Надежда Королева
Литературный вечер «Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора»

Цели :

Воспитывать интерес к художественному слову, развивать интерес к стихам разных поэтов.

Активизировать работу с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-речевом развитии.

Задачи :

Способствовать повышению интереса детей к поэзии;

Закреплять знания детей об осени , осенних месяцах , об осенней подготовке растительного и животного мира к зиме.

- Формировать у детей : желание уметь выразительно читать наизусть, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать артистические способности детей.

Развивать внимание, память мышление и воображение.

Предварительная работа :

Чтение детям стихов и беседы по ним, расширение познавательных интересов через строчки стихов. Работа по проекту «Времена года» раздел осень .

Знакомство детей с Пушкиным через чтение стихов о природе.

Разучивание наизусть стихотворений.

Привлечение родителей к воспитанию интереса к поэтическому слову, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности детей. (Разучивание Стихотворения и чтение произведений с детьми)

Разучивание танцев

«Дождик кап- кап- кап» , Листопад – Чародей.

Оборудование :

Фонограмма песен «Дождик кап- кап- кап» , «Листопад – Чародей» , магнитафон.

Презентация c иллюстрациями фотографиями к стихотворениям детей, телевизор.

Выставка книг с осенними стихами . Портреты писателей : Пушкин, Есенин, Фет,Маршак,

Декоративные дополнения к стихам : деревенские домики, у стенки одного дровница с дровами, осеннее дерево , куклы - осенние месяца Сентябрь , Октябрь, Ноябрь, сова с книжками, подсвечник со свечой, перо – ручка. Мольберт с картиной осени , краски, кисточки.

Ход литературного вечера.

Есть в осени первоначальной ,

Короткая но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Как чудесно поэты пишут об осени .

А что такое осень ?

Это время года.

Представьте себе, что вы художники, какого цвета краски вы возьмёте?

Скажите мне, кто может написать картину, не красками, а словами?

Поэты. К сегодняшнему дню мы с вами давно готовимся, каждый из вас выучил стихотворение. Каждое стихотворение это картина. Такие картины можно увидеть только в тишине. Вы готовы прислушаться к каждому слову в стихотворении, стихах- загадках? Тогда начинаем наш поэтический вечер (Денис) .

С летом год решил проститься,

Помутнела вдруг река,

Дружной стаей стали птицы

Собираться в отпуска.

И чтоб стало всё как в сказке,

Красоту земле даря,

Год разлил на осень краски

Из коробок сентября

Из чьей коробки ГОД достал краски ? Денис принеси нам сюда сентябрь (кукла - сентябрь)

Сентябрь (Максим)

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы” за моря

И открылась школа. С. Маршак

Круглый год. Октябрь. (Рита. П)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек

С. Маршак

Про какой месяц Рита прочитала нам стихотворение? Рита ищи октябрь и ставь его рядом с сентябрём. Скажите зачем на зиму нужно заготавливать дрова?

(Никита)

Солнце мерзнет, в тучи прячась,

Ветер северный завыл,

Птицы в отпуск потянулись,

Дождь холодный зарядил.

Я про осень размышляю

У закрытого окна :

Осень очень любит Пушкин ,

Осенью родился я !

Кто такой Пушкин? Да верно это великий поэт он написал много стихов, и сказок с ними мы ещё с вами познакомимся, а сейчас, Юлиана прочитает отрывок

Из романа «Евгений Онегин»

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день ,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора ;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

Руслан загадает нам 2 загадки.

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает ?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

Осенью часто идут дожди , об этом проказнике поэты тоже написали стихи.

«Дождь по улице идет.» (Рома)

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень

Дождь идет (Илья)

Туча-кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча-лошадь, туча-жук.

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ :

«Разбегайся, дождь идет!»

Летят дождинки (Илья Л.)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Густой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Когда идёт дождик нам грустно или весело? …

А всё зависит, какое у нас настроение. Давайте мы с вами превратимся в дождик и немножко попроказничаем.

Танец «Дождик кап- кап- кап» .

Осень - дивная пора !

В воздухе летают листья,

Словно летом мошкара.

Об осенних листьях и осени есть много стихов

Осенний листок . (Саша)

За окошком лист осенний пожелтел ,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

Осень (Катя)

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается

Осень (Артём)

Осень ,

Осень .

В тучах отсырело -

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

На тропинку,

Выдуло зайчонка -

Первую

Снежинку.

Осень (Соня)

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень ,

Бродит осень .

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый -

Кленовый.

Листопад!

Листопад! Листопад! (Кирилл)

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная ,

Самая нарядная!

Вы знаете, что осенью спускается на землю «Листопад – Чародей» и гуляет по улицам, паркам, а лес его любимое место для игр.

Танец Листопад – Чародей.

Максим загадает загадку.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?

(птицы)

Видеоролик улетающих птиц. Кто это? что они делают? о них мы сейчас и почитаем стихи.

«Наступила осень (Даша)

Наступила осень ,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края

Стрижи (Рита Г)

Улетели сегодня стрижи.

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

К зиме готовятся не только птицы, но и звери. Кирилл Юрьев расскажет нам про медведя.

Отыскал корягу Миша –

Есть одна стена и крыша .

Лёг к стене спиной, зевает.

Домик ветер продувает.

Беспокоиться не стоит :

Три стены зима достроит.

А Настенька у нас знает загадку об 1 из осенних месяцев . Попробуйте внимательно слушать и отгадать.

Лягушата, медвежата, (Настя)

И конечно барсучата,

В этом месяце опять,

На зиму ложатся спать!

Словно снег листва кружится,

И цветным ковром ложится,

Засыпает вся природа,

В какой же месяц года? (октябрь)

Давайте вспомним с вами как к зиме готовят припасы белки.

Осенние хлопоты

Сколько белкам хлопот! Поспевает орех,

яблоки, груши, рябины.

Надо белых грибов насбирать,

Нанизать их по веткам сосновым,

Конопатить дупло мохом новым,

Трав и листьев в гнездо натаскать.

Оттого-то в лесу суетня,

И без ветра в движенье верхушки,

Оттого вкруг косматого пня

Взрыты мхов разноцветных подушки.

А вы знаете, что всё это время за вами наблюдали ежик и лисёнок. Нам так понравился ваш литературный вечер , что мы решили подарить вам три свои любимые книжки, о том, как живут в лесу, заяц лиса и медведь. Воспитатель вам почитает, а пока вы можете посмотреть картинки. Только берегите эти книжки, они наши любимые.

На этом мы закончим наш литературный вечер , было очень приятно находится в вашем обществе, слушать чудесное чтение стихов. Я получила от вечера с вами большое удовольствие. Надеюсь на новые встречи.

Цели и задачи урока:

  • познакомить детей с красотой осеннего пейзажа;
  • раскрыть роль искусства в понимании красоты природы;
  • воспитывать у детей любовь к родному краю, используя произведения живописи, литературы, музыки.

Оборудование урока: интерактивная доска, 23 слайда, рисунки, стихи и сочинения детей.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…

Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, зато луна часто бывает серебристо-белой.

В слове «Родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по данной теме.

Вот и кончилось теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. За этот месяц об этом замечательном времени года мы говорим на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Мы читали произведения К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, а также писали свои сочинения и сказки. Учили стихи И. А. Бунина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, К. А. Бальмонта – сочиняли свои четверостишия. Рассматривали репродукции великих художников - рисовали свои рисунки.

2. Работа с текстами.

Дети выборочно зачитывают тексты, а другие ученики дополняют пословицами и поговорками (4 чел.)

Сентябрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Осень-художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берёз. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дожди с собой ведет». (Народная пословица.)

В конце месяца бывают заморозки. Лужи покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике – орехи, на болоте – клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».

После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы.

В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна.

Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».

2 чел. Рассказывают про день осеннего равноденствия, и почему осенью желтеют листья.

День осеннего равноденствия

23 сентября – день осеннего равноденствия. День и ночь равны, они длятся по 12 часов. Поэтому 23 сентября называют днем осеннего равноденствия. После этого ночь становится все длиннее и длиннее, а день заметно уменьшается.

Наступают короткие осенние дни осени: чуть скрылось солнце – и уже надвигается ночь.

Почему осенью желтеют листья

Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество. Оно придает листу такую окраску.

А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми? Зеленое красящее вещество (хлорофилл ) разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными.

Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Зерна хлорофилла продолжают все так же быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.

Но в клетках листа есть и другие красящие вещества – желтые, только летом буйная зелень их заглушает.

Теперь же, когда зеленое красящее вещество постоянно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют.

Конкурс «Проба пера».
1) У нас проходил конкурс «Проба пера», на котором вы пробовали сочинять свои строчки. Сейчас мы послушаем некоторых учеников.

Стихотворение Насти Абраменко «Осень».

