В Великую субботу на Страстной недели, в 2014 году она приходится на 19 апреля, в храмах и церквях проводится обряд торжественного освещения еды. Ведь 20 апреля, в Пасху, заканчивается Великий пост и наступает самый большой христианский праздник.

Многие верующие задаются вопросом, что можно святить на Пасху. Может показаться, что в корзинку можно положить любую еду. На самом же деле составление пасхального ковшика должно происходить по определенным правилам.

Пасхальная корзинка и все ее содержимое является важным атрибутом праздника Пасхи. Некоторые сравнивают этот ритуал с языческими верованиями, когда предки старались таким способом задобрить божества. Что касается христианства, то активно освящать еду перед Пасхой начали в XV веке. Конечно, современное наполнение пасхальной корзинки индивидуально и зависит от желаний человека. Но, если хочется делать все по христианской традиции, то в корзинке обязательно должны быть продукты, которые имеют скрытый смысл и несут послание.

Что же, согласно мнению священнослужителей, обязательно должно быть в пасхальной корзинке. Что святить на Пасху, чтобы это не было просто набор продуктов:




* Пасха. Самый важный продуктовый символ этого праздника. Она символизирует хлеб, который сошел с неба, чтобы накормить людей духовной пищей. Обязательно, чтобы Пасха была круглой формы, как символ солнца. На Руси пасхой называли блюдо из творога или же кулич из теста. Это символ Голгофы, где Иисус Христос принял свою мученическую смерть на кресте. Хлеб обязательно должны быть сладким и дрожжевым, потому что, согласно церковным книгам, именно таким хлебом Иисус кормил своих учеников на Тайной вечере в Великий четверг. Хозяйка должна готовиться пасху с чистыми намерениями и молитвами.

* Молочные продукты, включая творог и масло. Молочные продукты считаются символом жертвенности и нежности Бога. Человек должен желать божией благодати, как младенец желает молока матери. На молочных продуктах обычно рисовали крестик.

* Яйца считаются символом жизни. Это закрытое пространство, откуда все начинается. Одно из преданий говорит, что первой с новостью о том, что Христос воскрес, к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина. Тогда было принято приносить императору дары, и Мария принесла яйца. Император сказал, что человек не может воскреснуть, это также очевидно, как то, что это яйцо белое. Тогда яйцо в руках императора покраснело. В христианской традиции яйца символизируют жертву Христа во имя человечества. Они обязательно должны быть в пасхальной корзине.

* Мясные блюда, в частности, ветчина или колбаса. По одной из версий мясные блюда символизируют откормленного теленка, которого отец зарезал, когда блудный сын возвратился домой. По другой версии это символ жертвенного ягненка, которого зарезали, чтобы отметить кровью двери, где живет избранный народ для Ангела Божьего. Также в некоторых источниках сказано, что ягненок является прообразом Иисуса, который своей жертвой и кровью спас народ от власти смерти. Можно класть в корзину копченое мясо и ветчину, запеченное мясо, соленое салон.




* Хрен – это то, что можно святить на Пасху кроме яиц и куличей и что нужно святить обязательно. Традиционно в корзинку клали корешок хрена, и эта традиция отсылает к Ветхому завету. Во время Пасхи евреи должны были есть горькие блюда, чтобы вспоминать горечи египетского рабства. Так что, хрен в корзинке является символом прочности и несокрушимости духа человека после того, как он принял таинство Исповеди. Есть также легенда, которая гласит, что Иисуса хотели отравить корнями хрена, которые в ту пору считались смертоносными.

* Соль также является необходимым продуктом пасхальной корзины. Ведь она придает пище вкус. Соль является символом качества отношений с Богом.

* Вечнозеленое растение, к примеру, мирт или еловую ветку. Оно символизирует бессмертие и вечную жизнь.




Запрещено класть в корзину какие-либо алкогольные напитки. Даже, несмотря на то, что красное вино является кровью Христа, его нельзя освящать. Не говоря уже о водке и других представителях спиртного мира.

Это важно! Также обязательно в пасхальной корзинке должен быть рушник и свеча. Рушник – это сплетение нитей, а нить является символом жизни. Свеча – это свет, который нужно выносить к людям.

Теперь известно, что можно святить на Пасху. Такие продукты пытаются донести до нас науку Христа и сблизить с Богом. Не надо стараться освятить как можно больше еды. Некоторые думают, что такая еда приносит удачу, но это ошибочное мнение. Это, прежде всего, ритуальная еда для разговения.

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, вам наверняка приходилось слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль »). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом). Чёрный цвет соли - это искусственный цвет, в который поваренная соль окрашивается при запекании.

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… Об этом можно почитать здесь.

И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за последние годы?

На этот вопрос все священо служители разом отвечают отрицательно. Дескать, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. И что об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега."

Обряды обереги с солью:

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы. В Турции с давних временноворожденных натирали солью от сглаза и от потливости (и до сих под в некоторых горных районах страны сохранилась эта традиция).

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

Соль , как и другие виды пищи, широко , причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Приметы с солью:

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана».

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний.

Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль ». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год.

Как сделать четверговую соль:

Целебную силу приписывали «четверговой соли» . В XIX веке ее обычно получали так: в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг соль, завернутую в чистую тряпочку или помещенную в посуду (а иногда в старый лапоть), пережигали в печи. (Огонь, обладавший, по народным представлениям, очистительной способностью, «усиливал» таким образом «защитные» свойства соли.) В некоторых местностях соль просто выносили на улицу под звезды. В Калужской губернии на ночь выносили под звезды не только соль, но и мыло, золу и воду, чтобы сделать их целебными. Иногда же целебные свойства приписывались соли, которая лежала на столе рядом с хлебом в ночь накануне Страстного четверга.

Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после Пасхальной утрени.

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.).

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия.

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию ». «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания». Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)». В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди». Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли » такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. проникал в само христианство народа. получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями».

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль» . Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах. Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль » в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

И, наконец, Св. Причастие!»

Протоиерей Константин Мадзяновский рассказывает о том, какие можно святить продукты на Пасху, чем следует заняться в праздник и зачем обмениваться яйцами.

Старые люди говорят, что издавна полагалось проводить святую ночь с субботы на воскресенье в ночных бдениях, если уж не вышло пойти в церковь, потому что спать грешно. И что куличи, принесенные в храм после службы, в 6-7 утра, не считаются освященными. Так ли это?

Пасха празднуется независимо от того, в какой ситуации оказался человек – допустим, он за границей, где не то что православного, а вообще христианского храма нет. Тогда верующий должен молиться дома, читать молитвенник. Конечно, спать не запрещается, но по крайней мере первый час после полуночи желательно пободрствовать – в 00.00 приходит великий праздник, и как-то неправильно спать в момент, когда весь православный мир ликует и поет "Христос Воскресе". Нужно понимать, что куличи считаются освященными, потому что сам день святой, и ничего страшного, если их приносят в храм, даже когда окропление водой уже началось. Мы же не знаем, в конце концов, – может, человек с ночной смены бежит. В какой бы час ни возникло желание отправиться в церковь, не стесняйтесь, что уже поздновато и все расходятся по домам – вставайте и идите. Пусть господь сам разбирается, как кого наградить за его духовные труды и старания.

Getty Images/Fotobank

А каков "правильный" набор продуктов пасхальной корзинки? Предметы вечных споров – бутылки вина и мясо, приправленное чесноком (который считается "чертовым зельем").

Во времена Византии и еще долго после ее падения греческие патриархи осуждали освящение не то что колбас, но и куличей, не воспринимали наши обычаи носить в храмы еду. Но кулич символизирует хлеб жизни (зерно, умирая, рождает новый колосок), и Христос сам называет себя хлебом жизни, поэтому мы и печем куличи. И украинская церковь считает, что ничего плохого в этом нет. К тому же в церкви благословляется не только кулич как образ Христа, но и трапеза пасхальная, так же как священник благословляет людей перед тем, как они садятся за стол. Так что колбасы, пироги и буженина в корзинках полностью оправданы. В чтении при освящении говорится о куличах, о яйцах – о пище, но ни слова об алкоголе, поэтому ради Бога – не носите вино и водку в церковь, они не вписываются в благочестивые традиции. А чеснок наделяют магическими свойствами люди, верящие в мифологию, а не силу молитвы, но вера и поверья, как известно, ничего общего не имеют. Так что приправляйте блюда на здоровье.

Читайте также: ВРЕМЯ ПЕЧЬ ПАСХУ. КУЛИЧ ПО 100-ЛЕТНЕМУ РЕЦЕПТУ: РИТУАЛ И ТОНКОСТИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Кстати, скорлупу освященных крашенок следует закопать или сжечь, а если пропадают освященные продукты, скормите их птицам. В крайнем случае можно отдать собаке, но не свиньям – негоже, чтобы еду, благословленную в церкви, топтало нечистое животное.


А чем лучше заняться в Святое Воскресенье? Можно ли сходить на кладбище к могилкам родных?


Getty Images/Fotobank

Полагается ли что-то дарить друг другу на Пасху?

Можно обмениваться куличиками, ходить в гости друг к другу. А еще лучше – проведать больных, одиноких, обездоленных людей – одним словом, сделать что-то не ради себя, а во благо ближних, подарить свое время и внимание. Это и будет лучшее служение, жертва Богу в этот великий день. Было бы хорошо съездить в детский приют, сотворить доброе дело. Есть еще древний обычай дарить друг другу писанки и крашенки, уходящий корнями в седую историю. Когда Мария Магдалина явилась к императору с вестью, что Христос воскрес, он не поверил ей: "Христос так воскрес, как это яйцо красное!" – сказал он, и яйцо тут же покраснело. В своей сути оно символизирует жизнь, которая рано или поздно пробивается из-под скорлупы – так же и Христос разорвал оковы смерти, чтобы жить, и это основа нашей веры. Как сказал Апостол Павел, если Христос не воскрес, то вера наша напрасна. Кстати, седьмой день недели не просто так называется, а в честь воскресения: каждое воскресенье – это маленькая Пасха, напоминание о ней.

Татьяна Малиновская

Пасхальная корзина – незаменимый атрибут одного из самых главных христианских праздников. Что нужно в нее положить, какие продукты можно и нельзя святить в церкви на Пасху – читайте также.

Что нужно освятить на Пасху

Современные верующие значительно проще относятся к наполнения пасхальной корзины, чем наши предки. Кое-кто не стесняется освящать огромные куски мяса или вино в бутылках. Впрочем, каждый может решать для себя, что понести в церковь. Главное – взять самое важное.

Что нужно освятить на Пасху – список продуктов

Какие продукты нужно положить в пасхальную корзину:

- паска – символ Воскресения и Небесного Царства. Выпекание паски – важный этап приготовления к празднику. Большинство хозяек имеют свой рецепт. Готовить тесто на паску надо в покое, только с хорошими мыслями, потому что при других обстоятельствах она может не получиться.;
- яйца – это обязательный символ пасхальной паски, который символизирует новую жизнь и возрождение. Яйца можно украшать натуральными и пищевыми красителями, тканью, бумагой и даже стразами. Но делать это советуют в кругу семьи;
- мясо – обычно на Пасху подаются холодные мясные закуски, потому что они готовятся накануне, еще во время Великого поста. Поэтому положите в пасхальную корзину кусочек мяса и домашней колбаски. Главное – чтобы мясное блюдо было без крови;
- сыр и молочные продукты – так как молочные продукты не употреблялись во время поста, их также кладут в пасхальную корзину. Особенно хорошо приготовить творожную паску или сделать твердый сыр своими руками. Сыр и масло являются символами нежности и жертвенности Бога – эти продукты кладут в небольшие сосуды, а сверху рисуют крестик.

Кроме вышеупомянутых продуктов в пасхальную корзину для освящения кладут хрен , как символ прочности и силы духа, а также соль и вино . Церковь не одобряет алкоголь в пасхальной корзине, однако допускает кагор.

Что нельзя святить на Пасху

Далеко не все стоит класть в пасхальную корзину для освящения, есть продукты и вещи, которые строго запрещено приносить в церковь.

Что нельзя класть в пасхальную корзину:

Драгоценности, документы, деньги и другие материальные вещи;
- водку, коньяк, самогон и прочий алкоголь (кроме кагора);
- кровянку и другие продукты, изготовленные из крови животных;
- не советуют также класть фрукты и овощи, поскольку их можно было употреблять во время поста;
- нож – бытуют мнения, что освященные продукты нужно разрезать освященным ножом. Это выдумка и предрассудки.


Что нельзя святить на Пасху – список продуктов

Пасхальная корзина собирается только для благословения продуктов, которые можно употреблять после окончания Великого поста. А значит, пищи должно быть немного.

Когда святят пасху?

В разных церквях и храмах время для освящения пасок может отличаться. Одна церковь может освятить пасхальную корзину уже в предпраздничную субботу, а другая – непосредственно в воскресенье.

Пасхальная литургия в церкви продолжается всю ночь, и поэтому называется "всенощной". Около 4 часов утра происходит пасхальный крестный ход. Затем священники переодеваются из темных одежд в светлые и провозглашают слова: "Христос Воскрес!". В ответ верующие говорят: "Воистину Воскрес!" Только после этого святят паски и пасхальную корзину.


В 2018 году паску святят в ночь на 8 апреля

Через несколько дней наступает великий праздник - Христово Воскресение. В ночь с субботы на воскресенье потянется народ к храмам и церквям, чтобы освятить корзинки с куличами . Чего только не увидишь в руках прихожан: мясо, вино, деньги, ключи от машины…

© DepositPhotos

Суть православной Пасхи

Освящение, даже в самые великие праздники, не работает автоматически. Чтобы благодать божья действовала в жизни человека, ему нужно выполнять заповеди всю жизнь. Предприимчивые люди забывают истинную цель посещения храма на Пасху. И содержимое пасхального лукошка должно быть намного проще.

Сегодня редакция «Семицветик» расскажет, какие продукты нельзя освящать в церкви, когда будет православная Пасха . Священнослужители считают это грехом и языческими традициями.

Главные составляющие пасхальной корзины - кулич (сдобный или творожный) и яйца. Именно в этих продуктах заложена христианская символика. Кулич - это символ Христа, который принес себя в жертву за весь род человеческий.

Яйца, согласно церковным канонам , можно красить только в красный цвет. Ярко разрисованные крашенки лучше оставить дома для красоты, освящать их не стоит.

Алкогольные напитки и даже кагор не надо нести в храм. На Пасху не читается молитва на освящение вина, алкоголь абсолютно не вписывается в благочестивые традиции.

Это же касается овощей и фруктов, которые освящают на Преображение Господне (Яблочный Спас, 19 августа), но не на Пасху. Также конфеты, печенье, деньги и столовые приборы - это лишние ингредиенты пасхальной корзинки.

Чеснок, хрен и соль наделяют магическими свойствами только те люди, которые верят в мифологию, а не в силу молитвы. Вера и народные поверья имеют мало общего.

Мясо и колбасы в любом виде строго запрещено вносить за церковные ворота, а не то что в помещение церкви. «Мясо, принесенное в храм, может его осквернить, потому что своей смертью Христос положил конец кровным жертвоприношениям». На пасхальном богослужении читается молитва и о мясе, но в ней говорится о разрешении употреблять мясные продукты после поста, а не освящать их.

Священники напоминают, что на Пасху существует традиция оставлять пищу в храме для людей, у которых нет возможности подготовится к праздничной трапезе . Поэтому испеки несколько маленьких куличей и положи в корзину на пару яиц больше. Твое пожертвование пригодится нуждающимся.

Если освященная пища испортилась, ее ни в коем случае нельзя выбрасывать или отдавать животным. Такие продукты лучше сжечь и выбросить пепел в непопираемое место, например в реку, или посыпать ими землю в цветочном горшке.

Дополнить пасхальную корзину можешь красивым полотенцем и свечой, купленной в храме. Во время освящения зажги ее, и не переживай, если пламя погаснет от воды. Дома свечу можно зажечь перед иконой и дать ей полностью сгореть.

Запомни, освящение куличей не главное в день Воскресение Христова. Намного важнее придерживаться поста, отстоять полунощницу, исповедаться и причаститься. Когда наступит православная Пасха в 2018 году , не пренебрегай богослужением, сходи в храм, помолись и поделись радостью светлого праздника со всеми родными. Живи с Богом, и всё будет хорошо!

Если ты еще не определился с рецептом пасхального кулича, попробуй приготовить необычный и очень вкусный пасхальный «Краффин».

Постарайся, чтобы кулич был красивым, ведь он символ большого праздника.