Неля Бесперстова
Дидактические игры с использованием ИКТ

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 9

Московского района Санкт-Петербурга

Бесперстова Неля Михайловна

Тема: «Дифференциация звуков [З] - [Ж]»

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Закрепление правильного произношения звуков [З] и [Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, скороговорках и поговорках.

2. Развитие фонематического слуха: упражнять в дифференциации звуков [З] и [Ж] на слух и в произношении.

3. Формирование умения правильного употребления личных окончаний глаголов.

4. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

1. Ноутбук, презентация по данной теме.

2. Предметные картинки (комар, жук, паровозик «З», паровозик «Ж», стрекоза, ножницы, заяц, жираф, ежик, зонт, забор, жаба, журавль, змея, коза, обезьяна, береза, пиджак, ваза, зубр)

3. Зеркало.

Ход занятия:

(Слайд 2)

Задание 1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [З] и [Ж].

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

Губки округлены и слегка вытянуты вперед;

Широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

Теплая воздушная струя идет по центру язычка;

Горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит – ЖЖЖЖЖ…

Затем показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [З]:

Губы в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

Холодный воздух идет по центру язычка;

Горлышко «работает».

Символ звука: комарик звенит – ЗЗЗЗЗЗЗ…

Обратить внимание на положение язычка и характер воздушной струи.

(Слайд 3)

Задание 2. Фонетическое упражнение «Звуковая дорожка».

Чередование длительного произнесения звуков на плавном выдохе.

Комарик летит и звенит: ЗЗЗЗЗЗ…

Жук летит и жужжит: ЖЖЖЖЖ…

(Слайд 4)

Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

за – жа зо – жо зу – жу зы – жи

жа – за жо – зо жу – зу жи – зы

Повторить за взрослым серию слогов:

за – за – жа жа – за – за за – жа – за

жа – за – жа за – жа – жа жа – жа – за

(Слайд 5)

Задание 4. Дидактическая игра «Живое и неживое».

Взрослый предлагает ребенку четко произнести, что изображено и назвать живое это или неживое. Затем картинки раскладываются на две стопки:

стрекоза, ножницы, заяц, жираф, зонт, ежик, забор, лягушка.

(Слайд 6)

Задание 5. Дидактическая игра «Паровозики».

Взрослый демонстрирует картинки с изображением двух паровозиков. Машинист первого паровозика – комарик (ЗЗЗЗЗЗЗ, а второго – жук (ЖЖЖЖЖ).

Помоги пассажирам занять свои места!

Ребенок проговаривает слово, определяет, какой звук встречается [З] или [Ж] и указывает, в каком вагоне поедет пассажир:

заяц, ежик, журавль, змея, коза, жираф, обезьяна, жаба.

Задание 6. Подвижная игра «Комары и жуки».

По команде взрос (Слайды 7 - 8)лого: «Летят комары (жуки)», - ребенок «летает» по комнате, издавая соответствующий звук [З] или [Ж].

(Слайды 7-8)

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Сказать, что изображено на картинках, четко проговаривая звуки, назвать лишний предмет, объяснить почему:

зонт – береза – пиджак – ваза

жираф – жук – жаба – зубр

(Слайд 9)

Задание 8. Отгадать загадки и назвать, какой звук встретился в отгадке:

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета. (Заяц)

На черный платок просыпано просо.

Пришел петушок, а склевать-то не просто. (Звезды)

Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. (Журавль)

Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык)

Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Свернешь – клин, развернешь – блин. (Зонт)

(Слайд 10)

Задание 9. Дидактическое упражнение «Расскажи про себя и своих друзей».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения:

Зажигать огонь Вязать узор

Я зажигаю огонь. Я вяжу узор.

Ты зажигаешь огонь. Ты вяжешь узор.

Он зажигает огонь. Он вяжет узор.

Мы зажигаем огонь. Мы вяжем узор.

Вы зажигаете огонь. Вы вяжете узор.

Они зажигают огонь. Они вяжут узор.

(Слайд 11)

Задание 10. Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

В названиях картинок определить первый звук, сказать, какое слово было задумано:

Забор, Абажур, Мороженое, Облако, Кукуруза – ЗАМОК.

Раздели слова на слоги (части).

Какое самое длинное слово?

В каких словах два слога?

(Слайд 12)

Задание 11. Дидактическое упражнение «Лесенка».

- «Спустись» по ступенькам, четко проговаривая звуки [З] и [Ж] в предложениях:

Захар заряжает ружье.

