Концентрация внимания - это умение человека сосредоточиться на конкретном занятии, а также сохранять определенную информацию в резервах кратковременной памяти. Если данное свойство имеет определенные нарушения, то человек становится рассеянным и несобранным.

Каким бывает внимание

Внимание - это одна из важнейших характеристик умственной деятельности человека. По своей природе оно может иметь следующие разновидности:

  • произвольное - это сознательная и целенаправленная концентрация внимания на каком-либо объекте или действии, которые связаны с интересом, профессиональной деятельностью, обучением или прочей необходимостью;
  • непроизвольное - возникает неосознанно, в связи с каким-либо нестандартным событием или попаданием в новую среду;
  • постпроизвольное - возникает автоматически в том случае, когда концентрация на каком-либо объекте происходит с регулярной периодичностью (работа, учеба и прочее).

Говоря о видах концентрации внимания, можно сказать, что они полностью дублируют классификацию, которая приведена выше.

Нарушение концентрации внимания

Далеко не всегда человеку удается сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, даже если это представляет собой объективную необходимость. Это, безусловно, можно считать нарушением. Снижение концентрации внимания приводит к рассеянности, которая бывает нескольких видов:

  • Истинная - внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не задерживаясь при этом на долгое время (случай, когда это состояние вызвано нервным или физическим истощением, а также сильным стрессом, называют прострацией).
  • Мнимая - возникает в результате сосредоточения на каких-то личных мыслях, в результате чего концентрация на внешних объектах не представляется возможной
  • Ученическая - быстрая переключаемость с одного процесса на другой (наиболее характерна для школьников и студентов, откуда и произошло ее название).
  • Старческая - медленная переключаемость (вызвана нарушениями умственных процессов, связанными с возрастом).
  • Мотивационно-обусловленная - речь идет о сознательном отключении внимания от того или иного объекта или процесса, который вызывает неприятные или нежелательные ассоциации.
  • Избирательная - со временем привычные вещи перестают обращать на себя внимание человека (речь может идти о процессах в организме или же бытовых явлениях).

Как развить концентрацию внимания

Наблюдая за процессом взросления ребенка, можно сделать вывод, что концентрация внимания становится все более сильной с возрастом. На основании многолетних исследований и были составлены нормативы, которые определяют продолжительность школьных уроков, а позже и университетских пар. Тем не менее даже по достижении определенного возраста некоторым индивидам бывает достаточно сложно длительное время сосредотачиваться и удерживать внимание на одном и том же объекте или же занятии. В данном случае развитие концентрации внимания потребует некоторых усилий как со стороны педагогов (если речь идет о ребенке), так и со стороны самого субъекта (если речь идет о взрослом человеке).

Улучшение способностей к концентрации достигается посредством непрерывных и усердных тренировок. Концентрация внимания у детей чаще всего вырабатывается сама собой. Даже те дети, которым поначалу достаточно трудно привыкнуть к длительным и однообразным занятиям, со временем привыкают к этому. Учебный процесс направлен на то, чтобы, завершив образование, человек был готов к трудовой деятельности не только с точки зрения фундаментальных знаний, но также и с точки зрения самодисциплины. Если же с возрастом человек не приобретает подобных способностей, ему необходимо прибегать к тренировкам посредством специальных упражнений.

Как улучшить концентрацию внимания

Высокая концентрация внимания достигается не только усердными тренировками, но также и созданием комфортных условий. Дело в том, что любая мелочь (посторонний шум, телефонный звонок и прочее) может вывести человека из сосредоточенного состояния, после чего вернуться к прежнему режиму работы будет не так уж и просто. Таким образом, желая сконцентрироваться на работе, прибегните к следующим практическим советам:

  • Держите при себе блокнот или листок бумаги, на котором будет написано ваше текущее действие. Каждый раз когда вы на что-то отвлечетесь, данная подсказка поможет вам вернуться в нужное русло.
  • Выбирайте для работы тихое место, чтобы для вас были недосягаемы посторонние шумы. Если вы работаете дома или же в многолюдном офисе, то нет ничего зазорного в том, чтобы использовать беруши.
  • На вашем столе должны быть только самые необходимые для работы предметы. Уберите все, что может вас отвлекать - сувениры, фотографии и так далее.
  • Залог эффективной работы - это ощущение комфорта и хорошее самочувствие. Ваше рабочее место должно быть оборудовано комфортной мебелью, а также находиться в хорошо освещенном и проветриваемом помещении с комфортной температурой. Также не забудьте о том, что организм постоянно нуждается в подпитке едой и жидкостью.
  • Всегда составляйте перечень заданий, которые вам необходимо выполнить. При этом важно ни на что не отвлекаться, а главное - не откладывать начатое на потом.

Концентрация внимания - упражнения

Иногда в ходе своей профессиональной, творческой или бытовой деятельности люди обнаруживают в себе рассеянность и неусидчивость. В данном случае возникает необходимость в выработке и тренировке такого свойства, как концентрация внимания. Упражнения, предлагаемые психологами, позволяют выработать необходимые качества:

  • Для первого упражнения вам понадобится карандаш и лист бумаги. Начинайте вести линию, стараясь сконцентрировать на ней все свое внимание. Когда вы поймете, что отвлеклись, рисуйте зигзаг. У вас получится рисунок, чем-то напоминающий кардиограмму, который поможет вам оценить, насколько вы рассеяны.
  • Если вам предстоит долго ехать в автобусе или вы стоите в очереди, проведите время с пользой. Выберите для себя какой-то объект (плакат, окно, дверь и так далее), выставьте на таймере определенное время (для начала достаточно будет пары минут) и старайтесь смотреть и думать о нем ровно до тех пор, пока не раздастся сигнал будильника. Каждый раз, когда вам удастся выполнить данное задание, ни на секунду не отвлекаясь, увеличивайте временной промежуток.
  • Часто бывает, что, читая книгу (даже очень интересную), мы отвлекаемся на посторонние мысли и размышления. Поэтому всегда держите при себе карандаш. Заметив, что вы думаете о чем-то другом, кроме сюжета, ставьте на полях пометку напротив того места, на котором вы закончили осознанное чтение. Кроме того, закончив страницу, мысленно повторите ее содержание.

Тесты на определение концентрации внимания

Концентрация и устойчивость внимания - это важные характеристики не только для профессиональной деятельности, но также и для других сфер жизни человека. Для того чтобы оценить данные характеристики, психологи разработали специальные тесты, которые используют при собеседовании в крупных фирмах. Также их можно пройти самостоятельно, чтобы определить свою степень концентрации:

  • Тест Мюнстерберга позволяет определить уровень внимательности. Испытуемому выдается лист бумаги, на котором без пробелов напечатано множество букв, среди которых есть как хаотичные комбинации, так и конгурэнтные слова (23). За две минуты человек должен найти их все и подчеркнуть карандашом, после чего полученный результат сравнивается с правильным ответом.
  • Тест Шулье представляет собой таблицы размером 5*5, в ячейках которых в хаотичном порядке расставлены цифры значениями от 1 до 25. Испытуемый должен в как можно более короткий срок указать последовательно на каждую из них. При этом, запрещается делать какие бы то ни было пометки. Результаты оцениваются исходя из времени, затраченного на выполнение задания.
  • Тест "10 слов" предполагает, что испытуемому зачитывается определенная последовательность слов. Они не связаны между собой ни по смыслу, ни грамматически. Далее индивиду будет предложено воспроизвести данные слова. Последовательность их при этом не имеет особого значения.

Тренировка внимания

Тренировка концентрации внимания - это объективная необходимость для тех, кто хочет работать эффективно, не отвлекаясь на посторонние занятия. Для этого отлично подойдут указанные ниже приемы, которые можно применять в перерывах между выполнением своих трудовых обязанностей:

  • Научитесь расслабляться. Для этого выставьте таймер на 5 минут и займите удобное положение (сидя или лежа). В течение этого времени ваше тело не должно произвести ни одного движения (даже непроизвольного). Если данный опыт вам удался, то постепенно увеличивайте период такого полезного отдыха.
  • Сядьте прямо и вытяните руку в сторону. Поверните голову и смотрите на пальцы в течение минуты. При этом у вас в голове не должно быть абсолютно никаких посторонних мыслей.
  • Наполните водой стакан практически до краев. Вытяните руку с сосудом вперед и сконцентрируйте на нем свое внимание. Ваша задача - не расплескать воду в течение минуты.

Приведенная методика тренировок позволяет не только улучшить концентрацию внимания, но также и привести в равновесие нервную систему.

Зарядка для мозга

Высокая концентрация внимания - это результат активной работы мозга. Подобно тому, как тело нуждается в утренней зарядке, такой же потребностью обладает и человеческий ум. Собираясь утром на работу, или же находясь в транспорте, проделайте следующий комплекс упражнений:

  • Считайте от одного до 100 и обратно (со временем задачу можно будет усложнить, проговаривая, например, только четные числа, или те, которые являются делимыми на три).
  • Выберите наугад любую букву из алфавита и вспоминайте все слова, которые с нее начинаются (если вы владеете иностранным языком, то можно воспользоваться этим, выполняя задание, а также можно ввести ограничения по частям речи).
  • Не задумываясь, назовите 20 имен (далее усложните задание, выбирая только мужские или женские).
  • Выберите любую букву алфавита, на которую вам нужно будет назвать мужское и женское имя, населенный пункт, животное, птицу и продукт (это не просто хорошая гимнастика для ума, но также и отличная идея для того, чтобы с пользой скоротать время с ребенком).

Учтите, что все приведенные упражнения нужно выполнять максимально быстро, не задумываясь слишком надолго.

Физиологические аспекты

Концентрация внимания не всегда бывает связана с умственными способностями человека и его психологическими особенностями. Немаловажную роль в этом вопросе играет и физиологическая составляющая. Именно поэтому улучшение концентрации внимания неразрывно связано с нормализацией образа жизни и режима дня:

  • Возьмите за правило получать полноценный сон. Если вы поздно засыпаете и рано встаете, то вряд ли вы сможете на 100% выкладываться в своей умственной или творческой деятельности. Пусть 8-часовой отдых станет вашим незыблемым правилом.
  • Уделите внимание своему рациону. Старайтесь включать в него сложные углеводы, которые медленно перерабатываются, постоянно подпитывая организм в целом и мозг в частности. Также перед началом трудового дня обязательно выпейте чашку кофе или съешьте немного черного шоколада.
  • Выделите время для занятий, которые доставляют вам удовольствие. Это может быть прогулка, шопинг, хобби, фитнес, просмотр фильмов, прослушивание музыки и многое другое. Положительные эмоции способствуют выработке гормона дофамина, который благотворно сказывается на внимании.
  • Если ни один из перечисленных способов не оказал должного влияния на процесс концентрации внимания, то необходимо обратиться за консультацией к врачу, который порекомендует вам специальные препараты.

Развитие концентрации внимания возможно не только посредством специальных упражнений или методик, но также и путем постоянного самоконтроля. Так, отучите себя грызть ногти, стучать по столу, активно жестикулировать или же болтать ногами во время сидения.

Важный шаг на пути к высокой концентрации - это обретение эмоционального равновесия. Постарайтесь оградить себя от негатива и стрессов, а также побольше отдыхайте. Возьмите за правило слушать спокойную инструментальную музыку. Также окружите себя предметами тех цветов, которые благотворно влияют на нервную систему и эмоциональное состояние (например, зеленый и голубой). Также постарайтесь не смотреть телепередачи, которые несут в себе негативную окраску.

Для качественной умственной работы необходимо развивать оба полушария мозга. Для этого очень полезно периодически менять руки при выполнении каких-либо обыденных задач. Так, взяв зубную щетку или ложку в левую руку (а для левшей - в правую), вы вызовете активность тех участков мозга, которые ранее не были задействованы.

06.11.2012 gost.vvv

Важной особенностью человеческой психики является сосредоточенность внимания , позволяющая на каком-то одном предмете, явлении.

Под термином «сосредоточенность внимания» понимается выделение сознанием конкретного объекта и направление на него всей полноты внимания.

Роль концентрированного внимания в нашей жизни может быть различна и, восприниматься может также по-разному. Оно, безусловно, необходимо для полного, глубокого исследования какого-либо объекта.

В то же время, чрезмерная на единичном фрагменте окружающего мира приводит к резкому сужению общего диапазона внимания. А создает трудности в восприятии остальных важных объектов.

Поэтому здесь должно быть . Сосредотачивать внимание нужно только при необходимости, а не постоянно.

Но сегодня для достижения успеха во многих видах деятельности сосредоточенность внимания и его устойчивость жизненно необходимы. Они характеризуют длительность, глубину, интенсивность нашей психической деятельности.

Именно сосредоточенность внимания отличает людей, страстно увлеченных каким-либо делом, умеющих при необходимости ради основного отключиться от разнообразных побочных раздражителей.

Но даже при очень сверхустойчивом и сосредоточенном внимании всегда присутствуют непроизвольные кратковременные изменения степени его напряженности, интенсивности. Это колебания внимания.

Существуют ли способы развития концентрации внимания? Например, можно ли заставить себя внимательно прочитать очень сложный или скучный текст? Это можно сделать, если читать его по несколько раз, ставя перед собой конкретные задачи.

Первый раз читаем для общего ознакомления. Второй раз – для усвоения общей логики сюжета, материала. Третий раз – для выделения тезиса (главной мысли). Иными словами, нужно учиться смотреть на привычные, знакомые явления с иной точки зрения.

Особенно важна . Она позволяет правильно уяснить позицию партнеров по бизнесу, конкурентов, желания потребителей, рыночные тенденции.

Предпринимателю сосредоточенность внимания нужна во всем, начиная от организации бизнеса, его управления, составления, оформления ежедневных документов и заканчивая ведением деловых переговоров, заключением контактов, соглашений.

Комментарии (1)

    Переключение внимания всегда зависит от двух параметров:
    1) Новизна ситуации
    2) Важность ситуации для человека.
    Чем выше соотношение этих двух параметров тем более вероятно, что внимание человека переключиться именно на данный объект.

    есть еще, так называемый, ориентировочный рефлекс, открытый еще Павловым для собак. Но он применим и ко всем высшим животным:
    Вы идете по улице, явственно слышите какой-то звук или оклик и непременно поворачиваете голову в сторону шума — это естественная реакция, которая появилась еще в древнее время, когда требовалась быстрота реакции при встрече с затаившимся хищником.

    Насчет сосредоточения внимания.
    Не простое это дело. Тут нужна воля. И интерес. Чем интересне дело для человека, тем выше вероятность, что он сможет на нем сконцентрироваться. Чем данное дело менее интересует его — тем вероятнее, что новизна и важность заставят обратить внимания на что-то другое.
    Воля нужна именно для того, чтобы вернуть внимание к изучаемому предмету, даже если он не важен и не интересен.
    Но дано это не каждому. Но волю можно треннировать.

    Но есть еще и физические проблемы с вниманием. есть такое заболевание СДВ — синдром дефицита внимания. Связано оно с пониженным содержанием нейромедиатора Дофамин, а если быть точным с плохой его транспортировкой в мозгу.
    Это порждает такие симптомы, как заторможенность, излишняя задумчивость, бедность мимики, неспособность учиться на своих ошибках и прочие не столь приятные вещи.
    Удивительно другое. Если тот же самый человек, займется ИНТЕРЕСНЫМ для него делом, то этот симптом улетучивается без следа, поскольку мотивация сильно повышает уровень Дофамина и человек как бы живет естественной жизнью. Какое-то время, пока он занимается этим делом.
    Но стоит ему вернутся к прежнему неинтересному для себя занятию и возвращаются апатия, депрессия и серость.

    В чем именно выраженность людей больным СДВ? Болезнь ли это и есть ли среди нас такие люди?
    Ответы будут такие:
    1) Да, среди нас они есть
    2) Они скорее всего не подозревают о своем недуге
    3) Отличить СДВ от симулянта не так просто, поэтому врачи не любят этот диагноз, слишком уж он скользкий.

    Но, чтобы понять есть дефицит внимания у человека или нет, достаточно самостотельно провести такой эксперимент:
    Нужно чтобы НЕЗНАКОМАЯ информация шла в ДВА канала восприятия.
    Незнакомая — чтобы человек не построил прогноз на основе прошлого опыта
    2 канала — потому что больные СДВ могут воспринимать информацию только по одному каналу внимания.
    То есть, включаете телевизор с важными новостями и просите подругу или друга параллельно, рассказать что-то важное из сегодняшего дня.

    И потом, пытаетесь воспроизвести информацию по новостям и информацию от подруги.
    Если у вас есть дефицит внимания — вам это не удастся, причем вы это поймете уже через пару минут эксперимента. Если все в порядке, то вы справитесь с этой задачей:)

    И в заключение: Внимание — это важный механизм, сопряженный с сознанием человека. Он предназначен выделять самое важное и значимое на текущий момент.
    Если вы любите свою работу, значит внимание будет вам помогать в ней, а если рябота для вас тягостна, внимание будет играть против вас — всегда отвлекая от дел важных для вашей организации.

Реагируя на сообщение говорящего, вы пользуетесь невербальными средствами общения, выражающими заинтересованность. Ваше поведение поощряет собеседника к продолжению разговора. Однако вы должны не только воспринимать, но и обрабатывать получаемую информацию, а для этого нужно иметь сосредоточенность внимания .

Согласно самому простому определению, сосредоточенность внимания - это направленная на какой-то предмет умственная активность. Она появляется, когда для важно то, о чем говорит собеседник, или личность собеседника.

Помните, чем больше вы отвлекаетесь, тем хуже поймете смысл сообщения отправителя; вы попусту тратите время - и свое, и вашего собеседника. Кроме того, если вы слушаете пассивно или избирательно, то тем самым обижая говорящего.

Порой сосредоточиться трудно, но для целей эффективного общения необходимо. Длительная концентрация внимания утомительна не меньше, чем физическое напряжение. Но если вам удастся сконцентрироваться и вникнуть в суть сообщения, значит, вы правильно его поймете и сможете адекватно отреагировать, т.е. максимально эффективно решите проблему или вопрос. В результате вы почувствуете огромное удовлетворение - ведь ваши усилия не пропали даром!
Вот несколько советов, которые помогут вам сосредоточиться.

Устраните отвлекающие факторы . Отключите внутренний и мобильный телефоны, пейджер, радио. Подальше отложите бумаги, которые вы просматривали до появления собеседника. Уберите все, что может вас отвлечь. Не пытайтесь заняться чем- нибудь еще во время разговора. Чем больше внимания вы обращаете на собеседника, тем выше ваша концентрация.

Записывайте важные моменты . Если собеседник передает важную информацию, не стоит полагаться исключительно на память. Делайте краткие записи - это активизирует мозг и помогает лучше сосредоточиться на словах говорящего. Записи помогут вам убедиться в том, что вы правильно поняли адресанта, а его - в серьезности вашего к нему отношения. Помните, самая отменная память хуже самого маленького карандаша.

Не стремитесь записать каждое слово, фиксируйте только ключевые моменты. К тому же вам нужно поддерживать постоянный зрительный контакт, так что не увлекайтесь писаниной. Записывайте только самое важное; желательно при этом уточнять у собеседника, правильно ли вы его поняли.

Представляйте в воображении то, о чем говорит собеседник . Это особенно полезно при разговоре по телефону, потому что помогает лучше понимать сообщение, сконцентрироваться и поддерживать эффективный диалог.

Переспрашивайте, если теряете нить разговора .
Иногда по различным причинам вы перестаете понимать, о чем говорит ваш собеседник. Заметив, что вы что-то пропустили, разрешите себе вставить реплику, например: “Не могли бы вы повторить эту мысль” или “Простите, я что-то упустил”. Если вы будете делать вид, что все понимаете, то окажете медвежью услугу и себе, и собеседнику. Ваша цель - эффективное общение, поэтому скорее найдите упущенную нить.

Уточняйте . Если собеседник говорит о не понятных для вас вещах или просто не слишком понятно выражает свою мысль, смело задавайте вопросы, например: “Позвольте уточнить… вы считаете, что нам нужно заказывать меньше обедов?” Собеседник даст вам необходимые разъяснения или подтверждения, что позволит вам правильно понять его мысль.

Вам кажется, что если человек задает вопросы или переспрашивает, то он демонстрирует свое незнание? Какая чушь! Во-первых, задавая вопрос, вы помогаете собеседнику лучше разъяснить свою мысль, а во-вторых, если ни о чем не спрашивать, то так никогда ничего и не узнаешь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Рассматривая свойства внимания, отметим, что основными свойствами внимания являются: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключаемость.

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой" нервно-психической напряженности несколько повышается, а при высокой – понижается).

Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид действий. Например, человек может сосредоточенно писать, слушать, читать, выполнять какую-либо работу, следить за ходом спортивного состязания и т. д.

Во всех этих случаях его внимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и не распространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем происходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками. Оно выражается в соответствующей позе, мимике, заторможенности всех лишних движений. Все эти внешние особенности имеют большое приспособительное значение, облегчая концентрацию внимания.

Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности: сосредоточенное внимание необходимо учащемуся на уроке, спортсмену на старте, хирургу во время операции и т. д., так как только при сосредоточенном внимании эти виды деятельности.могут быть выполнены успешно.

Показателем сосредоточенности , или концентрации , внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета деятельности. Чем сосредоточеннее внимание, тем выше предпосылка для более точного и успешного выполнения деятельности, и, следовательно, меньшего утомления.

Противоположным сосредоточенности является такое свойство внимания, как рассеянность. Психологи выделяют рассеянность обыкновенную (состояние внимания, когда оно не сосредоточивается на одном объекте, а непроизвольно переходит на другие) и мнимую, или "профессорскую" (проявляется в глубоком сосредоточении на чем-то одном, когда человек не замечает ничего другого).

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Устойчивость внимания определяется различными причинами:

Во-первых, индивидуальными физиологическими особенностями организма. Особенно влияют свойства нервной системы и общие состояние организма в данный момент времени.

Во-вторых, психическим состоянием (возбужденностью, заторможенностью и т.д.);

В-третьих, мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

В-четвертых, внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.

Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры, межцентральные связи устанавливаются с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие и т. д.

Устойчивость внимания повышается при соблюдении: а) оптимального темпа работы: при слишком замедленном или чрезмерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается; б) оптимального объема работы; при чрезмерном объеме заданной работы внимание часто становится неустойчивым; в) разнообразия работы; однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания; наоборот, внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изучаемый предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон.

Таким образом, устойчивость внимания проявляется во времени, в течение которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Чем больше это время, тем устойчивее внимание. Но даже при устойчивом внимании может кратковременно, непроизвольно и периодически изменяться его направленность. Это явление называется колебанием внимания. Устойчивость внимания на объектах любой деятельности – важнейшее условие высоких показателей в ней. Внимание будет более устойчивым при отсутствии отвлекающих его сильнодействующих посторонних раздражителей: звуковых, оптических и др. Устойчивость внимания падает при отклонении от оптимального для конкретного человека темпа и объема работы. Самым устойчивым оно будет в том случае, когда с объектом внимания выполняется не только физическая работа, но и работа, требующая творческого мышления. Чем богаче по содержанию объект и чем больше интеллектуальных действий человек может совершить с ним, тем устойчивее его внимание на этом объекте.

Отвлекаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости. В отличие от переключения, совершаемого преднамеренно и произвольно, внимание отвлекается всегда непроизвольно и чаще – при воздействии сильных посторонних раздражителей (шум в помещении, боль, резкие запахи, неожиданная смена обстановки и т. д.). Большинство людей, естественно, любит работать в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает их от дела, но человек должен приучить себя к работе в любых условиях, даже когда ему что-то мешает.

Рассматривая такие свойства внимания как сосредоточенность и устойчивость нельзя не остановится более подробно на таких важных характеристиках как интенсивность и колебание внимания, которые влияют на эффективность деятельности.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре и появлением сонливости, как охранительного торможения.

Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действий. Наоборот, снижение интенсивности внимания сопровождается ухудшением качества и уменьшением количества работы.

Колебание внимания выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.

Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.

Периодичность колебаний внимания может быть хорошо показана в опытах с двойными изображениями (рис 49). На этом рисунке изображены одновременно как бы две фигуры: усеченная пирамида, обращенная к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выходом в конце. Если с напряженным вниманием смотреть на этот чертеж, мы последовательно, через определенные промежутки времени, будем видеть то усеченную пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов будет наступать безотказно через определенные, приблизитель-

но равные промежутки времени. Это явление и есть колебание внимания. В каждый данный момент в сознании человека протекает много психических процессов, отличающихся друг от друга по степени своей ясности. Кроме отчетливых образов предметов, на которые обращено наше внимание, в нем имеются смутные, иногда самые неясные представления или переживания, связанные с раздражителями, на которые в данный момент не обращено внимание. Например, когда студент внимательно слушает лекцию, он ясно и отчетливо воспринимаем речь лектора. Но, кроме того, в каждый данный момент в человеческом сознании будет отражаться также и та обстановка, в которой протекает лекция: вид аудитории, лица преподавателя и других студентов, слушающих и записывающих лекцию, солнечные блики на полу и т. д. Все эти дополнительные восприятия, конечно, не так ясны, как восприятия слов лектора, но все же они присутствуют в сознании во время слушания лекции. Можно отметить наличие в сознании также еще менее ясных представлений, связанных, например, с событиями, предшествовавшими лекции. Даже при самом напряженном внимании это содержание сознания и соотношение его отдельных элементов постоянно изменяются: слова лектора, на которых только что было сосредоточено внимание, станут в какой-то момент восприниматься смутно и неясно, а восприятие окружающей обстановки или представления о предстоящих после лекции делах отчетливо возникнут в сознании и заполнят его почти целиком.

Колебание внимания объясняется утомлением нервных центров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вниманием. Деятельность определенных нервных центров не может продолжаться без перерыва с высокой интенсивностью. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении израсходованных веществ. Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в данных, только что усиленно работавших клетках ослабевает, возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с этими центрами. Но так как при работе имеется установка на длительное сохранение внимания именно на данной, а не на другой деятельности, мы тотчас преодолеваем эти отвлечения, как только основные центры, связанные с выполняемой работой, восстановят запас своей энергии.

Объем внимания. Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

В любой практической деятельности внимание человека редко обращается на какой-нибудь один элемент. Даже тогда, когда оно обращено на один, но сложный предмет, в этом предмете имеется ряд элементов. При однократном восприятии такого объекта один человек может увидеть больше, а другой меньше элементов.

Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания; чем меньше таких объектов человек схватываем в одном акте восприятия, тем меньше объем внимания и тем менее эффективной будет выполняемая деятельность.

В данном случае под «моментом» понимается такой краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспринять предъявленные ему объекты только один раз, не успевая перевести взор с одного предмета на другой. Длительность такого отрезка времени составляет приблизительно 0,07 сек.

С помощью специального прибора - тахистоскопа - можно предъявить испытуемому на 0,07 сек. таблицу с нарисованными на ней двенадцатью различными фигурами, буквами, словами, предметами и т. п. За этот краткий промежуток времени испытуемый успеет увидеть ясно только некоторые из них. Количество объектов, правильно воспринятых в этих условиях (мгновенное восприятие), и характеризует объем внимания.

Различают два вида объема внимания – при одновременном и последовательном предъявлении раздражителей. В первом случае это максимальное количество объектов, которые можно осознанно воспринять за мгновение времени (чаще за 0,1 с) при их одновременном предъявлении, а во втором случае – при последовательном предъявлении в течение 1–2 с.

Тем не менее считается, что численная характеристика среднего объема внимания составляет 5±2 единиц информации у детей и 7±2 – у взрослых..

Объем внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов и той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается и человек замечает больше элементов, чем тогда, когда ему приходится действовать в неясной или мало понятной ситуации. Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объем внимания неопытного, не знающего это дело человека.

Увеличение объема внимания может быть достигнуто в процессе его воспитания путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний. Большое значение при этом имеет тренировка в данном виде деятельности, в ходе которой совершенствуется процесс восприятия и человек научается воспринимать отдельные элементы сложных объектов и ситуаций не изолированно, а группируя их по существенным связям.

Таким образом, чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает мозг человека в единицу времени, а значит, у него возникает более богатая сенсорная база для её логической обработки.

Распределение внимания – это возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности. Сказанное не означает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться "к прерванному действию" до того, как наступит забывание.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении (в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания) область его распределения значительно сужается.

Следовательно, распределенным называется внимание, направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности.

Например, можно говорить о распределенном внимании, когда студент слушает и одновременно записывает лекцию, когда преподаватель во время лекции следит не за каким-либо одним, а за всеми, находящимися в поле его зрения студентами и подмечает все ли из них успевают записывать материал, Распределение внимания проявляется также тогда, когда шофер управляет автомобилем и в то же время внимательно следит за всеми препятствиями на его пути: дорогой, обочиной, другими автомобилями и т. п. Во всех этих случаях успешное выполнение деятельности зависит от способности человека направить свое внимание одновременно на несколько разнородных объектов или действий.

При распределенном внимании каждый из охватываемых им видов деятельности протекает при относительно меньшей интенсивности внимания, чем тогда, когда оно сосредоточено только на одном каком-либо объекте или действии. Однако в целом распределенное внимание требует от человека значительно больших усилий и затраты нервной энергии, чем сосредоточенное.

Распределенное внимание является необходимым условием успешного выполнения многих сложных видов деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного участия разнородных функций или операций.

Переключаемость внимания – это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые виды деятельности, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе.

Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом.Вместе с тем, можно говорить о переключаемости, когда происходит преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой или с одних его элементов на другие.

Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается (возможно, компенсаторно) за счет повышения устойчивости и сосредоточенности.

Способность переключать внимание во многом зависит от темперамента. Сангвиник, например, легко и быстро переключает внимание с одного объекта на другой, флегматик–без затруднений, но медленно, у холерика внимание переключается с трудом, но уж если он переносит его, то быстро. У меланхолика имеется потребность в относительно частом переключении внимания в связи с повышенной утомляемостью от однообразной психической деятельности. Легко переключается внимание с менее интересного объекта на более интересный, с менее значимого на более значимый, с трудного дела на более легкое, с известного на неизвестное. В обратном направлении внимание переключается с трудом и медленнее, но это зависит еще и от волевых особенностей человека, его натренированности в совершении этого действия.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.