Конспект занятия на тему Осень для второй младшей группы.

Образовательные области: «Коммуникация»

Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».

Разделы: развитие речи
Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень»; работать над умением определять настроение выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения».
Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.
Предварительная работа : Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

I. Мотивационно-побудительный этап.
К нам в группу пришло необычное письмо(конверт оклеенный осенними листочками), а чтобы узнать кто его доставил надо отгадать загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы- уши больше головы?
Кто же это? (зайчик) Давайте прочитаем письмо, которое принёс зайка.
II.Организационно-поисковый этап.
Воспитатель читает письмо.
Письмо в детский сад, детям старшей группы от зайцев из леса.
Здравствуйте, дорогие ребята!
На заячьей поляне вчера состоялось собрание. Мы, зайчики, хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что пора менять летнюю шубку на зимнюю, другая половина зайцев доказывает, что ещё рано до зимы далеко. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие говорили, что ещё лето не закончилось. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам ребята. Вы уже взрослые, умные. Объясните нам по каким приметам можно распознать осень. Ведь менять шубки для зайцев дело не простое надеемся на вашу помощь.
Подпись. Зайцы из пригородного леса.
-Да, у зайцев из леса большие проблемы. Давайте поможем им разобраться.
-Какое сейчас время года? (осень) Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) А какой идёт сейчас месяц? (октябрь)
-А теперь давайте уточним приметы осени, чтобы доказать зайкам, что осень действительно уже наступила.
Дидактическая игра «Когда это бывает» (с мячом)
Вопросы для игры.
*Идёт холодный, мелкий дождь когда? *Жарко светит солнце когда? Желтеют и краснеют листья когда? * Купаются и загорают на реке когда? *Опадают с деревьев листья когда? *Собирают урожай овощей и фруктов когда? *Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? *Птицы улетают на юг когда? *День становится коротким, а ночь длинной когда?
Работа по картинам «Осень» «Лето»
На какой картине изображена осень, где нарисован цветок или листочек?
По каким признакам вы определили, что на картине, под которой нарисован листочек, изображена осень? (жёлтые листья, голые деревья, хмурое небо…)
Молодцы правильно назвали все приметы осени и определили, что сейчас у нас тоже идёт осень, поэтому сегодня после сна вечером мы с вами сядем и напишем письмо зайцам из пригородного леса, чтобы они начали уже менять свои серые шубки на белые. И отправим наше письмо вместе с сереньким зайкой в лес. Много работы мы с вами сделали все приметы осени вспомнили и доказали зайчикам, что наступила осень. Давайте теперь немного отдохнём и физ. минутку проведём.
Физ.минутка
У меня есть палочка превращалочка, вот я палочкой взмахну, всех вас в ветер превращу.
Осыпайтесь листья, позабыв о лете
На коне рысистом мчит осенний ветер
Ветер стой, остановись палочке ты подчинись, пусть ребята станут гусиной стаей.
Гуси, гуси га-га-га вы откуда и куда?
Собираемся мы в стаю к югу, к югу улетаем.

Вот я палочкой взмахну всех ребят в осенние листочки превращу, и листочки тихо опустятся на свои стульчики.
Мы с вами разобрались, что у нас осень, а может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение об осени.
***
Осень славная пора! Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград всё созрело для ребят.
Мы знаем ещё стихотворение об осени, которое выучили с движениями, расскажем его.(один ребёнок рассказывает и показывает движения остальные хором повторяют за ним)
*** Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие по ветру, летят
Лишь вдали, красуются там, на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».
Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)
Послушайте стихотворение «Осень» (чтение воспитателя)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Анализ стихотворения.
Какое настроение вызывает это стихотворение весёлое или грустное?
Смотреть уныло- это значит как? (грустно) Как вы понимаете слово кроет в строчке « туча небо кроет…» значит, что делает? (закрывает)
Как вы понимаете выражение, ветер воет? (сильно дует и создаёт воющий звук) Как вы понимаете слово моросит в строчке «дождик моросит»? (идёт мелкий, осенний дождь) Голые кусты- это значит какие кусты? (без листьев)
Про какое время года написал автор в этом стихотворении? (про осень)
Если это стихотворение вызывает грусть, как его надо читать задорно, весело, быстро или спокойно с грустью в голосе? Почему автору стихотворения и нам с вами стало грустно, когда наступила осень? (потому что прошло жаркое, тёплое лето)
Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.
Ли-ли-ли листья падают вдали
До-до-до дождь идёт уже давно
Ру-ру-ру по ветру давно иду
Чистоговорки произносим по три раза сначала
медленно, а потом как можно быстрее.
Послушайте его ещё раз. Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.
1.Опорные картинки
Осень наступила
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты

Туча небо кроет
Солнце не блестит

Ветер в поле воет
Дождик моросит
2. Д/игра: « Ответь на вопрос»
Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них утвердительно отвечать строчкой из стихотворения.
Осень наступила? (дети «осень наступила».)
Высохли цветы? (дети «высохли цветы».) и т.д.
3. Д/игра «Громко - тихо»
Если я буду произносить строчку из стихотворения громко, то вы должны повторить её тихо, а если я произнесу тихо, то вы должны повторить её громко.
4. Д/игра « Доскажи словечко»
Я начинаю строчку, а вы её договариваете.
Осень…(дети наступила) Туча небо…(кроет)
Высохли…(цветы) Солнце…(не блестит)
И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)
Голые…(кусты) Дождик…(моросит)
А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)
Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка)
III Рефлексивно- корригирующий этап.
Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?
Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.
Раздача листочков.
Ожидаемый результат:
Знать: наизусть стихотворение А.Плещеева «Осень»
Иметь: представление о признаках и приметах осени
Уметь: выразительно читать стихотворение.

Елена Сомина
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Осень наступила»

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень » .

Цель : формировать представление об осени

Задачи :

Образовательные : расширить знания детей об осени , ее основных приметах и признаках

Развивающие : развивать внимание , память.

Воспитательные : прививать любовь к природе

Оборудование : презентация стихотворения А Плещеева «Осень » ; картины, иллюстрирующие пасмурную осень ,

Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень , предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Показ презентации

Чтение стихотворений.

ОСЕНЬ

Осень наступила .

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

Анализ стихотворения.

Вопросы :

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка ?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зеленую травку осенью ?

Какое небо осенью ?

Бывает ли осенью яркое солнце ?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью ?

Физминутка. «Падают, падают листья» .

Падают, падают листья, Дети выполняют упражнение

В нашем саду листопад. для пальчиков Дождик.

Желтые, красные листья Кружатся с поднятыми

В воздухе вьются, летят. руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для

Гуси, грачи, журавли. пальчиков Птичка.

Вот уж последняя стая Бегают по кругу на носочках,

Крыльями машет вдали. помахивая, отведенными в стороны, руками, словно крыльями.

Воспитатель. Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть

Воспитатель. А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами. (чтение воспитателя)

Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом.

Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка) .

Итог. О чем стихотворение?

Кто написал?

Публикации по теме:

«Осень». Конспект НОД по развитию речи и музыкальной деятельности во второй младшей группе Программное содержание: формировать у детей представления об осени, как о времени года; развивать интерес к театрально-игровой деятельности;.

Конспект образовательного мероприятия по развитию речи с детьми второй младшей группе по теме: «Золотая осень» Задачи: Развивать чувство.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Золотая осень» во второй младшей группе Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию (рисованию) на тему «Золотая осень» во второй младшей группе. составила.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи: воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия по развитию речи «Чистюли» во второй младшей группе "ЧИСТЮЛИ" Программное содержание: учить детей составлять описание предмета; учить громко произносить слова знакомых стихотворений, четко.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Осень» Цель: знакомить детей с характерными признаками осени; формировать навыки понимания небольшого рассказа; развивать слуховое внимание; учить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Программное содержание. Образовательные задачи: 1. Формировать у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические.

