Тема 12. Человек:

индивид, личность, индивидуальность

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают.

Человек в психологии.

Так кто же такой ЧЕЛОВЕК?

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Так что, человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек"" используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

В практике психологии человека изучают в нескольких аспектах (см. Схема 1).

Схема 1. Изучение человека в психологии

1. Человек как индивид отражает биологическую сущность. Все мы, как и все живое – часть природы. В данном аспекте рассматривают то, что дано человеку от природы, что делает его принадлежным к человеческому роду, изучается человеческий организм, его строение и как это влияет на психику.

2. В то же время, человек – это всегда активное существо . Даже когда мы спим, отдельная часть нашего сознания не дремлет, продолжает переваривать воспринятую за день информацию. Да и человек всегда занимается какой-либо деятельностью, общается с другими людьми, размышляет, проявляет психическую активность (познавательную активность),

3. Третий аспект изучения человека связан с тем, что ребенок появляется на свет не изолированно, а сразу попадает в общество , которое тут же начинает предъявлять к нему свои требования. Начиная с того, что ребенку дают имя, и с детства учат: так можно поступать, а так нельзя, с рождения ребенок воспринимает социальные роли (сына, дочери, воспитанника детского сада, школьника и др.) и т. д. Это все относится к человеку как к личности – социальному существу.

4. И все выше перечисленное складывается в неповторимую индивидуальность каждого человека . Любой человек уникален. Каждый из вас уникален.

Но как соотносятся эти понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность?

Индивид и личность.

û Как вы думаете, что такое личность?

û Всякого ли человека можно назвать личностью?

Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом.

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В связи с этим возникает вопрос об особенностях подхода к личности в психологии.

Важной задачей психологической науки ставится обнаружение психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность.

Вы, конечно же, никогда не завали себе вопроса, чем индивид отличается от личности, поскольку эта тема вряд ли волновала вас хоть сколько-нибудь. Однако чем старше вы становитесь, тем серьезнее ваше отношение к миру… а может быть, вы просто услышали краем уха спор о том, кого же можно назвать личностью, а кого – нет? Как бы там ни было, вопрос поднят – значит, нужно выяснить ответ.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет малыша позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда и т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду.

Можно с уверенностью сказать, что вы – индивид. Как и ваши родители, и учителя, и тот высокий парень из соседнего дома, и красивая девушка с верхнего этажа… Однако младенец в коляске тоже является индивидом, так что гордиться вам особо нечем: это привилегия человека от рождения – быть не особью, подобно животным, а индивидом, и для того, чтобы попасть в эту категорию, нужно просто иметь руки, ноги, голову и все, что есть у человека (додумайте сам).

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид.

Индивид (от лат. неделимое) – это единичный представитель человеческого рода (вида homo sapiens), конкретный носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом (скелетно-мышечное строение, обеспечивающее возможность прямохождения, овладения речью, нервная система с определенным строением головного мозга и пр.). И вместе с тем в понятии «индивид» указывается и на то, что это единичное существо, отличное от других (индивидные признаки различны у людей – строение тела, цвет волос, особенности нервной системы и пр.).

Основные характеристики индивида:

Возрастно-половые:

Возраст и фаза жизни;

Половой диморфизм (мужской, женский пол);

Индивидуально-типические:

Конституционные свойства (особенности анатомии человека, строения тела);

Нейродинамические свойства (тип нервной системы, свойства мозга и пр.);

Цвет глаз, волос и пр.;

Биологические потребности (в еде, безопасности и т. д.);

Задатки;

Активность.

Высшая интеграция индивидных индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Как мы выяснили, индивидность связана прежде всего с природными образованиями, с организмом человека, его строением. Это то, что закладывается у человека во внутриутробном развитии. В целом природные, телесные свойства составляют предпосылку и условия развития его внутренних, психических качеств, присущих человеку. Например, определенное строение гортани и связок отвечает за то, что человек может говорить, а кто-то и прекрасно петь.

От индивида к личности.

û Ответьте, является ли новорожненный человек личностью? Можно ли говорить о личности жи­вотного?

Быть индивидом хотя и приятно (все-таки не особь, правильно? – уже хорошо), но не особенно почетно: надо же как-нибудь выделиться из общей массы вам подобных, но как это сделать? И что получится в результате? А вот это как раз ключевой вопрос! Индивид, то есть человек, который не желает делать все так, как другие, думает, чувствует и действует по-своему, не боится иметь собственную точку зрения, постепенно превращается… в личность ! То есть личность является индивидом, а вот индивид может не быть личностью – печальная, между прочем, картина.

Однажды Плакса, Озорник, Тихоня и Очкарик задумались – а что, собственно, выделяет их из толпы им подобных? В конце концов, таких школьников, как они, очень много, кое-кто из них даже внешне похож на эту четверку. Но ведь они же особенные, разве нет? «Наверное, я знаю, в чем дело – твердо заявил Очкарик. – Ты, Плакса, очень ранимая девочка, ты умеешь сопереживать другим, это хорошо. Ты, Озорник, мастер на всевозможные выдумки, и это прекрасно. Тихоня у нас очень добросовестная девочка, с любой работой справляется только так. Ну, а я… - Очкарик замялся, - я очень умный… и только попробуйте с этим не согласиться!!!»

û Подумайте, а чем вы выделяетесь из толпы себе подобных?

Являясь на свет как индивид, человек приобретает особе социальное качество, он становится личностью. Философское определение личности было дано К. Марксом. Он определял сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных качеств и свойств.

û Если дать описание личности человека в Древние времена, в средние времена в Западной Европе, в современные года в Северной Америки, Африке и России, эти характеристики будут одинаковыми? В чем будет их специфика?

Личностные особенности не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Личность рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Это социальная сущность человека.

Часто понятие личности разбивают на две категории: 1 ) личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личностью можно назвать конкретного человека, который является носителем сознания, способен к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строит определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Основные характеристики личности:

Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения, а также воля).

Опыт (знания, навыки, умения и привычки).

Индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

- Темперамент.

Способности.

Характер.

Мотивация и ценности.

Социальные потребности (в принятии человека и пр.).

Социальный статус и роли.

Сознательные цели.

Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Многие ученые (и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след.

û В этом контексте можно ли говорить о ЛИЧНОСТИ преступника?

Чем индивид хуже личности?

Да ничем не хуже. Просто он один из множества. Его не могут идентифицировать. Вот вспомните сказу о Царевне-лягушке. В начале сказки три брата – это три индивида, один от другого практически ничем не отличается: все трое следуют наказу отца и выпускают по стреле из луков, все трое приводят в дом молодых жен, пытаются угодить отцу и так далее. Зато в конце сказки мы уже ни с кем не перепутаем Ивана-царевича, он предстал перед нами во весь рост. А что же с его братьями? Они так и остались нераскрытыми для нас: кто из них женился на купеческой дочери, а кто на дворянской – не понятно. Да и не интересно, если честно.

Вообще индивид не вызывает в читателе желания узнать о нем побольше, тогда как личность приковывает внимание. Точно так же дело обстоит и в жизни – если вы ничем не выделяетесь среди окружающих, если вас ничего не интересует и вы не имеете собственного мнения и своего, оригинального взгляда на мир, то кому вы нужны? Кто захочет терять на вас свое время? Подумайте об этом!

Говоря о человеке, как о личности, мы выделяем целостность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Личность и индивидуальность.

Наряду с понятием «личность» нередко употребляется понятие «индивидуальность». Чем эти два понятия отличаются одно от другого? Что же такое индивидуальность человека?

û Не заглядывая в дальнейший текст, можете ответить, как вы понимаете индивидуальность человека?

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей . Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность - это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессах, психических состояниях, жизненного опыта.

Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Важными являются и врожденные особенности человека, и его собственная активность в формировании своей неповторимости. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают ()

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную сущность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Само-делка

Хотите, что бы вас называли «сильная личность», «яркая индивидуальность»? Так в чем же дело?

Само-делка, или работа над собой, само-конструктор, решайте сами, как вам хочется называть процесс выковывания из себя личности и индивидуальности. Это не просто, но человек может справиться с любой трудностью, если захочет, конечно. Но главное для вас – понять, что такое личность и индивидуальность, разобрав эти сложные конструкции на отдельные блоки.

