Как назвать творческий проект народные игры. Проект "народные детские подвижные игры"
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №1 р.п. Татищево
Татищевского муниципального района Саратовской области»
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Воспитатель: I квалификационной категории
Солдатова О. А.
р.п. Татищево
2014 - 2015г.г.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Актуальность
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
У детей недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Проект ориентирован на четыре возрастные ступени дошкольного возраста:
младший возраст - от 3-4 лет;
средний возраст – от 4-5 лет;
старший возраст – от 5-6 лет;
подготовительную к школе группу от 6 - 7 лет.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
Основные цели и задачи проекта:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
«Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,
Мини-музей народной старины «Русская изба»
Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм.
Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, России.
Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высоко художественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Результатами проведенной работы являются:
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. 2. О. Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе № 2
Месяц
Тема занятия
Содержание
Мероприятия с родителями
Конкурсы. Выставки
сентябрь
«Милости просим, гости дорогие»
Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её хозяйкой, с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях.
Экскурсия
«Ходит сон близ окон»
Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями
Участие в посиделках
«Теремок»
Знакомство детей с традициями строительства «избы», её внешним и внутренним
Октябрь
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Знакомство детей с печкой, чугуном, ухватом.
Оформление папки «Русские народные инструменты»
Выставка
народных музыкальных инструментов
«Волшебные дудочки»
Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой (ударные, струнные, духовные)
«Хлеб всему голова»
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Пословицы и поговорки о хлебе.
Ноябрь
«Веселые ложки»
Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками
Игротека «Народные игры»
Выставка деревянных ложек
«Кто же в гости к нам пришел »
Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».
«И оживают вещи»
Приобщать к русской народной культуре. Знакомство с новыми предметами: лампой керосиновой и утюгом.
Декабрь
«Здравствуй зимушка зима»
Загадки о зиме. Разучивание песенки «Как на тоненький ледок»
Участие бабушек в посиделках.
Выставка свистулек
«Пришла коляда – отворяй ворота»
Рассказ о рождественских праздниках и колядований.
«Русская свистулька»
Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки
Январь
«Сошью Маше сарафан»
Знакомство с женской русской одеждой. Разучивание потешки
«А тари, тари, тари»
Показ сказки вместе с детьми
Выставка иллюстраций из русских народных сказок
«Сказки для Кузи»
Самостоятельное рассказывание детьми сказок
Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметами
Февраль
«Где живет перо
жар-птицы»
Знакомство с хохломской росписью
Посиделки «Пропоем мы вам частушки»
Выставка предметов из хохломской росписи и матрешек
«Чудо - чудное, диво - дивное, золотая хохлома »
Рассказ о традициях хохломской росписью
«Русская матрешка »
Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.
Март
«Нет милее дружка, чем родимая матушка»
Беседа о маме. Изготовление поделки для мамы (вышивка).
Посиделки «Масленица» пришла
Выставка поделок из вышивки.
«Масленица дорогая – гостьюшка годовая»
Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен.
«Край родной, навек любимый»
Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе.
Апрель
«Русские богатыри»
Беседа о богатырях земли русской (рисование богатырей).
Конкур русский народный наряд
Выставка одной картины «Три богатыря» В. Васнецова
«Журнал мод Василисы»
Рисование кокошника и сарафанов.
Май
«Прощание с избой»
Показ спектакля по мотивам сказок. Заключительная беседа о русской избе и нац. кухни
Оформление папки «Русская национальная кухня»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Савинская средняя общеобразовательная школа
Проект
Русские народные подвижные игры
Выполнил
Учащийся 1а класса
МБОУ Савинской СОШ
Цветков Матвей
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Скворцова Светлана Сергеевна
П. Савино
2016 г.
Актуальность.
Цель:
Задачи: 1. Провести социологический опрос.
2. Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать
Игры для детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
Ожидаемые результаты.
Сбор и анализ информации.
Сначала я провёл социологический опрос среди ребят нашего класса. Было опрошено 18 человек.
Да | Нет |
|
Любишь ли ты играть в подвижные игры? | учеников | |
Много ли русских народных игр ты знаешь? | ученика | учеников |
Хочешь ли научиться играть в незнакомые тебе русские народные игры? | учеников | |
Нужно ли знать и уметь играть в русские народные игры, соблюдать правила? | учеников |
К ребятам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.
Результаты опроса показали, что у ребят есть большое желание узнать новые русские народные игры и научиться играть в них.
Из истории русских народных подвижных игр
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве. Русские народные игры создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству, истории русского народа.
считалки и сговорки
Жребий - это условный знак, какой- нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим.
Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады , когда один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. Угадавший выигрывает спор.
Старинные считалки
Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.
Таря- Маря
В лес ходила,
Шишки
Ела-
Нам велела.
А мы
Шишки
Не едим,
Таре- Маре
Отдадим!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Комарики- мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке…
Близко ночь,
Улетайте прочь.
Тили- тели,-
Птички пели,
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнёзда вить!
Кто не вьёт, тому водить!
Обруч круж,
Обруч круж.
Кто играет,
Будет уж.
Кто не хочет
Быть ужом,
Выходи
Из круга вон!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
«Кук! Мак!»
Убирай
Один кулак!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи-
Тебе водить!
Инцы- брынцы,
Балалайка!
Инцы- брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы- брынцы,
Не хочу!
Инцы- брынцы,
Вон пойду!
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет
По полям.
Тут и там!
Тут и там!
Где проскачет он-
Выходи
Из круга вон!
Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.
Сговорки
Кого выбираешь:
Конь вороной
Или хомут золотой?
Шары катить
Или воду лить?
Сено косить
Или дрова рубить?
Коня ковать
Или двор подметать?
Кого возьмёшь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Серую утку
Или деревянную дудку?
Кого в гости пригласишь:
Хитрую лису
Или Марью-красу?
Чего тебе дать:
Сахару кусочек или красненький платочек?
Русские народные подвижные игры,
в которые мы научились играть
Петух
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу.
Дети произносят потешку:
Тух-тух
Ту-ру-рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.
Горелки
Вожак отходит от других участников игры. Он идёт вперёд, но не очень далеко - шага за три, за четыре. Здесь он становится спиной к ребятам и приговаривает нараспев:
Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!
Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.
Пока он приговаривает так, все другие берутся за руки и становятся за ним парами - одна пара за другой. Как станут, запевают хором такую песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.
Тут последняя пара в веренице разнимает руки - один побежит вперёд вдоль вереницы справа, другой - слева. Вот они поравнялись с вожаком - а он всё стоит и не оглядывается,- и вдруг все громко кричат ему:
Раз, два,
Не воронь,
Беги,
Как огонь!
Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Но не так-то легко это сделать. Если бегущие возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, а водящий вновь «горит». Но если водящему удалось поймать одного из убегающих, он встаёт впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Горелки с платочком
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят!
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
После слов «Раз! Два! Три! Беги!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
«Бабка Ёжка»
В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся - тот и замирает.
У медведя во бору
На роль медведя выбирается один человек, который по сюжету должен охранять свой лес от посягательств детей. Другие дети подкрадываются к нему, напевая слова «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, он на нас глядит…». В этот момент «просыпается» медведь. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Игра может повторяться несколько раз.
Пустое место
Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остаётся, а оставшийся без места становится водящим.
Краски
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
Кто там?
Покупатель.
Зачем пришел?
За краской.
За какой?
За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Стадо
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встают водящие - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.
Они говорят:
Я Мороз-Красный нос.
Я Мороз-Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.
Петушиный бой
Заключение
Я узнал, что русские народные подвижные игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись, в зависимости от местности, времени и народности. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Народные игры помогают нам дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.
Вывод, делаем : игра каждому всегда нужна.
Игры предков знаем мы,
А в заморские - чужие.
Наши игры забываем.
Выступление на защите проекта.
Тема моего проекта «Русские народные подвижные игры»
(Актуальность).
В сентябре этого года мы стали первоклассниками. Нам очень нравится учиться в школе. На уроках мы узнаем много интересного и полезного. Но во время длинных перемен между уроками и прогулок на улице в группе продленного дня хочется поиграть в игры. Но все наши развлечения – это догонялки, бег друг за другом. Из-за этого в школе создается шум, который мешает другим детям. На внеурочных занятиях «Подвижные игры» мы познакомились с некоторыми играми, в которые можно играть в помещении и на улице. Особенно нам понравились русские народные игры. Было весело! И перемены стали проходить быстро и интересно. Я решил найти информацию о русских народных играх, научиться в них играть, научить своих одноклассников и друзей этим играм. И скорее всего, будет гораздо интереснее, полезнее проводить время на школьных переменах, в гостях и во время прогулок на улице.
Цель проекта : изучение русских народных подвижных игр
Задачи: 1. Провести опрос ребят.
2. Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать игры для детей младшего школьного возраста.
3. Научить своих одноклассников этим играм.
Предмет исследования : русские народные подвижные игры.
Ожидаемые результаты.
Познакомлюсь с новыми русскими народными играми. Научусь сам и научу других играть в эти игры, чтобы интересно и с пользой проводить своё свободное время.
Сначала я провёл опрос среди одноклассников. Было опрошено 18 человек. Результаты опроса показали, что ребята любят играть в подвижные игры, только мало их знают и очень хотят узнать новые. К ученикам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.
Я познакомил ребят с историей русских народных игр. Рассказал о том, что русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.
В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки . Водящего можно также выбрать жеребьёвкой.
Мы разучили старинные считалки и сговорки. Особенно нам понравились такие.
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи-
Тебе водить!
Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.
Кого возьмёшь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Серую утку
Или деревянную дудку?
Кого в гости пригласишь:
Хитрую лису
Или Марью-красу?
Мы научились играть в русские народные подвижные игры:
«Петух», «Горелки», «Горелки с платочком», «Бабка Ёжка», «У медведя во бору», «Пустое место», «Краски», «Стадо», «Два Мороза», «Ручеёк», «Петушиный бой».
Я узнал, что русские народные подвижные игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Мои одноклассники с удовольствием научились играть в эти игры, и теперь нам всегда есть чем заняться в свободное время.
Народные игры помогают нам дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.
Поэтому я считаю, что нужно изучать старые всеми забытые игры и знакомить с ними других ребят, которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.
Вывод, делаем : игра каждому всегда нужна.
Наши бабушки играли, иностранных игр не знали.
Игры предков знаем мы,
Но играем от души мы не в русские родные,
А в заморские - чужие.
В « Бетменов» и «Братц» играем,
Наши игры забываем.
Игры не только, друзья, развлеченье.
Игры- народа большое творенье!
Сила и ловкость заложены в них,
Родины милой искусством зажгись!
Ø база выполнения проекта: средняя группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Орла, 27 человек.
Паспорт проекта
Актуальность проекта. Необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Подрастающее поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной русской культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода – школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.
В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с азартом и интересом играют в подвижные игры, но беседуя с ними, я убедилась в том, что русских народных подвижных игр они не знают или, даже играя в них, понятия не имеют, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Прятки», «Каравай»).
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются средством разностороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.
Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.
Задачи проекта:
Ø обучение народным подвижным играм и совместным действиям;
Ø развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством русских народных подвижных игр;
Ø закрепление основных движений в ходе проведения русских народных подвижных игр;
Ø воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
Ø использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Ресурсное обеспечение:
материально-техническое:
ü помещение средней группы;
ü музыкальный зал;
ü игровая площадка средней группы;
информационное (методическое):
ü литература;
ü картотека русских народных подвижных игр, считалок, закличек;
кадровое:
Ø воспитатели средней группы;
финансовое:
Ø средства для приобретения реквизита для игр и материалов на их изготовление.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
Ø подбор методической литературы;
Ø работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
Ø разработка картотеки русских народных подвижных игр.
2 этап – основной - реализация проекта.
Познавательное развитие:
Ø заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.
Ø включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики;
Ø объяснение правил игры;
Ø рассказ об истории народных подвижных игр;
Ø беседы: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?», «Как играли в старину».
Физическое развитие:
Ø организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей;
Ø совместная игра;
Ø овладение русскими народными подвижными играми с правилами;
Ø объяснение техники безопасности.
Художественно-эстетическое развитие:
Ø знакомство с фольклором;
Ø ознакомление с атрибутами игр;
Ø стимулирование сопереживания персонажам русских народных подвижных игр;
Ø ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.
3 этап – заключительный:
Ø подготовка и проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр».
Прогнозируемый результат:
У детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;
Повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа;
Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).
План реализации проекта:
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ф.И.О. ответственного |
Подведение детей к теме проекта | ü Беседы с детьми: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?». ü Проблемная ситуация: «Народная игра – что это такое?». ü Приобретение оборудования для игр и изготовление атрибутов к подвижным играм. ü Анкетирование родителей по теме: «Русские народные подвижные игры». ü Опрос детей по теме «Русские народные подвижные игры» ü Рассматривание иллюстраций, альбомов русских народных подвижных игр в старые времена. | 1-я неделя 06.03. 2017 | Назаренко Анастасия Васильевна Педагог-психолог Татьяна Ивановна |
Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость | ü Разработка перспективного плана. ü Разработка сценария. ü Создание развивающей среды в группе (динамичный уголок национальной культуры русского народа). ü Привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр). ü Задание детям: узнать, в какие игры играли их бабушки и дедушки. ü Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра). ü Подбор русских народных подвижных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей. ü Беседа о правилах игры. ü Дидактическая игра «Угадай игру по картинке». ü Разгадывание загадок о животных и птицах. ü Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем - здоровье укрепляем». ü Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры». | 2-я неделя 10.03. 2017 | Назаренко Анастасия Васильевна Воспитатель средней группы Оксана Александровна Музыкальный работник Татьяна Юрьевна |
Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности. | ü Чтение художественной литературы. Заучивание закличек, считалок. ü Составление рассказа «Как мы играли», «Моя любимая игра». ü Использование русских народных подвижных игр в течение всего дня. ü Проведение занятий по физической культуре с использованием русских народных подвижных игр. Консультация с инструктором по физкультуре. ü Правила безопасности в подвижных играх. ü Игры малой подвижности: «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм; продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры. ü Игры малой подвижности «Дударь», «Ручеек», «У дядюшки Трифона». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами, разучить заклички к играм; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры. ü Подвижная игра «Гори, гори ясно». Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. ü Подвижная игра «Баба-Яга». Цели: продолжать учить стремительному бегу, развивать внимание и творчество, передавая игровой образ. ü Подвижная игра «У медведя во бору». Цели: развивать эмоциональное отношение к игре; вырабатывать у детей выдержку; продолжать учить стремительному бегу. ü Подвижная игра «Дятел» Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания. ü Подвижные игры с мячом «Подкиды», «Вышибалы». Цели: познакомить детей с правилами новых народных игр; разучить заклички к играм; совершенствовать навыки детей в подкидывании и бросании мяча, его ловле, беге; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры. | 2-я и 3-я неделя 3-я и 4-я неделя | Назаренко Анастасия Васильевна Инструктор по физической культуре Ирина Леонидовна |
Обобщение опыта работы по теме «Русские народные подвижные игры». | ü Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице. ü Оформление проекта по данной теме в Worde. ü Домашнее задание для детей: «Нарисуй, как мы играем в народные игры». ü Домашнее задание для родителей: пополнить архив группы фотографиями совместных игр с детьми. ü Проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр». | 4-я и 5-я неделя 24.03. 2017 30.03. | Назаренко Анастасия Васильевна Воспитатель средней группы Ольга Юрьевна Родители |
Специально подобранные игры проводились ежедневно в группе и на улице. При этом значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки.
Конечный продукт проекта:
Ø досуг«Путешествия в Страну русских народных игр».
Список использованной литературы
1. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с., илл.
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М. 1986
3. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
4. Меньщикова Е. «Бояре! А мы к вам пришли!» Русские народные игры-забавы / Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – с. 60-62.
5. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003.-143с.
6. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979.- 96с.
8. Титова О. Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.
9. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.: Издательский дом «Искусство», 2000. – 296 с.
10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература» 1988 -158 с.
Приложение , содержащее материалы, подтверждающие частичную реализацию проекта в приложениях к диплому.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.
В экспериментальной части было выявлено следующее: использование русских народных подвижных игр для среднего дошкольного возраста недостаточно.
Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:
ü систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),
ü использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),
ü интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят детей ко взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в свои силы, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье. Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник!
Список литературы
1. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991 г.
2. Водовозова Е. Н. Умственное развитие детей. С-Петербург 1871. Историко-архивные материалы 19 века.
3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. – 7-е изд., перераб. и доп. изд. – Спб., 1913 г.
4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1997 г. - № 6. – с. 61-64.
5. Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр - М.: Просвещение, 2005 г.- 417с.
6. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995 г.– 224 с.
7. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007 г.- № 4.– с.10-14.
8. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М.: Дошкольное воспитание, 1965 г.– 137 с.
9. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание.2005 г. № 4
10. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей / под ред. В. И. Ильинича М.: Издательский дом «Академия» 2000 г. – 231 c.
11. Кудрявцев В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998 г., № 11
12. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002 г.- 79с.
13. Левицкая М. Народные подвижные игры - СПб, Издательство Политехнического университета, 2008 г.
14. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры – М.: Просвещение, 1989 г. – 320 с.
15. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. М., 1952 г. – 234 с.
16. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003 г.- 368 с.
17. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1986 г.
18. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008 г.- 84 с.
19. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка/ М. Д. Маханева.- М.: Просвещение, 1998 г.- 247 с.
20. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн.-М.: Владос,2005 г.-Кн.1.- 271 с.
21. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1992 г.
22. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003 г. - 143 с.
23. Подласый П. П. Педагогика - М.: Владос, 1996 г.- 432 с.
24. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России - Тип. А. А. Карцева, 1884 г.– 389 с. Историко-архивные материалы 19 века.
25. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011 г. - 184 с.
26. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М:Мозаика-Синтез, 2009 г.- 64 с.
27. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет - М:Мозаика-Синтез, 2014 г.- 144 с.
28. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издат. центр «Академия», 2006 г. – 368 с.
29. Сухомлинский В. А. О воспитании. Москва, 1973 г.
30. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979 г.- 96 с.
31. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1999 г.
32. Ушинский К. Д. Собрание сочинений – М.: Академия, 1989 г. – т.6. – 340 с.
33. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.:Издательский дом «Искусство», 2000 г. – 296 с.
34. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999 г. – 360 с.
35. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература», 1988 г.-158 с.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проект «Народные подвижные игры».Выполнила: Смирнова Е.В.воспитатель
Аннотация проекта:Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.Неоценимым национальным богатством являются подвижные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Актуальность: Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира и ознакомлением с историей подвижных игр.
Тип проекта: информационный, игровой.Цель:Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.Задачи:Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Обеспечение проекта:Методическое:М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.Картотека русских народных подвижных игр.Материально-техническое:Мячи.Цветные мелки.Флажки.Бубен.Колокольчик.ПлатокТонкий канат.
Ожидаемый результат:развитие диалогической и монологической речи детей.использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с праздниками их обычаями и традициями.
Этапы осуществления проекта:I. Организационный.- подбор методической литературы;- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.- разработка занятий;- тематическое планирование; - подбор музыки.
II.Реализация проекта:Коммуникация.1. Заучивание считалок, сговорок.2. Беседа «Как играли в старину».Художественная литература.1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.2. Заучивание считалок, сговорок.3. сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.Здоровье.1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.
Безопасность.1. Объяснение техники безопасности. Физическая культура.1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.Социализация.1. Совместная игра.2. Ознакомление с атрибутами игр.Познание.Объяснение правил игры. Презентация «История подвижных игр»Музыка. 1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.III. Обобщающий.- проведение досуга.
ОПИСАНИЕ ИГР.ЖмуркиДля игры необходим платок или шарф (обязательно плотный) и колокольчик или бубен, сигналы можно подавать голосом или хлопая в ладоши.С помощь считалочки выбирается водящий. Остальные игроки его раскручивают, приговаривая:Кот, кот, где стоишь?- На мосту.- Что пьешь?- Пиво, квас- Лови мышек, а не нас! После этого все игроки разбегаются в разные стороны.И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хлопать в ладоши. После того, как водящий поймал кого-нибудь, он на ощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается.
Прятки Игра начинается, когда с помощью жеребьёвки или считалочки выбирается водящий - «во́да», затем определяется место, откуда начинается игра и где надо будет «застукиваться». Водящий отворачивается к стене (углу, двери, столбу) и начинает считать. В зависимости от возраста детей считать можно от 10 до 50. Обычно хватает до 20. После этого во́да поворачивается и говорит: Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!Кто не спрятался, я не виноват! Задача ведущего - найти спрятавшихся, вернуться и постучать по стенке, около которой он считал:Стуки-стуки, вижу Машу, она за деревом.Задача спрятавшихся - попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми - тогда они считаются не найденными. Они должны подбежать к стене и громко крикнуть «Стуки-стуки за себя».
Салки Игроки разбегаются, во́да (квач) их догоняет и пытается дотронуться рукой - осалить. Если у него это получилось, осаленный становится во́дой, громко объявляя об этом всех участникам, и так до бесконечности, пока все не устанут. Иногда квач начинает гоняться за одним (самым слабым и медленным) участником. Тогда все остальные скандируют: «За одним не гонка - поймаешь поросёнка!» или «Гарантию даю - поймаешь ты свинью!»
СчиталкиГномик золото искал!И колпак свой потерял!Сел, заплакал, - как же быть?!Выходи! Тебе водить!Раз малинка, два малинка,Ела ягоды Маринка,И в корзинке у МаринкиНе осталось ничего.Кто по ягоды пойдет,Тот корзиночку найдет.В гараже стоят машины -Волга, Чайка, Жигули,От какой берешь ключи?
Приложенные файлы