В понедельник, 16 октября, имел место инцидент между Израилем и Сирией, имеющий, впрочем, прямое отношение к России. Речь идет об авиаударе, якобы нанесенном израильскими самолетами по позициям батареи С-200 сирийских ПВО - в ответ на обстрел этим комплексом израильских истребителей. Как со стороны сирийских, так и со стороны израильских официальных лиц уже сделаны обычные для такого рода инцидентов заявления. В обоих заявлениях можно выделить высказывания, которые, по существу совпадают:

В этот день 8:51 (время московское), самолеты израильских ВВС вторглись в воздушное пространство Сирии, были атакованы средствами ПВО Сирии (ЗРК С-200), после чего покинули воздушное пространство Сирии.

Далее между версиями произошедшего, выдвинутыми официальными представителями Израиля и Сирии , начинаются расхождения. Причем значительные.

Согласно коммюнике командования сирийской армии, «один из самолетов получил прямые попадания, что вынудило их уйти». И лишь по прошествии двух с половиной часов (в 11.38) последовал ответ Израиля, атаковавшего позиции сирийской армии несколькими ракетами, запущенными с территории Голанских высот. Некоторой позиции армии САР в пригороде Дамаска (что за позиция, где именно она расположена, не уточняется) был нанесен материальный ущерб. Существенно, однако, то, что в коммюнике и речи нет об атаке на батарею ПВО Сирийской арабской армии и напрочь отсутствуют какие-либо упоминания о ЗРК С-200.

В это же время, пресс-служба армии Израиля рисует совершенно иную картину «возмездия». РИА Новости приводит слова одного из ее руководителей - Йонатана Конкрикуса, утверждающего, что ВВС Израиля ответным ударом уничтожили «ключевые компоненты» батареи, развернутой по его словам, примерно в 50 километрах к востоку от Дамаска и представленной зенитно-ракетными комплексами советского производства С-200 - SA-5 в классификации НАТО. Как утверждает Конкрикус, «это та же батарея, что атаковала израильские самолеты несколько месяцев назад». Тогда, в марте, эта батарея выпустила по израильским самолетом ракету, уничтоженную, по его утверждению, израильским комплексом ПРО «Хец».

Самое забавное, что инцидент произошел буквально за несколько часов до визита в Израиль министра обороны РФ Сергея Шойгу. Как бы извиняясь, представитель пресс-службы израильской армии заверил, что Шойгу получит «исчерпывающий брифинг на эту тему». И понятно, почему. Ведь 25 августа 2017 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» во время круглого стола, посвященного обсуждению сирийского опыта, начальник штаба - заместитель командующего ВВС Главного командования Воздушно-космических сил (ВКС РФ) генерал-майор Сергей Мещеряков сообщил:

«В настоящее время на территории Сирии создана единая интегрированная система противовоздушной обороны . Обеспечено информационно-техническое сопряжение российских и сирийских средств разведки воздушного пространства. Вся информация о воздушной обстановке от сирийских радиолокационных станций поступает на пункты управления российской группировки войск».

В этой ситуации нельзя исключить того, что в состав боевого расчета ЗРК С-200, атаковавшего израильский самолет, вполне могли входить российские специалисты. Не с этим ли обстоятельством связано осторожное замечание Йонатана Конкрикуса, что в результате акта израильского «возмездия» уничтожена не батарея, как об этом поспешили сообщить многие СМИ, а всего лишь некие ее «ключевые компоненты» (какие именно, Конкрикус не уточняет). И не является ли замечание Конкрикуса, что «в будущем их, возможно, восстановят», подтверждением справедливости версии представителей командования САА?

Современная война - отнюдь не рыцарский поединок. Стороны - будь то США, Израиль или Россия не спешат признаваться в том, какие именно силы и средства были использованы в том или ином военном эпизоде. Если военнослужащий США, например, гибнет где-нибудь в провинции Хомс или Дейр-эз-Зор, сражаясь в рядах «Исламского государства » (ИГ, запрещена в РФ), то едва ли об истинных обстоятельствах его гибели сообщат родственникам. Но что-то сообщать рано или поздно приходится, причем не только родственникам. Особенно, если речь идет не об одном погибшем. И тогда, по прошествии двух-трех недель, в американских СМИ появляются сообщения о том, что такие-то «зеленые береты» или «морские котики» погибли - в результате несчастного случая - в ходе учений, проходивших на территории одного из североамериканских штатов...

