Один из главных персонажей, которых воспевает скандинавская мифология, — Тор. Могучий рыжеволосый бог, способный побороть любого противника, пользуется любовью и сегодня. Однако образ громовника в фильмах и комиксах все-таки нельзя считать каноническим. На вопрос о том, каким он был по представлениям древних скандинавов, может ответить только мифология. Тор — бог грома и молнии, победитель великанов и покровитель крестьян — сегодня в центре нашего внимания.

Громовник

Согласно текстам Старшей и Младший Эдды, Тор был сыном Одина. В качестве его матери чаще всего называется Ерд, богиня земли, однако в некоторых источниках громовник зовется сыном Фригг. Тор с самого детства отличался огромной силой и неспокойным нравом. Подобно внезапной летней грозе с ураганным ветром и раскатами грома, периодически молодого бога накрывали приступы ярости. Мать, бывшая не в силах обуздать ребенка, отправила его на воспитание приемным родителям. Только достигнув совершеннолетия Тор, уже научившийся самообладанию, смог вернуться в Асгард и занять положенное место в храме суда.

Непобедимый защитник

Как описывает Тор был могучим воином с рыжими волосами и бородой. Он защищал асов от чудовищ и великанов. При этом громовник сам походил на последних. Огромный и тяжелый он никогда не передвигался верхом. Ни один конь не смог бы выдержать бога. До цели Тор добирался пешком либо на колеснице, окованной железом. Сын Одина обладал отменным аппетитом и за один раз мог съесть целого быка. Его колесницу мчали по небу два козла, Тангниостр и Тангриснир (скрежещущий и скрипящий зубами). Если в пути Тор хотел есть, он зажаривал обоих, а затем, благословив кости своим молотом, возвращал их к жизни.

Большую часть времени Тор проводил в борьбе с великанами-етунами. Однако для того чтобы позвать громовника на помощь, богам в Асгарде нужно было только произнести его имя и бог грома сражу же появлялся.

Покровительствовал Тор и людям. Считалось, что он охраняет дома и поля хлебопашцев от великанов и других напастей. Тор благоволил низшим сословиям. В его жилище даже было 40 комнат, где души умерших рабов чувствовали себя не хуже, чем воины в Вальхалле.

Амуниция

Мьелльнир, молот Тора, мифология называет его главным оружием. Он представлял собой олицетворение молнии и потому постоянно был раскаленным. Мьелльнир всегда возвращался к хозяину, напоминая этим свойством бумеранг. Тор применял молот не только с боевыми целями. Волшебное оружие было способно воскрешать животных, с его помощью благословляли браки. Молот влиял и на плодородие. Удержать раскаленное оружие в голых руках непросто — Тор всегда носил железные рукавицы.

Еще одним непременным атрибутом бога грома и молнии был волшебный пояс Мегингъерд, способный увеличивать силу в два раза. Тор, скандинавская мифология неоднократно на это указывает, в таком оснащении становился практически непобедимым. Великаны постоянно пытались отнять у громовника молот или же заманить его к себе безоружным.

Вечный спутник

В путешествиях нередко сына Одина сопровождал Локи. Тор, мифология полна подобных эпизодов, часто побеждал великанов благодаря хитрости Один из примеров этого как раз связан с похищением Мьелльнира великанами. Молот был украден Тримом. Великан согласился вернуть волшебное оружие, если ему отдадут в жены Локи придумал хитрый план, как обвести злодея вокруг пальца. Он уговорил Тора надеть платье Фрейи и отправиться к Триму. Великан не заподозрил подвоха и отдал молот богу грома и молнии, после чего был им повержен.

Семья

Как указывает мифология, Тор имел двух жен. Великанша Ярнсакса родила ему сыновей Магни и Моди (сила и смелость). От богини Сиф Тор имел сына Луриди и дочь Труд. По другим источникам матерью Моди также являлась Сиф. Вместе с братом Магни он должен был пережить Тора и других богов и стать правителем возрожденного поле Рагнарека мира.

С богиней Сиф и детьми громовник жил в покоях Билширнир, которые располагались в Асгарде. Дом Тора состоял из 540 комнат.

Как повествует мифология, Тор погибнет вместе с другими богами в день конца мира. Громовник сразит молотом змея Ермунганда, сына Локи, но и сам погибнет, утонув в яде, излившимся из пасти чудовища.

Персонажи, похожие на скандинавского рыжебородого победителя великанов, есть практически во всех культурах. Это и индийский Индра, и славянский Перун, и греческий Зевс, и римский Юпитер. Объединяет их не только связь с грозой, громом и молнией, но и борьба с силами зла, постоянно стремящимися подчинить себе мир богов и людей. Образ защитника, наделенного могуществом, красотой и умом, привлекателен во все времена. Неудивительно поэтому, что образ Тора активно используется в современной медийной культуре, попутно обрастая новыми характеристиками, которые, по мнению человека нынешнего столетия, прекрасно подходят герою-защитнику.

Забавно, что решение, сделавшее комиксы Marvel столь популярными*, привело к тому, что сегодня эти комиксы невозможно читать, будучи обычным смертным. Бесконечные кроссоверы и перезапуски, тянущие одну историю на сотни выпусков, разбросанных по разным сериям издательства. Следить за этим человеку, не скупающему всё подряд и не ищущему в сети дополнительную информацию, крайне затруднительно.

Тор: Богиня Грома начинается с окончания глобального кроссовера «Первородный Грех», в котором убили Наблюдателя - существо безмерной мощи, живущее почти вечно. Само событие для этого комикса не важно, но в его ходе Тор стал недостоин своего молота. В следствие чего им завладевает бойкая девчушка, став новым Тором. Никто из персонажей, и даже читатель, не знает её имени и личности, так как её лицо скрыто под шлемом О её приключениях и повествует этот комикс.

Сказал бы я, что всё плохо, но это не так. Просто я не являюсь целевой аудиторией этого комикса. Здесь нет интересной драматической линии, и второе дно тоже отсутствует. Это громкий и бесполезный старт новой героини, которую лично я не могу «купить». Я не вижу личностных качеств, которые бы отзывались во мне. Не вижу личности, за действиями которой было бы интересно следить. Наконец, события комикса вторичны до безумия. В очередной раз Земля находится в смертельной опасности, и лишь отважная девушка с инструментом пролетариата в руках может встретить её и не погибнуть... *отчаянно зеваю* Скука смертная.

Основной причиной, по которой я с большой натугой читал комикс, является всё же оторванность от контекста. Я не знаток вселенной, и для меня отношения Минотавра, Малекита и остальных персонажей являются загадкой. И потому я не знаю, почему события этого комикса должны быть мне интересны. Кроме того, мне конкретно набили оскомину все эти грандиозные разбирательства по поводу того, кто сильнее, выше и круче. И самое главное, я никогда не любил Тора, как персонажа. Большую часть времени он выглядит тупым быком, не способным учиться на своих ошибках.

Продюсеры Киновселенной, например, быстро сообразили, что такой образ нелеп и уже во втором фильме Тор вырос, как персонаж. Стал более сознательным и социализированным. А в этом комиксе каждое появление Тора вызывает лишь отвращение от того, как он себя ведёт. Да хулиганы в школе более вдумчивы относительно своих действий! Что же до Женщины-Тора... Её здесь нет, как персонажа. Весь первый том новой серии Тора почти ничего не говорит о главной героине. Кто скрывается под маской? Хороший ли она человек? Ну, стандартный герой Marvel. И то же самое по уму и по боевым способностям - некий среднестатистический безликий супергерой. Нет ничего нового или особенного в том, как она дерётся или решает проблемы. Тогда... зачем?

Ладно, вопрос неправомерен. Я знаю, зачем. Это избитая маркетинговая комикс-стратегия, которая, тем не менее, работает уже не одно десятилетие за рубежом, а недавно была опробована и нашим славным издательством Bubble Comics. Это визуальное обновление серии без особых стараний в работе над содержимым. На первый взгляд смена личности, держащей в руках молот Мьёллнир - эпохальное событие. Однако на деле это происходит настолько буднично, что даже сам Тор, на первых страницах чуть ли не плачущий, к концу истории уже свыкается с этим. Разумеется, нам грозят, что мол, у этого ещё будут последствия... Но вот я дошёл до конца тома и не имею ни малейшего желания следить за серией дальше.

Подводя итог. Этот комикс не интересен по двум причинам. Первая - для понимания событий надо знать вселенную и последние события в ней. Вторая - интересная идея «отдать молот Тора в другие руки» никак не «играет». Она заявлена, но не получила развитие (в русской комикс-критике этот феномен получил имя «эффект Фрэкшна»). Но даже если оставить эти проблемы в стороне, комикс просто скучный. Здесь нет сюжета, есть лишь череда разговорных и боевых сцен. Нет персонажей - лишь группа статистов с репликами.

