§ 10. В каждом суждении наша мысль может выделить понятия, при помощи которых мыслятся субъект, предикат и отношение.

Но хотя понятия могут быть выделены нашей мысльюизсостава суждения как его члены, это не значит, будто суждение составляется или складывается из понятий, как кучка картофеля из положенных вместе готовых картофелин или как стенка дома складывается из отдельных готовых кирпичей.

Во всяком сложившемся суждении высказывание, выражающее целостный смысл суждения, мыслится раньше своих частей. Когда я думаю о свойстве хинина и мыслю суждение «хинин горек», я не «складываю» понятие хинина с понятием горечи и с понятием об отношении между ними. Я мыслю нечто целостное и, только заметив, что в этой целостности есть особые «части» – субъект, предикат и отношение, – выражаю эти особые части при помощи особых мыслей или понятий – при помощи мысли о «хинине», мысли о «горьком» и мысли о «принадлежности горечи хинину». При этом грамматически понятие о свойстве горечи и понятие о принадлежности горечи хинину выражены одной и той же формой – прилагательным «горек» в функции сказуемого.

Каждый предмет имеет ряд свойств, общих у него с другими предметами, и ряд свойств, которыми он отличается от других предметов. Мысли о свойствах предметов называются признаками. Так, сосна имеет ряд свойств, общих у сосен со всеми другими хвойными деревьями, и в то же время имеет ряд свойств, присущих одной сосне и отличающих её от ели, пихты и т. п. Мысли о всех таких свойствах – как общих у данного предмета с другими предметами, так и об особенных, принадлежащих только данному предмету и отличающих его от других, даже сходных с ним, – называются признаками.

При этом признан, принадлежащий самому предмету и, следовательно, существующий в нём независимо от нашей мысли об этом предмете, необходимо отличать от мысли о данном признаке. Мыслимый признак, или признак понятия, есть отражение в сознании признака предмета.

Существенные признаки

§ 11. Не все свойства предмета имеют одинаковое значение для этого предмета, и не все признаки имеют одинаковое значение для нашего познания. Строго говоря, каждый предмет, даже самый простой на вид, имеет неисчислимое множество свойств. Поэтому понятие о предмете имеет неисчислимое множество признаков. Заметить все эти признаки и запомнить их все было бы не под силу никому, даже самому учёному человеку. Да в этом и нет надобности.

Стремление включить в состав понятия все признаки мыслимого в понятии предмета или явления не только совершенно неосуществимо, но с логической точки зрения совершенно бессмысленно. Для задач практической жизни и для научного познания достаточно, если из всего огромного множества свойств предмета мысль наша выделит только некоторые свойства, однако выделит; наиболее важные и выделит таким образом, что каждый из признаков, отмечающих эти свойства, отдельно взятый, окажется совершенно необходимым, а все признаки, вместе взятые, окажутся совершенно достаточными для того, чтобы при помощи них отличить данный предмет от всех других, познать данный предмет по какой-то стороне его содержания.

Такая группа признаков называется группой существенные признаков предмета, а мысль о предмете, выделяющая в нём существенные признаки, называется понятием. При помощи существенных признаков предмет легко может быть отличен не только от явно несходных с ним предметов, но также и от предметов сходных, но не точно совпадающих с тем самым, о котором идёт речь.

Например, точным понятием о квадрате будет понятие о прямоугольнике, у которого все стороны равны. В понятии этом выделены два признака: 1) прямоугольность и 2) равенство всех сторон. Каждый из этих двух признаков, отдельно взятый, отличает квадрат от других четырёхугольников. Прямоугольностью квадрат отличается от ромба, у которого есть налицо равенство всех сторон, но нет характерного для квадрата свойства – необходимой прямоугольности. Равенством всех сторон квадрат отличается от неравностороннего параллелограма.