Женя заслужил награду.

Пес лежал и лизал лапу.

Залежи руды у нас большие.

Женя вырезает бумажные кружева.

Жеребенок забежал во двор и заржал.

(Слайд 13)

Задание 12. Выучи потешки:

Жаба с ежиком дружила,

Ежику жилетку сшила.

Задрожали зайки,

Увидев волка на лужайке.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошки не стучи!

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын – жираф!

(Слайд 14)

Задание 13. Пословицы и поговорки.

Взрослый просит ребенка произнести четко пословицы и объяснить их значение:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Уговор дороже денег

Жизнь прожить – не поле перейти.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Дружба – дружбой, а служба – службой.

Список литературы:

Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2015.

Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Курицына Э. М., Тараева Л. А. Игры на развитие речи. – М. : РОСМЭН.

Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Эксмо, 2017.

Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. -сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2012.

Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. : Аквариум, 1995.

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Публикации по теме:

Дидактические материалы, разработанные педагогом с использованием ИКТ «Автоматизация звука [Р] в игровых заданиях» «Дидактические материалы, разработанные педагогом с использованием ИКТ» Тема:«Автоматизация звука [Р] в игровых заданиях». Разработала:.

Беседа для детей 6–7 лет с использованием ИКТ «Зимние спортивные игры и забавы» Беседа для детей 6-7 лет с использованием ИКТ «Зимние спортивные игры и забавы» Цель: закрепление знаний детей о зимних спортивных играх.

Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактическая игра – лото «Кто что любит есть?»Цель. Учить образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь.

Мастер - класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда» МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Мастер – класс «Игровые упражнения и.

Современный урок - понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вошло новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.

Каковы же функции ЭВМ в обучении.

Во-первых, ЭВМ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения.

Во-вторых, ЭВМ дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти.

В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что немаловажно, после урока, когда требуется подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учеников и спланировать урок на завтра.

В-четвертых, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребенка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, способствуют развитию логического мышления, рано начинает развиваться знаковая функция сознания, в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивают моторику (моторную координацию) и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, интерес, который вызывают занятия с использованием персонального компьютера, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

В-пятых, среди дидактических возможностей ИКТ можно выделить:

    Фрагментарное использование ИКТ в зависимости от цели этапа урока;

    Осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;

    Получение информации о работе каждого ученика на отдельных этапах;

    Сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;

    Сочетания обучения с игрой;

    Управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения .

Стремление ребенка к игре или как психологи говорят «игровая мотивация», помогает ребенку усвоить те знания, которые несет в себе компьютерное обучение.

Существуют различные виды компьютерных программ, ориентированных на игровую деятельность учащихся. Так, например, программы направленные на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Задания можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Так как во многих вариантах в процессе работы осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Возможными вариантами таких программ являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики.

Такие программы развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель сам может варьировать задания. Рисуя вместе с детьми или давая им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

В процессе игр-драматизаций происходит развитие речи. Учителю следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки, необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера. В следующий раз можно поменяться ролями, т.е. ребенок будет рассказывать, а учитель помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками.

Большое значение для развития детей имеют и конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей.

Кроме общеразвивающих программ существуют и специальные программы для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих программ в том, что они в более наглядной (но не просто) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов, определенное понятие или класс предметов - в виде схемы. Однако ценность большинства программ такого типа не только в наглядности, но и в возможности варьировать степень этой наглядности в зависимости от уровня развития ребенка.

Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. Такой материал для различных групп включен в «Государственный образовательный стандарт общего среднего образования».

Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий .

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки учебных задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы - другая отвечает на них) .

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм.

1. Каждая игра должна содержать элемент новизны.

2. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

3. Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

5. Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах .

Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

При организации дидактической игры помимо этапа разработки ее сценария, который является самым ответственным и сложным при подготовке дидактической игры, немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность. Желательно иметь несколько способов решения, чтобы их выполнение было бы затруднительно без хорошего знания теоретического материала. Однако большинство задач должны быть доступны и легко решаемы основной массой учащихся.

Критерии оценки также могут разрабатываться учителем вместе с учениками. Конечно, они могут быть различны при разных видах работы, выставлять оценку может как учитель, так и сами учащиеся (при групповой работе, после анализа каждого члена группы). Возможны различные варианты выставления оценки: в течение урока, в конце игры или после урока (если необходимо оценить письменную работу).

Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры - ее анализа. Анализ дидактической игры должен происходить как на уровне класса, можно в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме анкетирования), так и на педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие учителя.

Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов учащиеся вовлекаются в игру в условиях ее неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенность дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.

Конечно, нельзя противопоставить дидактическую игру и урок информатики, но в ситуации дидактической игры усвоение знаний происходит эффективнее. Самое главное - дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Обобщив все вышеизложенное, можно утверждать, что дидактические игры обогащают процесс обучения, что обусловлено использованием их учителем для разнообразия видов учебной деятельности. Кроме того, благодаря их использованию, в учебный процесс включаются нетрадиционные виды деятельности, например, организационная, коммуникативная и т.д., что способствует значительному обогащению процесса познания.

При подготовке дидактических игр учителем в процесс изготовления дидактических средств обучения вовлекаются школьники. В связи с этим, те учащиеся, которые демонстрируют посредственные успехи, могут реализовать себя на другом поприще, в качестве незаурядных художников, режиссеров, организаторов.

Но особенно значимо включение дидактических игр для стимуляции общения. Благодаря своему разнообразию они дают возможность учителю использовать различные формы организации деятельности, что способствует увеличению уровня общения школьников в процессе работы.

Таким образом, дидактическая игра - один из методов обучения и умственного воспитания детей. Ее содержание определяется программными задачами и связано с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. Организация дидактической игры должна строится на основе определенных дидактических требований, предъявляемых к дидактической игре. Основными структурными элементами любой дидактической игры являются игровая задача и правила игры.

Заключение

Реформа целей и содержания среднего образования, которая происходит в связи с усиливающейся тенденцией его гуманитаризации, гуманизации и модернизации «тормозятся» в частности низким уровнем информационной грамотности основной массы школьников. Низкий уровень информационной грамотности и в целом снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьёзную озабоченность представителей общественности и педагогической науки. Это определяет необходимость изучения курса информатики уже в начальной школе.

Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Особенно они необходимы в учебной деятельности, так как учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Формирование интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе, начиная от простого интереса к самому процессу обучения до развития профессиональных интересов старшеклассников.

Игра представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на определенных условиях, когда играющему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игры в процессе обучения значительно расширилась. Игра представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым.

Основным приемом организации успешного обучения в начальной школе является дидактическая игра. Дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.), развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса), воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре), мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).

Целью написания данной курсовой работы являлось теоретическое обоснование и апробация возможностей использования ИКТ при разработке дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении информатики.

Объектом нашего исследования являлась дидактическая игра при изучении информатики, а его предметом – возможности применения ИКТ для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности при изучении информатики.

В настоящее время одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

Литература

    Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики / Л.Л Босова // Информатика и образование. – 2000. – № 3. – С. 36-41.

    Босова Л.Л. О методике проведения уроков информатики с младшими школьниками: статья // http: //www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-11.html.

    Дрожжина Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала / Е.В. Дрожжина // Преподавание истории в школе 2000 . – № 3. – С. 46-50.

    Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий / Е.В. Дрожжина // Применение новых технологий в образовании: сб. статей. – Троицк, 2005. – С. 36-40.

    Информационные технологии в обучении / http://malutina.school3.org/ index. php?title=metod_source&include=5.

    Козлов А.И. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс через внеклассную и факультативную работу / А.И. Козлов // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 67-73.

    Маликов С.В. Современные информационные технологии в учебном процессе / С.В. Маликов, Н.В. Маликова // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 55-62.

    Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2001. – 512 с.

    Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М. : Академический проект, - 2005. – 236 с.

    Куракин А.Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания / А.Т. Куракин // Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. – М. : АПН СССР, 1970. – С. 101-114.

    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 243 с.

    Хавкина Л.Я. Обучение основам программирования в среде логоримы методом разработки компьютерных игр / Л.Я. Хавкина // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 81-85.

    «Школа 2000 …» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / под ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс, 1997. – 208 с.

    Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей / Т.А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.

Анализ психолого-педагогической литературы, практики, обучения показывают, что для полноценного развития и обучения детей (4-10 лет)

особое значение имеют специальные развивающие игры.

Игра – мощный фактор развития коммуникативных способностей детей, т.к. именно в игре ребенок учится общению, соблюдать правила, уважать соперника, достойно проигрывать и многому другому. Развивающие игры широко использовались в народной педагогике при естественном общении детей разных возрастов и людей разных поколений. Однако, в современных условиях города и обучения в одновозрастных группах и классах возникает искусственная изоляция детей разных возрастов. Это изоляция приводит к тому, что культура игры забывается. Дети иногда не могут решить казалось бы самых простых задач: кто будет первый ходить? Решить кто же выиграл?

