Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

Никто не должен следовать ни за кем, каждый должен идти в свою собственную душу. Ошо.

Если вы солгали однажды, то вы будете вынуждены лгать тысячу и один раз, чтобы скрыть первую ложь. Ошо.

Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Учитесь больше смеяться. Смех так же свят, как и молитва. Ваш смех раскроет в вас тысячу и одну розу. Ошо.

Грех, это когда вы не радуетесь жизни. Ошо.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Величайший в мире страх - это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце - рев свободы. Ошо.

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.

Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

В это самое мгновение ты можешь отбросить все проблемы, потому что все они созданы тобой. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Самый бесчеловечный акт, который может совершить человек - превратить кого-либо в вещь. Ошо.

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина. Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Медитация Ошо «Целительные звуки чакр» поможет открыть и гармонизировать чакры, активирует энергетические потоки и даст возможность почувствовать каждый энергетический центр.

Как выполнять медитацию «Целительные звуки чакр»?

Медитация «Целительные звуки чакр» позволит вам погрузиться в мирную, глубокую, внутреннюю тишину. Вы можете слушать музыку и ощущать эти звуки внутри себя или производить звуки своим голосом.

Выбор за вами, как вам больше нравиться. Данную медитацию можно практиковать в любое время суток.

Стадия 1 — 45 мин.

1. Медитация выполняется сидя, стоя или лежа. Если медитация выполняется стоя, следует расслабить колени, но при этом не слишком сгибать.

2. Закрыть глаза. Держать позвоночник прямо.

3. Дышать животом. Звук идет через постоянно открытый рот. Нижняя челюсть должна быть расслаблена.

4. Слушая музыку, начинать петь и представлять звук, идущий из .

5. Услышав повышение тона звукового сопровождения, перейти к следующей чакре вверх, повысив так же и тональность своего пения.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Чакра, или падма в духовных практиках индуизма - психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги (

СИСТЕМЫ СООТВЕТСТВИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЧАКР

Система Голдмена

Данная система основана на использовании гласных звуков в сочетании с тонами. Вот уже несколько лет я работаю с ней сам и преподаю ее своим ученикам. Мне не приходилось встречать более эффективной техники. Это не означает, что вам не подойдет какой-либо иной метод работы с гласными, однако моя система, пожалуй, получила в мире наиболее широкое признание.
В процессе пения огромное значение имеет воля человека, то есть намерение, которое он вкладывает в звук. Возможно даже, что намерение важно не менее самого звука. Я уже отмечал особую роль намерения в предыдущих главах и еще неоднократно напомню о ней в остальных. Выполняя следующее упражнение, концентрируйте волю на том, чтобы направить звук в ту часть организма, где вы хотите создать резонанс. Став опытнее, вы поймете, что резонанс, в сущности, можно создать в любой части организма (и в любой чакре) при помощи любого звука. Однако, выполняя данное упражнение, пожалуйста, фокусируйте внимание только на указанных в моей инструкции чакрах и участках тела.
Прежде чем приступить к упражнению, сядьте либо на пол, либо на стул и примите удобное положение. Руки можете положить на колени или на тот участок тела, с которым вы будете работать (это иногда помогает точнее направить звук и усиливает его воздействие). Каждый гласный звук пойте на едином дыхании. При выполнении этого упражнения и вообще в процессе пения рекомендуется тщательно следить за осанкой.
Важную роль играет и дыхание: перед каждым звуком делайте глубокий вдох, так чтобы воздух достигал диафрагмы (вследствие чего расширяется брюшная полость). Более детально правила дыхательной техники изложены в десятой главе. Схема 8.2 иллюстрирует систему соответствий гласных звуков чакрам. Возможно, она поможет вам при выполнении упражнения.
Начните упражнение с краткого «У» (как будто вы с силой выдыхаете - «х-ху!»). Это самый глубокий горловой звук, какой вы можете издать. Сосредоточьте внимание на нижней чакре, расположенной в основании позвоночника. Соответствующий цвет для визуализации - красный.
Начинайте петь звук «У» на максимально низком тоне. Пусть этот звук будет нежным и мягким - особой громкости в данном случае не требуется. Закройте глаза. Прислушайтесь к себе и определите, в каком участке вашего тела возник резонанс (помимо гортани, которая всегда выступает в качестве резонатора). Теперь сосредоточьте внимание на нижней части туловища. Сконцентрировав всю свою волю, представьте, как звук резонирует в основании позвоночника и в области половых органов. В этой зоне должна возникнуть вибрация. Когда это случится, вы ощутите, что вибрация захватила и нижний энергетический центр, отчего в нем постепенно устанавливается гармония и равновесие. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут или столько, сколько можете тянуть его без усилий, но не дольше пяти минут.
Теперь переходите ко второй чакре. Она расположена на три-пять сантиметров ниже пупка. Ей соответствует долгий звук «У», чуть менее глубокий, чем предыдущий (как в слове «юный» - [йу-у-уный]), а из цветов - оранжевый.
Пусть этот «У» звучит на тон выше предыдущего, но так же мягко (то же относится и ко всем последующим звукам). Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям: в каком участке вашего тела возник резонанс? Сосредоточьте внимание на второй чакре и окружающей области и направьте звук туда. Скоро вы почувствуете, как под воздействием резонанса вторая чакра вступает в гармонию с остальными энергетическими центрами. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут. Как и в случае с первым «У», не следует тянуть его дольше пяти минут (это относится и к остальным гласным). В достаточной мере овладев этой резонансной техникой, вы сможете увеличить время пения.
Пупочной чакре, расположенной несколькими сантиметрами выше пупка, соответствуют звук «О» (как в слове «годы», например) и желтый цвет. Начинайте петь, негромко и мягко, на ноте средней высоты. Этот звук должен быть выше предыдущего. Определите, в каком участке вашего тела возник резонанс. Теперь сосредоточьте внимание на пупке и солнечном сплетении и направьте звук туда. Почувствуйте, как вибрация заполняет эту область, отчего расположенная там чакра постепенно вступает в гармонию с остальными. Пойте звук «О» в течение одной-двух минут.
Сердечной чакре, расположенной в середине грудной клетки немного правее самого сердца, соответствуют звук «А» (как в слове «мастер») и зеленый цвет. Начинайте петь негромкий, нежный звук «А» средней высоты, но тоном выше предыдущего «О». Почувствуйте в теле резонанс. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и направьте звук туда. Под воздействием резонанса эта чакра постепенно вступит в гармонию с другими центрами. Тяните звук одну-две минуты.
Горловой чакре, расположенной в гортани, соответствуют звук «Ай» и голубой цвет. Пусть звук будет таким же нежным, как остальные, но на тон выше предыдущего. Прислушайтесь к резонансу внутри вашего тела, а затем сосредоточьте внимание на горловой чакре и направьте звук туда. Постепенно вибрация охватит эту чакру, и та вступит в гармоничное равновесие с другими чакрами. Пусть звук «Ай» длится одну-две минуты.
На третий глаз, расположенный в центре лба чуть выше глаз, воздействует звук «Эй». Для визуализации подойдет цвет индиго. Пойте звук «Эй» тихо и мягко, несколькими тонами выше предыдущего «Ай». Закройте глаза и определите область резонанса. Затем сосредоточьтесь на зоне третьего глаза и направьте туда звук. Скоро вы ощутите, как резонанс гармонизирует и эту чакру. Пусть «Эй» звучит минуту или две.
«Венцу» - верхней чакре, расположенной в области темени, - соответствует самый высокий звук «И», какой вы только можете издать. Для визуализации следует применять фиолетовый цвет. Гласный «И» пойте на самой высокой из доступных вам нот. Мужчинам рекомендуется переходить на фальцет. Звук этот, как и все прочие, должен быть тихим и мягким. Закрыв глаза, почувствуйте, как он резонирует в вашем теле. Потом, сосредоточив внимание на верхнем энергетическом центре, направьте звук в эту область. Постепенно и эта чакра под влиянием вибрации вольется в общую гармонию. Пойте звук «И», как и все прочие, в течение пары минут.
По окончании упражнения, которое должно занять от десяти до двадцати минут, вы можете ощущать сильное головокружение. Посидите некоторое время спокойно, погрузившись в медитацию и наслаждаясь пережитыми ощущениями. Какие образы рождаются в вашем воображении? Какие приходят в голову мысли? Не жалейте времени на то, чтобы обдумать и усвоить новый опыт. Вспомните, что вы чувствовали, готовясь приступить к упражнению. Каковы теперь ваши чувства? Все изменения в своем состоянии зафиксируйте в дневнике.
Данное упражнение стимулирует перемещение энергии от нижней чакры к «венцу», оказывая мощное воздействие на человеческий организм. Если вы хотите направить энергию в исходную точку, издайте еще раз тот глубокий, низкий звук «У», который резонирует с нижней чакрой. Он немедленно вернет энергию в ваше физическое тело и поможет вам вновь обрести устойчивость.

