Флоровский женский монастырь

Достоверно и полно история Флоровского монастыря не известна.

Монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре - грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви Святых Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т. е. совершать православные богослужения.

В 1711 г. в монастыре произошла коренная реорганизация. По воле Императора Петра I ко Флоровскому монастырю был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры. Причина была политическая. Игуменьей этого монастыря была Мария Магдалине (мать гетмана И. Мазепы). После ее смерти флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игуменьи Марии Магдалине.

Главный храм монастыря - Вознесенский собор - построен в 1722-1732 г. г. и был освящен в конце 1732 г.

Остальные храмы монастыря, келейные корпуса и другие здания построены в XIX в. (после опустошительного пожара 1811 г.).

До 1920-х годов в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери.

До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов (с учетом Вознесенского собора):
1, 2. Трапезный 2-х этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма.
- В нижнем этаже - теплый храм во имя Св. Николая;
- Холодный верхний храм - в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.;
3. Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова - в 1841 г.;
4. Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы - в 1857 г. (в 1934 г. разрушен большевиками).

3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г. Огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.

В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий.

Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38.

В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище.

Во время оккупации Киева немцами, в 1942 г., монастырь открылся и более советской властью не закрывался.

Тогда же (1942 г.) в обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь келейно в 1961-1992 г. г. великой киевской святыни - иконы Божией Матери «Призри на смирение», прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота.

В 1960 г. на монастырь снова обрушились репрессии: были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

В разное время насельниками монастыря были многие исторически известные в России и Украине люди.

Около 1760 г. в монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле - Серафимо-Дивеевскую обитель - подвижница Александра Мельгунова.

Так, с 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714-1771 г. г. Погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И. А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И. А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в «Своеручных записках» (изданы в 1810 г.) и стала первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения.

Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская.

Подвижницей благочестия была флоровская постриженница (с 1856 г.) и игумения (с 1865 г.) Парфения (Адабаш; 1808-1881 г. г., погребена в обители) - духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум. 1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы Свв. Кириллу и Мефодию.

У северо-восточной стены, под застекленным балдахином - могила инокини местно-почитаемой подвижницы благочестия инокини Елены (Бахтеевой, ум. 1834 г.). Гроб, в котором почивает подвижница, изготовил для себя святитель Тихон Задонский. Когда на тело усопшего иерарха возложили праздничные архиерейские облачения, этот гроб оказался тесен и, замененный другим, при раздаче имущества святителя бедным, достался инокине Елене.

Кельи (корпус № 5), 1822-1832 гг.
Сооружение кирпичное в формах классицизма оштукатуренное двухэтажное прямоугольное в плане. Перекрытия плоские балочные. Планировка секционная. Кельи довольно просторные (площадь до 20 м2). Входы на западном фасаде акцентированы ритмично расположенными деревянными тамбурами.

Кельи (корпус № 6), 1822-1832 гг.
Построены одновременно со всем ансамблем в 1822-1832 гг. в формах классицизма. Претерпели за время существования некоторые перестройки. Сооружение кирпичное оштукатуренное двухэтажное прямоугольное в плане. На северном фасаде видны следы многочисленных переделок.

Противоположный фасад, выходивший в монастырский двор, решен более интимно - вдоль всего фасада проходит крытая двухэтажная деревянная галерея, значительно перестроенная. Перекрытия плоские. Система планировки коридорная.

Кельи (корпус № 7), 1840-1890 гг.
Играют скромную роль в архитектурном ансамбле монастыря. Сооружение, поставленное торцом к основной «монастырской улице», ведущей от северных ворот к площади с собором, как бы фланкирует с одной стороны въезд в ансамбль.

Строилось в два этапа. В 1840 г. возникает небольшой одноэтажный объем-сторожка при северных воротах, в 1890 г. здание достраивается и надстраивается вторым этажом. Здание двухэтажное кирпичное частично оштукатуренное и побеленное с крытой внешней лестницей, ведущей на второй этаж. Перекрытия плоские.

Кельи (корпус № 8), 1822-1832 гг., 50-е годы XIX в.
Построены одновременно со всеми кельями в 1822- 1832 гг. и значительно перестроены в середине XIX в. Здание кирпичное оштукатуренное побеленное двухэтажное.

Перекрытия плоские. В плане прямоугольное с двумя ризалитами на западном фасаде и деревянной верандой, заполняющей пространство между ризалитами. Планировка секционная. Входы обозначены ритмично расположенными деревянными крылечками на главном восточном фасаде.