Выделенные в понятии квадрата два признака не только необходимы каждый в отдельности. Признаки эти, кроме того, так связаны между собой и выбраны из числа всех прочих признаков понятия квадрата таким образом, что взятых двух признаков оказывается совершенно достаточно для того, чтобы с их помощью, не прибегая к указанию ни на какие другие признаки, мы могли отличить понятие квадрата от понятия о всех других фигурах. Именно потому такие признаки называются существенными, т. е. отличающими в понятии о предмете не то, что для него случайно, не то, что могло бы в нём быть, но могло бы и не быть, а то, что необходимо должно быть для соответствия понятия предмету.

§ 12. Каждая группа существенных признаков, которая может быть выделена в мысли о предмете, образует особое понятие об этом предмете. Это не значит, однако, будто для каждого понятия о предмете существует только одна единственная группа существенных признаков. Каждый предмет настолько сложен, заключает в себе такое множество всяких свойств и свойства эти все так связаны между собой, что обычно имеется возможность указать относительно понятия об одном и том же предмете не одну единственную, а несколько групп существенных признаков.

Так, налитая в кувшин вода есть одно и тоже тело и для того, кто просто пьёт эту воду, и для живописца, изображающего воду на натюрморте, и для физика, изучающего физические свойства тел, и для химика, изучающего химические процессы и реакции. Но если налитая в кувшин вода – одно и то же тело, один и тот же предмет и для живописца, и для физика, и для химика, то понятие об этом предмете у физика будет не то же самое, что у химика.

Для физика вода есть жидкость, которая при + 4° по Цельсию имеет наибольшую плотность, при -+100° по Цельсию и при нормальном атмосферном давлении закипает, при пониженном давлении (как это бывает на вершине высоких гор) закипает при более низкой температуре, при 0° замерзает и т. д. и т. п.

Для химика та же самая вода есть Н 2 О, т. е. вещество, в молекуле которого на два атома водорода приходится один атом кислорода. У физика и химика – не только два понятия о воде, но в понятиях этих две группы или системы существенных признаков. При этом и понятие физика и понятие химика о воде вполне достаточны, каждое в отдельности, для того, чтобы отличить при помощи содержащихся в них признаков воду от всех других тел.

§ 13. Это не значит, разумеется, будто существенные признаки представляют нечто совершенно условное, имеющее значение только для человека, отличающего предметы друг от друга, а не для самих различных предметов.

Конечно, различные виды деятельности и работы, различные направления интереса порождают различные понятия и о существенных признаках. Для читателя, просматривающего каталог библиотеки, существенным является не формат книг, а распределение их по темам и по отраслям знания.

Для библиотекаря при расстановке книг в книгохранилище существенным будет не только принадлежность книги к той или иной отрасли знания или рубрике содержания, но также и одинаковый формат всех книг, устанавливаемых на одной и той же полке, так как подобная система расстановки позволяет сэкономить много пространства.

Сознательная деятельность людей всегда определяется теми целями, какие они ставят перед собой. Поэтому во всём, касающемся деятельности, то, что признаётся существенным, всегда в известной мере относительно, условно, зависит от направления интереса, от точки зрения на вещи.

При всём этом определение существенных признаков понятия о предмете отнюдь не есть нечто чисто условное, всецело зависящее от точки зрения. В примере, который мы рассмотрели, определения воды, данные физиком и химиком, вовсе не условны и выражают действительно существенные свойства предмета.

Различие между этими двумя группами существенных свойств возникло не потому только, что химика интересуют одни свойства воды, а физика – другие. Различие это возникло потому, что в самом веществе воды – независимо от того, какое понятие о воде составили физик и химик, – имеются свойства, которые, будучи выделены в две особые группы, образуют для нашей мысли две различные системы признаков, при помощи которых химические свойства воды могут быть отличены от физических.

§ 14. Каждая группа или система существенных признаков представляет только часть всех, в том числе и существенных, признаков данного предмета. В действительном предмете все принадлежащие ему признаки находятся вместе, в связи между собой. Но понятие выбирает или выделяет из всей огромной массы принадлежащих предмету признаков только ту группу, которая характеризует предмет с той именно точки зрения, с какой мы его изучаем или рассматриваем.