Как мы выяснили, личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся, и этот процесс за­нимает многие годы

Развитие личности - это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивид стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе , вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек - общество» и фор­мирует прежде всего личность. И уже на первом году жизни у ре­бенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Одна­ко известно немало случаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались по­истине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вы­молвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антонови­ча с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отра­зилось на его умственных способностях: он не умел говорить и про­изводил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Также не становились личностями дети, похищенные и вы­кормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отноше­ния с окружающими людьми, с коллективом , с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее осо­бенности. Именно в деятельности складывается необходимое един­ство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.

Важны и цели, которые ставит перед собой человек. Точнее говоря, развитие лично­сти направляет цель жизни . Это очень знакомые слова, но вдумай­тесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это просто же­лание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, можно судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность, развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, со­ставляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями че­ловеческой культуры - идеалами и духовными ценностями. И тогда впитывание и внутренняя переработка этих ценностей приводит к формированию духовного ядра личности, ее нравственному самосо­знанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не завершается.

Задание. Разбираемся в терминах.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая мотор-; нал координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, тем­перамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразитель­ная мимика, литературная одаренность, направленность, бли­зорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

û Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Если да, то в чем она проявляется?

Новые понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Проверочные вопросы.

1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Как соотносятся понятия «человек» и «индивид»? Докажите, что человек как индивид подобен всем другим людям и одновременно отличается от них.

3. Как связаны исторические условия, в которых проживает человек, и формирование из него личности?

4. Выделите те факторы, которые необходимы для превращения индивида в личность.

5. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни? Являетесь ли вы такой личностью?

6. Как соотносятся понятия личности и индивидуальности?

7. Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Обоснуйте свой ответ.

8. Нарисуйте и опишите свое представление о связи понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

9. Выберите верный ответ

9.1 Признаком, отличающим человека от животного, является:

а) проявление активности, б) целеполагание, в) приспособление к среде обитания, г) взаимодействие с окружающим миром.

9.2. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция, б) физическое и психическое здоровье, в) принадлежность в виду homo sapiens, г) особенности внешности.

10. Являются ли дети-маугли личностями? Обоснуйте свой ответ.

11. Выскажите свое мнение по поводу высказывания: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Проверочные задания.

Литература и источники

1. Рогов человека. – М.: Владос, 2001.

2. и др. Психология. – М.: Академия, 1999.

3. Яровицкий В. Мой первый учебник по психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011.

4. Грецов психология для девочек. – СПб.: Питер, 2007.

5. Дьяченко словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

6. Немов: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

7. http:///obh/00066.htm

8. http:///obh/00150.htm

9. http:///difpsi/fxiepe. htm

10. http://cito-web. yspu. org/link1/metod/met121/node3.html

11. http://www. *****/for-students/cards/general-psychology/.html

12. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

13. http://www. *****/?Article=142

14. http:///psiforum/4--/

Диагностика личностных особенностей

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. Русалова online

По данной ссылке предлагается пройти серьезный психологический тест В. Русалова на выявление формально-динамических свойств индивидуальности. Опросник содержит 150 вопросов. Online форма позволяет быстро пройти методику и тут же (без регистрации и SMS) узнать результаты.

Если вы решите пройти данный опросник, и не поймете некоторых терминов в выводах, напишите преподавателю, и он объяснит, что означают полученные по тесту результаты.

Это интересно знать

Упражнения на самопознание личности

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой! Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется крат­кость и образность. Приводится пример: псевдоним - «Дядя Вася», отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисун­ки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся ха­рактеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пя­тибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокуп­ности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно "знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимает­ся как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания ху­дожественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объ­ектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рожда­ется у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предла­гает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к создан­ному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими су­ществами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмени­ваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень - умение завоевать внимание окружающих.

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местнрго значения», они должны постараться при­влечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно.

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек вни­мание большего числа участников игры.

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая ею взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Да­вайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в
группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им: «характери­стику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих уз­нали быстрее всех, и, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Ее устойчивые компоненты составляют понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность" . Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой - часть социально-практического бытия, - наводит на мысль, что по своей структуре понятия "человек", "личность", "индивидуальность" включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных соотношениях. Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются. В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид - это не просто единичное эмпирическое существо, "вкрапленное" в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые.