Итог: 2 из 6. Можно долго перечислять, чего в этом комиксе нет. Вопрос в том, что здесь есть лишь очень немного. Стандартный, без излишеств, рисунок, проходной сценарий и неплохое качество печати. К сожалению, этого слишком мало, чтобы заинтересовать.

* Безусловно, не только кроссоверы сделали издательство Marvel столь популярным и известным. Там было несколько факторов, от действительно хороших сценаристов, художников и редакторов в штате и вплоть до удачной ситуации на рынке. Но в конце 90-х ничто не спасло издательство от банкротства, которое в конце концов привело к знаменитой сделке между Marvel и Disney.

Ситуация, когда один супергерой передаёт право носить своё имя другому герою, не нова, этим в Большой двойке комиксов занимались постоянно. Частенько бывало так, что из-за этого супергерой менял и пол. Ничего страшного не происходило: супергероика - то ещё мыло, так что всякое возможно. Даже то, что Тором становится женщина.

Тор, в отличие от многих героев Marvel, имеет долгую историю, созданную за пределами комикс-вселенной. Канонический образ персонажа сформирован мифами, и выход за их рамки чреват треском рвущихся шаблонов фанатов и случайных людей: возможно ли, чтобы герой, воплощающий идеалы маскулинности и являющийся одним из символов патриархального общества, вдруг сменил пол! Это же уму непостижимо! Но самое смешное, что потенциал подобного сюжета был изначально заложен в образе персонажа: лишь достойный может поднять молот Тора, а тот, кто это сумел, будет обладать силой Тора. А если ты достоин молота и обладаешь силой Тора, то кто ты такой, если не Тор?

Как бы это абсурдно ни звучало, данный комикс является образцовым произведением третьей волны феминизма. Почти полностью разобравшись с правовым неравенством, фемдвижение избрало новой целью более костную структуру - гендер. Если перефразировать одну из идей, то «Тором не рождаются - Тором становятся». Гендер - это социальный пол, набор социальных ролей или в более широком смысле вообще единичная роль. А если гендер - роль, значит и гендер можно отыграть. Именно этот момент и раскрывается в комиксе, когда Один узнаёт, что молот поднял некто, не являющийся его сыном. Вполне логичен вопрос, как его звать-то? И новоиспеченный Бог Грома говорит, что её следует звать Тором, ибо Тор - это роль, а не просто имя бога, пусть и очень известного.

Забавно, что подобная идея проста как инфузория-туфелька, но то, что её решили воплотить не так давно, говорит о нашем времени, когда возникла необходимость в подобном кульбите, многое. Неожиданно оказалось, что лазейка для него была оставлена десятилетия назад.

Второстепенные злодеи пару раз шутят: «А как нам тебя называть: Ториня? Торесса? Или, может быть, Торка?» Но героиня стоически терпит насмешки, чтобы утвердить тезис: Тор - агендерная роль.

Если вы начнёте читать комикс сразу после «Бога Грома», то почувствуете огромную разницу между историями. Рисунок здесь более карикатурный, цвета живее и ярче - уже на визуальном уровне комикс ощущается как нечто истинно развлекательный. История тоже проще и легче, и я бы не сказал, что это плохо или хорошо - просто комикс другой. И в чём он пытается быть хорошим, он хорош. Аарон достаёт из рукава карты, которые заготовил с десяток выпусков назад, и стравливает Малекита и ледяных великанов с компанией «Роксон». Это очень странный пейринг, ведь по обе стороны находятся антагонисты, к которым испытывать симпатию довольно сложно. Когда в эту драку ввязывается новый Тор, ей начинаешь сопереживать инстинктивно, даже не зная, кто скрывается под маской мстителя.

Зарядка для ума: описанное в комиксе можно интерпретировать и в обратную сторону - Богиня Грома настолько зависима от патриархальной культуры, что хочет носить имя Тора, ведь это даст ей связь с маскулинным источником силы. И снова женщины оказались во власти мужчин.

Для меня этот комикс примечателен в первую очередь своей идеей, высказыванием, которое было сформулировано чётко и ясно. И в этом плане данный комикс - один из самых показательных r63. Здесь не просто введение женского персонажа с именем, как у старого героя, а целый перфоманс по передачи права называться и играть определённую роль. Одна только возможность увидеть это своими глазами должна вызывать у вас желание ознакомиться с ним.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством

Пантеон скандинавских богов представлен большим количеством разнообразных существ, но самой главной группой божественных созданий, которой в той или иной степени поклонялись практически все народы Северной Европы, были асы - боги-воители. Они жили на небе в неприступной крепости Асгард, связанной с миром людей Радужным мостом. Как гласит скандинавская мифология, Тор - бог грома и молний - был самым сильным и величественным среди двадцати семи асов-воителей. О нем и пойдет речь в нашей статье.

Скандинавская мифология: языческие верования народов Северной Европы

Культуру Норвегии, Исландии и Германии просто невозможно представить сейчас без мифологии, которая была основным религиозным верованием этих народов. Согласно языческому культу, практически каждое природное явление имело своего бога или богиню, но географическое расположение северных стран существенно повлияло на характер богов скандинавского пантеона.

Долгие холодные зимы и суровое лето не располагали к появлению добрых и милых божеств, поэтому последние, как правило, суровые воины, каждую секунду своего существования сражающиеся за добро и мир в небе и на земле. Большинство из этих божеств были благосклонно настроены к людям и помогали им избежать неприятностей, но слабых и трусливых боги жестоко карали. Ведь в условиях сурового климата нет места слабостям и сожалениям.

Неудивительно, что самые непонятные и страшные природные явления легко объясняла скандинавам мифология. Тор, к примеру, был тем богом, который мог вызывать гром и молнии, но применял он их только против великанов, защищая от них мир людей и крепость Асгард. Именно поэтому Тор пользовался всеобщей любовью и благоговением, о его подвигах сложена масса забавных и поучительных историй, по которым можно представить, какими невероятными качествами наделяли строптивого аса люди.

Тор - бог грома

Тор считался сыном верховного аса Одина. В матери ему прочили богиню Ерд, но, по некоторым источникам, родила этого богатыря другая жена Одина - Фригг. Еще младенцем Тор сумел показать всем богам в Асгарде свой вздорных характер и силу. Он с легкостью метал камни и медвежьи шкуры в момент гнева, хотя во все остальное время был милым и добродушным ребенком. Так как Тор - бог грома, то его внезапные вспышки ярости всегда сопровождались сжигающими все вокруг молниями и оглушающими раскатами грома. Из-за неуравновешенного характера Тор постоянно разрушал чертоги Асгарда, и мать решила отправить его на воспитание к приемным родителям.

Если верить тому, о чем повествует скандинавская мифология, Тор был взят в семью Вингнира и Хлоры, олицетворяющих молнии и пожар. Только им удалось обуздать невероятный темперамент бога грома и привить ему некоторое терпение и миролюбие. После совершеннолетия Тор был отправлен к отцу и матери, чтобы занять свое почетное место в пиршественном зале Асгарда.

Как выглядел Тор?

Тор - скандинавский бог-громовержец - просто не мог выглядеть хилым и заурядным, поэтому скандинавы наградили его невероятной внешностью и силой. По преданиям, он превосходил всех асов по росту и весу, имел могучую фигуру и рыжую бороду. Когда он восседал на своем законном месте за столом с другими богами, то никак не мог насытиться и успевал опустошить стол за несколько секунд. Неудивительно, что бога-воителя трудно было представить без доспехов и оружия, коим его щедро снабдила мифология. Тор никогда не расставался со своим молотом и поясом, помогающим ему побеждать самых страшных великанов.

По мнению скандинавов, от тела Тора постоянно исходил жар, поэтому Один запретил ему пересекать Радужный мост пешком или на колеснице после первой попытки, окончившийся обрушением опор и перил моста. Поэтому, когда Тор возвращался из своих военных походов, он мог попасть в Асгад только пересекая реку, разделяющую мир богов и людей, вброд.

Кому покровительствовал Тор?

Несмотря на всю свою воинственность и неуравновешенность, о чем свидетельствует скандинаво-германская мифология, Тор был очень добрым и оказывал свое покровительство униженным и угнетенным. Он часто помогал крестьянам, а рабы могли рассчитывать на то, что попадут в его дом Бильскирнир, где для них было выделено сорок помещений.

Многие северные народы признавали громовержца своим заступником и однозначно считали, что первое место в Асгарде должен занимать именно Тор. Скандинавская мифология наделила его массой волшебных способностей. К примеру, он мог влиять на плодородие, а также воскрешать мертвых людей и животных. Неравнодушным был грозный бог к детям и влюбленным парам, поэтому мог благословлять браки и служил защитником от детских ночных кошмаров.

Некоторые легенды свидетельствуют о том, что Тор снисходительно относился к морякам и всем, кто часто выходит в море. Поэтому во время шторма моряки никогда не пугались грома, они считали, что это Тор выполняет свои обязанности, защищая их от злобных великанов.

На чем передвигался Тор в своих странствиях?

Все боги Асгарда имели лошадей, но Тора не мог поднять ни один жеребец. Поэтому для него была создана специальная колесница, в которую запрягались два козла. Они имели злобный вид, а глаза их горели зловещим огнем. Так как в тяжелых военных походах пищу отыскать было сложно, то громовержец каждый вечер убивал своих козлов и, зажарив их на костре, съедал с большим аппетитом. Наутро Тор воскрешал животных и продолжал свое путешествие.

Волшебный молот Тора

Мифология снабдила громовержца амуницией, без которой он не смог бы победить своих врагов. Самым главным оружием Тора был огромный раскаленный молот - Мьелльнир. Сам молот символизирует удар грома и подвластен только самому богу. После каждого броска он всегда возвращается обратно, но даже Тор не мог удержать раскаленное оружие в голых руках. Поэтому громовержца всегда изображали в огромных железных рукавицах, позволяющих метать молот и ловить его, не причиняя себе вреда.

Пояс силы: секрет непобедимости бога-громовержца

На борьбу с великанами Тор никогда не отправлялся без своего пояса - Мегингъерда. Он выглядел как широкий кусок железа, украшенный заклепками и коваными деталями. Этот пояс в несколько раз увеличивал силу бога и делал его несокрушимым.

Несколько раз хитрые великаны пытались лишить Тора волшебных предметов, чтобы одержать над ним верх в решающем сражении, но, к радости асов, громовержец не допускал потери своих незаменимых аксессуаров.

Семья бога грома

Как свидетельствует скандинавская мифология, Тор был женат и имел несколько детей. Его первой женой была великанша, имя которой в переводе обозначает "железный камень". Она родила громовержцу двух сильных и смелых сыновей, которые должны были занять главное место в возрожденном после Рагнарека мире.

Вторая жена бога Тора - прекрасная златоволосая богиня Сиф - являлась полной противоположностью своего мужа. Она отличалась мудростью и спокойным нравом, в скандинавской мифологии она отвечала за плодородие и всегда приходила на помощь своему мужу в трудных ситуациях. В браке Сиф родила Тору сына и дочь, которая отличалась невероятной силой, унаследованной от своего отца.

О волосах Сиф, славящейся невероятной красотой, существует одна легенда. Бог хитрости Локи однажды подкрался к Сиф и остриг ее ради шутки. Увидев наутро свою жену, Тор пришел в бешенство и пообещал уничтожить Локи. В качестве извинения тот отправился к гномам, выковавшим для Сиф роскошные волосы из золота. Волшебные локоны моментально приросли к голове богини и стали ее главным украшением.

Молот Тора: амулет народов Северной Европы

Стоит отметить, что простые люди с огромным благоговением относились к волшебному молоту громовержца и часто использовали его образ в качестве оберега. Археологи находили на древних капищах множество подвесок в виде молота, покрытого узорами и рунами. Чаще всего амулеты изготавливали из железа, которое считалось металлом Тора, и серебра, напоминающего блеск молний в ночном небе.

Младенцам всегда вешали на шею небольшой молоточек на вощеном шнуре, часто это делалось одновременно с наречением новорожденного. Молот использовали во время бракосочетания, а также клали его на погребальный костер воина.

При строительстве домов крестьяне вбивали молот в ограничительные столбы и освящали им порог своего жилища для того, чтобы никакое зло и темные силы не смогли проникнуть в жизнь человека.

Поклонение Тору как образ жизни скандинавских народов

Бог грома был настолько почитаем, что многие обряды и традиции европейских народов тесно связаны с поклонением Тору. В его честь названо большое количество фьордов и бухт в Норвегии, а многие английские графства имеют в своем названии имя громовержца. К тому же в английском прочтении четверг дословно переводится как "день, посвященный богу Тору".

Во многих североевропейских культурах существовал специальный зимний праздник, во время которого было принято сжигать большое бревно и призывать Тора, способного принести с собой весну и тепло.

Особое отношение в Северной Европе было к красному цвету. Тор, пышущий жаром и мечущий искры, ассоциировался с красным цветом. Поэтому, чтобы добиться благословение бога-громовержца, девушки на свадьбу надевали красные платья. А в обручальные кольца, вплоть до распространения на территории Северной Европы христианства, должен был быть обязательно вставлен красный камень.

Бог-громовержец в скандинавской мифологии занимал и продолжает занимать особое место, ведь даже современные жители Северной Европы на всякий случай носят под одеждой маленький молоточек, надеясь снискать расположение грозного Тора.

Мнение о комиксе «Тор: Богиня Грома» от сценариста Джейсона Аарона.

Комиксам Marvel уже больше полувека, за это время выросло не одно поколение читателей комиксов, которые знают и любят персонажей этого издательства. Но рано или поздно наступает неизбежная пора перемен, которая настигает как персонажей, так и их окружение. Один из самых главных и старых героев Marvel Тор — не исключение. Важнейший на сегодняшний день момент его биографии мы увидим в комиксе «Тор. Том 1: Богиня Грома».

«Тор. Том 1: Богиня Грома» — тот самый комикс, в котором Тором стала женщина. Во время событий глобального сюжета «The Original Sin» Тор узнал страшную правду о своем прошлом, которая тут же сделала Одинсона недостойным своего могучего молота Мьёльнира . Но всегда должен быть Тор, поэтому Мьёльнир избрал нового героя. Точнее, героиню.

Джейсон Аарон прекрасно знал, на что идет, делая носителем имени Тора женщину. И самое приятное, что в своей истории сценарист активно использует это знание во благо сюжета. Он знал, что польются помои и критика, что лишь малая толика людей воспримет такое радикальное изменение персонажа, но он рискнул. И ответил всем ненавистникам прекраснейшим комиксом.

Первая арка рассказывает о противостоянии новоиспеченной Богини Грома Ледяным Гигантам. Это лишь костяк для экшена. Важнее здесь — то, как изящно работает со сценарием Аарон. За 5 выпусков он создает многослойную историю, в которой успевает как показать ориджин нового (?) персонажа, так и раскрыть старых, показать то, насколько сильно повлияли все изменения на Тора, Одина и других. Простыми инструментами и ходами Аарон рождает увлекательные конфликты, вдыхает новую жизнь в древних (буквально) персонажей и держит читателей постоянной интригой, ведь за первый том вам никто не раскроет личность новой Тора. За 5 выпусков Тор успевает как сразиться с Малекитом и Ледяными Гигантами , так и столкнуться лоб в лоб с Тором Одинсоном, а также предстать перед миром и другими героями. Все это украшается мастерски с помощью мелких деталей, таких, как список «подозреваемых» у Недостойного Одинсона и других маленьких, но очень живых сцен.

Но без рисунка Рассела Доттермана этот комикс не был бы таким интересным, ведь Доттерман изобразил образцовую супергероику, безмерно красивую и динамичную. Он отлично рисует как самих персонажей, так и экшен, играясь с панелями. Раскадровка сцен создана с целью нагнетания нужной атмосферы так, чтобы читатель на интуитивном уровне испытывал те или иные чувства во время прочтения. И это не говоря о притягательности некоторых разворотов. Богатая палитра цветов делает рисунок сочным и еще более красивым. Последний выпуск в книге нарисован Хорхе Молиной, чей рисунок очень красив и приятен глазу своими мягкими линиями. Единственное, что портит восприятие — приглушенные цвета, из-за которых достоинства художника оказываются в тени.

На русском языке комикс «Тор. Том 1: Богиня Грома» выпущен силами издательства «Фантастика» . Под твердым переплетом спрятались первые 5 выпусков истории, а также дополнительные материалы в виде обширной галереи обложек, раскадровок сцен и дизайн-скетчей персонажей. Отличное издание, в котором отдельно хочется отметить прекрасную обложку от Рассела Доттермана.

«Тор. Том 1: Богиня Грома» — образцовый пример того, когда громкие изменения в персонаже являются инструментом для создания новой истории, а не для повышения продаж. Джейсон Аарон создал безмерно увлекательный комикс, который является глотком свежего воздуха в застоявшейся мейнстримовой супергероике. Интригующий сюжет, интересное развитие персонажей, а также крутой экшен и рисунок, «Тор: Богиня Грома» по праву является одним из лучших комиксов современного Marvel наряду с живой классикой о Хоукае и Вижне и обязателен к ознакомлению для каждого любителям хороших комиксов.