Только в этом смысле можно сказать, что существенность данных признаков есть нечто относительное, т. е. зависящее от точки зрения на предмет. Но в то же время любая группа существенных признаков указывает на признаки, принадлежащие самому предмету, почерпнутые из его собственного содержания, и в этом смысле она есть нечто безотносительное, ни от какой точки зрения не зависящее. Отдельное физическое и отдельное химическое понятие о воде существует не потому, что у физика имеется одна, а у химика другая точка зрения на воду. Наоборот. Только потому и могли сложиться эти две различные точки зрения на один и тот же предмет – воду, – что в самом этом предмете, независимо от того, как глядят на него физик и химик, имеются обе эти группы связанных между собой признаков, лежащие в основе физического и химического понятия о воде.

§ 15. Совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется содержанием понятия. Например, в рассмотренном нами понятии «квадрат» содержанием этого понятия будут оба указанных существенных признака квадрата: прямоугольность и равенство всех сторон. Содержанием понятия «плоскость» будут следующие признаки: поверхность, которой прямая линия, соединяющая две какие-нибудь ее точки, совпадает. Содержанием понятия «непроницаемость» будет то свойство тел, в силу которого два тела не могут в одно и то же время занимать одно и то же пространство, и т. д.

Чтобы установить существенные признаки понятия, необходимо сравнить между собой целый ряд предметов. Сравнение это покажет, какие признаки необходимы и достаточны, чтобы отличить данный предмет от всех других, выделить в нём важнейшие свойства, раскрыть его отношения к другим предметами их свойствам и т. д.

Отсюда следует, что в каждом понятии кроме мысли о его содержании, т. е. о его существенных признаках, следует ещё различать мысль о совокупности тех предметов, которые охватываются понятием. Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объёмом этого понятия. Так, объём понятия «квадрат» есть мысль о всех четырёхугольниках, обладающих существенными свойствами квадрата. Объём понятия «млекопитающие» составляет мысль о всех животных, охватываемых этим понятием, т. е. удовлетворяющих существенным признакам понятия «млекопитающее», и т. д.

§ 16. Содержание и объём должны быть различаемы в каждом понятии. В каком же отношении стоят друг к другу содержание понятия и его объём? Определяется ли содержание понятия его объёмом или, наоборот, объём понятия его содержанием?

Правильный ответ на этот вопрос зависит от того, рассматриваем ли мы происхождение понятия о предмете или применение уже возникшего понятия.

С точки зрения происхождения наших понятий содержание понятия обычно определяется его объёмом. Мыслимый класс предметов существует до того, как возникает мысль об этом классе. Выделив известный круг предметов и заметив, что во всех этих предметах имеется сходного и что отличительного, мысль наша выделяет затем группу признаков, которые составят содержание понятия о рассмотренных предметах. От того, каков круг выделенных мыслью предметов и каковы их свойства, их отношения к другим предметам, зависит, каким будет содержание понятия об этих предметах, какие признаки будут мыслиться в этом содержании.

Напротив, с точки зрения применения уже возникшего, т. е. сложившегося в своём содержании, понятия содержание первое объёма и объём понятия определяется его содержанием. Как только содержание понятия выяснено, т. е. установлено, какая группа существенных признаков образует его содержание, – тем самым определяется, каков круг предметов, которые могут мыслиться посредством данного понятия или к которым приложимо данное понятие.

Так, для людей, не имеющих точного понятия о том, что такое «белые ночи», было бы затруднительно сказать, какие ночи должны называться белыми. Напротив, для астронома в этом вопросе нет затруднения, так как астроном точно знает содержание понятия «белые ночи». Белыми ночами астроном называет такие ночи, в течение которых солнце не опускается под горизонт ниже чем на 18° дуги.

Этим содержанием понятия «белые ночи» вполне точно определяется его объём. Исходя из этого определения, астроном поясняет, что явление «белых ночей» в европейской части Советского Союза имеет место до параллели Полтавы, так как эта параллель – самая южная, на которой солнце в начале лета не опускается под горизонт ниже чем на 18°. Отсюда же следует, что явление «белых ночей» имеет место в июне и июле на параллели Москвы, но не достигает здесь такого развития, как на параллели Ленинграда, где в эти месяцы солнце погружается под горизонт на величину дуги значительно меньшую, чем в Москве, и т. д.

