ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье предпринята попытка определения системы ценностей современной молодежи на основе проведенного исследования. Авторами сопоставляются категории ценностей и человеческого капитала.

Ключевые слова: современная молодежь, ценностные ориентации

В настоящее время система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Ценностные ориентации молодежи формируются под влиянием двух основных аспектов. Первый из них - это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках, гуманизме, человеколюбии. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентации молодежи, стал приобретать большую актуальность в последние десятилетия - индивидуализм, нередкое преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера . Иначе говоря, ценностными ориентациями современной молодежи выступает создание семьи, забота о здоровье, формирование и развитие человеческого капитала. В наиболее обобщенном виде человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, здоровья и т.д., которые позволяют человеку посредством инвестиций получать более высокие доходы в будущем .

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

Ценностные ориентации - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Ценностью часто называют то, что имеет наибольшую значимость для человека, то, за что мы готовы платить самую большую цену. Философский подход определяет ценностные ориентации как главную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов . Рассматривая ценностные ориентации современной молодежи, можно сделать вывод, что некоторые из них занимают определённое место в структуре человеческого капитала. Например: качественное образование - составляющая человеческого капитала, а также одна из ценностей современной молодежи, так как именно качественное образование выступает гарантом трудоустройства молодежи после окончания учебы.

Система ценностей отдельной личности и различных социальных групп является фундаментом стабильности общества в целом. К примеру: моральные ценности выступают личными ограничителями поведения каждого человека по отдельности и всего общества в целом. Материальные же ценностные ориентации побуждают человека к действиям, к развитию. А если развиваются люди, то развивается все общество. Поэтому наличие ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп выступает гарантом развития и стабильности общества. Ценностные ориентации молодежи отражают актуальные ценности определенного общества, которые связанны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется системе ценностей современной молодежи, т.к. именно она является будущим нашего общества.

Для определения системы ценностей современной молодежи нами был проведен опрос среди студентов некоторых ВУЗов Дальнего Востока (Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Комсомольского - на - Амуре государственного технического университета). Всего в опросе приняли участие 56 человек, среди них 64,2% (36 человек) составили девушки и 35,8% (20 человек) молодые люди. Возрастные границы опрашиваемых: 17-25 лет. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов.

социальный ценность молодежь общество

Таблица 1

определение системы ценностей современной молодежи

1. Что Вы понимаете под термином «ценностные ориентации»? укажите ОДИН вариант ответа.

А. отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров

Б. это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях

В. предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)

2. Расставьте в порядке важности для вас, следующие ценности:

А. материальные

(деньги, материальные блага)

Б. духовные(творчество)

В.социальные (семья, друзья)

3. Как Вы считаете, что поможет Вам достичь успеха в будущем? Укажите ОДИН вариант ответа.

А. полезные знакомства

Б. личные качества

(человеческий капитал)

В. творческий потенциал

Г. другое (укажите СВОЙ вариант ответа или ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

  • 1. Среди общего числа опрошенных большинство (46,6% - 26 человек) согласились со следующим определением ценностных ориентаций: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Наименьшее число опрошенных (21.4% - 12 человек) выбрали третий вариант ответа и определение ценностных ориентаций как предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).
  • 2. Расставляя по важности материальные, духовные, социальные ценности респонденты отвечали различно, но общий результат таков: на первое место по важности большинство респондентов поставили духовные ценности (50% - 28 человек), на второе материальные (30,4% - 17 человек), третье место заняли социальные ценности (19,6% - 11 человек).
  • 3. Среди общего числа опрошенных большинство (57,1% - 32 человека) посчитали, что в будущем им помогут достичь успеха их личные качества. Наименьшее же число респондентов (16% - 9 человек) отметили, что только полезные знакомства помогут им в дальнейшем добиться успеха.

В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентации как некие цели, то чего хочется добиваться, то чем хочется обладать. Будь то семья, работа или успех в творчестве. Проанализировав высказывания респондентов мы проранжировали предложенные ими виды ценностей, мы увидели, что молодежь заинтересована не только в деньгах и материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как вера, творчество. Что касается успеха, то современная молодежь считает, что больше всего его добиться помогут личные качества и творческий потенциал самой молодёжи.

Библиографический список

  • 1. Кузьмина Н.Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне (на примере Еврейской автономной области) [Текст]: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2007 г. 181 с.
  • 2. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37.
  • 3. Cловарь / Под.ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
  • 4. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 732 с.

А.А. Аргунова

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируются ценностные ориентации современной российской молодежи, обусловленные в значительной степени переходным состоянием нашего общества, кризисом социально-экономических и духовных оснований жизнедеятельности людей.

Ключевые слова: молодежь, молодежная культура, ценности, социум, социализация, социальная адаптация, трансформация общества.

Система ценностей общества во всей ее сложности и многоаспектности стала объектом пристального внимания со стороны социальной философии и социально-гуманитарных наук, фокусируя в себе многие острые проблемы современности. Особое место в ряду этих проблем занимают проблемы ценностных ориентаций современной российской молодежи, что во многом обусловлено переходным состоянием нашего общества, неопределенностью на данном этапе его системы ценностей, кризисом социально-экономических и духовных оснований жизни людей.

Рассмотрение данной проблемы, на наш взгляд, целесообразно начать со становления «философии ценностей». Теория ценности как самостоятельная философская дисциплина возникла в середине ХК в. Разработку «философии ценности» не могла не стимулировать переоценка ценностей, совершавшаяся в этом столетии. Как справедливо отмечает Л.Н. Столович, понятие ценности по-разному интерпретировалось в различных философских системах, что было обусловлено необычайной сложностью и многоаспектностью самого процесса ценностного отношения1.

Однако подобный плюрализм в подходах различных философских систем к осмыслению и решению проблемы ценности не следует считать беспорядочным и бессистемным явлением и воспринимать его исключительно негативным образом. Каждый философски значимый подход сосредотачивает свое внимание

на определенном аспекте ценностного отношения. Более того, именно подобная многовариантность точек зрения дает свободу выбора и позволяет остановиться на той или иной трактовке ценности, наиболее адекватно отвечающей целям и задачам определенного исследования.

В данном контексте нас интересуют трактовки ценности как социокультурной реальности, осуществляемые с различных методологических позиций. В подобном ключе развивали понимание ценности А.Ф. Лосев, Я. Мукаржовский, Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин и др.

Человек в процессе своей деятельности создает между собой и природой новый, социокультурный, мир. Тем самым он и себя преобразует из существа природного в существо социокультурное. Я. Мукаржовский утверждал, что процесс формирования эстетической ценности всегда проходил в живом контакте с динамикой общественных отношений, поскольку он был предопределен ею и вместе с тем воздействовал на нее2. Таким образом, общество само создает те или иные ценности и само же им с необходимостью подчиняется для своего эффективного функционирования.

Однако когда в обществе происходят коренные изменения, обусловленные радикальной трансформацией его социальной структуры, глубокими политическими, идеологическими, экономическими, культурными реформами, очень часто система ценностей не выдерживает испытаний. В лучшем случае она претерпевает изменения, а в худшем - попросту разрушается. Одни институты вытесняются другими, на месте традиционных институциональных механизмов возникают другие - современные, характеризующиеся культурным плюрализмом, ориентированным на различные, часто противоречащие друг другу смыслы и значения. Как справедливо отмечает Т.И. Яко-вук, новая аксиологическая реальность утверждается благодаря продолжающим функционировать обломкам старой инфраструктуры, прошлой ментальности, процессам социальной дезорганизации как переходного этапа апробации инновационных социокультурных образцов. Поэтому основной отличительной характеристикой этой реальности становится неопре-деленность3.

Радикальные перемены в жизни российского общества вызвали серьезные изменения в массовом и индивидуальном сознании населения вообще и молодежи в частности. В силу разгосударствления и создания рыночных механизмов в развитии экономики на базе многоукладных форм собственности, коммер-

циализации государственного сектора экономики, нарастающих процессов глобализации формируются две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, разрушаются прежние нормы, идеалы и ценности, с другой - срабатывает механизм торможения, дают о себе знать стереотипы сознания. Молодые люди входят в то социальное пространство, которое было организовано независимо от них, что нарушает естественную связь и преемственность поколений.

История свидетельствует о том, что будущее общества во многом зависит от позиции и социального самочувствия молодежи. В силу особенностей своего менталитета она является наиболее восприимчивой к изменениям социально-демографической группой, легче адаптируется к качественно новым социальным условиям, а потому считается лидером социокультурных изменений. Именно поэтому изучение процессов, происходящих в молодежной среде, является стратегически важной задачей нашего общества.

В отечественной философии интерес к молодежной проблематике в ценностном аспекте возник в начале XX в. и связывается с именем П. Сорокина. В работе «Кризис современной семьи» он выделяет проблему разрыва традиционных семейных связей, обеспечивающих функции социализации молодежи и трансляции социокультурного опыта4. Этот разрыв ведет к разрушению традиционных ценностей и норм морали, а точнее к их строгой локализации в старшей возрастной группе, и приводит к ограничению их сферы влияния в рамках молодежной среды.

Начиная с середины 90-х гг. XX в. проблема социально-философского осмысления ценностных ориентаций молодежи становится центральной для российской ювенологии. Регулярно проводятся исследования, связанные с ценностной системой жизнедеятельности современной молодежи.

Особый интерес в связи с этим представляет исследование, проведенное под руководством Н.И. Лапина Центром изучения социокультурных изменений при Институте философии РАН в 2002 г. На основе репрезентативной выборки был осуществлен опрос «Наши ценности и интересы сегодня». Н.И. Лапин использовал иерархическую модель базовых ценностей, в которой верхний, наиболее устойчивый слой составляют терминальные ценности, или ценности-цели, а ниже расположены инструментальные ценности, или ценности-средства. В терминальных ценностях Н.И. Лапин видел, прежде всего, желаемые социальные отношения, а в инструментальных - качества субъектов, необходимые для реализации желаемых отношений.

В результате своих исследований команда Н.И. Лапина пришла к выводу, что налицо общая тенденция либерализации структуры базовых ценностей. В то же время была выявлена большая устойчивость терминальных ценностей по сравнению с инструментальными. Это говорит о том, что в ответ на потребности адаптации к резко изменившимся условиям жизни либерализация российского ценностного пространства началась с изменения ценностей-средств, или практических качеств индивидов, т. е. с инструментальных ценностей.

Таким образом, в современном российском обществе возникло существенное расхождение между социокультурными смыслами основных типов базовых ценностей. Наиболее влиятельные терминальные ценности остаются традиционными, а быстро повысившие свое влияние инструментальные ценности становятся либеральными.