Кельи (корпус № 9), 1822-1832 гг.
Построены одновременно с комплексом келий. Частично перестраивались в 50-60-е годы XIX в. В ходе перестроек некоторые оконные проемы были заложены. Сооружение кирпичное оштукатуренное в плане Г-образное. Перекрытия плоские. Планировка секционная.

Кельи (корпус № 10), 1822-1832 гг.

Здание замыкает парадный двор монастыря с северной стороны. Кирпичное двухэтажное оштукатуренное побеленное, имеет форму вытянутого прямоугольника. Решено в стиле русского классицизма.

Первый этаж фасада обработан по горизонтали рустом. Внутренняя планировка секционная. Перекрытия плоские. С севера примыкает деревянная двухэтажная веранда.

Кельи (корпус № 16), 1822-1832 гг.
Здание находится с южной стороны собора. Здание кирпичное в формах классицизма оштукатуренное и покрашенное с глубоким сводчатым подвалом в плане прямоугольное, тяготеющее к квадрату.

Перекрытие плоское. Обработка фасадов, в частности восточного, сохранилась без значительных изменений. По центру фасада расположен фронтон с рустовкой, декоративными поясками и декорацией карниза. Здание внутри перепланировано.

Photos by:
igor-roz (igor-roz.livejournal.com)
jarka (jarka.livejournal.com)

Здравствуйте!
Объединила в один пост Владимирский собор и Флоровский монастырь, так как фотографий не очень много, но все же хочется, чтобы вы прониклись очарованием этих мест и захотели лично побывать там:

Идея построить в Киеве кафедральный собор в честь Святого Владимира возникла в начале 1850-х годов. Тогда в городе сооружали памятник князю на Владимирской горке. Николай I одобрил эту идею. В сентябре 1852 г. был создан комитет из представителей Киево-Печерской лавры, который начал собирать средства на строительство, выбирать месторасположение собора и заниматься подготовкой проекта (Храм выдающихся творений).
Пока собирали деньги, готовился проект, время шло, и церемония закладки собора состоялась только 15 июля 1862 года в день празднования памяти князя Владимира.

Собор был задуман в старовизантийском стиле, таким, какими строили храмы на Руси во времена князей Владимира и Ярослава. Согласно первоначальному проекту, громадный собор должен был иметь вид креста и венчаться тринадцатью куполами. Смелой идее не суждено было воплотиться: имеющихся средств не хватало, и проект был переработан. В результате мы имеем уменьшенный вариант собора с семью куполами ():

История постройки собора очень длинная. Мы бы назвали это долгостроем. То нехватало денег, то архитектор оказывался чрезвычайно занят, и строительство переходило к другому специалисту. А в 1866 году, когда собор был практически построен, вдруг дали трещину стены, своды разошлись, и появилась угроза обвала. Естественно стройку опять заморозили. Архитектор Беретти (в чьих руках в то время находилось строительство собора) испытал после этого такой стресс, что карьера его рухнула, а сам он умер в психиатрической больнице.
А в недостроенном соборе на протяжении девяти лет работы вообще не велись. За это время начали портиться леса и кладка. В дело вмешался царь — во время посещения Киева в 1875 году Александр ІІ, увидев заброшенное сооружение, выразил пожелание достроить собор. Сооружение храма перешло в руки государства. В 1882 году храм наконец-то был построен. Чтобы испытать прочность его конструкции, на свод здания положили 640 тонн песка в мешках. Испытание прошло успешно. И в дальнейшем за всю историю собора трещин на нем не появлялось (Храм выдающихся творений).
Самое прекрасное в соборе - это внутренняя отделка. К росписям были привлечены известные живописцы: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и другие. Некоторые орнаменты исполнил Михаил Врубель.

Васнецов заключил договор о работе в соборе на два года. На деле, только на создание алтарного образа Богоматери ушло два года, а весь собор потребовал от Васнецова 11 лет непрерывной работы (Собор святого князя Владимира в Киеве).
Величественнейший образ, созданный художником, — запрестольное изображение Богоматери с маленьким Христом, воздевшим руки, благословляя мир. Позу, в которой изображен Сын Божий, художнику подсказал его собственный сын. Когда однажды утром ранней весной жена Васнецова вынесла их сына во двор, ребенок всплеснул ручками, увидев небо и птиц. Художник воспринял это как знак свыше (Храм выдающихся творений):

Иконостас собора сделан из дымчато-серого каррарского мрамора — лучшего в мире. Недра Каррары, гористой местности в итальянской провинции Тоскана, породили материал для шедевров Микеланджело и уникальных по своему значению флорентийских соборов. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер Владимирского собора. Из мрамора выполнен и мозаичный пол храма. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции (Собор святого князя Владимира в Киеве):

Освящение собора состоялось 20 августа 1896 года только через 34 года после начала строительства. Итак, величественный Храм-памятник рождался по инициативе Николая I, строился в царствования Александра II и Александра III, закончен и освящен был при Николае II (Собор святого князя Владимира в Киеве).

