Важнейшей составной частью социально-экономической статистики является статистика труда. Ее показатели характеризуют численность, состав, региональное размещение и использование трудовых ресурсов; использование рабочего времени; уровень и динамику производительности труда; затраты на рабочую силу, оплату труда, условия, охрану и обеспечение безопасности труда и другие явления и процессы. В полном объеме вопросы статистики труда рассматриваются в отраслевом курсе статистики. В данной теме рассмотрены показатели численности трудовых ресурсов и рабочего времени.

Основными задачами статистики рынка труда являются:

  • сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;
  • изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;
  • изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и другим признакам) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Занятые и безработные

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

— обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. То есть хотят работать, но при этом могут как работать, так и искать работу. В соответствии с этим экономически активное население делится на две категории: численность занятых в отраслях экономики и численность безработных.

Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.

Численность занятых в отраслях экономики — это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям населения.

Численность безработных — это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обусловливает наличие . Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).

Экономически неактивное население

Экономически неактивное население — это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в они не могут быть отнесены ни к , ни к .

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы . Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения . Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В россии данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.

Показатели занятости населения и уровня относятся к основным характеристикам социально-экономического положения страны и состояния рынка труда.

В 90-е гг. на российском рынке труда происходило уменьшение предложения рабочей силы, наибольший спад был в 1998 г. Численность экономически активного населения, несмотря на некоторое увеличение в 1999 и 2000 гг., не достигла уровня 1992 г., была меньше на 3,3 млн. чел. В больших размерах происходило уменьшение спроса на рабочую силу. Численность занятых в экономике за этот период уменьшилась на 6,4 млн. чел., или на 9%. Происходило высвобождение рабочей силы из государственных предприятий и организаций в связи со спадом производства, перераспределением рабочей силы между отраслями экономики, переходом из государственного в частный сектор, но в целом при уменьшении числа занятых систематически увеличивалось число безработных. Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения) в 1998 г. достиг 13,2% и до 2000 г. оставался на высоком уровне.

Коэффициент экономической активности

Представляет собой соотношение численности экономически активного населения к общей численности населения.

Задача

Численность экономически активного населения в России в ноябре 2009 года составила 72,8 млн. чел

  • численность занятых 65,0 млн. чел
  • общая численность населения — 144,9 млн. чел.

Найти численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.

Решение

Экономически активное население включает в себя как занятых, так и безработных поэтому,

  • Численность безработных = 72,8 — 65 = 7,8 млн.чел.
  • Коэффициент экономической активности = (72,8 / 144,9) * 100% = 50%
  • Коэффициент занятости = 65 / 72,8 = 0,9
  • = 7,8 / 72,8 = 0,1
Задача
  • Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел
  • Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел.
  • Численность безработных: 6410 тыс.чел.

Найти: численность экономически активного населения (ЭАН), коэффициент экономической активности населения, коэффицент занятости и коээффициент безработницы населения.

Решение
  • ЭАН = 67100 + 6410 = 73510 тыс.чел.
  • Коэфф ЭАН = 73510 / 148300 = 0,5
  • Коэффициент занятости = 67100 / 73510 = 0,91
  • Коэффициент безработицы = 6410 / 73510 = 0,09
Задача

Численность занятых и безработных на даты составила:

Найти: среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за год, коээфициенты занятости и безработицы за этот период.

Решение

1. Среднюю численность занятых и безработных вычислим по формуле простой средней хронологической.

2. Экономически активное население это сумма занятых и безработных.

  • ЭАН = 718+73,25 = 791,25

3. К занятости = 718 / 791,25 = 0,91
4. К безработицы = 73,25 / 791,25 = 0,09

Численность экономически активного населения

По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости:1992, 1995 гг. — на конец октября; 2000-2007 г. — на конец ноября. С 2006 г. — включая данные по Чеченской Республике.

Тысяч человек

всего 75060 70740 72332 72421 72835 72909 73811 74156 75046
в том числе:
занятые в экономике 71171 64055 65273 66266 67152 67134 68603 69157 70813
безработные 3889 6684 7059 6155 5683 5775 5208 4999 4232
Мужчины 39197 37338 37499 36997 37206 37079 37511 37627 37967
в том числе:
занятые в экономике 37161 33726 33754 33709 34199 34177 34710 34996 35702
безработные 2036 3613 3745 3288 3007 2902 2801 2631 2264
Женщины 35863 33401 34833 35423 35629 35831 36300 36529 37079
в том числе:
занятые в экономике 34010 30330 31519 32557 32953 32958 33893 34161 35111
безработные 1853 3072 3314 2866 2676 2873 2407 2368 1968

В процентах к итогу

Экономически
активное население —
всего
100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,5 92,2 92,1 92,9 93,3 94,4
безработные 5,2 9,5 9,8 8,5 7,8 7,9 7,1 6,7 5,6
Мужчины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 91,1 91,9 92,2 92,5 93,0 94,0
безработные 5,2 9,7 10,2 8,9 8,1 7,8 7,5 7,0 6,0
Женщины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,8 90,5 91,9 92,5 92,0 93,4 93,5 94,7
безработные 5,2 9,2 9,5 8,1 7,5 8,0 6,6 6,5 5,3

2.2. Товар "рабочая сила" в системе маркетинга

2.2.1. Характеристика товара "рабочая сила"

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют конкурентоспособность и прибыльность предприятия. Она является основным ресурсом и определяется совокупностью физических, умственных и духовных способностей, благодаря которым человек может участвовать в трудовой деятельности.

Особенность "рабочей силы" как товара состоит в том, что собственником и носителем этого товара является работник со всеми его правами человека и гражданина общества, на страже которых стоит общество. Работодатель не может использовать работника по своему произволу, он должен соблюдать общественные нормы и морали, требования государственного законодательства и международных конвенций, регулирующих рынок труда. Работодатель не имеет права нарушать законодательство о продолжительности рабочего времени, об оплате труда, о безопасности труда в различных условиях.

Еще важнее та особенность товара "рабочая сила", что этот товар производственного назначения, личный фактор производства в отличии от общественных факторов (орудий и средств труда, инструментов, сырья, зданий, сооружений, земли и т.п.). Но суть его в том, что он является решающим фактором производства, а работник - главной производительной силой. Это признает и хозяйственная практика, и экономическая наука.

Особенность товара "рабочая сила" заключается также в том, что его нельзя положить на склад на хранение, как это можно сделать в отношении других товаров. Скажем, если работник не продал свою способность к труду, то ему, как собственнику товара, нет никакой пользы от этого. Более того, он не будет иметь дохода, стало быть, всех, необходимых для своего существования, жизненных средств. Тем не менее, способность к труду будет требовать все новых жизненных средств для ее поддержания. Количество этих жизненных средств и их цена на рынке потребительских товаров, необходимых работнику для поддержания способностей к труду, определены еще до продажи "рабочей силы" и нужны ему постоянно, независимо от того, продал или не продал он свой труд. Эта особенность товара "рабочая сила" имеет огромное значение для рыночной экономики в целом. Уместно заметить в связи с этим, что во всех странах рыночной экономики труд оплачивается работодателем после того, как использовался им в течении некоторого времени, установленного договором о купле-продаже "рабочей силы", скажем, в конце каждой недели. Наемный работник дает использовать свою рабочую силу раньше, чем она оплачивается, т. е. работник как бы кредитует работодателя. Это доказывается в тех случаях, когда работодатель оказывается неплатежеспособным в результате банкротства, и работник теряет свою заработную плату(при отсутствии соответствующей системы страхования).

Как и всякий товар, рабочая сила имеет потребительную стоимость. Продавец фактически отдает лишь проданную им потребительную стоимость рабочей силы. Покупателю товара принадлежит потребление способности к труду. Маркетинговое понятие потребительной стоимости рабочей силы включает целостную, интегральную характеристику товара под углом измерения его потенциальных возможностей для удовлетворения рыночных интересов каждого из участников деятельности.