Подобное ценностное расхождение поддерживает возникшую ранее аномию в обществе. И в ближней перспективе, как отмечает Н.И. Лапин, его последствия зависят от того, закрепится ли расхождение в виде устойчивого противостояния традиционно-терминальных ценностей либерально-инструментальным, или же оно приобретет характер диалога, обещающего в будущем более сложную структуру5. В зависимости от этого будут формироваться те или иные ценностные ориентации российской молодежи.

О некоторых из них можно говорить и сегодня, опираясь на результаты исследований, проведенных НИЦ Института молодежи РФ. Они во многом перекликаются с выводами команды Н.И. Лапина. Приоритетными для современной молодежи являются деньги и возможность зарабатывать, а соответственно -получить образование и построить карьеру. Молодой человек стремится создать хорошую семью, иметь хороших детей (79%), быть материально хорошо обеспеченным (77%), здоровым и физически сильным (50%), профессиональным в своем деле (47%), свободным и независимым (33%).

Явно прослеживаются и индивидуализация сознания молодежи, ориентация на приоритет частной жизни, опора на свои силы и помощь ближайшего окружения, а не на общество и государство.

Вместе с тем, по утверждению О. Мартьяновой, на первый взгляд может показаться, что Россия переживает сегодня революцию ценностного сознания: побеждают законы и приоритеты рынка, а молодежь, не поддерживая национальных культурных ценностей, следует западным образцам поведения. Но эти внеш-

ние признаки ценностной переориентации молодого поколения затрагивают лишь вторичные, а не первичные ценности6.

И всё же подобный подход не склонны разделять многие исследователи. Например, по мнению Е. Омельченко, переход к рынку влечет за собой развитие инструментальных, рыночных отношений между людьми, личные отношения всё больше заменяются деловыми. В совокупности значимость материальных ресурсов при формировании межличностных отношений в четыре раза возросла, в то время как значимость моральных качеств сократилась в семь раз. Таким образом, в сознании современной молодежи материальные факторы жизни имеют тенденцию к преобладанию над морально-идеологическими7.

Тем не менее, изучая современную молодежь, не следует делать поспешных выводов, заниматься морализаторством и тем более давать ей оценку в терминах «плохая» или «хорошая». Для более ясного видения картины и глубокого понимания процессов, происходящих в молодежной среде, проанализируем социокультурную атмосферу, в которой молодежь социализируется.

Преобразования в социокультурной сфере российского общества сопряжены со становлением системы рыночных отношений. Общественные изменения в условиях неустойчивости социальной системы, вызванные необходимостью адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям, привели к реформированию многих сфер общественной жизни. При обсуждении положения дел в современной России самой распространенной формулой, как справедливо отмечает Н.Н. Волкова, стала фраза: «Российское общество переживает кризис»8.

Многие исследователи сходятся во мнении, что в значительной степени кризис России - это не что иное, как тупик эволюции ее нравственности. Характеризуя сложившуюся в стране ситуацию, Н.Е. Покровский пишет: «Фактически в нашем обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров. Представления о том, что такое хорошо и плохо, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы»9.

Кризис российского общества - это дезинтеграция определенного образа жизни и мышления. Поэтому особо остро ощущается мировоззренческий кризис, связанный с кризисом системы ценностей. Духовная потерянность, с одной стороны, активный поиск новой системы ценностной - с другой, характеризуют современную социокультурную ситуацию в России. Представленная картина и является тем фоном, в контексте которого происходит ориентация и переориентация ценностных установок молодежи.

Изменения ценностных ориентаций молодежи связаны с объективным по своей сути процессом эволюции общественных отношений. И тревогу вызывает не сам процесс трансформации, а то, каким образом он происходит, какую направленность имеет.

Современная молодежь социализировалась в период распада социальной системы, когда было подорвано доверие к прежним социальным институтам и во многом к социетальным ценностям. Новое поколение практически было избавлено от усвоения традиционных ценностей и социальных норм, освобождено от уважения к власти и социальным институтам, от овладения прошлым опытом старших поколений. Такая «свобода», как справедливо отмечает К. Муздыбаев, не могла не привести к ослаблению нормативности и законопослушности у молодого поколения10.

Развитие важных для рынка качеств молодежи, утверждающихся в России с определенной долей успешности, соседствует с растерянностью - непониманием происходящего, растущим недоверием к власти. Тотальный кризис породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации в молодежной среде, и не следует уповать на то, что ситуация разрешится сама собой. Иерархия ценностей и системы смыслов перестают быть общими для всей молодежи. Деструкция нормативности проявляется в распаде культурных и этических социальных норм как общепринятых правил поведения. Как утверждает М.Ю. Локова, за прошедшие десятилетия произошла латентная эрозия норм и образцов поведения молодежи, которая деформировала существовавший механизм межпоколенной передачи традиционных ценностей11.

В сложившихся условиях молодой человек всё чаще осуществляет свою жизнедеятельность как автономный субъект, делающий независимый выбор среди обилия доступных благ и информации, среди множества предлагаемых ценностей и стилей жизни. Однако насущная потребность в самоопределении, объективно вынуждающая молодых людей к самостоятельному поиску новых значимых образцов, в условиях отсутствия устойчивых ценностных и моральных императивов усиливает мозаич-ность и фрагментарность как социального опыта, так и сознания молодежи, способствует появлению в ее среде противоречивых ценностных миров.