К счастью собору удалось выстоять в советское время, хотя и не раз были попытки его разрушить.
После прихода советской власти, в 1929 году Владимирский собор "отдал на индустриализацию" все свои колокола (1 100 пудов). А в 1941 немецкие саперы вытащили из подвалов здания десятки килограммов тротила и разминировали грандиозное сооружение, сохранив его, как ни парадоксально, для нас (Мой Киев).

В настоящее время Владимирский собор является главным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Во время посещения собора увидела венчающуся пару:

А это один из священников собора:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве является не только историческим памятником, но и действующим женским монастырем. По данным официального сайта Киевской епархии Украинской Православной Церкви в настоящее время во Флоровском монастыре, под руководством игумении Антонии (Филькиной), подвизается 230 сестер, среди них 1 игуменья на покое (Овручского монастыря), 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини, 42 послушницы и остальные трудницы:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 году, но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 годом. Обитель была достаточно бедной. Но в 1711 г. в монастыре произошла коренная реорганизация. По воле Императора Петра I ко Флоровскому монастырю был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры. (ОтдыхИнфо).
Дело в том, что настоятельницей Вознесенского монастыря долгое время была легендарная Мария Магдалина - мать гетмана Ивана Мазепы, Марина Мазелина-Калединская.
Вознесенский монастырь считался элитарным — сюда шли княжны, шляхтянки, девушки из семей казацкой старшины. При монастыре существовала школа; ее воспитанницы получали весьма неплохое для XVII в. образование, а вдобавок овладевали уникальным золотошвейным искусством. После Полтавской битвы этот монастырь был упразднен, а всех монахинь перевели во Флоровский. Они принесли с собой свои богатые вклады, свое искусство золотого шитья. Обитель стала настоящей наследницей всего имущества Вознесенского монастыря и обрела новое, двойное название — Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. И началось мощное каменное строительство
(Туристический ликбез).
Одна из первых построенных каменных церквей - Вознесенский собор (1722-1732):

Возводятся трапезная, кельи, хозяйственные постройки, разбивается сад, украшается кладбище.

И тут — новый удар: ужасный пожар 1811 г., о котором современники вспоминают с содроганием. Подол тогда занялся как будто весь сразу. Знаменитый киевский историк Н. Закревский вспоминает: «Почти три дня горело». Утверждают, что на подольских улицах от жара взрывались кирпичи и обломки их долетали до Киево-Печерской лавры; а обрывки горелой бумаги находили под Васильковым, в 36 верстах от Киева. Около 40 монахинь погибли в соборной церкви — задохнулись в дыму. Все деревянные строения монастыря сгорели дотла; от каменных уцелели только нижние ярусы, верха сгорели. Монахини остались на пепелище (Туристический ликбез). Так что здания монастыря, кроме восстановленного Вознесенского храма выполнены в XIX веке.
Колокольня над Святыми вратами (1732-1821):

Храм св. Николая Мирликийского (до 1857 г. — свв. Флора и Лавра; первый ярус — XVII в., второй — 1818 г.):

Воскресенская церковь-ротонда, увенчанная зеленым полусферическим куполом, спроектирована первым главным архитектором Киева А.И.Меленским:

А церковь Казанской Богоматери — это уже работа епархиального архитектора П. Спарро, и возведена она в 1884 г. В советское время ее у монастыря отобрали, разрушили купол и устроили в храме фабричный цех. Сейчас церковь, как и некоторые другие строения, возвращена монастырю и фактически полностью возрождается монастырский ансамбль (Туристический ликбез):

На территории монастыря очень спокойно, красиво и уютно:

Замечательная ограда цветника:

Есть и места, которые пока еще не приведены в соответсвующий вид. Проход туда закрыт, но одним глазком посмотреть можно:

