Субъективные причины социальных конфликтов заключаются в определенных чертах мировоззрения, ментальности, характера (психология), уровня интеллекта социальных субъектов (рис. 8.1). Более конкретно эти субъективные характеристики субъектов проявляются в определенных чувствах, убеждениях, интересах, идеях, под влиянием которых действуют субъекты и начинается социальный конфликт.

Чувства, убеждения, интересы, идеи как причины социальных конфликтов
Психические побуждения субъектов к деятельности представляют собой чувства, убеждения, интересы, идеи, в которых в единстве сопряжены эмоции и цели. Цель – это представление о предполагаемом результате действия, указывающее, ради чего оно совершается. Цель всегда предполагает план (программу) ее реализации. Эмоция – это душевная (психическая) и физическая энергия, с помощью которой субъект осуществляет действия.

Чувства представляют собой психологические состояния субъекта, в которых целеполагающая и эмоциональная составляющие социального действия слиты воедино. Субъект осуществляет действия под влиянием эмоций зависти, страха, агрессивности, мести в какой-то степени нерационально, нерасчетливо, непродуманно. Чувственный порыв к социальному действию, вызванный обидой, страхом, завистью, местью, ненавистью, часто становится причиной социальной напряженности и социального конфликта. Южные народы в силу своей эмоциональности более конфликтогенны, чем северные народы. Субъективными причинами социальных конфликтов могут быть чувство страха, любовь, негодование, ненависть, гордость и т.п.

Убеждения представляют собой идейно-психологическое состояние субъекта, включающее: 1) знание о чем-то, которое субъект считает истинным (правильным); 2) знание, которое субъект может аргументировать себе и другим; 3) знание, вызывающее положительные эмоции (и тем самым превращающееся в форму веры), которым субъект руководствуется в своей деятельности.

Социальный конфликт часто возникает из-за столкновения разных убеждений субъектов, разных взглядов (знаний) по одной и той же проблеме: производственной, экономической, политической, территориальной, религиозной и т.п. Например, до сих пор существует конфликт между католической и православной церковью по проблеме бога, обрядов и т.п., конфликт между коммунистами и либералами по вопросу справедливости, демократии, политического устройства.

Интерес – это интеллектуально-психическое стремление (влечение) субъекта к предметам, являющимся для него ценностями (благами). В зависимости от этих благ выделяют интересы материальные (пища, одежда, жилье и т.п.), экономические (деньги, драгоценности, акции и т.п.), политические (власть, статус, служебное положение и т.п.), религиозные (бог, коммунистическая идея и т.п.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и т.п.), эстетические (красота, комическое, трагическое и т.п.).

Интересы включают: 1) цель деятельности, т.е. представление о необходимом субъекту благе (материальном, экономическом, политическом и т.п.) в сознании субъекта; 2) план (программа) действий и операций, направленных на ее достижение (реализация цели); 3) эмоционально-волевое стремление (влечение) субъекта к предмету интереса. В целом интерес представляет собой функциональную, динамическую, организационную, психологическую систему регуляции деятельности субъекта, но не саму эту деятельность.

Очевидно, что материальные, эстетические и другие интересы различаются характером целей, программ деятельности, эмоционально-волевых стремлений. Но в то же время между интересами по своей психологической, организационной, динамической форме много общего, что и позволяет их выделять как специфические регулятивные механизмы деятельности субъектов (индивидов, организаций, общностей).

Общие для многих индивидов интересы, характеризующие социальные организации (партии, государства, союзы и т.п.), социальные институты (семейные, образовательные, хозяйственные и т.п.) и социальные общности (профессиональные, политические, территориальные), исторические общности (этносы, нации, цивилизации), выступают в форме идей: национального самоопределения, мирового господства, коммунистического равенства, бога и т.п. Эти идеи связываются с интересами индивидов, а через них – с эмоциями людей и становятся регуляторами (мотивами) их деятельности. Поэтому Маркс подчеркивал, что идея всегда теряет свою побудительную силу, когда она отделяется от интереса индивидов.

