Окружающий нас мир, при всём его богатстве и многообразии, живёт по законам, которые достаточно легко объяснить с помощью таких наук, как физика и химия. И даже в основе жизнедеятельности такого сложного организма, как человек, лежит не что иное, как химические явления и процессы.

Определения и примеры

Элементарный пример - чайник, поставленный на огонь. Через некоторое время вода начнёт нагреваться, затем закипать. Мы услышим характерное шипение, из горлышка чайника будут вылетать струйки пара. Откуда он взялся, ведь в посуде его изначально не было! Да, но вода, при определённой температуре, начинает превращаться в газ, меняет своё физическое состояние из жидкого на газообразное. Т.е. она осталась всё той же водой, только теперь в виде пара. Это

А химические явления мы увидим, если опустим в кипяток пакетик с чайной заваркой. Вода в стакане или другом сосуде окрасится в красно-коричневый цвет. Произойдёт химическая реакция: под воздействием тепла чаинки начнут запариваться, выделяя цветовые пигменты и вкусовые свойства, присущие этому растению. У нас получится новое вещество - напиток со специфическими, свойственными только ему качественными характеристиками. Если туда же добавим несколько ложек сахара, он растворится (физическая реакция), а чай станет сладким Таким образом, физические и химические явления часто связаны и взаимозависимы. К примеру, если тот же чайный пакетик поместить в холодную воду, реакции не произойдёт, чаинки и вода не будут взаимодействовать, да и сахар растворяться тоже не пожелает.

Таким образом, химические явления - это такие, при которых одни вещества превращаются в другие (вода в чай, вода в сироп, дрова в золу и т.д.) Иначе химическое явление называется химической реакцией.

Физическими называются явления, при которых химический состав вещества остаётся прежним, а изменяется размер тела, форма и т.д. (деформированная пружина, вода, замёрзшая в лёд, ветка дерева, разломанная пополам).

Условия возникновения и протекания

О том, происходят ли химические и физические явления, мы можем судить по некоторым признакам и изменениям, которые наблюдаются у того или иного тела или вещества. Так, большинство химических реакций сопровождается следующими «опознавательными знаками»:

  • в результате или при протекании таковой выпадает осадок;
  • происходит изменение цвета вещества;
  • может выделяться газ, например, угарный при горении;
  • происходит поглощение или, наоборот, выделение теплоты;
  • возможно излучение света.

Чтобы химические явления наблюдались, т.е. реакции происходили, необходимы некоторые условия:

  • реагирующие вещества должны соприкасаться, быть друг с другом в контакте (т.е. ту же заварку нужно насыпать в кружку с кипятком);
  • вещества лучше измельчать, тогда реакция будет протекать быстрее, скорее наступит взаимодействие (сахар-песок скорее растворится, растает в горячей воде, чем кусковой);
  • чтобы многие реакции могли произойти, нужно изменить температурный режим реагирующих компонентов, охлаждая или нагревая их до некоторой температуры.

Понаблюдать за химическим явлением можно опытным путём. А вот описать его на бумаге можно при помощи химического химической реакции).

Некоторые из этих условий работают и для возникновения физических явлений, например, изменение температуры или непосредственный контакт предметов, тел между собой. Допустим, если ударить достаточно сильно молотком по шляпке гвоздя, он может деформироваться, потерять свою обычную форму. Но она так и останется шляпкой гвоздя. Или же, при включении электролампы в сеть, вольфрамовая нить внутри неё начнёт греться и светиться. Однако вещество, из которого нить сделана, так и останется прежним вольфрамом.

Описание физических процессов и явлений происходит через физические формулы, решение физических задач.

За последние 200 лет человечество изучило свойства веществ лучше, чем за всю историю развития химии. Естественно, количество веществ так же стремительно растет, это связано, прежде всего, с освоением различных методов получения веществ.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством веществ. Среди них – вода, железо, алюминий, пластмасса, сода, соль и множество других.

Вещества, существующие в природе, например, кислород и азот, содержащиеся в воздухе, вещества, растворенные в воде, и имеющие природное происхождение, называются природными веществами.

Алюминия, цинка, ацетона, извести, мыла, аспирина, полиэтилена и многих других веществ в природе не существует. Их получают в лаборатории, и производит промышленность. Искусственные вещества не встречаются в природе, их создают из природных веществ.

Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории. Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела – углекислый газ. Ученые научились превращать графит в алмаз, выращивают кристаллы рубина, сапфира и малахита.

Итак, наряду с веществами природного происхождения существует огромное множество и искусственно созданных веществ, не встречающихся в природе. Вещества, не встречающиеся в природе, производятся на различных предприятиях: фабриках, заводах, комбинатах и т.п.

В условиях исчерпания природных ресурсов нашей планеты, сейчас перед химиками стоит важная задача: разработать и внедрить методы, при помощи которых можно искусственно, в условиях лаборатории, или промышленного производства, получать вещества, являющиеся аналогами природных веществ. Например, запасы топливных ископаемых в природе на исходе.

Может настать тот момент, когда нефть и природный газ закончатся. Уже сейчас ведутся разработки новых видов топлива, которые были бы такими же эффективными, но не загрязняли окружающую среду. На сегодняшний день человечество научилось искусственно получать различные драгоценные камни, например, алмазы, изумруды, бериллы.

Агрегатное состояние вещества

Вещества могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, три из которых вам известны: твердое, жидкое, газообразное. Например, вода в природе существует во всех трех агрегатных состояниях: твердом (в виде льда и снега), жидком (жидкая вода) и газообразном (водяной пар).

Известны вещества, которые не могут существовать в обычных условиях во всех трех агрегатных состояниях. Например, таким веществом является углекислый газ. При комнатной температуре это газ без запаха и цвета. При температуре –79°С данное вещество «замерзает» и переходит в твердое агрегатное состояние. Бытовое (тривиальное) название такого вещества «сухой лед» . Такое название дано этому веществу из-за того, что «сухой лед» превращается в углекислый газ без плавления, то есть, без перехода в жидкое агрегатное состояние, которое присутствует, например, у воды.

Таким образом, можно сделать важный вывод. Вещество при переходе из одного агрегатного состояния в другое не превращается в другие вещества. Сам процесс некоего изменения, превращения, называется явлением.

Физические явления. Физические свойства веществ.

Явления, при которых вещества изменяют агрегатное состояние, но при этом не превращаются в другие вещества, называют физическими.

Каждое индивидуальное вещество обладает определенными свойствами. Свойства веществ могут быть различными или сходными друг с другом. Каждое вещество описывают при помощи набора физических и химических свойств.

Рассмотрим в качестве примера воду. Вода замерзает и превращается в лед при температуре 0°С, а закипает и превращается в пар при температуре +100°С. Данные явления относятся к физическим, так как вода не превратилась в другие вещества, происходит только изменение агрегатного состояния. Данные температуры замерзания и кипения – это физические свойства, характерные именно для воды.

Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими

Испарение спирта, как и испарение воды – физические явления, вещества при этом изменяют агрегатное состояние. После проведения опыта можно убедиться, что спирт испаряется быстрее, чем вода – это физические свойства этих веществ.

К основным физическим свойствам веществ можно отнести следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность, температура кипения, температура плавления, теплопроводность, электропроводность.

Такие физические свойства как цвет, запах, вкус, форма кристаллов, можно определить визуально, с помощью органов чувств, а плотность, электропроводность, температуру плавления и кипения определяют измерением. Сведения о физических свойствах многих веществ собраны в специальной литературе, например, в справочниках.

Физические свойства вещества зависят от его агрегатного состояния. Например, плотность льда, воды и водяного пара различна. Газообразный кислород бесцветный, а жидкий – голубой

Знание физических свойств помогает «узнавать» немало веществ. Например, медь – единственный металл красного цвета. Соленый вкус имеет только поваренная соль. Иод – почти черное твердое вещество, которое при нагревании превращается в фиолетовый пар. В большинстве случаев для определения вещества нужно рассматривать несколько его свойств.

В качестве примера охарактеризуем физические свойства воды:

  • цвет – бесцветная (в небольшом объеме)
  • запах – без запаха
  • агрегатное состояние – при обычных условиях жидкость
  • плотность – 1 г/мл,
  • температура кипения – +100°С
  • температура плавления – 0°С
  • теплопроводность – низкая
  • электропроводность – чистая вода электричество не проводит

Кристаллические и аморфные вещества

При описании физических свойств твердых веществ принято описывать структуру вещества. Если рассмотреть образец поваренной соли под увеличительным стеклом, можно заметить, что соль состоит из множества мельчайших кристаллов. В соляных месторождениях можно встретить и весьма крупные кристаллы.

Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников

Кристаллы могут иметь различную форму и размер. Кристаллы некоторых веществ, таких как поваренная соль хрупкие, их легко разрушить . Существуют кристаллы довольно твердые. Например, одним из самых твердых минералов считается алмаз.

Если рассматривать кристаллы поваренной соли под микроскопом, можно заметить, что все они имеют похожее строение. Если же рассмотреть, например, частицы стекла, то все они будут иметь различное строение – такие вещества называют аморфными. К аморфным веществам относят стекло, крахмал, янтарь, пчелиный воск.

Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строения

Химические явления. Химическая реакция.

Если при физических явлениях вещества, как правило, лишь изменяют агрегатное состояние, то при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие вещества.

Приведем несколько простых примеров: горение спички сопровождается обугливанием древесины и выделением газообразных веществ, то есть, происходит необратимое превращение древесины в другие вещества.

Другой пример: со временем бронзовые скульптуры покрываются налетом зеленого цвета. Дело в том, что в состав бронзы входит медь. Этот металл медленно взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, в результате на поверхности скульптуры образуются новые вещества зеленого цвета

Химические явления – явления превращений одних веществ в другие

Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакции.

  • Химическая реакция – процесс взаимодействия веществ, в результате которого образуются новые вещества с новыми свойствами
  • Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию
  • Продукты – вещества, образовавшиеся в результате химической реакции

Химическая реакция изображается в общем виде схемой реакции
РЕАГЕНТЫ -> ПРОДУКТЫ

где реагенты – исходные вещества, взятые для проведения реакции; продукты – новые вещества, образовавшиеся в результате протекания реакции.

Любые химические явления (реакции) сопровождаются определенными признаками, при помощи которых химические явления можно отличить от физических. К таким признакам можно отнести изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла, излучение света.

Многие химические реакции сопровождаются выделением энергии в виде тепла и света. Как правило, такими явлениями сопровождаются реакции горения. В реакциях горения на воздухе вещества реагируют с кислородом, содержащимся в воздухе. Так, например, металл магний вспыхивает и горит на воздухе ярким слепящим пламенем. Именно поэтому вспышку магния использовали при создании фотографий в первой половине ХХ века.

В некоторых случаях возможно выделение энергии в виде света, но без выделения тепла. Один из видов тихоокеанского планктона способен испускать ярко-голубой свет, хорошо заметный в темноте. Выделение энергии в виде света – результат химической реакции, которая протекает в организмах данного вида планктона.

ИТОГ

  • Существуют две большие группы веществ: вещества природного и
    искусственного происхождения
  • В обычных условиях вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях
  • Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при
    отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими
  • Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников
  • Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строение
  • Химические явления – явления превращений одних веществ в другие
  • Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию
  • Продукты – вещества, образующиеся в результате химической реакции
  • Химические реакции могут сопровождаться выделением газа, осадка, тепла,
    света; изменением окраски веществ
  • Горение – сложный физико-химический процесс превращения исходных
    веществ в продукты сгорания в ходе химической реакции, сопровождающийся
    интенсивным выделением тепла и света (пламени)

>> Физические и химические явления (химические реакции). Экспериментируем дома. Внешние эффекты при химических реакциях

Физические и химические явления (химические реакции)

Материал параграфа поможет вам выяснить:

> чем различаются физические и химические явления . (химические реакции);
> какие внешние эффекты сопровождают химические реакции.

На уроках природоведения вы узнали, что в природе происходят различные физические и химйческие явления.

Физические явления.

Каждый из вас неоднократно наблюдал за тем, как плавится лед, кипит или замерзает вода. Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул, поэтому они являются одним веществом (в разных агрегатных состояниях).

Явления, при которых вещество не превращается в другое, называют физическими.

К физическим явлениям относится не только изменение веществ, но и свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока в металлах, распространение запаха веществ в воздухе, растворение жира в бензине, притяжение железа к магниту. Такие явления изучает наука физика.

Химические явления (химические реакции).

Одним из химических явлений является горение . Рассмотрим процесс горения спирта (рис. 46). Он происходит при участии кислорода, который содержится в воздухе. Сгорая, спирт, казалось бы, переходит в газообразное состояние подобно тому, как вода при нагревании превращается в пар. Ho это не так. Если газ, полученный в результате сгорания спирта, охладить, то часть его сконденсируется в жидкость, но не в спирт, а в воду. Другая часть газа останется. С помощью дополнительного опыта можно доказать, что этот остаток - углекислый газ.

Рис. 46. Горение спирта

Таким образом, спирт, который горит, и кислород , который участвует в процессе горения, превращаются в воду и углекислый газ.

Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называют химическими явлениями, или химическими реакциями.

Вещества, вступающие в химическую реакцию, называют исходными веществами, или реагентами, а те, которые образуются, - конечными веществами, или продуктами реакции.

Суть рассмотренной химической реакции передает такая запись:

спирт + кислород -> вода + углекислий газ
исходные вещества конечные вещества
(реагенты) (продукты реакции)

Реагенты и продукты этой реакции состоят из молекул. Во время горения создается высокая температура. В этих условиях молекулы реагентов распадаются на атомы, которые, соединяясь, образуют молекулы новых веществ - продуктов. Следовательно, все атомы во время реакции сохраняются.

Если реагентами являются два ионных вещества, то они обмениваются своими ионами. Известны и другие варианты взаимодействия веществ.

Внешние эффекты, сопровождающие химические реакции.

Наблюдая за химическими реакциями, можно зафиксировать такие эффекты:

Изменение цвета (рис. 47, а);
выделение газа (рис. 47, б);
образование или исчезновение осадка (рис. 47, в);
появление, исчезновение или изменение запаха;
выделение или поглощение теплоты;
появление пламени (рис. 46), иногда - свечение.


Рис. 47. Некоторые внешние эффекты при химических реакциях: а - появление
окраски; б - выделение газа; в - появление осадка

Лабораторный опыт № 3

Появление окраски в результате реакции

Окрашены ли растворы кальцинированной соды и фенолфталеина?

Добавьте к порции раствора соды I-2 капли раствора фенолфталеина. Какая окраска появилась?

Лабораторный опыт № 4

Выделение газа в результате реакции

К раствору кальцинированной соды добавьте немного хлоридной кислоты. Что наблюдаете?

Лабораторный опыт № 5

Появление осадка в результате реакции

К раствору кальцинированной соды добавьте 1 мл раствора медного купороса. Что происходит?

Появление пламени является признаком химической реакции, т. е. свидетельствует именно о химическом явлении. Другие внешние эффекты можно наблюдать и во время физических явлений. Приведем несколько примеров.

Пример 1. Порошок серебра, полученный в пробирке в результате химической реакции, имеет серый цвет. Если его расплавить, а затем расплав охладить, то получим кусочек металла, но не серого, а белого, с характерным блеском.

Пример 2. Если нагревать природную воду, то из нее задолго до кипения начнут выделяться пузырьки газа. Это растворенный воздух; его растворимость в воде при нагревании уменьшается.

Пример 3. Неприятный запах в холодильнике исчезает, если в него поместить гранулы силикагеля - одного из соединений Силиция. Силика­гель поглощает молекулы различных веществ без их разрушения. Аналогично действует активированный уголь в противогазе.

Пример 4 . При превращении воды в пар теплота поглощается, а при замерзании воды - выделяется.

Чтобы определить, какое превращение произошло - физическое или химическое, следует внимательно наблюдать за ним, а также всесторонне исследовать вещества до и после эксперимента.

Химические реакции в природе, повседневной жизни и их значение.

В природе постоянно происходят химические реакции. Вещества, растворенные в реках, морях, океанах, взаимодействуют между собой, некоторые реагируют с кислородом. Растения поглощают из атмосферы углекислый газ, из почвы - воду, растворенные в ней вещества и перерабатывают их на белки, жиры, глюкозу, крахмал, витамины , другие соединения, а также на кислород.

Это интересно

Вследствие фотосинтеза ежегодно из атмосферы поглощается около 300 млрд т углекислого газа, выделяется 200 млрд т кислорода и образуется 150 млрд т органических веществ.

Очень важны реакции с участием кислорода, который поступает в живые организмы при дыхании.

Многие химические реакции сопровождают нас в повседневной жизни. Они происходят во время поджаривания мяса, овощей, выпекания хлеба, прокисания молока, брожения виноградного сока, отбеливания тканей, горения различных видов топлива, затвердевания цемента и алебастра, почернения со временем серебряных украшений и т. п.

Химические реакции составляют основу таких технологических процессов как получение металлов из руд, производство удобрений, пластмасс, синтетических волокон, лекарств, других важных веществ. Сжигая топливо, люди обеспечивают себя теплом и электричеством. С помощью химических реакций обезвреживают токсичные вещества, перерабатывают промышленные и бытовые отходы.

Протекание некоторых реакций приводит к негативным последствиям. Ржавление железа сокращает срок работы разных механизмов, оборудования, транспортных средств, приводит к большим потерям этого металла. Пожары уничтожают жилье, промышленные и культурные объекты, исторические ценности. Большинство пищевых продуктов портится вследствие их взаимодействия с кислородом, находящимся в воздухе; при этом образуются вещества, которые имеют неприятный запах, вкус и являются вредными для человека.

Выводы

Физическими явлениями называют явления, при которых каждое вещество сохраняется.

Химические явления, или химические реакции, это превращения одних веществ в другие. Они могут сопровождаться различными внешними эффектами.

Множество химических реакций происходят в окружающей среде, в растениях, организмах животных и человека, сопровождают нас в повседневной жизни.

?
100. Найдите соответствие:

1) взрыв динамита; а) физическое явление;
2) затвердевание расплавленного парафина; б) химическое явление.
3) подгорание пищи на сковороде;
4) образование соли при испарении морской воды;
5) расслоение сильно взболтанной смеси воды и растительного масла;
6) выцветание окрашенной ткани на солнце;
7) прохождение электрического тока в металле;

101. Какими внешними эффектами сопровождаются такие химические превращения: а) горение спички; б) образование ржавчины; в) броже­ние виноградного сока.

102. Как вы думаете, почему одни пищевые продукты (сахар, крахмал, уксус, соль) могут храниться неограниченное время, а другие (сыр, сливочное масло, молоко) быстро портятся?

Экспериментируем дома

Внешние эффекты при химических реакциях

1. Приготовьте небольшие количества водных растворов лимонной кислоты и питьевой соды. Слейте вместе порции обоих растворов в отдельный стакан. Что происходит?

К остатку раствора лимонной кислоты добавьте немного кристалликов соды, а к остатку раствора соды - немного кристалликов лимонной кислоты. Какие эффекты наблюдаете - такие же или другие?

2. В три небольших стакана налейте немного воды и в каждый добавьте 1-2 капли спиртового раствора бриллиантового зеленого, известного под названием «зеленка». В первый стакан долейте несколько капель нашатырного спирта, во второй - раствора лимонной кислоты. Изменился ли цвет красителя (зеленки) в этих стаканах? Если да, то как именно?

Результаты опытов запишите в тетрадь и сделайте выводы.

Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Цели: знать

1) особенности физических и химических явлений;

2) признаки химических реакций.

1) различать физические и химические явления;

2) по признакам распознавать химические реакции.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дети, садитесь. Начинаем урок химии.

II. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока “Физические и химические явления. Признаки химических реакций” (записываем в тетради).

Сегодня мы должны будем узнать о физических и химических явлениях и о признаках химических реакций. Это мы должны узнать.

А что же мы должны будем с вами уметь? А уметь мы должны будем различать химические явления от физических и по признакам распознавать химические реакции.

III. Изучение нового материала

Итак, начинаем.

Учитель: В мире все находится в движении, все изменяется. Изменения, происходящие с веществами, называют явлениями. Например: испарение воды, плавление железа, ржавление металлов и т.д. Различают физические и химические явления.

Физические явления сопровождаются изменением формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения вещества и т.д., но при этом не происходит превращения одних веществ в другие. Состав вещества остается неизменным.

Например, таяние льда или кипение воды – это физические явления и здесь происходит изменение агрегатного состояния вещества, а само вещество – вода остается неизменным. В данном случае происходит изменение физических свойств вещества.

Кроме физических свойств каждое вещество обладает определенными химическими свойствами.

Химические свойства вещества – это способность данного вещества превращаться в другие вещества. Химические свойства веществ проявляются в химических явлениях.

Химические явления, которые называют химическими реакциями, сопровождаются превращением одних веществ в другие.

В результате химической реакции всегда образуются новые вещества, которые отличаются от исходных составом и свойствами.

Таким образом, при физических явлениях качественный и количественный и количественный состав веществ сохраняется, при химических состав исходных веществ не сохраняется, они превращаются в другие вещества.

На дом вам было предложено творческое задание - составить рассказ о встрече с физическими и химическими явлениями или нарисовать увиденное. Итак, ребята, кто приготовился?

А пока будут звучать рассказы, все остальные должны будут подумать, о каком явлении идет речь о физическом или о химическом.

Ребята, прошу вас.

1 учащийся: Пользуясь сведениями из биологии, вы знаете, что в клубнях картофеля содержится крахмал, который образуется в листьях на свету, а затем откладываются в клубнях. Если взять разрезать этот клубень и капнуть на срез настойку йода, то бурый цвет йода превратится в синий. Произошло это потому, что между крахмалом и йодом произошла реакция, и образовалось новое вещество синего цвета, (демонстрирует опыт).

Хорошо, молодец, садись.

Ребята, как вы думаете, о каком явлении рассказал ученик?

Учащиеся: Речь шла о химическом явлении.