И т.п. В результате дети не умеют общаться, вести честную, справедливую игру, действовать командой, достойно проигрывать, не могут занять свой досуг интересной и полезной игрой, делом. Возникает острая необходимость в специальной организации развивающих игр, направленных как на умственное развитие детей и их творческих способностей, так и на умение организовывать свой досуг и общение с друзьями.

Сейчас игровой опыт не может передаваться без особых специалистов – носителей культуры игры. Деятельностный подход к обучению предполагает новый уровень взаимоотношений учеников и учителя. Специфика игрового обучения предполагает взаимоотношения партнерства, содружества, сотворчества. Учитель не должен “довлеть” над учащимся. Сами условия игры учат детей соблюдать правила игры и контролировать не только свои действия, но и действия партнеров по игре. Роль контроля, коррекции является важнейшим элементом обучения, но, как правило, в условиях классно – урочной системы осуществлять гибкий, постоянный контроль не представляется возможным. Мы же предлагаем систему таких занятий, на которых функцию контроля и самоконтроля берет на себя сама специфика занятий. Преподаватель не должен оценивать успехи учащегося, так как взаимоотношения партнерства не предполагают, что учитель стоит “выше” и может “сверху” оценивать действия учащегося. Решение познавательных задач и победа в игре приносит ребенку радость и чувство удовлетворения.

Таким образом, для ребенка становится важным не только оценка преподавателя, сколько сам процесс познания, мышления. Опыт игрового общения со сверстниками существенно влияет на формирования объективной самооценки ребенка.

Не совсем обычную роль отводят использованию компьютера в начальной школе и детском саду. С введением компьютера в систему обучения (с 1986 г.) в нашей стране стали включаться в учебный процесс и компьютерные игры. В своей работе я ставлю основной целью изучение компьютера, он используется как средство для развития интеллектуальных способностей ребенка. Хотя, при работе с компьютером дети знакомятся с основными устройствами, учатся работать с клавиатурой и мышью, осваивают различные редакторы (текстовый, музыкальный, графический) и т.д. Специально разработанные для дошкольников и младших школьников развивающие компьютерные игры не призваны заменить традиционные игры, они их дополняют и усложняют. Есть хорошее правило: не переносить в компьютерный вариант те игры, которые легко, просто и полезно выполнить без него. Компьютерные игры в младшем дошкольном возрасте не учат детей “мини – информатике” через изучение ими пусть даже самых простых вариантов языка программирования. Они не носят азартно – тренинговый характер, представленный обычно в играх компьютерных центров, различные “стрелялки” и “догонялки”, которые зачастую отрицательно влияют на психическое здоровье ребенка, вызывают агрессию и невроз.

Компьютер в условиях нашего обучения используется как инструмент, как средство для игры, конструирования, художественной деятельности, учебы и д.р. Компьютерные игры выступают как составная часть школьной дидактики.

Компьютерные игры с раннего детства приобщают детей к жизни в информационном обществе, они обогащают деятельность ребенка, позволяют увидеть, то что в жизни трудно уловить (скорость, движение, пространственные изменения, неуловимые природные изменения и д.р.)

Учащиеся начальной школы имеют возможность не только повторить и закрепить пройденный материал по математике, но и найти новое применение своим математическим знаниям.

Занятия с дидактическими играми строятся по единому принципу. Первая и последняя игры на всех занятиях одинаковые: первая игра – парные карточки, последняя – игра Баше. Это правило позволяет провести разминку, настроить детей на занятие, организованно закончить игры, вырабатывает определенный ритм работы.

Все используемые игры проклассифицированы по тематике, по типу развиваемых способностей, по виду внимания, по количеству участников.

Чередование игр происходит по принципу контрастности, по всем типам классификации.

Например: игра парные карточки (открыть две одинаковые цифры) требует от ребенка длительного внимания, развивает память, игра математическая, групповая. Следующая игра должна быть индивидуальной, не требующей длительного внимания и т.д., например игра “Пентамино” - индивидуальная, развивает комбинаторные способности, не требует длительного внимания.

Разумное сочетание традиционных и компьютерных игр позволяет выстроить

особую систему, направленную на поэтапное приобщение детей к творческому поиску, к экспериментированию, и самостоятельному решению умственных задач различными способами и средствами.

