Елена Блаватская

(по материалам докладов Н.Д. Спириной и очерка Е.П. Писаревой )

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии - потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской - она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, которую Белинский назвал «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Она была замечательно доброй, глубоко образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом - в средней России, а затем на Кавказе.

Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний смысл жизни этого периода: о её жизни в эти годы известно как о цепи путешествий.

Первая встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь Елена Петровна пронесла преданность своему Учителю. Тайна, окутывающая эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и Теософией.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

Чтобы стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами. Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот, кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути к этим космическим знаниям.

Переездом в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской - период творчества (1873-1878 гг. - Америка, 1878-1884 гг. - Индия и 1884-1891 гг. - Европа).

Седьмого сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек, председателем его стал полковник Г. Олькотт - преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.

В Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана - в 1877 году. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения человечества по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» - труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.

Оглядываясь на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами, люди выдают им свидетельства необычности».

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской - клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей - всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.

После переезда в Индию Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа воспоминанием о его былой славе.

В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей.

Влажный климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

По приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом - как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

По словам Е.И.Рерих, если бы не злоба и зависть окружавших её, «она написала бы ещё два тома ""Тайной Доктрины"", в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить её...»

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А.Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А.Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.

Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».

В 1924 году Н.К.Рерих написал картину «Вестник». Передавая её в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия), он сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Е.П. Блаватской. Пусть положит она начало будущему музею Блаватской, девизом которого будет: ""Красота - одеяние Истины""». На картине изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику.

З.Г. Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, поясняла, что женщина на картине символизирует человечество, а в Вестнике, возникшем на пороге храма на фоне сверкающих молний приближающейся Новой Огненной Эпохи, художник воплотил образ Е.П. Блаватской. Учителя человечества в Учении Живой Этики, обращаясь к нам, пишут: «Могут спросить, в каком соотношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите - каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений («Мир Огненный» ч. 1, § 79).

Труды Елены Блаватской и книги о ней

Фотографии

Статьи из журнала «Восход» о Елене Петровне Блаватской

30.11.2015

"...Если нынешняя попытка, которая приняла форму нашего Общества, увенчается бо"льшим успехом, чем предшествующие, то к тому моменту, когда придёт время для попытки двадцатого века, оно уже будет организованной, живой и здоровой структурой..." (Е.П. Б.)

28.08.2018

Теософия и Теософское Общество. Смысл названия
Рабочая система Теософского Общества. Цели Общества
Отношение Теософского Общества к Теософии. О самосовершенствовании

04.10.2017

Август богат днями рождения великих людей, озаривших нашу планету своим несказуемым сиянием и немеркнущим Светом. В этом месяце мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, Е.П.Блаватскую, Ю.Н.Рериха и Б.Н.Абрамова.

04.10.2014

Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания сотрудников Е.П. Блаватской основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с эзотерическим учением всех религий и философий, Махатма К. Х. согласился руководить таким обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П. Блаватской, полковника Г. Олькотта, Джаджа и ещё несколько лиц. Всё это, впоследствии, вылилось в существующее ныне теософическое движение. (...) Учение, принесённое Е.П. Блаватской, сделало своё великое дело, именно, по всему миру оно пробудило и сдвинуло с мёртвой точки многочисленные единицы сознания...

25.08.2013

В XIX веке в России Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган) была более известна под литературным псевдонимом Радда-Бай, под которым выходили её талантливо написанные очерки об Индии. О её общественной деятельности и теософских трудах, публиковавшихся в английских и французских изданиях, на родине почти ничего не знали. Её сестра Вера Петровна Желиховская писала о философских трудах Елены Петровны: «Для нас, русских людей, они представляют лишь внешний интерес, как замечательное умственное движение, возбуждённое во всём мире русской женщиной, без всяких на то средств, кроме своего ум...

30.08.2012

Е.П. Блаватская утверждала, что «теософия предстала пред миром для того, чтобы влить в современное мышление свежую струю идей и стремлений, иными словами, чтобы подвести логическое обоснование под более возвышенную мораль, создать науку и философию, соответствующую знаниям нынешнего дня. (...) Лишь постепенное усвоение человечеством великих духовных истин способно омолодить лицо цивилизации...»

01.07.2012

Елена Петровна Блаватская явила яркий пример для подражания своим жертвенным служением людям. Мы видим её бесстрашие, решимость достичь цели, безграничную любовь к Старшим, преодоление физических страданий, самозабвенный труд, готовность как к подвигу, так и к поношениям, бескорыстие. Ярко проявилось в её характере отсутствие властолюбия, честолюбия, тщеславия.

26.11.2011

Выставка была подготовлена в 2006 году сотрудниками Исследовательского Фонда Рерихов (Санкт-Петербург) и Культурно-просветительского центра «Адамант» (г. Ломоносов) к 175-летию со дня рождения нашей соотечественницы, выдающейся женщины, писательницы, патриотки, путешественницы, основательницы современного теософского движения Елены Петровны Блаватской. Проходила выставка в Музее-квартире Н.А. Некрасова и называлась «Елена Блаватская: судьбы и лица...». К этому событию Исследовательский Фонд выпустил книгу с таким же названием, её презентация успешно прошла во время проведения э...

20.09.2011

О Елене Петровне Блаватской написано немало книг - исследований, биографических очерков, воспоминаний современников - свидетелей её жизни и духовного подвига. Особенно подробно описаны её последние годы, когда она, работая над фундаментальным произведением «Тайная Доктрина», практически не оставалась одна.
Конечно, очень важно изучать записи тех, кто находился рядом с этим великим духом. И особенно ценны слова, сказанные самой Е.П. Блаватской о себе. В основном мы находим их в письмах друзьям, родным, сотрудникам, а также в некоторых статьях, написанных для различных периодических изд...

20.09.2011

Елена Петровна Блаватская принесла миру идеи теософии. Именно она была выбрана для титанической работы - дать сдвиг сознанию человечества. Махатмы писали: «...Е.П.Б... обладала совершенно чудесными и исключительными дарованиями. ...Не было никого из живущих, кто мог бы сравниться с ней по степени пригодности для этой работы».