Субъективные причины социальных конфликтов могут заключаться в:
1) противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе, на что обратил внимание Парсонс.
Например, норма требует заботы о других, а экономический интерес толкает к наживе. Это всегда вызывает социальный конфликт как внутри субъекта, так и между субъектами;
2) противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет (власть, нефть, территорию, суверенитет и т.п.);
3) противоположные интересы разных субъектов (например, чеченские экстремисты стремятся к суверенитету, а Россия – к территориальной целостности);
4) непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе. К таковым можно отнести и экономические трудности, и национальное самоопределение, и национальную гордость, и стремление к лидерству и т.п.

Потребность как причина социального конфликта
Глубинной основой социального конфликта являются потребности социальных субъектов. Именно они образуют сущность эмоций, убеждений, интересов, идей и других субъективных побуждений социальных конфликтов. Социальные конфликты в конечном счете являются результатом неудовлетворения или ущемления (частичного удовлетворения) некоторых основных потребностей социальных субъектов в безопасности, благосостоянии, самоутверждении, идентичности.

Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования социального субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием «тела» субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства («Я голоден», «Я бесправен» и т.п.). Удовлетворение –это единство необходимого и фактического состояния «тела» субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждения удовлетворения («Я сыт», «Я полноправен» и т.п.). Это пассивные состояния субъекта под влиянием взаимодействия внутренней (тело) и внешней среды.

Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательно – психологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой потребность реализуется.

Потребность включает: 1) представление – цель о социальном благе, необходимом ему для удовлетворения; 2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели; 3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага; 4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения и «тело» социального субъекта.

Все потребности людей можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье и т.п.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и т.п.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте, в боге и т.п.). Они различаются своими предметами и сознательно-психологическими механизмами реализации. Потребность, реализуясь, не всегда приводит к состоянию удовлетворения субъекта. Тогда потребность либо усиливается, либо заменяется, либо исчезает. Последнее приводит к трансформации субъекта, так как потребности образуют его сущность.

Интеллект и социальный идеал как причины социальных конфликтов
Важнейшая субъективная причина социальных конфликтов – уровень интеллекта. Недостаток интеллекта часто становится субъективной причиной социальных конфликтов, когда организующая и агрессивная сторона не может «просчитать» соотношение своих и чужих сил, цену победы и поражения и ввязывается в конфликт в расчете на легкую победу, когда есть соответствующие потребности, интересы, убеждения и т.п. Так случилось с российским руководством во главе с Ельциным во время первой Чеченской войны. Одними из главных субъективных причин распада СССР и краха пролетарско-социалистической формации были отсутствие достаточного интеллекта и догматизм тогдашнего политического руководства страны.

Разумная деятельность социального субъекта представляет единство социального идеала и интеллекта. Только по отношению к имеющемуся у нас социальному идеалу мы можем оценить наши действия как правильные или неправильные. Социальный идеал различен у разных социальных субъектов, поэтому образует важнейшую субъективную причину социальных конфликтов. Большевики ради идеала социального равенства развязали кошмарный в России социальный конфликт, завершившийся гражданской войной, коллективизацией, индустриализацией, ликвидацией религии, изгнанием российской интеллигенции и единомыслием. Наличие либерального или социалистического идеала – важнейшее субъективное условие социального конфликта в современном обществе.

Объективные причины социальных конфликтов
Субъективные причины социальных конфликтов представляют собой выражение объективных причин и их интерпретаций субъектами. Объективными же являются причины, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций. Множество объективных причин социальных конфликтов можно сгруппировать в несколько общих рядов (рис. 8.2).

Дезорганизация общества как причина социального конфликта
Прежде всего, такой объективной причиной социальных конфликтов является, по мнению известного польского социолога Я. Щепаньского, дезорганизация общества, т.е. выход производственных (остановка производства и безработица), экономических (инфляция, невыплата заработной платы и т.п.), социальных (неравенство между разными социальными группами), политических (распад СССР, война в Чечне и т.п.), идеологических (борьба либерализма и коммунизма в постсоветской России) процессов за пределы существующих в обществе норм и Угрожающих интересам индивидов, социальных групп, организаций.

Так, например, произошло после развала СССР, когда вместо государственного распределения благ и денег было введено рыночное, вместо социального равенства людей возникло ярко выраженное деление на нищих и богатых, когда исчезла руководящая роль партии, а судебная и правовая системы еще не возникли, когда коммунистическая идеология была признана утопической, а другая, кроме идеологии обогащения, не предложена.

