Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение - сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.[ Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.] Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Так, А.С. Золотнякова[ Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.] понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой. В ПР такая трактовка просматривается через реализацию коммуникативно-регуляционной функции на уровне отношений организации и общественности.

В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения ПР: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми»[ Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983.].

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно. Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне… общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…»[ Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. -- М.: Смысл, 1999. - с. 240--244.]. В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека»[ Там же. С. 255]. С этой позицией согласны многие авторы. Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности»[ Психологический журнал. - 1987. -- №4. -- т. 8. - с. 52--53..]

В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение[ См., например, Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998; Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности//Психологический журнал. -- 1981. -- №2. -- Т.2. - с. 8--18.; Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования - М.: изд-во АПН РСФСР, 1956.]. Корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека… Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения[ Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998, с. 77.].

Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.

Однако существует и другая точка зрения, которая переводит основной вопрос социальной психологии в другую иерархическую плоскость, т.е. именно взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит «именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет»[ Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1981. - с. 19--20.].

«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур»[ Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. -- Государственный университет управления. -- 2000. -- № 1 (2) - с. 163.]. В этой довольно обстоятельной и полезной работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. «Психологические же отношения - результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами». (При этом автор делает важную сноску, говоря, что при описании и анализе непосредственного взаимодействия индивидов понятие социальной роли является центральным)[ Леонтьев А.А. Психология общения., 3-е изд. -- М.: Смысл, 1999 - с. 246.]. Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако «следует только оговориться, -- пишет автор, -- а точнее всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними - это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого. «Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними»[ Леонтьев А.А. Психология общения., 3-е изд. -- М.: Смысл, 1999 - с. 162.].

В рамках настоящей статьи возникает вопрос, каким образом наметившееся в социальной психологии интересное (можно сказать, принципиально важное для уточнения и дальнейшего развития социально-психологической теории) направление затрагивает методологическую базу социальной психологии ПР[ Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. -- Государственный университет управления. -- 2000. -- № 1 (2) - с. 162], факторы, определяющие характер и содержание общения - источник формирования социальной психики. Принципиальный вопрос здесь, по сути, один, -- что является первичным, а что - вторичным? Взаимодействие или общение? Решить этот вопрос - значит решить (по мнению сторонников нового направления) основной вопрос социальной психологии.

Ответ на этот вопрос лежит в самой сути науки «паблик рилейшнз». Существование связей с общественностью как организационной системы уже априори подразумевает необходимость взаимодействия различных социальных групп (будь то организация или другая общественность) с внешним окружением (окружающей средой) и планированием взаимодействия с ней из-за изменяющегося во времени (с определенной скоростью и в определенном пространстве) влияния среды на все слагаемые сферы «организация-общественность». Любые действия в рамках функционирования ПР берут свои начала из анализа конкретной ситуации в границах поля взаимодействия, состоящей из трех элементов - организации, общественности и коммуникативной деятельности. И здесь нет противоречия в иерархии этих феноменов, т.к. раскрытие и реализация нужного для организации и ее службы ПР взаимодействия с общественностью происходит через коммуникационную деятельность (общение). Не противоречит поставленному принципиальному вопросу и предметное поле социальной психологии ПР - общение, рассматриваемое как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений. Выделенный предмет исследования, в конечном счете, представляет одну из форм взаимодействия. Более того, основная функция ПР есть опосредование взаимодействий различных социальных групп (фирм, клиентов, партий, избирателей, государственных органов, коммерческих структур и т.п.), представляющее собой частный случай межгруппового взаимодействия вообще.

Общение как основа социальной психологии ПР - это одна из первых попыток осмыслить точки приложения социальной психологии к столь многофункциональной системе, какой является «паблик рилейшнз». Один из возможных вариантов поиска сопряженных сторон такого процесса может лежать в следующем алгоритме: выделить основные тенденции развития двух наук, найти общий вектор этих тенденций; сделать следующий шаг таким образом, чтобы не провалиться в пустоту незнания, а опереться на уже известные островки законов взаимодействия общего для этих наук объекта - социальной психики и форм существования человеческих отношений.

Предметное поле общения хорошо демонстрирует выбранную нами диалогическую методологию социальной психики - продукта межсубъектных отношений, формирующейся в общении как одной из форм взаимодействия социальных субъектов.

Продолжая анализ различных подходов к феномену общения, следует сказать, что эту проблему исследовали и философы. «С философской точки зрения, -- пишет В.М. Соковнин, -- общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания»[ Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика. - В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. -- Фрунзе, 1975. - с. 5..] Б.Д. Парыгин считает, что общение является необходимым условием существования личности и ее социализации. Л.П. Буева выделяет влияние общения на поведенческие формы деятельности. М.Е. Каган рассматривает общение как форму взаимоотношений для достижения общности действующих субъектов их совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Из всего этого обилия трактовок общения[ См. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). -- М., 1978. - с. 217--219.] можно выделить главные:

1) общение - вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение - одна из форм взаимодействия.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции - учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения[ Цитата по Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. -- М., 1974. - с. 289, 291.]. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Отправным пунктом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как «система коммуникаций и межличностные отношения». Односторонность такой позиции была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции[ См. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). -- М., 1978. - с. 217--219.].

Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу». Поэтому внимание исследователя «должно быть сосредоточено на взаимном обмене, который происходит между человеческими существами, поскольку они вступают в контакт друг с другом»[ Шибутани Т. Социальная психология. -- Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. - с. 17.]. С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности»[ Там же. - с. 123.]. Важным аспектом для социальной психологии ПР с точки зрения интеракционистского подхода является признание, что «фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры… Однако, включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами»[ Шибутани Т. Социальная психология. -- Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. - с. 273.]. И еще одна важная мысль: «соответствующей единицей для изучения коммуникации является социальная ситуация, в которой происходит общение»[ Там же. - с. 143.]. Идея о том, что в реальных человеческих отношениях существуют две мотивационные системы дает возможность понять выделенные А.А. Леонтьевым виды общения, его предмет, систему коммуникаций, а также проблему субъекта общения. Общение (по А.А. Леонтьеву) может выступать в двух основных видах: предметно-ориентированном (некоммуникативная деятельность) и «чистое» общение: социально-ориентированное (ораторская речь, массовая коммуникация и т.п.) и личностно-ориентированное.

«Целесообразно допустить, -- пишет А.А. Леонтьев, -- что в социально-ориентированном общении его предметом является не конкретный человек или конкретная аудитория, а социальное взаимодействие… внутри определенного социального коллектива. Действительно, мотивом любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества (социальной группы, коллектива, его саморегуляции)[ Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 252.].

Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию ПР, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и, в частности, увеличения его социально-психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п.

«В этом случае, -- отмечает А.А. Леонтьев, -- процессы взаимодействия осуществляются внутри «совокупного субъекта». Субъект же социально-ориентированного общения - оратор, коммуникатор»[ Там же. - с. 252.].

Личностно-ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно-ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант - модальное общение -- «это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия. Но «в данном случае деятельность, для которой необходимо взаимодействие, не носит непосредственно социального характера, а отсюда и само взаимодействие реализует в первую очередь не общественные отношения, а возникающие на их основе и приобретающие относительную самостоятельность личностные, психологические взаимоотношения людей…, выступающие именно как психологические взаимоотношения или их отражение в сознании участников общения. Мотивом (предметом) общения является в этом случае не кооперация, а согласие»[ Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 253.].

«Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников… Результат коммуникации - это не просто изменение установок или поведения слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия»[ Шибутани Т. Социальная психология. -- Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. - с. 124, 123..]

Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей. «Таким образом, мы приходим, -- пишет А.А. Леонтьев, -- к правомерности «совокупного объекта общения» и к хорошо сформулированной А.У. Харашем мысли, что в общепсихологическом плане, «с точки зрения принципа деятельности, исследование общения - это… раскрытие его личностно-смысловой стороны, имеющей своим поведенческим фасадом систему коммуникаций»[ Цит. По Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 254], которая и по выражению Т. Шибутани - это, прежде всего, способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность»[ См. также John Dewey, Experience and Nature, Chicago, 1926. p. 166. - 207.], рассмотрим суть построения процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии ПР будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР - сама ее структура, отдельные специалисты).

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой - как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание - личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности[ Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -- М.: Политиздат, 1988. -- с. 58--59.

Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии ПР означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.

Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом - инициатором общения; б) субъектом - партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий:

В зависимости от уровня психологического единства группы, применяемой модели функционирования системы ПР каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

1) монологической;

2) диалогической;

3) полилогической[ Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -- М.: Политиздат, 1988. -- с. 58--59.

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

Смешение понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в мире животных, в связи с чем получили распространение такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». «Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Такая «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине - теории коммуникации. В свое время[ Коханов Е.Ф. Генезис структур и моделей паблик рилейшнз//Менеджмент в России и за рубежом. -- 1999. № 6. -- с. 30--40.] мы анализировали систему коммуникации, построенную на основе методов теории К. Шенона, отнеся ее к известным в литературе социально-психологическим моделям ПР. Отличительным признаком в функционировании таких моделей являются содержательные аспекты отношений субъектов, т.е. то, что вкладывается в сам процесс коммуникации.