Изучать Признаки и Свойства Предметов , начинайте с совершенно не математических понятий. Признаки и свойства имеются совершенно у любых предметов.Что же такое признак предмета?
Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина - машина - является предметом, а зеленый - это его признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Вы сами не замечаете как в быту и на улице, вы постоянно разговариваете и обсуждаете с ребенком свойства различных предметов. Например ваш малыш играет в конструктор и держит в руке прямоугольную деталь конструктора, желтого цвета, сделанную из пластмассы.Или он садится на табурет, квадратной формы сделанный из дерева.

Мы взрослые, помогаете ребёнку разобраться и понять все признаки и свойства окружающих нас предметов, объясняя разные категории – цвет, форму, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы.

А как мы можем дать ребёнку возможность активно манипулировать признаками предметов?
Сегодня нам поможет для этого интересная игра, которую я нашла в компьютерной игре "Волшебные Феи. Скоро в школу".


Игра выглядит в виде деревянного шкафа, у которого три полки: верхняя,нижняя и средняя полки.

Комплект цветов в горшках. Цветы подразделяются на три категории:цвет,размер,направление.
Распечатанный готовый материал, можно приклеить на картон.

Горшочки с цветами аккуратно разрезать, можно разрезать их на квадратные карточки или аккуратно разрезать по линии цветка (см. фото).Чтобы предметы игры быстро не портились я обклеила их широким скотчем с двух сторон. Горшочки с цветами стали гладкими и краска с них не облезет.


Как играть в игру Признаки и Свойства предметов.

Игра 1: Игра на изучение размеров.Попросите ребенка положить все большие цветы на верхнюю полку, маленькие цветы на нижнюю полку и средние цветы на среднюю полку.

Игра 2: Следующее задание на изучение цвета. Попросите ребенка положить на нижнюю полку - синие цветы, на верхнюю - красные цветы и на среднюю - желтые цветы.


Игра 3: Задания на изучение Левой стороны и Правой стороны. Попросите ребенка положить на нижнюю полку - цветы которые смотрят на право, на среднюю полку - цветы которые смотрят налево, и на верхнюю полку цветы - которые смотрят прямо (вверх).

Имея в руках такие замечательные карточки можно играть до бесконечности.

Игра 4: Чем старше малыш будет становиться, можно будет усложнять задание.Можно развивать память. Вы один раз называете задание и больше не повторяете его. Ребенок должен поставить цветы в горшочках на правильную полку и указать правильный признак.

Игра 5: Можно использовать цветы в горшочках в других логических играх. Например, продолжи ряд.
К примеру первый цветок самый большой, затем стоит маленький цветок,затем опять большой. Угадай какой цветок будет следующий.

Скачайте изображение шкафчика и комплект цветов в горшочках и играйте в игры на изучение Признаков и Свойств предметов.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

Определение - второстепенный член предложения. Определение отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения поясняют члены предложения.

Определения бывают 2-х видов

1) Согласованные

2) Несогласованные

Согласованные определения

Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде). И могут выражаться:

1) Прилагательным: Я купила оранжевую футболку.

2) Местоимением: Наша дорога.

3) Числительным: Дай мне второй том.

4) Причастием: Зеленеющий лес

Согласованные определения чаще всего стоят перед определяемым словом.

Значения согласованных определений разнообразны. Зависят от значения слов (лексического), которыми они являются.

Определения, которые обозначают качество предмета, выражены качественными прилагательными. Определения, которые обозначают признак предмета по времени и по месту его нахождения, выражены относительными прилагательными. Определения, которые выражены притяжательными прилагательными или притяжательными местоимениями, обозначают принадлежность.

Определения, которые указывают на неопределенность предмета в отношении свойства, качества, принадлежности, выражены неопределенными местоимениями. Определения, которые выражены порядковыми числительными, обозначают порядок при счете. Определения, которые могут обозначать признак, связанный с действием, выражены причастиями.

