Построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1. Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле. Предыдущий особняк для своей семьи Шехтель построил в Ермолаевском переулке в 1896 году в псевдоготическом стиле, который был в моде в то время. В 1910 году пришло время других стилей, и он строит дом в стиле неоклассицизма. Получился ансамбль из двух домов – по красной линии жилой дом владельца, а во дворе был двухэтажный жилой корпус. Первоначально во дворе проектировалась мастерская с большим окном, но обстоятельства вынудили архитектора вместо нее сделать жилой дом с двумя 4-х комнатными квартирами на первом и втором этажах. Вместе с семьей зодчего стала жить сестра его жены, сотрудник Румянцевского музея Вера Тимофеевна Жегина и их племянница художница Вера Александровна Попова.

Фасад дома состоит из двух частей: слева - одноэтажной объем с проездной аркой и двухэтажная правая часть, ассиметричная по композиции. Декор фасада – гимн московскому ампиру начала XIX века. Правая часть двухэтажного объема украшена торжественным портиком из четырех приставных полуколонн дорического ордера, между ними большое трехчастное окно-портик с изящной расстекловкой. Это окно и гостиная-холл за ним – центр композиции фасада и всего здания, своеобразный храм искусств. Идея вечной и абсолютной значимости искусства заявлена не только в композиции, но и во фризе с античными фигурами, который расположен над аркой. Он очень напоминает фриз панафенийских шествий знаменитого храма Парфенона на Акрополе. В центре композиции, выполненной по рисунку Ф.О. Шехтеля Афина Паллада. К ней по обеим сторонам шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры. Вся композиция напоминает нам о строгой величавости послепожарной Москвы. Статичности фасада противостоит динамика внутренней композиции. Она строится вокруг гигантского, в два этажа холла-гостиной, где часто устраивались выставки работ детей архитектора. По стенам здесь также висели работы его друзей художников. Жилые помещения выходили окнами во двор, который соседствовал с двором здания Московского Архитектурного общества, возглавляемого Шехтелем.

В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.

В 1918 году дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий с семьей выселены. За последние восемь лет жизни Шехтель сменил три адреса . Революция лишила его всего. После 1917 года он уже ничего не строил. Молодой республике не понадобилось мастерство великого архитектора. Шехтель тяжело болел, ютился с женой и старшей дочерью в квартире дочери Веры на Малой Дмитровке и умер от рака желудка 7 июля 1926 года.

После революции в доме проживал крупный военный, общественный и государственный деятель Роберт Петрович Эйдеман. В дворовом флигеле в середине 1930-х была мастерская скульптора И.Д. Шадра.

В 1990-х в доме проживали бомжи. Они топили камин остатками уникальной мебели и деревянной обшивкой стен. Интерьеры особняка восстановлены силами фонда «Стратегия», которому дом принадлежит с 1993 года.

Дом станет по-настоящему уютным, красивым и гармоничным после того, как все предметы интерьера займут свои места. Для этих целей прекрасно подходит неоклассический стиль. Современные дома в неоклассическом стиле сочетают в себе изысканную красоту, комфорт, уют. Направление дает возможность точно передать отменный вкус хозяев.

Когда начались раскопки руин Помпеи в восемнадцатом веке, данные о древнем мире, которые были получены в результате проведенных исследований, произвели целую революцию в области дизайна интерьеров и архитектуре. Неоклассическое направление в разных своих проявлениях доминировало в архитектуре Запада около столетия. В Америке это был федеральный стиль, а в Британии - георгианский.

Неоклассика возникла в глубинах модерна и стала, в свою очередь, некой попыткой найти новое и значимое направление эпохи, при этом обращаясь к традициям прошлого. Столь широкое распространение получил в конце двадцатого века, соединив в себе элементы классицизма и модерна. Современные квартиры и дома в неоклассическом стиле подтверждают и тот факт, что направление в оформлении интерьеров включило в себя также многие элементы из культур античных Греции и Рима. Наиболее популярным и узнаваемым элементом неоклассического стиля стали ионические, коринфские и дорические колонны.

Само направление было придумано теми преданными поклонниками классицизма, которые не желали превращать свой интерьер в некое подобие музейного зала и отставать от современных тенденций. Неоклассика, в своей сущности, представляет собой рациональный минималистский подход к благородной классической школе обустройства и декорирования жилья. Она делает классический стиль более гибким, также дает возможность создать уникальную атмосферу комфорта и респектабельности абсолютно в любом помещении.

Особенности оформления интерьера домов в неоклассическом стиле

Дома является важной частью жизни любого человека, местом его постоянного обитания. Поэтому очень важно, чтобы он отличался комфортом, полностью отражал принципы и характер своих хозяев и соответствовал их образу жизни. Для этих целей как нельзя лучше подходит неоклассический стиль, который отличается функциональностью, изысканной красотой. С помощью него технологические современные элементы незаметно вплетаются в общий образ всего жилья и оттенены богатым декорированием и произведениями искусства.

Для неоклассического интерьера домов характерно использование монохромной или нейтральной цветовой гаммы, которая создает теплую и умиротворяющую атмосферу. Как и интерьер домов в нормандском стиле , неоклассический интерьер предполагает, что эффект простоты и в тоже время роскоши достигается кремовыми, молочными, бежевыми оттенками. Также используются такие яркие тона, как коричневый, терракотовый, зеленый, оранжевый, бордовый, красный.

Широко применяются в оформлении интерьеров такие материалы, как гранит, дерево, стекло, туф, мрамор, а также их имитации. Современный интерьер домов в неоклассическом стиле предполагает, что в качестве напольного покрытия может выступать паркет или качественный ламинат, паркетная доска. Большие комнаты украшаются коврами с классическими орнаментами. В кухне, прихожей, ванной используется керамическая плитка, которая имитирует натуральный гранит или мрамор. Сегодняшний неоклассический стиль интерьера дома предполагает что, потолки и стены могут украшаться античными орнаментами, вензелями. Также применяется широкая лепнина или каминные порталы. Стены оклеиваются обоями с крупными цветами и узорами или отделываются деревом, декоративной штукатуркой.

Главные составляющие неоклассического интерьера домов

Используемая мебель характеризуется изящностью, легкостью. Здесь изогнутые и плавные линии гармонично сочетаются с прямыми. Предметы отличаются спокойной расцветкой, традиционными материалами и изысканной обивкой. Их пропорции должны соответствовать размерам комнаты. Правильно выполненный интерьер дома в стиле неоклассика показывает, что для мебели характерны сдержанные, но в тоже время изысканные декоративные элементы. Мотив колонн может прослеживаться в торцах, ножках, стойках, подлокотниках.

Среди декоративных элементов особой популярностью пользуются вазы, античные скульптуры и статуи. Вместо полок могут использоваться изысканные кованые подставки. В качестве перегородок для зонирования помещений выступают колонны и полуколонны, также пилястры и архитравы. Разные по назначению помещения плавно перетекают друг в друга.

В оформлении неоклассического интерьера особое место уделяется освещению. Для этих целей используется достаточно большое количество встраиваемых и подвесных светильников. Они имеют старинный, но в тоже время практичный и актуальный вид. Осветительные приборы могут декорироваться классическими утонченными узорами, стеклянными подвесками. Любой дом в стиле неоклассицизм имеет рассеянное и матовое освещение, которое достигается благодаря встраиваемым софитам, бра, располагающимися на разных уровнях. Текстиль на окна выполняется из современных искусственных материалов.

Винкельман утверждал: "Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, даже неподражаемыми - это подражание древним".

НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. Le style Neoclassique, нем. Neoklassizismus от греч. Neos - "новый"; см. Классицизм) - возрождение принципов и творческого метода Классицизма после формирования этого художественного направления в искусстве Италии начала XVI в. (см. римский классицизм), в конце XVI в. Основными характерными чертами неоклассицизма являются легкость, утонченность и прямолинейность. Первопроходцами неоклассики стали Роберт Адам и Джон Соун, которые с необычным подходом создавали архитектурные ансамбли на основе древних Помпей и Рима, привнося в них легкость и изящество, почитаемые их современниками.

Неоклассицизм по правилам. Законы стиля от дизайнеров:

Закон 1. Неоклассицизму присуще обращение к античности, с ее легкими, изысканными прямыми линиями. Типичные украшения – листья, раковины, архитектурные фронтоны.

Закон 2. Утонченные формы мебели прекрасно сочетаются с нежными цветовыми решениями, тем самым формируя очень гармоничную общую картину декора помещения.

Закон 3. Неоклассика не терпит перегруженности стилистическими элементами, а тяготеет к минималистичной простоте линий, приправленной классической мягкостью

Закон 4. Пространство в интерьере неоклассицизма как бы перетекает из одного в другое: из прихожей или холла открывается вид на гостиную и дальше.

Закон 5. Монохромные цвета создают умиротворяющее настроение, пастельные оттенки преобладают, недопустима перегруженность цветочными орнаментами.

Интерьеры неоклассицизма в Малом Трианоне (Версаль) - это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных. Расположенное на квадратной площадке здание опирается на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный уровень виден только со стороны фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура.

СТИЛЬ НЕОКЛАССИЦИЗМ У ВАС В ДОМЕ.

1. По периметру центральной комнаты вашего дома (гостиной или холла) желательно расставить колонны или обозначить границы пространства фризами. Колонна она задает тон всему пространству. Но не слишком увлекайтесь атрибутами классической эпохи!

2. Неоклассицизм хорош тем, что в этом стиле можно самому выстроить пропорции. Делайте практически полностью минималистичный интерьер с намеком на классику, либо привносите в классическую атмосферу помещения нотки минимализма, обозначенные в отдельных предметах интерьера . Здесь главное – спокойствие и гармония!

3. Неоклассицизм не приветствует обилие текстиля в интерьере. Однако, в одной-двух комнатах уместны ковры с графическим рисунком неконтрастных цветов. Для покрывал и занавесей подойдет шелк. Ну а в качестве обивки для мягкой мебели идеальна светлая кожа.