Дезорганизация общества связана с дезинтеграцией государственных и общественных (семья, школа, профсоюз и т.п.) институтов (организаций), не способных удержать экологические, производственные, экономические, политические, идеологические процессы в нормальных для данного (в нашем случае постсоветского) общества пределах. Сюда же можно отнести природные (землетрясения, наводнения, цунами), техногенные (Чернобыль), экономические (обесценение вкладов, приватизация, финансовые катаклизмы и т.п.), политические (расстрел здания российского парламента в октябре 1993 г., реформа вертикали власти, начатая президентом В. Путиным и т.п.), военные (Чеченская война) катастрофы и события.

Состояние дезорганизации и дезинтеграции общества вызывает множество социальных конфликтов, которые внешне проявляются в распространении алкоголизма, сексуальной распущенности, росте преступности, увеличении психических заболеваний, распространении самоубийств и т.п.

Неравенство возможностей социальных субъектов
В качестве объективных причин социальных конфликтов часто называют неравенство возможностей социальных субъектов в бытовой, экономической, политический, национальной, образовательной, религиозной сферах. Это неравенство относится к ресурсам, статусам, ценностям субъектов. Есть субъекты с одинаковыми интересами, которым не хватает ресурсов. Например, не хватает (дефицит) жилья, работы, обеспеченности, власти и т.п. Так, сейчас значительной части людей не хватает денег на проживание, оплату жилья, покупку медикаментов, сохранение безопасности и т.п. Важнейшей объективной причиной социальных конфликтов является столкновение разных интересов. Например, либералы ориентированы на рыночную экономику за счет интересов простого народа. А простой народ не хочет жертвовать своей жизнью, привычками, убеждениями ради либеральных идей, планов, преобразований. Очевидно, что с развитием человечества дефицит многих благ будет углубляться, становясь объективной причиной социальных конфликтов, так же, как и противоположность интересов разных социальных субъектов.

Стремление устранить эти причины и тем самым социальные конфликты, особенно классовые (между буржуазией и пролетариатом), вызвало к жизни социалистические прожекты устранения того или иного вида неравенства вообще, особенно классового. И это было сделано в СССР и других странах пролетарского социализма. Основы многих социальных конфликтов по сути не были ликвидированы, а загнаны вглубь, как это произошло с конфликтами между интеллигенцией и пролетариатом и межнациональными. В результате обнаружились негативные последствия: достижение социального равенства в политических, социальных, экономических сферах и привело СССР к тоталитаризму, стагнации в экономике и уровне жизни населения, потере стимулов к труду и саморазвитию, обострению межнациональных отношений. В результате СССР утратил мотивы самодвижения и оказался в брежневский период в состоянии стагнации, что и привело, в конечном итоге, страну к развалу.

Это еще раз свидетельствует о том, что каждое неравенство является стимулом к саморазвитию людей и общества. Неравенство нельзя полностью устранять, его нужно только смягчать до определенного предела. Социальное неравенство существует и в странах либерального (США и др.) и демократического (Германия и др.) капитализма; например, в США большей степени, а в Германии – в меньшей.

Ученые давно обнаружили связь между социальным неравенством (равенством) и эффективностью общественного производства: чем выше социальное неравенство, тем больше эффективность общественного производств, темпы общественного развития и социальная нестабильность. В рыночных странах существует универсальный механизм нахождения баланса (единства) этих двух сторон. Это механизм политической демократии, наличия в политической надстройке общества правых, центристских и левых партий. Когда у власти стоят правые партии, общество ориентировано преимущественно на эффективность производства. Постепенно нарушается справедливое распределение произведенных благ, возникают возмущение трудящихся и политическая нестабильность. В результате к власти приходят левые партии, ориентированные на более справедливое перераспределение произведенных благ. Происходит снижение эффективности общественного производства. Постсоветской России предстоит еще очень длительный путь в этом направлении.

Объективные факторы побудители субъективных причин
Объективные причины – субъективные причины – социальный конфликт – такова причинно-следственная цепочка, связывающая конфликт с его причинами.