Как это там у Стругацких: «Если данный гриф возник здесь, в Соловце, значит, какой-то гриф (не обязательно данный) исчез на Кавказе или где они там водятся... Обобщенный закон Ломоносова-Лавуазье...».

Инцидент с израильскими истребителями и сирийскими ЗРК С-200 активно обсуждался с полудня 16 октября до 20:00 того же дня. И на фоне этого обсуждения на сайте NEWSru.co.il в 19:20 появилось сообщение под заголовком «СМИ: истребитель F35 выведен из строя после столкновения с птицей». Вот его полный текст:

«Телеканал «Кан 11» сообщил, что один из новых истребителей F35 вышел из строя после столкновения с птицей во время учебного полета. По информации телеканала, ЧП произошло две недели назад. Пилоту удалось посадить самолет в штатном режиме. В результате инцидента не было пострадавших.

Тем не менее, как сообщил телеканал, F35 нуждается в ремонте, и неизвестно, сможет ли он «вернуться в строй», так как в результате столкновения пострадало стелс-покрытие, которое обеспечивало самолету «невидимость».

Пресс-служба ЦАХАЛа сообщила телеканалу, что в ходе инцидента не было угрозы для жизни пилотов. В настоящее время ЦАХАЛ ждет заключения экспертов из Lockheed Martin, компании являющейся производителем самолета, о характере повреждений и возможности их устранения»

На форуме «Глобальная Авантюра» это сообщение стало предметом бурного обсуждения. Подавляющее большинство его участников склонялось к мысли, что этот F-35 и есть один из тех израильских истребителей, которые утром 16 октября нарушили воздушное пространство Сирии. Что трудно отделаться от впечатления, что это именно тот самолет, о котором в коммюнике командования САА сказано: «один из самолетов получил прямые попадания, что вынудило их уйти» В пользу этого утверждения, по мнению участников форума, говорит и то, что обнародование факта «столкновения с птицей» удивительным образом совпало с инцидентом в воздушном пространстве Сирии. Какой смысл было скрывать этот факт, если он действительно имел место, если пилот не пострадал, в течение аж двух недель?

И как утверждение телеканала «Кан 11», что «в результате столкновения пострадало стелс-покрытие» соотносится с данными, приведенными фирмой «Lockheed Martin» в презентации анти-радарного покрытия F-35 ? Если верить этой презентации, то после столкновении с птицей на анти-радарном покрытии кабины пилота не должно быть ни единой царапины!


Подводя итоги обсуждения один из наиболее авторитетных участников форума сказал (лексика сохранена):

Мирные израильские истребители мирно вторглись в воздушное пространство соседнего независимого государства, чтобы мирно сфотографировать военные объекты с мирной разведывательной целью, откуда они неоднократно мирно обстреливали Сирию. Так?

Вот только прецедента не видно - они не так давно были столь же мирно отмудоханы средствами ПВО Сирии , или «Сирии», за столь же мирные шалости. Это уже больше похоже на систему - не лезьте, и не будете отмудоханы. С чего офигевать то? В таких случаях ищут новые способы и пути достижений своих целей, а не худеют молча. Могли и новый инструмент опробовать для этого.

Любопытно, что сирийцы не впервой отваживаются на такие действия. Не?

Как «мамой клянусь» по-израильски будет, известно всем, Как и по тымчуковски - «Втрат немае».

Теперь о летящем в Израиль министре обороны РФ . Если я только ничего не забыл о нравах нашей армии, то в Химках [в Хмеймиме] в это время даже мухи летали в парадной форме, и только по разрешенным коридорам, все лошади были пьяные и хлопцы запряжены. Поэтому ни о какой самодеятельности в виде «отважившихся» сирийцев и речи быть не может.

Пара-две мирных израильских истребителей в воздушном пространстве Ливана, залезшая ненароком в пространство Сирии в это время, демонстрировала мирные намерения? Предположить цели визита Шойгу на фоне официальных вполне можно - война к концу, на шашнях некоторых богомизгнанных пора крест поставить.

Опубликованы доклады американских военных, в которых говорится о том, что расположенные на территории Сирии российские комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) серьезно повредили два американских истребителя - F-22 и F-35. В результате энергетического воздействия на самолеты пилоты потеряли ориентацию и с огромным трудом вернулись на базу. После наземного исследования истребителей были выявлены серьезные нарушения в работе некоторых электронных компонентов, которые, по-видимому, придется менять.

О том, что в сирийском небе происходит «что-то в высшей степени подозрительное и непонятное», сообщает портал Avia.pro со ссылкой на американский журнал The National Interest. Уже давно, пишет журнал, израильские летчики периодически заявляют о том, что порой сталкиваются со сбоями сигнала GPS. «Москва , - говорится в недавней публикации, - пытается помешать как западным самолетам, в том числе и новейшим «невидимкам» F-22 и F-35, так и импровизированным террористическим беспилотникам совершать полеты с использованием системы глобального позиционирования».

Однако не все на Западе так считают. Еще одно американское издание - Breaking Defense - более скептически относится к возможностям российских комплексов РЭБ. Оно считает, что сбои в распространении сигнала GPS являются следствием каких-то побочных эффектов в российских комплексах, бороться с которыми у русских не получается. И эти эффекты способны навредить и российской авиации.

Однако история с выводом из строя аппаратуры двух американских истребителей, считающихся самыми совершенными, говорит об обратном. То есть воздействие было вполне осмысленным и целенаправленным.

«Это еще один признак того, что это не простой глюк, а какое-то электронное оружие, - заявляет The National Interest. - Русские вложили значительные средства в мощные спуфинговые системы, которые посылают ложные сигналы псевдо-GPS, в пятьсот раз более сильные, чем настоящие, уводя навигационные системы на много миль в сторону».

Необходимо сказать, что еще четыре года назад американцы не могли предположить такого развития событий. На российскую базу в Сирии был доставлен мобильный комплекс «Красуха-4». Который довольно долго не проявлял себя. Представлялось, что его возможности не столь велики и не соответствовали объявленным характеристикам, в частности, дальности действия в 300 км. Потому что «классическая» радиоэлектронная борьба предполагала «грубое воздействие» на источники сигналов противника. То есть подавление их при помощи высокоэнергетического воздействия - глушения. И всем было прекрасно известно, что мощность радиоэлектронного излучения уменьшается по мере удаления от излучающей антенны обратно пропорционально квадрату расстояния.

То есть предполагалось, что реальные воздействия «Красухи-4», способные дать желаемый эффект по подавлению радиоволн противника, возможны не намного дальше зоны действия зенитно-пушечного ракетного комплекса «Панцирь-С1», который тоже развернули на базе Хмеймим.

Однако прошло время, комплекс начали испытывать в реальной боевой обстановке, не только прерывая полет самопальных дронов террористов, но и отгоняя непрошенных гостей - самолеты США. В связи с чем глава командования по специальным операциям вооруженных сил США генерал Район Томас в 2018 году был вынужден заявить: «В Сирии мы столкнулись с самой агрессивной в мире системой радиоэлектронного подавления нашей воздушной техники. Русские испытывают нас каждый день, подавляют наши коммуникации, выводят из строя наши самолеты». Это было сказано сразу же после того, как в результате электронной атаки была выведена из строя американская летающая батарея - самолет АС-130, оснащенный несколькими пушками достаточно серьезного калибра.

Американцы к этому были не готовы. Более того, последние полвека вооруженные силы США еще ни разу не сталкивались не то чтобы с сильной РЭБ, но даже и хотя бы с какой-нибудь. И в Югославии, и в Ираке, дважды, и в Афганистане, и в других местах, где американский солдат чувствовал себя хозяином, ничего такого не было. Единственную угрозу для авианалетов представляли системы ПВО, которые быстро подавлялись.

Району Томасу вторят и другие высшие американские военачальники. Командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес говорит, что «российские подразделения РЭБ обладают заоблачными возможностями». Командующий ВВС США в Европе бригадный генерал Франк Горенк заявляет, что достижения России в области РЭБ сводит «на нет» все преимущества высокотехнологичного оружия, которым владеет НАТО. Поскольку новейшее электронное оружие русских полностью парализует функционирование американской электроники, установленной на самолетах, ракетах и кораблях.

О причине отставания США от России в этой области военной техники говорит бывший начальник РЭБ США Лори Бакхут: «Наша главная проблема в том, что мы не воевали в условиях подавления связи на протяжении нескольких десятилетий, поэтому понятия не имеем, как в такой ситуации действовать. У нас отсутствует тактика и алгоритм действий, мы совершенно не подготовлены к ведению боевых действий в условиях отсутствия связи. США не обладают столь обширными возможностями РЭБ, какими обладает Россия. У нас очень хорошая радиоразведка, и мы можем вести прослушку круглые сутки, но по выведению аппаратуры из строя - тут наши возможности и до одной десятой от аналогичных показателей Российской армии не дотягивают».

Если американские средства РЭБ родом из прошлого столетия, то российские конструкторы совершили технический прорыв. Они отказались от большого набора излучающих антенн и громадных мощностей для создания силовых помех. Силовой метод плох еще и своей неизбирательностью, то есть он подавляет работу оборудования не только противника, но и своих боевых комплексов, оказавшихся в зоне облучения.

Современные российские средства обнаружения и цифровой обработки позволяют получать точную копию сигналов противника. При этом в ответ посылается аналогичный сигнал, в котором, однако, изменены важнейшие параметры. Ложный сигнал в искаженном виде возвращается неприятелю. Такое противодействие получило название «неэнергетических помех».

Достижения России в области РЭБ опираются на множество проведенных в стране НИР и ОКР. Часть из них завершилась получением готовых изделий, принятых на вооружение. И эта часть очень значительна - полтора десятка комплексов, поступивших в армию в этом десятилетии: «Борисоглебск-2», «Алургит», «Ртуть-БМ», «Инфауна», «Красуха-4», «Москва-1», «Пародист», «Лорандит-М», «Леер-3», «Лесочек», «Магний-РЭБ», «Поле-21», «Хибины», «Витебск», «Рычаг-АБ».

Среди них комплексы локального действия, защищающие летательные аппараты, корабли, живую силу на ограниченной площади, нейтрализующие взрыватели боеприпасов.

А есть мощные системы с обширной зоной ответственности. Именно к ним относятся «Красуха-4» и работающая с ней в паре «Москва-1». «Москва-1» относится к комплексам радиотехнической разведки, собирая подробную информацию о наземных и воздушных источниках электромагнитного излучения противника в радиусе 400 км. Полученная информация передается на комплекс «Красуха-4», процессор которого под управлением программного обеспечения создает необходимые импульсные отклики на сигналы противника. В результате либо подавляются сигналы, либо выводится из строя аппаратура их генерирующая или принимающая.

Оборудование РЭБ - это одна из наиболее засекреченных сфер военной техники. Так что частично раскрытые их характеристики вряд ли отражают реальность. Судя по инцидентам с американскими истребителями, дальность действия «Красухи-4» должна превышать 300 км. Собственно, и состав оборудования РЭБ, направленного в Сирию, по сути, засекречен. Сообщалось лишь о «Красухе-4» и «Рычаге-АБ», который установлен на вертолетах. Однако понятно, что на «сирийском полигоне», где проходило и проходит испытание практически все российское новое и перспективное вооружение, никак не могло обойтись без боевой обкатки комплексов РЭБ. И, может быть, там побывал даже сверхсекретный комплекс «Самарканд», у которого не раскрывается даже назначение.

Военное обозрение: Дивизион военной авиации: Россия создает воздушный кулак против НАТО

Военные новости: Индонезия разочаровалась в истребителе Су-35

Похоже, что израильская «демонстрация силы» министру обороны России Сергею Шойгу превратилась в полный провал.

В понедельник, 16 октября, истребители ВВС Израиля уничтожили батарею ПВО вооруженных сил Сирии в 50 км от Дамаска, заявив, что таким образом ответили на обстрел своих самолетов, выполнявших задание на территории Ливана. Инцидент произошел за несколько часов до визита Министра обороны России Сергея Шойгу в Тель-Авив.

Израильская газета «Гаарец» сообщила об инциденте, написав что самолёты сбросили на батарею четыре бомбы, после попадания которых батарея больше не работала. Сирийские военные подтвердили израильские удары и заявили, что они причинили «материальный ущерб».

Тем не менее, интересно отметить, что, согласно заявлению Министерства обороны Сирии, израильские военные самолеты нарушили воздушное пространство Сирии на границе с Ливаном в районе Баальбек. Инцидент произошел в 8:51 по местному времени. Разве израильские ВВС не намеренно спровоцировали реакцию сирийских военных, чтобы оправдать удар на сирийской батарее ПВО? Это ведь было не в первый раз!

И как сразу заметили многие израильские военные эксперты – инцидент был прямо связан по времени с визитом министра обороны России в Тель-Авив, что было “отличной демонстрацией силы российско-иранско-сирийскому альянсу”.

Однако с демонстрацией что-то явно пошло не так. Согласно имеющейся информации Сирийские силы обороны для атаки израильского военного самолета использовали самую современную из имеющихся у них в распоряжении систему ПВО – ракету С-200, разработанную СССР в далеком 1964-м году . И тем не менее, согласно заверениям сирийские военных этот советский реликт попал в прославленный и неуязвимый Lockheed Martin F-35 Lightning II .

Несмотря на то, что сирийское министерство обороны заявило о том, что сирийские военные «попали в один из самолетов, заставив [израильские самолеты] отступать» – Израиль эту информацию категорически опроверг:

Однако и тем не менее как-то удивительно так совпало, что всего через несколько часов после инцидента в небе над Сирией израильские СМИ сообщили, что невидимый и неуязвимый истребитель F-35 ВВС Израиля в ходе учебного полета столкнулся в птицами и стал непригоден к полетам. Times of Israel:

Военные заявляют, что во вторник, во время тренировочного полета F-35 столкнулся в двумя аистами и теперь требует незамедлительного ремонта.

Птицы попали в F-35 незадолго до того, как он вернулся на авиабазу Неватим в центральной пустыне Негев. Однако израильские военные источники отказались показать фотографию своего F-35 после «столкновения с птицами».

Кроме того, неясно, может ли F-35 снова начать функционировать «в ближайшие несколько дней», как утверждает заявление израильской армии, поскольку его стелс-покрытие, вероятно, сильно повреждено.

Таким образом, согласно израильской версии, боевой самолет, как сообщается, больше не функционировал после столкновения с птицами, несмотря на то, что F-35 на испытаниях в США отлично прошел все тесты на столкновение с птицами (). Так что же поразило F-35?

К слову, F-35 – самый дорогой в мире боевой самолет, цена которого сейчас составляет около 406,5 миллионов долларов. Израиль его активно покупает, но почему-то по цене 100 миллионов долларов за каждый самолет.

Серьёзно повреждены два наиболее модерновых американских самолёта пятого поколения – F-35 и F-22. Судя по всему, “невидимок” фактически “сбила” даже не самая последняя российская установка.

В Сирии есть русские войска. Не секрет. И есть русские военные базы. Тоже не секрет. В том числе и две основные – военно-воздушная Хмеймим и военно-морская в порту Тартус. Абсолютно не секрет.

Но за их секретами охотятся американцы. Что тоже не секрет – летают вдоль берегов Сирии и снимают доступную их приборам информацию. А чтобы влезть не просто в информацию, а в информацию секретную, боевики террористических организаций, подконтрольные США , время от времени запускают в сторону базы Хмеймим беспилотные аппараты с взрывчаткой. На что русские средства ПВО, естественно, начинают реагировать. А американцы, соответственно, снимать данные о режимах, которые используются русскими РЛС при реальной обороне объекта. Это важно, например, для того, чтобы настраивать затем свои средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на подавление такого “боевого” излучения при будущих нападениях на объект.

На деле, конечно, всё сложнее, но для понимания общей схемы достаточно.

Две “невидимки” – увы и ах!

И вот, похоже, русские решили немножко ответить на эти “невинные” выпады потенциального “партнёра”. Понаблюдав за очередным барражированием возле Хмеймима и Тартуса самолёта радиоэлектронной разведки ВВС США RC-135W с авиабазы Суда-Бэй на острове Крит, а затем патрульного противолодочного P-8A “Посейдон”, они приготовили ответку. И дождавшись появления в регионе двух самых современных, самых невидимых и самых дорогих американских истребителей – F-35 и F-22, – просто выжгли (так и утверждается!) их радиоэлектронные системы. Во всяком случае, как сообщают сами американцы, радиоэлектронное оборудование этих самолётов пришло в полную негодность, попав под внешнее электромагнитное воздействие.

Но – увы и ах! – претензий предъявить некому, да и невозможно. Это же невидимые самолёты! Русские с их отсталой электроникой их просто не заметили! Так, баловались со своей самой мощной в мире системой РЭБ “Красуха С-4”, что стоит в оборонительном периметре их базы, и случайно повредили сразу две американских гордости.

Случайно такое не бывает? Не надо грязи! Если бы не случайно, то русские их вовсе посадили бы у себя на базе. Как посадили однажды крылатую ракету “Томагавк” и тоже суперсовременную новейшую “умную” ракету AGM-158 JASSM. А потом подло и злобно изучали их в своих военных НИИ . И издевались над американцами, сообщая, что информация, полученная при изучении американских крылатых ракет “Томагавк”, уже используется при создании новых комплексов радиоэлектронной борьбы.

“Зная все эти параметры, мы сможем ещё более эффективно блокировать эти крылатые ракеты на всех этапах их боевого применения”, – плотоядно объявил тогда советник первого заместителя гендиректора концерна Радиоэлектронные технологии (КРЭТ) Владимир Михеев.

Дескать, когда эта ракета “в руках”, есть возможность определить, “какие она имеет каналы связи, передачи информации и управления, навигации и локации”. Ну и “оценить степень защищённости этих каналов”.

Похоже, изучили. И оценили. А заодно просветили (не в смысле общего образования) израильские F-22 и F-35, которые применялись при налётах на Сирию . Они, конечно, не полностью идентичны американским в смысле частот и шифров, но, видать, русским операторам РЭБ хватило и этого. Ведь у них в распоряжении, в том числе (а то и в первую очередь) по мнению американских военных специалистов, находятся самые лучшие в мире системы РЭБ.

Хотя нет! Они просто никого не видели. Невидимки же летали!

Опять евреи виноваты

Кстати, в некотором смысле американцам подгадили в данном случае именно израильтяне. Средства РЭБ в Хмеймиме стояли и ранее, но суперсовременные комплексы завезли и связали там в систему после инцидента с русским самолётом-разведчиком Ил-20 17 сентября 2018 года. Тогда он был сбит сирийским ЗРК С-200 при заходе на посадку потому, что им прикрылись от ракеты израильские истребители F-16, как раз атаковавшие объекты в Сирии.

Именно после этого в интервью изданию “Армейский стандарт” тот же Владимир Михеев пояснил культурно: “Что в Сирии присутствуют российские системы и средства радиоэлектронной борьбы – это никакой не секрет. Например, это системы подавления навигации, которые борются с GPS. Они заняты борьбой с беспилотниками. Кроме того, там уже длительное время работают системы борьбы с различными радиолокационными средствами разведки и наведения высокоточного оружия . Это станции “Красуха С-4”, которые противодействуют различным средствам разведки и наведения высокоточного оружия. Теперь эта группировка будет усилена. И так, как бывало раньше, безнаказанно летать и что-то бомбить уже не выйдет. Очень скоро наши “друзья”, тот же Израиль, в этом убедятся. Особенно когда у них в определённых районах перестанут работать радиолокационные системы, откажут системы связи и управления, навигации, локации, передачи данных”.

Как видим, то “отеческое” предупреждение воплощается в практику воспитательной работы среди нарушителей воздушного пространства Сирии.

Кстати, это сегодня касается и Турции . Которая всё грозится кого-то там бомбить и кого-то там сбивать в Идлибе. Но так и не решается…

Лучшие в мире

Строго говоря, о русских системах РЭБ известно очень мало чего конкретного. Очень жёстко всё засекречено. Так что могла ли, например, та же “Красуха” “выжечь” американские самолётные “мозги” судить однозначно сложно. Но во всяком случае один из самых профессиональных военных экспертов России Виктор Литовкин считает, что да, могла. Особенно на фоне того факта, что наши средства РЭБ , по его мнению, “лучшие в мире, это однозначно”.

Конкретно же, отметил он в разговоре с Царьградом, мощности “Красухи С-4” вполне достаточно, чтобы вывести из строя электронику на F-22 и F-35. “Хотя, конечно, всё зависит от расстояния, но если американские самолёты были в соответствующей зоне действия системы, то она очень даже могла расщёлкать их электронную начинку как семечки, – заявил он. – Вспомним, как другая наша система РЭБ – “Хибины” – расправилась с американским эсминцем “Дональд Кук” в Чёрном море . Так что ситуация с “Красухой” в Сирии выглядит абсолютно логичной и естественной”.

Правда, слово “выжгла” эксперт считает чисто образным. Но вызвать фатальные нарушения в работе электронных систем – вполне. “Красуха С-4” действительно может эффективно подавлять сигнал всех нынешних радиолокационных станций и глушить каналы управления, а также накрывать системы локации противника на расстоянии более 200 километров. Как результат, пилот подвергаемого РЭБ-воздействию самолёта вынужден работать вслепую. А каково это в современном самолёте, буквально напичканном электронными системами навигации, боевого управления, наведения?

Частично эти слова подтверждают и американцы. Как сообщается, в результате воздействия на самолёты их пилоты действительно потеряли ориентацию и вернулись на базу с огромным трудом. И после наземного исследования, которое выявило серьёзные нарушения в работе некоторых блоков, последние будут заменять.

Это ещё один признак того, что это не простой глюк, а какое-то электронное оружие, – это уже пишет известное издание The National Interest. – Русские вложили значительные средства в мощные спуфинговые системы, которые посылают ложные сигналы псевдо-GPS, в пятьсот раз более сильные, чем настоящие, уводя навигационные системы на много миль в сторону.

И это верно: любой автоводитель в Москве знает, как чудит навигатор в его машине, когда проезжаешь возле Кремля или, скажем, мимо комплекса Москва-Сити . И только естественно, что нечто подобное, но явно более мощное и совершенное работает возле важных военных объектов.

“Красуха” и другие

Почему сегодня речь зашла именно о “Красухе С-4”? Это понятно: все читали сообщения, что именно этот комплекс РЭБ был в своё время доставлен на российскую базу в Сирии. Но этот комплекс работает в Сирии не один.

Во-первых, он работает в паре с комплексом радиотехнической разведки “Москва-1”. Тот собирает данные о всех наземных и воздушных источниках электромагнитного излучения противника в радиусе 400 км. Эта информация передаётся на “Красуху”, которая уже и производит необходимое действие – подавление сигнала либо то самое пресловутое “выжигание” соответствующей аппаратуры цели.

Но – во-вторых – после той подлой подставы со стороны израильтян, в результате которой погибли сразу 15 русских высококлассных офицеров-специалистов, в Хмеймим было завезено ещё кое-что из новейшего оборудования. В частности, были сообщения о постановке на дежурство автоматизированной станции помех Р-330Ж “Житель”. Она заточена на подавление станций спутниковой и сотовой связи, а также систем спутниковой навигации. И именно про эти помехи в Сирии уже не раз жалостливо сообщали американские военные. Судя по этому, “Житель” действительно стоит и работает в Хмеймиме.

Сообщалось и о переправке в Сирию мобильных комплексов подавления бортовых радиоэлектронных систем любых летательных аппаратов “Дивноморье”. Эта система создаёт нечто вроде купола, закрывающего обороняемые объекты даже от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения типа Е-3 AWACS и других, а также спутников.

А раз поставлены такие комплексы, то можно законно предполагать, что в Хмеймиме работает и испытывается в боевых условиях новейшая система радиоподавления “Поле-21”. Она предназначена для защиты объектов от крылатых ракет, управляемых бомб и беспилотников, подавляя сигналы для их навигации и наведения на цель от систем GPS, ГЛОНАСС, Galileo и Beidou. Иначе говоря, от всех имеющихся. И главное, что она настолько компактна, что вполне может быть “посажена” на вышку сотовой связи. Ищи её там среди аппаратуры!

Наконец, говорилось и о переброске в Хмеймим вертолётов Ми-8 с комплексами активных помех “Рычаг-АВ”.

Так что и по этому поводу американцы не зря вибрируют: в случае крайнего обострения их “миролюбия” связи, разведки и целеуказания через космос они лишаются мгновенно и полностью. И случай в Сирии – лёгенькое такое, ненавязчивое напоминание США об их истинном месте в нынешнем реальном мире истинно современных вооружений.

Похоже, что израильская «демонстрация силы» министру обороны России Сергею Шойгу превратилась в полный провал.

В понедельник, 16 октября, истребители ВВС Израиля уничтожили батарею ПВО вооруженных сил Сирии в 50 км от Дамаска, заявив, что таким образом ответили на обстрел своих самолетов, выполнявших задание на территории Ливана. Инцидент произошел за несколько часов до визита Министра обороны России Сергея Шойгу в Тель-Авив.

Израильская газета «Гаарец» сообщила об инциденте, написав что самолёты сбросили на батарею четыре бомбы, после попадания которых батарея больше не работала. Сирийские военные подтвердили израильские удары и заявили, что они причинили «материальный ущерб».

Тем не менее, интересно отметить, что, согласно заявлению Министерства обороны Сирии, израильские военные самолеты нарушили воздушное пространство Сирии на границе с Ливаном в районе Баальбек. Инцидент произошел в 8:51 по местному времени. Разве израильские ВВС не намеренно спровоцировали реакцию сирийских военных, чтобы оправдать удар на сирийской батарее ПВО? Это ведь было не в первый раз!

И как сразу заметили многие израильские военные эксперты – инцидент был прямо связан по времени с визитом министра обороны России в Тель-Авив, что было “отличной демонстрацией силы российско-иранско-сирийскому альянсу”.

Однако с демонстрацией что-то явно пошло не так. Согласно имеющейся информации Сирийские силы обороны для атаки израильского военного самолета использовали самую современную из имеющихся у них в распоряжении систему ПВО – ракету С-200, разработанную СССР в далеком 1964-м году. И тем не менее, согласно заверениям сирийские военных этот советский реликт попал в прославленный и неуязвимый Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Несмотря на то, что сирийское министерство обороны заявило о том, что сирийские военные «попали в один из самолетов, заставив [израильские самолеты] отступать» – Израиль эту информацию категорически опроверг:

Однако и тем не менее как-то удивительно так совпало, что всего через несколько часов после инцидента в небе над Сирией израильские СМИ сообщили, что невидимый и неуязвимый истребитель F-35 ВВС Израиля в ходе учебного полета столкнулся в птицами и стал непригоден к полетам. Times of Israel:

Военные заявляют, что во вторник, во время тренировочного полета F-35 столкнулся в двумя аистами и теперь требует незамедлительного ремонта.

Птицы попали в F-35 незадолго до того, как он вернулся на авиабазу Неватим в центральной пустыне Негев. Однако израильские военные источники отказались показать фотографию своего F-35 после «столкновения с птицами».

Кроме того, неясно, может ли F-35 снова начать функционировать «в ближайшие несколько дней», как утверждает заявление израильской армии, поскольку его стелс-покрытие, вероятно, сильно повреждено.

Таким образом, согласно израильской версии, боевой самолет, как сообщается, больше не функционировал после столкновения с птицами, несмотря на то, что F-35 на испытаниях в США отлично прошел все тесты на столкновение с птицами (официальная информация здесь). Так что же поразило F-35?

К слову, F-35 – самый дорогой в мире боевой самолет, цена которого сейчас составляет около 406,5 миллионов долларов. Израиль его активно покупает, но почему-то по цене 100 миллионов долларов за каждый самолет.