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» (в сокращении). При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать у детей сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

…Туча небо кроет,

Сонце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Затем воспитатель выясняет, правда ли, что в стихотворении отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит)».

Воспитатель повторяет стихотворение, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для детей.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют", моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Дата: ______________20___ годТехнологическая карта организационной учебной деятельностиОбразовательные области: КоммуникацияРазделы: Развитие речиТема: Звук [и]. Игрушки. ИгрыБилингвальный компонент: день рождения-туған күнЦель: обобщить и систематизировать знания детей об играх и игрушках;активировать и актуализировать словарь по теме;познакомить со звуком [и], закрепить понятие «гласный звук»;закрепить умение определять наличие и место звука [и] в слове;упражнять в звуко-слоговом анализе слов, постановке ударения, составлении предложений с заданным словом по схеме;учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям (женский и мужской род), множественное число существительных в именительном падеже;учить подбирать однокоренные слова, понимать разные сравнения в загадках;развивать связную речь, фонематический слух, внимание, воображение, мелкую моторику;воспитывать навыки сотрудничества, бережное отношение к игрушкам;Материал к занятию: азбука – тетрадь.карандаши.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Ход занятия
Ребята, а вы любите ходить в гости? Вот сегодня мы отправимся гости к... догадайтесь:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не зайчик,
С копытами, да не лошадка.
(Ослик) Слушают с интересом, отгадывают загадки.
Организационно- поисковый Беседа по загадке, что общего. С какими животными сравнивай ослика? (С волком) Какой ударный звук в этом слове? [о] Давай пропоем eго (о-о-о-о-о-о). Еще с кем? (С лошадкой) В этом слове какой ударный, пропой (а-а-а-а-а-а). И еще с зайчиком. Каким? (Длинноухим) Какой ударный? [у] Пропойте его (у-у-у-у-у).
1. Выделение нового звука. Сообщение темы занятия.
А знаете, как зовут ослика? (Если нет, то сказать - Иа.) Почему его так назвали? (Потому что ослик кричит: «И-a, и-a, и-a».) Какой первый звук в слове Иа? [и] Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [и] и узнаем букву: и. Иа нас пригласил на день рождения. Билингвальный компонент: день рождения - туған күн Он сегодня...(именинник). Посчитай! сколько звуков [и] слышится и произносится в слове именинник?
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам! Артикуляционная гимнастика. Посмотрите, при произношении звука [и] ваш рот улыбается, губы раздвигаются, язык опускается за нижние зубы. Произнесите звук [и] протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный). Каким кружочком обозначим звук [и]? (Красным кружочком)
Распознавание звука. А что принято дарить именинникам? (Подарки). Давайте возьмем подарки для ослика Иа. Выберите те предметы, в названии которых есть звук [и] (мишка, пирамидка, мячик).
1. Бабушка ослика приготовила нам угощение, угадайте, какое?
Из сада принесла спелые…(виноград, сливы, персики). Из фруктов сварила густой... (кисель). Из муки испекла...(пирог с изюмом). Наклейте на стол угощения.
В гости к ослику пожаловали кто? Животные, в названии которых есть звук [и] (ответы детей). И в подарок принесли торт и стихотворение. Ослик очень обрадовался.
Как я счастлив!
Как я горд!
Мне на день рождения Подарили вкусный торт И стихотворение.
- С днем рождения, Ослик!
«Будь здоров. Расти большой!» - Написали кремом,
Тебя любим всей душой Абсолютно все мы!
Выразительное чтение хором.
2. Подбор родственных слов. Что можно делать с игрушками? (Играть) Эта машинка (игрушечная). У нас есть много... (игрушек). Сейчас я приглашу вас на (игру). Со мной вы будете... (играть). Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Это семья слов.
3. Ослик Иа любит играть в игры на столе, как они будут называться... игры какие? (Настольные игры) Какие настольные игры вы знаете? (Ответы детей)
Шахматы - шахматист - шахматистка.
Как называется доска для игры в шахматы? (Шахматная)
Физминутка.
Танцевальные движения под музыку.
4. Работа над предложением (словосочетанием). Ослик любит смотреть по телевизору игры на спортивном канале, какие игры? (Спортивные) Составьте предложения с этими словами.
5.Развитие связной речи (зайчик испугался лисичку). Покажи стрелочками и расскажи, что было сначала, что потом. Почему испугался зайчик.
Выполнение упражнений по развитию мелкой моторики. Отвечают на вопросы
Рассуждают.
Произносят слова на каз. языке.
Делают артикуляционную гимнастику.
Отвечают на вопросы.
Размышляют.
Отвечают на вопросы, наклеивают стикеры.
Слушают стихотворение.
Читают хором.
Слушают.
Рассуждают.
Выполняют движения.
Отвечают на вопросы.
Работа в тетради.
Рефлексивно- корригирующий Итог. Скажем спасибо Ослику Иа за гостеприимство. С каким новым звуком мы познакомились, будучи у него в гостях? Что вы хотите сказать на прощание? Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Ожидаемый результатЗнать: гласные звуки (а),(о),(у),(и).Иметь: фонематический слух, внимание,мелкую моторику.воображение.Уметь: читать по слогам, ставить ударение,делать звуко-буквенный анализ слова.

Предварительный просмотр:

Казённое учреждение Ханты-Мансийского

Автономного Округа Югры.

Урайский Специализированный Дом ребенка.

Конспект занятия на тему Осень для второй младшей группы. Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».

Подготовила: Воспитатель второй квалификационной категории

Томилова Лариса Шагитовна.

Г.Урай 2015

Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Задачи:

Образовательные : расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, активность.

Воспитательные : учить внимательно слушать литературные произведения.

Оборудование: текст стихотворения А Плещеева « Осень».

Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование : картины, иллюстрирующие пасмурную осень,

Предварительная работа : Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Чтение стихотворения .

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».
Воспитатель. Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)
Воспитатель. Послушайте стихотворение «Осень».

ОСЕНЬ.

Осень наступила. Вянет и желтеет Туча небо кроет, Зашумели воды

Высохли цветы, Травка на лугах, Солнце не блестит, Быстрого ручья,

И глядят уныло Только зеленеет Ветер в поле воет, Птички улетели

Голые кусты. Озимь на полях. Дождик моросит. В теплые края.

А.Плещеев

3.Анализ стихотворения.

Вопросы:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зеленую травку осенью?

Какое небо осенью?

Бывает ли осенью яркое солнце?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью?

4.Физминутка . «Падают, падают листья».

Падают, падают листья, Дети выполняют упражнение

В нашем саду листопад. для пальчиков Дождик.

Желтые, красные листья Кружатся с поднятыми

В воздухе вьются, летят. руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для

Гуси, грачи, журавли. пальчиков Птичка.

Вот уж последняя стая Бегают по кругу на носочках,

Крыльями машет вдали. помахивая, отведенными в стороны, руками, словно крыльями.

Т. Волгина.

5 .Воспитатель. Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.
Ли-ли-ли листья падают вдали.
До-до-до дождь идёт уже давно.
Ру-ру-ру по ветру давно иду.
Чистоговорки произносим по три раза сначала
медленно, а потом как можно быстрее.

Воспитатель. А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)
Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка).

6.Д/ игра «Когда это бывает».
Вопросы для игры.
Идёт холодный, мелкий дождь когда?

Жарко светит солнце когда?

Желтеют и краснеют листья когда?

Купаются и загорают на реке когда?

Опадают с деревьев листья когда?

Собирают урожай овощей и фруктов когда?

Гуляют во дворе в футболках и шортах когда?

Птицы улетают на юг когда?

День становится коротким, а ночь- длинной когда?
Работа по картинам «Осень» «Лето».

7.Д/игра « Доскажи словечко»
Воспитатель. Я начинаю строчку, а вы её договариваете.
Осень…(дети: наступила) Туча небо…(кроет)
Высохли…(цветы) Солнце…(не блестит)
И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)
Голые…(кусты) Дождик…(моросит)

8.Рефлексия.

Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?
Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.
Раздача листочков.