Звуки окружают нас постоянно. Это и городской шум, и капающая вода из крана, и наша речь. Все звуки отличаются друг от друга. Звуки речи - специфические. Различая их в потоке речи, мы можем определять слова, предложения. Таким образом происходит человеческое общение. Дети в процессе своего развития овладевают родным языком, но часто бывает, что звуки усваиваются неправильно. В результате речевое развитие может пойти по неверному пути.

Вам понадобится

  • - зеркало;
  • - картинки с изображением предметов (дидактический материал);
  • - логопедическое лото.

Инструкция

Чаще разговаривайте с ребенком, следите за собственным произношением. Звуки должны быть четкими. Читайте ребенку короткие стихи и рассказы. Говорите медленно и просите ребенка повторять слова по слогам. Если вы заметили, что ваш малыш (дети после 4 лет) не проговаривает какие либо звуки речи или говорит их неправильно, то обратитесь к логопеду за консультацией. Возможно, что причина в том, что ребенок не различает звуки речи на слух (нарушение фонематического восприятия).

Чтобы научиться различать звуки родного языка, купите логопедическое лото и дидактический материал (картинки). Для начала берите звуки, разные по характеристикам, например звук С и Б. Подберите картинки, названия которых начинаются на данные звуки (слон, сыр, сом, собака, бубен, бобр, балалайка). Покажите ребенку каждую картинку и попросите назвать предметы, изображенные на ней. Если малыш не знает, что это, назовите сами. Объясните условие игры: вы показываете картинку, а ребенок называет предмет и выбирает себе только картинки, начинающиеся со звука С. Играть можно с разными картинками и разными звуками.

Когда ребенок уже научился определять звуки, поиграйте с ним в логопедическое лото. Для этого дайте ребенку карточку с определенным звуком, например С и СЬ. Объясните, что вы будете искать именно эти два звука в словах и выбирать только такие картинки. Показывайте ребенку различные картинки с предметами на разные звуки. Малыш должен выбрать только нужные картинки. Усложните задание и попросите определить позицию звука в слове (в начале, в середине или в конце). Например, собака - звук С в начале слова, колесо - звук в середине, автобус - звук в конце.

Если у ребенка не получается произнести какой-либо звук, попробуйте объяснить ему его артикуляцию перед зеркалом. Вместе с ребенком попытайтесь добиться правильного произношения. Например, объясните, что звук С - это песенка комара, он свистит. Губы в улыбке, язык за нижними зубами, а воздушная струя холодная и дует вниз. Есть специальная артикуляционная гимнастика, которая поможет освоить правильное произношение звука.

Полезный совет

Начинайте занятия уже с самого рождения, разговаривайте с ребенком, читайте книжки, играйте перед зеркалом (артикуляционная гимнастика).

Цель : Дать детям представление о звуке, как физическом явлении; выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными.

Материалы : 4 пластиковых теннисных шарика, верёвка, струна, пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев, таз с водой, камешки, бумага очень тонкая и бумага очень плотная.

Ход занятия:

Ребята! Вы любите слушать музыку? Наверно, у вас есть любимые песни и мелодии! И, может быть, вы играли на каких-нибудь музыкальных инструментах? Как потрясающе они звучат! А задумывались ли вы, как люди могут слышать звуки? Что такое звук? Как инструменты издают звуки, как они могут звучать так громко и так красиво? Давайте-ка разберёмся, что к чему.

Вы знаете, что нас окружает воздух. Тот самый, которым мы дышим. А сам воздух состоит из множества маленьких частичек, которые называются «молекулы». Любое движение воздуха – это движение миллионов молекул. Воздух прозрачный, поэтому мы не видим его движение, зато можем слышать его, ведь от соударения миллионов молекул и получается звук!

Проведём с вами опыт.

Возьмём 3 пластиковых теннисных шарика и выстроим их на столе в одну прямую линию. Возьмём 4-й шарик и толкнём его так, чтобы он стукнулся о крайний шарик в ряду. Что получилось? Шарик, который мы кинули, столкнулся с крайним шариком и остановился. А вот шарик, стоявший с другого конца ряда, откатился. Молекулы воздуха ударяют друг друга, как шарики в опыте. Энергия по цепочке передаётся от одной молекулы к другой. Так появляется звуковая волна.

Почему мы слышим звук? Давайте посмотрим, как дрожит натянутая струна. Она колеблется в воздухе, а значит, расталкивает его молекулы в разные стороны. Каждая молекула, в свою очередь, толкает своих «соседей», те – своих, и так далее. Толкая друг друга, молекулы «долетят» до твоих ушей и начнут стучаться в них. Глубоко в ухе человека есть барабанная перепонка – тонкая плёночка, настолько чувствительная, что она ощущает, как крохотные молекулы бьются об неё. Когда молекулы воздуха ударяются в барабанную перепонку, мы слышим звук!

Как распространяется звук? Бросим камешек в воду. Что мы видим? Во все стороны побежали волны. Когда струна на гитаре колеблется, звук распространяется от неё точно, как волны, разбегающиеся от упавшего в воду камня. Поэтому, когда говорят о распространении звука, употребляют термин «звуковая волна». Звуки бывают громкими и тихими, высокими и низкими. Это зависит от размеров звуковой волны.

А задумывались ли вы, ребята над тем, почему комар пищит, а шмель жужжит? Давайте проведём ещё один опыт – проведём пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок. Одинаковый ли мы слышим звук? От чего зависит частота звука?

(Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчёсок. У расчёсок с крупными и редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчёсок с частыми редкими зубьями – звук тонкий, высокий)

Рассмотрите иллюстрации комара и шмеля, определите их величину. Покажите, как пищит комар: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з». А у шмеля звук низкий, грубый – «ж-ж-ж», как вы думаете, почему мы слышим такие разные звуки? Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Давайте вспомним «Сказку о глупом мышонке», один из его отрывков: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт». Почему мышонок не услышал щуку? Какая часть уха помогает услышать звук? Барабанная перепонка, которая находится внутри уха. У разных живых организмов барабанная перепонка устроена неодинаково. Она может быть разной по толщине, как бумага.

(Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: поднося разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания)

Звуки бывают очень высокими и очень низкими, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат. Например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека.

Вот сколько интересного мы узнали сегодня о звуке. Если у вас появятся вопросы, мы можем ещё провести опыты, почитать научно-популярную литературу.

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания. Она распространяется в воздухе и воздействует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Энергия, заключенная в нем, измеряется в децибелах (дБ). Шорох листьев – 10 дБ, шепот – до 30 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ. Самое шумное в мире животное – голубой кит. Он издает звук громкостью 188 дБ, который слышен в радиусе 850 км от него.

Когда звук встречает преграду на пути, то часть звука отражается от нее и возвращается обратно. И тогда мы слышим отраженный звук – всем известное эхо. На реке Рейн в Европе есть место, где эхо отражается 20 раз. И в горах оно хорошо «работает». Там даже (при определенных условиях) обыкновенный крик может вызвать ошеломительный сход лавины.

В общем, звук – это сила. А можно ли его увидеть? Попробуем разобраться, устроив этот простой домашний опыт для детей.

Эксперимент для детей

1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.

Профессор Астрокот - герой серии книг о самых интересных явлениях природы. Он совсем не похож на обычного домашнего кота. Астрокот обожает открывать для себя новое и исследовать окружающий мир. И если в предыдущей книге профессор путешествовал к звёздам, то на этот раз он собирается узнать все законы физики.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Электричество

Электричество - очень полезный вид энергии, ведь его можно легко преобразовать в тепло и свет. Мы пользуемся электричеством каждый день, когда включаем свет, телевизор, компьютер и бытовые приборы. Электричество возникает из-за движения электронов.

В некоторых материалах, которые называют проводниками, электроны могут легко передвигаться по веществу. Лучшие проводники - металлы, например, медь и золото. А материалы, в которых электроны не могут свободно перемещаться, не проводят электричество и называются изоляторами. Большинство материалов вокруг нас, в том числе древесина и пластмасса, - изоляторы.

Откуда берутся молнии

В грозовых тучах скапливается электрический заряд. Когда он становится слишком большим, то прорывается сквозь воздух к земле. Это внезапное высвобождение электрической энергии и есть молния. А треск заряда - гром.

Молния ударяет в высокие предметы. Поэтому на крыши небоскрёбов и многоэтажных домов устанавливают специальные металлические стержни - громоотводы. Электричество по ним безопасно уходит в землю, никого не ранив.

Жизнь в движении

Машины мчатся по дорогам, яблоки падают с яблонь, птицы летают в небе. Многие тела вокруг нас движутся, подчиняясь одним и тем же законам. Тела не движутся постоянно с одной и той же скоростью. Иногда они ускоряются или замедляются.

Если сесть в автомобиль, который движется равномерно и прямолинейно, и не смотреть в окно, будет казаться, что ты никуда не едешь. Всё потому, что, находясь внутри машины, ты движешься с её скоростью.

А можешь ли ты поверить, что несёшься с огромной скоростью, даже когда сидишь дома в удобном кресле? И ты, и кресло всё время мчитесь по просторам космоса! Земля движется вокруг Солнца со скоростью 107 000 километров в час. Но ты не ощущаешь этой невероятной скорости, потому что она постоянная. Земля везёт нас, словно пассажиров автомобиля, а нам кажется, что всё вокруг неподвижно.

Радуга

Радуга возникает из-за рефракции: свет пронизывает каплю, отражается от её задней поверхности и выходит наружу, разделившись на разные цвета. Когда лучи света проходят сквозь все капли сразу, мы видим радугу.

Лучше всего радуга заметна, если встать спиной к солнцу и смотреть на дождь, который идёт перед тобой. Свет пройдёт над головой, отразится от капель дождя и возвратится в глаза.

Откуда берётся звук?

Звук возникает, когда тела вибрируют. Вибрация - это очень быстрое движение туда-сюда. Взгляните гитару в руках Астрокота. Когда профессор ударяет по струнам, они вибрируют. Колеблются также и молекулы воздуха возле струн - они тоже вибрируют. Вибрация распространяется по воздуху в виде непрерывных волн, которые доходят до нас и заставляют вибрировать барабанные перепонки в ушах - так мы слышим звук.

Брось камушек в озеро, и от него во все стороны побежит волна. Звуковые волны подобны ряби на воде: они бегут от источника звука во все стороны, заставляя колебаться молекулы воздуха.

Если звук очень громкий, это значит, что его породили сильные вибрации. Тихий звук - результат слабых вибраций. Величину вибраций показывает уровень громкости звука. Например, космическая ракета при взлёте создаёт звук высокой громкости, а шёпот - это звук низкой громкости.

Ещё больше интересных открытий - в книге «