Особое внимание мы уделяем развитию мышления ребенка (образного, логического, отвлеченного и эврестического типа).

Таким образом, три составляющие: воспитание через игру; ризвитие интеллектуальных способностей и знакомство с компьютером гармонично дополняют друг друга.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИКТ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ДОУ

воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 48

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а также приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе использую развивающие игры . Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Развивающие игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Развивающие игры помогут ребенку подготовиться к школе, так как игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

Одним из направлений моей работы является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, усилить творческую составляющую учебного процесса. Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. В условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в различных игровых технологиях.

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор различных компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Однако не стоит забывать, что большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию задач, поставленных в ФГОС. В связи с этим, предпочитаю разрабатывать компьютерные развивающие игры средствами программы PowerPoint самостоятельно.

Программа PowerPoint позволяет устанавливать различные эффекты анимации. Одно из средств анимации – триггеры. Использование триггеров в развивающих играх позволяет сделать их интерактивными. Мной разработаны картотеки интерактивных игр, направленных на развитие внимания, восприятия, логического мышления детей дошкольного возраста. Для оформления игр использую фотографии, изображения, анимационные картинки в соответствии с темой игры, ее содержанием.

Игра «Найди тень» направлена на развитие зрительной внимательности.

Цель игры: найти тень бабочки.

Ребенку предлагается внимательно посмотреть на бабочку, расположенную в центре экрана, и мышкой выбрать ее тень из нескольких похожих вариантов. Предложенным вариантам ответов необходимо задать анимацию. Для этого на верхней панели «Показ слайдов» нужно открыть «Настройку анимации». Кнопкой мыши выделить нужные неверные варианты ответов. В области задач «Настройка анимации» щелкнуть по кнопке «Добавить эффект». У нас это исчезновение. При этом нам необходимо привязать эффект анимации к объекту, чтобы он запускался по щелчку на слайде. Для этого используются переключатели. В области задач «Настройка анимации» нужно щелкнуть стрелку рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду «Время», нажать кнопку «Переключатели» в левой нижней части окна. Выбрать параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке», а затем нужный элемент из предложенного списка. Реализация эффекта анимации сопровождается звуковым эффектом. Для этого открываем вкладку «Эффект», в предложенном списке выбираем звуковой эффект. Обязательно убираем «галочку» в верхнем углу «Смена слайдов». Слайды с триггером должны сменяться при щелчке на фигуру «переход на следующий слайд», в данном случае это изображение солнца с надписью «Вперед!». Аналогичный порядок действий производим при добавлении эффекта анимации правильному варианту ответа, но добавляем эффект «изменение размера».

2. Игра «Найди 2 одинаковые матрешки» направлена на развитие зрительной памяти, а также закрепление навыка запоминания при анализе различных предметов.

Цель игры: найти двух одинаковых матрешек.

На слайде представлены изображения восьми матрешек. Необходимо навести курсор мыши на изображение верного ответа и нажать левую клавишу мыши. В случае верного ответа реализуется анимационный эффект «изменение размера», подкрепленный звуковым эффектом «аплодисменты». В случае неверного ответа реализуется эффект «исчезновение».

3. Игра с поиском скрытых предметов «Наблюдательный мышонок».

Цель игры: найти изображения 10 кусочков сыра, спрятанных на картинке.

На слайде представлено изображение кухни, где в беспорядке разбросаны куски сыра. Требуется навести курсор мыши на изображение сыра и нажать левую клавишу мыши. В случае верного ответа реализуется эффект «вылет за край листа» в сопровождении звукового эффекта «свист».

4. Игра «Найди отличия» направлена на развитие памяти, наблюдательности и внимательности.

Цель игры: найти отличия между картинками, расположенными в левой и правой части слайда.

Слайд разделен на две части, на которых представлены изображения новогодних елей. В правой части слайда необходимо найти отличия, навести на них курсор мыши и нажать левую клавишу мыши. В случае верного ответа реализуется анимационный эффект «вращение» в сопровождении звукового эффекта «колокольчики».

5. Игра «Что лишнее?» развивает у ребенка инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности , устную речь, возможность ее использования для выражения своих мыслей, любознательность.

Цель игры: найти лишний предмет.

Ребенку представлена серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. В случае верного ответа реализуется анимационный эффект «изменение размера» в сопровождении звукового эффекта «аплодисменты». В случае неверного ответа реализуется эффект «качание» в сопровождении звукового эффекта «ветер».

6. Игра «Аквариум» направлена на эффективное развитие способности к запоминанию и концентрации внимания.

Цель игры: в правой части слайда среди нескольких вариантов изображений морских обитателей необходимо найти изображение рыбки, идентичное изображению, расположенному в левой части слайда.

При верном ответе реализуется эффект «изменение размера» в сопровождении звукового эффекта «аплодисменты». В случае неверного ответа реализуется эффект «вылет за край листа» в сопровождении звукового эффекта «ветер».

7. Игра «Лабиринт» направлена на развитие зрительного восприятия, мышления, внимания.

Цель: найти дорожку, которая приведет ежика к букету цветов.

Определив верную дорожку, ребенку требуется нажать левой клавишей мыши на изображение порядкового номера этой дорожки. При верном ответе реализуется эффект «изменение размера» в сопровождении звукового эффекта «аплодисменты». В случае неверного ответа реализуется эффект «вылет за край листа» в сопровождении звукового эффекта «взрыв».

8. Игра «Найди закономерность» развивает способность устанавливать взаимосвязи между частями, умение соотносить свойства объектов.

Цель: продолжить логический ряд, выбрав из перечисленных вариантов верный ответ.

Выбрав подходящее по смыслу изображение, необходимо навести на него курсор мыши и нажать левую клавишу. При верном ответе реализуется эффект «перемещение» в сопровождении звукового эффекта «аплодисменты». При неверном выборе реализуется эффект «исчезновение» в сопровождении звукового эффекта «лазер».

9. Игра «Художник» закрепляет умение детей узнавать и называть цвета, получать новый цвет путем комбинирования основных цветов.

Цель: определить, какие цвета палитры красок необходимо смешать для получения изображенного на картинке цвета.

При верном ответе реализуется эффект «изменение размера» в сопровождении звукового эффекта «аплодисменты». При неверном выборе реализуется эффект «исчезновение» в сопровождении звукового эффекта «колокольчики».

В моей педагогической практике использование ИКТ направлено на развивающий компонент образовательного процесса, развитие познавательных способностей дошкольников. Одним из важных условий является соблюдение медико-педагогических требований к организации занятий: использование электронных презентации в образовательной деятельности не должно превышать 12-15 минут для детей 5-7 лет. Периоды и эпизоды компьютерных игровых упражнений должны быть не более 2-3 минут. Обязательно проведение зрительной гимнастики до и после использования компьютера в сочетании с двигательной активностью.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Доступна для использования игры в семейном воспитании.. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы используя игровые упражнения. Данное пособие состоит из 10 слайдов. Цель игры. Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Задачи. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Молодцы!!! ПОДГОТОВИЛА: КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 10

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель игры: Закреплять умение детей преобразовывать существительное в прилагательное на основе наглядности. Формировать представление об обобщающих понятиях «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».

Молодцы!!! ПОДГОТОВИЛА: Кузнецова Светлана Сергеевна МБДОУ №10

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для среднего дошкольного возраста «Кто где живёт? » по ознакомлению с природным миром. Эта простая на первый взгляд игра развивает мышление детей. Цель игры: учить детей различать диких и домашних животных, птиц. Задачи: Учить детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для среднего дошкольного возраста «Чей домик? » по ознакомлению с природным миром. Эта простая на первый взгляд игра развивает мышление детей. Цель игры: учить детей различать диких и домашних животных, птиц. Задачи: Учить детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.

Подготовила Кузнецова Светлана Сергеевна Воспитатель МБДОУ №10

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дидактическая игра «Чей домик?»

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для среднего дошкольного возраста «Чей домик?» по ознакомлению с природным миром. Эта простая на первый взгляд игра развивает мышление детей. Цель игры: учить детей различать диких и домашних животных, птиц. Задачи: Учить детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.

Молодцы!!! Подготовила Кузнецова Светлана Сергеевна Воспитатель МБДОУ №10

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дидактическая игра «Чья мама? Чей малыш?»

Дидактическая игра « Чья мама? Чей малыш?» Цель игры: Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Подготовила: Кузнецова Светлана Сергеевна Воспитатель МБДОУ №10

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Четвёртый лишний?» Дидактическая игра

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Доступна для использования игры в семейном воспитании.. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы используя игровые упражнения. Данное пособие состоит из 14 слайдов. Цель игры. Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Задачи. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Молодцы!!! ПОДГОТОВИЛА: КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ВОСПИТАТЕЛЬ мбдоу №10