В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей.

Социально-деятельностная сущность человека, прежде всего, лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей - величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Теории личности.

В гуманитарных науках сформировались три основные концепции личности. Наиболее распространенной в социологии является статусно-ролевая концепция личности. Сторонниками этой теории были видные социологи Мэртон, Парсонс, Митт и др. С точки зрения данной теории, личность возникает и формируется только тогда, когда человек включен в социальную группу, входит в различные социальные институты, в которых приобретает статус, связанные с ним роли, усваивает нормы, ценности, установки и т. д. При этом социальная роль рассматривается как способ поведения человека в соответствии со своим статусом. Таким образом, можно рассматривать личность как функцию от множества социальных ролей, а ролевое поведение - как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Индивид - носитель различных социальных статусов, и человек может сам определять, какой статус для него является доминирующим, главным. Статусы могут быть предписанными и естественными. Естественные не зависят от выбора человека и даже общества (статус пола, возраста). Предписанный статус навязывается человеку обществом, приобретается человеком в обществе и его собственными усилиями. Системой существующих статусов различных социальных институтов человеку предлагается выбор, который он осуществляет на основе объективных и субъективных условий. Все статусы предписывают определенные роли - совокупность действий, которые должен выполнять человек, чтобы им соответствовать. Человек имеет целый набор статусов и ролей и это может, в некоторых случаях, приводить к ролевым конфликтам - к ситуациям, когда выполнение одних ролевых функций делает невозможным выполнение других. Социальная роль связана с ролевым поведением и ролевым ожиданием. Осуществление ролевых ожиданий во многом определяет возможность ролевых действий. Через ролевые ожидания общество воздействует на личность и в этом смысле автономия (свобода) личности всегда имеет определенный предел.

Рис. 10. Социальный статус и его основные виды

Концепция З. Фрейда. Свои рассуждения о личности известный австрийский мыслитель и психиатр строит, исходя из признания доминирования животного начала в человеке как биологическом существе. Как животное человек стремится к удовлетворению потребностей, которые приносят ему чувство удовлетворения. Общество же накладывает на человека систему запретов, направленных на сохранение общества как целостности, на установление определенного социального порядка. В связи с этим в структуре человеческой личности он выделяет три компонента: «оно», или «ид» - бессознательные, импульсивные влечения биологического порядка, эрос как источник активности (либидо - половое влечение); «я» или «эго» - самосознание человека; «сверх - я» или «супер–эго» - нормы, навязанные обществом и принятые человеком.

Самосознание человека как опосредующее звено между «оно» и «сверх я» ищет компромисс между глубинными влечениями и общественно приемлемыми формами их реализации.

Рис. 11. Структура личности по Фрейду

Поведенческая концепция личности возникла и развивалась в рамках психологии бихевиоризма. С этой точки зрения поведение личности складывается из трех типов поведения: безусловно-рефлекторное поведение, которое определяется системой безусловных рефлексов и мало осознается личностью; условно-рефлекторное поведение, которое определяется системой условных рефлексов, сформированных в процессе жизни индивида и заключающих в себе его жизненный опыт (поэтому такое поведение может быть достаточно разнообразным в зависимости от условий жизни, и оно также может быть мало осознаваемым); оперантное поведение, которое представляет собой стихийно выбранные формы поведения, закрепленные в привычках и стереотипах.Оперантное поведение в значительной мере индивидуально и, как привило, имеет определенное рациональное обоснование.


Билеты для экзамена по обществознанию

Аверин Андрей

Билет № 1.


  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

  2. Инфляция, ее виды. Как инфляция влияет на развитие экономики?

  3. Классификация прав и свобод граждан.
Вопрос 1.

«Человек» - понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира.

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт: разума, воли, интересов и т.д.

Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.
«Личность» - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Вне общества индивид не может стать личностью.
Вопрос 2.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

Виды инфляции

По характеру протекания:


  • открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;

  • скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен

  • умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);

  • галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100-150% в год);

  • гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам

  • сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

  • несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции

Для сферы производства:


  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

  • обесценение всего фонда накопления;

  • обесценение кредитов;

  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:

  • перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

  • отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

  • обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

  • определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

  • снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:

  • владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

  • потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

  • поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;

  • кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:

  • деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Вопрос 3.


  1. ^ Гражданские (личные) права – принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19-25; 27-29; 45-54; 60; 62)
Право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, на свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.

2. ^ Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30-33; 63)

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создавать союзы и объединения; направлять личные и коллективные обращения в органы власти и др.

3. ^ Экономические права – обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34-37)

Право быть собственником; право наследования; право на труд; на свободный выбор профессии и рода занятий; на отдых; на защиту от безработицы и др.


  1. ^ Социальные права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст. 38-43)
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; на жилище; на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную среду и др.

5. Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст. 26; 44)

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям; на свободу творчества; на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями т.д.)

Билет № 2.


  1. Расскажите о типологии обществ по способу производства.

  2. Что такое социальный конфликт и каковы его стадии?

  3. Президент РФ, его статус и деятельность.
Вопрос 1.

Типология обществ по способу производства:


  1. Общество охотников и собирателей.
Самый древний. Оно состояло из локальных родственных групп, отделенных друг от друга огромными пространствами. Существовало сотни тысяч лет.

  1. Общество огородников.
Огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям.

  1. Общество скотоводства.
Основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

  1. Земледельческое общество.
Определяющий фактор развития – сельское хозяйство.

  1. Индустриальное общество.
Развитие промышленности (движущая пружина – развитие машинного производства с корпорацией и фирмой).

^ Социальный конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы.

Оппоненты - это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта - это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта. Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др.

Между субъектами конфликт различают агонистические (примиримые) антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот - деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.

Конфликты могут возникать как по горизонтали - внутри социальных и политических структур, так и по вертикали - между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

¦ конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными
субъектами конфликта возникших противоречий;

¦ эскалация (нарастание) конфликта;

¦ исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

¦ постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост
рении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде

1) успеха,

2) компромисса,

3) выхода из конфликта,

4) поражения.

Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Президент обладает неприкосновенностью.

Билет № 3.


  1. Понятие «антропогенез». Как протекал процесс антропогенеза?

  2. Охарактеризуйте главные факторы производства.

  3. Охарактеризуйте избирательный процесс в России. Превидите классификацию выборов.
Вопрос 1.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез .

Существует несколько теорий происхождения человека:


  1. Религиозная теория – божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

  2. Теория палеовизита – человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

  3. Естественно-научные (материалистические) теории

  • Теория Ч.Дарвина – человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

  • Теория Ф.Энгельса – главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.
Вопрос 2.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.


Фактор производства

Доход

с фактора производства


Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ).

Зарплата

Земля (все виды природных ресурсов)

Рента

Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства

Производства;

2) финансовый (денежный) – деньги для покупки факторов

Производства (инвестиции).


Процент

Предпринимательские способности

  • умение правильно соединить факторы производства и организовать производство;

  • умение принимать решения и брать ответственность на себя;

  • умение идти на риск;

  • быть восприимчивым к нововведениям

Прибыль

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов - информацию .

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены.

1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.


  • в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

  • в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу
2. избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

  • выдвижение и регистрация кандидатов;

  • предвыборная агитация и финансирование выборов;

  • голосование и подведение итогов выборов.
3. процедура отзыва депутатов .

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:


  • равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное;

  • всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

  • тайное –открытое;

  • непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);
Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов .
Выборы различаются:

  1. по объекту:

  • президентские

  • парламентские

  • местного самоуправления

  1. по масштабу:

  • федеральные

  • региональные

  • местные

  1. по срокам:

  • очередные

  • досрочные

  • повторные.

Билет № 4.


  1. Что такое брак? Каковы условия и порядок заключения брака?

  2. Чем отличаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

  3. Каковы признаки Конституции? В чем ее отличие от других нормативно-правовых актов?

Вопрос 1.

Семейный кодекс вступил в действие 1 марта 1996 года. Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью. Браком принято считать семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак заключается в органах ЗАГСа. Права и обязанности возникают со дня государственной регистрации брака в органах ЗАГСа. Основанием для регистрации брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. По истечении 1 месяца заключение брака производится в присутствие лиц, которые вступают в брак.

Условия заключения брака:


  1. Взаимное согласие

  2. Достижение брачного возраста (18 лет). Также, при наличии уважительных причин, разрешается заключать брак в 16 лет и не запрещается органам власти в субъектах РФ снижать этот возраст по своему усмотрению.
Ст. 14 семейного кодекса не допускает заключения брака в случаях:

  1. Если лицо уже состоит в браке

  2. Между близкими родственниками

  3. Между усыновителем и усыновленным

  4. Если лицо признают недееспособным

Вопрос 2.

Эволюция – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом.

Революция – относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

Конституция - (от лат. constitutio - установление, устройство) - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина .

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, необходимо остановиться на структуре личности, когда она рассматривается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.


Личность, по мнению Р.С. Немова, - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий. Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид.

По мнению А.Н. Леонтьева понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Оллпорт определяет личности как реальную сущность каждого конкретного человек, уникального в своем своеобразии. По формулировке Оллпорта, характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер. По Оллпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности.

Ближе всего к наиболее принятому в отечественной психологии понятие личности, данное Леонтьевым А.Н.

2. Чем отличается понятие «Личность» от понятия «Человек», «индивид» и «индивидуальность»?

Понятия «личность» и «человек» не тождественны. «Человек» определяет любое существо, принадлежащее к виду человека.

Индивид также не тождественен личности. Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

«Индивидуальность» - это более узкое понятие, чем «личность».

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

3. Заполните таблицу.

4. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждения к поступкам и деятельности?

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей и интересов субъекта. То есть потребности и интересы толкают личность на выполнение каких-либо действий. К поступкам могут побуждать также убеждения, склонности и идеалы личности.

5. Что такое способности? Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков?

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности .

Задатки могут не преобразоваться в способности. Например, человек с врожденным слухом, никогда не слышавший музыку и не имеющий доступ ни к каким музыкальным инструментам, никогда не разовьет свои способности.

6. Какая существует зависимость между способности, умениями и знаниями?

Способности помогают быстрому формированию умений и освоению знаний.

7. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Приведите примеры у одного человека нескольких темпераментов: примеры маскировки темперамента (не менее двух).

По однократным проявлениям делать выводы о темпераменте человека нельзя. Темперамент раскрывается более полно в стрессовых, экстремальных ситуациях. Примером маскировки темперамента могут послужить следующие ситуации: собеседование при приеме на работу, посещение общественных мест. При собеседовании человек старается представить себя в выгодно свете: холерик ведет себя более спокойно, рассудительно, меланхолик старается быть активнее, общительнее. При посещении общественных мест, например, театров, музеев воспитанный человек сдерживает свои порывы, хотя, возможно, как холерику, ему бы хотелось ярко проявлять свои эмоции.

8. Как вы считаете, характер формируется в течение жизни, путем воспитания, или является прирожденным, неизменным?

Прирожденного характера быть не может, поскольку характер – это свойство личности, а не индивида. Характер формируется в процессе развития в течение жизни.

9. Может ли иметь сильный характер человек со слабым здоровьем?

Да, может. Примеров тому много: Т. Рузвельт – президент США, А.В. Суворов – русский полководец и т.д.

10. Всегда ли подражание говорит о слабохарактерности?

Нет. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. Оно встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый “содержательный” контакт. Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры : первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) индентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности.

11. Можно ли приобрести хороший характер в плохом коллективе?

Понятие «хороший» и «плохой» не отражают многообразие качеств характеров и коллективов. В определенном коллективе чаще всего формируется характер, соответствующий гласным и негласным законам коллектива, то есть характер помогает адаптироваться к деятельности в этом коллектива, поэтому скорее всего сформированный в условиях плохого коллектива характер будет отражать основные его черты.

12. Чем объяснить «бесхарактерность» многих талантливых людей?

Здесь нужно коснуться во­проса о соперничестве и столкновениях между отдельными сто­ронами человеческой личности. Наша физическая природа ограничивает наш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и желаемых нами свойств личности. Если бы только было возможно, то, конеч­но, никто из людей не отказался бы быть сразу красивым, здоро­вым, прекрасно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, поко­рителем сердец и в то же время философом, филантро­пом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно невозможно. Деятельность миллионера не мирится с идеалом святого; душа философа не уживается с душой сердцееда в одной телесной обо­лочке. Поэтому нельзя требовать от человека, развившего свой талант, чтобы он обладал «сильным» характером, был хорошим управленцем, хозяйственником или полностью владел своими эмоциями. Стоит действи­тельно развить одно из свойств характера, чтобы оно тотчас же заглушило другие.

13. Как взаимосвязаны способности, темперамент и характер в личности и деятельности одного человека? Или они независимы друг от друга? Или как-то влияют друг на друга?

Характер формируется в том числе и под влиянием способностей и темперамента человека. В деятельности его эти качества также переплетаются. Так, например, люди разного темперамента, но с примерно одинаковыми способностями могут выбирать в своей деятельности разные пути. Например, музыкальный ребенок холерического темперамента будет с большей охотой слушать и исполнять громкую, яркую музыку, например, марш. А ребенок меланхолического темперамента будет склонен к спокойной, плавной музыке.

14. Опираясь на характеристику особенностей поведения представителей разного типа темперамента, определите тип темперамента любого литературного персонажа и докажите, используя примеры из произведения.

Надо сказать, что людей и героев книг с «чистым» темпераментом практически нет.

Если рассмотреть книгу и мультфильм про Вини Пуха, то можно увидеть, что ослик Иа-иа – типичный меланхолик. Он не контактен, углублен в себя, зациклен на собственных переживаниях, сильно сомневается в своей нужности коллективу. В противовес ему Тигра – яркий холерик, он скачет на хвосте и не стоит на месте, его жесты порывисты, эмоции ярки.

Определяя типы темпераментов героев романа А. Дюма «Три мушкетера», можно предположить, что Д`Артаньян – холерик, Атос – меланхолик, Портос ближе к сангвинику, а Арамис больше похож на флегматика.

Д`Артаньян очень порывист, высоко эмоционален и инициативен, он лезет в каждую драку и норовит устроить ее сам, здесь, конечно, сказывается и его юный возраст, но ведь именно в это время темперамент особенно заметен.

Портос эмоционален, но более сдержан, он радуется жизни, и любит ее во всех проявлениях. Он экстраверт и достаточно контактный.

Арамис выглядит не слишком эмоциональным, он довольно уравновешен и внешне спокоен. Кроме того, он довольно скрытен и не делится своими переживаниями и подробностями своей жизни с другими. На расспросы об этом отшучивается.

Атос углублен в себя, не склонен к откровениям с малознакомыми людьми, зато склонен к рефлексии, эмоционален и внешне довольно печален.

15. Является самооценка врожденной характеристикой? Назовите возможные пути формирования адекватной, завышенной и заниженной самооценки?

Самооценка не является врожденным качеством, а формируется в процессе развития личности и общения с другими людьми.

Адекватная самооценка формируется в благоприятной атмосфере при условии правильного воспитания, когда педагог/родитель адекватно реагирует на поведение ребенка, вовремя и правильно корректирует его, поощряет успехи.

Завышенная самооценка формируется тогда, когда ребенка только хвалят, заласкивают, не замечают его неправильного поведения, не помогают ему сформировать адекватное видение мира и себя самого.

Заниженная самооценка формируется в условиях, когда ребенка редко хвалят, внушают, что он не способен справиться с какими-либо задачами, не замечают, не ласкают его.

16. Почему в настоящее время наблюдается пристальный интерес к общению в науке и практике, жизни человека?

Потому что в современном обществе стоит проблема дефицита человеческого общения. С развитием техники и убыстрением темпа жизни люди стали редко общаться друг с другом полноценно, от этого возникает много проблем в семейной жизни и в воспитании детей.

17. Чувства как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах?

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов , отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям , и побуждая к деятельности по их удовлетворению, чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования последних. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов , идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек им руководился; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества.

Список использованной литературы


  1. Аверин В.А. Психология личности. СПб, 1999.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001.

  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МОДЭК, 2005.

  4. Бадмаев Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.

  5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1998.

  6. Божович Л.И. Личность а ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1988.

  7. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М., 2006.