В наиболее общем плане потребительная стоимость товара "рабочая сила" представлена следующими характеристиками:

1. Основные характеристики, определяемые предназначением товара "рабочая сила" определенного уровня и содержания профессиональных знаний, навыков, умений.

2. Физические характеристики, определяемые демографическими особенностями рабочей силы, а именно пол, возраст, семейное положение, место жительства и т. д.

3. Расширенные характеристики, определяемые особенностями психо-мотивационного механизма профессиональной деятельности (способностями и мотивами к труду), целеустремленность и активность, работоспособность, культурный уровень.

4. Специфические характеристики, связанные с конкретными особенностями требований потребителя к качеству товара "рабочая сила". Среди таких характеристик можно выделить: уровень профессиональной гибкости, степень географической мобильности, преимущества перед конкурентами, коммуникабельность, лояльность, владение персональным компьютером и иностранным языком, наличие водительских прав и т. п.

В табл.3 представлены характеристики товара "рабочая сила".

Таблица 3

Характеристики товара "рабочая сила"

Характеристика

Расшифровка характеристики

1. Основное предназначение рабочей силы:

Предмет труда

природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ, экономика

Средства труда

ручной труд, труд операторов механизмов, труд операторов автоматизированных машин и механизмов; функциональные орудия труда: осознанно применяемые правила и способы решения профессиональных задач

Цель труда

гностическая, преобразующая, изыскательная;

Условия труда

нормальные, вредные, опасные, особо вредные и особо опасные

Характеристики трудовой активности

физическая тяжесть, умственное напряжение, уровень коллективности труда, система подчинения, разнообразие трудовых функций, общественная значимость, возможность должностного роста и повышения мастерства, уровень оплаты труда

Знания, умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных функций

2. Физические характеристики

мужской, женский

Возраст

14-16; 17-18; 19-22; 23-30; 31-40; 41-50; 50-60 лет; старше 50-60 лет

Состав семьи

1, 2,3 и более человек

Уровень образования

неполное и полное среднее, среднеспециальное, незаконченное высшее, высшее

Жизненный цикл семьи

молодые без детей, семья с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами, одинокие без детей, одинокие с детьми

Национальность

русский, украинец и др.

Территориальная принадлежность

место жительства

Состояние здоровья

наличие хронических заболеваний, аллергические реакции, инвалидность

3. Расширенные характеристики:

Ценностные ориентации как цели жизни

труд, познание, общение, общественно-политическая деятельность, материальные ценности

Ценностные ориентации как средство достижения цели жизни

развитие нравственных качеств, деловых, волевых, моральных

Коммуникативная сфера

замкнут или открыт в общении, сдержан или активен в контактах с людьми, доверчив или подозрителен к другим людям в общении

Эмоциональная сфера

уверенность в себе, богатство эмоциональных реакций, тонкость эмоциональных переживаний

Волевая сфера

неуравновешенность эмоциональных реакций, дисциплинированность, самоконтроль, подчиненность (доминантность) при поведении в группе

Интеллектуальная сфера

стиль мышления, практический или мечтательный, логический интеллект, консерватизм или стремление к новому

Мотивационная сфера

уровень притязаний, уровень целей, содержание мотивационного ядра профессиональной деятельности

Система отношений

отношение к работе, психологический климат в семье и коллективе, отношения с непосредственным начальником

Психологическая сфера

интраверсия - экстраверсия, тревожность, пластичность - ригидность

Тип личности по Голланду

реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический

тип темперамента

меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик

Опыт профессиональной деятельности

большой (более 10 лет), средний (5-10 лет), небольшой (менее 5 лет)

4. Специфические характеристики

Свойства, выражающие отношение к работе

направленность на дело, работоспособность, деловитость, удовлетворенность трудом, дисциплинированность, уверенность в конечном успехе

Свойства, характеризующие отношение работника к самому себе

умение налаживать деловые отношения, стремление оказать помощь коллегам по работе, умение воспринимать критику, справедливость, вежливость, тактичность и т. п.

стиль руководства

дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемноорганизующий

профессиональная мобильность

высокая, средняя, низкая, отсутствует

географическая мобильность

высокая, средняя, низкая

тип профессионального окружения

практический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический,

особые знания и умения

знания иностранных языков, навыки работы на персональном компьютере, умение водить автомобиль и пр.

Товар "рабочая сила" можно классифицировать по временному параметру и по типу спроса в зависимости от сочетания характеристик. По временному параметру в зависимости от типа договора (контракта) товар "рабочая сила" может быть:

длительного пользования. Работодатель заключает трудовое соглашение на длительный срок. Как правило, это работники, так называемого, первичного рынка труда, впоследствии, некоторые из них могут составить кадровое ядро предприятия. Они имеют некоторые преимущества в оформлении трудовых соглашений и в оплате труда;

кратковременного пользования. Это временные работники или работающие по принципу частичной занятости, или временно замещающие;

единовременные услуги.

Классификация товара "рабочая сила" по временному параметру продиктована гибким подходом менеджмента к кадровой политике и связанной прежде всего с дифференциацией рабочей силы по признаку их ценности и, соответственно, привязанности к фирмам. Это проявляется в формировании так называемых "внутренних рынков труда", когда в фирмах выделяется "ядро" постоянного высококвалифицированного персонала, пользующегося льготами и привилегиями, и "периферия" - работающие по индивидуальным контрактам, на принципах временной, частичной занятости и т. п. Последняя служит своего рода "буфером" при резких технологических изменениях и колебаниях конъюнктуры.

Классификация товаров "рабочая сила" по типу спроса:

постоянного спроса. Рабочая сила нанимается часто, без особых колебаний и с минимальными усилиями по сравнению с другой рабочей силой. Примерами такой рабочей силы могут быть: младший обслуживающий персонал, рабочие массовых предприятий и т.д.;

предварительного отбора. Набираемая рабочая сила проходит через анкетирование-тестирование, собеседование. Кандидатов, как правило, сравнивают между собой по показателям пригодности качества трудового потенциала. Примеры: высококвалифицированные рабочие, менеджеры, консультанты;

особого спроса. Работники, владеющие специфическими знаниями и навыками, ради которых значительная часть работодателей готова затратить дополнительные усилия и средства: опытные специалисты по недвижимости, опытные бухгалтеры, специалисты по сбыту, ведущие конструкторы;

пассивного спроса. Это может быть рабочая сила, о которой работодатель не знает или знает, но обычно не задумывается об их найме: специалисты по рыночным исследованиям, инженеры по технике безопасности, менеджеры по связи с общественностью и др.

Конкурентоспособность товара "рабочая сила" - степень развития комплекса используемых в процессе трудовой деятельности способностей индивида и его квалификации. Это - свойство индивида, характеризующее степень удовлетворений конкретной потребности в его рабочей силе по сравнению с другими индивидами. Конкурентоспособность товара "рабочая сила" определяется по результатам маркетинговых исследований и является показателем качественной оценки человеческого капитала работника .

Конкурентоспособность индивида показывает, в какой мере его возрастные, профессиональные, квалификационные, физиологические, социально-бытовые характеристики соответствуют условиям найма рабочей силы на рынке труда, отражающие конъюнктуру спроса и предложения на рабочую силу определенного качества.

Как свойство способности к труду, конкурентоспособность характеризует качественную сторону трудового потенциала индивида. Из этого следует, что от уровня конкурентоспособности зависит специфика трудового поведения, степень реализации и развития личного трудового потенциала, которые являются общим правилом. Исключения возникают в результате деформации производственного процесса. В этом случае переход от потенциальных возможностей работника к непосредственно живому труду также деформируется.

Условия найма на рынке труда детерминируются спецификой найма на конкретных предприятиях. Конкурентоспособность работника можно определить как степень развития используемых на предприятии (фирме) при данном уровне организации отношений производства и труда, способностей и квалификации работника. Высокий уровень конкурентоспособности работника позволяет ему выдержать конкуренцию со стороны реальных и потенциальных претендентов на его рабочее место или самому претендовать на другое более престижное рабочее место.

С позиции работника уровень его конкурентоспособности - это показатель устойчивости его положения на предприятии. С позиции предприятия информация об уровне конкурентоспособности работника необходима для оценки перспективы успешной и устойчивой деятельности предприятия, определения уровня и направленности инвестирования в работников, направленности привлечения, отбора, распределения, перераспределения работников и, в целом, для эффективной организации управления персоналом.

Следует особо отметить важность информации о численности и структуре работников ослабленной конкурентоспособности, нуждающихся в социальной защите (см. табл. 4).

Таблица 4

Критерии конкурентоспособности работника

При анализе кадровой ситуации следует учитывать, что модель движения работников определяется положением на рынке труда. Так, в условиях полной занятости стабильность работника низкой конкурентоспособности и совокупной неконкурентноспособной рабочей силы падают, так как перемещение между сферами производства и труда для этой категории работников не связано непосредственно с профессиональной мобильностью и определяется лишь причинами текучести. Уровень стабильности работника высокой конкурентоспособности, напротив, растет, как и уровень стабильности совокупной конкурентоспособной рабочей силы вследствие незначительной дифференциации условий оплаты труда. В то же время, уровень стабильности совокупной конкурентоспособной рабочей силы падает в результате селективной политики предприятий, направленной прежде всего на поддержку конкурентоспособных работников. Подвижность работника высокой конкурентоспособности растет. В результате мобильности он выбирает оптимальные для него условия труда. Это в конечном счете означает развитие тенденции к стабильности совокупной конкурентоспособной рабочей силы.

Жизненный цикл продукта - это концепция, которая пытается описать сбыт продукции, прибыль потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга.

Можно выделить три модели жизненного цикла такого специфического товара, каким является рабочая сила:

1. Жизненный цикл совокупной рабочей силы в сфере использования.

2. Жизненный цикл специалиста.

3. Жизненный цикл карьеры специалиста.

Выбор той или иной модели жизненного цикла рабочей силы обусловлен ролью и целями субъекта на рынке рабочей силы.

Для модели жизненного цикла совокупной рабочей силы в сфере производства характерна четкая зависимость между жизненным циклом производимого предприятием продукта и жизненным циклом совокупной рабочей силы (см. рис.7.).

При выводе продукта на рынок начинается спрос на рабочую силу. Естественно, на этапах роста спроса, зрелости продукта, и насыщения рынка продуктом сначала растет, а затем стабилизируется профессионально-квалификационный состав рабочей силы. На этапе спада спроса на продукт идет и снижение спроса на труд. При выводе нового продукта на рынок и при снижении спроса на выпускаемые еще товары возможно сокращение численности за счет временных работников при сохранении "ядра" квалифицированной рабочей силы. Но снижение спроса на труд может сопровождаться не только увольнением, а, например, снижением уровня заработной платы, применением частичной занятости. Цель - сохранить квалифицированную рабочую силу до нового подъема производства, осуществляя мероприятия по совершенствованию структуры профессионально-квалификационного состава.

В основу модели жизненного цикла рабочей силы заложена попытка наладить взаимосвязь между стратегическим планированием и планированием рабочей силы, выступающей в данном случае одним из обеспечивающих ресурсов производства, так называемыми "человеческими ресурсами". Очевидно, что залогом успешной реализации этой идеи является изменение самой философии производственного планирования, отношения плановиков и маркетологов к оценке важности планирования "человеческих ресурсов", доведение до сознания менеджеров необходимости и принципиальной возможности согласовывать производственно-хозяйственную стратегию предприятия с планами развития персонала (см. рис.8., рис.9.).

Стратегическое планирование, особенно одна из его статей "формирование портфеля стратегических проектов" - является одной из методик для выбора сферы деятельности предприятия и планирования производства определенных видов продукции посредством анализа доли контролируемого предприятием рынка сбыта продукции и ее потенциального роста. Формирование портфеля стратегических проектов позволяет на основании индивидуальных жизненных циклов продуктов принимать решения о долгосрочных распределениях ресурсов, в том числе и "человеческих".

Проблема взаимоувязки стратегического планирования и планирования рабочей силы состоит в том, что между ними всегда существует определенный временной лаг. При назначении, например, менеджера на какую-либо должность отдают предпочтение прежде всего специальным занятиям в области того продукта, производством которого он призывается руководить, а не общеуправленческой подготовке. Тем самым игнорируется тот факт, что на разных стадиях жизненного цикла продукта эффективное управление им требует различного понимания роли этого продукта, разных критериев эффективности его производства и сбыта, соответствующих стилей управления и ориентаций менеджеров. То есть, философия внутрипроизводственного управления в данном случае заключается в том, что по мере движения продукта по своему жизненному циклу доминирующими становятся различные типы управленческих знаний, стилей и подготовки.

Вторая модель жизненного цикла рабочей силы - жизненный цикл специалиста. Рабочая сила по определенной профессии, специальности или квалификации как товар проходит различные стадии - от зарождения специальности (профессии, квалификации) до ее угасания и отмирания. На стадии зарождения и расширения сферы применения товара "рабочая сила" - спрос на него растет, в дальнейшем он становится устойчивым, на стадии угасания и отмирания - сокращается. Длительность каждой стадии определяется прежде всего жизненным циклом техники и технологии, породивших данную специальность (профессию, квалификацию), то есть уровнем развития НТП (см. рис.10.).

Модель жизненного цикла специалиста может быть рекомендована для разработки планов подготовки специалистов учебными заведениями, особенно для коммерческих, а также для разработки концепции маркетинга частными агентствами по найму рабочей силы.

Исходя из концепции жизненного цикла товара, рост продаж и прибыльность необязательно являются признаком долговременного успеха на рынке рабочей силы. Товар может давать прибыль в течении 2-3 и более лет, но в стратегическом плане быть плохим объектом инвестиций. Так, совсем недавно существовал достаточно высокий спрос на бухгалтеров. В настоящее время рынок рабочей силы насыщен этими специалистами, в дальнейшем следует ждать спада спроса на них.

Рассмотрим следующую модель жизненного цикла товара "рабочая сила" - жизненный цикл карьеры специалиста. Каждая стадия жизни человека характеризуется потребностью работать над определенными задачами развития, прежде чем он может более или менее передвинуться на следующую стадию. Для специалиста является важным продвижение по службе или карьера. Карьера - это индивидуально-осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течении трудовой деятельности в течении трудовой жизни. Жизненный цикл карьеры специалиста характеризуется стадиями карьеры, через которые проходят люди в течении своей трудовой деятельности, обычно: стадия до работы, стадия первоначальной работы, стадия стабильной работы и пенсия. Понятие стадий карьеры является фундаментальным для понимания и управления развитием карьеры. Важно, кроме того, принять во внимание стадии жизни. Индивиды проходят по ступеням карьеры как по ступеням жизни, но, естественно, взаимодействие между ними весьма сложное (см. табл.5).

Таблица 5

Отношение между стадиями жизни, потребностями и этапами карьеры

Стадии карьеры

Дорабочая

Первоначальной работы

Стабильной работы

Установления, утверждение

Продвижения

Сохранения

Потребности

Здоровье, безопасность, физиология

Безопасность, сохранность

Достижения, уважение, автономия

Уважение, самовыражение

Само-выражение

взрослость

Взрослость

Зрелость

Практика показала, что одним из центральных элементов системы планирования персонала является именно планирование карьеры специалистов, относящихся к потенциальному первичному рынку рабочей силы. Оно должно исходить из двух основных условий: потребностей фирмы заполнять освобождающиеся (вакантные) рабочие места и потребностей персонала ощущать прогресс в своей карьере. Эффект прогресса может достигаться не только при продвижении работника вверх по иерархической лестнице, но и при назначении его на другие работы, т.е. при смене функциональной области его труда или при назначении на другие рабочие места без изменения трудовых функций.

Таким образом, концепция жизненного цикла рабочей силы интересна в силу ряда причин. Во-первых, жизнь товара "рабочая сила" стала короче. Во-вторых, новые профессии и специальности требуют значительных затрат, т.е. увеличиваются инвестиции в "человеческий капитал". В-третьих, возможно предвидеть изменения в потребностях потребителей рабочей силы, конкуренции. В-четвертых, дает хорошую базу для планирования товара "рабочая сила" и его эффективного использования.

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Рабочая сила - способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.

Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объём трудовых функций оказывает уровень развития средств труда.

Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства. В рыночных условиях рабочая сила выступает как товар. Как и любой другой товар, рабочая сила в условиях рынка обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности работников, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня политического и экономического развития страны, природно-климатических условий, национальных традиций и организованности работников наемного труда.

Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает научно-технический прогресс. С одной стороны, гигантское развитие производительных сил, рост общественной производительности труда ведут к удешевлению стоимости жизненных средств, потребляемых рабочими, и, следовательно, способствуют снижению стоимости специфического товара рабочая сила. С дрогой стороны, действуют факторы, способствующие повышению стоимости рабочей силы. Так, интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии. Превращение науки в непосредственную производительную силу, качественные изменения в материально-технической базе (автоматизация производства, внедрение кибернетических и счётно-решающих устройств, химизация производства и т.п.) обусловили сдвиги в профессиональном и квалификационном составе рабочей силы в направлении расширения числа профессий, в которых преобладает умственный труд, а также предопределили повышение удельного веса работников высокой и средней квалификации. Это также требует дополнительных затрат на повышение образовательного уровня работников, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, что повышает стоимость рабочей силы как для предпринимателя, так и для самого работника.

Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего создавать в процессе производства прибавочную стоимость для общества. Экономический интерес общества как покупателя рабочей силы реализуется в том, что в процессе трудовой деятельности стоимость, создаваемая рабочей силы, оказывается большей, чем стоимость самой рабочей силы.

Формирование рабочей силы , то есть формирования способности к труду у человека – это есть подготовка работника к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально-трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно закладываются необходимые профессиональные знания и навыки. Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала формирует такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые обеспечивают возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Такова роль системы образования как института производства личности, которая используется в постоянном повышении ее качеств как субъекта социально-трудовых отношений. Поэтому образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно осуществлять формирование рабочей силы.

Как видно из сказанного процесса формирования рабочей силы в большей степени зависит от состояния сферы образования и возможности индивида включаться в образовательную деятельность практически на протяжении всей своей жизни, тем самым осуществлять капитализацию своих знаний, навыков, умений – рабочей силы.

Труд – это важнейшая качественная характеристика любого производственного процесса. От качества труда зависят качество произведенной продукции и, как следствие, спрос на нее. Это особенно важно, когда фирма ведет неценовую конкурентную борьбу. Таким образом, труд – это определяющий фактор производства, поскольку посредством него происходит качественное слияние основных фондов предприятия (оборудования, технологий) и оборотных средств (сырья, различных материалов).

Рабочая сила – специфический товар, фактор производства, участвующий непосредственно в процессе создания новых товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономических субъектов. Количество рабочей силы определяют такие понятия, как «занятость» и «безработица», и именно они характеризуют экономическую ситуацию в стране. Рабочая сила – это люди, вовлеченные в производство, с одной стороны, и совокупность способностей человека – с другой. Качество рабочей силы показывает степень эффективности рыночной экономики, насколько она конкурентна в этом отношении. Рабочая сила на первый взгляд представляет собой число лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и способных к труду. Также это совокупность физических и духовных способностей человека. Иными словами, для того чтобы считаться рабочим той или иной сферы деятельности, индивид должен обладать долей профессионализма, усердием и опытом, что определяет качество его труда.

Для распределения рабочей силы существует рынок труда, где заключаются сделки между предпринимателями и наемными работниками. Одной из форм такого рынка является биржа труда, которая распределяет всех трудоспособных субъектов экономики по ее отраслям, тем самым восполняя недостаток рабочих рук в организациях и предприятиях и увеличивая общий объем производства. Можно выделить следующие условия возникновения товара «рабочая сила»:

1) трудящийся должен быть юридически свободной личностью, т. е. по своему усмотрению распоряжаться собственными способностями и использовать имеющиеся возможности;

2) работник должен быть лишен средств производства, которые он может получить только в обмен на продажу своих трудовых качеств.

Рабочая сила обладает определенными качествами.

1. Она составляет единое целое с собственником и приносит ему доход.

2. Если труд работника долгое время не реализуется, то его эффективность со временем снижается. Труд – непостоянный фактор производства, поскольку знания, навыки, опыт и другие профессиональные качества работника могут быть утерянными. Поэтому в целях осуществления эффективной деятельности они должны регулярно вовлекаться в производственный процесс.

3. Носитель трудовых качеств, т. е. сам человек, не может быть объектом купли-продажи, таковым является лишь его труд как способность к созданию материальных и нематериальных благ, различных товаров, циркуляция которых на рынке – это основа всей экономической жизни страны.

Таким образом, в любой стране важной проблемой является повышение трудовых ресурсов. Для этого государство как высший орган власти инвестирует, субсидирует и поощряет трудовую деятельность.

Все чаще в науке используется термин «человеческий капитал» как совокупность знаний, умений и профессионального опыта. С этим видом капитала связано понятие «утечка кадров», т. е. переманивание ценных специалистов на новое место работы с предоставлением лучших условий труда и заработной платы. Как правило, она носит международный характер.

Рабочая сила - это физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг).

Термин "рабочая сила" представляет собой экономическую категорию, которая характеризует совокупность способностей человека, необходимых для осуществления процесса труда. Рабочая сила хотя и считается товаром, но в отличие от любого другого товара имеет две особенности:

Универсальность - это означает, что человек, способный к работе, может заниматься различными видами деятельности, т. е. его способность к труду универсальна.

Стремление владельцев рабочей силы к социальной справедливости.

Человек - существо разумное, и это в огромной мере влияет на товар "рабочая сила". Человеку присущи чувства справедливости, равенства, братства и гуманности, поэтому он будет стремиться их отстаивать в своей трудовой деятельности. Этой цели служат профсоюзы, которые помогают работникам защищать и отстаивать свои интересы.

Экономическая природа рынка, в частности рынка труда, зачастую приходит в противоречие с социальной природой товара "рабочая сила", в результате возникают конфликты. Однако любой конфликт, решаемый в рамках юридических правил, диалектически рассматривается как средство дальнейшего прогресса. Именно таким средством можно считать, например, забастовку шахтеров, которая ставит своей целью своевременную выплату заработной платы. Социальный аспект влияет на жесткий прессинг рынка, но может исказить закономерности экономического развития.

Отметим еще ряд особенностей товара "рабочая сила". В отличие от других товаров товар "рабочая сила" неотделим от своего непосредственного носителя - работника и после продажи поступает лишь в распоряжение работодателя. Товар "рабочая сила" имеет высокую маневренность, которая характеризуется возможностью ее продавца уйти от одного работодателя к другому, предлагающему более высокую цену или лучшие условия труда. В результате этого происходит миграция (движение) работников между предприятиями, отраслями, регионами, странами, что вызывает состояние постоянной конкуренции между покупателями, т. е. работодателями. Перемещение товара "рабочая сила" позволяет создавать необходимое равновесие на рынке этого товара.

12 Вопрос. Баланс трудовых ресурсов как основа управления трудом и трудовыми ресурсами: понятие, структура

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

В состав трудовых ресурсов не входят дети и лица пожилого возраста, а также люди, не обладающие трудоспособностью, а также потерявшие ее, поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности населения. В России трудовые ресурсы составляют около 60% населения страны.

Трудовые ресурсы можно структурировать по разным критериям:

2. Возраст

3. Образование

4. Место жительства

5. Профессия

6. Национальность

7. Религия

13 ВОПРОС. Трудовой потенциал: сущность, виды, соотношение с «человеческим потенциалом», «человеческим капиталом» и «рабочей силой». Количественные и качественные показатели трудового потенциала.

Трудовой потенциал --это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области.