развлечений теперь. О Лилит писали Джон Макдональд и Марина Цветаева, Даниил Андреев и Анатоль Франс. Феминистки называют ее своим символом. О ней снимают фильмы и одним из самых известных является «Логово змея», где соблазнительницу играет актриса Лиза Би. Фильм весьма поучительный. В нем мужчина, все время мечтающий о сексе и восхищающийся своей любовницей, в результате едва не погибает от него, замученный почти до смерти. Лилит словно издевается: «Ты хотел? Так получай!». Это наказание за двуличие, лживость («главное — мое удовольствие, а все остальное — потом»). И демон, карающий в этом фильме, выглядит… очень даже справедливым. Двойственным, как само представление о Лилит.
И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да»


Лилит (ивр.) — первая жена Адама в иудаизме. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (34:14). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.

Согласно Еврейской Традиции, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж есть и в арабских мифах). В Междуречье такое имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
Этимология
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» () — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). Возможно верны обе точки зрения. В. В. Емельянов, в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Вавилонская богиня Царица ночи.

[править] Лилит в Еврейской Традиции
Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавите Бен-Сира, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у Лилит отняли тело, оставив дух и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Лилит стала женой Сатаны, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых «лилин», но приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что ежедневно должно было умирать сто её детей.

Адаму Бог сделал новую жену.

Лилит — опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами ангелов — когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребенка от Лилит, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).

Еще одно занятие этой демоницы — являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.

Лилит в художественной литературе
Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков.

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге «Зогар», Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти. [источник?].

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к её волосам — значит уйти навеки. У Анатоля Франса «Дочь Лилит» — привидение с зелёными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Несколько неожиданное решение для образа Лилит предлагает писательница известная в сети под псевдонимом Ashkhan В своём романе «глашатай Люцифера». Действие романа происходит в реальности, параллельной нашей, и Лилит там предстает как защитница человечества и воплощение силы которая препятствует Богу совершить Армаггедон. По ходу повествования Ashkhan излагает весьма сложную концепцию взаимодействия женского и мужского, где патриархальный Бог представляется тираном одержимым жаждой власти и страхом перед более древней по сравнению с ним силой женственности.

Также Лилит упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Кошмар в Ред-Хуке».

В первой в мире готической опере Александра Каште под названием Tineoidea, Samuel и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом XXI века.

Лилит в астрологии
В астрологической традиции точку перигея Луны принято называть Лилит или Черная Луна. Она изображается овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами — либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчёркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища . В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение , имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.

Миф этот абсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духипадшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворении прародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию ) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).