Социализация современных молодых людей осуществлялась уже в условиях ценностно микшированной постмодернистской культуры. И как следствие молодой человек, будучи неспособным четко зафиксировать свою позицию по отношению к суще-

ствующим аксиологическим системам, оказывается не в состоянии сформировать и модель самоидентификации.

Как утверждают многие исследователи, человек, социализированный в культуре постмодерна, оказывается не только лишенным каких бы то ни было нравственных ориентиров, но и неспособным идентифицировать свою личность с теми или иными ценностными системами, т. е. осознать себя как себя. Таким образом, отсутствие четко осознанных ценностных приоритетов приводит к тому, что молодой человек в моральном отношении может выбрать любую поведенческую стратегию, но не имеет ценностных оснований для того, чтобы осуществить выбор в пользу какой-либо одной из равновозможных.

Те, кто обвиняют современную молодежь в безнравственности и бездуховности, упускают из виду очень важную деталь: та молодежь, которую мы сегодня имеем, - это целиком и полностью продукт современной культуры. В результате кризисных процессов, происходящих в современном обществе и, в особенности, в культурной сфере, мы вполне закономерно получаем «кризисную» молодежь с деформированным ценностным сознанием и неустойчивой системой ценностей в целом. Общество само порождает молодых людей с размытой, а иногда и вовсе ситуационной аксиологической системой.

Однако было бы неправомерным полное оправдание нынешнего поведения молодежи и снятия с нее ответственности за выбор той или иной жизненной стратегии. Проблема формирования ценностных ориентаций молодежи есть не что иное, как специфический процесс ее социализации, представляющий собой интегральный результат взаимодействия двух целостных систем: с одной стороны, общества, воздействующего на личность, с другой - личности, активно и избирательно усваивающей предыдущий опыт социума, нормы, ценности и традиции. В тоже время не всё так просто и прозрачно относительно свободы выбора, как может показаться на первый взгляд. И в этом контексте хотелось бы обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, говоря о свободе выбора молодых людей, необходимо отметить, что их свобода весьма условна. Они свободны только в пределах того культурного пространства, в котором находятся, выбирают только из тех жизненных сценариев и моделей поведения, которые им предлагает данная культура в данном обществе. Но если это положение применимо практически к любому обществу, то второй аспект касается исключительно современного постмодернистского общества. Культура постмодерна, предлагая одновременно множество различных вариантов поведения и сти-

лей жизни, обезоруживает молодых людей и повергает их в состояние растерянности. Ввиду отсутствия какой-либо иерархии ценностей молодежь становится «беспомощной» перед обилием выбора альтернативных возможностей жизненных стратегий. Предоставляя молодым свободу выбора, общество не дало им тех ценностных оснований, которые позволили бы отдать предпочтение тому или иному жизненному сценарию, не научило, не подсказало, как сделать столь важный в их жизни выбор.

Кризис духовности в современной России, о котором так много говорят, приобретает форму кризиса идентичности, когда приверженность собственным национальным идеалам вступает в противоречие с необходимостью модернизации общества.

Такое положение дел усугубляется набирающим обороты процессом глобализации. Под влиянием глобализационных процессов, усиление которых стало причиной обесценивания локальных культур и смещения к транскультурным формам духовной жизни, происходит переориентация молодежи с ценностей традиционной культуры на образцы современной молодежной субкультуры с опорой на западную систему ценностей. На фоне продолжающегося снижения культурного уровня населения в целом, культурного разобщения наций и народностей, населяющих Россию, выросли новые поколения россиян, ориентированные на западные культурные ценности и образ жизни, не знающие в должной мере и недооценивающие богатство истории и культуры родной страны12.

Наиболее ярко глобализация проявляется в унификации всех сторон жизни общества, в особенности ценностных характеристик, по западному (прежде всего американскому) образцу, обозначаемой термином «вестернизация». Одна из наиболее негативных черт данного процесса - ограничение возможности проявления индивидуальности как у автономных социальных образований (народности, нации и т. д.), так и у отдельно взятой личности. Современная оценочная система в западном мире характеризует человека в соответствии с его успехами в реализации социальных функций, которые наглядно выражаются в уровне доходов. В результате большую часть сил, времени и средств современный человек тратит в погоне за неким идеальным социальным статусом, навязанным извне средствами мас-смедиа.

Всё это угнетающе действует на молодых людей, и потребность в самореализации оказывается для них одной из самых насущных. И чем больше общество стремится к внешнему единообразию и рациональности, тем более явно проявляется эта

подсознательная потребность и тем более опасный и антиобщественный характер приобретают формы ее выражения. Внешне стремящееся к всеобщему благополучию глобальное общество оказывается всё более раздираемо внутренними противоречиями. Парадокс этого общества состоит в том, что, опираясь на разум, оно одновременно стремится как к объединению и унификации, так и к разрушению и многообразию13.

Однако невозможно подогнать весь мир под единые стандарты - стандарты Запада, невозможно в одночасье перечеркнуть историю и культуру миллионов людей, не принадлежащих к западной цивилизации, отказаться от традиций и обычаев, которые складывались веками, и сформировать единое унифицированное культурное пространство. Именно в таких условиях глобализации формируется аксиологическая ориентация современных молодых людей, характеризующаяся внутренними противоречиями в силу сплетения традиционных ментальных структур с новыми глобальными социокультурными образцами и стилями жизни.

И всё же было бы неправомерно и весьма односторонне описывать процесс глобализации исключительно в черных тонах. Глобализация возможна, более того, необходима и полезна, но с условием смены изначально заявленной парадигмы. Необходимо стремиться не к унификации и вымыванию уникальных национальных черт различных народов, но к выработке единых общечеловеческих ценностей, с которыми национальные традиции не вступали бы в противоречие, а органично их дополняли, составляя вместе единое культурное пространство.

И в этом контексте хотелось бы обратиться к разработкам Л.Н. Столовича. Рассмотрение ценностной системы он начинает с постановки принципиально важного вопроса: «Совместимо ли бытие общечеловеческих ценностей с национально-этнической, социально-классовой, религиозно-конфессиональной раздробленностью человеческого общества? Может ли вообще идти речь об общечеловеческих ценностях, если люди, принадлежащие к разным социально и исторически сложившимся общностям, вкладывают различное содержание в ценностные понятия "честь", "долг", "добро" и т. д.?»14. И отвечает на свой вопрос словами Аристотеля, которые как нельзя лучше выражают эту мысль: «Есть нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого»15.

Общечеловеческие ценности взаимосвязаны с национальными, индивидуальными, коллективно-групповыми ценностями.

Они выражаются через эти локальные ценности. Общечеловеческие ценности и ценности локальные диалектически дополняют друг с друга.

Таким образом, смена парадигмы глобализации должна заключаться в перемещении ее вектора с установки на развитие человечества путем повышения его благосостояния в рамках научно-технического прогресса на новый приоритет, выражающийся в создании глобального общества, максимально способствующего проявлению уникальных черт личности, взаимопроникновению и взаимообогащению различных культур и выработке общечеловеческих ценностей.

Подводя итог, можно сказать, что каждая новая эпоха в своем естественно-историческом развитии начинается с переоценки прошлого, его духовных ценностей. Это закономерный процесс эволюции общественных отношений и развития общества в целом. Сменяются поколения, и соответственно меняются системы ценностей. Каждое последующее поколение привносит что-то новое в аксиологическую систему. Ценностная ориентация российской молодежи происходит сегодня в особых исторических условиях. И в связи с этим следует задуматься над следующим: каким образом происходит трансформация ценностных установок молодежи, какие тенденции начинают превалировать, каким образом и в какой степени на это можно повлиять?

Доминирующими тенденциями изменения духовной жизни молодежи в условиях трансформирующегося общества и дестабилизации механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодежи являются: 1) дифференциация и индивидуализация сознания молодежи; 2) рационализация ценностно-нормативного сознания, проявляющаяся в прагматизации, переориентации духовных ценностей с нематериальных на материальные, с терминальных на инструментальные; 3) деэтизация сознания, понимаемая как процесс коррозии моральных оснований саморегуляции в молодежной среде; 4) отход от акцептации ценностей обязательства в пользу либеральных ценностей саморазвития и удовольствия в стратегиях самореализации16.

Во многом этому способствуют нарастающие глобализаци-онные процессы и особенности современной постмодернистской культуры, вызывающие у молодых людей чувство неопределенности, которое оказывает двойственное влияние на механизмы социокультурной регуляции, поскольку способствует не только деформации, но и реориентации духовных ценностей, в соответствие с которой в настоящее время происходит замедление, «застывание» процесса деградации духовной жизни с последую-

щей перестройкой ценностно-нормативного порядка в обществе. Поэтому речь идет не столько о распаде духовных ценностей и бездуховности молодежи, сколько о плюральности и о возрождении духовной жизни молодежи на иных основаниях17.

Таким образом, происходят непростой переход от одних ценностей к другим, формирование синтетических ценностно-нормативных систем, сочетающих в себе прежние социокультурные образцы и новые формирующиеся ценности.

Примечания

1 Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии.

2004. № 7. С. 87

2 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 93.

3 Яковук Т.И. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодежи: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук. М., 2006. С. 3.

4 Сорокин П.А. Избранные произведения. М., 1994. С. 115.

5 Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России/По результатам мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 30.

6 Мартьянова О. Социальные ценности современной российской молодежи [Электронный ресурс] // Газета «Петрозаводский университет» - Электрон. данные. - Петрозаводск, 1995-2008. - Режим доступа: http://www.petrsu.rU/Structure/NewsPaper/2002/0524/5.htm, свободный. -Загл. С экрана. - Данные соответствуют 26.04.08.

7 Омельченко Е. Российская молодежь на рубеже веков // Вестник МГУ. Серия 8: «История». 2005. № 3. С. 90.

8 Волкова Н.Н. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социокультурного кризиса // Отечественный журнал социальной работы.

2005. № 1. С. 20.

9 Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей; нереализованная альтернатива, аномия, глобализация // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М., 2001. С. 51.

10 Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 1. С. 187

11 Локова М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. С. 4.

12 Воспитание молодежи средствами культуры и искусства. М., 2006. С. 4.

13 Зубарев А. Проблема самореализации личности в глобализирующемся обществе и перспективы посттехногенной мировоззренческой реформации

[Электронный ресурс] // Сайт молодёжного патриотического движения альтерглобалистского движения «ВАЛ» - Электрон. данные. - М., 2008. -Режим доступа: Ьир://шш%^а1-т1Ъ.га^Мех.рЬр?ор1юп=сот_соп1еп1& task=view&id=115&Itemid=1, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 26.04.08.

14 Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. 2004. № 7. С. 93.

15 Там же. С. 94.

16 Яковук Т.И. Фактор неопределенности... С. 24.

ценностный ориентация молодежь социологический

Исследование ценностных ориентаций ведется относительно недавно. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР . В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест.

Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений . Наконец, в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и "переосмысления ценностей" в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина.

Многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему. В этих выводах нашло отражение безвременье первых лет после распада СССР. В молодежной политике этого времени также заметно движение от жесткого регулирования к поддержке свободного самоопределения молодого человека, а в конечном счете - его опоры на собственные силы. Молодежь и молодежная политика оказались на периферии государственных интересов. Россия "ельцинского" периода была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, и молодежь оказалась предоставленной сама себе.

События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодёжи.

Специальная система ценностных ориентаций молодежи современный этап социализации подвергает значительной трансформации, причем прослеживается прямая связь между изменениями, происходящими в обществе и в системе ценностей.

Процесс трансформации ценностей происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. Сохранение на уровне подсознания старых стереотипов вызывает определенные внутри-личностные конфликты и предопределяет вероятность вариативного прогноза относительно будущего.

Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет ее неизменной практически в течение всей жизни. Такая картина формируется преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости.

А дальше система ценностей человека меняется обычно только в кризисные периоды, к тому же эти изменения касаются в основном структуры ценностей и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

А в обществах, которые трансформируются, эта традиционная система не срабатывает, поскольку в условиях существенных сдвигов в общественной системе ценностей для большинства людей настоятельной становится необходимость воспринять новые ориентиры и так или иначе перестроить личностную систему ценностей.

Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества России, происходящей в данный момент.

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и изменение прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ.

Поэтому следует обратить внимание на развитие ценностных ориентаций рабочей молодежи. Ведь именно она, можно сказать, своими руками создает наше будущее. Кто же есть "рабочая молодежь"?

Согласно В.А. Лукову, молодёжь - это социальная группа, "которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие их символический и предметный мир" . Определение довольно четкое и полностью подходит к определению "рабочей молодежи" От молодежи обычной, рабочая молодежь отличается по выполняемым в обществе функциям и возрастной категории. Если к молодежи причисляются молодые люди от 14 до 30 лет, то к рабочей молодежи относятся лица старше 18 лет.

Если говорить о городской рабочей молодёжи, то в городском социуме она выполняет следующие функции. Прежде всего, это инновационная функция. Молодые рабочие способны преобразовать социокультурное пространство города посредством особого стиля жизни и производства материальных благ. Далее - это созидательно-творческая функция: молодые рабочие не только производят качественную материальную продукцию, но и к формируют новые формы существования человека в трудовой сфере. Затем это экономическая функция: рабочая молодёжь продолжает оставаться самой многочисленной экономической группой. Ещё одна функция - функция культурного проводника.

Наконец, рабочая молодёжь как часть городской молодёжи поддерживает социокультурное пространство города в постоянном тонусе, задаёт векторы его культурного и социального развития.

На основе сказанного определим вышеуказанную социальную группу. Рабочая молодёжь - это экономически активная подгруппа молодёжного сообщества, социальная роль которой в основном связана с материальным производством на определённом предприятии, детерминирующим её социально-экономическое и социально-психологическое положение в городском пространстве. Изменение социальных ценностей происходит из поколения в поколение. С процессами изменения общества, меняются и ценности молодежи. Являясь движущей силой развития, молодежь очень чутко реагирует на малейшие изменения состояния общества. В ценностных ориентациях молодежи выражается их отношение к действительности, к происходящему в обществе и мире.

Так, в 50-х - начале 60-х годов XX века молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья, на первые места выдвигала любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружения. В 80-х годах среди основных в системе ценностных ориентаций были выделены "политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца", "общественно-политическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека", "искусство как средство ценностной ориентации личности", "труд как высшую ценность социалистического образа жизни".

К числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения "советской молодежи", принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно-полезная работа.

Разрушение мотивации труда началось еще в период так зазываемого "застоя". Оно продолжалось в эпоху горбачевской перестройки с ее половинчатыми реформами, лишавшими молодежь всяких ориентиров в результатах труда. И окончательной девальвации нормы трудовой этики подверглись благодаря стараниям современных реформаторов. Ценность труда в начале 90-х гг. XX в. существенно снизилась и, несмотря на ее возрастание во второй половине 90-х годов, разрыв между иными ценностями и труда на предприятии не уменьшился. У московских рабочих труд занимал третье место в системе ценностей, причем 3/4 опрошенных на частных и около 2/3 на коллективных предприятиях вовсе не включили труд в систему своих жизненных ценностей. В иерархии ценностей повседневной жизни у рабочих Пскова и Брянска труд на предприятии занимал также третье место. У молодых московских рабочих, не зависимо от типа предприятия и половых различий труд на предприятии занимал одно из самых последних мест в структуре ценностных ориентаций, 88, 6% опрошенных на коллективных и 84, 5% на частных предприятиях вообще не отметили его как значимую ценность.

Мотивация труда рабочих в 90-е годы XX века претерпела определенные изменения . Среди основных тенденций: гипертрофированный рост мотива заработка, возрастание материальных притязаний рабочих. Например, швеи на частном предприятии в 1993 г. полагали, что им надо платить в 3-4 раза больше, а в 1996 г. - в два раза больше, чем они получали. Московские рабочие хотели бы получать зарплату в три раза больше той, которую имели, 2/3 опрошенных оценивали свое материальное положение ниже среднего уровня. В 2000 г. только каждый третий опрошенный был удовлетворен размером заработной платы, даже на акционерном предприятии 1 из 4 респондентов полагал, что получает столько, сколько заслуживает. Следует отметить, что мотив заработка не может быть смыслообразующим в реальном производственном поведении, поскольку уровень его насыщения остается всегда низким.

Поведенческая мотивация современного молодого рабочего во многом обусловлена мотивами выбора профессии, которые, в свою очередь, специфическим образом связаны с социальными ориентациями молодежи. Прикладные исследования отечественных социологов показали, что наиболее однородно по составу ядро мотивов молодых людей, избравших профессии рабочих промышленных предприятий транспорта. У этой группы юношей и девушек четко обнаруживается направленность ценностных ориентаций личности: совокупность интровертных побуждений выражена сильнее ("возможность самосовершенствоваться") - на 12 %, "иметь много свободного времени" - на 11 %, "желание заниматься любимым делом" - на 10 % и "стремление видеть результаты своего труда" - на 7 %), а сочетание экстравертированных мотивов - слабее ("возможность общаться с людьми" - на 25 %, "желание добиться высокого положения в обществе" - на 24 %, "стремление продвинуться по службе" - на 16 %, "быть полезным обществу" - на 15 %), чем у всех опрошенных.

Пик падения показателей профессионального самоопределения молодежи в материальном производстве пришелся на 1997 г. И только в 1999 г. обозначилась положительная тенденция их роста. По сравнению с предыдущим периодом в 1999 году повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42 % в 1997 г. и 46 % в 1999 г.) и несколько ослабло инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личного самоопределения в материальном производстве передвинулись с 6-го места на первое, трудолюбие с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го места перекочевало на 8-ое, а деньги с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентаций российской молодежи с современными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.

Однако отмеченные позитивные процессы происходят на фоне продолжающегося разрушения морально-этических норм в труде и правового сознания молодых людей. Тем самым расширяется пространство для воспроизводства иррационального сознания. У одной части молодежи это проявляется в нежелании работать, даже если заставляет нужда: лучше ничего не делать, чем работать за копейки. У другой - в нежелании приобретать знания и квалификацию, даже поступив в учебное заведение: лучше купить диплом, чем "сушить мозги". У третьей - в нежелании отказывать себе в сиюминутных удовольствиях, занимаясь бизнесом: лучше деньги промотать, чем вложить в дело. Подобное сознание отражается и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них 14, 3% однозначно нее стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9, 4% не определились твердо в своем выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Отсюда можно сделать вывод, что существует довольно представительная социокультурная группа молодых людей, у которых труд не является способом жизненного самоопределения.

В последние годы большое влияние на процесс социализации российской молодежи оказали СМИ. Современное общество из "застывшего" трансформировалось в динамично развивающееся и характеризующееся изменчивостью, динамичностью и мобильностью общество. Вместе с тем культура новой России формируется в сложной социально-экономической и политической ситуации, способствующей не только успешному включению молодежи в современное информационное общество, но и делающей ее общение проблематичным.

Наянзина Евгения Михайловна

Культура молодежи и проблемы этой социально-демографической группы оказываются сегодня в сфере повышенного внимания российских исследователей. Такой интерес вполне закономерен и основывается на том, что молодежь, являясь полноценным ресурсом общества, определяет характер развития этого общества и воплощает в своей жизнедеятельности возможности раскрытия социально-культурного, социально-экономического потенциала государства. На фоне общемировой тенденции усиления значимости черт молодости в жизни старших поколений и тех преобразований, которые осуществляются в современной России, выявление доминант ценностного сознания молодежи представляется актуальной задачей.

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценностные ориентации.

Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм , который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос».

Персоналистический онтологизм , ярким представителем, которого был М. Шелер . Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно

Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Культурно-исторический релятивизм , у истоков которого стоял В. Дильтей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.).

Социологизм , который связан с такими именами, как М. Вебер,Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и, особенно в школе структурно функционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и других проблем.

Тематика ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест с момента ее институционализации (исследования И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. И. Чупрова и др.). В различных концепциях молодежи она рассматривается в тесной связи с определением специфики молодежи (концепция социального развития молодежи В. И. Чупрова, концепция молодежи в обществе риска Ю. А. Зубок, тезаурусная концепция молодежи В. А. Лукова и др.).

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» . Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  • подростки до 18 лет
  • молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  • молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Исследование ценностных ориентаций молодежи в отечественной науке дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал . От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит состояние общества.

Ценностные ориентации молодого человека являют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом. Мир молодых всегда обращен в будущее. У молодого поколения преобладает ориентация на меритократическую систему трудовых вознаграждений, приоритетов "частной" жизни и социальных свобод.

Нами было проведено исследование на тему «Ценностные ориентации молодежи».

Для проведения исследования был выбран метод опроса и разработана анкета. Данный метод был выбран, потому что является наиболее удобным для опроса большого количества людей с целью получения разнообразной информации.

В ходе исследования было опрошено 250 человек: 122 юношей и 128 девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Были опрошены студенты гуманитарно-педагогической, технической и физкультурной направленности Тольяттинского государственного университета. В основном опрошенные нами люди - это студенты (55,6%);37,6% - с высшим образованием, 5,2% со средним образованием и 1,6% респондентов имеют среднее специальное образование.

Для получения наиболее полной информации мы предложили молодым людям проранжировать предложенные нами ценности. Список ценностей мы взяли у М. Рокича , конкретные и абстрактные.