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ

Как упоминалось выше, существует несколько систем соответствия гласных звуков и чакр, расходящихся лишь в нескольких незначительных пунктах. Наряду с моей системой вы можете испробовать их все и выбрать наиболее действенную. На схеме 8.3 представлена система Рэндела Маклеллана. Ее описание вы можете найти в его книге «Исцеляющие силы музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music).
В таблице 8.2 и на схеме 8.4 показана система соответствия гласных и чакр, разработанная Кэй Гарднер (описана в ее книге «Звуковое исследование внутренних органов» - Kay Gardner. Sounding the Inner Landscape); в таблице 8.3 и на схеме 8.5 - система Питера Майкла Хэмела (описана в его книге «Через музыку к внутреннему Я»).
Эти методики, как и моя, включают в себя принцип последовательного повышения тона. То есть звук, резонирующий с нижней чакрой, следует петь на самой низкой ноте, какую вы можете издать, а звук, соответствующий верхней чакре, - на самой высокой. Все эти системы лишь немногим отличаются от предложенной вам ранее. Вы можете испробовать их в качестве альтернативных вариантов или даже скомбинировать. Возможно, именно комбинированная схема подойдет вам лучше всего. Помните: каждый человек представляет собой уникальную систему вибраций, и то, что помогает одному, совсем не обязательно принесет пользу другому.
Поработав какое-то время с резонансной техникой, вы, возможно, начнете различать в звуках собственного голоса некие дополнительные тоны. Это и есть гармоники. В следующей главе я предложу вашему вниманию упражнения, которые помогут вам научиться издавать гармоники целенаправленно. Однако вполне вероятно, что они появятся сами собой в процессе пения гласных звуков. Как вы узнаете из следующей главы, вокальные гармоники заметно усиливают воздействие резонанса на физическое тело и энергетические центры.

В переводе с санскрита слово «мантра» означает «мысль, приносящая освобождение и защиту». Мантры представляют собой слова или звуки, декламация которых вводит человека в измененное состояние сознания. Индуистская традиция насчитывает тысячи мантр, каждая из которых обладает собственным назначением. Одни мантры помогают человеку вступить в контакт и слиться с божеством или иной сверхъестественной сущностью. Другие наделяют его какой-либо особой силой - сиддхой. Существуют также мантры, призванные активизировать чакры путем резонанса. Настоящая глава посвящена применению гласных звуков в качестве мантр этой последней разновидности.

ЧАКРЫ
Чакрами называют энергетические центры, расположенные вдоль центральной линии тела. Ясновидящие описывают их как вихреобразные сгущения непрерывно сменяющих друг друга цветов и звуков. Главное свойство чакр - постоянное движение - отражено в самом их названии: слово «чакра» в переводе с санскрита означает «колесо».
Восточные традиции надежно хранят от посторонних тайну чакр. Однако жителям Запада все же удалось получить от индийцев и тибетцев некоторые сведения об этом учении. Концепцию энергетических центров включают в себя многие оккультные и эзотерические системы. Судя по всему, люди, наделенные особой восприимчивостью, способны видеть эти потаенные источники энергии. Один мой друг, к примеру, с самого детства видел на телах людей светящиеся вращающиеся диски, и лишь познакомившись с учением о чакрах, он осознал природу этого необычайного явления.
Хотя в Тибете и Индии учение о чакрах входит в систему религиозных верований, его возникновение связано скорее не столько с особенностями культа, сколько с повышенной восприимчивостью к «тонкой энергии». В настоящий момент концепция тонкой энергии получает все более широкое признание и на Западе. Существует даже Международное медицинское общество по изучению тонкой энергии, в котором состоит множество врачей, ученых и представителей нетрадиционной медицины. Учение об активации внутренней - «тонкой» - энергии находит применение в таких сферах медицины, как акупунктура и гомеопатия.

УЧЕНИЕ О ТОНКОЙ ЭНЕРГИИ

Тонкая энергия, в отличие от других форм энергии - к примеру, тепловой, - недоступна точному измерению. Возможно, она имеет электромагнитную природу, но это всего лишь предположение. В большинстве случаев тонкая энергия не воспринимается ни обычными людьми, ни техникой. Однако людям, наделенным экстрасенсорными способностями, она доступна; кроме того, в настоящий момент ведется разработка особых сверхчувствительных приборов, способных фиксировать тонкую энергию.
Около полувека назад российские исследователи Семен и Валентина Кирлиан открыли необычное явление, позже получившее наименование «эффекта Кирлиан». В ходе экспериментов с фотографическими пластинками в высокочастотном электрическом поле супруги Кирлиан заметили, что, если поместить на пластинку палец или руку, вокруг них возникает некая светящаяся субстанция. Оттенок, насыщенность и ширина светящегося ореола меняются в зависимости от физического и психологического состояния субъекта. Исследователи предположили, что им удалось найти способ измерения параметров человеческой «ауры», которую, как принято считать, способны видеть лишь медиумы, ясновидящие и маги.
Несколько лет назад японский ученый доктор Хироси Мотояма разработал прибор, позволяющий определять параметры тонкого тела, включая акупунктурные точки и чакры. Применяя высокочувствительное фотоэлектронное оборудование, доктор Мотояма обследовал тела мастеров йоги в момент активации чакр и зафиксировал свет, излучаемый чакрами. С помощью других приборов - высокочувствительных измерителей тока - Мотояма смог проследить за изменениями кожного тока в акупунктурных точках.
По мере того как увеличивается количество и доступность приборов, необходимых для подобных опытов, все новым и новым исследователям удается добиться успеха в области выявления и измерения тонкой энергии. Наука о чакрах - энергетических центрах тела - продолжает неуклонно развиваться.
Следует отметить, что для нас, звукотерапевтов, концепция тонкой энергии не нова. В соответствии с нашей доктриной каждый объект во Вселенной пребывает в состоянии вибрации. Тела, наделенные разной частотой колебаний, должны обладать и различной плотностью. При помощи звука - ив особенности гармоник, - человек может оказывать воздействие на потоки и центры тонкой энергии. В этой главе вам будет предложена простейшая техника, овладев которой, вы сможете осуществлять такое воздействие. Но сначала давайте ближе ознакомимся с самой системой чакр.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАКР

Чакры - это центры проявления энергии, из которой состоит тонкое тело. По мере удаления от чакр энергия становится все более плотной, сначала образуя точки акупунктуры, а затем окончательно уплотняясь и обращаясь в ткань физического тела. Большинство эзотерических традиций выделяет семь основных чакр, расположенных вдоль центральной линии передней стороны тела.
Считается, что чакры связаны с эндокринной системой организма, то есть отвечают за работу желез внутренней секреции. Кроме того, чакры воздействуют на те участки физического тела, где они расположены. Таким образом, многие заболевания могут быть следствием нарушений в системе чакр. Вот перечень чакр с их краткими описаниями:
Нижняя, или коренная, чакра (на санскрите - му-ладхара). Расположена в основании позвоночника; связана также с областью заднего прохода. Отвечает за работу надпочечников. Определяет степень жизненной силы организма, его способности к выживанию.
Чакра крестца (свадхистхана). Расположена тре-мя-пятью сантиметрами ниже пупка. Отвечает за работу половых органов.
Чакра пупка (манипура). Располагается вокруг пупка. Связана с органами пищеварения. Нередко эту чакру называют источником способности к самоконтролю.
Сердечная чакра (анахата). Располагается в центре грудной клетки, между сосками. Отвечает за работу сердца, дыхательного аппарата и вилочковой железы. Это чакра любви и сострадания.
Горловая чакра (вишуддха). Расположена в области горла. Отвечает за деятельность голосового и слухового аппаратов, а также щитовидной железы. В ее ведении - коммуникативные и творческие способности человека.
Лобная чакра (аджна). Располагается между бровями. В эзотерических системах обозначается термином «третий глаз». В первую очередь эта чакра связана с экстрасенсорными способностями, воображением и стремлением к Богу. Относительно того, на какую железу воздействует лобная чакра, единого мнения не существует. Некоторые традиции объединяют третий глаз с шишковидной железой. Другие же связывают его с функционированием гипофиза - главной железы эндокринной системы. 7. Высшая чакра, «венец» (на санскрите - «Сахас-рара») располагается на макушке. Она отвечает за все аспекты жизнедеятельности организма и в плане физиологии, и в духовном плане. Эта чакра - источник просветления и единения с Богом. В религиозной живописи высшая чакра в момент открытия нередко изображается в виде светящегося ореола, окружающего голову святого. Как и в случае с третьим глазом, мнения относительно того, на какую железу воздействует эта чакра, расходятся: ей приписывается связь и с шишковидной железой, и с гипофизом. Высшая чакра раскрывается полностью крайне редко (исключения составляют лишь чакры святых и истинных праведников).
Я ограничусь лишь этим кратким перечнем. Дополнительную информацию о чакрах вы, если пожелаете, легко сможете найти в многочисленных книгах, посвященных этому вопросу. Однако следует иметь в виду, что единого, общепринятого учения об энергетических центрах не существует. В различных традициях разные чакры связываются с разными железами и органами. Особенно много расхождений возникает, когда речь идет о первой и второй, а также шестой и седьмой чакрах. К примеру, в одних системах ответственной за половую сферу считается ниж­няя чакра; другие же соотносят деятельность половых органов с крестцовой чакрой. О расхождениях в определении функций третьего глаза и «венца» упоминалось выше. Некоторые системы выделяют в организме всего пять чакр, сводя воедино первую и вторую, а также шестую и седьмую чакры.
И все же сходства между многочисленными учениями о чакрах больше, чем различий. К примеру, чакры сердечная и горловая устойчиво ассоциируются с вилочковой и щитовидной железами соответственно. Поскольку измерить параметры чакр мы не можем (прибор Мотоямы до сих пор пребывает в стадии разработки), единственным источником информации о чакрах остаются сверхчувствительные люди, способные воспринимать заключенную в них энергию. Возможно, расхождения в описаниях чакр объясняются тем фактом, что они исходили от людей, на­строенных на разные частоты электромагнитного поля.

ЧАКРЫ И ЗВУК

Каждая чакра резонирует с определенным тоном. Давно, много лет назад, я начал изучать различные техники воздействия на чакры при помощи звука. Оказалось, что таких техник существует немало и все они вполне эффективны. Это привело меня в совершенное замешательство: я был не в силах понять, как разные звуки и частоты могут оказывать одинаковый эффект. Лишь позже, когда я ознакомился с концепцией намерения, мне стало ясно, что главной движущей силой, обеспечивающей эффективность всех этих техник, является наряду с самим звуком человеческая воля.
При работе с чакрами крайне важно помнить о тесной взаимозависимости между чакрами и участками тела, в которых они расположены. Нарушение в работе чакры влечет за собой физическое заболевание, и наоборот, за восстановлением гармонии в чакре зачастую следует исцеление пораженного органа.
Кроме того, с активацией (открытием) чакр связано преображение сознания и духовное совершенствование. В духовных традициях Востока существует понятие особой энергии кундалини, которая дремлет в основании позвоночника - в нижней чакре. Пробужденная, эта энергия начинает подниматься вдоль позвоночника от чакры к чакре и в конце концов достигает «венца». По мере того как кундалини поднимается все выше, активизируя чакры одну за другой, человек обретает все новые силы и способности. Таким образом, движение кундалини от «основы» к «венцу» - это процесс совершенствования и духовного просветления, завершающийся полным преображением. Тайне кундалини посвящено множество книг, и практически во всех из них содержится предупреждение об опасности, которую может нести эта мощная энергия, если разбудить ее преждевременно, когда человек еще не готов воспринять ее. Я с этим абсолютно согласен. Помимо прочего, в этом обстоятельстве кроется еще один аргумент в пользу работы со звуком голоса как способа преображения и самосовершенствования. Судя по всему, энергия звука проявляет себя лишь в той степени, в какой человек к этому готов (вы просто не сможете издать звук, по силе воздействия слишком мощный для колебательной системы, которую представляет собой ваш организм). Следовательно, работа со звуком голоса не таит в себе опасности слишком сильно раскрыть ваши чакры. Звук голоса не может причинить вреда: он действует мягко и осторожно, не выходя за пределы диапазона природных частот человеческого тела.

Чакры и гласные звуки

Звукотерапевтическая техника, основанная на использовании гласных звуков, представляется мне наиболее эффективной. Это убеждение я вынес, главным образом, из работы с учениками. Я заметил, что многим из них с трудом даются мантры на незнакомом языке - санскрите или тибетском. А набожному христианину, например, странно и непривычно петь биджа-мантру. Однако с простыми гласными звуками подобных проблем возникнуть не может. Кроме того, воздействие оказываемое гласными, не подлежит сомнению: вы отчетливо ощущаете, как на каждый гласный отзываются резонансом различные участки вашего тела. Тем, кто не имеет опыта работы с тонким телом, это ощущение физического резонанса помогает поверить в воз­можность создания резонанса и в центрах тонкой энергии: к примеру, если звук способен стимулировать работу желудка, значит, он может воздействовать и на эфирные поля.
И, наконец, работу с гласными я взял за основу своей системы из-за гармоник. Как уже упоминалось, существует ряд особых гармоник (так называемых формант), напрямую связанных с гласными звуками. Каждый гласный не только заключает в себе возможность создания любой гармоники, но и содержит ряд особых гармоник, всегда одних и тех же, непременно сопутствующих его произнесению. Нередко случается, что в процессе работы с гласными в качестве мантр люди практически без усилий начинают слышать и производить вокальные гармоники.
Хотя учений о воздействии звука на чакры существует множество, в вопросе о соотношении между чакрами и высотой тона все они сходятся. Низкие тоны воздействуют на нижние чакры, а высокие тоны - на верхние. Эта закономерность приложима и к полостям человеческого тела. Самые низкие звуки, доступные человеческому голосу, резонируют с нижней частью туловища и воздействуют на нижнюю чакру. Звуки средней высоты резонируют со средней частью туловища. Определенные тоны из их числа способны воздействовать на пупочную, сердечную и гор­ловую чакры. Верхние тоны, в особенности самые высокие частоты голосового диапазона, создают резонанс в верхней части головы и воздействуют на «венец».
Можно также с большой долей уверенности утверждать, что существует прямая взаимосвязь между отдельными участками тела и гласными звуками, то есть определенные гласные сами по себе способны вступать в резонанс с определенными чакрами. Эта резонансная техника считается очень древней. Эдгар Кейс утверждал, что ею пользовались для активации своих энергетических центров еще древнеегипетские жрецы. Объединяя же гласный звук с тоном, мы получаем формулу мощнейшего звукового воздействия одновременно на физическое тело и на центры тонкой энергии.
Терапевтических техник, построенных на соотношении гласных звуков и чакр, существует немало. В основе их лежит единый принцип, однако имеются и некоторые раз личия. Возможно, причина этого - расхождения в произношении. Так, сочетания «Eh» и «Aye» могут обозначать один и тот же звук «Э», а могут - «Э» и «Эй» или «Э» и «Ай».

СИСТЕМЫ СООТВЕТСТВИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЧАКР

Система Голдмена

Данная система основана на использовании гласных звуков в сочетании с тонами. Вот уже несколько лет я работаю с ней сам и преподаю ее своим ученикам. Мне не приходилось встречать более эффективной техники. Это не означает, что вам не подойдет какой-либо иной метод работы с гласными, однако моя система, пожалуй, получила в мире наиболее широкое признание.
В процессе пения огромное значение имеет воля человека, то есть намерение, которое он вкладывает в звук. Возможно даже, что намерение важно не менее самого звука. Я уже отмечал особую роль намерения в предыдущих главах и еще неоднократно напомню о ней в остальных. Выполняя следующее упражнение, концентрируйте волю на том, чтобы направить звук в ту часть организма, где вы хотите создать резонанс. Став опытнее, вы поймете, что резонанс, в сущности, можно создать в любой части организма (и в любой чакре) при помощи любого звука. Однако, выполняя данное упражнение, пожалуйста, фокусируйте внимание только на указанных в моей инструкции чакрах и участках тела.
Прежде чем приступить к упражнению, сядьте либо на пол, либо на стул и примите удобное положение. Руки можете положить на колени или на тот участок тела, с которым вы будете работать (это иногда помогает точнее направить звук и усиливает его воздействие). Каждый гласный звук пойте на едином дыхании. При выполнении этого упражнения и вообще в процессе пения рекомендуется тщательно следить за осанкой.
Важную роль играет и дыхание: перед каждым звуком делайте глубокий вдох, так чтобы воздух достигал диафрагмы (вследствие чего расширяется брюшная полость). Более детально правила дыхательной техники изложены в десятой главе. Схема 8.2 иллюстрирует систему соответствий гласных звуков чакрам. Возможно, она поможет вам при выполнении упражнения.
Начните упражнение с краткого «У» (как будто вы с силой выдыхаете - «х-ху!»). Это самый глубокий горловой звук, какой вы можете издать. Сосредоточьте внимание на нижней чакре, расположенной в основании позвоночника. Соответствующий цвет для визуализации - красный.
Начинайте петь звук «У» на максимально низком тоне. Пусть этот звук будет нежным и мягким - особой громкости в данном случае не требуется. Закройте глаза. Прислушайтесь к себе и определите, в каком участке вашего тела возник резонанс (помимо гортани, которая всегда выступает в качестве резонатора). Теперь сосредоточьте внимание на нижней части туловища. Сконцентрировав всю свою волю, представьте, как звук резонирует в основании позвоночника и в области половых органов. В этой зоне должна возникнуть вибрация. Когда это случится, вы ощутите, что вибрация захватила и нижний энергетический центр, отчего в нем постепенно устанавливается гармония и равновесие. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут или столько, сколько можете тянуть его без усилий, но не дольше пяти минут.
Теперь переходите ко второй чакре. Она расположена на три-пять сантиметров ниже пупка. Ей соответствует долгий звук «У», чуть менее глубокий, чем предыдущий (как в слове «юный» - [йу-у-уный]), а из цветов - оранжевый.
Пусть этот «У» звучит на тон выше предыдущего, но так же мягко (то же относится и ко всем последующим звукам). Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям: в каком участке вашего тела возник резонанс? Сосредоточьте внимание на второй чакре и окружающей области и направьте звук туда. Скоро вы почувствуете, как под воздействием резонанса вторая чакра вступает в гармонию с остальными энергетическими центрами. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут. Как и в случае с первым «У», не следует тянуть его дольше пяти минут (это относится и к остальным гласным). В достаточной мере овладев этой резонансной техникой, вы сможете увеличить время пения.
Пупочной чакре, расположенной несколькими сантиметрами выше пупка, соответствуют звук «О» (как в слове «годы», например) и желтый цвет. Начинайте петь, негромко и мягко, на ноте средней высоты. Этот звук должен быть выше предыдущего. Определите, в каком участке вашего тела возник резонанс. Теперь сосредоточьте внимание на пупке и солнечном сплетении и направьте звук туда. Почувствуйте, как вибрация заполняет эту область, отчего расположенная там чакра постепенно вступает в гармонию с остальными. Пойте звук «О» в течение одной-двух минут.
Сердечной чакре, расположенной в середине грудной клетки немного правее самого сердца, соответствуют звук «А» (как в слове «мастер») и зеленый цвет. Начинайте петь негромкий, нежный звук «А» средней высоты, но тоном выше предыдущего «О». Почувствуйте в теле резонанс. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и направьте звук туда. Под воздействием резонанса эта чакра постепенно вступит в гармонию с другими центрами. Тяните звук одну-две минуты.
Горловой чакре, расположенной в гортани, соответствуют звук «Ай» и голубой цвет. Пусть звук будет таким же нежным, как остальные, но на тон выше предыдущего. Прислушайтесь к резонансу внутри вашего тела, а затем сосредоточьте внимание на горловой чакре и направьте звук туда. Постепенно вибрация охватит эту чакру, и та вступит в гармоничное равновесие с другими чакрами. Пусть звук «Ай» длится одну-две минуты.
На третий глаз, расположенный в центре лба чуть выше глаз, воздействует звук «Эй». Для визуализации подойдет цвет индиго. Пойте звук «Эй» тихо и мягко, несколькими тонами выше предыдущего «Ай». Закройте глаза и определите область резонанса. Затем сосредоточьтесь на зоне третьего глаза и направьте туда звук. Скоро вы ощутите, как резонанс гармонизирует и эту чакру. Пусть «Эй» звучит минуту или две.
«Венцу» - верхней чакре, расположенной в области темени, - соответствует самый высокий звук «И», какой вы только можете издать. Для визуализации следует применять фиолетовый цвет. Гласный «И» пойте на самой высокой из доступных вам нот. Мужчинам рекомендуется переходить на фальцет. Звук этот, как и все прочие, должен быть тихим и мягким. Закрыв глаза, почувствуйте, как он резонирует в вашем теле. Потом, сосредоточив внимание на верхнем энергетическом центре, направьте звук в эту область. Постепенно и эта чакра под влиянием вибрации вольется в общую гармонию. Пойте звук «И», как и все прочие, в течение пары минут.
По окончании упражнения, которое должно занять от десяти до двадцати минут, вы можете ощущать сильное головокружение. Посидите некоторое время спокойно, погрузившись в медитацию и наслаждаясь пережитыми ощущениями. Какие образы рождаются в вашем воображении? Какие приходят в голову мысли? Не жалейте времени на то, чтобы обдумать и усвоить новый опыт. Вспомните, что вы чувствовали, готовясь приступить к упражнению. Каковы теперь ваши чувства? Все изменения в своем состоянии зафиксируйте в дневнике.
Данное упражнение стимулирует перемещение энергии от нижней чакры к «венцу», оказывая мощное воздействие на человеческий организм. Если вы хотите направить энергию в исходную точку, издайте еще раз тот глубокий, низкий звук «У», который резонирует с нижней чакрой. Он немедленно вернет энергию в ваше физическое тело и поможет вам вновь обрести устойчивость.

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ

Как упоминалось выше, существует несколько систем соответствия гласных звуков и чакр, расходящихся лишь в нескольких незначительных пунктах. Наряду с моей системой вы можете испробовать их все и выбрать наиболее действенную. На схеме 8.3 представлена система Рэндела Маклеллана. Ее описание вы можете найти в его книге «Исцеляющие силы музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music).
В таблице 8.2 и на схеме 8.4 показана система соответствия гласных и чакр, разработанная Кэй Гарднер (описана в ее книге «Звуковое исследование внутренних органов» - Kay Gardner. Sounding the Inner Landscape); в таблице 8.3 и на схеме 8.5 - система Питера Майкла Хэмела (описана в его книге «Через музыку к внутреннему Я»).
Эти методики, как и моя, включают в себя принцип последовательного повышения тона. То есть звук, резонирующий с нижней чакрой, следует петь на самой низкой ноте, какую вы можете издать, а звук, соответствующий верхней чакре, - на самой высокой. Все эти системы лишь немногим отличаются от предложенной вам ранее. Вы можете испробовать их в качестве альтернативных вариантов или даже скомбинировать. Возможно, именно комбинированная схема подойдет вам лучше всего. Помните: каждый человек представляет собой уникальную систему вибраций, и то, что помогает одному, совсем не обязательно принесет пользу другому.
Поработав какое-то время с резонансной техникой, вы, возможно, начнете различать в звуках собственного голоса некие дополнительные тоны. Это и есть гармоники. В следующей главе я предложу вашему вниманию упражнения, которые помогут вам научиться издавать гармоники целенаправленно. Однако вполне вероятно, что они появятся сами собой в процессе пения гласных звуков. Как вы узнаете из следующей главы, вокальные гармоники заметно усиливают воздействие резонанса на физическое тело и энергетические центры.

(с)Андрей Баранов
взяла отсюда.

Опубликовано Jun 2, 2011

Чакры – это психические и энергетические центры человека. В санскрите слово чакра означает «колесо», «круг» или «круговое движение». Поскольку энергия в теле человека находится в постоянной циркуляции, центры этого движения назвали чакрами. Они активны все время, независимо от того, осознает человек это или нет. Именно их вращение, в зависимости от направления, притягивает или отталкивает энергию.