А могут ли субъективные факторы без объективных предпосылок, т.е. сами по себе, вызвать социальный конфликт? Да. В этом случае внутриличностные или межличностные конфликты, которые, по нашему определению, социальными не являются, станут причинами социального конфликта, как это, возможно, имело место в отношениях Ельцина и Дудаева перед началом первой Чеченской войны.

Если считать, что именно ущемление (неудовлетворение или частичное удовлетворение) потребностей социального субъекта является конечной причиной социального конфликта, то меняется и подход к его урегулированию. Для этого нужно, прежде всего, устранить объективные причины ущемления потребностей социальных субъектов, смягчить социальное неравенство, навести демократический порядок в обществе, не ущемлять одному социальному субъекту другого в его потребностях.

Разрешение социального противоречия из-за социального блага всегда должно ориентироваться на потребности субъектов. Разделить справедливо предмет конфликта можно только тогда, когда потребности потенциальных или актуальных противоборцев будут справедливыми. Поэтому подлинное разрешение социального конфликта возможно только при глубоком анализе противоборствующими субъектами своих потребностей, интересов, притязаний. Не случайно Дж. Бартон, руководитель коллектива исследователей, занимающихся проблемой разрешения социального конфликта, считает:

Только организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта, т.е. такое его разрешение, которое во всем объеме затрагивает предмет спора и устанавливает новые, самодостаточные отношения между противниками.

Социальный конфликт - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т.д.). Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.

Социальные конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, они являются источником социально-политических изменений, предотвращая стагнацию общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле конфликты выступают в качестве формы регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствуют разрядке напряженности в их отношениях. С другой стороны, социальные конфликты несут в себе угрозу дестабилизации общества и могут привести к катастрофическим последствиям - революциям, войнам, анархии.

Социальные конфликты вызываются самыми различными причинами. Это экономическое и социальное неравенство, дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных и т.д.), неодинаковое положение по отношению к власти, несовпадение интересов и целей различных социальных групп, идеологические и политические разногласия, конфессиональные противоречия, несовместимость индивидуальных и общественных ценностей и т.д.

В современных условиях каждая сфера жизни общества порождает свои специфические конфликты. Здесь можно выделить политические, социально-экономические и национально-этнические конфликты.

  • 1. Политические конфликты - это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из различий интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты связаны с сознательно формируемыми целями по завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти. К основным политическим конфликтам относятся:
    • - конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
    • - конфликты внутри парламента;
    • - конфликты между политическими партиями и движениями; - конфликты между различными звеньями управленческого аппарата и др.

В современной истории России одной из форм проявления политического конфликта было длительное противоборство между исполнительной и законодательной властью, которое привело к драматическим событиям октября 1993 г. Частичным разрешением этого конфликта стали выборы Федерального Собрания и принятие новой Конституции России. Однако причины конфликта до конца небыли устранены, и он перешел на новую стадию своего развития, приняв форму противостояния Президента и Федерального Собрания. И лишь в настоящее время наметилось конструктивное взаимодействие между исполнительной и законодательной властью.

2. Социально-экономические конфликты - это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Социально-экономические конфликты возникают на основе неудовлетворенности, прежде всего, экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение по сравнению с привычным уровнем потребления (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение по сравнению с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное.

В современном российском обществе многие социально-экономические конфликты развиваются по линии "трудовые коллективы - государственная администрация". Наряду с требованиями повышения заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолженностей по зарплате и выплате пенсий вес чаше выдвигаются требования коллективов по отстаиванию своих прав на имущество предприятий. Подобные требования адресуются в первую очередь органам государственной власти, которые являются основными субъектами перераспределения собственности.

Массовые конфликты в экономической сфере нередко связаны с тем, что в стране до сих пор отсутствует четко разработанная правовая база разрешения трудовых споров. Примирительные комиссии, их арбитражи не реализуют в полной мере свои функции, а административные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Все это ставит задачу создания более эффективной законодательной системы регулирования трудовых конфликтов.

3. Национально-этнические конфликты - это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Наиболее часто эти конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями. В современной России доминирующим фактором конфликтов была идея суверенитета территорий, народа или этнической группы. Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость. В крайних случаях ставился вопрос о выходе из состава России и получении полной государственной самостоятельности (наиболее яркий пример - конфликте Чечней).

Довольно широкое распространение в нашей стране получили территориальные конфликты, возникающие между близко проживающими этническими группами (осетино-ингушский, дагестано-чеченский конфликты). Следует отметить, что подобные конфликты умышленно провоцируются различными силами националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Таким образом, конфликты, возникающие в политической и социально-экономической сферах, в области межнациональных отношений, представляют собой наибольшую опасность для общества. В современной России, переживающей трудный переходный период, конфликты стали повседневной реальностью. Важно научиться управлять ими, добиваться согласия конфликтующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий па основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: I) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) все участники должны проявлять склонность к компромиссу.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Устранение инцидента- необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать напряженное состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Полное разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Большое значение имеет заключительная, постконфликтная стадия. На этой стадии должны быть окончательно устранены противоречия на уровне интересов и целевых установок, а также приняты меры по снятию социально-психологической напряженности и прекращению любой борьбы.

В современной России важно сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно реагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон. И здесь большую роль могут сыграть средства массовой информации, общественное мнение и другие институты гражданского общества.

В социологии под модернизацией преимущественно понимается переход от традиционного общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. По определению известного американского социолога Н. Смелзера, модернизация - это сложный комплекс экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Теория модернизации была разработана в основном применительно к развивающимся странам. Тем не менее она во многом объясняет процесс реформирования любого общества, его трансформации по образцу передовых стран мира. Модернизация охватывает практически все стороны жизни общества - экономику, социальные отношения, духовную жизнь, политическую сферу.

В сфере экономики модернизация предполагает использование научных знаний и современных технологий; углубление профессиональной специализации; формирование рынков товаров, капиталов, труда; развитие предпринимательства и рыночных отношений; увеличение независимости экономики от политики; отделение производства и рабочего места от семейного хозяйства; повышение производительности сельского труда, развитие фермерского хозяйства и т.д. Структурные изменения в экономике сопровождаются усилением социальной мобильности, массовой миграцией из сельской местности в крупные города, трансформацией традиционных социальных структур, повышением материального уровня жизни населения и др.

В социально-политической сфере основными проявлениями модернизации становятся формирование правового государства, демократизация политической системы, партийный плюрализм, рост социальной активности населения и его участия в политической жизни, становление институтов гражданского общества, повышение политической культуры граждан, развитие средств массовой информации и коммуникации.

В духовно-культурной сфере модернизация предполагает распространение ценностей индивидуализма, прогресс науки и образования, рационализацию сознания, формирование нравственных предпосылок для новых форм хозяйственной активности, секуляризацию и растущее разнообразие духовной жизни. Сущность перемен в этой сфере передается понятием "модернити" как комплексной характеристикой культуры современного западного общества.

Культура "модернити" означает приверженность рационализму и сциентизму, ориентацию на рост материального производства и технический прогресс, отношение к природе как объекту приложения своих сил и знаний. Это также идея равенства возможностей и личной свободы, индивидуализм, установка на достижение успеха, готовность человека к постоянным переменам и стремление инициировать такие перемены.

В зависимости от характера и времени осуществления различают два вида модернизации: первичную (органическую) и вторичную (неорганическую). Первичная модернизация относится к периоду промышленной революции, которая началась в Великобритании в 60-х гг. XVIII в.. а спустя несколько десятилетий охватила США, Францию, Германию и другие западные страны. Эта модернизация происходила естественным образом, на основе собственных социально-экономических, политических и социокультурных предпосылок, и отвечала внутренним потребностям общественного развития. Она органично вытекала из всей предшествующей эволюции общества и его исторической подготовленности к всесторонним, глубоким переменам.

Вторичная модернизация, связанная, главным образом, с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, не является органичным результатом естественного хода эволюции общества. Она во многом продиктована извне: стремлением войти в мировое сообщество, адаптироваться к новой геополитической реальности, дать ответ на "вызов" со стороны других стран. Это своеобразный способ "догоняющего развития", когда власти проводят реформы с целью преодоления исторической отсталости страны.

Такая модернизация, как правило, осуществляется путем привлечения иностранных инвестиций, заимствования передовой технологии, закупки зарубежного оборудования, приглашения иностранных специалистов, обучения за рубежом и т.д. Соответствующие изменения происходят в политической и социальной сферах: кардинально меняется система управления, создаются новые структуры и институты власти, перестраивается по западным образцам конституция страны, формулируется новая законодательная система, пересматриваются взаимоотношения государства и общества. Важным социально-психологическим фактором при этом является так называемый демонстрационный эффект, стремление к подражанию в стиле и образе жизни наиболее богатым, развитым странам.

Вторичная модернизация как бы искусственно привносится "сверху", она неорганична для социально-экономической и духовной системы общества, нарушает его единство и историческую преемственность развития. Поэтому большинство населения часто к ней не готово и не оказывает необходимой социальной поддержки. Все это определяет сложный и порой противоречивый характер процессов модернизации в тех или иных странах.

Однако в ряде случаев вторичная модернизация может увенчаться успехом, когда страны в итоге се проведения начинают развиваться на собственной основе. Так произошло в Японии, которой потребовалось всего два десятилетия, чтобы догнать и по некоторым показателям даже обойти США, откуда она первоначально позаимствовала передовую технологию.

Что касается России, то пока модернизация не принесла ожидаемых результатов. В стране не отлажен эффективный механизм рыночной экономики, нет цивилизованного свободного предпринимательства, не обеспечен высокий уровень жизни и социальной зашиты населения, отсутствует поддержка малого бизнеса, не сложился многочисленный средний класс, определяющий стабильность и благосостояние общества. Вместе с тем высокий научный и интеллектуальный потенциал российского общества питает известную надежду на благополучные перспективы развития модернизаторских процессов в нашей стране.

Следует отметить, что в настоящее время теоретики модернизации во многом пересматривают свои концептуальные установки. Это связано с новым взглядом на роль традиционных институтов и культур, выявлением их способности органично включаться в процессы модернизации, обеспечивая целостность и духовное единство общества. Тем самым противопоставление традиционных и индустриальных обществ рассматривается уже не как жесткая антитеза, а как подвижное соотношение, обусловленное динамизмом традиционного начала, его способностью изменяться и адаптироваться к современным условиям.

– столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отношениях, крайние позиции сводятся к следующим:
1) конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структурынормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта – понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода;
2) конфликт опасен для общества. Его необходимо гасить всеми возможными методами и любой ценой необходимо достигать компромисса. Компромисс, соглашение между противоположными, различными позициями, мнениями, направлениями и т.д., достигнутый путем взаимоуступок. После достижения компромисса необходимо переходить от конфликта к сотрудничеству. (Сотрудничество - взаимовыгодное развитие процесса.). Эту точку зрения условно можно обозначить функционалистской.
Между этими крайними точками зрения существует ряд других.
Исходя из разного понимания роли конфликта в обществе, эти два подхода по-разному рассматривают взаимовлияние сотрудничества и конфликта. С точки зрения конфликтологического подхода сотрудничество возникает непосредственно из структуры конфликта. Успешное разрешение конфликта в любом случае ведет к сотрудничеству, в той или иной форме. С точки зрения функционального подхода сотрудничество совсем не вытекает из структуры конфликта. Сотрудничество возникает только в случае его успешного разрешения, в противном случае конфликт переходит в латентную (скрытую) фазу и затихает, при этом никакого сотрудничества сторон не возникает.
Большинство социальных конфликтов возникает из-за того или иного основания социального неравенства или, если точнее, из-за социальной дифференциации в этих основаниях.
Основные признаки конфликта:
1) наличие ситуации, которая воспринимается противоположными сторонами как конфликтная;
2) наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
3) взаимодействие конфликтующих сторон и результаты этого взаимодействия;
4) использование давления и силы.
Основные причины конфликта:
1) распределение ресурсов;
2) взаимозависимость людей и организаций;
3) различия в целях и задачах;
4) различия в представлениях и ценностях;
5) коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).
Структура конфликта и этапы его развития. Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу с ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. ,
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Именно этот образ, т.е. идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.
Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Вообще возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Функции конфликта (по Л.Козеру)
1. Установление четких границ конкретной группы.
2. Централизация принятия решений в группе.
3. Интеграция группы.
4. Мягкие конфликты предотвращают более жесткие.
5. Мягкие конфликты позволяют легче измениться всей социальной системе, заменить старые отжившие и создать новые необходимые социальные нормы.
Единая типологизация конфликтов в социологии отсутствует. Выделение отдельных типов зависит от критериев, на которых они строятся.
В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные, происходящие между объектами, находящимися на одном уровне социального пространства, и вертикальные, возникающие между участниками, занимающими разные статусные позиции.
Ситуация конфликта может завершиться либо победой одной из сторон в конфликте, либо достижением определенного компромисса. В том случае, если в конфликте победила одна из сторон, не исключено, что конфликт просто перейдет в скрытую (латентную) фазу. Как правило, у проигравшей стороны возникает жажда реванша, что чревато переходом через некоторое время конфликта вновь в открытую фазу.
Универсальные способы разрешения конфликтов
1. Институализация и структурирование конфликта, т.е. установление норм регулирования, правил, которые могут предусматривать запрет на применение насильственных действий и на привлечение новых участников, а также привлечение для разрешения конфликта авторитетных лиц, которым доверяют обе стороны.
2. Легитимация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми сторонами правомерности и справедливости порядка действий по разрешению конфликта.
3 Редукция конфликта, т.е. его ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства.
Экстремизм, компромисс, толерантность. При разрешении конфликта необходимо стремиться найти определенный компромисс. При этом немалое значение имеет толерантное отношение сторон конфликта друг к другу. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Заметные трудности в урегулировании конфликта возникают в том случае, когда по крайней мере одна из сторон занимает экстремистскую позицию – крайнюю позицию в каком-либо вопросе, заключающуюся в нежелании идти даже на малейшие компромиссы
Социальное законодательство и в целом социальная политика государства должны стремиться к локализации существующих конфликтов и недопущению возникновения их острых очагов, так как в подобных случаях возникает общественная нестабильность.
Социальные конфликты в России, как и в других странах мира, достаточно разнообразны. Их можно разделить, на глобальные и локальные по интенсивности и площади распространения. Глобальные конфликты, как правило, более интенсивны, затрагивают значительную долю населения страны, протекают на значительной площади.

Впервые на конфликт, как на социальную проблему указал Адам Смит. Он считал, что причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов классов и экономической борьбой.

Есть несколько путей решения конфликтов. Они характеризуются поведением участников.

Стороны могут выбрать одну из следующих тактик:

  1. Уклонение. Участник не хочет конфликтовать и устраняется.
  2. Приспособление. Стороны готовы к сотрудничеству, но соблюдают собственные интересы.
  3. Конфронтация. Каждый из участников стремится к достижению своих целей, не учитывая интересы другой стороны.
  4. Сотрудничество. Участники готовы к поиску решения в команде.
  5. Компромисс. Подразумевает уступки сторон друг другу.

Итог конфликта – полное или частичное решение. В первом случае причины полностью устраняются, во втором – часть проблем может проявиться позднее.

Социальный конфликт: виды и причины

Существуют различные виды споров и типы причин социальных конфликтов. Рассмотрим, какие классификаторы наиболее распространены.

Виды соцконфликтов

Выделяют множество видов соцконфликтов, которые определяются по:

  • длительности и характеру возникновения – временные, продолжительные, случайные и специально организованные;
  • масштабам – глобальные (мировые), локальные (в конкретной части мира), региональные (между соседними странами), групповые, личные (к примеру, семейные споры);
  • целям и способам разрешения – драка, скандал с нецензурной бранью, культурная беседа;
  • количеству участников – личностные (у психически больных людей), межличностные, межгрупповые;
  • направлению – возникают между людьми одного социального уровня или разных.

Это не исчерпывающий список. Существуют и другие классификации. Первые три вида социальных конфликтов являются ключевыми.

Причины соцконфликтов

В целом, причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства. Они могут быть явными или скрытыми. Чаще всего предпосылки кроются в социальном неравенстве и различии в ценностных ориентирах.

Основные причины для возникновения споров:

  1. Идеологические. Различия в системе идей и ценностей, определяющих субординацию и доминирование.
  2. Различия в ценностных ориентирах. Набор ценностей может быть противоположен набору другого участника.
  3. Социальные и экономические причины. Сопряжены с вопросами распределения богатства и власти.

Третья группа причин наиболее распространена. Кроме того, основаниями для развития конфликта могут стать различия в поставленных задачах, соперничество, нововведения и т.д.

Примеры

Наиболее яркий и известный пример глобального социального конфликта – Вторая мировая война. В этом конфликте участвовали многие страны, а события тех лет наложили отпечаток на жизнь большей части населения.

В качестве примера конфликта, возникшего по причине несовпадения систем ценностей, можно привести студенческую забастовку во Франции в 1968 году. Это стало началом череды восстаний с участием рабочих, инженеров и служащих. Конфликт был решен частично, благодаря деятельности президента. Таким образом, общество реформировалось и прогрессировало.

Социальная неоднородность общества, различия в уровнях доходов, собственности, власти, престижа закономерно приво-дят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и от-дельные личности с реально или предположительно несовмес-тимыми целями.

Социальный конфликт - это особое взаимодействие инди-видов, групп и объединений при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов. В понятие социального конфлик-та включается широкий спектр явлений разного уровня: от столкновения отдельных личностей до межгосударственных вооруженных конфликтов.

В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются:

На личностные;

Межличностные;

Внутригрупповые;

Межгрупповые;

Конфликты с внешней средой и т.д.

Источники социальных конфликтов могут находиться в социальных, политических или экономических отношениях. Конфликтные ситуации производст-венного, национального или этнического характера в современ-ном обществе приобретают особую социальную значимость и могут служить основой для появления такого феномена, как экстремизм . Экстремизм представляет собой приверженность крайним взглядам и мерам в социальной и политической дея-тельности.

Возникновению экстремистских взглядов способст-вуют факторы социальной напряженности:

Резкое падение эффективности функционирования различ-ных сфер общественной жизни;

Формирование противостоящих друг другу социальных групп;

Снижение уровня жизни населения:

Возможность непредсказуемого, стихийного массового по-ведения и формирования агрессивной толпы;

Экономический и социальный кризис;

Ослабление государственной власти;

Чувство ущемленного национального самосознания.

Участниками конфликта могут быть как отдельные лично-сти, так и социальные группы, организации и государства. Ос-новные субъекты конфликта называются оппонентами, или про-тивоборствующими сторонами. Противоборствующие стороны могут быть неравнозначными, т.е. иметь разные ранги. Ранг - это сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися ресурсами и властью. Например, лич-ность может конфликтовать с группой и даже государством и победить, если ее ранг окажется выше.

Причины конфликтов разнообразны, но в основе их все-гда лежит противоречие, связанное со столкновением социаль-ных интересов, взглядов, позиций двух сторон.

Предметом конфликта в социологии принято считать объек-тивно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласий между оппонентами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Объект конфликта представляет собой некоторый дефи-цитный ресурс. Возникновению любого конфликта предшествует такое со-четание объективных условий и обстоятельств, которые создает реальный предмет конфликта. Это сочетание социологи назы-вают конфликтной ситуацией. Конфликтная ситуация склады-вается постепенно, на фоне социальной напряженности.


Соци-альная напряженность в обществе характеризуется:

Распространением среди населения недовольства сущест-вующими порядками;

Утратой доверия к властям;

Массовыми стихийными действиями и т.д. Уровень соци-альной напряженности в обществе может изменяться: снижаться или увеличиваться.

Все социальные конфликты проходят три стадии:

Предконфликтную;

Непосредственно конфликтную;

Послеконфликтную.

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия (например, необходимость сокра-тить штат сотрудников).

Конфликтная стадия - это совокупность определенных действий противоборствующих сторон (например, администра-ция определяет кандидатов на увольнение, а профсоюзы выра-жают протест).

Послеконфликтная стадия - стадия, когда принимаются меры для устранения противоречий между противостоящими сторонами (снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации предприятия и оставших-ся работников).

Как правило, любой конфликт начинается с инцидента. Ин-цидентом (или поводом) конфликта называется событие или обстоятельство, в результате которого латентные (т.е. скрытые) противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния. Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Разрастание конфликта называется эскалацией. Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Раз-решением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают дос-тижение консенсуса.

Консенсус - это согласие значимого большинства предста-вителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полно-го совпадения позиций сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала пря-мых возражений, также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования.

Социальные конфликты могут привести как к безинтегративным (разрушаются партнерские взаимоотношения), так и интегративным (усиливается сплоченность группы) последствиям. В предотвращении и своевременном разрешении общест-венных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.