ОТ РЕДАКЦИИ. Что мы знаем об освящении вербы в праздник ? - Так, с ложившаяся благочестивая традиция…

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? - Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники - богословы из общества имени Скабаллановича - в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Знаете ли вы, что…

Факт №1

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу

Во время полиелея - самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм - и воскресение тем предсказали.

Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.

Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.


Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Факт №5

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное - это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

Почему верба?

Субботним вечером накануне праздника преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?

Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти . Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.

Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: “Осанна!” (что значит “благословен”) и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…

С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк.-слав. – с “ваийями” ). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба – символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.

Освящение верб бывает в субботу во время праздничного богослужения – . После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.

Освященные вербы мы приносим в свои дома, где с благоговением храним, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. (Константин Слепинин. Азы Православия)

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

Почему верба?

Субботним вечером накануне праздника Входа Господня во Иерусалим преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?

Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти . Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.

Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: “Осанна!” (что значит “благословен”) и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…

С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк.-слав. – с “ваийями” ). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба – символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.

Освящение верб бывает в субботу во время праздничного богослужения – Всенощного бдения . После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.

По сложившейся традиции веточки вербы можно освятить в разное время. Если вы не сможете этого сделать в Воскресенье, тогда смело идите в храм вечером в субботу. Именно в это время и начинают святить вербу. В этом году Лазарева суббота припадает на 31 марта.

В это время читают особые молитвы на освещения вайи, которой называют святыми. Их читают во всех храмах и именно в это время, и происходит освящение вербы во время или после субботней службы. Но так как не все могут приходить в субботу, можно освятить вербу в воскресенье.

Символ праздника — ветви ивы и вербы

В России, символом пальмовых ветвей, которыми народ еврейский приветствовал Христа, стали ветви ивовых деревьев – ивы, вербы, ветлы, распускающихся первыми весной. Поэтому и праздник Вербное воскресенье имеет именно такое название. Настоящее его название – Неделя Ваий, вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресенье. Ветви вербы должны помочь верующему упорядочить и очистить свои мысли. Задуматься о значимости и ценности благ духовных и земных.

Праздник Вербного воскресенья стал с 16 века особенно почитаемым и пышно празднуемым в Москве. По определенному маршруту организовывался Крестный ход (от Успенского собора до собора Василия Блаженного), на лобном месте проводилось установленное молитословие. По существовавшей в то время традиции кроме ношения во время Крестного хода крестов и икон, на санях возилось огромное дерево, украшенное плодами фиников, изюма и т.д. Стоимость таких деревьев (обычно немецкой работы) была достаточно высокой – несколько сотен рублей. По окончанию Крестного хода, дерево и украшение саней отдавали народу. В 1678 году дорогостоящее дерево заменили три воза вербы, которые приобретались Приказом для раздачи людям в Успенском соборе.

Так, когда святить вербу 2018?

Вербное воскресенье неизменно отмечается за неделю до Пасхи. Вербное воскресение в 2018 году будет 1 апреля, а со 2 апреля начинается Страстная неделя, завершающаяся Пасхой, которая приходится на 8 апреля 2018 года.

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером (31 марта апреля в 2018 году) на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами.

Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста). Эти веточки принято хранить дома в течение всего года до следующей Пасхи.

Считается, что верба защитит дом от бед и напастей.

Ни в коем случае вербу с прошлого года, по приданиям, выкидывать нельзя. Ее надо либо сжечь, либо бросить в реку с сильным течением, либо просто отнести в храм. Если верба пустила корни, то ее надо посадить. Только в другой день, а не в Вербное воскресенье.

Также из вербы в этот день было принято делать отвары и порошки, добавлять в хлеб.

Как украсить вербу своими руками в церковь?

Верба для освящения в церкви не требует особого украшения. Обычно, несколько веточек просто собирают в букет, перевязывают его нитью или цветной ленточкой.

Также можно собрать красивый букет из вербовых прутиков с мужскими и женскими цветами, добавить к ним веточки похожих на вербу растений, например, ивы.

Стоит повториться, что служители церкви придают вербе не такое большое значение. Поэтому у них нет каких-либо требований к ее внешнему виду во время освящения.

Вербное Воскресение. Народные приметы и традиции праздника

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Поздравление с Вербным воскресеньем, видео

Есть православные праздники, особо любимые народом. Таков день входа в Иерусалим Иисуса Христа. Люди бросали ему под ноги ветки пальмы. Так на Востоке встречали важнейших лиц. В наших местах используют обычно вербу.

Но всякий раз возникает проблема: куда девать после праздника эти пушистые веточки? Просто так в мусорку их не выбросишь. Они освящены в церкви. Стоят дома за иконами, возле распятий, около каминов, печей. В стойлах домашних животных. Или в сосудах с водой. Верба охраняет все ваше жилище от разных напастей, болячек, ссор. И так целый год.

Главное - не согрешить

Однако вовсе не все осведомлены, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Принято считать, что она не теряет свои чудесные лекарственные свойства до весны следующего года.

Как поступить правильно? Освободиться от веток прошлогодних в праздник или накануне его? И когда нести на освящение вновь срезанные? Это не формальные вопросы. Люди хотят поступать по правилам. По законам церкви. Чтобы лишний раз не согрешить.

Итак, что делать с веточками вербы после Вербного Воскресенья? Можно собрать их все вместе и пустить в речку, озеро, ручеек, прудок. Пускай плывут себе с миром.

Также некоторые люди предпочитают высохшие за год веточки вербы просто сжечь. Однако внимание! Пепел необходимо рассыпать там, где его не будут топтать ни проходящие люди, ни животные. Не возбраняется еще высыпать пепел в речку.

Посадить новое деревце

Вы все еще озабочены проблемой, куда девать вербу после Вербного Воскресенья? А как вам такое предложение? Вербы стояли у вас в вазочке. Вы меняли воду время от времени. И веточки дали корни. Самое лучшее (и красивое!) - посадить на полянке в лесу или где-то около реки. Пусть растет, тянется к солнцу. Радует людей. И может, эта верба опять будет освящена людьми в церкви.

Вообще вербочки можно хранить несколько лет подряд. Однако каждую весну встречать праздник лучше со свежими веточками.

В память об ушедших

В наших краях есть традиция, которая живет веками. Если ей следовать, то у вас никогда не возникнет раздумье, что делать с вербой после Вербного Воскресенья.

Известен такой ритуал. Соседи, родственники обычно знают, что какой-то человек доживает последние дни. И в день похорон прошлогоднюю освященную вербу помещают ему в гроб. Иные престарелые люди сами скапливают старые веточки, чтобы на похоронах их уложили к ним в могилку.

Рекомендуем и такой способ, если вы раздумываете, куда девать вербу после Вербного Воскресенья: необходимо ее веточки поджечь и обойти с ними дом. При этом читайте молитву. Так очищают квартиру, дом от всего плохого.

Совсем неплохо принести отслужившие веточки священнику в церковь. Там их потихоньку сожгут, читая молитвы при этом.

В лесу, рядом с другими

А вот тоже неплохая разновидность решения вопроса о том, что делать с ветками вербы после Вербного Воскресенья. Для тех, кто затрудняется с ответом и не знает, как ему быть, можно предложить такой вариант - унести ветки в лес. Уложить меж кустов растущей, новой, свежей вербы.

Если у вас в доме печь, то очень хорошо разжигать ее именно старой и хорошо просохшей веткой. И потом выпекать куличи. Прошлогодней, старенькой вербой многие люди дома обметают углы. А потом веточки бросают в огонь, сжигают их, прежде поблагодарив их за службу.

Еще старой вербой, между прочим, колодцы обсаживали. Для чего? Чтобы не проникли в воду никакие злые духи.

Интересно, что именно из Белоруссии пошла традиция, когда родители часто били вербой своих собственных детишек, чтобы хорошо росли и были здоровы. С этой же целью повсюду хлестали и скот, и взрослых людей. Ульи пчел били по три раза. А потом те шли на свои огороды или в поля. Там трижды били ветками землю. Также втыкали веточки в грунт. Наконец, отправлялись бить и хлестать могилки своих близких.

Чудесные свойства

Что же за службу несли эти скромные лесные красавицы после того, как их освятил священник?

Традиционно первый обряд после возвращения из церкви таков: всех родственников и домочадцев слегка бьют (или похлопывают) освященной вербой, для их же здоровья.

Так же поступают и с домашней живностью. Ведь что делать с вербой после Вербного Воскресенья - вопрос решенный. Ничего. Пусть находится в доме. Все должны впитать эту чудную силу обновления. Соки весны и возрождения природы.

Еще свойство - верба прекрасно оберегает дом от злых, негативных духов, любой нечисти.

В доме подросли невеста или жених. Что делают с нашей вербой? Ее в срочном порядке высаживают в огород. Как только росток приживется, значит, скоро свадьба будет.

Вербой еще гонят животину на поля в Юрьев день. Считалось, что при такой «обработке» она будет здоровой и начнет хорошо набирать вес, размножаться.

А вот еще вариант того, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Бездетным девушкам и женщинам советовали сдабривать пищу почками вербы, которую освятили в церкви. Это помогает. Также говорили использовать их как профилактику от разных болячек.

Купают больных детишек - надо бросить и вербу в воду. Ее почки клали в хлебцы для скотины и в кашу для всей большой сельской семьи.

Против грома, грозы

Люди сильно верили: освященная верба прекратит грозу, избавит от града, грома. Надо лишь махать веточкой в сторону туч.

На пожарах вербу бросали в огонь. Зачем? Чтобы уменьшить его разрушительную силу.

Любой трус, мечтающий стать должен был, придя из церкви в Вербное Воскресенье домой, забить в стену небольшой кол - от освященной вербы. Конечно, это мгновенно не превращало сверхосторожного человека в героя. Но в любом случае это изымает из души его природную робость.

Не только листьям и всей ветке люди приписывали мощную лечебную силу, но и ее сережкам. Их съедали сразу по девять штук. От лихорадки - наивернейшая панацея. А те, кто простыл, заболел каким-то недугом, глотали почки вербы. И это избавляло их от злой лихорадки, сильной боли в горле, хронического бесплодия. Так верно служила людям освященная верба.

Теперь о сроках. Когда именно освободиться от старой вербы? Тут выбирайте то, что вам больше подходит. Можно непосредственно в сам праздник вынести, допустим, вербочкины ветки в лес. Разрешается сделать это и в Вербное Воскресенье. Или сразу после этого большого дня. Благо, что вариантов для этого мы предложили много.

Надеемся, что в следующее Вербное Воскресенье, что делать с вербой, вы уже будете знать очень хорошо.