Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни.Богатый словарный запас – это, как минимум, возможность ясно выражать свои мысли. Существуют возрастные нормы и способы, которые подскажут, как увеличить словарный запас ребенка.


Словарный запас ребенка: возрастные нормы


Средние возрастные нормы представлены в следующих показателях словарного запаса:

· до года – 3-4 слова;

· 1 год 3 мес. – 6 слов;

· 1 год 6 мес. – от 7 до 20 слов;

· 1 год 9 мес. – в среднем 20 слов;

· 2 года – 50 слов;

· 3 года – 250 – 700 слов;

· 4 года – 1500 – 2000 слов;

· 5 лет – 3000 слов;

· 7 лет – 3500 слов.

1 год - 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов.
К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Как увеличить словарный запас ребенка: способы


Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить словарный запас ребенка . Рассмотрите варианты.

· с самого рождения постоянного говорите с ребенком;

· читайте ребенку вслух (рассказ должен содержать описание характера героя и иметь сюжет); отдельно выделяйте из прочитанного новые для ребенка слова и выражения; со временем начните обсуждать с ребенком прочитанное;

· вместе рассматривайте книги с картинками, описывайте словами героев, сюжеты, составляйте разные истории;

· показываем и рассказываем – куда бы вы ни пошли (ни поехали), захватите оттуда любую вещь-напоминание, а дома, среди семьи вы и ребенок покажете эту вещь, расскажете, где были, что происходило; у ребенка может быть целая сокровищница таких предметов, которые можно перебирать время от времени и говорить о том, что с ними связано;

· проводите беседы – ребенок должен не только слушать вас, но и говорить с вами в диалоге; дискуссии, проблемная постановка вопросов – это стимул для развития словарного запаса;

· учите новые слова всегда и везде: обращайте внимание ребенка на новые слова в магазине, на рынке, на бигбордах и т.п.;

· давайте ребенку длинные и странные слова – удивительно, но дети быстрее запоминают странное название динозавра, чем совершенно обычное, короткое слово;

· расширяйте и совершенствуйте толковый словарь ребенка – чаще спрашивайте«Что ты имел в виду» (узнаете, правильно ли ребенок понимает значение слов),«Можешь объяснить это другими словами?» (поможете расширить словарный запас);

· играйте в речевые игры;

· для дошкольника/школьника используйте наклейки с новыми словами (клейте по всему дому), пишите слова на магнитной доске, записки на холодильнике и т.п.;

· загадывайте ребенку загадки;

· учите с ребенком смешные стихи;

· чем шире словарный запас окружающих ребенка людей, тем богаче словарный запас самого ребенка – расширяйте свой словарный запас; всегда используйте больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, человека, поступков ребенка и других людей.

Словарный запас обычного взрослого человека составляет около 100 000 слов. Если приложить достаточно усилий, то ваш ребенок может не только достичь, но и превзойти этот показатель.

Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста - логопеда .

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» - «жук», «сенок» - «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» - «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» - «обгоню», «натерять» - «потерять», «колесы» - «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» - «река», «лыба» - «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» - «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:

  • время их появления,
  • активный и пассивный словарный запас,
  • общая речевая активность ребенка,
  • наличие фразовой и связной речи.

К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» - «Бабушка, идём».

Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:

Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики .

В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.

За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.

Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.

Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.

Татьяна Григорьевна Барзанова
Развитие словаря у детей третьего года жизни

Слайд 1 представление

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей , поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение. Поэтому развитие словаря у детей рассматривается как одна из важнейших задач развития речи .

Для детей третьего года жизни характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

В условиях ФГОС , где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития . Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр.

Вводятся в активный словарь детей слова , обозначающие величину и цвет, а так же обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий) и их свойств (бьется, рвется и др.) .

Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом (например : чашки, тарелки, кастрюли – это посуда) .

Речь детей быстро совершенствуется.

К 3-м годам словарь ребенка достигает 100-1200 слов . В его составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, служебные слова (союзы, предлоги, частицы, междометия.

Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса . Особенно быстро увеличивается число существительных, медленнее растет число используемых прилагательных.

Дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем , обеспечивающим общение с окружающими. Однако, важно не количественное накопление словаря , а его качественное развитие – развитие значений слов , представляющее грандиозную сложность. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова , обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушка, одежда) . Наименее усвоенными оказываются слова , обозначающие более отдаленные от детей явления .

Из всего этого можно выделить следующие особенности формирования :

Быстрый количественный рост словаря и его качественное развитие .

Дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом .

А какие же задачи в словарной работе ?

Сегодня принято выделять четыре основные задачи : Во-первых, обогащение словаря новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов , а также новых значений ряда слов , уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит , в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.) .

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря .

Эта задача обусловлена тем , что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов , наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами .

В-третьих , активизация словаря .

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории : пассивный словарь и активный словарь . В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь . Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные) . Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка . Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Можно выделить две группы методов : методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря , развитие его смысловой стороны .

К методам накопления содержания детской речи относятся :

1 Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда) .

2 Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно.

3 Художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе с текстом. Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы , поговорки, загадки, прибаутки.

А к методам, направленным на закрепление и активизацию словаря можно отнести :

1 Рассматривание игрушек. Для развития словаря используются различные категории игрушек : люди (фигурки детей , взрослых, жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.

2 Рассматривание картин знакомого содержания направленно на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь .

Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи .

3 Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы . Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов .

4 Загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода состоит в том, он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка.

Методические приёмы делятся на три основные группы :

1 словесные . К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

2 Наглядные приёмы –показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

3 Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными . Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова . Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

Дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста .

Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей , воспитательно-образовательным процессом.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты : дидактическая задача, правила и игровые действия.

Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки.

Ну а какие же бывают дидактические игры?

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида : игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры .

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой : деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, домино, лото.

Словесные дидактические игры помогают развитию как видовых , так родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях .

Изучив и проанализировав методическую литературу, я осознала, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей .

И врезультате, я составила картотеку дидактических игр, которая мне помогает в работе.

Спасибо за внимание.

В возрасте с 2 до 3 лет очень активно начинает расширяться словарный запас ребенка. К трем годам словарный запас составляет примерно 700-1000 слов. Благодаря такому большому количеству слов малыш начинает активно пользоваться речью.

К трем годам он говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. В 3 года ребенок должен уметь произносить гласные А О И У Ы, и согласные Б П В Ф Д Т Г К М Н.

Какие же слова присутствуют в словарном запасе ребенка 3 лет

В основном это слова из окружающего мира ребенка.

Существительные: игрушки, части тела, посуда, мебель, одежда, обувь, продукты питания, фрукты, овощи, бытовая техника, предметы обихода, названия некоторых животных, птиц, растений, явлений природы.

Глаголы: обозначающие действия самого ребенка, действия других людей, некоторые другие действия, например, каша варится, вода льется.

Прилагательные: обозначающие некоторые признаки предметов, например цвет: красный, синий, зеленый, желтый; величину: большой, маленький, другие признаки: горячий, холодный, сладкий, горький.

Наречия: много, мало, больно, жарко, холодно.

Не лишним будет напомнить, что все дети развиваются по разному, одни вовсю говорят уже в год, а другие и к трем годам произносят лишь несколько простых слов.

В два — два с половиной года родителям стоит выяснить, каков у ребенка пассивный словарный запас, то есть, что из вышеперечисленного словаря знает малыш, знает ли он, что обозначает то или иное слово.

Как родителям понять, какие слова ребенок знает, а какие нет?

Просто в моменты бодрствования и игр попросите ребенка принести какую-нибудь игрушку или предмет или предложите произвести какое-либо действие с предметом, лучше такое, которое ребенок в повседневной жизни не выполняет. Так вы сразу узнаете, понял вас малыш или нет. Бывает, что ребенок путает некоторые слова, например, туфли и ботинки. Иногда путает слова схожие по звучанию: дудочка-удочка, булочка -улочка; или принимает словосочетание за отдельное слово, как девочка, которая просила спеть песенку про Шумелку-мышь. Выяснилось, что это песня «Шумел камыш, деревья гнулись»

Как расширить словарный запас ребенка в 3 года

Очень полезно для расширения пассивного запаса слов читать ребенку, рассматривать картинки в книжках, предметные картинки. Предлагайте ребенку найти на картинке яблоко, банан, стул, кровать, тарелку, холодильник. Для расширения словарного запаса прекрасно подойдут занятия по методике Домана .

Большое значение для развития речи имеет наличие в словаре глаголов. Если в словаре ребенка часто присутствуют 20 глаголов, то происходит значительный скачок в развитии речи. Чтобы обогатить глаголами словарь ребенка, взрослым необходимо в моменты общения постоянно описывать свои действия: помешаю кашу, вытираем ротик салфеткой, протрем пыль, польем цветок.

Если при обследовании вы выяснили, что с пониманием речи, то есть с пассивным словарем все хорошо, но активной речи нет необходимо, чтобы у ребенка появилось желание вам подражать, повторять за вами различные действия, движения, мимику. Поощряйте желание малыша протереть пыль, подмести пол, помыть посуду, состряпать пирог, выложить узор, сделать зарядку для язычка и т. д. Часто родители в стремлении сделать все быстро, буквально отбивают у малыша желание действовать, они лучше сами быстро вымоют посуду, сами оденут ребенка, накормят его. Если же у взрослых хватит терпения, то посредством этих несложных дел вы привьете ему любовь к труду, расширите его словарный запас, укрепите ваши отношения.

Следующий шаг для расширения активного словарного запаса — это развитие слуха и развитие речевого дыхания .

И конечно, с самого раннего возраста необходимо проводить с ребенком игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук . Также не забывайте об артикуляционной гимнастике . Заведите дневник и записывайте в него какие слова уже есть в словаре вашего ребенка и какие появляются вновь. Так вам легче будет контролировать развитие речи малыша.

Надежда Мерзликина
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет»

Консультация для родителей

«Как расширить словарный запас детей 3-4 лет »

Как же радуются родители первым словам малыша , стараются запомнить, как он их сказал, с какой интонацией, какое выражение лица было при этом. Но очень быстро летит время, идут год за годом, крохе уже и три, и четыре, а для него машина – это бибика, конфеты – нанака, а высокое дерево –большое, широкая река – большая и взрослый человек – большой. Поэтому в возрасте 3-4 лет родителям необходимо уделять речи детей самое пристальное внимание. Если не уделять достаточное внимание речи ребенка, то словарный запас детей будет бедным . Расширить словарный запас ребенка – одна из основных задач, которая стоит перед нами, как воспитателями, но без вашего участия нам будет очень сложно справиться с этой, очень серьезной проблемой.

Мы с вами люди взрослые и без труда сможем придумать множество синонимов и антонимов к самым разным словам . И наша обязанность научить этому ребенка. Для этого существует множество разных приемов. В своей работе, мы используем специальные игры и упражнения, пословицы и поговорки , сказки. Сказки мы сначала читаем, объясняем новые и непонятные слова , перечитываем их несколько раз, объясняем и закрепляем понятия. Малышам зачастую бывает очень сложно разобраться с определениями и уточнениями. Но им будет значительно легче, если применить их в знакомой для детей жизненной ситуации .

Необходимо рассказывать ребенку, что об одном и том же предмете можно рассказать разными словами и сначала показать самому как можно это сделать, а потом предложить ребенку попробовать самостоятельно.

Также необходимо научить ребенка рассуждать. Например, большой, огромный мир. Для того, чтобы научить ребенка применять в речи эти определения, сначала нужно рассмотреть яблоко, мяч, воздушный шар, дом и т. д. Сравнить какое яблоко большое, а какое маленькое, какой дом низкий, какой высокий и т. д. При этом нудно правильно называть слова , повторяя их несколько раз. И в следующий раз он сам вам подробно расскажет : «Это дерево высокое и толстое, а это низкое и тонкое.» А когда вы услышите от ребенка такой ответ, то по достоинству оцените собственное педагогическое мастерство.

И еще, очень важно, занятия с ребенком должны быть позитивными. Почаще хвалите малыша, но не забывайте о том, что вы должны показать ему образец правильного произношения. И у вас обязательно все получится.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Я с детства с книгами дружу. Как правильно выбирать книги для детей 6–7 лет» Актуальность темы: Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования.

Творческая гостиная «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» (для родителей детей 2-3 года) Цель: сформулировать совместно.

Консультация для родителей «Кризис семи лет и как с ним справиться» «Кризис семи лет и как с ним справится». Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник,.

Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет Чтобы ребенок был успешным в играх с детьми, в общении со взрослыми, в обучении в школе необходима хорошо развитая связная речь. Я предлагаю.

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 летАктуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду» Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей.