О времени сказано много, ведь человеку свойственно философствовать о не осязаемых чувствами вещах. Все течет, все изменяется... Автор этого изречения словно уловил саму сущность времени, его ощущения человеком и вместил их в нескольких словах. По сей день фраза времен Античности переосмысливается великими умами и обывателями. Она оказывается актуальной для миллионов жизненных ситуаций. О переменчивости бытия высказываются по-новому, но смысл сводится к одному: все течет, все изменяется. Кто сказал эту фразу первым и другие подробности о ней - тема нашей статьи.

Авторство

Как мы знаем, многие из повседневно используемых фраз имеют вполне конкретного автора. Увы, его личность просто не связывают с изречением в связи с недостатком фактов. Мы начали нашу статью об изречении "Все течет, все изменяется". Кто сказал его, запечатлев в веках, передав до наших дней, узнаем далее.

Выражение "все течет, все изменяется" Гераклит запечатлел средь строк своего единственного письменного труда "О природе". Работу философа читали более поздние ученые античного периода, а метко сказанная фраза стала выражением тех мыслей, что не давали покоя всем поколениям великих умов.

Дальнейшее употребление

На сочинения Платона труд "О природе" Гераклита оказал заметное влияние. Он даже процитировал интересующее нас изречение. Как мы видим, скоро философское замечание Гераклита стало крылатой фразой.

Отражение переменчивости жизни в кратких фразах не раз удавалось и будущим поколениям. Так, у римлян выражение превратилось в короткое и красноречиво-недосказанное: "Все течет". К слову говоря, дословный перевод с оригинала о переменчивости всего звучит так: "Все течет и движется, и ничего не пребывает".

Об учении Гераклита и значении фразы

Напомним, что темой обсуждения в нашей статье стало изречение "все течет, все изменяется". Кто сказал его и когда приблизительно это произошло, а также о цитируемости фразы мы имеем представление. Теперь интересно будет узнать больше об авторе и предпосылках значения фразы.

В годы жизни Гераклита культура и наука пестрели различными философскими учениями. Приверженцем одного из таких был и сам Гераклит. Это учение отличалось взглядом на окружающий мир как на беспрерывно движущуюся и изменяющуюся данность. О контрастах философских учений того времени можно сделать вывод из сравнения его с философией элеатов. Они относились к бытию, как к чему-то монолитному, непоколебимому и неразделимому.

Из трудов Гераклита до наших дней дошли и другие запоминающиеся изречения, так или иначе по смыслу связанные с переменчивостью всего с течением времени. Так, одна, пожалуй, из наиболее известных фраз гласит: "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Несмотря на иную образность (картины, рисующиеся перед мысленным взором, при прямом восприятии смысла слов), связь смысла очевидная.

Время течет, словно вода в реке, все меняя, унося старое и оставляя место для нового. Там, где уже прошлись волны реки, никогда не будет того, что раньше. Все смывает время-река...

И в который раз мы повторяем про себя: "Все течет, все изменяется". Латынь озвучила эти слова так: Omnia fluunt, omnia mutantur. В общеобразовательных целях будет интересно знать перевод фразы и временами иметь возможность проявить познания в классических науках. Латинский придает знаниям особый шарм.

Выводы

Итак, темой нашей статьи стало глубоко философская фраза, выразившая важнейшее свойство времени - менять все. Ничто ему не способно противостоять: "Все течет, все изменяется". Кто сказал эту фразу, мы также выяснили. Авторство принадлежит одному из греческих философов - Гераклиту, целиком поддерживающему идею переменчивости окружающего мира.

Надеемся, что с нашей короткой статьей вы провели время с пользой, расширяя свои знания и лишний раз задумываясь о вопросах глобальных. Пусть каждый день будет наполнен смыслом, ведь он больше никогда не повторится!

Систематизация и связи

Все течет, все меняется

«Все течет, все меняется» - афоризм, приписываемый Гераклиту Эфесскому. В учебниках философии учение Гераклита обычно противопоставляется учению элеатов, полагавших бытие в качестве неподвижного монолита. У Гераклита же все изменчиво, подвижно, находится в постоянном движении и борьбе. В мире нет ничего постоянного и устойчивого. Клеточный состав человеческого тела за жизнь полностью сменяется несколько раз. Некоторые клетки меняются в течение дня, но мы этого не замечаем. Абсолютная и безостановочная изменяемость всех вещей, переход противоположностей друг в друга позволяет считать Гераклита одним из основоположников диалектики. Естественно, что первоначалом всего Гераклит считает сам закон изменения, процесс вечного становления. В связи с этим мудрым изречением Гераклита вспоминается притча о перстне царя Соломона, на котором была выгравирована надпись: «все пройдет, пройдет и это». Все радостное не долговечно, также как и печальное; не стоит удерживать ничего долго в памяти.

Существует еще два хрестоматийных изречения Гераклита. Первое: «В одну и ту же реку (поток) нельзя вступить дважды». Бытие, по Гераклиту, можно сравнить с потоком. Пока мы погружаемся в этот поток течение уже унесло все прежнее и принесло новое. «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны». Ничего не сохраняется, ничто нельзя остановить. Что же является самым текучим, с чем чаще всего сравнивают поток? Конечно же с временем! Река времени! Время – форма возникновения, становления, течения и разрушения в мире, а также самого мира вместе со всем, что к нему относится. Чем не гераклитовская философия!

Второе знаменитое изречение: «Этот космос тот же самый для всех, не создал никто из богов, не из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим». Знаю, что есть отличный комментарий Хайдеггера по поводу этого фрагмента, но нигде не могу найти его в русском переводе. Наверное, еще не переведен. Космос (или мир) в древнегреческой философии означает строй, порядок, а, следовательно, красоту. Весь мир есть один и тот же порядок. Это не мрачное, безликое, холодное космическое пространство современной науки. Древний грек любил красоту и умел найти ее во всем, часто принося в жертву прекрасному мораль и нравственность. Это искусство: созерцать действительность как гармонию и красоту, осознавать, что каждый момент действительности прекрасен и неповторим. Мир, по Гераклиту, не рожден и не сотворен никем, т.е. он был не только до появления людей, но даже до богов.

Очень важно, что космос «был, есть и будет» - здесь намечена временная динамика. И после этого О. Шпенглер объявляет, что античность не знала чувства времени, не была знакома с чувством исторического трагизма?! Вся философия Гераклита опровергает это заявление. Итак, практически сквозь всю гераклитовскую философию проходит мысль о непрерывной текучести и временной динамике. Существует концепция времени, принадлежащая, кажется, Августину, согласно которой прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее есть перетекание из будущего в прошлое и настолько мало, что его тоже нет. На этом моменте настоящего, на мой взгляд, сосредоточено учение Гераклита. Бог в средневековой теории времени есть вечно длящееся теперь. У Гераклита – это огонь или Логос: только он заключает в себе будущее, настоящее и прошлое.

Законом всеобщего изменения и первоначалом для Гераклита является огонь – самая энергетическая и даже катастрофическая стихия. Когда огонь угасает, мир дробится на части, возникает множество вещей, которые вступают во взаимную борьбу между собой. Затем мир гибнет во всеобщем пожаре. Многие находят в учении Гераклита аналогию с современной моделью Большого Взрыва. Все гибнет в мировом пламени! Прошлого нет, оно уничтожено очистительным огнем (сжечь мосты за собой). На будущее также не приходится рассчитывать, ведь впереди – катастрофа мирового пожара. Остается только настоящее. Правда, рождение и гибель повторяются бесконечное количество раз, потому что движение циклично, но в мировом огне уничтожается все, даже память.

В свете такого анализа высказывание Гераклита «все течет, все меняется» можно переформулировать в философский принцип: «НЕ ЦЕПЛЯЙСЯ ЗА ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ, ЖИВИ НАСТОЯЩИМ». Нужно освободить сознание от забот прошлого и надежд (или страхов), связанных с будущим. Момент настоящего есть истинное бытие человека, его экзистенция (как подлинное существование).

Легенда донесла сведения, что Гераклит отказался от царского престола, предпочитая поиски высшей истины земным проблемам (еще один пример в пользу отказа от будущего и прошлого, за которые постоянно цепляется посредственный обыватель). Для современников и земляков Гераклит был непонятен, возможно, его считали сумасшедшим, за что и прозвали Темным. Как мне кажется, это связано не только с его экстравагантными поступками и эпатажным поведением. Вот как определяет причину и отличительную особенность безумия и близкой ему гениальности А. Шопенгауэр: «Познание безумца имеет с познанием животного то общее, что оба они ОГРАНИЧЕНЫ НАСТОЯЩИМ. (…) То, что сильное душевное страдание, неожиданные и ужасные события часто ведут к безумию, я объясняю следующим образом. Каждое подобное страдание, как действительное событие, ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНО НАСТОЯЩИМ, т.е. оно проходит и поэтому еще не чрезмерно тяжко: безмерно великим оно делается лишь в том случае, если гнетет постоянной мукой; но в качестве последней оно уже только мысль и потому находится в памяти; и вот когда такое горе, такое болезненное сознание или воспоминание столь мучительно, что становится совершенно невыносимым и человек должен изнемочь под ним, - тогда угнетенная природа, как за последнее средство к спасению жизни, хватается за безумие: столь сильно терзаемый дух сильно разрывает нить своей памяти, заполняет проблемы фикциями и таким образом от душевной боли, превосходящей его силы, спасается в безумии… И вот если безумец верно познает отдельные моменты настоящего, как и отдельные моменты прошлого, но НЕВЕРНО ПОЗНАЕТ ИХ СВЯЗЬ, их отношения и поэтому заблуждается и бредит, то в этом и состоит точка его соприкосновения с гениальным индивидуумом: ведь и последний, ПРЕНЕБРЕГАЯ ПОЗНАНИЕМ ОТНОШЕНИЙ (которое представляет собой познание по закону основания), для того чтобы в вещай узреть и найти их идеи и постигнуть их наглядно выражающуюся подлинную сущность… - ведь и гений через это упускает из виду познание СВЯЗИ ВЕЩЕЙ…» (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление/Пер. с нем..; - Мн.: ООО «Попурри», 1998. с.262-263).

Гений, как и безумец, не видит различия между прошлым, настоящим и будущим, не сознает связи между ними; все происходящее сливается для него в момент настоящего, принимающий форму идеи. Вот почему гений «в совершенстве познает идеи, но не индивидуумы» (там же, с.263). Философ зачарован настоящим, в этом, может быть, состоит идеал мудреца. Однако, перспектива сойти с ума не прибавит сторонников философии. В чем же реальный (даже утилитарный) смысл и назначение философии как созерцания и пребывания в настоящем? В ее очистительной функции. Светлые, прозрачные воды мышления уносят как опавшие листья сор лишних сомнений, тревог и переживаний. И легкий шелест набегающих волн тихо шепчет: все пройдет, пройдет и это.

О времени сказано много, ведь человеку свойственно философствовать о не осязаемых чувствами вещах. Все течет, все изменяется... Автор этого изречения словно уловил саму сущность времени, его ощущения человеком и вместил их в нескольких словах. По сей день фраза времен Античности переосмысливается великими умами и обывателями. Она оказывается актуальной для миллионов жизненных ситуаций. О переменчивости бытия высказываются по-новому, но смысл сводится к одному: все течет, все изменяется. Кто сказал эту фразу первым и другие подробности о ней - тема нашей статьи.

Авторство

Как мы знаем, многие из повседневно используемых фраз имеют вполне конкретного автора. Увы, его личность просто не связывают с изречением в связи с недостатком фактов. Мы начали нашу статью об изречении "Все течет, все изменяется". Кто сказал его, запечатлев в веках, передав до наших дней, узнаем далее.

Приписывают авторство известного выражения античному философу Гераклиту из Эфеса. Период, когда изречение появилось, датируют, как и предположительные (согласно историческим источникам) годы жизни философа, - 554 - 483 годами до нашей эры.

Выражение "все течет, все изменяется" Гераклит запечатлел средь строк своего единственного письменного труда "О природе". Работу философа читали более поздние ученые античного периода, а метко сказанная фраза стала выражением тех мыслей, что не давали покоя всем поколениям великих умов.

Дальнейшее употребление

На сочинения известного философа Платона труд "О природе" Гераклита оказал заметное влияние. Он даже процитировал интересующее нас изречение. Как мы видим, скоро философское замечание Гераклита стало крылатой фразой.

Отражение переменчивости жизни в кратких фразах не раз удавалось и будущим поколениям. Так, у римлян выражение превратилось в короткое и красноречиво-недосказанное: "Все течет". К слову говоря, дословный перевод с оригинала фразы Гераклита о переменчивости всего звучит так: "Все течет и движется, и ничего не пребывает".

Об учении Гераклита и значении фразы

Напомним, что темой обсуждения в нашей статье стало изречение "все течет, все изменяется". Кто сказал его и когда приблизительно это произошло, а также о цитируемости фразы мы имеем представление. Теперь интересно будет узнать больше об авторе и предпосылках значения фразы.

В годы жизни Гераклита культура и наука пестрели различными философскими учениями. Приверженцем одного из таких был и сам Гераклит. Это учение отличалось взглядом на окружающий мир как на беспрерывно движущуюся и изменяющуюся данность. О контрастах философских учений того времени можно сделать вывод из сравнения его с философией элеатов. Они относились к бытию, как к чему-то монолитному, непоколебимому и неразделимому.

Из трудов Гераклита до наших дней дошли и другие запоминающиеся изречения, так или иначе по смыслу связанные с переменчивостью всего с течением времени. Так, одна, пожалуй, из наиболее известных фраз гласит: "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Несмотря на иную образность (картины, рисующиеся перед мысленным взором, при прямом восприятии смысла слов), связь смысла очевидная.

Время течет, словно вода в реке, все меняя, унося старое и оставляя место для нового. Там, где уже прошлись волны реки, никогда не будет того, что раньше. Все смывает время-река...

И в который раз мы повторяем про себя: "Все течет, все изменяется". Латынь озвучила эти слова так: Omnia fluunt, omnia mutantur. В общеобразовательных целях будет интересно знать перевод фразы и временами иметь возможность проявить познания в классических науках. Латинский мертвый язык придает знаниям особый шарм.

Выводы

Итак, темой нашей статьи стало глубоко философская фраза, выразившая важнейшее свойство времени - менять все. Ничто ему не способно противостоять: "Все течет, все изменяется". Кто сказал эту фразу, мы также выяснили. Авторство принадлежит одному из греческих философов - Гераклиту, целиком поддерживающему идею переменчивости окружающего мира.

Надеемся, что с нашей короткой статьей вы провели время с пользой, расширяя свои знания и лишний раз задумываясь о вопросах глобальных. Пусть каждый день будет наполнен смыслом, ведь он больше никогда не повторится!

все течет все меняется — отзыв о Сибирское Подворье, Владивосток, Россия

Хотите сохраните это видео?

Всё течёт, всё изменяется. (Гераклит)

Всякая перемена, даже перемена к лучшему, всегда сопряжена с неудобствами. (Ричард Хукер)

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам. (Макиавелли)

Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен. (Эразм Роттердамский)

Деревья, которые часто пересаживают, редко плодоносят. (Голландская посл.)



Гераклит: Идея логоса

Душа толкуется Гераклитом как первооснова человеческой жизни и познания. Пусть, например, глаза и уши даны всем зрячим и слышащим людям, но сколь по-разному они видят и слышат! «Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские». В человеческом сердце идет настоящее противоборство желаний. «С сердцем бороться тяжело, - сетует Гераклит, - ибо чего оно хочет, то покупает ценой души [= жизни]».

Не следует полагать, что Гераклит первым задумался о душе, о духовном. Милетские мудрецы тоже рассуждали о душе. Но к их рассуждениям Гераклит, судя по всему, относился критически. Обращаясь ко всякому человеку, который бы самодовольно объявил, что познал душу, Гераклит говорит: „Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути [= в каком бы направлении] ты ни потел: столь глубока её мера [= «объем», (с.33)Хоуод]» (67 (а); 231)(В этом фрагменте душа-воздух (в другом случае названный престер-дутель); здесь Гераклит отражает представления о «бесконечном» воздухе, соотносимом с «бесконечной» землей у Ксенофана. Для воздуха не было еще устойчивого термина.). Когда Гераклит рассуждает о «сухой» и «увлажненной» душе, то его философские определения перемежаются с нравственно-бытовыми сентенциями. Души, по Гераклиту, рождаются из влаги: „из влаги испаряются» (40 (а); 209). Но оставаться влажными им не подобает. Сухая душа - мудрейшая и наилучшая» (68 (0); 231). А вот всегда влажная душа - это настоящее бедствие, что очевидно в случае такого порока, как пьянство. «Когда взрослый муж напьется пьян, его ведет [домой] безусый малый, а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, то душа его влажна» (69 (а); 233).

Гераклита интересует, что такое человеческая душа, а иными словами, что такое человеческие мысли, страсти, волнения. И кстати, огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что ему кажется: душу можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит, это какой-то невидимый динамичный огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он так и говорит: „Мы эту душу (т.е. огонь) в вещах не видим». Но во всех вещах есть огонь, он - всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д. Здесь прежде всего находит последовательное развитие идея первоначала. Ведь, действительно, греческие философы так и замышляли себе первоначало: оно управляет всем через все. Это то всеобщее, объемлющее, которое нужно всему - природе и человеку, телу и душе, вещи и мысли. Как найти такое - истинно всеобщее - первоначало

Опыт предшествующей философии доказывал, что первоначало нельзя отождествить ни с каждой отдельной вещью, ни с какой-то определенной материальной стихией. Впоследствии предстояло установить, что первоначало нельзя объединить и с материей вообще. Почему Да потому, что, чем дальше, тем больше философы будут задаваться вопросом: как объединить мир и человека, а в человеке - его тело и его дух Как объединить в понятии первоначала человеческое и природное Надо было найти такой принцип, который объединяет любое тело, в том числе и тело человека, и то, что с телом связано, но ему никак не тождественно, то, что античные мыслители уже назвали душой. Потом трудные поиски универсального единства мира и человека приобретут в философии, да и во всей культуре, более четкие очертания. Они выльются в постановку проблемы бытия. Но у истоков этих размышлений, которые впоследствии станут неотделимыми от философии как таковой, - мысли, парадоксы, загадки, противоречия, сформулированные Гераклитом и элеатами.

Логос в понимании Гераклита - то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, где идея первоначала смыкается с едва забрезжившей на философском горизонте идеей всеобщего закона, управляющего сущим. Обе пока еще слитые, нерасчлененные, но в тенденции расчленяющиеся идеи составляют смысл понятия «логос». Сточки зрения перспективы очень важно и интересно как „раз гераклитово выделение логоса, отличение его от природы как всего существующего и от огня как некой «первоначальной» материальной стихии. В тенденции здесь содержится возможность вычленения деятельности по описанию и изучению природы, возможность отличить философию от физики, от физического объяснения. Но пока, конечно, у самого Гераклита все три элемента едины. И все они объединены идеей первоначала, хотя уже и различены в ней.

Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос - «слово», «речь» самой вечной природы. Об этом важнейший фрагмент Гераклита, переданный Секстом Эмпириком: „Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [её], и выслушав однажды, Ибо, хотя все [люди} сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [её], даром что узнают на опыте [точно} такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие» (1; 189). Что же выясняется о логосе в первую очередь из фрагментов Гераклита Логос скрыт от большинства людей. Чаще всего они о логосе слыхом не слыхивали. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но «с чем они в самом непрестанном общении… с тем они в разладе» (свидетельство Марка Аврелия - 4; 191).

Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Об учении Гераклита и значении фразы

Напомним, что темой обсуждения в нашей статье стало изречение «все течет, все изменяется». Кто сказал его и когда приблизительно это произошло, а также о цитируемости фразы мы имеем представление. Теперь интересно будет узнать больше об авторе и предпосылках значения фразы.

Парадоксы, загадки, ирония Гераклита всегда побуждали к спорам и поиску разгадок. Так, эфесский мыслитель изрек, что Солнце, которое «правит космосом», «шириной [всего лишь] в ступню человеческую» (57; 224). Загадка тут в том, что другие фрагменты из Гераклита свидетельствуют о его «почтительном» отношении к Солнцу как главному среди небесных тел. «Солнце же, будучи их эпистатом [распорядителем] и судьей, дабы определять, регулировать, знаменовать и объявлять перемены и времена года, которые все порождают…» (64 (а); 228). Почему же судья, распорядитель, правитель космоса так иронически унижен»: шириной он всего лишь в человеческую ступню? Через парадокс - Солнце и вознесено над миром, человеком, и приближено к ним - Гераклит утверждает по крайней мере две важнейшие философские идеи. Во-первых, при всем «привилегированном» положении Солнца в космосе не дано ему нарушить естественный порядок Вселенной, что, собственно, разъясняет сам Гераклит: Солнце «не преступает положенных границ, ибо если оно <преступит> должные сроки, его разыщут Эринии, <союзницы Правды>» (57; 224. 52; 220). Во-вторых, величина Солнца тут поставлена в рамки человеческого видения и наблюдения, субъективных мерок жизнедеятельности человека, борьбы таких противоположностей, как размышление и чувственное наблюдение. Об этом верно сказал Сенека, комментируя интересующий нас гераклитовский фрагмент:
„Хотя разум доказывает, что Солнце больше Земли, взор наш сократил его до таких размеров, что мудрые мужи утверждали, будто оно величиной в ступню» (57 (d); 225).

В свете такого анализа высказывание Гераклита «все течет, все меняется» можно переформулировать в философский принцип: «НЕ ЦЕПЛЯЙСЯ ЗА ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ, ЖИВИ НАСТОЯЩИМ». Нужно освободить сознание от забот прошлого и надежд (или страхов), связанных с будущим. Момент настоящего есть истинное бытие человека, его экзистенция (как подлинное существование).

Легенда донесла сведения, что Гераклит отказался от царского престола, предпочитая поиски высшей истины земным проблемам (еще один пример в пользу отказа от будущего и прошлого, за которые постоянно цепляется посредственный обыватель). Для современников и земляков Гераклит был непонятен, возможно, его считали сумасшедшим, за что и прозвали Темным. Как мне кажется, это связано не только с его экстравагантными поступками и эпатажным поведением. Вот как определяет причину и отличительную особенность безумия и близкой ему гениальности А. Шопенгауэр: «Познание безумца имеет с познанием животного то общее, что оба они ОГРАНИЧЕНЫ НАСТОЯЩИМ. (…) То, что сильное душевное страдание, неожиданные и ужасные события часто ведут к безумию, я объясняю следующим образом. Каждое подобное страдание, как действительное событие, ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНО НАСТОЯЩИМ, т.е. оно проходит и поэтому еще не чрезмерно тяжко: безмерно великим оно делается лишь в том случае, если гнетет постоянной мукой; но в качестве последней оно уже только мысль и потому находится в памяти; и вот когда такое горе, такое болезненное сознание или воспоминание столь мучительно, что становится совершенно невыносимым и человек должен изнемочь под ним, — тогда угнетенная природа, как за последнее средство к спасению жизни, хватается за безумие: столь сильно терзаемый дух сильно разрывает нить своей памяти, заполняет проблемы фикциями и таким образом от душевной боли, превосходящей его силы, спасается в безумии… И вот если безумец верно познает отдельные моменты настоящего, как и отдельные моменты прошлого, но НЕВЕРНО ПОЗНАЕТ ИХ СВЯЗЬ, их отношения и поэтому заблуждается и бредит, то в этом и состоит точка его соприкосновения с гениальным индивидуумом: ведь и последний, ПРЕНЕБРЕГАЯ ПОЗНАНИЕМ ОТНОШЕНИЙ (которое представляет собой познание по закону основания), для того чтобы в вещай узреть и найти их идеи и постигнуть их наглядно выражающуюся подлинную сущность… — ведь и гений через это упускает из виду познание СВЯЗИ ВЕЩЕЙ…» (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление/Пер. с нем..; — Мн.: ООО «Попурри», 1998. с.262-263).

(это уже английская передача, принятая в русском языке как разграничитель между названием государства и его столицы).Мексику ,
что значит: «Пуп озера Метц». Испанский конкистадор Эрнан Кортес в
1519-1521 гг. огнем и мечом завоевал город и покорил страну ацтеков - Мехико («Луна»). Сам же город стал именоваться (в испанской передаче) Метц Столица Мексики была основана ацтеками в 1325 году на острове в центре большого искусственного озера, названного

Крупнейший ныне
город Бразилии. Первый камень в его основание заложил иезуитский
священник португалец Мануэл да Пайва. Город назван так по дню святого
Павла, в который состоялась первая обедня. «Слуги божьи» преследовали
земные корыстные цели: создать базу португальским захватчикам для
облегчения их разбойничьих походов в глубь страны.Сан-Паулу

Ну, ладно, мы уже вроде бы
привыкли к сюрпризам сил природы, изменяющим лик Земли. Там заговорил
вулкан и насыпал гору, там затряслась земля и родила озеро. До сих пор
спорят, а была ли Атлантида и если была, то где была и какая сила
погрузила этот остров-материк в глубины океана.Попутно

Но то, что сообщала печать читателям мира
лет пятнадцать назад, было из ряда вон выходящим. Оказывается Гавайские,
Каролинские, Марианские и другие острова Тихого океана подверглись
ужасающему нашествию… полчищ прожорливых морских звезд. Гастрономические
вкусы этих хищников - а о вкусах не спорят - вдруг замкнулись на
коралловых островах. «Пикантно и деликатесно», - говорили, наверно, друг
другу прожорливые моллюски, вознамерившись оставить Тихоокеанский
бассейн без рифов и островков. Одна из газет Гонолулу -
административного центра штата Гавайи, США, - в то время била в набат:
«К последствиям атомных испытаний прибавилась еще одна беда. Положение
Гавайских островов угрожающее. Если действенная помощь не поступит,
Соединенным Штатам придется лишиться одной звезды на своем флаге». «…У
жителей Гавайских и других островов земля уходит из-под ног в самом
прямом смысле слова», - тревожно добавил миланский печатный орган. Но то
ли ученые нашли способы борьбы с подводными варварами, то ли обжоры
пресытились, не знаю, но на картах самого последнего времени, они (эти
без пяти минут сожранные острова) еще продолжают украшать акваторию
океана.

на высокогорном озере Титикака. Одна часть его считается владением
Боливии, другая - Перу. В чем же трудность? А в том, что из семи
десятков озерных островков более половины - искусственные,
перемещающиеся по воле волн. Эти плавучие рукотворные островки
сооружаются их жителями из тростниковых настилов, обмазанных глиной.
Недолговечна жизнь таких слепленных кусочков суши, и свое время
островитяне делят между добыванием пищи - главным образом рыболовством -
и повседневным плетением новых настилов взамен нижних, размываемых
солеными водами озера.Урос Что-то исчезло с лика Земли, что-то
народилось - рано или поздно картографы отобразят эти изменения в своих
трудах. Но им не удастся зафиксировать на картах архипелаг

Всё течет, всё меняется

Всё течет, всё меняется
С древнегреческого: Panta rhei. Буквально: Всё движется.
Первоисточник - слова древнегреческого философа Гераклита (Гераклит из Эфеса, ок. 554 - 483 до н. э.), которые для истории сохранил философ Платон: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно».
Эта фраза Гераклита стала крылатой также в форме: Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Популярное выражение, используемое по поводу постоянных и неизбежных перемен в жизни человека и общества.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Всё течет, всё меняется" в других словарях:

    Нареч, кол во синонимов: 1 всё течет, всё меняется (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 1 все течет, все меняется (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гераклит на картине И. Морельсе (ок. 16 … Википедия

    Эллинистическая философия последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. Содержание… … Википедия

    All the Rivers Run Жанр мелодрама / драма В главных ролях Сигрид Торнтон Джон Уотерс Джон Алансу Кирк Александр Гарольд Бейджент Рой Болдуин Дон Баркер Эрни Бурк Дон Бриджес Николас Браун … Википедия

    Платон - Платон, афинянин, сын Аристона и Периктионы (или Потоны), которая вела свой род от Солона. А именно у Солона был брат Дропид, у того – сын Критий, у того – Каллесхр, у того – Критий (из Тридцати тиранов) и Главкон, у Главкона – Хармид и… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    См. Всё течет, всё меняется. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    пуант - ПУА´НТ (франц. pointe острие, острота) стилистический прием, выражающий: 1) остроумное заключение эпиграммы, басни или анекдота; 2) неожиданное разрешение сюжета (мастер такого сюжетного П. американский новеллист О’Генри); 3) в более расширенном… … Поэтический словарь

    - (от греческого protokollon (protos первый, kolla клеить) совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными… … Википедия

    АНАЛИЗ ДИСКУРСА (дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно политических обстоятельствах и культурно исторических условиях. Тематическую,… … Социология: Энциклопедия

Книги

  • Записки блогера «Эхо Москвы» , Олег Васильевич Северюхин. Когда ведешь блог, то как-то не задумываешься над тем, что блог изменяет восприятие человеком окружающей действительности. Вроде бы кажется, что ты такой же, каким был всегда и ничего не… электронная книга
  • Сказки венского леса. Вся правда о лесной жизни , Дамир Галеев. Жили-были… а может просто существовали звери в одном красивом лесу. Много разного случалось-приключалось здесь. Были и добрые зайцы, и злые волки, и мудрый Филин. Даже нечисть водилась –…