Несогласованные определения

Несогласованные определения сочетаются с главным примыканием (являются неизменяемой частью речи или формой) или управлением (ставится при главном слове и в определенном падеже). И могут выражаться:

1) Cуществительным с предлогом и без него в косвенном падеже: Климат в Санкт-Петербурге. Полет летчика.

2) Инфинитивом: Стремление увидеть. У меня есть желание учиться.

3) Наречием: Мне подали яйца всмятку. Я люблю прогулки пешком.

4) Прилагательным в сравнительной степени: Домик поменьше.

5) Притяжательным местоимением его, ее, их: Его сестра. Их квартира.

6) Цельным словосочетанием: Мама увидела девочку лет четырнадцати.

Несогласованные определения могут обозначать принадлежность, если они выражены именем существительным без предлога в родительном падеже.

Несогласованные определения могут обозначать разные признаки

  • - признак по материалу;
  • - признак, который указывает на то, чт у предмета есть какие-либо внешние черты, детали;
  • - признак, характеризующий предмет в отношении прстранства;
  • - признак, указывающий на содержимое предмета;
  • - признак, указывающий на назначение предмета, если они выражены именем существительным с предлогами в косвенных падежах.

Несогласованные определения могут означать признак в отношении направления, качества, времени, способа действия, если они выражены наречием. Несогласованные определения, которые выражены инфинитивом, служат для того, чтобы раскрыть содержание предмета

Вы уже знакомы со словами, обозначающими предметы и явления природы, умеете задавать вопросы к этим словам: кто? или что? Давайте представим, что вы пригласили гостей. Перед вами фрукты. Вот виноград и яблоки. Если вы хотите предложить фрукты на выбор, вы спросите ЧТО вам дать? Но вы видите, что яблоки и виноград разные. Как вы будете предлагать? Спросите: какое тебе яблоко, какой тебе виноград? Значит, надо назвать признак, рассказывающий, чем одинаковые фрукты отличаются друг от друга. А помогут это сделать другие слова нашего языка. На этом уроке мы узнаем, что в русском языке есть слова, которые обозначают признаки предметов, явлений природы. Эти слова поясняют, различают, описывают слова, обозначающие сами предметы.

Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом - красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус - сладкий, кислый? Какой по размеру - большой, маленький?

Рассмотрите рисунок.

Что это? Стол - предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.

Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые (рис. 2)?

Рис. 2. Разные столы ()

Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой ?

У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.

Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.

Рассмотрите фотографии. Под какой картинкой вы сделаете подпись «грозовое небо», «чистое небо», «серое небо», «звездное небо» (рис. 3)?

Рис. 3. Какое бывает небо ()

Проверьте себя.

Чистое небо - небо, на котором нет ни облачка.

Грозовое небо - приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.

Звёздное небо - ночь и светят звёзды.

Серое небо - всё затянуто тучами.

А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.

Выполните задание. Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Проверьте себя.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Длинное письмо, интересный журнал, грозовая туча, красивые цветы.

Зададим вопросы:

письмо (какое?) длинное

журнал (какой?) интересный

туча (какая?) грозовая

цветы (какие?) красивые

Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.

Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?

Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.

Солнышко, тучка, ветерок, деньки.

Проверьте себя.

Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.

Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.

Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.

Деньки (какие?) чудесные, радостные.

Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.

Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.

Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.

У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.

Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.

У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.

Рис. 4. Лиса

А теперь догадались? Это лиса (рис. 4).

Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.

С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное - любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:

Большой косолапый…

трусливый быстрый…

двугорбый неторопливый…

хозяйственная хлопотливая …

серый жадный …

Проверьте себя: медведь, заяц, верблюд, белка, волк.

Отгадайте загадки. Соедините текст загадки с отгадкой-рисунком. Одна подсказка: все отгадки - названия птиц (рис. 5).

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья - хрипловатая.

Длинная шея, красные лапки,

Крылатый, горластый, щиплет за пятки.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам важный.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Проверьте себя: ворона, гусь, журавль, сорока.

Какие слова помогли отгадать загадки? Слова, которые обозначают признаки.

Представьте бесцветную картину. Она унылая и неинтересная. А потом эту картину раскрасили. Сразу всё стало понятно, красиво, ярко (рис. 6).

Рис. 6. Яркая картина ()

Так и словесная картина может быть яркой, точной, красивой. Такой её помогают увидеть и представить слова, которые обозначают признаки предметов. Поэтому великие писатели и поэты называли наш русский язык волшебным. Ведь в нём очень много слов-признаков.

Сегодня на уроке мы учились находить и подбирать такие слова, а также узнали, что отвечают эти слова на вопросы: какой?, какая?, какое? и какие? .

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Openclass.ru ().
  3. Menobr.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Дайте ответ одним словом. Зебра какая?

Обмоталась зебра чёрной лентой и всех спрашивает:

- Ну, отгадайте, какая я: чёрная или белая? Белая или чёрная?

3. Прочитайте стихотворение Я. Акима. Назовите слова-признаки к слову «яблоко». Добавьте свои примеры.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

4. Отгадайте слово по его признакам:

а) румяный, сладкий, клубничный …

б) красивая, мягкая, плюшевая …
в) цветные, яркие, красивые …

г) вязаный, красный, тёплый …

5. Выберите слова, которые называют признаки предметов:

Краски, красочные, красят, они, красный, длинный, короткий, квадрат, сказка, десять, быстро, мокрый, мчится, жёлтое, малыши, маленькие.

6. Найдите строку, в которой все слова - названия признаков предметов:

а) колючий, колкий, колючка;

б) отдать, чудесный, плохой;

в) гладкий, вкусный, ровный.

7.Назовите признаки:

а) Дома - по величине и по материалу.

б) Яблока - по вкусу и цвету.

Понятия образуются на основе признаков предметов .

Каждый предмет имеет множество свойств, общих у него с другими предметами, и ряд свойств, которыми он отличается от других предметов. Мысли о свойствах предметов называются признаками.

Признаками называются черты сходства или различия предметов.

Сходные признаки называются общими - в них выражается тождество предметов в определенном отношении. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, называются отличительными .

Как в общих, так и в отличительных признаках могут фиксироваться существенные и несущественные свойства предметов.

Следует различать два смысла выражения «существенное свойство »:

1) важность свойства одного предмета для другого предмета (например, для удовлетворения тех или иных потребностей человека, для того, чтобы предмет годился ему в пищу).

Понятие существенного признака в этом смысле является относительным , т. е. в одном отношении могут быть существенными одни признаки реального предмета, в другом - другие и т. д. Например, в каждом отдельном человеке нас могут интересовать различные стороны: или его способность выполнять сложную умственную работу, или возможности поднимать тяжести, или особенности голоса. Но каждое из этих свойств, как и множество других, взятых в отдельности, несущественно для того, чтобы то или иное конкретное лицо оставалось человеком, а, следовательно, эти признаки несущественны для понятия «человек».

2) свойство, определяющее характер, природу и направление развития предмета, безотносительно других предметов. Существование предмета как предмета определенного рода или категории невозможно, если отсутствует хотя бы один такой существенный признак.

Такие признаки вместе взятые, достаточны для выражения сущности предмета, а каждый из них в отдельности необходим для нее. Всякое понятие отражает сущность предмета, которой предметы отличаются от всех других предметов, сущность которых фиксируется уже в другом понятии.

При помощи существенных признаков предмет легко может быть отличен не только от явно несходных с ним предметов, но также и от предметов сходных, но не точно совпадающих с тем самым, о котором идёт речь.

Предметы можно различать и по несущественным признакам.

Признаки предметов подразделяют еще на основные и производные , случайные и необходимые .

Основные признаки - это те существенные признаки, из которых выводятся как необходимое следствие другие существенные признаки.

Производные - те признаки, которые выводятся из основных.

Так, в понятии равностороннего треугольника равенство сторон является основным признаком, а равенство углов - производным.

Необходимые признаки - это те же существенные признаки, взятые в отношении признаков, которые не являются ни основными, ни необходимыми следствиями из них. Понятие «необходимые признаки» означает, что без них не может существовать ни один индивидуум данного класса предметов.

Случайные признаки - это признаки, принадлежащие либо только некоторым представителям класса предметов; либо всем его представителям, но не являющиеся необходимым следствием основных признаков. Например, светлые волосы, высокий рост, умение говорить на нескольких языках - все это случайные признаки первого рода, т. е. такие, которые имеются только у некоторых представителей класса «человек».

Однако, существует особый тип случайных признаков, к которым, к примеру, относится черный цвет перьев у ворон. Такие случайные признаки называют «неотделимой случайностью ».

Понятие фиксирует в предмете существенные признаки.

Каждая группа или система существенных признаков представляет только часть всех, в том числе и существенных, признаков данного предмета. В действительном предмете все принадлежащие ему признаки находятся вместе, в связи между собой. Но понятие выбирает или выделяет из всей огромной массы принадлежащих предмету признаков только ту группу, которая характеризует предмет с той именно точки зрения, с которой мы его изучаем или рассматриваем.

Только в этом смысле можно сказать, что существенность данных признаков есть нечто относительное, т. е. зависящее от точки зрения на предмет. Но в то же время любая группа существенных признаков указывает на признаки, принадлежащие самому предмету, почерпнутые из его собственного содержания, и в этом смысле она есть нечто безотносительное, ни от какой точки зрения не зависящее.

Понятия, в зависимости от количества существенных признаков предметов, фиксируемых ими, делятся на простые и сложные .

Определения «простое» и «сложное» относительны, т. е. одно понятие может быть более простым по сравнению с другим и более сложным по сравнению с третьим. Так, понятие «труд» является более сложным по сравнению с понятием «затрата человеческой энергии». Выражение «более сложное понятие» в указанном здесь смысле означает, естественно, что оно содержит больше информации по сравнению с менее сложным понятием, что содержание простого понятия может составлять часть содержания более сложного.

§ 8 Основные методы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение.

Образование понятий связано с действиями мышления, которые позволяют установить общие признаки у предметов, выделив в них существенные и несущественные признаки, создать из выделенных существенных признаков определенное единство. Эти действия выступают в качестве методов или приемов образования понятий. К этим методам относятся:

а) анализ - мысленное расчленение содержания предмета на составляющие его свойства, признаки;

б) сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами;

в) синтез - мысленное соединение признаков, свойств предмета, отражаемых содержанием понятия;

г) абстрагирование - выделение единства признаков, составляющих содержание понятия, из всей совокупности признаков предметов;

д) обобщение . Действия абстрагирования (отвлечения) и обобщения неразрывно связаны. Точнее: это единый двусторонний процесс. Действие выделения признаков определенного рода есть абстрагирование по отношению к этим выделяемым признакам; оно есть обобщение, если речь идет о более богатой совокупности признаков, которыми обладают различные виды предметов, соответствующие образуемому понятию.

§ 9 Структура понятия: соотношение между содержанием и объемом понятия

Объем понятия есть все другие понятия, для которых оно служит признаком, главной их частью.

Иногда объем понятия называют «множеством предметов», которые мыслятся посредством данного понятия. Но это определение неточно, так как логика изучает отношения между понятиями, а не между предметами.

Выражение «объем понятия» в формально-логическом смысле несовместимо с утверждением о наличии понятий с нулевым объемом. В объеме понятия имеется, по меньшей мере, один член.

Имеются понятия, которые являются только родами по отношению к другим понятиям, а видами не могут быть. Такие понятия называются категориями . У них наибольший объем и наименьшее содержание по сравнению с остальными понятиями. Примеры категорий: «вещь», «свойство», «отношение», «время», «пространство», «движение» (в смысле изменения вообще), философское понятие материи и т. д. Приведенные примеры являются философскими понятиями. От них отличаются категории частных наук, которые не могут быть видами по отношению к понятиям этих же наук, но являются видами по отношению к философским категориям. Примеры категорий в частных науках: «живой организм» - в биологии, «элементарная частица» - в физике элементарных частиц, «фигура» - а геометрии, «атом» - в химии и т. д.

В формальной логике особенно широко применяются категории «вещь», «свойство» и «отношение».