А ты как думаешь?

Правильно, это химическое явление.

Кто еще приготовился?

Молодец, хорошо, садись.

Ребята, а о каком явлении здесь шла речь?

Учащиеся: Речь шла опять о химическом явлении.

Ещё кто как думает?

Молодцы, хорошо ребята, правильно ответили. Ещё послушаем ученика.

3 учащийся: А я, изучая литературу для юных химиков, решил дома сделать такой эксперимент. Взял стакан с мыльной водой, добавил несколько капель столового уксуса и обнаружил, что вместо пены в жидкости оказались светло- серые хлопья осадка, посмотрим что получается, (демонстрирует опыт).

Молодец, хорошо, садись. О каком явлении нам рассказывал Ученик?

Учащиеся: Здесь было рассказано о химическом явлении. (А ещё кто скажет?)

Правильно, дети, это химическое явление.

Кто ещё подготовил выступление?

Пожалуйста, слушаем.

4 учащийся: А я решил свои явления нарисовать. Посмотрите, что у меня получилось и послушайте мой рассказ.

Ясный знойный день (показывает рисунок). Вода испаряется с Поверхности земли в виде пара, который всегда находится в воздухе Чем дальше от поверхности земли, тем температура ниже и поэтому из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман. Облака - это тот же туман, находящийся в воздухе высоко над землей (меняет рисунок). Маленькие капельки, в облаках сливаясь, друг с другом, постепенно увеличиваются. Облако темнеет и становится тучей. Тяжелые капли воды не могут держаться в воздухе и падают на землю в виде дождя (меняет рисунок). Зимой из пара образуются снежинки. Водоемы зимой замерзают, покрываясь льдом. Вот где веселая ребятня. Итак, ребята, какие явления я вам представил?

Учащиеся: Здесь представлены физические явления, а именно изменение агрегатного состояния воды.

Молодец, садись, хорошо подготовлена работа.

5 учащийся: Я изобразила процесс мытья рук. Когда мы моем руки с мылом, мыло в воде распадается на два вещества: щелочь и жирную кислоту. Щелочь связывает жир, которым покрыта наша кожа, а жирная кислота образует обильную пену. Пена захватывает и вместе с водой уносит все мельчайшие частички грязи, которые были на нашей коже.

6 учащийся: На этом рисунке изображен процесс приготовления теста. Замесив муку, добавляют сахар, масло, дрожжи. Часть крахмала, содержащегося в муке, превращается в сахар. На этот сахар тут, же “набрасываются” дрожжи и разлагают сахар на спирт и углекислый газ. В тесте газ стремится вырваться наружу и при этом он поднимается и разрыхляет тесто. Вот почему тесто становится пористым, а хлеб или пирог пронизан дырочками.

И здесь налицо ряд химических реакций.

Хорошо, молодец, садись. Вы, верно, поняли материал. Всем участникам творческой работы я ставлю отметку “5” (шесть оценок).

Итак, ребята, какие же явления называются физическими?

Учащиеся: Физические явления - это явления, которые сопровождаются изменениями формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения, при этом не происходит превращения одних веществ, в другие. Состав вещества остается неизменным.

Хорошо, молодец, садись. А какие явления называются химическими? Кто скажет?

Учащиеся: Химические явления - это явления, которые сопровождаются превращением одних веществ, в другие. При этом состав исходных веществ не сохраняется, а в процесс химической реакции они превращаются в другие вещества.

Молодец, хорошо, правильно, садись.

Итак, давай еще раз прокомментируем выступление ваших одноклассников. (На доске) –

Реагирующие вещества Признак химической реакции

По щелчку появляются сразу реагирующие вещества, затем признаки этих реакций:

Давайте откроем тетради и запишем признаки химической реакции. Записали заголовок “Признаки химических реакций”.

  • Изменение цвета.
  • Выделение газа.
  • Выпадение осадка.

И тема нашего урока “Признаки химических реакций”.

Так по каким признакам распознаются химические реакции? (Перечисляем).

Но это ещё не все признаки, есть ещё ряд признаков, о которых я вам сейчас расскажу.

Внимание, дети, продолжаем изучать новую тему. Сейчас я вам покажу опыты, которые сопровождаются признаками, о которых мы с вами уже говорили и те, о которых вы еще не знаете

(Демонстрирую опыты с признаками химических реакций с диска “Школьный химический эксперимент” 8 класс часть 1):

  • выпадение осадка;
  • растворение осадка;
  • изменение цвета;
  • звуковой эффект;
  • выделение газа.

Итак, по каким признакам распознаются химические реакции.

Учащийся: Перечисляет признаки химических реакций и записывают в тетрадь.

Кто повторит? Повторяет ещё один ученик.

Хорошо, молодцы, а теперь дети, отдохнем! А то я вижу - вы устали.

(Физминутка)

Итак, переходим к закреплению.

IV. Закрепление материала

Ребята, откройте учебники параграф 28 страница 97. Внимательно посмотрите, найдите:

Пример реакции, протекающей с изменением цвета, и зачитайте. Кто нашел? Пожалуйста... А какой мы с вами рассмотрели пример?

Химическую реакцию, протекающую с образованием осадка... А у нас на уроке какой был пример?

С выделением газа? А на уроке у нас какой опыт был с таким признаком?

С выделением теплоты.

С изменением цвета.

С появлением запаха.

Так какие признаки характерны для химических реакций?

Внимание, переходим к следующей работе. В качестве закрепления вы выполните тестовые задания (Приложение 1) и сделаете самооценку. На столах у вас лежат тестовые задания. На каждый вопрос даны варианты ответа. Вам нужно будет выбрать правильный ответ (один или несколько) и обвести в кружочек. Но для начала не забудьте написать на листке свою фамилию и имя. Выполняем (5-7 минут).

А теперь проверим, как вы поняли тему урока. Обменяйтесь листами друг с другом и сделайте проверку теста по ключу (вывожу на доску ключ с правильными ответами). Посмотрите на доску и сверьте свой ответ. Если вариант неправильный, то зачеркнуть и обвести правильный. Если нет ошибок - поставьте “5”. Если допущена 1-2 ошибки “4”. Если больше 2 ошибок - “3”.

Проверили? Честно скажите, кто получил “5”, кто “4”, кто “3”.

Молодцы, вы хорошо усвоили тему!

Итак, ребята, что вы узнали на уроке?

Учащийся: Мы узнали, какие бывают признаки химических реакций.

Какую работу мы с вами выполнили?

Учащийся: Выполнили творческие задания, демонстрацию опытов и рисунков, а так же смотрели видеофрагменты “Признаки химических реакций”

А чему мы научились?

Учащийся: Научились распознавать химические реакции по признакам.

А чему ещё?

Учащийся: Закрепили методику выполнения тестов.

Молодцы, ребята, хорошо.

Итак, какие же признаки химических реакций вы знаете? (ответы учащихся)

Молодцы, ребята, хорошо усвоили новую тему.

VI. Задание на дом

А теперь задание на дом: параграф 28 изучить, №1,2 – обязательное для всех, а № 3 - для учащихся, имеющих “4” и “5” по предмету.

Записали домашнее задание, урок окончен. До свидания.

Литература:

  • учебник “Химия. 8 класс”. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская;
  • А.Храповский. Занимательные очерки по химии; И.Вольпер. Юным химикам.

НОВОАЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

I-III СТУПЕНЕЙ №2

Тема:

Физические и химические явления.

Химические реакции и сопровождающие их явления.

Урок в 7 классе

Подготовила: учитель химии

Дмитриченко Л.В.

г. Новоазовск

Тема урока: Физические и химические явления. Химические реакции и сопровождающие их явления.

Цели урока:

Образовательные:

Конкретизировать знания учащихся о физических и химических явлениях, опираясь на знания, полученные из курса природоведения, выяснить их существенные отличия, сформировать представление о химической реакции, рассмотреть внешние эффекты (признаки), которые сопровождают химические реакции, проводя химический эксперимент, раскрыть практическую значимость химических реакций.

Развивающие:

Развивать познавательную активность.

Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

Развивать умения наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; умение проводить и анализировать химический эксперимент.

Вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности.

Воспитательные:

Формировать научное мировоззрение учащихся.

Формировать эстетический вкус при наблюдении красоты явлений природы.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация урока в программе Power Point.

Оборудование: нагревательный прибор, спички, штатив с пробирками, пробиркодержатель, фарфоровая чашка, лабораторный штатив, металлическая ложечка.

Материалы: парафиновая свеча, растворы: щёлочи (натрий гидроксида), соляной кислоты, медного купороса, индикатор фенолфталеин, аммоний хлорид, спирт, мрамор.

Ход урока

І. Организационный этап

Приветствие учащихся учителем.

Проверка готовности учащихся к уроку.

ІІ. Мотивация знаний

Я хочу начать урок со слов английского учёного Майкла Фарадея «Я, собираюсь изложить вам …ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, и … я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна, и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы так или иначе затронут …»

Майкл Фарадей, Лондон, 1860г.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

На уроках природоведения вы получили первоначальные знания о явлениях.

Что такое явления?

(Явления – это любые изменения, которые происходят в мире.

Как утверждали древние философы: «Всё течёт, всё меняется.»)

Я предлагаю вам посмотреть иллюстративный ряд «Явления», а затем ответить на вопросы:

На какие группы вы разделили бы все явления?

Какое отношение к химии они имеют?

Обсуждение просмотренного материала и обобщение учителя.

Первый вопрос: На какие группы вы разделили бы все явления?

(В зависимости от того, к какой сфере жизни принадлежат явления, их можно разделить на: механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные, электрические, физические, химические, биологические, геологические, социальные, политические).

Второй вопрос: Какое отношение к химии они имеют?

(Химия-это наука о веществах и их превращениях, а на этих примерах мы и видим изменения, происходящие с веществами.)

В природе с момента её зарожденья:

Всегда с веществами идут превращенья.

Про эти природные измененья

Мы с вами сказали бы:

Это «Явленья!»

Явленья бывают различными,

Рассмотрим химические и физические.

Должны научиться мы их наблюдать,

А самое главное их различать.

Учитель: запишем тему урока : «Физические и химические явления. Химические реакции и сопровождающие их явления».

Сегодня на уроке мы должны:

Выяснить сущность физических и химических явлений.

Научиться различать физические и химические явления.

Выявить признаки химических реакций.

Развивать умение проводить наблюдения и делать выводы.

Показать значимость химических реакций.

ІV. Изучение нового материала

Горящая свеча – это универсальный объект, глядя на него можно наблюдать как физические так и химические явления. Во время горения свечи парафин сначала плавится, а затем превращается в газообразные горючие вещества.

Какое это явление? (физическое)

Какие изменения происходят? (изменяется форма и агрегатное состояние.)

А затем пары парафина начинают гореть. При этом образуются углекислый газ и вода. Какое это явление? (Химическое)

Классификация явлений

Явления

Физические Химические

Вещество не изменяется

Молекулы сохраняются Вещество изменяется

Изменяется: Изменяется: состав вещ., свойства

Форма тела

Агрегатное состояние

Учитель : химические явления называют ещё химическими процессами или химическими реакциями.

Русский химик, лауреат Нобелевской премии Николай Николаевич Семёнов утверждал: «Химическое превращение, химическая реакция является главным предметом химии». Поэтому важно уметь наблюдать и описывать внешние признаки прохождения химических реакций – явлений, которые принадлежат к макромиру. Ещё важнее уметь объяснять эти явления, анализируя процессы, которые происходят между частичками, принадлежащими к микромиру.

Возникает вопрос: Что происходит с молекулами и атомами при химических реакциях?

Учитель: На доске показана реакция разложения воды под действием эл. тока, с образованием двух простых веществ: кислорода и водорода.

Вещества, которые вступают в химическую реакцию – называют реагентами , или исходными веществами.

Вещества, которые образуются в результате реакции - называют продуктами реакций или конечными веществами.

Реагенты → Продукты реакции

Что происходит с молекулами воды при протекании химической реакции?

(молекулы разрушаются и образуются отдельные атомы)

Что происходит с атомами?

(Во время химических реакций атомы сохраняются. Происходит лишь их перегруппировка.)

Вывод : Суть химической реакции состоит в перегруппировке атомов.

Проблемный вопрос : Как отличить химические явления от физических?

Гипотеза первая.

Можно сказать, что если молекулы вещества распадаются, то явление - химическое, а если сохраняются, то – физическое.

Но молекулы очень трудно увидеть даже в микроскоп, потому что они очень маленькие.

Гипотеза вторая.

Если в процессе химической реакции образуются новые вещества с новыми свойствами, то о протекании реакции можно судить по изменению физических свойств веществ.

Учитель: При этом мы будем наблюдать внешние эффекты, которые сопровождают химические реакции или их называют признаки реакции.

Давайте познакомимся с характерными признаками хим. реакций, выполнив небольшую исследовательскую работу: «Проведение химических реакций».

Задание : провести химические опыты, наблюдения и сделать выводы.

Я прошу вас разделится на группы. Каждая группа – это исследовательская лаборатория, где у каждого своя роль: экспериментаторы- проводят эксперимент; наблюдатели – ведут лабораторный журнал; аналитики – анализируют и фиксируют выводы; теоретики – объясняют теоретически.

Напоминаю о правилах ТБ. В каждой инструктивной карте записаны правила, которые необходимо выполнять при проведении данного опыта.

Кроме того каждая группа получает творческое задание.

Группа №1.

Карта – инструкция.

При наливании жидкостей сосуд с реактивом бери так, чтобы этикетка была направлена в сторону ладони, снимай каплю с края горлышка сосуда, иначе жидкость будет стекать по стеклу, портить этикетку, может повредить кожу рук.

Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закройте пробкой и поставьте на место.

Особую осторожность проявляй при работе со щелочами. Попадание даже разбавленного раствора щёлочи в глаза может привести к необратимой потере зрения. При попадании раствора щёлочи на руки немедленно смой его большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости.

При работе с кислотами также следует проявлять осторожность. Особенно надо беречь глаза. При попадании кислоты на руки следует немедленно смыть её большим количеством воды.

Опыт:

Взаимодействие натрий гидроксида с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина.

Налейте в пробирку около 2 мл щёлочи(натрий гидроксида, NaOH), затем добавляйте по каплям фенолфталеин.

Что наблюдается?_____________________________________________

Затем налейте соляную кислоту(HCI) до видимых изменений.

Какие изменения наблюдаются? ___________________________________________

Вывод(какой признак свидетельствует о том, что произошла химическая реакция)_______________________________________________________________

Группа№2

Внимание! Техника безопасности!

При работе с кислотами также следует проявлять осторожно. Особенно надо беречь глаза. При попадании кислоты на руки следует немедленно смыть её большим количеством воды.

Карта – инструкция.

Опыт:

Взаимодействие мрамора с раствором соляной кислоты.

Насыпьте в пробирку немного (лишь бы покрылось дно пробирки) мрамора и добавьте 1 мл разбавленной соляной кислоты(HCI).

Вывод(какой признак свидетельствует о том, что прошла химическая реакция)____________________________________________________________________

Группа№3

Внимание! Техника безопасности!

При наливании жидкостей сосуд с реактивом бери так, чтобы этикетка была направлена в сторону ладони, снимай каплю с края горлышка сосуда, иначе жидкость будет стекать по стеклу, портить этикетку, может повредить кожу рук.

Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрой пробкой и поставьте на место.

Особую осторожность проявляй при работе со щелочами. Попадание даже разбавленного раствора щёлочи в глаза может привести к необратимой потери зрения. При попадании раствора щёлочи на руки немедленно смой его большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости.

Не наклоняйся над сосудом, в который наливаешь какую – либо жидкость (особенно едкую), потому что мельчайшие капли могут попасть в глаза.

Карта – инструкция.

Опыт:

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щёлочи.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора медного купороса и добавляйте раствор щёлочи (NaOH) до видимых изменений.

Что наблюдается?_______________________________________________________

Затем прилейте раствор соляной кислоты(HCI) до видимых изменений.

Какие изменения наблюдаются?____________________________________________

_____________________________________________________________________

Группа №4

Внимание! Техника безопасности!

При нагревании растворов в пробирке пользуйся деревянным держателем. Внимательно следи за тем, чтобы отверстие пробирки было направлено в сторону от лица работающего, так как жидкость в результате перегрева может быть выброшена из пробирки.

При нагревании жидкостей следи, чтобы не перегрелись стенки пробирки над жидкостью, потому что при попадании на перегретое стекло капель жидкости пробирка может треснуть.

Чтобы избежать перегревания, никогда не нагревай пробирку только снизу, а равномерно прогревай всю пробирку, всё её содержимое.

Нюхай все вещества осторожно, не наклоняйся над пробиркой и не вдыхай полной грудью, а направляй к себе пар или газ движениями руки.

Карта – инструкция.

Опыт:

Взаимодействие аммоний хлорида с раствором щёлочи.

Налейте в пробирку 2 мл раствора аммоний хлорида(NH 4 CI) и прилейте около 2 мл раствора щёлочи(NaOH) .Нагрейте жидкость в пробирке до кипения и осторожно понюхайте выделяющийся газ.

Что наблюдается?_______________________________________________________

Вывод(какой признак свидетельствует о том, что прошла химическая реакция?)

Группа №5.

Внимание техника безопасности!

Будь особенно осторожным при работе с нагревательными приборами.

Не дуй на пламя, чтобы погасить его!

Для прекращения горения сухого горючего накрой пламя колпачком, поднося его сбоку.

Опыт:

Горение спирта.

В лабораторном штативе с помощью муфты закрепите кольцо, поставьте на него фарфоровую чашку с раствором. Зажгите горелку. Кольцо поднимите или опустите в штативе так, чтобы верхняя часть пламени касалась нижней части чашки.

Что наблюдается?____________________________________________________

Вывод (какой признак свидетельствует о том, что прошла химическая реакция?) __________________________________________________________________

Общий вывод. Признаки химических реакций:

1 изменение цвета;

2 выделение газа;

3 образование или исчезновение осадка;

4 появление, исчезновение или изменение запаха;

5 выделение или поглощение теплоты;

6 появление пламени, иногда – свечение.

Иногда и физические и химические процессы могут сопровождаться одинаковыми внешними эффектами. Например, распространение запаха духов или ситуация, когда мы открываем бутылку с минеральной водой, то наблюдаем выделение углекислого газа.

Работа с творческими(дивергентными заданиями).

Задание 1.

Длина медных проводов изменяется летом и зимой. Объясните это явление

(Вещество может изменять длину тела при нагревании или охлаждении. Увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении, но вещество при этом не меняется, поэтому данное явление – физическое.)

Задание 2.

Если в стакан насыпать соду и долить уксус, то газ начинает выделятся так активно, что кажется будто жидкость закипает.

Как в этом случае отличить кипение от химической реакции?

(для этого нужно вспомнить, как происходит кипение: жидкость закипает, когда нагревается до определённой температуры – температуры кипения. Для воды это 100 0 С. Во время кипения воды пузырьки газа(пара) образуются во всём объёме жидкости. В случае взаимодействия уксуса с содой жидкость не нагревается, а газ выделяется только в том месте, где сода контактирует с раствором, поэтому кипением этот раствор назвать нельзя.)

Задание 3.

Порошок серебра, полученный в пробирке в результате химической реакции, имеет серый цвет. Если его расплавить, а затем расплав охладить, то получим кусочек металла, но не серого, а белого, с характерным блеском. Объясните – это физическое явление или химический процесс.

(это физическое явление. Серебро осталось без изменений, оно не превратилось в другое вещество и сохранило свои свойства. Металлы обладают « металлическим блеском».)

Задание 4.

В коробке с кожаной обувью находится специальное вещество – гранулы силикагеля (высушенный осадок силикатной кислоты). Как вы думаете с какой целью его применяют и какое это явление?

(его применяют для поглощения влаги и запаха. Это физическое явление, т.к. силикагель поглощает молекулы различных веществ без их разрушения и новые вещества не образуются.)

Задание 5.

ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ОПЫТ

1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

2. Опустим конец трубки в стакан с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается, и часть воздуха из пробирки выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.

Вопрос: какое это явление?

(объём воздуха увеличивается при нагревании. Изменение объёма воздуха – это физическое явление, т.к. изменения с веществом произошли, но при этом оно не изменилось.)

Чтобы сделать вывод о том какое произошло явление, нужно внимательно наблюдать за ним, а также исследовать вещества до и после эксперимента.

Учитель: Химические реакции имеют большое значение. Они протекают в природе. Многие сопровождают нас в повседневной жизни, а также являются основой многих производств.

На экране примеры реакций: 1) Реакции, которые происходят в природе.

Процесс фотосинтеза, пр. дыхания.

2) Реакции, которые протекают в быту.

Приготовление пищи, приготовление кисломолочных продуктов, сжигание природного газа и другого топлива.

3) Реакции, лежащие в основе химических производств.

Получение металлов из руд, получение строительных материалов, производство удобрений, пластмасс, лекарственных веществ, получение предметов бытовой химии.

V. Закрепление знаний.

Задание 1.Тест на соответствие.

Выберите, какие из перечисленных явлений принадлежат к химическим, а какие к физическим. (1вариант – физические; 2вариант – химические.)

(Физические 1, 3, 5, 6, 8, 10. Химические 2, 4, 7, 9)

Задание 2.

Какими внешними эффектами сопровождаются такие химические превращения:

а) добавление в раствор щёлочи индикатора, б)получение кисломолочных продуктов, в)работа автомобиля(двигателя), г)взаимодействие двух растворов с образованием осадка, д)горение красного фосфора.

VІ. Подведение итогов урока.

Обдумайте всё, что происходило сегодня на уроке.

В случае согласия с утверждением напротив поставьте знак «+».

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТЕСТ

1. Я узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

5. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Заключительное слово учителя:

« … я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и произвольно выполняя свой долг перед человечеством».

(Майкл Фарадей)

Написать мини – сочинение на тему: Значение химических реакций в природе и жизни человека.