Люблю я нашу осень!
Она мне свет несет.
И осенью, и осенью
Отправлюсь я в поход.
Найду красивый кустик,
И деревце найду.
Где листья золотые
Багряные растут.
Сорву себе листочков
И в книжке засушу.
И долгою зимою
О лете погрущу.

Бондарев Алеша «Осень»

Осенним днем мы в лес ходили,
Стояла теплая пора.
Даже не верится, что лето
Было почти еще вчера.
И лес стоит еще зеленый,
Грибочки прячутся в траве.
Но скоро сменит лес окраску,
Прольются дождички к земле.
Наступит осень золотая,
И птицы улетят на юг.
И будет отдыхать природа
Под снегопад и завыванье вьюг.

Миляева Алена. «Хрустальный день».

Осень наступила,
Пришел хрустальный день.
Деревья золотые
Стоят во всей красе.
В лесу вдруг стало тихо…
В хрустальной тишине
Трепещут лишь листочки
В неслышном сквознячке…

2) Некоторые дети нашего класса внимательно наблюдали за природой и написали свои сочинения.

Сочинение на тему «Осенняя пора» ученика 3а класса Косарева Владика.

С приходом осени в природе наблюдаются изменения. Они затрагивают растительный и животный мир. По утрам стало холоднее, деревья сбросили часть листьев, а оставшиеся поменяли свой цвет с зеленого на золотисто-желтые, багряные и красные.

Рассказ Насти Кабиной «Осень».

Чарующе прекрасна русская осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья в своей красе! Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-желтые березки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его.

Рассказ «Осенний лес» ученицы 3а класса Слепухиной Насти.
Наступила осень. Необычайно красив осенний лес.Оказавшись в лесу, я была поражена множеством различных красок. Здесь было и золото берез, и багрянец осиновых листьев, и все так же зеленели сосны. Присмотревшись, я заметила, как маленький паучок плел серебряные сети.Тишина леса завораживала меня. И только шелест падающих листьев нарушал покой в этом удивительном царстве.

3) Мы с вами читали, писали, рисовали, а сейчас посмотрим репродукции картин великих художников.

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж берегов. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая березовая рощица. Справа – отдельные деревья – красно-бронзовые дубы. На переднем плане – река. Вода в реке темно-синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая березка определяет поворот реки.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.

Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти – художник по-пушкински изображает осень, рисуя «пышное природы увяданье». Мы любуемся красотой родного края, которая всегда влекла к себе мастеров русского пейзажа.

Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень».

На картине Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали до самого горизонта. На переднем плане – поляна с тропинкой, молодой березняк, краснеющие осины, сочные, зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг ровным светом. Пейзаж написан с высокого берега реки.

Илья Семенович Остроухов «Золотая осень».

Остроухов вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Все его внимание привлекает передний план: два старых клена с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зеленая трава, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше все как будто сливается с ярким золотом осенней листвы. Но, изображая осень в ее золотой красоте, Остроухов не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

4) Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

На фоне этой музыки ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

3. Итог урока.

На фоне музыки говорит учитель. Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Прекрасная мелодия П.И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.

Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.

Как вы понимаете народную мудрость: «Осень всех наградила, все загубила»?

Осень наградила нас желтыми и красными яблоками, синими сливами.

Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.

Что такое звук осени?

  • Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком;
  • Поют грустную песню капли осеннего дождя;
  • Пахнет в осеннем парке, лесу сыростью и увядшей листвой.

Наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.

«В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе». М. М. Пришвин

Спасибо всем за урок.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

There is a spell in autumn early,
One all too brief, of an enchantment rare:
The nights are radiant and pearly,
The days, pellucid, crystal-clear.

Where played the sickle and fell the corn, a mellow,
A warm and breathless stillness reigns supreme;
Spanning the brown and idle furrow,
A dainty thread of cobweb gleams.

The birds have flown, we hear no more their clamour,
But winter"s angry winds not soon will start to blow -
Upon the empty fields there pours the azure glow
Of skies that have not lost the warmth of summer.

Exists in the autumnal growing
A brief, but an enchanting phase:
The day - as if in crystal glowing,
The dusk - in the resplendent glaze.

Where ears fell to zesty sickle"s rending,
It"s bare around; through a widespread range
Glows only, thinning and unbending,
A web string on an idle trench.

The air"s depleting, quiet - birds have pealed,
Of nascent wintry storms there isn"t a clue,
And pours the warm and the transparent blue
Onto a resting field...

There is a fleeting, wondrous moment
during autumn"s early days:
time stands motionless, time"s a crystal,
evenings bathe in brilliant rays.

Where sickles swung and crops were toppled,
there"s just an empty wasteland now.
A strand of glittering web is all you notice
across an idle track cut by a plough.

The air has emptied. Birds no longer chatter,
though there"s some time to wait for winter"s snow and rain,
and pure and warm, a gentle blue is flowing
across the resting plains.

Jest chwila krótka w dniach jesiennej pory,
Przedziwnych chwila mgnień:
Powietrze czyste, kryształowy dzień,
Świetliste jeszcze wciąż wieczory...

Gdzie rześki błyskał sierp i padał kłos,
Dziś głucho wszędzie, opuszczona niwa;
I tylko cienki pajęczyny włos
Na śpiącej bruździe odpoczywa.

Wichrowe jeszcze śpią poświsty,
W powietrzu pustka, zmilkły ptaków spory,
I spływa lazur jasny, ciepły, czysty
Na pogrążone w sen ugory.

Я знаю в праосені пору,
Таку коротку і ясну.
Повітря чисте, день прозорий,
I вечір зве в далечину.

Де серп гуляв і падало колосся,
Усюди простір, пусто на стерні.
Лиш павутиння, мов тонке волосся,
Блищить на марній борозні.

Не чути птиць, повітря захололо,
Далеко ще до перших сніжних хуртовин,
Блакить прозора й тепла ллється з височин
На стомлене і тихе поле.

Er is, als de herfst amper is verschenen,
Een korte maar heerlijke tijd -
Alle dagen als door kristal beschenen,
En de avond een stralende heerlijkheid.

Waar eens de sikkel het koren luchtig deed vallen
Is het nu uitgestrekt en verlaten.
Alleen de spin weeft er nog zijn vallen,
Een schittering over stille paden.

In de lege lucht laat geen vogel zich horen.
De eerste winterstorm nog ver in "t verschiet,
Warm en zuiver is het azuur dat vliedt
Over de rustende voren..

U jesenskih je prvih dana
Kraćahna, ali divna dob -
Kad stoji dan ko" od kristala,
I večer sjaji blistavo…

Gdje šet"o čilo srp i klas gdje pad"o
sad tek je prostor svud - i pusto sve -
i paučine tanki vlasak samo
Treperi gdje je brazde pusti red.

Zrak samotan, ni ptica čuti više,
no daleko još je do prvih zimskih bura -
potoci toploga i čistoga azura
leže gdje polje mirno diše…

初秋有一段奇异的时节,
它虽然短暂,却非常明丽——
整个白天好似水晶的凝结,
而夜晚的天空是透明的……

在矫健的镰刀游过的地方,
谷穗落了,现在是空旷无垠——
只有在悠闲的田垄的残埂上
还有蛛网的游丝耀人眼睛。

空气沉静了,不再听见鸟歌,
但离冬天的风暴还很遥远——
在休憩的土地上,流动着
一片温暖而纯净的蔚蓝……

      一八五七年
       查良铮 译

«Есть в осени первоначальной...» было написано Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражен картиной вокруг. Стихотворение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.

Главную роль в описании принимают эпитеты, автор называет эту пору "дивной", показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Одной из характерных особенностей творчества Тютчева было объединение человека и природы, особенно видно это в стихотворении благодаря образу поля и метомимий. Третья строфа повествует о том, что всё живое чувствует приближение зимы. Для поэта осень была как зрелость человека, мудрость. Это стихотворение несет легкий осенний воздух, некую печать и нежную грусть.

Произведение состоит из трех строф, Тютчев использовал перекрестную рифмовку и музыкальный ритм. Среди художественных средств не только эпитеты играют главную роль, еще есть сравнения, метафоры, олицетворения и антитезы.

2. Анализ стиха

Поэтическое произведение, как известно, по сво­ему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, «втисну­тый» в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображе­нии проницательного читателя. Каждое слово в ли­рическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.

В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его сти­хи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тот­час же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.

Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно пред­ставить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт по­эзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворе­ние, восхваляющее родную природу, заслуживает са­мого пристального внимания.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, на­сколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на чело­века огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становят­ся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивитель­но красив. Особую радость доставляет погода - мяг­кая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особен­но остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, свя­занные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не раду­ют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрады­ваются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадо­ваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощу­щение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияю­щей на настроение так ненавязчиво и легко.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: «дивная пора», «хрустальный день», «лучезарный ве­чер». Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окру­жает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, на­ступлением красивейшего времени года - осени.

«Хрустальный день» - это удивительная неося­заемая драгоценность. К ней невозможно прикос­нуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! «Хрустальный день» в понимании чи­тателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в про­зрачном воздухе начинают казаться еще более чис­тыми и нежными.

Эта удивительно красивая «дивная» пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волную­щую яркость красок. Первые холодные дожди и вет­ра смоют прозрачность и лучезарность «хрустально­го дня». И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается «паутины тонкий волос». Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как толь­ко пройдет период, отпущенный природой на любо­вание первоначальной осенью.

Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям велико­лепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.

Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладить­ся его сиянием и теплом. Особую радость дарит ве­чер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великоле­пия окружающей природы.

«Лучезарный вечер» словно сияет разными крас­ками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже са­мый лучший художник не может сравниться с кар­тиной, которую пишет сама осень. «Льется чистая и теплая лазурь». Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружаю­щий мир с наступлением ранней осени. В этом сти­хотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окру­жающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.

Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тют­чев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о «бодром серпе». «Где бодрый серп гулял и падал ко­лос». Действительно, летом кипит работа, нет вре­мени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться со­зерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершен­но отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически не­ощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.

Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красо­ту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на са­мом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоция­ми. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе соб­ственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Пейзажной лирике Тютчева Федора Ивановича стоит приделить большое внимание. Это непросто описание природы, это целый момент жизни пережитый, описанный и наполнен смыслом. Невозможно читать стихотворение автора и не представлять ту красу, о которой идет речь. Большого внимания требует стихотворение «Есть в осени первоначальной…», потому как автор не любил осень и считал ее, символизирующей смерть живой природы. Но не восхищаться ее красой он также не мог. Поэтому 22 августа 1857 года возвращаясь с дочерью в Москву, он был поражен красотой окружающей природы и сделал черновик данного стихотворения. Относят его уже к более зрелой лирике поэта.

Период, описанный в стихотворении, еще не совсем наступившая осень, а последние теплые деньки, называемые в народе «бабьим летом». Автор использует много красивых эпитетов, делая тем самым стихотворение сказочным и запоминающимся. День в него приобретает хрустальный цвет, а вечера стаю лучезарными. Также видна взаимосвязь человека и природ. Появляется образ поля, где гулял серп и падал колос.

Стихотворение состоит из трех строф написанных разностопным ямбом. Рифмовка в первых двух строфах используется перекрестная, а в последней - опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются, создавая музыкальное звучание, а использование длинных и коротких строк показывает недолговечность и непостоянство природы.

Федор Тютчев всегда показывал, что осень наводит на него угнетение и тоску. Она напоминает о том, что все в жизни имеет свой финал и человеческая жизнь не исключение. А в более зрелом возрасте такие вещи ощущаются сильнее, поэтому унылый осенний период автор старался проводить за границей, так он спасался от увядающего русского пейзажа. Но предшествие осени и теплые последние деньки очень любил.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.
Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:


Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.
Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года - осени.
“Хрустальный день” - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.
Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.
Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.
Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.
“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.
Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”. Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.
Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.
В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

18715 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной. "

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной. "

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. » - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Тема стихотворения – состояние природы в первые дни осенней поры. Автор невероятно красиво и правдоподобно описывает то, как выглядит и как «ощущает» себя природа в «осени первоначальной».

Настроение стихотворения полностью умиротворённое, спокойное, полное тихих дум о будущем и, в то же время, не забывающее о настоящем, о ценности этого осеннего мига.

Произведение состоит из трёх четверостиший, каждое из которых является отдельной пейзажной зарисовкой, но свой истинный смысл, значение они обретают, только соединившись в одно целое.

Для передачи всех чувств и мыслей автор использует различные художественные приёмы. Здесь присутствуют эпитеты: дивная пора, лучезарные вечера, бодрый серп, праздная борозда и др. Есть также олицетворения: день стоит, серп гулял, льётся лазурь. И ещё присутствуют метафоры: паутины тонкий волос, отдыхающее поле и др. Эти приёмы как нельзя лучше помогают поэту достичь тех живых впечатлений, которые он и хотел передать своим произведением.

Основная идея стихотворения – каждый момент, каждое время года должно быть нам драгоценно, нужно уметь видеть прекрасное в каждом дне, оставляя при этом в памяти прошлое и будущее.

Это стихотворение по-настоящему оставило во мне неизгладимое впечатление, поэт мастерски передал все чувства, краски, эмоции, которые очень близки и мне.

Обновления на сайте

Послушайте стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной

Темы соседних сочинений

Картинка или рисунок Есть в осени первоначальной