Чакры – это невидимые, неощутимые на материальном уровне центры силы, которые, однако, имеют четкую локализацию в человеческом теле – они расположены вдоль позвоночника и соответствуют, отвечают за работу определенных органов. Например, третья чакра управляет функционированием и здоровьем желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря и надпочечников.

Считается, что каждая чакра выражена в физическом теле одной из эндокринных желез, которые регулируют физические и эмоциональные процессы в организме. Можно сказать, что чакры «отвечают» также за определенные эмоции, желания, а также способы проявления и достижения этих желаний. У большинства людей чакры развиты неравномерно. Часто бывает, что человек чувствует себя «удобнее всего» в какой-то одной чакре, и в жизни проявляет себя в соответствии с нею.

Когда возникает ситуация, при которой энергия не протекает гармонично через чакры или когда одна из чакр блокирована или раскрыта слишком широко, это приводит к возникновению дисбаланса, который проявляется во всех сферах жизни, в том числе в функционировании соответствующих эндокринных желез и нарушении баланса обмена веществ в организме.

Знания и чакрах — замечательный ключ к самопознанию. Они позволяют нам наблюдать за собой, видеть перемещающуюся по психическим центрам энергию. Это способ более полно раскрыть и лучше осознавать наши силы, наши эмоции. Гармонизировать проходящие через тело потоки энергии, а значит достичь большей устойчивости и равновесия – эмоционального и физического.

Человеческое тело – удивительное творение, микрокосмос, созданный и живущий по тем же принципам и законам, что и природа, и вся Вселенная. Разница между человеческим телом и «телом» космоса заключается лишь в длине их волн и частот.

В индийской и в других древних, просвещенных культурах, чакрам приписываются определенные цвета, стихии, знаки и свойства. Существуют исследования о том, что каждая чакра, например, имеет свой цвет, которые соответствуют цветам радуги, от красного до фиолетового. Говорят также, что чакры соответствуют звучанию определенной ноты – которые составляют семь нот музыкального ряда, от До до Си.

Сосредотачивая свое внимание на той или иной чакре, вы можете достичь определенного эффекта. Вы можете использовать визуализацию, созерцание соответствующего чакре цвета, звукотерапию, а также контролируемое дыхание.

При этом вашими помощниками в медитации могут стать музыкальные инструменты. Благодаря звучанию чаши удается больше сконцентрироваться, вам будет легче удерживать медитативное состояние. Чаша повышает чувствительность и восприимчивость.

К тому же было замечено, что Хрустальные чаши помогают сформировать намерение и усиливают его.

Вы можете использовать чашу, настроенную на ноту той чакры, которую вы хотели бы проработать.

Более подробное описание каждой чакры представлено на следующих страницах

Первая чакра – Муладхара .

Значение названия : «Основание»

Местоположение е: Основание позвоночника (копчик), промежность.

Цвет : Красный

Дополнительный цвет: Голубой

Нота : До

Визуализация : 4-х лепестковый лотос

Функция : Выживание, инстинкты и базовые желания. Забота о себе, обеспечение пищей, жильем, работой. Защита своей территории. Способность к рождению. Корневой энергетический центр, позволяет сохранять ясность суждения, способность к концентрации. Стремление к накоплению опыта и сведений. Эта чакра – корень любого развития и возникающего осознания божественности человека.

Эффект от медитации : Расширение осознанности, избавление от недугов, возникновение легкости и воодушевления, прилив жизненных сил, повышение выносливости и уверенности, стремление к постижению внутренней чистоты.

Муладхара (корневой центр) цвет - красный, нота - до

Негармоничная работа чакры Гармоничная работа чакры
  • Непропорциональная сконцентрированность на потребностях выживания и материальных нуждах.
  • Потребность удовлетворять свои желания, не принимая во внимание последствия своих действий.
  • Зависимость от суждений и мнений других людей.
  • Игнорирование потребностей и чувств других людей.
  • Ощущение, что человек не может свободно давать/ принимать, в материальной и эмоциональной сферах.
  • Экзистенциальные (базовые) страхи: бедности, физического ущерба.
  • Ощущение тревоги.
  • Впадение в крайности, стремление к неоправданному риску.
  • Эгоцентризм, агрессивность, вспыльчивость, гнев, жестокость.
  • Неспособность/страх к «тонким» переживаниям, проявлению чувствительности, эмоциональности.
  • Сексуальная дисгармония.
  • Ощущение глубокой связи с землей и природой.
  • Чувство уверенности, стабильности, самоудовлетворения, внутренней силы.
  • Потребность самостоятельно строить жизнь, согласуясь с законами Вселенной.
  • Ощущение, что в мире есть все, что нужно для удовлетворения потребностей.
  • Устойчивость в конфликтных и кризисных ситуациях.
  • Энергичность, активность, проницательность.
  • Здоровые сексуальные потребности.
  • Большое количество жизненной силы.
  • Духовность, которая позволяет не «витать в облаках», а проявляется в действиях и поступках.
  • Способность думать «о высоком», и при этом твердо стоять на земле.

Вторая чакра – Свадхистана

Значение названия : «Обитель Я»

Местоположени е: 4 пальца ниже пупка, половые органы.

Цвет : Оранжевый

Дополнительный цвет: Голубой

Нота : Ре

Визуализация : 6-лепестковый лотос

Функция : Центр, отвечающий за наши эмоции и нашу социализацию. Накапливает информацию о культуре, о семье, о родителях, а также о восприятии собственной личности. Самоуважение. Отношения с другими людьми. Эмоции (ревность, зависть, радость, милосердие и т.д.) Сексуальная и творческая энергия, желание и способность создавать. Воображение.

Эффект от медитации : Развитие творческих способностей. Освоение своей сексуальности. Приобретение большей эмоциональной устойчивости.

Свадхистана (сакральный центр) цвет - оранжевый, нота - ре

Негармоничная работа чакры Гармоничная работа чакры
  • Подавление своей чувственности и сексуальности.
  • Нарушенное самовосприятие и самооценка.
  • Закомплексованность.
  • Подавленность эмоций и желаний.
  • Неспособность выразить свои желания.
  • Невозможность наладить здоровые контакты с противоположным полом.
  • Неспособность в полной мере проявлять себя как индивидуальность в социуме.
  • Сексуальные связи без глубокой эмоциональной привязанности.
  • Отсутствие радости жизни, ощущение усталости, опустошенности, неудовлетворенности.
  • Отсутствие творческих порывов, желаний.
  • Трудность в отыскании своей уникальной жизненной стези и ее реализации.
  • Проявление своей сексуальности как способы выражения глубоких чувств и любви.
  • Способность легко устанавливать контакт с окружающими.
  • Принятие и осознание своей индивидуальности, но при этом чувство открытости к другим людям.
  • Ощущение устойчивости своей позиции в жизни и при этом единения и заботы о других.
  • Способность справляться с переменами, принятие природных и жизненных циклов.
  • Способность проявлять естественные и искренние чувства.
  • Возможность получать удовольствие от жизни на всех уровнях — физическом, чувственном, интеллектуальном, духовном.
  • Ощущение радости, энтузиазма, энергетической наполненности.
  • Уверенность в своих способностях.
  • Вдохновение, способность создать что-то новое.
  • Раскрытие творческого потенциала.