Итак, конкретные ценности по результатам исследования у молодежи имеют следующий порядок.

Активная деятельная жизнь - 29,2% респондентов при ранжировании присвоили первый ранг указанной ценности, т.е. данная ценность для них является наиболее важной. Среди мужчин на первое место активную деятельную жизнь поставили 22,1%, а среди женщин 31,1%.

Второе место, в ходе ранжирования, заняло здоровье. 26% от всех опрошенных присвоили второй ранг именно ему. Здоровью второе место отдали 15,6% мужчин и 41,4% женщин.

Четвертый ранг присвоен материально обеспеченной жизни - 22,4%, на четвертое место 30,3% мужчин и 34,4% женщин поставили именно эту ценность.

Наличие хороших и верных друзей занимает пятое место в списке ценностей молодежи, пятый ранг присвоило, данной ценности, 22,8% молодежи. Среди мужчин 27,9% и 32% среди женщин отдали пятое место данной ценности.

Шестой ранг был присвоен интересной работе -28,8%. 29,5% мужчин и 36,7% женщин решили, что данная ценность должна быть на шестом месте в списке ценностей.

19,2% респондентов отдали седьмой ранг, а значит и седьмое место продуктивной жизни. 36,1% мужчин и 34,4% женщин присвоили седьмое место данной ценности.

Чуть меньше половины опрошенных 38,4% решили, что общественное мнение должно занимать восьмое, предпоследнее место в списке конкретных ценностей. Юноши (20,5%) и девушки (28,1) не считают эту ценность важной, поэтому в системе рангов, присвоили общественному мнению восьмой ранг.

На последнем месте в нашем списке, ценность, которой 35,6% молодежь присвоили девятый ранг, девятое место - это удовольствия. 29,5% парней и 34,4% девушек оставили на последнем месте данную ценность.

Перейдем к абстрактным ценностям. Здесь так же респонденты проставляли ранг, где первый ранг - это наиболее важная ценности, а девять- наименее важная.

Таким образом, первый ранг был, присвоен любви- 41,6% респондентов поставили ее на первое место. 45,9% мужчин и 39,8% женщин считают, что любовь является важной ценностью.

Не менее важной ценностью для современной молодежи является познание. 16,4% молодых людей присвоили второй ранг этой ценности, 26,2% юношей и 32% девушек.

Третье место в списке абстрактных ценностей занимает счастье других, так считают 12,8%. Почти одинаковое количество молодых людей (32,8%) и девушек (34,4%) присвоили этой ценности третий ранг.

Уверенность в себе, как ценность занимает четвертое место, так решили 25,6% опрошенных. Четвертый ранг присвоили, данной ценности, 27% парней и 39,8% девушек.

19,2% молодежи поставили на пятое место развитие. 24,6% мужчин и 22,7% женщин считают, что эта ценностей не является одной из главных.

Респонденты 22,8% решили, что красота природы и искусства тоже не является главной ценностью и поэтому присвоили ей шестое место. 24,6% мужчин и 33,6% женщин поставили шестой ранг.

Творчество, занимает одно из последних мест в списке ценностей. 22,4% считают, что творчество должно занимать седьмое место. Седьмой ранг творчеству присвоили 36,1% мужчин и 25% женщин.

Для 22,8% опрошенных свобода занимает восьмое место в списке ценностей. 30,3% юношей и 28,9% девушек отдали восьмой ранг этой ценности.

На последнем месте абстрактных ценностей у опрошенных (12,8%) стоит жизненная мудрость. Мужчины 26,2% и женщины 38,3% присвоили девятый ранг этой ценности.

Благодаря ранжированию мы получили следующие результаты. Самыми важными ценностями является активная деятельная жизнь, здоровье и счастливая семейная жизнь, а так же любовь, познание и счастье других. И наименее важным для респондентов выступает общественное признание, удовольствия, свобода и жизненная мудрость.

Большинство опрошенных на первое место среди ценностей ставят материально обеспеченную жизнь - гипотеза не была подтверждена. На первом месте у молодых людей активная деятельная жизнь и любовь. А материальная обеспеченная жизнь занимает лишь четвертое место, из девяти возможных.

Счастливая семейная жизнь не является приоритетной для молодежи. Не смотря на то, что данная ценность не занимает первое место в списке ценностей, молодые люди отдали ей третье место, что показывает ее важность.

Респонденты считают необходимым наличие хороших и верных друзей. Из девяти возможных рангов, этой ценности был присвоен пятый ранг. Что показывает ее малую значимость для молодежи.

Интересная работа для опрошенных не является основной ценностью. В списке ценностей у молодежи, интересная работа занимает одно из последних мест.

Для молодых людей общественное признание стоит на последнем месте в списке ценностей.

Меньшинство респондентов считают жизненную мудрость важной ценностью. Респонденты присвоили девятый, наименее значимый ранг, именно этой ценности.

Молодые люди не рассматривают свободу как ценность. Свободу респонденты поставили на одно из последних мест в списке ценностей.

Уверенность в себе - одна из главных ценностей молодежи, данная гипотеза подтвердилась.

Исследование показало, что для молодого поколения важными являются такие ценности как: любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В целом для молодежи на первом месте стоят ценности скорее нравственного характера, чем материального.

Библиографический список

1. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Современное общество - 1993. - №2.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

4. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 1999.

5. Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

6. Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4.

Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4. - С. 43

Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/