В конце 19 века в Санкт-Петербурге выходил альбом «Мотивы русской архитектуры», где взыскательным заказчикам того времени предлагались самые смелые и утонченные проекты загородных домов. Эти усадьбы, если были бы построены, сегодня стали бы памятниками архитектуры и охранялись бы, как важные объекты культурного наследия страны.

Листая старые альбомы в библиотеке, корреспондент FromOneMillion восхитился, насколько самобытной и яркой была архитектура загородных домов в России того времени. И даже не верно говорить "архитектура" - тогда все-таки над домами работали не западные дизайнеры и архитекторы, а настоящие русские зодчие - хотя все были с прекрасным западным образованием.

Разница в том, что дома того времени совершенно не стеснялись делать в традициях резных русских теремов. Сегодня мы активно используем идеи готики, американской и финской архитектуры, традиции Скандинавии и Англии. Однако для тех, кто хочет жить в по-настоящему оригинальном и стильном загородном доме такое повальное "западничество" может рано или поздно наскучить. Почему бы не обратить свой взор на собственные традиции и посмотреть, каким мог бы быть дом, если заказать его по старинным чертежам?

Основная тенденция, которая властвует сегодня на рынке загородного домостроения - архитектурный минимализм, прагматичность, максимальное упрощение. Сейчас мы строим коттеджи с самой простой формой плана - прямоугольником. "Коробку" дома с квадратными окнами покрывает обычная двускатная или шатровая кровля без каких-либо ухищрений. То, что предлагалось в качестве образчика загородной архитектуры в России 19 века сегодня выглядит крайне необычно - скорее, эти рисунки подходят для детской книги сказок, чем для серьезного архитектурного журнала.

Между тем, образованные и обеспеченные люди того времени предпочитали строить усадьбы именно в русском стиле. Во-первых, это делало загородные дома отличающимися от городских, которые, в основном, строились уже в прозападном упрощенном образе. Во-вторых, это поддерживало русские национальные традиции зодчества, которые всегда восхищали архитекторов и историков искусства во всем мире. В-третьих, это была возможность самовыражения, поскольку русское зодчество допускает всевозможные варианты планировки и декорирования дома, соответственно, двух одинаковых усадеб в одной губернии не найти.

Вот, например, дом-теремок, маленький, изящный, резной, сказочный. Дома, похожие на старинные русские терема, обязательно имели балконы или башенки, резное крылечко, богато украшенный конек крыши и красивые ставни. Проекты этой стилистики выглядят несколько "сахарно" - кажется, это не архитектурный рисунок дома, а заготовка для сладкого леденца или пряника. Между тем, сложно устоять перед очарованием таких проектов - настолько они милы, радостны и уютны.

Следующая категория загородных домов конца 19 века - дома-замки . Они сочетают в себе русское зодчество и готику и часто строились из двух материалов - дерева и камня. Если подобный проект реализовывать сегодня, это будет настоящим вызовом современной стандартизированной архитектуры - ведь традиции ажурной резьбы практически утрачены (не считая каких-то ее китчевых проявлений), кроме того, дом, построенный по большей части из дерева, сегодня будет в большой цене.

Наконец, есть часть проектов, которые строились в упрощенно-западном стиле, но свою "русскость" не теряли. Эти особняки выглядят вполне современно, и одновременно очень оригинально. Тогдашние архитекторы продумывали в едином стиле также ограду и хозяйственные постройки загородного дома, чтобы в нем было все необходимое. Такие проекты вполне могут быть реализованы даже сегодня - идеи хороши особенно для тех, кто хочет выделиться, и начинает уже ценить важность собственных традиций и истории.

Увы, привычка строить большие красивые дома и усадьбы была утрачена нами за годы Советской власти. Сейчас главной модной тенденцией остается скандинавский минимализм, но в таком стиле строятся дома по всему свету - и все, по большей части, довольно одинаковые. Так что весьма вероятно, что скоро мы устанем от такого однообразия и обратимся к архивам - ведь не зря все-таки самые титулованные особы того времени старались заказать себе загородный особняк у русских мастеров деревянного и каменного зодчества.

Данила Высоцкий

Жизненные условия настоящего времени создали особый вид собственников, которые стремятся с минимальными затратами устроить себе «собственное гнездо».

Как всегда спрос вызвал предложение, и явились предприниматели по продаже мелких участков земли в ближайших окрестностях столицы. Покупателями таких земельных участков являются в большинстве случаев люди труда, не обладающие большими денежными средствами и потому стремящиеся построить себе дачу или дом возможно экономическим способом.

Идя на встречу такому стремлению большинства, я предлагаю вниманию почтенной публике настоящий сборник проектов недорогих дачных построек. Каждый из предлагаемых в этом выпуске проектов следует рассматривать, как схему, которую можно изменять по желанию, не вызывая тем излишних расходов.

Практикуемый ныне в громадном большинстве случаев способ постройки дач сводится к простой сделке с подрядчиком, часто человеком малограмотным, который ведет постройку на свой страх и вкус, унаследованный им от такого же предшественника, и в результате получается никуда негодная дача казарменно-сундучного вида в лучшем случае отделанная разными украшениями в ложнорусском стиле с петушками и лошадками. Задачей настоящего сборника архитектурных проектов дачных построек и является попытка упорядочить дело постройки дач, познакомив публику с элементарными требованиями изящества в архитектуре, и основами строительного искусства, дать вместе с тем несколько типичных планов удобных для жилья построек, планов, которые могут быть по желанию каждого изменены согласно его требованиям и стремлениям.

Вл. Стори. Январь 1914г

Мы взяли на себя смелость несколько изменить проекты, добавив помещения для размещения санузлов, сообразно современным требованиям.

Новые исторические проекты

Проекты дореволюционных домов

    Площадь : 200 м 2

    Площадь : 155 м 2

    Площадь : 150 м 2

    Площадь : 290 м 2

    Площадь : 320 м 2

    Площадь : 235 м 2

    Площадь : 120 м 2

    Площадь : 85 м 2

    Площадь : 130 м 2

    Площадь : 130 м 2

  • Сказочный теремок по мотивам В.М. Васнецова

    Площадь : 350 м 2

  • Площадь : 140 м 2

  • Проект старинной уральской крестьянской избы

    Площадь : 85 м 2

  • Если длина бревна равна или превышает 8 метров, то стены обязательно стягиваются дополнительными капитальными бревенчатыми стенами.
  • Все необходимые строительные материалы (пил.мат, скобяные изделия, временное кровельное покрытие, мох и т.д.), которые потребуются на этапе сборки сруба.
  • Погрузка, разгрузка, доставка сруба и необходимых строительных материалов до места сборки. Стоимость доставки включена в радиусе 70 км. от МКАД.
  • Сборка сруба на готовый фундамент.
    Этот пункт является обязательным, ибо весьма не разумно как для Заказчика, так и для нас поручать сборку бригаде, которая не рубила сруб.
    На этом этапе включено:
    • Половые балки из бревен диаметром от 18 до 24 см.
    • Первичная конопатка (мох или пакля входит в стоимость)
    • Стоимость использования автокрана (при необходимости оного)
    • Сборка и разборка строительных лесов, включая необходимые материалы
    • Перекрытие строящегося дома или бани
    • Изготовление и установка стропильной системы
    • Оборудование фронтонов и, при возможности, подготовка оконных проемов во фронтонах
    • Обрешетка крыши
    • Покрытие крыши временной кровлей
  • После установки сруба на фундамент, обязательно следует технологический перерыв, до окончания первоначальной усадки сруба бани (от 4 до 12 месяцев)

    Планировка старинной двухэтажной усадьбы с огромным гостиным залом, с камином, высокими потолками.

    Элегантность и изящность… Это отличительные черты, которые использовались для оформления старинных особняков. Все в них излучало стиль, красоту и моду. Предложенная здесь планировка старинной усадьбы является олицетворением классического стиля и дизайна. Как и в прошлое время, здесь имеется гостиная с камином.

    Проект старинной русской усадьбы

    Вход в особняк, как правило, начинается с , двустворчатых дверей и огромного холла, соединенного с прихожей, общая площадь которых достигает 17,2 кв. м. В старинное время использовались свечи для того, чтобы получить свет, но в этом проекте они будут исполнять только роль аксессуаров.

    Изысканное оформление первого этажа

    Из холла через арку можно пройти в гостиную. Это огромное пространство ещё со старых времен использовалось для приема гостей. В стиле этой комнаты можно встретить сдержанный шик, роскошь материалов и аксессуаров, эффектность каждого элемента. Здесь властвует гармония вместе с утонченной элегантностью и основательностью.

    Читайте также

    Дом с угловой террасой – все правила оформления

    Классика это стиль, который не потеряет своей уникальности никогда. Огромный гостиный зал с камином должен быть украшен картинами, часами, китайскими вазами и т. д. Не должно быть перегруженности в интерьере, но в то же время важно избегать пустоты.

    И последнее помещение на этаже – зал. Зал это место, где в старинное время собиралось огромное количество людей, включая даже придворных, и здесь проводились крупные мероприятия. Площадь этого помещения 17,5 кв. м. Оформление его выглядит невероятно. Пол представляет собой узорчатый и блестящий паркет, покрытый ковром с классическим орнаментом. Колонны и пилястры олицетворяют античную культуру и как будто отправляют нас в далекое прошлое.

    Замечательным решением послужит кессонный потолок, так как он изумительно сочетается с резной мебелью. Шкафы, комоды, диваны, имеющие деревянные подлокотники, позолоченные аксессуары, высокие потолки – все это элементы старины.

    Стильное решение на втором этаже

    На втором этаже располагаются личные апартаменты — всего три спальни. Первая имеет площадь 15,6 кв. м., вторая 21,9 кв. м., третья 17,5 кв. м., в каждой комнате большое внимание должно уделяться освещению. Для классического стиля наиболее характерным является использование верхнего освещения, которое представлено в виде хрустальной либо рожковой люстры. Очень важно правильно подобрать украшения, чтобы не испортить впечатление.

    На втором этаже располагается большая терраса, площадь которой 8,3 кв. м., а также малый зал-библиотека, площадь которого 17,5 кв. м. Здесь же находится холл, размер которого 10,6 кв. м., лоджия (16,8 кв. м.). Ну и, конечно, имеется два санузла.

    Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

    В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

    Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

    Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

    Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

    В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.