Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития , направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Сразу отметим, что методика Занкова несколько отличается от большинства используемых сегодня систем раннего развития (таких как методика Монтессори, Вальдорфская система или методика Сесиль Лупан), поскольку основной упор в ней делается не на развитие внимания, памяти и воображения, а на общее развитие личности – чувств, воли и ума ребенка. Может быть именно поэтому отношение родителей к данной системе двоякое: кто-то ее ругает, а кто-то считает одной из лучших методик развития.

Несколько слов о Занкове


Леонид Владимирович Занков – известный советский психолог, добившийся значимых результатов в области педагогической психологии, памяти, запоминания и дефектологии. В ходе своей профессиональной деятельности провел целый ряд исследований, результаты которых и легли в основу авторской дидактической системы, способствующей психическому развитию детей, главный принцип которой построен на развитии искреннего интереса к обучению и стремления к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.

Практически всю свою жизнь Леонид Владимирович посвятил вопросам, связанным с психологией детей, отстающих в умственном развитии, и проблемами их обучения и воспитания. В своих многочисленных работах Занков убедительно доказал, что умственно отсталый ребенок не столько опаздывает на несколько лет в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми, сколько иначе развивается по мере своего взросления. Также он доказал, что во время занятий с умственно отсталыми детьми за основу необходимо брать коррекционно-воспитательные воздействия, учитывающие особенности развития каждого отдельно взятого ребенка и опирающиеся на его компенсаторные возможности.

Особенности методики Занкова


Основная цель методики Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной Личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не "вбивает" знания в голову детей, а заставляет каждого из них "докопаться" до них самостоятельно. Дидактические принципы системы Занкова – это:

  • высокий уровень трудности обучения (однако с обязательным соблюдением меры трудности, то есть без форсирования развития);
  • быстрое освоение материала, которое достигается в том числе и за счет постоянного обогащения учебного предмета со стороны учителя;
  • осознание ребенком процесса обучения, где все знания являются единым целым (поэтому новые знания, связываясь с уже изученным материалом, легко усваиваются);
  • ведущая роль теоретических знаний (другими словами, вопросы перед ребенком ставятся в общем виде, чтобы побудить его к самостоятельному мыслительному процессу);
  • работа над развитием каждого ребенка, независимо от его уровня развития.

Согласно дидактической системе Занкова основной мотивацией учебной деятельности ребенка должен стать познавательный интерес. Поэтому методика предполагает вовлечение учащихся в дискуссии, различные виды деятельности, дидактические игры, а также использование различных методов обучения, направленных на обогащение мышления, воображения, речи и памяти.

Как проходят занятия по методике Занкова


Построение занятий по системе Занкова имеет целый ряд отличительных особенностей, не принятых в современной российской педагогике. И, прежде всего, это проявляется в построении доверительных отношений между учащимися и учителем. При этом педагог не отказывается от руководящей роли, и адекватно реагирует на ошибки и проступки ребенка. Лучше всего характеризует атмосферу в занковском классе знаменитое выражение самого Занкова: "Ребенок тоже человек, только маленький".

Непосредственный процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно – для этого урок ведется в форме дискуссии, во время которой ученик может спорить не только со своими одноклассниками, но и с учителем. Активность на уроке всячески поощряется, даже если ребенок высказал ошибочное суждение.

Чтобы ребенок развивался всесторонне и полноценно система Занкова предусматривает большое разнообразие форм обучения: одновременно с занятиями в классе практикуются экскурсии в театры, музеи, на природу, концерты, разные предприятия и т.д. Другими словами, данная система охватывает не только процесс обучения, но и внеурочную работу.

Недостатки методики Занкова

Главный недостаток системы Занкова заключается в том, что обучение по его методике по силам далеко не каждому ребенку (хотя автор и уверял, что справиться с ней может любой ребенок, независимо от уровня умственного развития). И дело не столько в сложности заданий, сколько в быстром темпе изучения материала.

Не менее важным недостатком данной методики раннего развития является отсутствие разработанной программы для обучения в средней и старшей школе. В итоге, ребята из занковских классов переходят в классы, в которых обучение проходило по традиционным программам, и начинают откровенно скучать, поскольку большую часть материала они уже изучили в младших классах по обучающей программе Занкова .

Ну и самое главное, эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от учителя и его способности "отойти" от традиционных методов преподавания, и создать в классе дружескую и доверительную атмосферу. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране очень мало учителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.

Развивающее обучение по Л.В. Занкову

В 60-е г. научно обоснована психолого-дидактическая кон­цепция начального обучения, направленного на более высокое общее раз­витие учащихся, выявлены принципы обучения, разработаны программы, учебные пособия и методики обучения в начальной школе.

Целевое назначение: обеспечить высокий уровень общего развития учащихся начальной школы в процессе формирования знаний; выявить зако­номерности в соотношении обучения и развития младших школьников и построить на их основе систему развивающего обучения.

Предполагалось, что развивающее обучение младших школьников по сис­теме Л.В.Занкова позволит достигать высокого уровня общего развития учеников и вместе с тем успешных результатов в усвоении знаний и уме­ний. Научное обоснование системы и дидактичес­кие принципы, а также многие приемы обучения могут быть распространены на любые ступени образования и все учебные дисциплины. Собственно го­воря, они и получили уже применение в 70-ые годы, главным образом, в общеобразовательной средней школе.

При обосновании нового подхода к начальному обучению Л.В.Занковым произведена критика традиционной методики. Ее суть такова. Программы, учебники и методика обучения в начальных классах не обеспечивают мак­симально возможного общего образования учащихся и одновременно дают недостаточную дидактическую подготовку (уровень знаний и умений). Это происходит потому, что учебный материал носит облегченны, подчас при­митивный характер с низким теоретическим уровнем; во-вторых, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли; ограничение опытного, непосредственного познания ведет к вербализму, любознатель­ность детей не поддерживается; практикуется медленный темп обучения, игнорируется индивидуальность учащихся.

В разработке новой системы обучения Л.В.Занков исходил из положе­ния Л.С.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Его зас­луга в том, что он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно мог­ло вести за собой развитие.

Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных ра­бот Л.В.Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно:

Развитие наблюдательности,- умение воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и др.;

Развитие отвлеченного мышления,- способности к анализу, синте­зу, сравнению, обобщению и т.п.;

Развитие практических действий, умения создать некоторый мате­риальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на разра­ботанные учеными дидактические принципы. В отличие от традиционных ди­дактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Принципы тако­вы:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Решающая роль принадлежит принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную психическую деятельность в овладении учебным материалом. Трудность как препятствие, проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний. Он озна­чает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений проис­ходит на базе глубоко осмысления научных понятий, отношений, зависи­мостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего разви­тия. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть не в увеличении объема упражнений, а в постоянном обога­щении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания школьниками процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется нау­чить школьника осознавать не только объект деятельности - сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Наконец, пятый принцип требует от учителя, чтобы велась целенап­равленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необ­ходимо обеспечить всем, особенно слабым, сдвиги в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, не внешних, а внутренних: познавательного интереса, интеллектуального роста.

Вся системы принципов дидактической системы реализуется в содер­жании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

В 60-ые гг. лабораторией Л.В.Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Они были проверены в экспериментальной работе и показали высокую эффективность. Экспериментальная система оказала положительное влияние на обучение в начальной школе: создание новых программ и методик. Влияние дидактики Л.В.Занкова распространи­лось и на обучение в средней школе, что объясняется фундаментальностью подхода ученого, его опорой на кардинальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии личности.

См. литературу: Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю.- М.: Просвещение, 1985.- с.105-108

Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологов, дефектологов, психологов и педагогов, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.

Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система Л.В. Занкова.

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

- особенность системы - процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

дидактические принципы

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности

Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний

Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материал.

Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

4. Принцип осознания процесса учения

Осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

предметные методики по всем образовательным областям;

Особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:

Понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

Владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;

Актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;

Условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;

Активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;

Проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;

Индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.

формы организации обучения - классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников;;

система изучения успешности обучения и развития школьников –

для изучения результативности освоения учебных программ учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.

А. Дистервег

Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.

Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.

Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

Целевые ориентации

Высокое общее развитие личности.

Создание основы Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Гипотезы Л. В. Занкова

Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).

В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные структуры - это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.

Когнитивные структуры - субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.

Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.

Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.

Концептуальные дидактические положения

Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:

Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

Системность и целостность содержания;

Ведущая роль теоретических знаний;

Обучение на высоком уровне трудности;

Продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

Осознание ребенком процесса учения;

Включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

Проблематизация содержания (коллизии);

Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания

Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором - географии, в третьем - рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.

Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В.Занкова

Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе - путь индуктивный.

Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.

Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.

Особенности методики

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.

Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

. Урок в системе развивающего обучения

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:

Цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;

Полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;

Сотрудничество учителя и ученика.

Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель достигается следующими путями:

Учитель создает проблемные ситуации, коллизии;

Использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;

Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;

Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

Использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику вы бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

Оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;

Поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Особенности урока

Ход познания - «от учеников».

Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

. Отслеживание развития

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели:

Наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

Отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

Практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.

Литература

Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. - 1-П кл. - М.: Изд-во АПН РСФСР; ПЫУ кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М.: Педагогика, 1975; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова и М.В.Зверевой. - М.: Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. - М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л,В. Память. - М., 1949; Занков Л,В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960; Занков Л.В. О начальном обучении. - М., 1963; Занков Л.В. Содружество ученого и учителя. - М., 1991; Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.; Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. - № 4.

Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы средней школы. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1997; Новая система начального обучения - I, II, III классы / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л.В.Занкова. - М.: НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М.В.Зверевой. - М.: НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1967; Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1961; Занков Л.В. Беседы с учителями. -М., 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М.В.Зверева, Н.К.Индик. - М.: Просвещение, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методическое пособие. -Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л.В.Занкова, 1-3 классы. - М., 1996; Нечаева Н.В. Планирование периода обучения грамоте (система I—III). -М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В. Изучение результативного развития речевой деятельности младших школьников. - М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В., РогановаЗ.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-б-х классах. - М.: ФНМЦ, 1996.

Учебники, книги для учащихся: Романовская З.И., Романовский А.П. Живое слово: Книга для чтения в I, II, III классе / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Полякова А.В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Занков Л.В. Учебник математики для I класса. -М., 1965; Аргинская И.И. Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1966, 1967; Чутко Н.Я. Учебные материалы по истории - III кл. -М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В., Аргинская И.И. Математика, I кл. -М.: Просвещение, 1979; Дмитриева Н.Я. Книга по естествознанию. I кл. - М.: Просвещение, 1979; Азбука / Под ред. Нечаевой Н.В. - М., 1996.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского

Факультет педагогический

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

на тему «Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова»

Выполнил: студент IV курса ОЗО

Дамасова Н.Г.

Проверил: старший преподаватель

М.Л. Шаталова

Чита – 2011


Введение

1.1 Этапы становления развивающей системы обучения Л.В. Занкова

1.3 Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной педагогики

Заключение


Введение

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики.

Данная тема актуальна в настоящее время, т.к. развивающая система обучения Л.В. Занкова - весьма успешная система обучения. Сегодня, когда начальное образование рассматривается как основа формирования учебной деятельности ребенка, учебных и познавательных мотивов, способствующих развитию умений принимать, анализировать, сохранять, реализовывать учебные цели, умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, все большую значимость в системе общего образования приобретают развивающие стратегии обучения в начальной школе.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей системы обучения Л.В. Занкова.

1) история становления системы Л.В. Занкова;

2) рассмотреть концептуальные положения системы Л.В. Занкова;

3) рассмотреть особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова.

Метод изучения реферативно-аналитический.

занков развивающий обучение математика


Глава 1. Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова

1.1 Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области.

В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу воспитателя, а затем становится заведующим детской сельскохозяйственной колонией в Тамбовской губернии. Напомним, что в это время ему было 18 лет.

С 1920 по 1922 г. молодой педагог заведует колонией "Островня" в Московской области, и отсюда в 1922 г. его направляют учиться в Московский государственный университет на общественно-педагогическое отделение факультета общественных наук.

Здесь происходит встреча Занкова с выдающимся ученым-психологом Львом Семеновичем Выготским. Вместе со своим научным руководителем (Выготскому было тогда 26 лет) студент Занков принимает участие в проведении экспериментально-психологических исследований по проблемам памяти.

После окончания университета Л.В. Занков был оставлен в аспирантуре Института психологии при 1-м Московском государственном университете, где под руководством Л.С. Выготского начал исследование психики и особенностей обучения аномальных детей, не прерывая при этом и исследований по общим проблемам психологии памяти.

В 1929 г. руководство научной и педагогической работой в области аномального детства было возложено Наркомпросом РСФСР на Экспериментальный дефектологический институт, где началось планомерное и систематическое изучение психологических особенностей дефективных детей. Директором института был назначен известный в то время педагог-дефектолог И.И. Данюшевский, а заместителем директора по научной работе стал Л.В. Занков. В институте были созданы первые в стране научные лаборатории по различным направлениям специальной педагогики и психологии. Научным руководителем психологических лабораторий был Л.С. Выготский.

Во время работы в Экспериментальном дефектологическом институте закладываются особенности методологических взглядов Л.В. Занкова, так плодотворно развернувшиеся в его дальнейших исследованиях. Он начинает интересоваться вопросами взаимоотношения педагогики и психологии, вопросами зависимости развития психики от обучения и вместе с тем вопросами преломления внешних воздействий через внутренние условия, через индивидуальные возможности ребенка. Уже в это время формируется "исследовательский почерк" ученого - твердая приверженность фактическим данным, стремление получать их из реальной жизненной практики, стремление строить свои теоретические положения на основе анализа достоверных научных фактов.

Эти позиции отчетливо прослеживаются, в частности, в исследовании проблем памяти, которые проводились Л.В. Занковым и его сотрудниками в 30-40-е годы. Были получены достоверные факты об особенностях памяти младших школьников, различающихся по уровню обученности, по возрастам, выявлены индивидуальные варианты, сделаны выводы о роли культуры логической памяти при запоминании материала. Результаты исследований отражены в докторской диссертации ученого "Психология воспроизведения" (1942), в значительном числе статей, в монографиях "Память школьника" (1943) и "Память" (1952).

Знаменательный факт: в 1943-1944 гг. Л.В. Занков руководит группой научных сотрудников института, которая ведет научную и практическую работу в специальных госпиталях черепно-мозговых ранений по восстановлению речи у раненых бойцов.

В 1944 г. Л.В. Занков назначается директором Научно-исследовательского института дефектологии, который вошел в состав созданной в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР (сейчас РАО - Российская академия образования). В 1954 г. он избирается членом-корреспондентом, а в 1955 г. - действительным членом АПН РСФСР. В 1966 г. Академия получает статус союзного научного учреждения, и Леонид Владимирович становится действительным членом АПН СССР.

В 1951 г. Л.В. Занков переходит в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР и переключается на исследования в области общей педагогики. В педагогику ученый пришел с серьезным багажом научных знаний о ребенке, со сформировавшимися взглядами на методы психологических и педагогических исследований, на целесообразные способы обучения. В институте Л.В. Занков возглавляет лабораторию экспериментальной дидактики (переименованную впоследствии в лабораторию воспитания и развития, затем - обучения и развития), особенностью которой явилось то, что в ее составе всегда работали специалисты разного профиля - дидакты, методисты, психологи, физиологи, дефектологи. Такое содружество позволило изучать глубинные процессы, происходящие в ребенке в процессе обучения, обнаруживать индивидуальные особенности, с тем, чтобы педагогическое вмешательство дало простор для развития сильных сторон личности, не навредив при этом здоровью детей.

С сотрудниками лаборатории Л.В. Занков исследовал тему "Взаимодействие слова учителя и средств наглядности в обучении". Изучив педагогические нормативные положения, он констатировал недостаточную научную обоснованность многих из них. "К научному обоснованию педагогических норм, - делает вывод Л.В. Занков, - нужно идти через раскрытие внутренней связи между применяемыми педагогическими способами и их результатами". Для этого "надо обязательно изучить процессы усвоения знаний и навыков - то, что происходит в голове учащегося при применении учителем такого-то способа и приема"1. Так впервые ставится вопрос о включении в состав педагогического исследования психологических методов изучения ребенка. Тем самым осуществляется поворот в понимании характера связи между педагогикой и психологией.

Следующий вывод: педагогические исследования слабо ориентированы на преобразование, на перестройку практики обучения и воспитания. Выдвигается тезис: для педагогической науки "главное заключается в том, чтобы органически объединить в исследованиях создание новых способов обучения и раскрытие объективных законов, которым подчиняется их применение"2. Так делается первый шаг к утверждению подлинной роли эксперимента в педагогическом исследовании.

Выявленные формы сочетания слова учителя и наглядности нашли отражение в учебниках по педагогике, послужили дальнейшему освещению принципа наглядности в обучении и, следовательно, совершенствованию практики подготовки учителей. Но проблема наглядности была лишь шагом на пути к главной научной теме Леонида Владимировича. Работая над проблемой наглядности, Занков задумывается над проблемой соотношения обучения и развития.

В 1957 г. Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории приступили к психолого-педагогическому исследованию проблемы "Обучение и развитие". Этой работе ученый посвятил последние 20 лет своей жизни, над этой проблемой сейчас продолжают работать его ученики и последователи. Задача, которую Л.В. Занков поставил перед своим коллективом, заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников.

Прежде чем раскрывать особенности исследования, остановимся на том, какое место ученый отводил начальному образованию в системе общего образования. Л.В. Занков резко выступал против приписывания начальной школе лишь пропедевтической функции подготовки детей к дальнейшему обучению ("Начальное обучение выделяют из системы школьного образования как особую область, которая строится на иных методических основах, чем все последующее школьное образование"3, - писал он). Л.В. Занков считал, что нуждается в изменении мысль о том, что начальное обучение "должно дать учащимся основу в виде навыков чтения, письма, орфографических, вычислительных и других, которые необходимы для дальнейшего образования в пятых и последующих классах"4.

Приведем цитату из книги "О начальном обучении", так как считаем точку зрения Л.В. Занкова, высказанную в 1963 году, по-прежнему актуальной. "…Сложившаяся у нас система начального обучения имеет целый ряд уязвимых мест. …Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели ее во всей многогранности и красочности, а в начальных классах детям показывают жизнь через узкую щель немногочисленных экскурсий и статей из учебной книги "Родная речь". Коренная перестройка начального обучения действительно назрела"5.

Проблема соотношения обучения и развития не была новой в педагогике и психологии. Теоретически обосновал ведущую роль обучения в развитии Л.С. Выготский. Заслуга Л.В. Занкова состоит в том, что решение проблемы соотношения обучения и развития в его работах обрело прочную экспериментальную основу. Опираясь на фундамент достоверных фактических данных, ученый разработал соответствующую систему обучения.

Впервые в мировой практике педагогический эксперимент охватывал обучение в целом, а не какие-то его отдельные стороны. Уникальность исследования, которое развернул Л.В. Занков, заключалась также в том, что оно носило междисциплинарный, интегративный, целостный характер. Эта особенность исследования проявилась, во-первых, в интеграции эксперимента, теории и практики, когда исследовательская цель через эксперимент была доведена до практической ее реализации. Именно таким исследованиям в настоящее время отдается предпочтение в разных научных областях. Во-вторых, целостный междисциплинарный характер исследования проявился в том, что проводилось оно на стыке наук, занимающихся изучением ребенка: педагогики, психологии, физиологии, дефектологии. Это стало основанием для того, чтобы изначально подходить к изучению школьника целостно, строить обучение, которое создает условия для развития как логического, рационального, так и интуитивного, включая личностный компонент. Следовательно, методология исследования, начатого в 1957 г., соответствует требованиям новой исторической эпохи. И накопленный опыт может быть использован для дальнейшего исследования условий, необходимых "для индивидуального развития ребенка".

Исследование последовательно прошло как через этап лабораторного, или узкого, педагогического эксперимента (осуществлялся на базе одного класса, 1957-1960 гг., школа № 172 г. Москвы, учитель Н.В. Кузнецова), так и через трехэтапный массовый педагогический эксперимент (1960-1963 гг., 1964-1968 гг., 1973-1977 гг.), в котором на последнем этапе участвовало более тысячи экспериментальных классов. Эксперимент проводился без отбора учителей и классов, в разных педагогических условиях - в сельских и городских, одноязычных и многоязычных школах. Это и определило научную и практическую надежность системы.

В ходе исследования сформировалась новая система начального обучения, высокоэффективная для общего развития младших школьников. В 1963-1967 гг. были выпущены книги с описанием методологии и методики нового типа обучения, разработаны первые экспериментальные учебники для начальной школы по русскому языку, чтению, математике и естествознанию, написаны первые методические пояснения, создана система оценки эффективности обучения с точки зрения его влияния на усвоение знаний и на общее развитие учащихся.

В 1977 году Л.В. Занкова не стало. Вскоре лаборатория была расформирована, все экспериментальные классы закрыты. Эпоха, впоследствии названная "застой", влияла на все области жизни, в том числе и на педагогическую науку.

Лишь в 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, ядро которого составили непосредственные ученики академика (И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, М.В. Зверева, Н.В. Нечаева, А.В. Полякова, Г.С. Ригина, И.П. Товпинец, Н.А. Цирулик, Н.Я. Чутко) и его последователи (О.А. Бахчиева, К.С. Белорусец, А.Г. Ванцян, А.Н. Казаков, Е.Н. Петрова, Т.Н. Проснякова, В.Ю. Свиридова, Т.В. Смирнова, И.Б. Шилина, С.Г. Яковлева и др.). Этот коллектив продолжил исследовательскую, практическую работу по выявлению условий развития каждого ребенка, что соответствует тому социальному заказу, который предъявляет школе современность. Знания, полученные в ходе этого исследования, лежат в основе разработки новых поколений учебно-методических комплектов. Всего за время существования коллектива опубликовано более 500 работ.

В 1991-1993 гг. был издан полный комплект нового (второго) поколения пробных учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионными тиражами, что свидетельствует о востребованности системы.

С 1996 г. система общего развития школьника (Л.В. Занкова) признана Коллегией Министерства образования в качестве одной из государственных образовательных систем обучения.

В 1997-2000 гг. вышел полный учебно-методический комплект стабильных учебников для общеобразовательной трехлетней начальной школы.

В 2001-2004 гг. Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации были утверждены учебно-методические комплекты по всем учебным предметам для четырехлетней начальной школы. УМК по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру стали победителями конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Министерством образования РФ.

В 2004 г. стали победителями того же конкурса и учебно-методические комплекты для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике и природоведению.

За время существования система показала свою высокую эффективность в школах разных типов, при обучении детей с 7 лет в четырехлетней и трехлетней начальной школе, при их обучении с 6 лет в четырехлетней начальной школе, при переходе детей в основную школу. Проверка системы в столь разных условиях обучения демонстрирует ее эффективность вне зависимости от возраста обучаемых, от сроков обучения в начальных классах, доказывает универсальность системы общего развития в любых условиях ее реализации.

Таким образом, в России есть научно обоснованная, проверенная временем целостная дидактическая система, которая дает учителю теорию и методику развития личности ребенка.

1.2 Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

– задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

– дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

– методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

– предметные методики по всем образовательным областям;

– формы организации обучения;

– система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.

В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

1.3 Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения

современной педагогики

Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»). Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы - основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности. «Процесс учения у наших учеников, - писал Л.В. Занков, - менее всего похож на размеренное и холодное “восприятие учебного материала”, - он пронизан тем трепетным чувством, которое рождается тогда, когда человек восхищён неисчерпаемой сокровищницей знаний».

Для решения поставленной задачи нельзя было ограничиваться только усовершенствованием методики учебных предметов. В 60-70 годы XX века была разработана новая целостная дидактическая система обучения, единым основанием и стержнем которой стали принципы построения учебного процесса. Суть их состояла в следующем.

Исходя из того, что школьные программы того времени были слабо насыщены образовательным материалом, а методы обучения не способствовали творческой активности учеников, первым принципом новой системы стал принцип обучения на высоком уровне трудности.

Выступая против многократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений, Л.В. Занков ввёл принцип изучения материала быстрым темпом, который подразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий.

Не отрицая того, что начальная школа должна формировать орфографические, вычислительные и другие навыки, Л.В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, «натаскивающих» методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возник принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения.

Понятие сознательности обучения, которое трактовалось как понимание содержания учебного материала, было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками процесса учения сделал объектом пристального внимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерности грамматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок и их преодоление.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых условий обучения будет способствовать развитию всех учеников - от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, в зависимости от склонностей и способностей каждого ученика.

Со времени разработки этих принципов прошло более 40 лет, и сегодня возникла необходимость их осмысления с позиций современной педагогики.

Изучение современного состояния образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализации принципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практике исказилась.

Так, слова «быстрый темп» стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучение программного материала. При этом не соблюдались те авторские условия, не использовались в должной мере те занковские «педагогические средства», которые, собственно, и делали обучение более ёмким и интенсивным.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный процесс за счёт комплексного изучения дидактических единиц, рассматривания каждой дидактической единицы в разных её функциях и аспектах, за счёт постоянного включения в работу ранее пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного «пережёвывания» уже известного школьникам, многократных однообразных повторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно, тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одного из принципов слова «быстрый темп», которые имели в виду иную организацию изучения материала.

Похожая ситуация сложилась и с пониманием педагогами третьего принципа - ведущей роли теоретических знаний. Его появление также было обусловлено особенностями методик середины XX века. Начальная школа рассматривалась тогда как особая ступень системы школьного образования, имевшая пропедевтический характер, лишь подготавливавшая ребёнка к систематическому обучению в среднем звене. Исходя из этого понимания, традиционная система формировала у детей - в основном репродуктивным путём - практические навыки работы с учебным материалом. Л.В. Занков критиковал чисто практический путь усвоения первых знаний, указывая на его познавательную пассивность. Он поставил вопрос об осознанном овладении детьми навыками на основании продуктивной работы с теоретическими сведениями об изучаемом.

Анализ современного состояния системы показал, что в практической реализации этого принципа произошёл крен в сторону слишком раннего усвоения теоретических понятий без должного их осмысления с позиций чувственного опыта детей, что привело к неоправданному увеличению интеллектуальной нагрузки. В классы занковской системы стали отбирать наиболее подготовленных к школе детей, нарушая тем самым концептуальные идеи системы.

Научная лаборатория обучения по системе Л.В. Занкова предлагает новые формулировки второго и третьего принципов, которые не противоречат их существу, но конкретизируют и обогащают их содержание с позиций современной педагогики.

Таким образом, с точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л.В. Занкова звучат так:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции - изучение материала быстрым темпом);

3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции - ведущая роль теоретических знаний);

4) осознание школьниками процесса учения;

5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

Эти принципы конкретизируются следующим образом.

Принцип обучения на высоком уровне трудности является ведущим принципом системы, ибо «только такой учебный процесс, который систематически даёт обильную пищу для напряжённой умственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся».

Под трудностью в системе Л. В. Занкова понимается напряжение интеллектуальных и духовных сил ученика, интенсивность мыслительной работы при решении учебных задач, преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжение достигается не за счёт привлечения более сложного материала, а путём широкого привлечения анализирующего наблюдения и использования проблемного метода преподавания.

Главная идея этого принципа заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!

Однако обучение на высоком уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности «применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам, соответственно индивидуальному своеобразию усвоения учебного материала». Мера трудности применительно к каждому ребёнку определяется учителем на основании данных педагогического изучения ребёнка, которое начинается с момента его зачисления в школу и проходит в течение всего времени обучения.

Современная педагогика понимает индивидуальный подход не только как предъявление учебного материала на разных уровнях сложности или оказание ученикам индивидуально дозированной помощи, но ещё и как право каждого ребёнка усваивать тот объём предлагаемого ему учебного материала, который соответствует его возможностям. Интенсификация учебного процесса, свойственная системе Л.В. Занкова, нуждается в привлечении дополнительного учебного материала. Но обязательному усвоению всеми учениками подлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум, определённый стандартами образования.

Такое понимание индивидуализации обучения отвечает как требованию соблюдения меры трудности, так и принципу развития всех учеников, независимо от уровня их школьной зрелости. Наиболее полно этот принцип реализуется в методике преподавания. Например, преобладание коллективных форм работы позволяет слабоуспевающим ученикам полноправно включаться в обсуждение решаемой на уроке задачи и участвовать в нём в меру своих возможностей.

Принцип включения изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим образом. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные слова путём изменения формы слова). Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Чтобы избежать «топтания на месте», система Л.В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.

Другой аспект этого принципа заключается в повышении ёмкости учебного времени, коэффициента его полезного действия. Достигается это, во-первых, за счёт комплексного изучения материала, во-вторых, за счёт отсутствия отдельных периодов для повторения ранее изученного.

Учебный материал компонуется в тематические блоки, куда входят тесно взаимодействующие и зависящие друг от друга единицы. Их одновременное изучение позволяет, с одной стороны, экономить учебное время, а с другой стороны, даёт возможность изучать каждую единицу в течение большего количества уроков. Например, если на изучение каждой из двух единиц материала традиционным планированием отводится по 4 часа, то, соединив их в тематический блок, учитель получает возможность изучать каждую на протяжении 8 часов. При этом за счёт наблюдения их связей с другими схожими единицами происходит повторение ранее изученного материала.

В прежней редакции принципа всё это и было названо «быстрым темпом». Этот подход в органичном сочетании с обучением на высоком уровне трудности и соблюдением меры трудности делает процесс обучения комфортным и для сильных, и для слабоуспевающих учеников, т. е. он выходит и на реализацию принципа развития всех учеников. Помимо этого, он способствует реализации четвёртого принципа - принципа осознания школьниками процесса учения, потому что, наблюдая взаимосвязь и взаимодействие всех единиц материала, а каждую единицу в многообразии её функций, ученики осознают и содержание учебного материала, и сам процесс добывания знаний, содержание и последовательность мыслительных операций.

Для более полного и эффективного обеспечения подобных наблюдений в учебные программы системы Л.В. Занкова включён ряд тематических единиц из основной школы, но не для изучения, а только для ознакомления.

Выбор добавленных единиц не случаен и предпринят не для увеличения нагрузки с целью повышения трудности учения. Они призваны расширить поле деятельности учеников, оттеняя существенные признаки материала, который традиционно изучается в начальной школе, и тем самым углубляя его понимание детьми.

Возможность видеть более широкое действие изучаемого понятия формирует у детей умение анализировать материал, воспринимать его как взаимодействующую систему и способствует разнообразию учебных заданий и упражнений. Кроме того, это обеспечивает подготовку учеников к последующему усвоению знаний, предупреждая их неуспешность в учении. Сначала ученики только знакомятся с тем или иным явлением, наблюдают его во взаимодействии с главным объектом изучения. Когда наступает очередь его планомерного изучения, то, что было лишь знакомо, становится основным материалом учебной работы. В ходе этой работы ученики опять знакомятся с каким-то новым явлением, и всё снова повторяется.

Суть принципа сочетания чувственного и рационального познания заключается «в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи». Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо, чтобы работа с ним строилась на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется в правильном формировании понятий, которое осуществляется сначала на основании интуитивно-практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у них анализаторов и только потом переводится в плоскость теоретических обобщений.

С названными выше дидактическими принципами теснейшим образом связаны типические свойства методической системы, являющиеся, по сути, средством реализации принципов.

Многогранность обучения заключается в том, что изучаемый материал является не только источником интеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоционального развития.

Примером реализации многогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. После проверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки, высказать свои замечания по поводу способов решения и т.п. При этом замечания должны быть сделаны обязательно вежливо, тактично, так, чтобы не обидеть товарища. Каждое замечание нужно обосновать, доказать его правильность. Со своей стороны, тот ребёнок, чью работу проверяют, учится не обижаться на сделанные замечания, а осмысливать их, критично относиться к своей работе. В результате такого сотрудничества в детском коллективе устанавливается психологически комфортная обстановка, в которой каждый ученик чувствует себя самоценной личностью.

Таким образом, одно и то же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональное напряжение.

Процессуальность (от слова «процесс») предполагает планирование учебного материала в виде последовательной цепи этапов изучения, каждый из которых логически продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего.

Системность обеспечена тем, что учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующей системы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами.

Функциональный подход заключается в том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её функций.

Коллизии - это столкновение. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.

Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск путей решения, обучать, контролировать и т. п. Вариантными являются и требования к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия.

В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.

Оба эти метода в какой-то мере сходны между собой, реализуются при помощи похожих приёмов. Суть проблемного метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Приёмами проблемного метода являются наблюдение, сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенных и несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведение итогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи.

Характерной особенностью частично-поискового метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги. В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах наблюдений и бесед. Частично-поисковый метод в большей степени, чем проблемный, допускает работу на эмпирическом уровне, т. е. на уровне жизненного и речевого опыта ребёнка, на уровне представлений детей об изучаемом материале. Названными выше, в проблемном методе, приёмами ученики не столько пользуются, сколько учатся им.

Частично-поисковый метод является более целесообразным на первом году обучения. Он фрагментарно используется и во втором, третьем и четвёртом классах на первых уроках изучения нового для учеников материала. Сначала они наблюдают его, узнают новые термины и учатся ими пользоваться, соотносят новый материал с уже имеющимися у них знаниями и находят для него место в системе. Затем выбирают способы решения учебных задач, работая с новым материалом и т.д. И когда у детей появляются и закрепляются в достаточной мере умения работать с новым материалом, учитель переходит на проблемный метод.

Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.


Глава 2. Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова

Остановимся в данной статье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показала наша практика, вызывает определенные затруднения у учителей.

Главными задачами изучения математики в системе являются:

Известно, Л.В. Занков уделял математике большое внимание и указывал учителям на то, что, работая по учебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей. В процессе выполнения соответствующих заданий дети производят те или иные действия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении и делении, отрабатывая вычислительные навыки.

Таким образом, приобретение таких навыков происходит принципиально другим путем, чем по традиционной методике.

Если учитель по этому учебнику пытается работать так, как он привык по традиционной системе, то, естественно, успеха не будет, а будет крупная неудача.

По системе Л.В. Занкова, по методике И.И. Аргинской выполнение одного задания требует интенсивной умственной деятельности, в процессе которой работа мысли, и возвращение к тому, что уже было изучено.

Соединение письменного выполнения задания с устным счетом постепенно приводит к твердому знанию таблицы сложения и умножения.

В связи с формированием вычислительных навыков необходимо остановиться и на вопросе об особом виде работы - устном счете. Специальных заданий для него в учебниках нет. Однако во многих заданиях есть части, которые требуют устной работы класса. В настоящее время устный счет в начальных классах служит в основном цели совершенствования навыков выполнения определенных математических операций.

Не отрицая использования устного счета для этой цели, мы в соответствии с установками системы Л.В. Занкова считаем, что эта работа должна занимать значительно более скромное место. Основным направлением должно стать развитие таких свойств мыслительной деятельности, как гибкость, быстрота реакции. Творческий учитель при проведении устного счета избегает обычных для него заданий вида: найти значение 3 + 5, 6 + 2 и т. д.

На основе этих выражений, как ориентирует учебник И.И. Аргинской, могут быть предложены различные творческие задания. Например: назови выражения, значение которых равно 8. Дети называют выражения сами.

Обсуждая эти выражения, дети могут вспомнить такие математические выводы, как: выражение 7+1 свидетельствует о том, что последующее число больше предыдущего на единицу; что нужно, выполняя задание, например, с выражением 6+2, 2+6 вспомнить переместительное свойство сложения.

Можно использовать и такого рода задание: 12, 15, 18, 21 - что это?

«Просто ряд чисел», - ответят ученики. Или: «Эти числа можно назвать двузначными, т. к. для записи потребовалось две цифры». Эти числа могут быть значениями суммы. Учитель предлагает назвать всевозможные выражения данных сумм.

К этому же ряду двузначных чисел учитель может дать другое задание, чтобы ученик нашел следующее или предыдущее число. Такой прием можно использовать и при изучении таблицы умножения. Представить, что эти числа - значения произведений. И опять назовется много выражений.

Таким образом, в системе Л.В. Занкова формирование вычислительных навыков происходит не путем нагромождения однородных повторений, а в теснейшей связи с работой мысли ребенка, с усвоением теоретических знаний.

В учебнике И.И. Аргинской раскрываются перед школьниками процессы анализа, сопоставления, рассуждения, которые дают возможность постигнуть то или иное математическое выражение. Соответственно можно сделать такое заключение, что форма изложения материала в учебнике математики по системе Л.В. Занкова приближается к беседе с учеником.

Одной из особенностей рассматриваемого учебника является то, что он нацеливает учителя на активную работу в классе. Но это не значит, что в нем отсутствует основа для домашних заданий. Однако они носят специфический характер, поскольку не направлены на прямое закрепление пройденного на уроке. Нередко они задаются в том случае, когда трудное задание в основном выполнено в классе, т. е. выработано правильное направление для получения верного ответа, но решение может быть продолжено дома, если ученики захотят. Этот прием, направленный на формирование математических знаний, в то же время способствует развитию способности принимать самостоятельное решение, т.е. имеет и общеразвивающее значение. Конечно, такой прием допустим в таких условиях, когда за домашнюю работу не ставится отметка, а работа подвергается содержательному анализу, что и происходит в системе Л.В. Занкова.

Методика работы по математике в системе Л.В. Занкова при правильной ее реализации зарекомендовала себя и доказала высокую эффективность для усвоения математических знаний и развития мышления.


Заключение

Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств. В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

В 1957 г. Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории приступили к психолого-педагогическому исследованию проблемы "Обучение и развитие". Этой работе ученый посвятил последние 20 лет своей жизни, над этой проблемой сейчас продолжают работать его ученики и последователи.

Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

Л.В. Занков большое внимание уделял математике и указывал, что, работая по учебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей.

Главными задачами изучения математики в системе Л.В. Занков выделял:

Достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ума, воли, чувств, нравственной сферы;

Формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;

Овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

В основе системы лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Именно поэтому система академика Л.В. Занкова получила наибольшее признание педагогов российских школ.


Список используемой литературы

2. http://www.zankov.ru/search/article=621/

3. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетней начальной школы. – М.: центра общего развития, 1999. – 104 с.

4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики, 1999, с. 107.

5. Занковские чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы первых Всероссийских Занковских чтений. – Самара: Издат. дом «Федоров». 2005 – 400 с.