20.09.2011

В начале ХІХ столетия в Екатеринославе (Днепропетровске), на улице Петербургской (ныне Ленинградская, 11), была создана усадьба, которой было предопределено судьбой прославиться благодаря семье, три поколения членов которой - государственные и общественные деятели, учёные и писатели - уникальное явление в отечественной культуре, а одна из её представителей - личность планетарного масштаба. Усадьба эта, пережившая в течение первого своего века нескольких владельцев, а в течение второго - целый ряд учреждений, вошла в историю и останется в ней как усадьба Фадеевых, где в 1831 год...

Елена Петровна Блаватская возвращается на Родину. Это - один из знаков наступления Новой эпохи. Сегодня мы снова встречаемся с ней. Каждая мысль о ком-то есть встреча с ним на мысленном плане, который так же реален, как и земной, но в другом измерении. И если результаты таких встреч материально не очевидны, то их ментальные последствия не могут быть по-земному учтены и переоценены. Такие встречи питают нас, ими мы растём, незаметно, но неуклонно. Важно только, чтобы мы сердцем приобщились к ним и к тому, с кем мы встречаемся.

27.08.2011

Мужество, решимость, динамика наступления - черты героического духа. Проникновение в глубины тайн. Она дала только часть того, что знала. Многое унесла с собой. Нельзя представить, как неимоверно трудно было давать, встречая натиск отпора, тупого и злобного сопротивления. Явление столь необычное, что у многих подходило только под рубрику шарлатанства. Не было других мер у трёхмерных людей. Она жила в четвёртом и утверждала его законы и тайны. Не могли понять, что не новое приносила, но очищала и давала основы знания, не старого и не нового, но вечно даваемого и вечно искажаемого...

27.08.2011

К 180-летнему юбилею Е.П. Блаватской Издательским центром СибРО «Россазия» выпущен в свет сборник, в который вошли главы из книги «Ключ к Теософии» и очерки из журналов Теософского общества, выходивших под редакцией Е.П. Блаватской в 1880-е годы. В этих работах раскрывается значение понятия «теософия», затрагиваются темы роста духа, кармы, перевоплощения и др. В книгу вошло Слово Н.Д. Спириной «Вестник Огненный», посвящённое основным вехам жизни Е.П. Блаватской - великой подвижницы, имя которой, по словам Е.И. Рерих, «будет поставлено на должную высоту почитания». Предлагаем читателям нескольк...

27.08.2011

1870-е годы для Елены Петровны Блаватской были «началом её общественной деятельности» в Америке. Она писала: «В эту страну я послана моей Ложей в интересах Правды о современном Спиритуализме. Моя священная обязанность открывать эту Правду и разоблачать ложь. Возможно, я приехала сюда на сотню лет раньше, чем нужно. Боюсь, что это так, учитывая современное состояние умов... С каждым днём людей всё больше волнуют деньги и всё меньше правда».

27.08.2011

2011 год богат юбилеями тружеников Общего Блага. В этом году мы отмечаем 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня ухода Е.П. Блаватской, 100 лет со дня рождения Н.Д. Спириной, 100 лет со дня рождения П.Ф. Беликова. Пусть это сообщение поможет нам приблизиться к прекрасным Обликам Служителей Света. Обратимся к событиям 20-летней давности. Вспомним, как утверждалось имя Елены Петровны Блаватской в Новосибирске и кто стоял у истоков этого.

27.08.2011

«Насколько же красивы и одухотворённы могут быть человеческие лица» - вот первая мысль, которая ложится на сердце, когда входишь в Каминный зал Музея Н.К. Рериха, где размещена выставка фотографий Е.П. Блаватской и её ближайших спо­движников. А потом, разглядывая пожелтевшие от времени страницы изданий конца XIX века, невольно проникаешься тем же трепетом, который испытывал столетие назад кто-то незнакомый, впервые открывая для себя на этих страницах мир теософии. В мире, полном войн, противоречий, духовных тупиков и окаменелых остатков когда-то живых истин, внезапно появился хрустально-чистый...

Сергей / 8.09.2018 Блаватская Е.П. в комментариях не нуждается. Большое спасибо за книги

Заира / 1.07.2018 Она не раскрыла своих учителей и я не расскрою.Но она прошла всех курс обучения у Вознесенных.Она была и в инном измерении и училась там один день,но по нашему один год.Уникальная женщина.Была мила,и жемткая.но справедливая.Не терпела лжи в любом проявлении.Будь вечна Е.П.Блаватсая.Мира тебе ставшая Богинией!

Гость / 17.01.2018 Все гениальное в простом!!!Всем поклонникам Блаватской желаю истинного прозрения,духовного благополучия!Не забирайте головы ерундой!!!Есть много людей,который принесли настоящую пользу для нас,их жизнь стала подвигом,читайте их,интересуетесь живым,а не бредом!

Октопус / 25.10.2017 Люблю Блаватскую, никто даже близко не смог приблизиться к глубине ее мысли. Даниил Андреев упоминает, что Блаватская была титаном, также как и Лермонтов. Вот почему она так монументально отличается от большинства оккультистов. Это совершенной иной уровень. Титаны очень редко воплощаются в телах людей, так как давно уже прошли свой путь эволюции. Смешно читать критику Блаватской от невежд.

Владимир / 4.10.2017 Учиться отдавать главная задача человека и эта тонкая духовная мысль протекает во всех произведениях Блаватской Е П

azira / 28.07.2017 Почитайте " Две жизни" Антаровой можно встретить там Блаватскую, только имена другие.

Бугимен / 20.03.2017 Тетку подняли и ее же опустили... Новая религия не проконала... Рекомендую всем у кого много времени и длинная жизнь.

Айзере / 12.10.2016 Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины. ОГРОМНОЕ спасибо.

путник / 7.12.2015 Книги Е.П.Блаватской феномен для расширения сознания, труд плодами которого пользуются и долго будут еще для якобы своих собственных разработок, но лишь бы на пользу.

Элимир / 6.12.2015 Практика нужна, а так читать о том что, я чмо, мне не приятно... Спасибо за книги и низкий поклон Е. П. Блаватской.

ольга / 18.10.2015 лучше начинать с "Разоблаченной Изиды" далее "Ключ к Теософии" далее "Тайная Доктрина" говорю сразу тайная доктрина требует тишины и сосредоточения и не уставшей головы, если в метро или в дороге можно почитать "Письма из пещер и дебрей Индостана" и "Таинственные племена на голубых горах" из Рерихов обязательно Агни Йогу но ее все таки лучше начинать после Изиды. статьи Н.К.Рериха воспринимаются легко их хорошо читать когда мало времени или уставшая голова например в зале ожидания или в поезде или в шумном месте. так и материал усваивается и время используется

Гость / 11.08.2015 Великие книги! Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины.Отклики,подобные " Мара" выМАРАет время...

Андрей / 29.03.2015 Эти материалы могут быть несвоевременны для многих людей. Поверьте, это очень практичная информация. Но для возможности ею пользоваться нужно пройти подготовку. В Европе нет открытых школ для этого. Не читайте, если не идет. Пустое дело. Как описание работы сложных приборов для тех, кто ими не пользуется. Придет время для этой информации.

Денис Зверев / 8.03.2015 Бредятина!
Патологическая психопродукция - все опусы Блаватской!

Роза Осинцева / 7.03.2015 Снйчас очень много книг о духовных знаниях и нелегко разобраться, что тебе нужно, т.к. нет не все свободного времени.Но читатю и всегда буду читать Библию и книги Блаватской,т.к. именно они написаны не от человеческого ума, а от Духа, а значит истинны.

Мадам Блаватская не нуждается в представлении для всех, кто интересуется эзотерикой. Эта загадочная женщина навсегда вписала свое имя в историю мистики. Блаватская – основательница теософского общества, втор таких нашумевших и монументальных трудов как «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», которые еще при ее жизни стали считать классикой, активная пропагандистская оккультизма и так далее и тому подобное. Но кто же она была на самом деле, ведь некоторые считают, что она была не той, за кого себя выдавала.

Детство и юность Блаватской

Елена Петровна Блаватская (в девичестве Ган) родилась 31 июля (12 августа) 1831 в Екатеринославле, который в последствие будет переименован в Днепропетровск.

Как и многие одаренные мистики, Блаватская с юных лет очень выделялась на фоне своих сверстников тем, что обладала экстраординарными психическими способностями, которыми поражала не только своих сверстников, но и родственников. А наряду с этим, Блаватская поражала всех и своими интеллектуальными способностями, в частности она легко осваивал иностранные языки, превосходно играла на фортепиано и рисовала и так далее.

Также юную Елену Блаватскую отличал и чрезмерно свободолюбивый нрав – она не признавала никаких авторитетов и была крайне своевольна. Плюс ко всему Блаватская была еще дерзкой и решительной особой, поэтому не раз отваживалась гарцевать на полуобъезженых лошадях и славилась как превосходная наездница.


Замужество Блаватской

Елена Блаватская вышла замуж в восемнадцать лет за уже не молодого вице-губернатором Еревана Никифора Васильевича Блаватского. Судя по всему, этот быстрый и ранний брак был продиктован желанием поскорее освободиться от родительской опеки и начать вести взрослую и независимую жизнь. Именно поэтому Блаватская и сама серьезно не воспринимала свое замужество, так что, скорее всего, этот брак был фиктивным.

Судьбоносная встреча Блаватской и Учителя

Практически сразу после свадьбы, Елена Блаватская отправляется путешествовать в Турцию, Египет, Грецию и так далее. А через два года такой кочующей жизни она оказывается в Лондоне, где и встречается с загадочной личностью, видения о котором ее посещали еще в детстве. Это был посвященный, учитель Морью, который впоследствии стал известен среди теософов, как просто «М». Он становиться наставником Блаватской в ее духовных и оккультных исканиях.

Новые путешествия Блаватской

После судьбоносной встречи с учителем, Блаватская вновь отправляется в путешествия. На этот раз ее путь лежит в Канаду, потому по города Америки, Мексике, и еще дальше - острова Вест-Индия, Индия, Цейлон и Ява.

После этого она возвращается на короткое время в Англию для короткой передышки, а на следующий год вновь возобновляет свои путешествия. Теперь она посещает Японию, а там, через Кашмир и Ладакх в Тибет – в страну ее мечты. Считается, что именно там она проходила свое таинственное оккультное обучение и была посвящена во множество удивительных эзотерических тайн.


Возвращение Блаватской на родину и новые путешествия

В 1858 году Блаватской возвращается из Тибета в Европу, где посещает Францию и Германию, а оттуда прямиком домой в Псков к своей сестре. Но и там она задерживается не на долго, и снова отправляется в трехлетнее странствие по Кавказу. А после него ее путь лежит еще дальше - Балканы, Египту, Сирии и Италии. Некоторые исследователи говорят, что тогда она еще раз попадает в Тибет, но так ли это или нет, никто не знает, потому что большая часть ее путешествий покрыта вуалью тайн и загадочности.


Финал путешествий Блаватской

Практически непрерывная череда путешествий Блаватской, как и целая часть ее жизни заканчивается в 1870 году, когда корабль, на котором она плыла из Греции в Египет, потерпел кораблекрушение, а Блаватская чудом спаслась от неминуемой гибели. Это становится поворотным моментом ее жизни. В результате она основывает общество «Societe Spirite», которое, правда, не смогло долго просуществовать.

Начало нового «Начала» Блаватской

Елена Блаватская после своих странствий на некоторое время возвращается погостить у своих родных в Одессе, а потом весной 1873 года вновь едет в Париж и оттуда уже в Нью-Йорк. На тот период Блаватской исполнилось 42 года и как утверждают современники она уже обладала полностью развитыми оккультными и психическими способностями. Одним словом, она была полностью готова выполнить возложенную на нее миссию, как писала сама Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов».

Помощник Елены Блаватской

В Нью-Йорке Елена Блаватская знакомиться с полковником Генри Стила Олькоттом, который станет ее надежным помощником. А также с ирландцем Уилльям Куон Джаджом, которому тоже предстоит сыграть важную роль в теософическом движении.


Блаватская и создание Теософского общества

И, наконец. После долгих странствий, обучения, размышлений и организаторских действий, 7-го сентября 1875 года «троица» в лице Блаватской, Олькотта и Джаджа, создают Теософское Общество. Хотя официальной датой основания считается 17 ноября 1875 года, когда Олькотт известил общественность о появлении Теософского Общества.

Целью и задачами Теософского Общества является распространению древних оккультных учений и Мудрости.

«Разоблаченная Изида» - первый «классический» литературный труд Блаватской

Спустя два года после основания Теософского общества, а именно в сентябре 1877 в нью-йоркском издательстве «J.W. Bouton"a» выходит в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской под названием «Разоблаченная Изида», сыскавший впоследствии всемирную славу и имевший просто фантастический успех. Даже первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней!

И дело не только в популярности книги, как таковой. Сколько в том. какой переворот в умах многих людей она совершила, заставила по новому взглянуть на мир. Жизнь, эзотерические традиции и так далее. «Разоблаченная Изида» стала тем камнем, который вызвал не просто «круги на воде». А поднял цунами невероятных размеров и силы. Началась волна увлечения теософией.

Сама же по себе книга, в принципе, несла всего лишь одно послание, которое заключалось в раскрытии природы и происхождение магии, оккультизма и эзотерики из одного источника. Иными словами, Блаватская говорила о том, что все разнообразие мистики и религии – это «ручьи», вытекающие из одного родника.


Важное событие в жизни Блаватской

Через год, после выхода книги «Разоблаченная Изида» судьба сделала Елене Блаватской «подарок» - 8 июля 1878 года она стала первой русской женщиной, получившей американское гражданство.

Штаб-квартира Теософского общества

Спустя три года после официального основания Теософского общества, Елена Блаватская и полковник Олкотт отправились в Индию в город Бомбей, где создали штаб-квартиру своей организации. Там же они знакомятся с еще одной выдающейся личностью в мире эзотерики - Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты «The Pioneer». Впоследствии, непосредственно при его участии, Теософское Общество в мае 1882 года переезжает в поместье в Адьяре, близ Мадраса, которое специально было куплено для штаб-квартиры Теософского Общества.

Переписка Блаватской с махатмами

Знакомство с Синнетом действительно было важной вехой в жизни Елены Блаватской, так как именно через него она установила переписку с «тайными» адептами - Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми. Эта переписка велась с 1880 по 1884 год. Впоследствии некоторая часть этих писем была приведена в книге Синнета «Письма Махатм к А. П. Синнетту». Оригиналы этих писем хранятся в Британском музее как большая ценность.

Журнал Блаватской «Теософист»

В октябре 1879 году Блаватская вместе со своими соратниками приступает к изданию первого теософского журнала «The Theosophist», который выходит и по сей день. В журнале печатаются статьи на различные теософские темы. Также, как и книги Блаватской, журнал становится очень популярным.


«Тайная Доктрина» Блаватской

В 1884 году здоровье Елены Блаватской резко ухудшилось, и она переезжает в Европу, в город Эльберфельд, где приступает к работе над еще одним своим фундаментальным и выдающимся трудом – «Тайной Доктриной», которому также суждено было снискать мировую славу и признание.

Труд в двух огромных томах был закончен через 4 года.


Блаватская и журнал «Люцифер»

К сожалению, пока Елена Блаватская плотно работала над «Тайной Доктриной», вокруг ее и Теософского общества, а также журнала «Теософист» разрастались различные склоки, в результате она полностью потеряла контроль над журналом. Но это хоть и расстроило Блаватскую, но не стало причиной для поражения. Поэтому она основывает в Лондоне новый эзотерический журнал – «Люцифер», о котором Блаватская писала, что он задуман «осветить предметы, сокрытые во мраке». В свет вышло двадцать номеров «Люцифера», а потом на его смену пришел журнал «The Theosophical Review».

Биография Елены Блаватской интересна и неординарна. Известный философ и эзотерик 19 века предпочитала вести яркую и насыщенную событиями жизнь. Она часто путешествовала по различным странам мира, изучая религиозные течения, эзотерические знания и культуру других народов.

В статье:

Елена Блаватская - биография оккультной путешественницы

Из биографии Елены Блаватской известно, что она имеет интересную родословную и аристократическое происхождение. Она относилась к дворянскому сословию. Одним из предков Блаватской был С. Г. Долгоруков , являющийся братом одного из членов Тайного Совета государя Петра II. Прадед ее служил вместе с Кутузовым, бабушка была княжной, сделавшей большой вклад в изучение археологических и ботанических наук.

По отцу Елена относилась к старинной династии Ган, происходящей из Германии. Среди предков Елены Ган присутствовали крестоносцы и представители Каролингского рода. Елена Ган появилась на свет 12 августа 1831 года, по старому стилю - 31 июля. Местом рождения, как известно из ее биографии, стал украинский Днепропетровск, в те времена называвшийся Екатеринославом.

Детство и юность Елены Ган

Мать Елены являлась известной на то время писательницей-романисткой, а Ган Петр Алексеевич, ее отец - служил в конной артбатарее офицером. Когда их дочери исполнился годик, семейство переехало в Романово - село, входящее в Днепродзержинск Днепропетровской области. Отцовская служба вынуждала семью часто переезжать.

В 1835 году семья перебралась в Одессу, приблизительно в этот период у Блаватской появилась сестра по имени Вера, ставшая впоследствии популярной писательницей. Из-за службы Петра Алексеевича семья сменила не один город - это Тула, Курск, Санкт-Петербург, Астрахань, Полтава и Одесса. В 1840 году семья опять переезжает, теперь в Саратов, где деда Елены Ган назначили губернатором.

Еленa Ган

После переезда у Елены появился брат Леонид. В 1941 году семья вернулась в Украину, после чего, в 1842 году мать Елены Петровны скоропостижно скончалась от чахотки. Она умерла в молодом возрасте, на момент смерти писательнице было всего 28 лет. После ее смерти дочку Елену взяли к себе дедушка и бабушка по матери, проживавшие в Саратове. Дом Фадеевых - такой была девичья фамилия матери оккультной путешественницы - посещали представители интеллигенции. Известные историки и писатели часто гостили у них.

Елена Петровна имела хорошее образование, полученное дома. Обучением ребенка занимались три репетитора и непосредственно ее бабушка. Библиотека, собранная еще прадедом, стала любимым местом растущей девушки. В ней было много оккультных книг, которыми уже в детском возрасте серьезно увлекалась Ган. Среди этих книг были и старинные трактаты средневековых магов и алхимиков.

Жена губернатора Тифлиса в мемуарах упоминала, что князь Голицын часто гостил у Фадеевых и его заинтересовала Елена Ган своими необычными увлечениями. Слухи именовали Голицына магом, предсказателем и масоном. Имени князя мемуары не называют. Считается, что именно под его влиянием Ган впервые попыталась наладить контакт с мудрецами Востока - таинственными учителями-махатмами.

Скорее всего, речь идет о Владимире Сергеевиче Голицыне, по воспоминаниям бабушки оккультной путешественницы, которые дошли до наших дней в письменной форме. Но его сыновья Сергей и Александр часто гостили у Фадеевых вместе с отцом. Под чьим влиянием росла Елена Петровна, до сих пор неизвестно.

В 1844 году Елена поехала в Париж для обучения музыке, а после в Лондон - с этой же целью. Ее интересовали и искусства, и науки. Будущая оккультная путешественница росла на редкость разносторонним человеком.

Путешествия Елены Блаватской

В 1849 году Елену без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония. После трех месяцев супружеской жизни Елена, ставшая Блаватской, сбежала от мужа. Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем уплыла на паруснике в Константинополь.

Современные данные о странствиях Елены Петровны, маршрутах и других событиях, происходивших с ней, основаны исключительно на воспоминаниях путешественницы, встречающихся в . Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что путешественница не вела никаких дневников. Точная датировка их также вызывает затруднения. Известно только то, что нижеописанные странствия начались в 1850 году и продлились около 25 лет.

В Константинополе Блаватская изучала византийскую культуру и работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон. В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях. После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, путешественница поехала в Египет. Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».

Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания живущих там народов. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе. Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, Елена Петровна несколько раз давала концерты в странах Европы.

Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, где изучала местную культуру и мифологию. После этого она несколько раз попыталась попасть в Тибет на поиски оккультных знаний. Все попытки были неудачными. Однако после встречи с учителем Елена Петровна все же нашла способ отправиться в Тибет. Там она пробыла семь лет, постигая тайны оккультных знаний.

После Тибета Елена Петровна вернулась в Россию. В это время она , распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции. Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах.Сложно сказать, когда она освоила методики вызова мертвых. По одной версии исследователей, спиритизму обучал наставник из Тибета, по другой - этому Елена научилась во время путешествий по Европе.

Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе. Около трех лет она изучала местные горы - искала места силы, анализировала легенды и местный фольклор, связанный с ними.

После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев. Там путешественница получила серьезные ранения. Все путешествия, которые состоялись после встречи с учителем, происходили после получения писем от него. Он давал задания своей ученице, которые требовали поездок. Но о том, что именно входило в ее обязанности, ничего не известно.

Поправив здоровье, она опять уходит в странствия по Тибету. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на десять лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.

По описаниям биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа. Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец. Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.

По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения. Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.

Творческий период

В 70-х годах Блаватская начала свою проповедническую деятельность. Она начала с Египта, но через пару лет остановилась в Одессе, открыв магазин с искусственными цветами, чернильную фабрику и лавку при ней. Некоторое время Елена странствует по европейским странам в поисках единомышленников, затем меняет их на США.

В 1875 году Елена заключает фиктивный брак с американцем из числа своих сподвижников - Генри Олкоттом, и получает американское гражданство. Сложно сказать, развелась ли она с первым супругом. Об этом человеке Елена ничего не писала в своих дневниках. После заключения брака около 10 лет она путешествует с Олкоттом по Индостану. В процессе этого путешествия они работают над своими книгами и изучают культуру и религию. Во время поездки в Цейлон Елена стала буддисткой, приняв обет от тибетского монаха.

Во время жизни в Индии, в 1885 году, Блаватская была обвинена в мошенничестве. В этот же период жизни здоровье оккультной путешественницы серьезно ухудшилось. После затяжной болезни она находилась в Бельгии, Германии, а затем в Лондоне, где особенно активно работала над своими книгами.

В Лондоне, после продолжительного гриппа, Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Ее останки кремировали и разделили на три части, разместив их в трех штабах Теософского общества.

Теософское общество Елены Блаватской

Изначальное общество Блаватской было посвящено спиритизму. Оно было основано в египетской столице и просуществовало совсем недолго, поскольку оказалось в самом эпицентре финансового скандала. Общество занималось исследованием парапсихических явлений. К тому же спиритические сеансы едва не стали причиной нападения на медиума человеком, который попал под власть некого духа. В письмах основательница общества обвиняет его членов в краже денег, принадлежавших ему и в подделке паранормальных явлений, показываемых обществу.

В 1873 году Блаватская переезжает в США, где знакомится с местными исследователями оккультизма. Среди них был и ее фиктивный супруг, полковник Олкотт, создавший вместе с ней Теософское общество, функционирующее и по сей день.

Целями Теософского общества были:

  • Создание всемирного братства без внимания к расам, цветам кожи, полу, социальному положению и вероисповеданию людей.
  • Изучение писаний всех народов и наук.
  • Отстаивание важности значения азиатских источников.
  • Исследование скрытых тайн природы и человека.

Теософию Блаватской современники называли попыткой объединить все мировые религии в одну, раскрытие их скрытой сути, а также объединения с известными человеку науками и познание божественной мудрости. Блаватская стремилась к очищению душ человечества, изучении людьми мудрости Махатм. Она называла себя проводником Высших Сил и ученицей Махатм. Девиз созданного ей общества звучал так:

Нет религии выше истины.

Газета «Теософ», выпускаемая Теософским обществом, имела своим главным редактором Блаватскую в течение десятилетия. В 1884 году основательницу общества обвиненили в шарлатанстве, после заявления о наличии у нее паранормальных способностей. Один из журналов Блаватской имел название «Люцифер», часто обсуждаемое в обществе, Блаватская же объясняла это переводом имени как «Носитель света». Она говорила, что именно в переводе названия скрывается суть журнала. После такого объяснения названия журнала членами Теософского общества стало несколько представителей духовенства.

Прах Блаватской разделен на три части и хранится в основных штаб-квартирах общества - в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке. Два последних центра движения Блаватской были созданы незадолго до ее смерти. По сей день ее последователи отмечают день смерти духовной наставницы и называют его днем белого лотоса.

Елена Рерих и Блаватская

Елену Ивановну Рерих и Блаватскую многое связывало. Вот как говорила Елена Рерих о ней после того, как узнала о смерти Блаватской:

…Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость, Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!

Рерих Елена Ивановна

Елену Ивановну Рерих очень интересовали труды Блаватской. Она занималась их изучением, а также переводом. Так, некоторые письма Махатм, изложенные Еленой Петровной, а также «Тайная доктрина» были переведены именно Еленой Рерих в 30-х годах 20-го века. Некоторые части трудов Блаватской были написаны на древних языках, но Рерих справилась с переводом всего за два года.

Семья Рерих сблизилась с Теософским обществом Блаватской в 1920 году, после смерти последней. Они посещали лондонское отделение общества после получения пригласительного письма от его лидеров. Все члены семьи Рерих имели удостоверения о членстве в Теософском обществе.

Елена Блаватская - цитаты

В цитатах Елены Блаватской и современный человек сможет найти мудрость, которая была присуща этой великой женщине. Многие из них сохранились в ее трудах и дошли до наших дней. Слова Елены Петровны часто записывались ее последователями и близкими друзьями, что позволило сохранить их для потомков.

Так, о Тибете Елена Блаватская говорила так:

Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и - где никогда не проливают кровь животных.

В книге «Загадочные племена на Голубых горах» Елена Петровна высказала свое мнение о публике и общественном мнении:

…всякая публика горазда отплевываться от мошки, чтобы затем добровольно проглотить слона…

В труде «Разоблаченная Изида» писательница приводит в пример старинную персидскую пословицу.

Блаватская, Елена Петровна

(урожденная Ган) - писательница и теософка; род. в 1831 г. в Екатеринославле, ум. 8 мая 1891 г. в Лондоне. Рано лишившись матери, известной в свое время писательницы, она воспитывалась под руководством бабушки, Елены Павловны Фадеевой, женщины весьма просвещенной, но, не отличаясь усидчивостью, ограничилась только самым поверхностным образованием. 17-ти лет от роду она вышла замуж за эриванского вице-губернатора Никифора Васильевича Блаватского, через несколько месяцев оставила мужа и уехала в Константинополь, а оттуда - на Дальний Восток, где пробыла десять лет. Этот период - самый темный в биографии Блаватской, так как на родину она не посылала никаких известий о себе, а впоследствии сообщала противоречивые факты о своих скитаниях. Вероятнее всего, что она побывала в Египте, Сев. Америке, на Цейлоне и в Индии. Объезжая страны, издавна считающиеся родиной тайных наук, Блаватская поддалась страсти к сверхъестественному, знакомилась с разными восточными мудрецами и их учениями и вернулась на родину в 1860 г. ревностной адепткой и проповедницей "оккультизма", который будто бы изучила во время двухлетнего пребывания в Тибете. Она создала вокруг себя таинственную обстановку, рассказывала, что получила дар ясновидения и совершения чудес. Проведя два года на Кавказе, Блаватская опять поехала через Италию, Грецию и Египет на Дальний Восток, прожила будто бы долгое время в Тибете, а в 1873 г. поселилась в Нью-Йорке и приняла американское гражданство. Она стала деятельно сотрудничать в нью-йоркских газетах Tribune, Sun, Daily Times, полемизируя против иезуитов и папства и помещая очерки Кавказа, а также посылала корреспонденции в "Тифлисский Вестник". В то же время Блаватская начала проповедовать мистическое "теософское" учение, которое должно было сокрушить материалистические доктрины и подкреплялось обильными чудесными "феноменами". Она выдавала себя за ученицу и посланницу великих мудрецов-буддистов, живущих в горах Тибета и обладающих сверхъестественною силой. За два года она успела собрать вокруг себя весьма значительное количество приверженцев и 17 ноября 1875 г. основала теософическое общество. В 1876 г. Блаватская напечатала в Нью-Йорке книгу "Isis Unveiled", в которой подробно излагалось ее фантастическое учение. В 1875 г. она отправилась со своим ревностным приверженцем, полковником Олькотом, в Индию, основала главную квартиру теософизма в Бомбее и стала издавать газету "The Theosophist", которая почти сплошь наполнялась ее статьями. Поддерживая оживленные сношения с индусскими учеными и выставляя себя проповедницей их мудрости, Блаватская скоро приобрела обширные симпатии среди туземцев, которые видели в ней борца за их самобытность, пригнетаемую англичанами. Зато английские власти очень косо смотрели на теософов и даже обвиняли Блаватскую в шпионстве. Позже Блаватская перенесла свое местопребывание в предместье Мадраса, Адиар, и здесь стала совершать такие чудеса, что самые упорные скептики начинали веровать в ее миссию, а ученые живо заинтересовались пророчицей теософизма, как личностью, одаренной силами, еще не известными науке. В 1883 г. Блаватская, для поправления здоровья, переселилась в Европу и жила сначала в Ницце, а затем в Париже, где также основала отделение теософического общества. Около этого же времени теософская доктрина получила с двух сторон жестокие удары, разрушившие ее обаяние в глазах всего здравомыслящего общества: почти одновременно появились статьи о теософизме в "Madras Christian College Magazine" и в отчетах английского Society for Psychical Researches. Миссионерский журнал напечатал компрометирующие письма Блаватской, сообщенные бывшей помощницей ее в Адиаре, г-жой Кулон, и доказавшие, что все адиарские чудеса были просто грубыми фокусами и устраивались для привлечения в общество богатых людей. Независимо от г-жи Кулон к тем же выводам пришел член английского психологического общества Годжсон, командированный в Адиар для научного ознакомления с "феноменами" Блаватской. После этого ученый мир совершенно перестал интересоваться теософами, а многие ревностные последователи этого учения отвернулись от него. Но влечение в область таинственного и личное обаяние Блаватской были так сильны в Западной Европе и Америке, что общее количество верующих все-таки постоянно возрастало; материалы г-жи Кулон были объявлены подлогом, а статья Годжсона - проявлением духовной слепоты ученых. В 1886 г. Блаватская поселилась в Лондоне и стала издавать газету "Lucifer", а 3 июля 1890 г. торжественно открыла в английской столице главную квартиру теософического общества. В том же году Блаватская издала в Лондоне два новых труда по теософическим вопросам: "The secret Doctrine" и "The Key to Theosophie". Вызванное ею движение не прекратилось и после ее смерти. Мало того, основанный ею в Париже "Lotus bleu" заявил, что великая учительница продолжает сотрудничать в этом журнале, присылая статьи с того света. - Если теософические писания Блаватской представляют набор туманных и произвольных вымыслов, то ее очерки индийской жизни, печатавшиеся в 80-х гг. в "Московских Ведомостях" и "Русском Вестнике" под псевдонимом Радда-Бай, обнаруживают несомненный и яркий литературный талант, наблюдательность и художественное дарование. В 1883 г. эти очерки были собраны в книге: "Из пещер и дебрей Индостана"; продолжение их печаталось в "Русском Вестнике" за 1884-86 гг. Кроме того, она поместила ряд статей в "Ребусе" 1883-85 гг. и статью "Китайские тени" в "Новом Времени" 1888 г., № 1493.

Литература о Блаватской в Зап. Европе, Сев. Америке и Индии необычайно обширна, но с ее учением лучше всего знакомиться по ее сочинениям. Для биографических сведений важны статьи в "Rewiew of Rewiews" 1891 г. (Стэда), "Revue Encyclopédique", 1892 г., № 30, В. П. Желиховской в "Русском Обозрении", 1891 г., №№ 11 и 12, Всеволода Соловьева в "Русском Вестнике", 1892 г., №№ 1-6 ("Современная жрица Изиды") и обстоятельная статья в "Словаре" Венгерова.

{Половцов}

Блаватская, Елена Петровна

(урожденная Ган) - писательница и спиритка; род. в 1831 г. в Екатеринославле. После неудачного замужества с 60-летним бароном Б. 17-летняя Б., покинув мужа, предприняла ряд полных приключений путешествий по Западной Европе, Сирии и Египту, Северной Америке, Индии и Центральной Азии. Свои путевые впечатления и наблюдения она описывала во многих журнальных статьях, отличающихся необыкновенным богатством фантазии и необычайностью приключений (в "Русском вестнике" под псевдонимом "Радда-Бай"). Обладая эксцентричным характером, Б. увлеклась мистическими учениями Востока и в 1875 вместе с англ. полковником Олькотом основала "Теософическое общество", которое имеет целью: 1) образовать ядро всечеловеческого братства без различия пола, национальностей и религии; 2) изучать все философ. и религиозн. учения, особенно Востока и древности, чтобы доказать, что во всех их скрыта одна и та же истина; 3) изучать необъяснимое в природе и развивать сверхчувственные силы человека. Для распространения своих идей Б. издавала с 1887 журналы - в Лондоне "Lucifer, the Lightbringer" при содействии Анны Безант и в Париже "La revue theosophique" и "Lotus bleu". Отдельно издала еще "Isis unveiled", "The secret doctrine, the synthesis of Science, Religion and Philosophy" и "The key to theosophy". До своей смерти († 26 апреля 1891 г.) Б. оставалась президентом Теософич. общества и среди своих немногочисленных почитателей и почитательниц пользовалась авторитетом высшего избранного для необычайных откровений существа. В сочинениях, как и в жизни, Б. трудно провести границу, где кончается сознательный или бессознательный обман и самообман и начинаются искреннее увлечение мистикой или простое шарлатанство.

{Брокгауз}

Блаватская, Елена Петровна

(1831-1891, литературный псевдоним Радда-Бай) - писательница-теософка. 10 лет скиталась по Индии, Цейлону и другим местам, занимаясь оккультизмом и изучением различных мистических учений Востока. В 1873 Б. поселилась в Нью-Йорке и занялась пропагандой созданного ею теософического учения. Пропаганда Б., несмотря на шарлатанские средства, которыми она пользовалась, имела довольно значительный успех, и в 1875 Б., при содействии своих приверженцев, основала Теософическое общество. Идеи Б. находили прекрасную почву для распространения среди некоторых аристократических и интеллигентских кругов, отошедших от официальных религий, но не желавших окончательно порвать с религиозным мировоззрением. Аналогичные теософические об-ва были основаны Б. во многих городах Индии (Бомбее, Мадрасе и др.). Успех теософической пропаганды Б. был подорван разоблачениями, сделанными ее сообщницей, а также англ. об-вом психических расследований (Society for Psychical Researches), раскрывших отсутствие всякой сверхъестественной подкладки "чудес" Б. в ее шарлатанских фокусах. Несмотря на скандал, Б. удалось сохранить немалое число приверженцев и основать в Лондоне (1890) главное отделение теософического общества - Blavatsky Lodge.

Главные сочинения Б.: на английском языке - "Isis Unveiled" ("Изида без покрывала"), New-York, 1876; "The Secret Doctrine" ("Тайная доктрина"), L., 1888; "The Key to Theosophy" ("Ключ к теософии"), L., 1891. На русском языке Б. писала рассказы о своих путешествиях ("Из пещер и дебрей Индостана", Москва, 1883, и др.).

Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, СПб, 1892; "Вопросы Теософии", СПб, 1910; Соловьев, В., Современная жрица Изиды, в журнале "Русский Вестник", № 1-6, 1892.

Блаватская, Елена Петровна

[псевдоним Раддабан; 31.08(12.09).1831-26.04(08.05).1891] - писательница, основоположница теософии. Род. в Екатеринославе, в семье артиллерийского полковника фон Ган-Роттеш-терна, двоюродная сестра С.Ю.Витте. В 1848 выходит замуж за 60-летнего генерала Н.В.Блаватского, ереванского вице-губернатора. Однако через три месяца уходит от мужа и покидает Россию. Вплоть до 1870 Б. путешествует по странам Европы, Америки и Азии. В 1851 Б. встречается с Махатмой Мориа, главой эзотерической филос. школы одного из монастырей Тибета, ставшим ее Учителем. Необходимым условием ученичества было подчинение своей физ. природы целям дух. совершенствования. В 1873 принимает амер. гражданство. По поручению Учителя Б. была первым вестником сокровенного знания на Западе. С этой целью она в Нью-Йорке в ноябре 1875 создает теософическое об-во, президентом к-рого становится сподвижник Б., амер. полковник Г.С.Олькот. Теософическое об-во выдвинуло следующую программу: 1)организовать всечеловеч. братство без различия пола, национальности и религии; 2) изучать все филос. и религ. учения, особенно Древнего Востока; 3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека. В целях пропаганды своего учения Олькот и Б. выезжают в Индию и издают там газ. "Те-ософист". В 1880 на Цейлоне после долгого периода испытаний и обучения Б. получила посвящение в эзотерический буддизм. После возвращения в 1883 в Европу Б. до 1886 живет в Париже, а затем в Лондоне, где организует гл. отделение теософического об-ва. Умерла в Лондоне в 1891. Теософское учение Б. представляет собой своеобразную попытку синтеза науч., филос. и религ. идей на базе вост. филос.-мистической традиции. В центре теософии лежит идея о существовании эзотерического знания, к-рое составляет единую сокровенную суть всех языческих культов, мировых религий и наиболее глубоких филос. систем. Эзотерическое знание, носящее универсально-космич. характер, всесторонне раскрывает дух. суть и назначение человека, объясняет эволюцию Космоса в целом, а также логику и смысл существования человеч. цивилизации. Эзотерический смысл Космич. эволюции, по Б., заключается в осуществлении идеи дух. Единства на всех уровнях бытия между всеми созданиями Вселенной, т. к. все сущее в природе едино по своему происхождению, способу эволюции и целям своего развития. Это эзотерическое сокровенное знание зашифровано в мифологических символах и сюжетах, античных мистериях, оккультных текстах. Ключом к тайному знанию владеют лишь "великие посвященные", к-рые в разные ист. времена являлись человечеству для приобщения его к тайному вселенскому знанию. Посвященными были Будда и Христос, Платон и Пифагор. Единый дух.-космич. центр, к-рый питает истинным знанием всех посвященных и хранит память о давно исчезнувших земных культурах и племенах, укрыт от взора земных честолюбцев и профанов где-то в неприступных р-нах Центр. Азии. "Тайная доктрина" - центр. произведение Б. - претендует на всестороннюю интерпретацию древней символики мифов, религ. учений и филос. систем с т. зр. хранящегося в ней сокровенно-эзотерического знания. Определяя взаимоотношения теософии и религии и разъясняя задачи теософского об-ва, Б. писала в работе "Ключ к теософии": "...Теософия - это безбрежный океан всеобщей Правды, Любви и Мудрости, освещающий своим сиянием Землю, в то время как Теософское Общество только видимый пузырек воздуха на поверхности этого океана... Теософия на Земле подобна лучу белого света, а каждая религия - это только один из семи цветов радуги, получаемых с помощью призмы. Не признавая все остальные, осуждая их как фальшивые, каждый отдельный цветовой луч, т. о., провозглашает не только свое первенство, но и претензию на то, чтобы быть белым лучом, и предает анафеме даже свои собственные оттенки, как еретические. И все-таки, поскольку Солнце Истины поднимается все выше и выше над горизонтом человеч. восприятия, каждый цветной луч постепенно блекнет, пока не будет вновь полностью поглощен; человечество не будет больше страдать от искусственной разобщенности и, наконец, увидит себя купающимся в чистом бесцветном солнечном свете Истины. Это и будет Теософия... Только путем изучения разл. великих религий и философий человечества, путем беспристрастного сравнения их непредубежденным умом, человек может надеяться достичь Истины".

Соч.: Isis unveiled. V.1-2. N.-Y. , 1887 ; Из пещер и дебрей Индостана. СПб. , 1912 (Русский В. 1883. № 1-4 ; 1885. № 11 ; 1886. № 2 , 3 , 8 ; отд. изд. - М. , 1883 ; СПб. , 1912 ); Загадочные племена. Три месяца на "Голубых горах " Мадраса. СПб. , 1893 ; Голос безмолвия. Калуга , 1908 ; Тайная доктрина. Т.1-3. Л. , 1991 (1-е изд. : Blavatsky Н.Р. Secret Doctrine. V.1-2. L , 1888 ); Из пещер и дебрей Индостана. М. , 1991 ; Закон причин и последствий , объясняющий человеческую судьбу (Карма ). Л. , 1991 ; Разоблаченная Исида. Т.1-2. М. , 1992 (1-е изд. : Blavatsky H.P. Isis unveiled. N.-Y. , 1877 ); Ключ к теософии. М. , 1993 ; Новый Панарион. М. , 1994 ; Тайная доктрина. Синтез науки , религии и философии. Т.1. Космогенезис. М. -Харьков , 1999 ; Тайная доктрина. Т.2. Антропогенезис. М.-Харьков , 1999 ; Тайная доктрина. Т.3. Эзотерическое учение. М. ,

2000.

А.В.Иванов


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Блаватская, Елена Петровна" в других словарях:

    Блаватская, Елена Петровна, писательница и путешественница. Родилась в 1831 г., в очень талантливой семье. Ее мать, Е.А. Ган, была выдающаяся романистка, генерал Р.А. Фадеев приходился ей дядей, С.Ю. Витте двоюродным братом: известна в… … Биографический словарь

    - (1831 91) русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Африке, М. Азии, Сев. и Юж. Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию и с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1831, Екатеринославль 1891, Лондон) религиозная писательница, основательница теософии. Родилась в семье артиллерийского полковника. В 1848 г. покинула Россию и путешествовала по странам Европы, Америки и Ази … Психологический словарь

    - (род. 1831, Екатеринославль – ум. 8 мая 1891, Лондон) рус. религиозный философ, создательница базирующегося на инд. философии «Теософского общества», основанного в 1875 (место пребывания – г. Адьяр, около Мадраса, Индия). В качестве избранницы… … Философская энциклопедия