Весьма показательна в этом отношении (как и теория К. Шенона) книга К. Черри «О человеческой коммуникации (русский перевод: Черри К. Человек и информация. - М.: 1972)[ Cherry C. On Human Communication. A Review, a Survey and Criticism. Cambridge (Mass) - L., 1966.]. Вряд ли стоит удивляться, что столь широкое понимание коммуникации заставило переводчика книги использовать для перевода термина «коммуникация» три разных слова - «коммуникация», «общение» и «связь»[ Такое же разночтение наблюдается и при переводе известных в русском переводе книг Т.Шабутани, Т.Парсонса и др., что дает повод иногда и для не адекватной критики позиций авторов.]. Изложение своего понимания коммуникации автор начинает таким определением: «Коммуникация является по сути своей общественным делом. Люди развернули множество различных коммуникационных систем, которые сделали возможной их общественную жизнь… Наиболее значительной из этих коммуникационных систем является, конечно, человеческая речь и язык», играющий огромную роль в разных сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга и объединяться. «Слово «коммуникация», -- продолжает К. Черри, -- означает буквально «участие», и именно в той мере, в какой вы и я в данный момент находимся в состоянии коммуникации, мы соучаствуем. Мы образуем не столько союз, сколько единство[ См. «согласие» у Т. Шабутани.]. В той мере, в какой мы друг с другом соглашаемся, мы говорим, что мы одного мнения, или же что мы понимаем один другого. Это и есть единство. Поэтому, по мнению Черри, группу людей, общество, культуру правомерно определять как «людей в состоянии коммуникации».

Речь и письменный язык - главные, но не единственные коммуникативные системы. «Социальное общение» использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию». Таким образом, характеризуя коммуникацию в самом общем виде и не отличая ее от общения, К. Черри сводит ее теоретический анализ к проблеме знаковых систем, с помощью которых она осуществляется. Оно и понятно! Содержательно коммуникация никак не может быть определена, она предполагает передачу любой информации, любых сообщений, и проблема состоит только в способах кодирования и трансляции. Так теория коммуникации растворяется в семиотике[ Нетрудно заметить, как далеко это, например, от ясперсова понимания «экзистенциальной коммуникации» как «жизни с другими» или буберовской трактовки общения как «диалогической жизни».].

Столь же показательным может быть и сравнение трактовки общения с концепцией коммуникации, разработанной Т. Парсонсом. В социальной структуре Парсонс выделил специальный компонент - «коммуникативный комплекс», разъясняя, что термин «коммуникация» он употребляет «в более широком смысле, чем обычно» - речь идет именно об общении между личностями, об их взаимодействии. Оно не является пространственно-физическим отношением, хотя необходимо использовать физические средства (рукопожатие, поцелуй, световые, звуковые волны, физические вещи). Общение выступает как передача информации познавательного порядка, не имеющая целью воздействовать на поведение личности подобно передаче мнений или внушению. «Содержание коммуникации, «посланий», всегда «символично» и в известном смысле «культурно» Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. № 4., 1965. -- p. 265--269, 274.. И все же, каким «культурным» общение ни было, оно и в «теории социального действия» сводится к передаче разного рода информации, т.е. растворяется в коммуникации.

Поскольку общение предстает как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта. Это философское положение. Для более узкой, прикладного характера решаемой задачи это многообразие должно отражать и корреспондироваться с практикой функционирования «паблик рилейшнз».

Проблемы общения в социальной психологии

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека - и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо .

Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее .

Б.Ф. Ломов подчеркивает [С. 130], что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев настаивает , что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

1. деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми;

2. общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения;

3. общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации.

Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский .

В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Вывод: По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, в процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение - это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения - это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность общение и раскрывают характер межличностных отношений.

"Я-концепция" как система психологических особенностей отношения человека к себе

Есть разные подходы к пониманию Я - концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов: В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя...

Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий - «агрессия», «агрессивность». Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте...

Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность - это ценностная структура сознания...

Зависимость эффективности адаптации военнослужащих по призыву к воинской службе в условиях сокращенных сроков ее прохождения от их индивидуально-психологических и личностных свойств

Современная тенденция становления общества с возрастающей динамичностью и нестабильностью обуславливает необходимость определения физических и психических резервов здоровья человека...

Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии . В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг у другу - уважение, преданность, симпатия, любовь...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях...

Представления китайских и русских студентов друг о друге, как о субъектах затрудненного общения

Психологическая совместимость в супружеских парах

Понятие совместимости употребляется не только в психологии, но и в медицине, биологии, кибернетике и других науках. Например, в теории систем, совместимость понимается как: «...такое отношение двух систем...

Психологические барьеры в общении

Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя

1.1.1 Определение понятия толерантность Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии...

Психология индивидуальности личности

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы - не удалось уточнить специфику психической реальности...

Самопрезентация и деловой стиль в переговорном процессе

В традициях интеракционизма самопрезентация рассматривается как средство формирования образа «Я» и поддержания самооценки. У.Джемс, Г. Мид и Ч. Кули и другие авторы поддерживали идею о том...

Семейная психология

Специфика проявления девиантного поведения подростков

В переводе с латинского «девиация» означает отклонение. Исходным для понимания сущности девиантного поведения является понятие «норма». Социальные нормы - это основанные на ценностях правила поведения, ожидания и стандарты...

Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте

В реальной жизни человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них индивиды «встречаются» как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества, такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (И.С.Кон). Роль предполагает не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности..

Г.М. Андреева представила межличностные отношения как особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека.

Общение – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций для установления взаимоотношений.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности . Поскольку общение понимается как реальность человеческих отношений, и предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

Характер связи деятельность и общения понимается по-разному:

1) Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

2) А.Н. Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности, по его мнению, оно включено в любую деятельность, является ее элементом, а деятельность является условием общения;

3) Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности, причем с этой позиции общение может пониматься как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (Д.Б. Эльконин), или может рассматриваться как один из видов деятельности, в котором отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев)

Виды общения представленны дихотомиями.

1) Непосредственное общение – опосредованное общение .

Непосредственное общение – прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и невербальных сигналов.

Опосредованное или косвенное общение – общение в ситуациях, когда общающиеся индивиды отдалены друг от друга расстоянием или временем. В современном обществе такое общение реализуется преимущественно с помощью различных средств связи.

2) Межличностное общение – массовое общение .

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В процессе межличностное общение общающиеся индивид имеет необходимый минимум информации о собеседники или аудитории, что позволяет ему контролировать процесс взаимодействия.

Массовое общение – это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью радио, телевидения, газет журналов, т.е. с помощью СМИ. Общение с помощью средств массовой информации характеризуется сложностью или полным отсутствием обратной связи, а также анонимностью аудитории, которой предоставляется информация.

3) Межперсональное общение – ролевое общение .

Межперсональное общение предполагает контакт людей как личностей, как носителей уникальных качеств. В ходе межперсонального общения общающиеся узнают друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества, и обмениваясь ими.

Ролевое общение предполагает контакт людей как носители определенных ролей. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств и оценивается другими по качеству выполнения функций, которые предписаны ему ролью.

4) Д оверительное общение – конфликтное общение

Доверительное общение предполагает передачу особо значимой информации. Доверительность - существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

5) Личное общение – деловое общение .

Личное общение - это обмен неофициальной информацией, а деловое - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Выделяют также два типа общения , которые определяются по критерию равноправия партнеров: монологическое общение предполагает субъект – объектное взаимодействие, диалогическое общение осуществляется на субъект – субъектном уровне.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и может быть императивным и манипулятивным. В ходе императивного (авторитарного или директивного) общения один из партнеров стремится подчинить себе другого, контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При манипулятивном общении один из партнеров стремиться оказать скрытое воздействие на другого.

Диалогическое (гуманистическое) основано на равноправии партнеров и реализуется лишь в случае соблюдения ряда принципов:

    принцип «здесь и теперь» предполагает ориентацию на собеседника,

    принцип доверительности реализуется в безоценочном отношении к личности собеседника, принятии его,

    принцип паритетности связан с восприятием партнера как равного, имеющего право на свое мнение и решения,

    принцип «проблематизации» предполагает направленность диалога на решение проблемы,

    принцип персонификации выражается в обращении от своего имени, выражении своих истинных чувств и желаний.

Уровни общения .

1) Самый примитивный уровень общения – фатический , который заключается в обмене репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение крайне ограничено, поверхностно, реализуется на уровне автоматизма, по инерции, конвенционально и часто не предполагает передачу полезной информации.

2) Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности.

3) Личностный (духовный) уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Общение на данном уровне направлено на активацию позитивного отношения общающихся к себе, другим и окружающему миру в целом.

4) Внутренний уровень предполагает общение человека с самим собой, которое проявляется в функции самосознания.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека

По своему значению общение многофункционально :

    Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

    Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д.

    Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

    Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников;

    Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных;

    Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления.

Общение имеет свою структуру , в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны:

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

    Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

    Перцептивная сторона , означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Вопросы для самопроверки

1. Какие тенденции лежат в основе межгрупповых отношений?

2. Перечислите основные направления изучения межгрупповых отношений.

3. Приведите стратегии межгруппового взаимодействия на уровне социальной стратификации.

4. Опишите особенности взаимодействия между большой и малой группами.

5. Какие виды отношений возможны между малыми группами, и какое влияние эти отношения могут оказывать на внутригрупповую динамику?

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности . Поскольку общение понимается как реальность человеческих отношений, и предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

Общение в настоящее время одна из важнейших категорий психологии, которая раскрывается через деятельность, и которая помогает лучше раскрыть категорию деятельности. Характер связи деятельность и общения понимается по-разному:

1) Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

2) А.Н. Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности, по его мнению, оно включено в любую деятельность, является ее элементом, а деятельность является условием общения;

3) Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности, причем с этой позиции общение может пониматься как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (Д.Б. Эльконин), или может рассматриваться как один из видов деятельности, в котором отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев)

Общение – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций для установления взаимоотношений.

Общение разнообразно по своим видам , которые представленны дихотомиями.

1) Непосредственное общение опосредованное общение .

Непосредственное общение – прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и невербальных сигналов.

Опосредованное или косвенное общение – общение в ситуациях, когда общающиеся индивиды отдалены друг от друга расстоянием или временем. В современном обществе такое общение реализуется преимущественно с помощью различных средств связи.

2) Межличностное общение массовое общение .

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В процессе межличностное общение общающиеся индивид имеет необходимый минимум информации о собеседники или аудитории, что позволяет ему контролировать процесс взаимодействия.



Массовое общение – это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью радио, телевидения, газет журналов, т.е. с помощью СМИ. Общение с помощью средств массовой информации характеризуется сложностью или полным отсутствием обратной связи, а также анонимностью аудитории, которой предоставляется информация.

3) Межперсональное общение ролевое общение .

Межперсональное общение предполагает контакт людей как личностей, как носителей уникальных качеств. В ходе межперсонального общения общающиеся узнают друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества, и обмениваясь ими.

Ролевое общение предполагает контакт людей как носители определенных ролей. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств и оценивается другими по качеству выполнения функций, которые предписаны ему ролью.

Выделяют также два типа общения , которые определяются по критерию равноправия партнеров: монологическое общение предполагает субъект – объектное взаимодействие, диалогическое общение осуществляется на субъект – субъектном уровне.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и может быть императивным и манипулятивным. В ходе императивного (авторитарного или директивного) общения один из партнеров стремится подчинить себе другого, контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При манипулятивном общении один из партнеров стремиться оказать скрытое воздействие на другого.

Диалогическое (гуманистическое) основано на равноправии партнеров и реализуется лишь в случае соблюдения ряда принципов :

Принцип «здесь и теперь» предполагает ориентацию на собеседника,

Принцип доверительности реализуется в безоценочном отношении к личности собеседника, принятии его,

Принцип паритетности связан с восприятием партнера как равного, имеющего право на свое мнение и решения,

Принцип «проблематизации» предполагает направленность диалога на решение проблемы,

Принцип персонификации выражается в обращении от своего имени, выражении своих истинных чувств и желаний.

Общение может происходить на четырех уровнях .

1) Самый примитивный уровень общения – фатический , который заключается в обмене репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение крайне ограничено, поверхностно, реализуется на уровне автоматизма, по инерции, конвенционально и часто не предполагает передачу полезной информации.

2) Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности.

3) Личностный (духовный) уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Общение на данном уровне направлено на активацию позитивного отношения общающихся к себе, другим и окружающему миру в целом.

4) Внутренний уровень предполагает общение человека с самим собой, которое проявляется в функции самосознания.

По своему значению общение многофункционально :

1. Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

2. Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д.

3. Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

4. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников;

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных;

6. Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления.

Б.Ф. Ломовым были предложены следующие три функции общения:

1. Информационно-коммуникативная , которая заключается в обмене информацией или ее приеме – передачи между взаимодействующими индивидами;

2. Регуляционно-коммуникативная , которая заключается в регулировании поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия, когда индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия решений, коррекцию поведения;

3. Аффективно-коммуникативная, которая связана с регуляцией эмоциональной сферы человека.

Общение имеет свою структуру , в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны (рис.8):

- Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

- Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

- Перцептивная сторона , означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.


Рис. 8. Структура общения

Общение как специфическое социальное отношение издавна привлекало внимание философов и представителей других областей общественной мысли. В наши дни общение стало предметом специального изучения в целой группе наук -- прежде всего, в общей и социальной психологии, в социологии, педагогике, в этнографии, в этике и эстетике и других науках. Конечно же, каждая из этих наук рассматривает общение в рамках своей конкретно-научной проблематики.

Казалось бы, смысл понятия общение ясен и особых разъяснений не требует. Существует, однако, немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает. Бывает и так, что в самой науке термин употребляется в разных значениях. Это относится и к понятию «общение». В психологии существуют разные подходы к пониманию общения.

В психологическом словаре общение определяется следующим образом: «Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

В.Н. Панфёров, рассматривая гносеологическую формулу общения, «которая предполагает последовательную зависимость следующих явлений: человек -- канал - знак - значение - смысл - отношение - поведение - личность», считает, что эта цепочка определяет «основные проблемные моменты процесса общения, которые возникают в контексте всех уровней взаимодействия людей с дифференциацией их по основным функциям субъекта общения» . Допуская, что все функции человека являются его функциями как субъекта психической деятельности, он предлагает включить коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную функции в число основных функций. Поскольку эти функции имеют место и в процессах взаимодействия человека с человеком, и в процессах взаимодействия человека с предметами, автор считает, что их можно считать всеобщими функциями в структуре целостного акта совместной деятельности.

Очевидно, что общение является важнейшим фактором формирования и развития личности. При переходе с общефилософского на другие уровни анализа происходит конкретизация представлений о процессе общения, раскрывается содержание всё новых граней этого явления.

Исследование общения как фактора развития личности в социально-психологическом анализе предполагает, прежде всего, поиск переходов объективных отношений в субъективные, а также объективации субъективных отношений в процессе общения.

Категории «общение», «общественные отношения», «деятельность» находятся в неразрывной взаимосвязи, причём, «необходимым опосредующим звеном между категориями «общественные отношения» и «общение» выступает понимание человека как субъекта деятельности».

Анализируя взаимодействие категорий «общественные отношения» и «общение» на общефилософском уровне, можно представить диалектику их взаимоотношений, как диалектику сущности и явления, содержания и формы, всеобщего, особенного и единичного. На этом уровне общение выступает как процесс актуализации всех отношений общественных индивидов. Само человеческое отношение рассматривается здесь как некая целостность, в единстве субъективного и объективного моментов. Общение выступает как предельно широкое понятие, как процесс актуализации всех человеческих отношений, являясь, по сути, атрибутом самого бытия людей.

Теоретические вопросы общефилософской теории общения подняты в работах С.С. Батенина, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.М. Соковнина. Важность изучения категории общения и всех качеств личности, необходимых для его успешности, поданным А.А. Брудного, была отмечена ещё в глубокой древности.

Концептуальные разработки проблемы общения в отечественной психологии, прежде всего, «вязаны с именами Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева В.М. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Исследованием генезиса общения за рубежом занимались Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд и многие другие.

13 начале 60-х годов XX века широкое исследование генезиса общения развернулось за в отечественной психологии. Так, например, проблемы взаимодействия взрослого и ребёнка отражены в трудах Н.М. Щелованова, Н.А. Аскариной, В. Тонковой-Янпольской. Благодаря этим учёным была создана научная школа нормальной физиологии детства. М.И. Лисина и А.В. Запорожец подвергли систематическому и углубленному изучению генезис общения у детей первых лет жизни.

Е.Г. Злободина стремилась построить философскую теорию общения, опираясь на психологическую концепцию общения, представляя его как духовный межличностный контакт, как «персонификацию общественных отношений» . Другие исследователи, рассматривая общение, опираются в его понимании на данные других наук, что нередко приводит к односторонней трактовке общения. Так, в работе Б.А. Родионова общение отождествляется с коммуникацией .

Развитие в 60-е годы XX века социальной психологии как научной дисциплины, находящейся на стыке социологии, психологии и философии, дало импульс рассмотрению общения под новым углом зрения. В вышедшей в 1965 году книге Б.Д. Парыгина «Социальная психология как наука» проблема общения была выделена как один из предметов изучения данной науки. Под общением здесь понимается психическое взаимодействие людей во всех его формах, включая и информационно-коммуникативное, и рецептивное, и супротивное. 13 следующей своей монографии автор придал общению как предмету социально-психологического исследования ещё большее значение, признав его одним из главных объектов анализа. При этом, общение по прежнему истолковывалось, как чисто психологическое явление, как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс иск сопереживания и взаимного понимания друг друга» . Выделив в общении содержание (коммуникацию) и форму (взаимодействие или интеракцию), затем он на основе этих структурных составляющих вновь выделяет содержание и форму. Таким образом, определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

В работе Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологии» общение рассматривается как основа построения системы социально-психологического знания: «В социальной психологии все субъективно-психологические качества: установки, ценности, мотивы, групповые нормы, мнения рассматриваются сами по себе, по своему содержанию и механизмам, как результат непосредственного общения людей, сквозь призму которых воздействует вся система общественных отношений» . Такое понимание общения заложило основу представления о его целостности, поскольку оно оказывалось не простой суммой разных форм психических контактов индивидов, а основным феноменом индивидуальной и коллективной психики. Несомненно, что исследование социальной психологией общения людей имело большое значение для углубления общего научного осмысления проблем человека, жизни, культуры. При различиях в конкретном толковании общения в рамках социально-психологической теории, а также его места в предмете науки, общение признавалось всеми представителями этой науки необходимым объектом исследования, и оно приносило много ценных и практически важных результатов.

В рамках исследований по детской и общей психологии общение традиционно рассматривается как условие развития человека в работах В.Н. Панферова, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, Л.И. Божович.

А.Н. Леонтьев считал общение и труд двумя основными видами человеческой деятельности . В этом состоит суть его концепции и анализа общения как деятельности, которую он обозначил как «коммуникативную деятельность».

В то же время в работе «Человек: деятельность и общение» Л.П. Буева трактует общение как нечто принципиально иное, чем деятельность: «Деятельность и общение -- две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого (индивидуального и общественного) процесса жизни» .

Б.Г. Ананьев также признает общение одним из трёх основных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием.

Б.Ф. Ломов в своих исследованиях утверждает, что «неверно рассматривать проблему общения только как исключительно принадлежащую социальной психологии», ибо в пределах комплекса психологических наук эта проблема интересует и психологию труда, и психологию управления, и инженерную психологию, и медицинскую, и педагогическую, «в которой проблема общения является одной из центральных», и психолингвистику, и, наконец, общую теорию психологии» .

Б.Ф.Ломов утверждал, что общение нельзя определять как вид человеческой деятельности, что оно и есть нечто принципиально отличное от деятельности, ибо связывает субъектом не с объектом, а с другим субъектом .

По определению Г.М. Андреевой «Общение -- это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единого взаимодействия, восприятия и понимания человеком другого человека» .

Пытаясь преодолеть односторонность различных трактовок данной проблемы, Г.М. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, «когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и «сак её своеобразный дериват» . Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает: собственно коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнёров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

М.И. Лисина в результате многолетних экспериментальных исследований процессов общения у детей выделяет такие его компоненты: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукты общения :

  • - предмет общения - это другой человек, партнёр по общению как субъект;
  • - потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью -- к самопознанию, к самооценке;
  • - коммуникативные мотивы -- это то, ради чего предпринимается общение;
  • - действия общения -- это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;
  • - средства общения -- это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • - продукт общения -- это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Основываясь на принципах системного анализа, Каган М С. выделяет следующие цели общения:

  • 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов,
  • 2) цель общения заключена в нём самом,
  • 3) цель общения состоит в приобщении партнёра к опыту и ценностям инициатора общения,
  • 4) целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнёра.

Продуктивная разработка проблемы классификации функций общения содержится в трудах Б.Ф. Ломова . В них, по его собственной оценке, предпринята попытка пока ещё неполной классификации некоторых из основных функций общения, в частности выделены два ряда функций по разным основаниям. Первый включает три класса следующих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно - коммуникативную, аффективно-коммуникативную; второй определяется по другой системе оснований и включает организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Формирование потребностей в общении может быть рассмотрено и в плане определения закономерностей, присущих становлению любой коммуникативной потребности в ходе включения индивида в систему межличностных отношений. Анализ развития потребностей в общении в онтогенезе позволяет рассмотреть через призму эволюции коммуникативной потребности становление личности и её развитие, показывает в целом роль общения как одного из важнейших факторов социализации .

В схеме эволюции потребностей в общении, предложенной М.И. Лисиной, отмечается появление новой потребности -- во взаимопонимании, в эмоциональном сопереживании, ибо только при условии удовлетворения этих потребностей становится возможным формирование адекватной самооценки и взаимооценки .

Ньюком разделил социальные потребности, определяющие интеракцию и общение на три основных типа: 1) потребности, ориентированные на объект или цель взаимодействия; 2) потребности, ориентированные на интересы самого коммуникатора; 3) потребности, ориентированные на интересы другого человека или общества в целом. В реальном социальном поведении человека всегда выступают все три типа потребностей, которые, однако, иерархизованы по-разному.

В мотивации, отмечает В.Г. Леонтьев, происходит «согласование внешних воздействий, ключевых, обстановочных, пусковых раздражителей с внутренним состоянием человека, с его потребностями и другими психическими образованиями, что составляет приобретённый и врождённый опыт» . Мотивация представляет собой активный процесс, который идёт навстречу воздействиям извне. Она непосредственно противостоит «внешнему» у человека через его поведение и деятельность.

Исследователи выделяют в общении речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) средства.

В частности, в общении используется богатейший спектр невербальных средств, воплощённый в особенностях поведениям ритуалах знакомства, приветствий, прощания; в эмоциональном тоне общения в зависимости от ситуации, отражающем национальные, профессиональные или иные особенности общающихся; конвенциальных жестах, известных только той или иной социальной группе, и многих других. Поведение человека строится с учётом действий и поступков, окружающих его людей, а общение само по себе представляет для человека самоценность.

На базе исследования общения рассматривается такая особенность личности как общительность, проявляемая в общении. Сравнение литературных данных позволяет охарактеризовать общительность как относительно устойчивое индивидуальное свойство личности, которое развивается в ходе коммуникативной деятельности и проявляется в ней. Общительность как свойство личности включает в себя следующие признаки: стремление к общению, инициативность общения, лёгкость вступления в контакт, устойчивость, широту общения, выразительность общения и признаки экстравертированной направленности. Общительность в самом широком смысле -- это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них выделяются: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Коммуникативная функция общения предусматривает то, что люди в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр. Это и есть информация человеческой коммуникации, в ходе которой информация не просто передается, а и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная функция имеет свою специфику. Во-первых, общение -- это не просто обмен или движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъектный процесс (S=S), как "субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения.

Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, т.е. говорят на одном языке, когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем.

В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п.).

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определенных целей. Такое общение предполагает достижение взаимопонимания, приложение совместных усилий для дальнейшей организации деятельности, в конечных результатах которой заинтересованы общающиеся. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информацией, но и, главное, организацию совместных действий, а, следовательно, вырабатывает их формы и нормы.

Многоплановость структуры взаимодействия вызвала различные подходы к ее описанию. Теория социального действия анализирует компоненты взаимодействия людей, их связь, взаимодействие и их изменения. Другие ученые рассматривают взаимодействие как процесс, проходящий через определенные стадии: пространственный, психологический, социальные контакты, взаимодействие и, наконец, социальные отношения.

Оригинальный подход к описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе Э. Бёрна -- направлении, предлагающем регулировать позиции участников взаимодействия (например, родителя, взрослого человека или ребенка) и учитывать характер ситуации и стиль взаимодействия.

Возможные виды взаимодействия обычно делят на две противоположные группы: позитивные (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) и негативные (конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае взаимодействие способствует организации совместной деятельности. Во втором -- создает на ее пути препятствия. Для более глубокого понимания рассмотрим две категории: кооперация и конфликт.

Кооперация представляет собой упорядочение, координацию усилий партнеров. А.Н. Леонтьев в этом случае выделял две черты совместной деятельности: 1) разделение единого процесса деятельности между участниками; 2) изменение деятельности каждого из них. Важно, что результат деятельности каждого человека соединяется с конечным результатом совместной деятельности за счет развития межличностных отношений.

В отличие от кооперации феномен конфликта заключается в том, что в его основе могут лежать два признака: психологический антагонизм и конфликтные действия. К рассогласованию, расшатыванию взаимодействия ведут деструктивные конфликты. Для них характерно расширение количества участников и их конфликтных действий, увеличение негативных установок и остроты высказываний, рост напряженности и предубежденности, увеличение числа лажных восприятий черт и качеств личности другого человека.

В то же время не всякий конфликт имеет негативное значение. Например, продуктивный конфликт порождается различными точками зрения на проблему, на способ ее решения. Здесь отсутствует несовместимость личностей. Такой конфликт способствует всестороннему пониманию проблемы и кооперативному взаимодействию внутри его.

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акт общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения людей. Социальная перцепция предполагает не только понимание и принятие целей, мотивов, установок партнера по общению, но и рассматривает, как, каким образом он воспринимается. В процессе межличностной перцепции мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой -- чем более полно раскрывается иной человек, тем более полным становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и его эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.

В качестве механизмов социальной перцепции выделяют идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация означает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с подчиненными -- значит, во-первых, объединить себя с ними на основе установившейся эмоциональной связи и включить в собственный мир принятых у них норм и ценностей; во-вторых, это представление, видение офицером своих подчиненных как продолжения самого себя (проекция), наделение их своими особенностями, чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, постановка себя на место подчиненного, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства подчиненных и приводит к усвоению их личностных смыслов.

Рациональное осмысливание ситуации партнера усиливается эмоциональным переживанием, т.е. эмпатией (вчувствованием). Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе его эмоциональной оценки формируется соответствующее отношение: симпатия - положительный образ другого, антипатия -- отрицательный. Эмпатия может проявляться в таких формах: сопереживание - переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой человек, через отождествление с ним или сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств, другого человека. Важной характеристикой эмпатии является замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта и слабое развитие рефлексивной стороны.

Следующим механизмом перцепции является рефлексия. Под ней в социальной психологии понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Другими словами, понимание собеседника путем размышления за него. Взаимное восприятие в процессе рефлексии предполагает следующие позиции: сам субъект, каков он есть в деятельности, и субъект, каким он видится другому. В этих позициях пребывают оба субъекта общения. Следовательно, рефлексия -- это своеобразный процесс удвоенного зеркального отображения субъектами друг друга.

Итак, существуют разные подходы к пониманию категория общения и соответственно различные трактовки отношения общения и деятельности.

По смыслу нашей работы общение есть самостоятельная категория, которая имеет свои внутренние закономерности развития и выступает как:

Во-первых - взаимодействие субъектов;

Во-вторых -- основа межличностных отношений;

В-третьих --как обмен информацией.