Третья чакра — Манипура

Значение названия : «Город из драгоценных камней»

Местоположени е: Пупок, солнечное сплетение.

Цвет : Желтый

Дополнительный цвет: Пурпурный

Нота : Ми

Визуализация : 10-лепестковый лотос

Функция : Сила воли и способность концентрироваться на достижении цели. Интеллект и здравое суждение. Способность анализировать и генерировать новые идеи. Упорство и оптимизм в достижении цели. Место накопления страха и гнева. Отвечает за работу желудочно-кишечного тракта.

Эффект от медитации : Понимание своей физиологии, осознание влияния работы внутренних органов и желез на эмоции человека. Активизация и накопление силы для созидания и разрушения. Достижение здорового прагматизма. Приобретение способностей руководителя и организатора. Лучший контроль над речью, способность эффективно выражать свои мысли.

Манипура (центр солнечного сплетения) цвет - жёлтый, нота - ми

Негармоничная работа чакры Гармоничная работа чакры
  • Неукротимое стремление управлять миром (как внешним, так и своим внутренним).
  • Стремление манипулировать другими, злоупотреблять властью, подавлять окружающих.
  • Постоянная потребность в достижениях, чтобы чувствовать себя достойным демонстрировать их окружающим.
  • Отвержение чувств, которые могут мешать достижению успеха в материальном мире.
  • Расход большого количества энергии на подавление, удержание и контроль чувств и ситуации.
  • Потребность во внешних стимуляторах (кофе, алкоголь, наркотики).
  • Чувство беспокойства, нервные срывы, приступы депрессии и ярости, чувство гнева и обиды на родителей и мир.
  • Периоды полного бездействия.
  • Страх перед собственной внутренней силой.
  • Постоянная самокритика.
  • Отделенность от людей, разделение мира на «своих» и «чужих».
  • Связи, основанные на корысти.
  • Ощущение спокойствия и внутренней гармонии.
  • Способность сдерживать эмоции, справляться со своими желаниями и ожиданиями.
  • Признание ценности и важности ВСЕХ своих эмоций, принятие их.
  • Эмоциональная уравновешенность и устойчивость, без резких перепадов настроения.
  • Активность, проницательность, независимость, терпимость.
  • Ощущение внутренней силы, уверенности в себе. Самоуважение.
  • Способность оказывать влияние на окружение, добиться успеха и положения в обществе.
  • Уважительное отношение к характерам и чувствам окружающих.
  • Способность испытывать любовь ко всему человечеству, чувство общности с ним.
  • Поступки и решения направлены на благо людей.
  • Способность переводить страсти и желания, создаваемые нижними чакрами, в более высокую и тонкую энергию.
  • Осмысление и обобщение своих чувств, стремлений, ожиданий.
  • Повышение осознанности.
  • Наполненность внутренним светом.
  • Первый шаг к развитию интуиции.

Четвертая чакра — Анахата

Значение названия : «Не подвергавшаяся удару»

Местоположени е: Центр груди

Цвет : Зеленый и розовый

Дополнительный цвет: Темно-красный, кармин

Нота : Фа

Визуализация : 12-лепестковый лотос

Функция : Ощущение любви – к себе и к другим. Безусловная любовь. Ощущение единства со всем живым – людьми, природой, животными, минералами и т.д. Из этого центра происходит личная сила, уверенность и вера. Способность к исцелению — этот центр связан с двумя второстепенными чакрами, расположенными в ладонях. Отвечает за функционирование верхних отделов позвоночника, груди, плеч, рук, легких.

Эффект от медитации : Достижение равновесия между тремя чакрами ниже сердца и тремя чакрами выше его. Между мужской и женской энергиями (Инь и Ян). Гармонизация взаимоотношений. Обретение мудрости и внутренней силы. Ощущение независимости от внешних обстоятельств, спокойствия, уравновешенности и свободы. Взвешенность поступков и чувство радости. Способность воодушевлять и умиротворять окружающих. Овладение языком, стихосложением, всех искусств, связанных с речью.

Анахата (сердечный центр) цвет - зелёный, нота - фа

Негармоничная работа чакры Гармоничная работа чакры
  • Нарушение баланса в способности брать и давать.
  • Неспособность принимать, напитываться поддержкой и любовью других.
  • Чувство неловкости при проявлении чувств, восприятие их как слабости.
  • Скупость в проявлении чувств и эмоций.
  • Подсознательное убеждение «Я не достоин любви».
  • Боязнь быть отвергнутым, брошенным.
  • Отталкивание от себя любви, отношений – на энергетическом уровне.
  • Чрезмерная забота об окружающих в ущерб себе.
  • Состояние постоянного дарения без какой-либо отдачи.
  • Ощущение истощенности.
  • Отсутствие баланса между любовью к себе и любовью к окружающим и миру.
  • Гармоничная четвертая чакра благотворно влияет на все остальные чакры, уравновешивает их.
  • Способность сильно любить, согревать своей любовью окружающих.
  • Способность к сочувствию и понимаю других людей.
  • Легкость в общении, привлекательность.
  • Способность «притягивать» приятных людей, встречи, ситуации.
  • Способность придавать уверенности другим людям, поддерживать их, утешать, смягчать «черствые сердца».
  • Способность к исцелению.
  • Ощущение единения с людьми, своей связи с ними, но при этом хорошее осознание своих личных границ.
  • Забота о себе, гармония с собой, эмоциональная устойчивость.
  • Способность естественно принимать любые эмоции, не быть шокированным никакими эмоциональными проявлениями – своими или окружающих.
  • Устремление к Божественной Любви.
  • Осознание и принятие законов Вселенной.
  • Большая глубина, спокойствие и принятие сложных жизненных ситуаций.

Пятая чакра — Вишуддха

Значение названия : «Чистая»

Местоположени е: Центр горла

Цвет : Небесно-голубой

Нота : Соль

Визуализация : 16-ти лепестковый лотос

Функция : Центр личности и индивидуальности, однако, в отличие от Второй чакры, не накапливает знания, а активно показывает и проявляет личность миру. Самовыражение. Ораторское искусство. Общение и все виды творчества. Все, что связано с авторитетом, обучением, лидерством, а также голосом, пением и речью.

Эффект от медитации : Овладение речью, приобретение мелодичности голоса. Достижение хладнокровия, безмятежности. Умение сочинять стихи, толковать священные тексты, понимать скрытый смысл сновидений. Способность быть хорошим учителем (в т.ч. духовным наставником). Обретение физической силы, молодости.

Вишудха (горловой центр) цвет - голубой, нота - соль

Негармоничная работа чакры

Гармоничная работа чакры

  • Сложности с самовыражением, с общением.
  • Неспособность быть понятым другими.
  • Страх выразить свою индивидуальность.
  • Постоянная самокритика.
  • Неспособность «общаться» со своим телом, слышать его и его потребности.
  • Трудности с установлением связи и единства между эмоциями и мыслями, логикой.
  • Чрезмерная логичность, «запертость» эмоций.
  • Чрезмерная склонность к мечтательности, без связи с реальностью.
  • Проблемы с речью, дефекты речи (запинание, заикание), косноязычие.
  • Чрезмерная болтливость.
  • Неспособность выслушать других.
  • Неспособность по-настоящему понять то, что говорят, проникнуть в суть вещей.
  • Способность четко, бесстрашно и свободно выражать свои мысли, эмоции, желания, мнение и внутренние знания.
  • Внутренняя цельность и честность по отношению к другим.
  • Хорошее владение своей речью.
  • Яркая манера говорить, богатое воображение, четкие формулировки.
  • Понимание того, как говорить именно с этим человеком, именно с этой аудиторией.
  • Способность хранить молчание, слушать и слышать других.
  • Ощущение, что «я могу спокойно выражать свою индивидуальность, свою веру, свои творческие способности».
  • Способность спокойно принимать чужие мнения.
  • Гармония между чувствами и рассудком.
  • Способность понимать силу мысли, контролировать ее.
  • Способность входить в состояние, где необходимо отсутствие мыслей (медитация).
  • Способность понимать символы и толковать их.
  • Способность «слышать и читать между строк».

Шестая чакра — Аджна

Местоположени е: Область межбровья. Продолговатый мозг, шишковидная железа.

Цвет : Синий, цвет индиго

Нота : Ля

Визуализация : 2-х лепестковый лотос

Функция : Интуиция. Способность прогнозировать и предвидеть. Ясновидение и экстрасенсорные способности. Отвечает за здоровье глаз, ушей, носа.

Эффект от медитации : Развитие интуиции, способность распространять вокруг себя спокойствие и восприимчивость к тонким энергиям. Способность к сосредоточению и концентрации. Связь с космическим Знанием, принятие, спокойное созерцание своих эмоций и желаний.

Аджна (головной центр) цвет - синий, нота - ля

Негармоничная работа чакры

Гармоничная работа чакры

  • Восприятие жизни только через интеллект, рационализм и логику.
  • Поверхностное понимание духовности, философии.
  • Использование экстрасенсорных способностей в корыстных целях (при дисгармонии третьей и четвертой чакр). Непонимание опасности такого злоупотребления.
  • Частичное раскрытие шестой чакры (при дисбалансе нижних чакр) приводит к нарушению равновесия, «витанию в облаках», отрыву от реальности.
  • Неспособность понимать сообщения, посылаемые интуицией.
  • Недостаток уверенности во Вселенной, отсутствие понимания смысла происходящего.
  • Страх перед будущим, тревожность, постоянное напряжение, цинизм.
  • Хорошие интеллектуальные, мыслительные, философские способности.
  • Способность заниматься исследовательской и изобретательской деятельностью.
  • Высокая нравственность.
  • Способность легко устанавливать связь с людьми.
  • Высокая сила мысли и воображения.
  • Гибкость мысли, способность смотреть на вещи с разных точек зрения. Восприимчивость.
  • Понимание того, что мир состоит из множества разных форм.
  • Видение связи между мыслями и желаниями и их проявлениями в физическом мире.
  • Интуитивные способности во всех проявлениях.
  • Восприятие жизни как череды уроков.
  • Ощущения связи с Вселенной, способность получать информацию, подсказки из высшего источника.
  • Чувство единения с Вселенной, радости и принятия.

Седьмая чакра — Сахасрара

Значение названия : «Тысячелепестковая»

Местоположени е: Макушка

Цвет : Фиолетовый, пурпурный, белый, золотой, серебряный

Нота : Си

Визуализация : 1000-лепестковый лотос

Функция : Коронная чакра. Отвечает за связь человека с судьбой, его уникальным путем на Земле. Выполняет функцию личного компаса, помогает человеку ориентироваться на его жизненном пути. Отвечает за встречи и события в соответствии с жизненными предначертаниями. Активизация энергии творчества и образного мышления. Раскрытие духовного потенциала. Соединение с Высшим Я человека.

Сахасрара (коронный центр) цвет - фиолетовый, нота - си

Важно: Коронная чакра никогда не бывает заблокированной, она бывает раскрыта в большей или меньшей степени.

Негармоничная работа чакры

Гармоничная работа чакры

  • Ощущение, что человек существует сам по себе, вне связи с Вселенной.
  • Ощущение отсутствия предназначения в жизни.
  • Одолевающие вопросы, на которых нет ответов.
  • Разлад с самим собой.
  • Беспокойство по поводу равновесия в остальных чакрах.
  • Общее неблагоприятное отношение к жизни, трудности при столкновении с определенными ситуациями, определенным типом людей, какими-то предметами.
  • Недостаток желания вкусить полноту жизни.
  • Недостаток доверия к Жизни.
  • Ощущение отделенности себя от мира и от других людей.
  • Ощущение себя игрушкой в руках Жизни.
  • Ожидание возмездия, награды от «высших сил».
  • Непонимание своей ответственности в мире, нежелание принимать ответственность за свой выбор.
  • Ограничение возможности реализовать свой истинный потенциал.
  • Все более часто возникающее ощущение того, что граница между внутренним и внешним, «мной» и «другими» — стирается.
  • Любой возникающий вопрос больше не порождает конфликт.
  • Ощущение равновесия, спокойствия, гармонии с собой и с Вселенной. Моменты, когда переживается «существование», «текучесть», когда без оценок и страхов принимается все сущее.
  • Ощущения себя каналом Божественного света.
  • Личность все реже воспринимается как препятствие, все чаще – как инструмент.
  • Полное принятие себя, осознание своего важного места во Вселенной.
  • Восприятие таких эмоций как страх, гнев, досада, обида, недовольство как дополнительных средств для собственного развития и понимания.
  • Умение глубоко погружаться в себя и понимать себя.
  • Сильная позиция наблюдателя.
  • Понимание того, что все, что происходит с человеком в жизни, является результатом его личного выбора.
  • Восприятие жизни как увлекательной игры.