На стене Никольской трапезной церкви - недавно отреставрированная монументальная живописная композиция «Моление Серафима Саровского». Казалось бы, почему она появилась здесь? Дело в том, что около 1760 г. во Флоровском монастыре приняла иночество, а потом и схиму подвижница Александра Мельгунова. Здесь, на святых горах киевских, было ей видение о том, что с ее благословения будет основан в России четвертый удел Пречистой на земле. И место этого удела указала ей Матерь Божия — сельцо Дивеево. Туда отправился, по велению и благословению матушки Александры, обратившийся к ней за напутствием отрок Прохор — будущий великий подвижник XIX в. Серафим Саровский. И отсюда, из Флоровского монастыря, начинает отсчет своей истории прославленная Серафимо-Дивеевская обитель (Туристический ликбез):

В разное время насельниками монастыря были многие исторически известные в России и Украине люди.
Так, с 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714—1771 г. г. Погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И. А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И. А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в «Своеручных записках» (изданы в 1810 г.) и стала первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения.
Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская (ОтдыхИнфо).

Так что если окажетесь в Киеве, очень советую посетить этот монастырь.

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 году на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца XIX века – организованы богадельня (к 1918 году – на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек) .
Флоровский монастырь во все времена славился подвижницами благочестия. В XVII-XVIII веках в нем постригались в монахини женщины, принадлежавшие чаще всего к высшим сословиям. Здесь подвизались игуменьи Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская), Смарагда (Норова) (матушка – церковный писатель и поэт, написавшая очень популярную книгу «Благоговейные христианские размышления») , Парфёния (А.А. Адабаш), схимонахиня Нектария (княгиня Н. Б. Долгорукая) и другие.
В Киевском Флоровском монастыре приняла постриг великая княгиня Александра Мельгунова (в постриге Анастасия), основательница Серафимо-Дивеевского монастыря http://4udel.nne.ru/history/monastery .
Флоровский монастырь, как и многие другие святые обители, был закрыт в 1929 году, но с осени 1941 года началось его возрождение, когда деятельность обители возобновилась, и с тех пор больше уже не прерывалась.

В настоящее время монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и в нём подвизается 230 сестер, в том числе 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини и 42 послушницы.
Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого , что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.
Интересной уникальностью монастыря является то, что организация ионической жизни в нём организована в редкой для нынешних монастырей форме – он, как и в былые времена, является своекоштным (необщежительным).

Здесь, как мне думается, необходимо пояснение .
В христианстве существуют три вида иноческой жизни: особое житие, общежитие и отходное.
Особое (необщежительное, своекоштное) житие предшествовало монастырскому общежитию и было подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено на Руси как простейший вид иночества и принимало различные формы. Иногда люди, отрекавшиеся или помышлявшие отречься от мира, строили себе кельи у приходского храма, заводили даже игумена как духовного руководителя, но жили отдельными хозяйствами и без пределенного устава. Такой монастырь-особняк составлял не братство, а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и общим духовником.
Общежитие (общежительный монастырь) – это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией. Ничего не считать своим, но все иметь общее – главное правило общежития.
Отходному житию посвящали себя люди, стремившиеся жить в полном уединении, пощении и молчании. Оно считалось высшей ступенью иночества, доступной лишь тем, кто достигал иноческого совершенства в школе общего жития.

Исходя из этой особенности, в обители нет общей трапезы, а пища, в соответствии с монастырским уставом, выдается на кухне 1 раз в день.
В монастыре, кроме служения Господнего, успешно возрождаются и традиционные флоровские рукоделия: иконопись и вышивка золотом.
Просфоры, пасхальные куличи и монастырская трапеза традиционно приготовляются на дровах.
Обитель имеет два своих подворья в селах Киевской области, где ведется сельскохозяйственное производство для монастырских нужд.

Флоровский монастырь поражает своим величием и красотой: как внутри, так и снаружи. Архитектурный ансамбль обители XVIII-ХІХ веков включает 4 церкви (до 1930-х годов их был 5) .

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются:

Вознесенский собор – главный храм обители, построенный в 1722-1732 годах. В храме, кроме главного престола во имя Вознесения Господня, с правой стороны расположен придельный престол во имя собора Пресвятой Богородицы и два придела на хорах: один в честь явления Ахтырской иконы Богоматери, а другой во имя всех святых, устроенный в 1818 году.
Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. По своей форме она очень похожа на древнерусские церкви, но ее центральная апсида имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях. От собора ведёт подъем к старому погосту, где хоронили усопших инокинь.

Воскресенский собор (церковь Воскресения Христова) – одноглавая церковь-ротонда, построенная в 1824 году на отлогости Замковой (Киселёвской) горы на пожертвование графини А. Р. Чернышёвой, на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1811 году;

Трапезный храм во имя святого Николая – двухэтажный каменный храм, сооруженный на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма (в честь святых Флора и Лавра) . В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая Мирликийского (построен на рубеже XVII-ХVIII веков) ; верхний (холодный) храм – в честь Тихвинской иконы Богоматери, надстроенный после пожара (1811) в 1818 году.

У алтарной стены, с южной стороны, при церкви св. Николая имеется небольшой притвор, на котором изображено Воскресение Господня,

а на одной из стен храма большая роспись: «Преподобный Серафим молится у камня в лесу»;

храм во имя иконы Казанской Божьей Матери – каменная, трехпрестольная церковь (1844) с двумя пределами: южный – во имя св. мучеников Флора и Лавра, а северный – во евангелиста имя Иоана Богослова, построена по образцу древних русских церквей. В 1869 году стены и своды внутри церкви расписаны иконописанием, а арки и карнизы вызолочены.
Когда во время войны (1941-1945) , Киев был захвачен немцами, флоровские насельницы прятали на чердаке и подвале церкви раненых красноармейцев. Тайный лазарет фашисты обнаружили и там же, возле собора, расстреляли монахинь и солдат. Расстрелянные были похоронены здесь же под стенами Казанского храма, в братской могиле. Когда в 1960 году церковь закрыли, а участок земли вокруг храма передали в пользование протезного завода, надгробия над погребениями сняли, могилы закатали под асфальт, а в помещении Казанской церкви устроили пошивочный цех... В настоящее время храм передан монастырю и в нём ведутся восстановительно-реставрационные работы;

Кроме того, до 1930-х годов на территории монастырского кладбища находился Свято-Троицкий храм (1857) . В нём имелось два престола: главный – во имя Святой Троицы и еще один, во имя Ахтырской иконы Божьей Матери. Над притвором церкви в 1855 году была сооружена каменная колокольня с шестью колоколами. В 1934 году церковь была разрушена местными властями (планировалось открыть парк культуры и отдыха на месте кладбища) , а на её месте осталась лишь груда кирпича…

А с самой горы (вблизи погоста) открывается прекрасный вид на Подол;

● 4-ярусная колокольня со Святыми вратами (в нижнем ярусе) , построенная в 1732 году. Первоначально два её верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 года (огонь был такой силы, что плавились колокола) . В 1821 году при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной. Всего на колокольне 9 колоколов (а ранее были установлены ещё и часы, которые до настоящего времени не сохранились) . Самый большой из колоколов, весивший более 158 пудов (более 2,5 тонн) , был отлит в 1851 году. В нижнем ярусе колокольни располагались две кельи, а в одноэтажном домике, пристроенном к колокольне, пекли и продавали просфоры;

дом игуменьи , построенный в 1820-м году – небольшой, огороженный деревянной изгородью и окружённый разросшимися деревьями дом с мезонином (что его почти не видно) , выглядит уютным и уединенным;

источник в честь св. мучеников Флора и Лавра в настоящее время представляет собой грубый камень и торчащий из него блестящий латунный кран. А ранее над источником была артистическая беседка, которая была разрушена. Местные жители считают эту воду целебной. Насколько она целебная, мне трудно судить, но то, что она вкусная и утоляет жажду в самую жару – испытал на себе.

часовня (за Вознесенским собором) , в которой была захоронена одна из наиболее почитаемых обитательниц монастыря – прп. Елена Киево-Флоровская (в миру – Екатерина Бехтеева, 1756-1834) ;
могилы :

– жилой 2-х этажный каменный корпус построен вблизи Вознесенского собора в 1857 году ;

– другие постройки, приобретенные и построенные в 1860-70 годы.

На всей территории монастыря, в сочетании с древними храмами, разбит великолепный сад с розарием, фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» – центром которого считается, так называемый «райский сад » – маленький кусочек земли между монашескими кельями, Вознесенским и Воскресенским соборами, чем-то похожий на библейский сад…

Но внешняя красота это не самое главное, важнее всего та духовная атмосфера, которая царит в каждом здании этого монастыря. В обители всё пропитано божественностью, красотой и спокойствием… Шумная городская жизнь умолкает, как только заходишь за монастырские стены. Когда в монастыре завершатся все восстановительные работы и с него съедут пока ещё остающиеся в нём сторонние организации, обитель, несомненно, станет ещё краше и привлекательней…

Украинская православная церковь (Московского патриархата) Тип своекоштный Основатель неизвестен Дата основания начало XVI века

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (укр. Свято-Вознесенський Флорівський монастир ) - женский монастырь на Подоле в Киеве , основанный, предположительно, в начале XVI века .

История монастыря

Игумения Парфёния , в миру Аполинария Александровна Адабаш , происходившая из знатного молдавского рода. Отец игумении Парфёнии А. А. Адабаш служил в чине бригадира в русской армии и за заслуги от императрицы Елизаветы Петровны получил значительные земли в Новороссийском крае. Монахиня известна тем, что составила церковную службу святым Кириллу и Мефодию и «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния».

Архитектура монастыря

    Frol Nunnery Voznesenskayay Church Kyiv.JPG

    Вознесенская церковь, 1732

    Frol Nunnery Rotonda Kyiv.JPG

    Воскресенская церковь,1824

    Frol Nunnery Kyiv.JPG

    Территория монастыря

    Frol Nunnery 2 Kyiv.JPG

    Колокольня, 1821

    Церква Казанської Божої матері.jpg

    Церковь Казанской Божьей матери

    Флорівський монастир.jpg

    Территория монастыря

Ансамбль Флоровского монастыря складывался на протяжении двух столетий, тут можно увидеть здания, относящиеся к разным эпохам и разным стилям. Самым старым зданием монастыря является Вознесенская церковь построенная в 1732 году. Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. Церковь очень похожа на древнерусские церкви, но её центральная апсида в имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях.

Страшный пожар 1811 года уничтожил весь Старый Подол, от деревянных домов, тротуаров, заборов остались одни угли, сильно пострадали все церкви, в том числе и во Флоровском монастыре. Восстановлением монастыря занимался архитектор Андрей Меленский, построивший в стиле классицизма церковь-ротонду , дом игуменьи и трехъярусную колокольню на входе в монастырь.

Напишите отзыв о статье "Флоровский монастырь"

Литература

  • Исторически-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря. - Киев: типография С. В. Кульженко, 1894.

Примечания

Отрывок, характеризующий Флоровский монастырь

После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она.
В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю.
Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность.
По обычной беспечности графа, 28 августа ничто еще не было готово для отъезда, и ожидаемые из рязанской и московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30 го.
С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно; кто говорил, что было еще сраженье после Бородинского, в котором разбиты французы; кто говорил, напротив, что все русское войско уничтожено; кто говорил о московском ополчении, которое пойдет с духовенством впереди на Три Горы; кто потихоньку рассказывал, что Августину не ведено выезжать, что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. Но это только говорили, а в сущности, и те, которые ехали, и те, которые оставались (несмотря на то, что еще не было совета в Филях, на котором решено было оставить Москву), – все чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать свое имущество. Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться, но до 1 го числа ничто еще не изменялось. Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот вот он должен погибнуть, но все еще приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться.
В продолжение этих трех дней, предшествовавших пленению Москвы, все семейство Ростовых находилось в различных житейских хлопотах. Глава семейства, граф Илья Андреич, беспрестанно ездил по городу, собирая со всех сторон ходившие слухи, и дома делал общие поверхностные и торопливые распоряжения о приготовлениях к отъезду.
Графиня следила за уборкой вещей, всем была недовольна и ходила за беспрестанно убегавшим от нее Петей, ревнуя его к Наташе, с которой он проводил все время. Соня одна распоряжалась практической стороной дела: укладываньем вещей. Но Соня была особенно грустна и молчалива все это последнее время. Письмо Nicolas, в котором он упоминал о княжне Марье, вызвало в ее присутствии радостные рассуждения графини о том, как во встрече княжны Марьи с Nicolas она видела промысл божий.
– Я никогда не радовалась тогда, – сказала графиня, – когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала, и у меня есть предчувствие, что Николинька женится на княжне. И как бы это хорошо было!
Соня чувствовала, что это была правда, что единственная возможность поправления дел Ростовых была женитьба на богатой и что княжна была хорошая партия. Но ей было это очень горько. Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята. Граф и графиня обращались к ней, когда им что нибудь нужно было приказывать. Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха. Пете было весело оттого, что, уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом мужчиной; весело было оттого, что он дома, оттого, что он из Белой Церкви, где не скоро была надежда попасть в сраженье, попал в Москву, где на днях будут драться; и главное, весело оттого, что Наташа, настроению духа которой он всегда покорялся, была весела. Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда то, что вообще происходит что то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого.