Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.


***

Считается, что Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских.
Согласно христианским преданиям, ему принадлежит авторство первых икон – образа Пресвятой Богородицы.
Предание о написании икон Богородицы евангелистом Лукою общераспространнено в христианском мире.
В качестве несомненного факта религиозной жизни оно вошло в греческий Иконописный подлинник, устанавливающий изобразительный канон Иконы и самого святого апостола Луки, запечатлевающего образ Богородицы.


ИСТОЧНИКИ

Впервые история о Луке – авторе Икон Божией Матери, восходит к VI веку, в греческих рукописях она зафиксирована вообще в X веке.
Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Есть упоминание на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима в житии Стефана Нового. Оно относится ко второй половине VIII века.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году, передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.
Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах.

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист [...]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука [...] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях, таких как: «Повести о иконном изображении, како и когда зачася» и «Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии».
Они расположены напротив следующих слов текста: «По воскресении и по восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святаго Духа, минувшим пятинадесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала во благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие и о рождьшей Того приснодевей Марии, таже и Деяния святых апостол в книжицы.

И паки той первый бо ественнаго иконнаго изображения еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно... И приносит к первообразней Госпоже и всех Царице. Она же, очи Свои возложши на ту икону и... возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: благодать Моя с тобою да будет»...

ПРЕДАНИЯ

Конечно, нет достоверных, в том числе, исторических фактов, каким образом Евангелист Лука писал первую и последуюшие иконы Пресвятой Богородицы.
Есть только легенды и предания.

Согласно одной из них, Дева Мария с младенцем Христом во сне явилась к Луке. Проснувшись, он зарисовал это видение, и эта картина считается первой иконой Богоматери.

Другое предание гласит, что Богородица явилась святому Луке в храме во время молитвы. Она была окутана облаками, два ангела держали над ней царскую корону, а на руках, прижавшись головой к левой щеке, сидел младенец Христос. И якобы, святой Лука опустился на колени, а затем, словно в забытьи, поднялся и стал писать портрет Мадонны на холсте, стоящем на маленьком мольберте.

Третье предание говорит о том, что вести о Нерукотворном образе Богородицы из города Лидды дошли и до Богоматери, рядом с которой был евангелист Лука. И однажды Лука почувствовал сильное желание написать Ее Пречистый образ и пришел попросить у Матери Божьей благословление на написание Ее икон. Она дала ему, что он просил.

После полученного благословения от Богоматери, пришел к нему Ангел Господень (скорее всего это был Архангел Гавриил – он всегда помогал Богородице) и вручил 3 доски, на которых апостол Лука впоследствии и написал свои первые иконы.
Взяв первую доску, он написал икону Богородицы красками. После завершения иконы он принес ее к Пречистой, чтобы узнать ее мнение. Ей понравилась икона, но она сказала, чтобы он писал ее с Младенцем Иисусом на руках. Так он и поступил.

Все следующие свои иконы он писал образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Взяв вторую доску, он написал икону воском и мастикой, и по завершении показал ее Матери Божией. Она одобрила икону, после чего он принялся за написание третьей иконы. Третью икону он расписал золотом и серебром и опять принес ее Богородице. Пренепорочная взяла все три иконы, написанные апостолом Лукой и произнесла: «Благoдать Ρождшегося от Μеня и Моя милοсть с сими иконами да будeт», т.е Милость Сына Ее всегда прибудет с этими иконами.

МНЕНИЕ

Искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея:
"Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, - говорит Ирина Языкова, - к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».



Якоб Байнхарт. Святой Лука, рисующий Мадонну Богоматерь.1506г. Национальный музей. Варшава

Таким образом, считается, что Апостол Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы еще при земной жизни Божией Матери, получив на то от нее благословение.

Вот что написано в книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году:
«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке.
(Её яркий пример в русской православной иконописи – Казанская икона Божией Матери.)

Две другие же называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского.

На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою.

На другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой – Милостивою-Киккской, от горы Кикос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипр.
(Одна из известнейших икон этого типа – Владимирская икона Божией Матери).

Считается, что эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Две иконы: Киккская икона (Киккотиса, Милостивая) и Сумельская икона, сохранились до нашего времени.

Все три иконы находились в России и известны под именами: Владимирской – Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской (считается, что оригинал иконы не сохранился. При этом существуют чудотворные списки с этой иконы).
Предполагается, что они были принесены в XI-XII столетии из Царьграда.

Так же, по преданию, уже после Успения Пресвятой Богородицы, находясь в Греции, России, Грузии, Египте, Сербии, Болгарии и других странах, по памяти, евангелист Лука написал 70 (80, 150 в разных источниках по-разному) икон, изображающих Пресвятую Деву.

Образы эти известны всему христианскому миру, с них будут написаны многие иконы как в Греции, так и в России, Египте, Сербии, Болгарии, что является свидетельством большого почитания этих образов среди православных.


Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

В настоящее время на Афоне и Западе находятся 20- 21 икона, 8 из них находятся в Риме.

Перечислим иконы, которые, как считают, написаны апостолом Лукой и сохранились до нашего времени:

Владимирская икона (по преданию, написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство), Тихвинская, Иверская, Ченстоховская (находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова), Сумельская (находится в Греции, в деревне Кастанья. На ней Богородица держит Богомладенца с левой стороны, как бы направляя нас на верный путь, поэтому ее называют еще Одигитрией-Путеводительницей), Киккская (Милостивая)- находится на Кипре в Киккской обители (на ней Богомладенец изображен с правой стороны), Корсунская, Федоровская, Иерусалимская (по преданию, написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя), Никопея (Кириотисcа), Влахернская (Одигитрия, «Путеводительница»), Малевийская, Великопещерная (Спилиотисса), Хахульская (находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси), икона Богородицы Сант-Алессио («Заступница», «Покровительница»), Мадонна ди Санта-Мария-ин-Арачели («Жертвенник Небесный»), Santa Maria Maggiore, Santa Maria della Grazia, Santa Maria del Popolo, Santa Maria della Consolazione и др.

Также считается, что евангелист Лука написал Смоленскую икону (Одигитрия- Смоленская), местоположение ее с 1943 года не известно, Вилемскую и некоторые другие иконы, местоположение которых так же не известно.

Если внимательно посмотреть на все иконы, которые приписываются евангелисту Луке, обязательно заметим, что на трёх из них – Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской – изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

Впрочем, легенды о создании «первого портрета» Богоматери, к сожалению, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры.

Конечно же, стоит отметить,что существующие иконы, хоть и очень древние, но все же только списки с икон святого евангелиста, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры и полностью доказать принадлежность старинной иконы кисти самого Луки.
Скорее всего это даже не списки с оригиналов кисти Луки, а списки со списков.

Л.А.Успенский в книге «Бoгословие иконы Πравославной Церкви» вот что пишет об иконах, написанных евангелистом Лукой: «Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон, вероятно, до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом <…>

И ценность их велика еще и потому, что Лука был тем человеком, кто видел Богородицу воочию при ее жизни, как и самого Спасителя. Поэтому все иконы, являющиеся последующими списками и списками со списков его икон, так или иначе, несут подлинный божественный отпечаток прижизненного облика Божьей Матери <…>

Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.» Надеюсь, я удовлетворила Ваше любопытство. Теперь Вы знаете, о первой нерукотворной иконе Богородицы – Лиддской иконе и о первых и последующих рукотворных иконах, написанных апостолом и евангелистом Лукой.

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери.

Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских, ему также приписывается авторство первых икон - образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Поэтому вполне возможно, что именно святой Лука и был родоначальником иконописи, как таковой.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.

В древнерусской литературе есть сказание, которое так и называется «О иконописце святом евангелисте Луке», известное по двум спискам в сборниках кон. XV - нач. XVI в., которое опирается на более ранние византийские сочинения Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста. В сказании дважды приводится прямая речь Богоматери.

И позднее на Руси авторство евангелиста Луки в написании икон никогда не подвергалось сомнению. Так в трактате XVII века «Слово к люботщательному иконного писания», которое приписывается известному русскому иконописцу С.Ф. Ушакову, читаем: «Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? В то же время и церковь, мать всех правоверующих в Бога, с самого начала христианства приняла изображения святых на иконах… <…> образ всегда благословенной Богоматери, написанный святым Лукой; когда его принесли к Пресвятой Богородице, предрекла, что в нём будет присутствовать Её благодать».

Интересно, что всё вышесказанное нашло отображение и в древнерусском изобразительном искусстве. Известны два лицевых Евангелия XV-XVI вв. новгородского происхождения с миниатюрой, изображающей евангелиста Луку за работой иконописца, а также иконы XVI-XVII вв.

В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году, читаем:

«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке, другие же две называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского. На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою; на другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой - Милостивою-Киккской, от горы Киккос (монастырь Киккос был основан в 1092 году и по некоторым данным эта икона здесь до сих пор - здесь и далее прим. автора ), находящейся на северо-западной стороне острова Кипр… Все три иконы ныне по благому промышлению Божию находятся в России и известны под именами: Владимирской - Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской. Эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Что касается иконы Владимирской Божьей Матери, считается, что она написана на доске стола, за которым сидел Иисус Христос с Богородицей. В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона эта была перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 1125-1130 годах привезена в Киев, а затем в 1155 году Великим князем Андреем Боголюбским во Владимир. С тех пор она стала называться Владимирский. Через некоторое время Владимирская икона Божьей Матери была перенесена в Успенский собор Московского Кремля.

..Кто разверз озёра этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец..

(М. Волошин «Владимирская Богоматерь»)

Удивительна история и иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Время её появления на Руси точно не установлено. По одним данным, икона была привезена греческой царевной Анной, женой князя Владимира Святого в XI в. из Византии. По другим сведениям, ею благословили другую Анну, дочь императора Константина Порфирородного, когда она в 1046 г. выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода, Владимир Мономах перевёз икону в Смоленск и поместил в храме, заложенном в 1101 г., отчего она и получила название Смоленской.

В 1398 году жена московского князя Василия I Софья, спустя 7 лет после венчания, приехала в Смоленск, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского и Русского. Там её отец, Великий князь Литовский Витовт, подарил ей эту икону. Софья увезла подарок в Москву и поставила в Благовещенском соборе. Но в княжение Василия Тёмного она была возвращена Смоленску.

Ещё две иконы с изображение Богоматери Андрониковой и Корсунско-Эфесской, авторство которых тоже приписывается евангелисту Луке, долгое время находились на Тверской земле.

Несложно заметить, что истории икон Филермской и Андрониковой, последняя названа так в честь византийского императора Андроника III, во многом схожи.

Из Египта Филермская икона Божьей Матери была перенесена в Иерусалим, а в V веке греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла её в Константинополь. После падения Константинополя она попадает в руки рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, которые принесли её на остров Родос, а затем - на Мальту. После того, как гроссмейстером ордена стал российский император Павел I, 12 октября 1799 года икона вместе с частью древа креста Господня и десницей Иоанна Крестителя была привезена в Россию в Гатчину.

Из Гатчины икона в последствие переносится в Санкт-Петербург в церковь Зимнего дворца.

Что касается Андрониковой иконы, то по первому сохранившемуся документальному свидетельству об этой иконе, в 1347 году византийский император пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в город Патрас.

Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, сын и наследник которого, А.Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. Так икона попала в Россию.

С 1839 по 1868 год Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а затем до 1877 года она была в Троицком соборе Санкт-Петербурга. И только в 1877 году эта уникальная икона была перенесена в женский Вышневолоцкий монастырь во имя Казанской Божьей Матери Тверской губернии.

«Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской)». (Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

Икона была ещё и исторической реликвией. Богородица на иконе изображена без Младенца-Спасителя, на её шее видна рана. Когда-то эта икона была украшена позолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями. На серебряной вызолоченной раме была высечена надпись на греческом языке, в переводе на русский она гласила: «сия всечестная святая икона есть дар благочестиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

В 20-е годы прошлого столетия после закрытия Казанского монастыря икона попала в Богоявленский собор Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984 году. Хотя иногда можно слышать о том, что это был список, а сам подлинник был утрачен ещё раньше. В настоящее время её местонахождение неизвестно. Икону эту похищали и раньше, но она всегда находилась. Остаётся надеяться и молиться о том, что эта святая для нашего народа реликвия в конце концов всё же вернётся в свою обитель.

Уже говорилось, что евангелист Лука написал три иконы Божьей Матери, которые со временем оказались в трёх разных городах: Иерусалиме, Константинополе и Эфесе. Но в настоящее время его авторство приписывается ещё нескольким иконам и, порой, довольно сложно понять, о чём на самом деле идёт речь: о списках с икон, написанных евангелистом Лукой или об одних и тех же иконах, потому, что истории их порой очень тесно переплетаются.

Другая тверская икона, которая также приписывается евангелисту Луке, называется Корсунско-Эфесской иконой Божьей Матери. И у этой иконы своя, удивительно красивая легенда, которая во многом совпадает с историей Иерусалимской иконы Божьей Матери.

Дочь полоцкого князя Георгия Предислава, в монашестве Ефросинья, игуменья Полоцкого женского монастыря, ходатайствовала перед византийским императором Мануилом и патриархом Лукой Хрисоверхом отпустить ей эту икону, находившуюся тогда в Эфесе, где, как известно, Дева Мария провела последние дни своей земной жизни. Просьбу игуменьи исполнили, и икона прибыла в Полоцк около 1162 года. То, что она на самом деле была в Полоцке, подтверждает древнее предание о женитьбе святого благоверного князя Александра Невского.

В 1239 году князь новгородский и торопецкий Александр Невский венчался в Богородицком соборе Торопца с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславной, которая, как гласит старая легенда, привезла с собой из Полоцка в Торопец и эту икону. После венчания икона долгое время оставалась в иконостасе собора. Празднование иконы проходило ежегодно 9/22 октября.

Но автор книги «Торопецкая старина» (исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века, издание 3-е, Тверь, 2009) И.И. Побойнин высказывает иное мнение. А именно, что «перенесение Корсунской иконы из Полоцка в Торопец совершилось в 1579 г.». Тогда становится понятно, почему только в 1676 году в честь этой иконы в Торопце был построен первый каменный собор, который пришлось разобрать после одного из пожаров, а не значительно раньше, как можно было бы ожидать. И только в 1795 году началось строительство ныне существующего Корсунско-Богородицкого собора, который в настоящее время переживает свое второе рождение.

Стоит обратить внимание, что существующие изображения Корсунской иконы Божьей Матери существенно отличаются от Корсунско-Эфесской иконы из Торопца. И этому есть вполне логичное объяснение - в старину на Руси «корсунскими» назывались все греческие иконы, отличавшиеся хорошим качеством письма. Это замечание очень важно, так как на Эфесской иконе евангелист Лука изобразил Богоматерь с натуры.

В книге известного исследователя древнерусского искусства А.А. Галашевича «Торопец и его окрестности» есть информация о том, что в 60-е годы прошлого столетия Корсунская икона Божьей Матери попала на реставрацию в Русский музей, где было подтверждено её древнее византийское происхождение. К тому времени на иконе сохранилось только изображение одеяния Марии и младенца Христа. Лицо и руки, видимо, были полностью утрачены.

Уже сейчас Корсунско-Богородицкий собор предстаёт перед нами в былом великолепии, и нам остаётся верить и надеяться, что и его главная святыня чудесным образом найдёт в нём своё достойное место.

Сейчас икона хранится в подмосковном соборе Александра Невского.

А вот история Иерусалимской иконы Божьей Матери, которая была написана евангелистом Лукой. В 453 году эту икону из Иерусалима, куда она должна была попасть из Египта, при содействии Папы Римского Льва Великого, доставили в Константинополь. По случаю взятия Корсуни (Херсона) киевским князем Владимиром, император Василий II преподнёс ему эту икону - с чего, по сути, и началось крещение Руси. В последствие, князь даровал эту икону новгородцам, где она и оставалась до покорения Новгорода московским царём Иваном IV, после чего она была перенесена в Москву, в Успенский собор. Считается, что во время нашествия Наполеона в 1812 году икона исчезла…

Стоит отметить, что, несмотря на утверждение, что все иконы евангелиста Луки оказались в России, но некоторые источники указывают, что его иконы есть и в других странах. А именно, считается, что одна из них, икона Богоматери Одигитрии, находится с 1160 года в церкви Сан-Лука близ Болоньи в Италии…

Общеизвестно, что Святой Лука написал три иконы Богоматери с натуры. И если мы внимательно посмотрим на все иконы, которые ему приписываются, обязательно заметим, что на трёх из них - Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской - изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

В библиотеке автора случайно оказалось дореволюционное издание жития святых «Минеи Четьи» за октябрь месяц, где под 18 числом помещено житие святого Луки, в котором есть и такие строчки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Компания Aerotaxi aerotaxi-krym.ru/taxi/Simferopol-Aeroport/Alushta предлагает трансфер по маршруту Симферополь - Алушта. Такси встретит вас в аэропорту и доставит по нужному адресу. Даже если рейс задержится, машина дождётся вас, и переплачивать за ожидание не придётся. Цены доступные и зависят от класса заказанного автомобиля. Все подробности можно узнать на сайте компании.

Святой евангелист Лука не входил в число двенадцати апостолов, самого ближнего круга Христа. Он принадлежал к семидесяти — следующей группе учеников. Но жизнь его так складывалась, что он часто оказывался очевидцем всех важнейших событий зарождения и становления христианства.

Конечно, каждый из апостолов был по-своему яркой личностью. Но Лука и на этом фоне выделялся необыкновенным разнообразием талантов. По первой профессии он врач. Потом, оказавшись в окружении Христа, как и другие апостолы, стал проповедником, миссионером, богословом. И христианским писателем. Это он написал одно из четырех Евангелий. А еще знаменитые Деяния святых апостолов, которые, кроме прочего, представляют собой и увлекательное сюжетное чтение. Особенно, когда речь заходит о погонях, скитаниях и кораблекрушениях, описанных очевидцем очень живо, с точными и неожиданными деталями. Наконец он, по существу, стал основоположником христианской иконописи. Именно ему принадлежит авторство первых икон Богородицы, а также апостолов Петра и Павла. Причем это была уникальная иконопись с натуры.

Эль Греко. Апостол Лука

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан», «Луциан», а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания «, т.е., иудеев. Однако из трудов святого апостола Луки совершенно очевидно, что он был очень хорошо знаком с иудейским верованием – законом Моисеевым и обычаями. Это позволяет думать, что еще до обращения в Христову веру святой Лука принял иудаизм.

С юных лет Лука посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Однако, услышав о Спасителе, к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею - на поиски явившегося там Учителя праведности. Здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «вдали» и со скорбью взирал на Распятого. Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы даже раньше, чем в собрании ближайших избранников, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. Господь явился Луке и апостолу Клеопе по дороге в Емаус. Они долго беседовали, не узнавая Христа. А когда узнали, потеряли из виду. Это одна из самых таинственных и глубокомысленных ситуаций, описанная в Евангелии. Встреча человека с Христом, узнавание, переход из видимого мира в невидимый — все это так важно для каждого, кто идет к вере. И апостол Лука здесь хороший попутчик. Поэтому к нему обращаются за помощью в духовном поиске.

По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю.)

Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братии во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного Апостола Павла - просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия Апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову.

Всевышний, приуготовляя Апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть - тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного Апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным.

Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за Апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда Апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. И святой Апостол Павел писал из темницы: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало… Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною ».

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых Апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному Апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста.

Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1:1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного Апостола от семидесяти, святого Луки.

Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше -Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,- он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали.

Двухчастный труд святого Луки - Евангелие и Деяния святых апостолов - добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии. Для него характерны точность и внимание к деталям. Именно его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает так подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Только он рассказывает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте.

Как Матфей приводит в деталях ветхозаветные пророчества, как Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, так Лука особенно подробно говорит о Его жертвенной смерти и её спасительном значении для человечества. Именно поэтому его символом, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Но главное отличие этого Евангелия от остальных - это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили: тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме, иначе они и слушать не станут. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии.

Как известно, Новый Завет написан на греческом диалекте «койне», то есть на таком обиходном греческом диалекте, который был тогда языком международного общения (как сейчас – английский). Однако писания Луки - замечательное литературное произведение, написанное на отменном классическом греческом языке, и особенно его пролог. Оказывается, академик Аверинцев спрашивал своих студентов: «где в Новом Завете можно увидеть классическую античную речь?» Ответ: «в начале Евангелия от Луки».

Вершина его литературного мастерства, пожалуй, притчи . Именно у Луки мы встречаем те истории, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Перед нами проходит череда бытовых сценок, которые легко запомнить, но сделать из них однозначные выводы получается не всегда. Почему, например, Христос похвалил неверного управителя, который списал должникам своего господина часть долга? До сих пор толкователями предлагаются разные ответы.

Или, например, притча о блудном сыне . Разве этот сын - её главный герой? В его поведении все понятно. Совершенно нелогичным кажется поведение отца. Он не препятствует своему дерзкому сыну уйти, терпеливо ждёт его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Не так ли ожидает нашего покаяния Небесный Отец? Вот и выходит, что притча вовсе не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце. А может быть, она ещё и о старшем брате? Он так старательно выполнял все повеления, он был образцовым сыном. Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остаётся для тебя братом.

Немного подробнее хочется остановиться на книге Деяние святых апостолов . Деяния Апостолов — книга, входящая в состав Нового Завета, в ней апостол Лука проводит через множество стран и городов, гор и морей. Это география от Иерусалима до Рима. Апостолы, которым было велено свидетельствовать о Христе, прошли тысячи километров. Если взглянуть на маршрут их путешествия то убедимся сколько стран ими было пройдено. Это- Израиль, Сирия, Турция, Кипр, Греция, Италия. А какие города: Иерусалим, Антиохия, Дамаск, Коринф, Афины, Рим!

В Деяниях Апостолов отражается деятельность в основном двух апостолов — Петра и Павла. В первых главах рядом с Петром, говорится и об Иоанне, но главная роль отведена Петру, как главе Иерусалимской церкви. Он проповедует, исцеляет, воскрешает, смело стоит перед судом Синедриона, совершает крещение римского офицера. После чудесного освобождения из тюрьмы, он вынужден покинуть Иерусалим.

Во второй части Деяний главным героем становиться Павел, некогда яростный гонитель христиан, в один миг преображенный силой Божественной любви и ставший Его самым преданным и плодотворным служителем. Именно он с Антиохии начинает свои Евангельские проповеди, обходит пешком всю Малую Азию, затем достигает Европы, основывает церкви в Греции. К 20-й главе голос христианских проповедников прозвучал по всему Средиземноморью. В лице Павла христианство достигло столицы тогдашнего мира.

Евангелист Лука в написании святого Евангелия и Деяний поставил перед собой грандиозную задачу — рассказать, как возникла, стала расти и развиваться, обращая к вере новые страны и народы Церковь Христа, в которой продолжает действовать Его Дух.

Вполне возможно, что святому апостолу Луке довелось воочию увидеть и пережить мученическую кончину святого апостола Павла. А после того как отошли ко Господу все первоверховные апостолы, святой апостол Лука покинул Рим и проповедовал Христову веру в Италии, Галлии (ныне Франция), Далмации (ныне территория Хорватии и Черногории), вновь в знакомой ему Македонии.

Уже в старости святой апостол Лука посетил Ахайю, Ливию, Египет. Это путешествие принесло ему множество тягот, связанных не столько с морским путешествием, сколько с трудностями миссионерской деятельности, особенно в Египте, где он многих обратил в Христову веру. В Александрийской Церкви он рукоположил в епископский сан Авилия, до которого епископом был Анниан. Он был рукоположен святым евангелистом Марком и прослужил здесь 22 года.

После похода в Египет святой апостол Лука вернулся в область Греции Беотию, устраивая церкви, рукополагая в священнический сан их будущих настоятелей и служителей. Он не забывал и своей миссии врача, исцеляя больных духом и телом – кого словом Божиим, а кого – и словом Божиим, и своим врачебным ремеслом, знания о котором, очевидно, были изрядно им пополнены в годы апостольских странствий. Исследователи его трудов, и древние и современные, отмечали, что в его трудах встречается много современных тому периоду медицинских терминов, и полагали, что ему доводилось быть судовым врачом. Это весьма вероятно, учитывая его морские путешествия и неизбежные недомогания моряков и странствующих в сложных морских переходах.

«Евангелист Лука, рисующий Деву Марию», Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), 1652-53

Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Его Пречистая Матерь с праведным Иосифом. А затем, написав еще две иконы Пресвятой Богородицы, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами «. Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская икона Божией Матери (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция), Киккская икона Божией Матери, или «Милостивая» (хранится в монастыре Киккос, о.Кипр), и Тихвинская икона Божией Матери.

Свой земной путь святой апостол-евангелист Лука мученически окончил в Ахайе 84 лет, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Однако древний историк Иулий Африкан в рассказе о жизни святого апостола Луки ничего не говорит о его мученичестве, упоминая только, что умер он преисполненный Святого Духа. Его честные мощи были погребены в столице Беотии Фивах, в древней мраморной усыпальнице, и при них свершалось множество замечательных исцелений. По фиванскому преданию, усыпальница источала некое вещество в виде пасты, название которого по-гречески звучит как «колидио», а на латыни – «каллурий», и им исцелялись все глазные недуги.


Гробница Евангелиста Луки в Фивах

Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Там на древнем кладбище есть церковь, где справа от алтаря стоит та самая мраморная усыпальница, которая стала первой гробницей святого апостола и евангелиста Луки. Ее почитают, и каждый год 31 октября по новому стилю, в день памяти святого Луки здесь совершается полный чин праздничных богослужений, проводится крестный ход и всеобщее празднество.

Церковь св.Иустины в г.Падуя


Храм св.Иустины в г.Падуя

Базилика святой мученицы Иустины находится в центре города на красивой площади Прато делла Валле. Огромная площадь (88’620 м2) — Прато делла Валле — многое повидала за века своего существования. В римскую эпоху здесь размещался императорский театр, в Средние века проходили церковные праздники и представления, палио (конные скачки), выставки и ярмарки.

В настоящее время базилика входит в состав аббатства и принадлежит ордену монахов-бенедитинцев.

Внутри базилики почивают мощи многих святых: святой мученицы Иустины, двух первых святителей Падуи — Максима /San Massimo/ и Просдокимо /San Prosdocimo//.святых мучеников Даниила /San Daniele/ и Фиденцио /San Fidenzio/, часть мощей святого апостола Матфия /San Mattia Apostolo/.


Саркофаг св. Луки в храме св. Иустины (Падуя)

В базилике с левой стороны находится капелла святого апостола и евангелиста Луки, где в престоле почивают его святые мощи за исключением главы. Над престолом находится икона Божией Матери, которую написал сам евангелист Лука. Капелла украшена фресками художника Джованни Сторлато /Giovanni Storlato/, которые повествуют о жизни святого апостола и евангелиста Луки.

Базилика святой мученицы Иустины была постоена на месте мученической кончины первой святой города Падуи, претерпевшей мученическую кончину в 304 году. В XVI веке базилику украсили девять куполов. А над интерьером базилики трудились многие итальянские мастера.

Честная глава святого Луки почивает в соборе святого мученика Вита в Праге.


Собор Святого Вита в Праге
Честная глава Святого Апостола и Евангелиста Луки

Частицы мощей святого апостола Луки есть в трех монастырях Афона – Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

Взирая на подвиг жития апостола Луки, каждый христианин должен понять: Бог наделяет человека умом и талантами не для развлечения, расточения или тем более обращения их во зло, предмет гордыни или соблазн для ближних. Как писатель святой Лука стал духоносным евангелистом. Как художник он сделался зачинателем священной иконописи. Как врач он облегчал болезни страждущего Апостола Павла, а впоследствии исцелял и ныне исцеляет телесные и душевные недуги множества людей. Так да последуем и мы святому его примеру, на служение Господу отдавая все силы и способности свои, чтобы не принесли они нам погибель вместо спасения.

Тропарь, глас 5:
Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:
Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Иконы помогают нам превозмогать душевные страдания и становиться сильнее. Иконы оберегают наш дом и дарят чувство спокойствия в тяжелые моменты жизни.

Икона Святого Луки известна среди христиан. Конечно, он и сам был известен как автор икон Божьей Матери. Это один из самых древних иконописцев в истории христианства. Икона самого святого должна быть у вас в доме , если вы хотите, чтобы вас охранял один из апостолов Иисуса Христа.

История святого Луки

Лука был одним из первых семидесяти учеников Христа, причем он начал служить Богу еще при жизни Мессии. Библия умалчивает о том, кем на самом деле был Лука. Никто не знает его предыстории, однако мы можем с уверенностью говорить о том, что он был автором Нового Завета, который так и назывался — Евангелие от Луки. Это была третья книга из четырех известных.

При жизни Лука написал множество икон, которые впоследствии стали очень важными для христианского мира. Очень важное значение имеет и икона самого святого апостола. Данный образ имеет различные вариации исполнения. На некоторых иконах Лука сидит за работой, на некоторых изображен пишущим святое Евангелие. Где-то он нарисован по пояс, держащим в руках святое писание.

Где находится икона святого Луки

Множество икон святого Луки хранится в музеях, но есть некоторые старинные образы, которые украшают храмы Божьи. Поклониться образу апостола можно в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, а также в Москве, в храме Святителя Николая.

В чем помогает икона

Поскольку апостол был просвещенным и умным человеком, он и его образ помогают в обучении. Лука был известен как опытный врач, поэтому многие врачи считают Луку своим покровителем. Многие писатели также просят апостола о помощи и держат у себя дома икону святого.

Луке молятся о здравии , о хорошем настроении, о поиске вдохновения и обретении смысла жизни. Если вы больны, то можно помолиться Луке и о скорейшем выздоровлении.

Молитва апостолу Луке перед иконой

«О, святой Лука, Богом избранный и Пресвятой Богородицей благословенный, проповедующий по всему миру святое Евангелие Христово, мученик и Апостол. Помоги всем, кто молит тебя о помощи духовной, помоги рабам Господа нашего, пока мы отдалены от Бога, погрязшие во грехе смертном, и живем во тьме. Возмоли Бога о прощении, просим тебя, о великий апостол Лука. Моли о нас Бога, чтобы души наши смогли войти в Царствие Небесное и милость Божью обрести. Проси Его, святой Лука, чтобы страх перед Богом мы обрели, ибо грех он отгоняет от нас. Мы же привыкли грешить каждый день и каждый час, наяву и во сне. Каждый час и каждую минуту просим молиться за нас, ведь не знаем, когда призовет Он нас в Царствие Свое. Пробуди в нас страх и премудрость. Пусть твоими молитвами получим мы покаяние, чтобы от греха великого очистить души наши. Ибо живем мы слепцами, не видя грехов своих. Помоги нам, неразумным, понять Святое Писание, которое ты написал сам. Помоги нам понять смысл Евангелия, спастись от греха, как от огня, и все свои силы бросить, чтобы к Богу стать ближе. Да поймем мы, что грех — это смерть, а Бог — это жизнь. Окажи нам помощь, святой Лука, чтобы мы от смерти к жизни перейти смогли вечной. Чтобы Бог нас окружал во всем. И сейчас, и всегда остаться около Него хотим мы, чтобы души наши спокойны были. Пусть снизойдет на нас свет Небесный, который защитит нас от Дьявола, бесов отгонит от нас. Восславим Святую Троицу: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

День празднования иконы

День памяти иконы не один. Первый день памяти — 31 октября. Второй — в день 70 апостолов, 17 января. Оба эти праздника отмечаются в церкви. Не упустите возможность посетить богослужение, если вы нуждаетесь в наставлениях святого Луки, если испытываете проблемы с учебой, работой или здоровьем.

Многие люди, молясь перед иконой апостола Луки, получали спасение и исцеление от болезней и обретали веру в Бога, укрепляли ее. Читайте перед иконой любые молитвы в день всех святых и в любой великий праздник, чтобы они были услышаны. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

31.10.2017 05:45

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят...