Бихевиоризм в психологии – это направление, которое утверждает, что такого самостоятельного психологического явления, как сознание, не существует, а приравнивается оно к поведенческим реакциям на тот или иной раздражитель.

Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни. Данная теория в свое время в психологии произвела настоящий фурор.

Суть понятия

Что же такое бихевиоризм? Слово это имеет английское происхождение от behaviour, что переводится как «поведение». Со времени своего появления теория бихевиоризма изменила на несколько десятков лет образ всей американской психологии, поскольку она радикально преобразовала все предыдущие научные представления об устройстве психики человека.

Основатель бихевиоризма, американский ученый Джон Уотсон, рассматривая поведенческие реакции организма на внешние факторы, считал, что определяющим фактором поведения является стимул. Получается, что в бихевиоризме Джон Уотсон утверждал: человек поступает так или иначе на протяжении своей жизни, учитывая внешние стимулы.

Если говорить в широком смысле, то рассматриваемое нами течение психологии появилось как противоположность основного по тем временам (конец 19 века) метода изучения психики – . Последний стали критиковать за недостаток объективных измерений и, как следствие, нелогичность получаемых результатов.

Основателем бихевиоризма с философской точки зрения считается Джон Локк, который полагал, что человек появляется на свет как чистый лист и на протяжении жизни формируется его личность под действием внешней среды.

Еще одним основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон, предложивший систему, которая определила поведение не только человека, но и всех животных: стимул извне вызывает внутреннюю реакцию и определяет поступки. Эта идея получила широкое распространение во многом благодаря тому, что вышеуказанные понятия можно измерить. При этом в социальной психологии стали считать, что поступки человека можно не только предугадывать, но контролировать и даже формировать его поведение.

Различные теории

Психология бихевиоризма нашла подтверждение своих постулатов в экспериментах российского физиолога Ивана Павлова. Изучающий поведение животных, он доказал, что под воздействием определенных стимулов у них формируются рефлексы. Получается, что выработка условных рефлексов может позволить формировать нужное обществу поведение.

Основные принципы бихевиоризма Джон Уотсон определил в ходе исследования поведения младенцев. Он установил, что у малышей существует всего три главных инстинктивных реакции – страх, любовь и гнев, а все остальное является вторичным. Несмотря на то что формирование сложных конфигураций поведения детально ученый не описал, его основные идеи были весьма распространены в социологии, социология и сейчас во многом на них опирается.

Немаловажный вклад в становление бихевиоризма внес Э. Торндайк. Он ставил свои эксперименты на птицах и грызунах и пришел к выводу, что причина изменений в поведении любого живого существа может заключаться только в пробах и ошибках. Причем исследователь детально проследил связь между поведением и разными ситуациями.

Торндайк был убежден, что исходным моментом для движения всегда должна являться какая-либо проблемная ситуация, которая заставляет живое существо приспосабливаться к ней и находить определенный выход. Психология человека, по его мнению, формируется на фоне дискомфорта либо удовольствия.

Основные понятия

Джон Уотсон утверждал, что бихевиоризм как наука о поведении базируется на следующих постулатах:

  • Предмет психологии – поведение живых существ.
  • Все психологические и физические функции человека зависят от его поведения.
  • Исследования поведения должны базироваться на том, как организм воздействует на раздражители извне.
  • Если знать характер раздражителя, можно предопределить реакцию на него и таким образом контролировать поведение людей.
  • Психология основывается на рефлексах, которые у человека могут быть врожденными или приобретенными.
  • Теория личности основана на поведении, которое зависит от закрепленных реакций на тот или иной раздражитель.
  • Речь и мышление человека должны считаться навыками.
  • Главный психологический механизм, призванный удерживать навыки, – память.
  • На протяжении жизни психика человека развивается, поэтому, учитывая условия, может меняться отношение человека к ситуации и его поступки.
  • В социальной психологии большое значение отводится эмоциям, которые являются положительными или отрицательными реакциями на раздражители.

Плюсы и минусы

У каждого научного течения есть как сторонники, так и противники. В связи с этим критика бихевиоризма тоже имеет место быть. Социальный бихевиоризм обладает как рядом достоинств, так и определенными недостатками.

Начнем с того, что для своего времени это была теория, которая произвела настоящий фурор, однако предметом изучения бихевиористов выступало только поведение, что было однобоко и даже немного неадекватно, потому что полностью отрицалось сознание как явление.

Общая характеристика бихевиоризма сводилась к тому, что изучалось только внешнее поведение человека и животных, без учета ненаблюдаемых психических реакций, они просто-напросто игнорировались. Идея бихевиоризма сводилась к тому, что поведение человека можно контролировать, но при этом никакого внимания не уделялось внутренней активности индивида.

Бихевиоральный подход основывался на экспериментах, которые преимущественно проводились над грызунами или птицами, при этом большой разницы между поведением человека и животных не предполагалось. Наибольшей критике бихевиоризм подвергся в социологии, социология считает, что в рассматриваемой нами теории был несправедливо отброшен в сторону социальный фактор формирования личности.

Разнообразие течений

Бихевиоризм – это направление в психологии, разделившееся на ряд течений. Одним из самых популярных и распространенных стал когнитивный бихевиоризм, появившийся в 60-е годы прошлого века благодаря Э. Толмену.

Это течение основывалось на том, что психология человека не может ограничиваться цепочкой «стимул – реакция». В середине нее обязательно должен быть промежуточный этап, который был назван «когнитивное представление» (или «знак-гештальт»). Получается, что человек реагирует на стимул не просто так, а с определенной мерой осознания и запоминания предыдущей подобной реакции.

Стоит рассмотреть также, чем отличаются понятия «бихевиоризм» и «необихевиоризм». Второе течение возникло тогда, когда ученые стали задумываться о неоправданной простоте схемы «стимул – поведение».

Они начали применять такое понятие, как «черный ящик» – какое-то явление, замедляющее или, наоборот, ускоряющее реакцию на раздражитель, а возможно, и вовсе тормозящее ее. Таким образом, краткий смысл необихевиоризма в том, что поступки человека хотя и зависят от стимулов, но все же являются осознанными и целенаправленными.

Не менее интересен радикальный бихевиоризм. Сторонники этого течения считали человека просто биологической машиной, которую можно при помощи специальных стимулов запрограммировать на выгодное для общества поведение. То есть психология, сознание, цели – все это не играет никакой роли. Есть лишь стимул (внешний раздражитель) и реакция на него.

Бихевиоризм, как уже отмечалось, изучается не только психологическими науками, но и, например, в социологии, социология включает даже отдельный подраздел – социальный бихевиоризм. Сторонники этого течения склонны к мнению, что нельзя изучать поведение человека, основываясь только на стимулах и реакциях, – обязательно нужно учитывать как личностные характеристики индивида, так и его социальный опыт.

Стоит отметить, что у бихевиоризма как у научного течения был целый ряд недостатков. Вследствие этого его признали-таки несостоятельным. И это не удивительно: личности в бихевиоризме рассматривались как биологические образцы, а основой течения были разнообразные эксперименты.

Их тщательно продумывали, работали над тем, чтобы все шло как нужно, но порой ученые настолько увлекались своими «играми», что вовсе забывали про предмет своего исследования. Причем человек зачастую отождествлялся с крысами или голубями, при этом представители бихевиоризма вовсе не учитывали тот факт, что человек, в отличие от всех других животных организмов, обладает сознанием и его психология – нечто более тонкое и совершенное, нежели просто реакция на какой-нибудь стимул.

Получается, что предаваясь бихевиоризму, основные положения которого мы описали выше, психологи утверждали, что поведением человека можно манипулировать, если правильно стимулировать его реакции. Конечно, такая точка зрения имеет право на существование, но все же человека с животными отождествлять вряд ли стоит. Автор: Елена Рагозина


Как вы считаете, в чем выражается сущность человека? Думаем, вы согласитесь, что наиболее ярко личность проявляется именно в поступках и действиях. Все люди по-разному начинают свой день и проводят его, по-разному общаются с окружающими, по-разному выполняют работу и проводят досуг, по-разному реагируют на жизненные обстоятельства и действия других людей. Так вот, все, что относится к области человеческого поведения, уже десятки лет является предметом изучения разных научных направлений, одним из самых популярных среди которых еще не так давно был бихевиоризм.

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне. Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением.

Вклад Павлова и Торндайка

Бихевиоризм в зиждется на научных изысканиях известного большинству (как минимум со школы) академика Ивана Петровича Павлова. В процессе своих исследований он установил, что безусловные рефлексы определяют соответствующее им реактивное поведение у животных. Но посредством внешнего влияния вполне реально выработать у них условные – приобретенные рефлексы, а это значит, что будут сформированы и новые поведенческие модели.

Академик Павлов, как вы помните, проводил эксперименты над животными, а Джон Уотсон пошел дальше и начал экспериментировать над людьми. Работая с младенцами, он смог выявить у них три основополагающих реакции на основе инстинктов. Этими реакциями стали любовь, гнев и страх.

В итоге Уотсон пришел к выводу, что любые другие отклики в поведении наслаиваются на первые три. Но механизм формирования сложных форм поведения им, к сожалению, раскрыт не был. К тому же эксперименты, проводимые ученым, воспринимались обществом очень спорно с моральной точки зрения, и подвергались критике.

Но вслед за Уотсоном появилось немалое число людей, внесших в развитие идей бихевиоризма немалый вклад. Один из самых ярких представителей – американский психолог и педагог Эдвард Торндайк, который ввел в психологию термин «оперантное поведение», формирующееся на основе проб и ошибок.

О том, что природу интеллекта составляют ассоциативные реакции, заявлял еще Томас Гоббс. На то, что приспосабливаться к условиям окружающей среды животному позволяет умственное развитие, указывал другой философ Герберт Спенсер. Но только Торндайк смог установить, что сущность интеллекта можно выявить, не обращаясь к сознанию.

В противовес Уотсону, Торндайк считал исходным моментом не внешний импульс, заставляющий индивида двигаться, а проблемную ситуацию, требующую приспособиться к условиям внешней среды и выстраивать поведение соответствующим образом.

Согласно воззрениям Торндайка, концепция «стимул – реакция» характеризуется следующими признаками:

  • исходная точка (ей служит проблемная ситуация);
  • противодействие организма проблемной ситуации (организм действует как единое целое);
  • поиск организмом подходящей модели поведения;
  • научение организмом новым приемам (посредством «упражнений»).

Развитие бихевиоризма многим обязано теории Торндайка. Но все же в своей работе этот ученый оперировал понятиями, впоследствии исключенными из бихевиоризма. В то время как Торндайк указывал на формирование поведения организма за счет чувства дискомфорта или чувства удовольствия и вводил «закон готовности», изменяющий импульсы реагирования, представители «чистого» бихевиоризма не допускали, чтобы специалист принимал во внимание внутренние ощущения и физиологические особенности изучаемого субъекта.

Так или иначе, благодаря влиянию упомянутых ученых сформировались основные идеи бихевиоризма, а также разные его направления. О направлениях мы поговорим чуть позже, а пока давайте кратко обобщим сказанное.

Основные положения и особенности бихевиоризма

Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

  • предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
  • поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
  • все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
  • поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
  • если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
  • предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
  • поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
  • все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
  • поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
  • навыки формируются через выработку условных рефлексов;
  • мышление и речь – это навыки;
  • память – это механизм удержания приобретенных навыков;
  • психические реакции развиваются всю жизнь;
  • на развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
  • эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

  • Для эпохи, в которую появился бихевиоризм, он был достаточно прогрессивным подходом к изучению поведения и поведенческих реакций. Беря во внимание то, что до этого ученые изучали лишь сознание человека, отделенное от объективной действительности, это вовсе не удивительно. Но представители бихевиоризма применили к расширению понимания предмета психологии однобокий подход, ведь сознание человека они не учитывали вовсе.
  • Вопрос изучения поведения бихевиористы поставили очень остро, но поведение индивида (не только человека, но и других животных) они рассматривали лишь во внешних проявлениях. Точно так же, как и сознание, они полностью игнорировали психические и физиологические процессы, которые не поддавались наблюдениям.
  • Теория бихевиоризма указывала на то, что исследователь может управлять поведением объекта, исходя из своих нужд и задач. Но подход к изучению предмета оказался механическим, а потому поведение индивида сводилось к комплексу самых простых реакций. Активная деятельная сущность человека не имела для ученых никакого значения.
  • Базой психологических исследований для бихевиористов послужил метод лабораторного эксперимента. Также они начали практиковать опыты над живыми существами (в том числе и над людьми). Но в то же время исследователи не видели особых различий между поведением людей, зверей и птиц.
  • Устанавливая механизм выработки навыков у человека, представители бихевиоризма отбросили серьезнейшие его компоненты: и психический образ действия, служивший основой его осуществления. Кроме того, они абсолютно игнорировали еще и социальный фактор.

Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

Направления бихевиоризма и их представители

Лидером движения бихевиористов был Джон Уотсон, но идеи бихевиоризма активно поддерживались и другими учеными. Среди особо выдающихся можно выделить Уильяма Хантера, создавшего в 1914 году так называемую отсроченную схему изучения реакции в поведении.

Известность ему принесли эксперименты с обезьянами: ученый показывал животному два ящика, в одном из которых лежал банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а спустя несколько секунд убирал ее. Обезьяна же сразу находила банан, и это стало доказательством того, что животные имеют как непосредственную (сиюминутную) реакцию, так и отсроченную.

Другой исследователь – Карл Лешли решил пойти дальше. Посредством экспериментов он помогал какому-нибудь животному выработать навык, после чего удалял ту или иную часть его мозга, стараясь понять, зависит ли от удаленной части выработанный рефлекс. И наблюдал, как определенные функции перебирает на себя другая часть.

Внимания достойны и идеи Берреса Фредерика Скиннера. Как и идеи предыдущих представителей, они были подтверждены экспериментально, а методом исследований послужил функциональный анализ. Именно Скиннер глубоко разделял идею об изучении, прогнозировании и контроле поведения через управление средой.

Однако этими тремя учеными список выдающихся бихевиористов далеко не исчерпывается. Вот лишь небольшой перечень известных представителей этого направления: Д. М. Байер, А. Бандура, С. Хайес, С. Бижу, В. Бехтерев, Р. Эпштейн, К. Халл, Д. Леви, Ф. Келлер, Н. Миллер, У. Баум, Ч. Осгуд, К. Спенс, Ж. Фреско, М. Вулф и другие.

Большинство исследователей пропагандировали идеи бихевиоризма Джона Уотсона, но все же их старания привести сознание к единому знаменателю – комплексу стандартных поведенческих реакций успехом не увенчались. Бихевиоризм нуждался в расширении понимания психологии, и требовал включения в него новых понятий, например, мотива.

Это привело к тому, что во второй половине 20 века стали появляться новые направления бихевиоризма. Одним из таковых стал когнитивный бихевиоризм, основанный американским психологом Эдвардом Чейзом Толменом. Толмен предложил не ограничиваться при изучении психических процессов концепцией «стимул – реакция», а использовать еще и промежуточную фазу между двумя данными событиями. Эта фаза – когнитивное представление.

Так появилась новая схема, объясняющая суть человеческого поведения: стимул – когнитивная деятельность – реакция. Средний элемент включает в себя знаки-гештальты, состоящие из когнитивных карт – образов изученной местности, хранящихся в уме, возможных ожиданий и некоторых других элементов.

Свои доводы Толмен подкреплял результатами экспериментов. К примеру, животным нужно было найти корм в лабиринте, и они всегда его находили, двигаясь по разным путям, и не имело никакого значения, к какому пути изначально их приучали. Здесь можно сказать о том, что цель действий гораздо важнее поведенческой модели. Кстати, по этой причине Толмен дал своей систем название «целевой бихевиоризм».

Следующим направлением стал социальный бихевиоризм. Его сторонники полагали, что, определяя стимулы, воздействующие на поведение индивида, необходимо брать во внимание его индивидуальные особенности и социальный опыт. Пожалуй, более остальных тут выделился канадский психолог Альберт Бандура. Он проводил эксперименты с участием детей: их делили на три группы и показывали им фильм, где мальчик избивает тряпичную куклу.

Для каждой группы детей была своя концовка: положительное отношение к избиению куклы, наказание за избиение куклы и безразличие к этому процессу. После этого детей приводили в комнату с такой же куклой и смотрели, что они будут с ней делать.

Дети, увидевшие в фильме, что за избиение куклы наказывают, не трогали ее. А дети из оставшихся двух групп проявляли агрессию к кукле. Это и послужило доказательством того, что человек попадает под воздействия общества, которое его окружает, т.е. социальный фактор имеет значение.

И, наконец, третье направление бихевиоризма – это необихевиоризм, ставший альтернативой классическому бихевиоризму, не способному дать целостное объяснение поведению людей и животных. Ключевые представители необихевиоризма – Беррес Фредерик Скиннер и Кларк Леонард Халл.

Необихевиористы также расширили модель «стимул – реакция», внеся в нее некоторые промежуточные переменные, каждая из которых влияет на процесс формирования навыков и , т.е. ускоряет подкрепление, замедляет его или же препятствует ему. Впоследствии данное направление потеряло свои позиции, уступив место когнитивному психологическому подходу. Так что эту веху в истории бихевиоризма можно считать началом его заката. На смену пришли новые направления, концепции и теории, оказавшиеся более подходящими для реалий современности и позволяющие более объективно, адекватно и полноценно трактовать человеческое поведение, действия и поступки. При этои даже сегодня некоторые идеи и положения бихевиоризма активно применяются в практической психологии и психотерапии.

Заключение

Человек – это очень сложное и многогранное существо, и для изучения его и его жизни требуется предпринять еще много усилий. Идеи бихевиоризма стали попыткой дать всему этому объяснение, но получилось это лишь отчасти.

Итогом бихевиористских исследований стала выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания обстоятельств, побуждающих к совершению определенных действий. В то же время и поведение самого человека является стимулом, вызывающим у окружающих конкретные реакции.

Копая глубже, мы можем заключить, что если поступки другого человека нам не нравятся, в первую очередь мы должны пересмотреть собственное поведение. Следует отдать теории бихевиоризма должное, ведь она указала, что иногда нужно руководствоваться не понятием о правильности или не правильности наших поступков, а тем, как другие люди могут их расценить и интерпретировать.

И в завершение. Если вас заинтересовала тема, советуем обратиться к специализированной литературе. Кроме работ таких выдающихся ученых как Уотсон, Торндайк, Павлов, Скиннер и других представителей направления, обратите внимание на следующие книги:

  • Карен Прайор «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя»;
  • Гилберт Райл «Понятие сознания»;
  • Юджин Линден «Обезьяны, человек и язык»;
  • Чарлз Дахигг «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе»;
  • Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»;
  • Гарри К. Уэллс «Павлов и Фрейд»;
  • В. А. Руженков «Основа бихевиоральной психотерапии»;
  • В. Г. Ромек «Поведенческая психотерапия».

Бихевиоризм – это психологическая доктрина, в точном переводе означающая ученье о поведенческом реагировании индивидов. Приверженцы данной доктрины утверждали, что изучению с позиции науки сознание доступно только исключительно через объективно отмечаемые поведенческие акты. Становление бихевиоризма вершилось под эгидой постулатов И. Павлова и его экспериментальных способов изучения поведенческих реакций зверей.

Концепция бихевиоризма была впервые выдвинута в 1913 году психологом, родом из США, Дж. Уотсоном. Перед собой он ставил целью переустройство психологии в достаточно точную науку, базирующуюся на основе свойств, наблюдаемых исключительно объективным путем и отмечаемых в характеристиках людской деятельности.

Ведущим приверженцем бихевиористической теории был Б.Скиннер, который разработал комплекс экспериментальных методов, позволяющих сопоставлять поведенческие акты с понятиями, используемыми обычно с целью обрисовки умственных состояний. Скиннер относил к научным терминам исключительно те, которые очерчивают лишь физические явления и предметы. А понятия умственного характера им интерпретировались в качестве «объяснительных фикций», от которых необходимо высвободить психологию как науку. Наряду с собственным психологическим ученьем о бихевиоризме Скиннер активно пропагандировал ее социальные стороны, культурные аспекты и результаты. Он отвергал моральную ответственность, свободу воли, личностную независимость и противопоставлял всем подобным менталистским «басням» структуры преобразования социума на базисе разработки разнообразных техник манипулирования и управления человеческим поведением.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм определил внешний характер американской психологии двадцатого столетия. Основатель бихевиористского учения Джон Уотсон сформулировал его основные принципы.

Бихевиоризм предмет исследования по Уотсону изучает поведение субъектов. Именно отсюда и произошло название данного течения психологии (behavior означает поведение).

Бихевиоризм в психологии кратко представляет собой ученье о поведении, анализ которого носит исключительно объективную направленность и ограничивается внешне отмечаемыми реакциями. Уотсон полагал, что все происходящее во внутреннем мире индивида изучить невозможно. А объективно подвергнуть изучению, а также фиксации можно лишь реакции, внешнюю активность личности и стимулы, которые обуславливаются такими реакциями. Задачей психологии он считал, определение по реакциям потенциального стимула, а по побуждению предсказание определенной реакции.

Бихевиоризм предмет исследования является человеческое поведение от его появления на свет и до естественного завершения жизненного пути. Поведенческие акты могут быть просматриваемы аналогично объектам исследования остальных естественных наук. В поведенческой психологии могут быть применимы такие же общие методики, которые используют в естественных науках. А так как при объективном исследовании личности сторонник бихевиористической теории не наблюдает ничего, что можно было соотнести с сознанием, ощущением, волей, воображением, то он больше не может считать, что перечисленные термины свидетельствуют о реальных феноменах психологии. Отсюда бихевиористы выдвинули гипотезу, что все вышеназванные понятия необходимо исключить из обрисовки деятельности личности. Данными понятиями продолжала пользоваться «старая» психология вследствие того, что она началась с Вундта и произросла из философской науки, которая, в свой черед, выросла из религии. Таким образом, данную терминологию использовали оттого, что вся психологическая наука ко времени появления бихевиоризма считалась виталистической.

Научение бихевиоризм имеет собственную задачу, которая лежит в накапливании наблюдений за человеческим поведением с целью того, чтобы бихевиорист в каждой конкретной ситуации при определенном стимуле мог предвосхитить реакцию индивида или, наоборот, определить ситуацию, если известна реакция на нее. Поэтому при таком широком спектре поставленной задачи бихевиоризм еще довольно далек от цели. Однако, хотя выполнение задачи довольно сложно, но реально. Хотя многими учеными эта задача считалась неразрешимой и даже абсурдной. Тем временем социум базируется на тотальной уверенности, что поведенческие акты индивидов могут быть предвосхищены заранее, вследствие чего можно создать такие обстоятельства, которые спровоцируют определенные типы поведенческих реакций.

Храм божий, школа, супружество – все это является социальными институтами, которые зародились в процессе эволюционно-исторического развития, однако они не смогли бы существовать в случае невозможности предвосхищения человеческого поведения человека. Общества бы не существовало, если бы оно было не в состоянии формировать такие обстоятельства, которые влияли бы на некоторых субъектов и устремляли их действия по строго установленным путям. До настоящего времени, обобщения бихевиористов опирались, главным образом, на бессистемно используемых способах общественного воздействия.

Сторонники бихевиоризма надеются покорить и эту сферу, а затем подвергнуть научно-экспериментальному, достоверному изучению отдельных индивидов и социальные группы.

Школа бихевиоризма, иными словами стремится стать лабораторией социума. Условия, затрудняющие исследования бихевиориста, состоят в том, что побуждения, изначально не провоцировавшие какого-либо реагирования, могут в дальнейшем вызвать его. Такой процесс называется обусловливанием (ранее данный процесс назывался образованием привычек). Вследствие таких сложностей бихевиористам пришлось прибегнуть к генетической методике. У новорожденного младенца отмечается так называемая физиологическая система врожденных реакций или рефлексов.

Бихевиористы, основываясь на множестве безусловных, незаученных реакций, пытаются трансформировать их в условные. Одновременно с этим обнаруживается, что количество сложных безусловных реакций, возникающих при появлении на свет либо вскоре после него, сравнительно невелико, что опровергает теорию инстинкта. Большинство сложных актов, которые психологи старой школы именовали инстинктами, например, лазание или драка, сегодня считается условными. Иначе говоря, бихевиористы не отыскивают больше сведений, подтверждающих существование наследственных видов поведенческих реакций, а также наличие наследственных особых способностей (например, музыкальных). Они полагают, что при существовании сравнительно малочисленных врожденных действий, которые примерно одинаковы у всех малышей, и в условиях постижения внешней и внутренней среды, становится возможным, направить развитие любой крохи по строго определенной стези.

Концепции бихевиоризма рассматривали личность индивидуумов в качестве набора поведенческих реакций, характерных для конкретного субъекта. Отсюда и ведущей в концепции бихевиоризма была схема «стимул S (побуждение) – реакция R». Торндайк даже вывел закон эффекта, состоящий в том, что между побуждением и ответным реагированием связь усиливается при наличии подкрепляющего стимула. Подкрепляющий стимул может нести позитивную направленность, например, похвала или денежная, премия, или негативную, например, наказание. Зачастую человеческое поведение обусловлено ожиданием положительного подкрепления, однако, иногда, может преобладать желание избежать воздействия отрицательного подкрепляющего стимула.

Концепции бихевиоризма, таким образом, утверждают, что личность является всем тем, чем обладает субъект, и его потенциалом в отношении реагирования с целью адаптации к среде. Другими словами личность является организованной структурой и относительно стабильной системой всевозможных навыков.

Бихевиоризм в психологии кратко можно изложить при помощи теории Толмена. в концепции бихевиоризма, прежде всего, рассматривается в качестве реагирующего, функционирующего, обучающегося создания, запрограммированного на произведение различного характера действий, реакций и поведение. Видоизменяя стимулы и подкрепляющие побуждения можно программировать индивидов на нужное поведение.

Психолог Толмен предложил когнитивный бихевиоризм, тем самым подвергнув критике формулу S->R. Он считал эту схему чересчур упрощенной, вследствие чего добавил в формулу между стимулом и реакцией важнейшую переменную – I, которая обозначает психические процессы конкретного субъекта, зависящие от его физического состояния, опыта, наследственности и природы стимула. Он представил схему следующим образом: S->I->R.

Позднее, Скиннер, продолжая развивать научение бихевиоризм, привел доказательства того, что любые поведенческие реакции индивида обусловливаются последствиями, вследствие чего вывел концепцию оперантного поведения, которое основывалось на том, что реакции живых организмов всецело предопределяются результатами, к которым они ведут. Живое существо проявляет тенденцию повторения определенного поведенческого акта или не присвоения ему абсолютно никакого значения либо вообще избегания его воспроизведения в дальнейшем в зависимости от приятного, неприятного или безразличного ощущения от последствий. Следовательно, индивид целиком зависит от обстоятельств, и любая свобода маневров, которой он может располагать, является чистейшей иллюзией.

Течение социальный бихевиоризм появилось в начале семидесятых. Бандура полагал, что ключевой фактор, повлиявший на индивида и сделавший его таким, каким он является сегодня, связан со склонностью субъектов к копированию поведения окружающих людей. При этом они оценивают и учитывают, насколько благоприятны будут последствия подобного подражания для них. Таким образом, на личность воздействуют не только исключительно внешние обстоятельства, но и последствия собственного поведения, которые она самостоятельно оценивает.

В соответствии с теорией Д. Роттера, социальные поведенческие реакции можно отобразить при помощи понятий:

— поведенческий потенциал, то есть каждый индивид имеет определенный набор функций, поведенческих актов, которые формировались на протяжении жизни;

— на поведение индивидов воздействует субъективная вероятность (другими словами, каким, по их мнению, будет определенный подкрепляющий стимул после определенного поведенческого акта в определенных обстоятельствах);

— на поведение индивидов воздействует характер подкрепляющего стимула, его значимость для человека (например, для кого-то более ценной является похвала, а для другого – материальное вознаграждение);

— на поведение индивидов воздействует его , то есть ощущает он себя так называемой «марионеткой» в чужом спектакле или считает, что достижение собственных целей имеет зависимость только от собственных стараний.

По мнению Роттера, поведенческий потенциал, содержит пять стержневых блоков поведенческого реагирования:

— поведенческие акты направлены на достижение успеха;

— приспособительные поведенческие акты;

— защитные поведенческие акты (например, отрицание, усмирение желаний, обесценивание);

— избегание (например, уход);

— агрессивные поведенческие акты – либо настоящая физическая , либо символические ее формы, такие как издевка, направленная против интересов собеседника.

Бихевиоризм, несмотря, на многие недочеты этой концепции, продолжает занимать существенное место в психологической науке.

Теория бихевиоризма

К конечному периоду девятнадцатого столетия обнаружилось множество изъянов у стержневого способа исследования человеческой психики интроспекции. Основным из таких недостатков являлось отсутствие измерений объективного характера, вследствие чего наблюдалась разрозненность получаемой информации. Поэтому на фоне сформировавшейся ситуации зарождается школа бихевиоризма, направленная на изучение поведенческих реакций в качестве объективного психического феномена.

Американские сторонники бихевиоризма выстраивали свои труды, основываясь на идеях исследования поведенческих актов рус­скими исследователями И.Павловым и В.Бехтеревым. Они восприняли их воззрения в качестве модели точной естествен­нонаучной информации. Такие основополагающие воззрения под влиянием представлений позитивизма были модифицированы в другую линию исследования поведенческих актов, которая выразилась в крайних концепциях бихевиоризма:

— редуцирующих поведенческие акты к строго детерминированной связи внешнего побуждения, фиксируемого на «входе», с ответной наблюдаемой реакцией, регистрируемой на «выходе»;

— доказывающих, что такое отно­шение является единым равнозначным объектом научной психологии;

— в добавочных промежуточных переменных не нуждающихся.

Особая заслуга в данном направлении принадлежит В.Бехтереву, который выдвинул концепцию «коллективной рефлексологии», включающую поведенческие акты групп, поведенческие реакции индивидуума в группе, условия зарождения социальных коллективов, специфика их деятельности и взаимоотношения их членов. Подобное понимание понятия коллективной рефлексологии изображалось им в качестве преодоления субъективной социальной психологии, так как все проблемы групп понимаются в качестве соотношения внешних воздействий с мимико-соматическими актами и двигательными реакциями их участников. Такой социально-психологический подход необходимо обеспечить сочетанием принципов рефлексологии (инструменты объединения индивидов в группы) и социологии (специфика групп и их взаимоотношения с социумом). Бехтерев настаивал именно на понятии «коллективная рефлексология» вместо привычно употребляемого понятия социальной психологии.

Теория В.Бехтерева в бихевиоризме содержала крайне полезную мысль – группа является целым, в котором зарождаются новые свойства, возможные исключительно при взаимодействии индивидов. Однако такие взаимодействия истолковывались достаточно механистически, то есть личность провозглашалась продуктом социума, но в стержень ее формирования были положены биологические характеристики и, главным образом, социальные инстинкты, а для толкования общественных связей индивидуумов привлекались нормы неорганического мира (например, закон тяготения). Однако при этом само представление о биологической редукции подвергалось критике. Несмотря на это, заслуга В. Бехтерева была огромна перед дальнейшим формированием социальной психологии.

Британский психолог Айзенк в бихевиоризме является создателем факторной личностной теории. Он начал исследования базовых свойств личности с изучения итогов психиатрического обследования контингента здоровых индивидов и признанных невротиками, которые включают обрисовки психиатрических симптомов. Вследствие данного анализа Айзенк выделил 39 переменных величин, по которым эти группы отличались разительно, и факторное исследование которых сделало возможным получить четыре критерия, включающие критерий стабильности, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Айзенк придал иное значение терминам интроверт и экстраверт, предложенным К. Юнгом.

Результатом дальнейшего изучения посредством факторного анализа Айзенком стала разработка «трех факторной концепции личности».

Эта концепция базируется на установление личностной черты как инструмента поведения в определенных сферах жизни. Изолированные поступки в неординарных ситуациях рассматриваются на низшем уровне разбора, на следующем уровне – часто воспроизводимые, привычные поведенческие реакции в содержательно сходных ситуациях жизни, это типичные реакции, диагностируемые в качестве поверхностных черт. На следующем третьем уровне разбора обнаруживается, что часто воспроизводимые формы поведенческого реагирования могут соединяться в некие богатые содержанием однозначно определяемые совокупности, факторы первого порядка. На следующем уровне разбора содержательно определенные совокупности сами соединяются во второго порядка факторы, или типы, которые не имеют явной поведенческой экспрессии, но базируются на биологических параметрах. На ступени второго порядка факторов Айзенк выделил три измерения личностных свойств: экстраверсию, психотизм и нейротизм, которые рассматривает в качестве генетически обусловленных активностью нервной системы, что демонстрирует их в качестве черт .

Направления бихевиоризма

Классический бихевиоризм представляет собой бихевиоризм Д.Уотсона, исследующий исключительно внешне проявляемые поведенческие реакции и не видящий различия между поведенческими актами индивидов и других живых созданий. В классическом бихевиоризме все явления психики сводятся к реагированию организма, главным образом, двигательному. Таким образом, мышление в бихевиоризме отождествлялось с речедвигательными действиями, эмоции – с трансформациями внутри организма. Сознание в данной концепции принципиально не изучалось, вследствие того, что оно не обладает поведенческими показателями. Основным инструментом поведенческих реакций в концепции принимается взаимосвязь побудительного стимула и реакции.

Основные методы бихевиоризма – это наблюдение и опытное изучение ответного реагирования организма на воздействия окружающих обстоятельств для обнаружения доступных математическому отображению корреляций между данными переменными. Миссией бихевиоризма считалось переведение абстрактных фантазий последователей гуманитарных теорий на слог научного наблюдения.

Бихевиористическое направление родилось вследствие протеста его сторонников против произвольных абстрактных спекуляций ученых, не обуславливающих термины четким образом, и истолковывающих поведенческие акты исключительно метафорически, не переводя красочные объяснения на слог четких предписаний – что конкретно необходимо произвести, чтобы получить от остальных или себя нужную модификацию в поведении.

В практической психологии бихевиористическое направление стало основоположником поведенческого подхода, в котором в центре внимания специалиста находятся поведенческие акты индивидов. Говоря более конкретно – «что есть в поведении», «что индивид желает изменить в поведении» и «что с этой целью конкретно необходимо сделать». По прошествии некоторого количества времени появилась необходимость отграничить поведенческий подход и бихевиоральное направление.

В практической психологии бихевиоральное направление является подходом, реализующим идеи классического бихевиоризма, другими словами работающий, в первый черед, с внешне проявляемыми, наблюдаемыми поведенческими реакциями индивида и рассматривающий личность только в качестве объекта воздействий в совершенной аналогии с научно-естественным подходом. Но все-таки поведенческий подход имеет гораздо более широкий диапазон. Он охватывает не только бихевиоральное направление, но и когнитивный бихевиоризм, и личностно-поведенческое направление, где специалист рассматривает личность как автора внешних и внутренних поведенческих актов (мыслей, эмоций, избрания жизненной роли или выбора определенной позиции), то есть любых поступков, производителем которых является она и за которые она будет в ответе. Слабость бихевиоризма заключается в сведении многоаспектных процессов и явлений к деятельности людей.

Кризис бихевиоризма разрешился посредством введения в классическую схему дополнительной переменной величины. Благодаря этому сторонники концепции стали считать, что не все можно зафиксировать объективистскими методиками. Побуждение функционирует только вместе с промежуточной переменной величиной.

Как и любые теории, бихевиоризм, подвергался модификациям в процессе собственного развития. Таким образом, появились новые направления: необихевиоризм и социальный бихевиоризм. Последний изучает агрессию индивидов. Сторонники соцбихевиоризма считают, что личность прикладывает множество усилий с целью добиться определенного статуса в социуме. Понятие бихевиоризм в этом направлении является механизмом социализации, предусматривающим не только лишь приобретение опыта, основанного на собственных промахах, но и на ошибках других. Фундаменты кооперативных и агрессивных поведенческих актов сформированы на данном механизме.

Необихевиоризм не ставит перед собой задачу личностного воспитания, но устремляет усилия на «программирование» поведенческих актов индивидуума с целью достижения максимально действенного результата для клиента. Важность положительного стимула была подтверждена в исследованиях практикой «метода пряника». При воздействии позитивного побуждающего стимула можно достигнуть наибольших результатов. Проводя собственные исследования, Скиннер, многократно попадал впросак, однако при этом он полагал, что если бихевиористическое ученье не может отыскать ответ на какой-нибудь вопрос, то попросту такого ответа не существует вообще.

Бихевиоризм поведение человека Скиннер считал детерминировано внешними условиями влияния ( , опыт, наблюдение), вследствие чего он исключал способность к самоуправлению.

Центральные ошибки последователей бихевиористического научения заключаются в совершенном игнорировании личности. Они не понимали того, что исследование всякого действия без привязки к определенной личности невозможно. Также они не учитывали, что у разных личностей в равных условиях могут зародиться несколько реакций, а выбор оптимальной всегда будет оставаться за личностью.

Сторонники бихевиоризма утверждали, что в психологии любое «уважение» выстраивается только на страхе, что очень далеко от истины.

Вопреки тому, что на протяжении последних 60 лет произошло серьезное видоизменение идей бихевиоризма, предложенных Уотсоном, основные принципы этой школы все же остались неизменными. К ним относят представление о преимущественно неврожденном характере психики (однако сегодня признается наличие врожденных компонентов), идею о необходимости изучать, главным образом, доступные анализу и наблюдению поведенческие реакции (невзирая на то, что смысл внутренних переменных и их содержание не отрицается) и уверенность в наличии возможности влиять на ход развития психики целым рядом разработанных технологий. Убежденность в надобности и возможности целенаправленного обучения, образующего определенный личностный тип и методы, осуществляющие процесс обучения, считаются одними из самых значимых преимуществ данного направления. Различные теории научения и тренинги, позволяющие корректировать поведенческие реакции, обеспечили жизненность бихевиоризма не только в США, но и распространение его в остальном мире, однако в Европе широкого признания данная школа не получила.

Бихевиоризм представители

Если говорить простым языком, то бихевиоризм поведение человека рассматривает в качестве центральной движущей силы развития личности. Таким образом, научение бихевиоризм является наукой о поведенческом реагировании индивидов и их приведенных рефлексах. Отличие его от прочих направлений психологии заключается в предмете изучения. В бихевиористическом направлении изучается не сознание личности, а ее поведение или поведенческие реакции животных.

Бихевиоризм представители и основные идеи.

Д. Уотсон – основоположник принципов бихевиоризма, выделил в собственных исследованиях четыре класса поведенческих актов:

— эксперецит либо видимые реакции (например, чтение книги или игра в футбол);

— импилицит либо скрытые реакции (например, внутреннее мышление или разговор с собой);

— инстинктивные и эмоциональные акты либо видимые наследственные реакции (например, чихание или зевание);

— скрытые наследственные акты (например, жизнедеятельность организма).

В соответствии с убеждениями Уотсона реально только лишь то, что можно держать под наблюдением. Основной его схемой, которой он руководствовался в своих трудах, было равенство между побудительным стимулом и реакцией.

Э. Торндайк формировал поведение в сетях из спаянных между собой простых компонентов. Впервые именно благодаря опытам Торндайка было продемонстрировано, что суть и функции его могут быть постигнуты и подвергнуты оценке без обращения к принципам или иным явлениям сознания. Он предположил, что в случае осмысления индивидом чего-либо или произнесения им «про себя» любого слова, лицевые мышцы (то есть мышцы речевого аппарата) бессознательно производят еле заметные движения, которые, в основном, остаются невидимыми окружающими. Торндайк выдвинул идею, что поведенческие реакции любого живого создания обусловливаются тремя компонентами:

— условиями, которые охватывают внешние процессы и внутренние явления, оказывающие влияние на субъекта;

— реакцией или внутренними актами, проистекающими вследствие такого воздействия;

— тонким сцеплением между условиями и реакциями, то есть ассоциацией.

Основываясь на собственных исследованиях, Торндайк разработал несколько законов концепции бихевиоризма:

— закон упражнения, представляющий собой пропорциональную связь между условиями и ответными актами на них относительно числа их воспроизведений;

— закон готовности, заключающийся в трансформации готовности организма к проводке нервных импульсов;

— закон ассоциативного сдвига, проявляющийся при реагировании на один конкретный раздражитель из комплекса, действующего одновременно, а остальные раздражители, которые участвовали в данном событии, в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;

— закон эффекта.

Четвертый закон спровоцировал множество дискуссий, так как содержал в себе мотивационный фактор (то есть, фактор, имеющий психологическую направленность). Четвертый закон гласит о том, что всякое действие, провоцирующее появление удовольствия при определенных условиях, соотносится с ними и в последующем увеличивает вероятность воспроизведения данного действия в схожих условиях, неудовольствие или дискомфорт в действиях, соотносимых с определенными условиями, приводит к уменьшению вероятности повторения такого акта в сходных обстоятельствах. Данный принцип подразумевает, что основой научения являются также отдельные противоположные состояния внутри организма.

Говоря о бихевиоризме нельзя не отметить существенный вклад в данное направление И.Павлова. Так как изначально все принципы бихевиоризма в психологической науке основываются на его исследованиях. Он выявил, что у животных на фундаменте безусловных рефлексов складываются соответствующие поведенческие реакции. Однако у них при помощи внешних раздражителей можно сформировать приобретенные, то есть условные рефлексы, и тем самым выработать новые поведенческие модели.

У. Хантер в 1914 году разработал схему с целью изучения поведенческих актов. Он назвал эту схему отсроченной. Хантер показывал обезьяне банан, который потом прятал в один из ящиков, после чего закрывал от нее их ширмой и через пару секунд убирал ширму. Обезьяна безошибочно после этого находила банан. Это доказывает, что звери способны изначально не только исключительно на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.

Л. Карл решил пойти еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных навык, после чего удалял им различные доли мозга, для выяснения существует или нет зависимость от удаленных частей мозга выработанного рефлекса. Он сделал вывод, что абсолютно все части мозга равнозначны и успешно могут взаимно заменять друг друга.

Однако попытки свести сознание до комплекса стандартных поведенческих актов не увенчались успехом. Сторонникам бихевиоризма требовалось расширить границы понимания психологии и ввести в него понятия побуждения (мотива) и редукцию образа. Вследствие чего в 60-е годы образовалось несколько новых направлений. Одним из них является когнитивный бихевиоризм, предложенный Э. Толменом. Данное течение базируется на том, что процессы психики при научении не могут ограничиваться исключительно связью между побуждающим стимулом и реакцией. Поэтому Толмен нашел промежуточное составляющее, находящееся между этими событиями, и назвал когнитивным представлением. Свои идеи Толмен аргументировал при помощи различных экспериментов. Он вынуждал животных отыскивать корм в лабиринте. Животные находили пищу не зависимо от того, к какому пути они были ранее приучены. Поэтому стало очевидным, что для зверей цель важнее, чем модель поведения. Отсюда система взглядов Толмена и получила свое название – «целевой бихевиоризм».

Таким образом, основные методы бихевиоризма заключались в проведении лабораторного эксперимента, который становился фундаментом психологического исследования и на котором основывались все выведенные принципы сторонников бихевиоризма, но при этом они не замечали качественную разницу между поведенческим реагированием человека и животных. Также при определении механизма формирования навыков ими были отметены важнейшие составляющие, такие как и психическая модель действия как фундамента его реализации.

Серьезным минусом теории бихевиоризма можно считать ее уверенность в том, что человеческим поведением можно манипулировать в зависимости от практических потребностей исследователей, однако вследствие механического подхода к изучению поведенческого реагирования индивидуума сводилось к комплексу простейших реакций. При этом вся активная деятельная суть личности игнорировалась.

Последнее обновление: 04/05/2015

Суть бихевиоризма вряд ли возможно выразить лучше, чем цитатой известного психолога Джона Б. Уотсона, которого часто считают «отцом» бихевиоризма:

«Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».

Джон Уотсон, «Бихевиоризм» (1930)

Что именно Уотсон имел в виду?

Термин «бихевиоризм» относится к направлению психологии, основанному Джоном Б. Уотсоном - оно основано на убеждении, что поведение можно измерить и модифицировать. Бихевиоризм появился с публикацией в 1913 году классической работы Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the Behaviorist Views It ). Вплоть до середины 1950-х годов бихевиоризм занимал доминирующее положение в психологии.

Почему же в начале ХХ века это направление стало таким популярным? «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки », - в 1998 году пояснил Джон А. Миллс в своей книге «Контроль: история поведенческой психологии» (Control: A History of Behavioral Psychology ). - «Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов ».

Основы бихевиоризма

Так в чём же, собственно, заключается суть бихевиоризма? Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.

С точки зрения этого направления, поведение может быть изучено при помощи систематического наблюдения; психическое состояние и психические процессы - эмоции или, например, настроение - при этом учитываться не должны, поскольку они носят слишком субъективный характер.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить чему угодно - независимо от таких факторов, как генетический фон, личностные черты, мысли. В пределах его физических возможностей, естественно.

На это и направлено обусловливание:

  • - техника, используемая в поведенческом обучении, при которой ранее нейтральный стимул связывается с и, в конце концов, вызывает ту же реакцию самостоятельно.
  • представляет собой метод научения, который действует посредством серии подкрепляющих желательную реакцию стимулов и наказаний за нежелательную.

Персоналии

Выделяется целый ряд талантливых психологов, которые оставили неизгладимый след в истории бихевиоризма, в том числе:

  • Кларк Халл.

Важные события

1863 - свою работу «Рефлексы головного мозга» опубликовал И.М. Сеченов, также он ввел понятие тормозных процессов в центральной нервной системе;

1900 - Иван Павлов начал изучать рефлексы;

1920 - Уотсон и Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент ;

1959 - Ноам Хомский раскритиковал бихевиоризм;

1971 - Беррес Ф. Скиннер выпустил книгу «По ту сторону свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity ), в которой он утверждал, что свободная воля не более чем иллюзия.

Критика бихевиоризма

  • Многие критики утверждают, что бихевиоризм весьма однобоко подходит к пониманию человеческого поведения и что поведенческие теории не учитывают свободной воли и внутренних механизмов.
  • Бихевиоризм не учитывает других видов научения, особенно тех, что не подразумевают использования подкрепления и наказания.
  • Люди и животные способны менять свое поведение в соответствии с новой информацией, даже если предыдущая модель поведения была создана путем подкрепления.

Сильные стороны бихевиоризма

  • Бихевиоризм основывается на идее важности наблюдаемого поведения, которое легче поддаются количественной оценке; так, сбор данных при проведении исследований упрощается, результаты таких исследований могут похвастаться объективностью.
  • Эффективные терапевтические методы - интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, жетонные системы и обучение методом дискретных проб - корнями уходят в бихевиоризм. Они очень полезны в модификации поведения у детей и взрослых.

Бихевиоризм и другие психологические школы

Многие мыслители считали, что бихевиоризм неоправданно пренебрегает факторами, которые оказывают сильное влияние на поведение. , например, считал, что бихевиористы зря не принимают во внимание подсознание, чувства, желания и т.д. и других гуманисты считали, что бихевиоризм - слишком жёсткая и ограниченная система, не учитывающая такие факторы, как свободная воля.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим. Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие — иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль — это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» — в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, .

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Направления бихевиоризма

Основоположником различных направлений бихевиоризма является Джон Уотсон (классический бихевиоризм). Он изучал лишь видимые явления, полностью исключая внутренние (психические) стимулы. В его концепции существовали только стимулы и реакции, которые у многих живых существ были одинаковыми. Это помогало ему сформировать теорию о том, что при создании определенных внешних условий окружающей среды можно влиять на развитие тех или иных склонностей, качеств, моделей поведения человека.

Павлов изучал рефлексы живых существ, которые формировались в зависимости от стимула и подкрепления. Чем значимее становилось подкрепление, тем глубже укреплялся рефлекс.

Бихевиоральное направление позволило дополнить психологические знания, которые лишь со временем были правильно скорректированы. Так, значимыми стали «что желает человек выразить через свое поведение», «что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию», «что индивид хочет изменить в собственном поведении».

На определенном этапе упрощенная схема «стимул – реакция» не вызывала одобрения со стороны специалистов, что разрешилось лишь со времен внесения в данную схему переменной. Таким образом, не только стимул влиял на поведение человека, но и прочие составляющие его психики и физиологии.

Необихевиоризм ставил своей задачей «программирование» действий человека с целью достижения им положительных результатов. Здесь неважным становилось воспитание человека. Главное – достижение цели через совершаемые поступки.

Ошибкой бихевиористов являлось исключение индивидуальных особенностей личности. Не замечалось, что разные люди неодинаково реагируют на одни и те же стимулы и ситуации. Всех людей можно объединить в группы по поступкам, но не сказать о том, что все действуют одинаково.

Теория бихевиоризма

В основе классических учений лежала теория бихевиоризма Павлова и Бехтерева. Павлов изучал рефлексы живых существ, а Бехтерев внес понятие «коллективной рефлексологии». Человек, который находится в группе, сливается с нею, образуя единый организм, при этом практически не участвует в выборе действий. Он совершает те поступки, которые совершает вся группа.

Айзенк рассматривал поведение человека в зависимости от ситуации, в которой он пребывает. Есть постоянная модель поведения, которая характеризуется постоянством индивида пребывать в определенных условиях, и изолированные поступки, которые совершаются в неординарных ситуациях.

Патопсихология – наука об анормальном поведении и анормальных психических процессах. Вводя такое определение, поднимается проблема соотношения нормы (нормальности) и отклонения от нее (анормальности).

Под анормальным подразумевают ненормальное – то, что находится за пределами обычного и общепринятого. Общество имеет свои стандарты поведения и стереотипы образа действий, устанавливающие, что допустимо, а что нет. Для индивидов, семей, а также для других групп населения определяются свои нормы, или стандарты, поведения. Если люди нарушают эти стандарты, общество закрепляет за подобным поведением либо человеком, действующим вне установленных шаблонов, ярлык «ненормальности».

Анормальное поведение определяется как такое низкоадаптивное поведение и такие психические процессы, которые способны причинить кому бы то ни было физический и психологический ущерб.

Понятие психического заболевания пришло из психиатрии, раздела медицины, посвященного психическим нарушениям. Начиная с XIX века, лечением людей с анормальным поведением занимались врачи. При этом они рассматривали «безумцев» именно как больных, а не как морально несостоятельных или одержимых. Таким образом, анормальное поведение было возведено в ранг одной из медицинских проблем и стало рассматриваться как недуг, поддающийся диагностике и лечению. Подобная точка зрения известна как медицинская модель психического заболевания. Когда задумались о существовании иных, отличных от медицинской модели способов оказания помощи психически больным людям, к процессу поиска подключились .

Представители бихевиоризма

Основным отличием бихевиоризма является изучение поведения живого существа, а не его сознания. Здесь главным являлось то, что можно изменить или пощупать, и отвергалось все, что не поддается чувственному изучению. Представителями бихевиоризма были:

  1. Джон Уотсон — основоположник.
  2. Эдвард Торндайк.
  3. И. Павлов.
  4. У. Хантер.
  5. Л. Карл.
  6. Э. Толмен.
  7. Б. Скиннер.

Каждый внес свою лепту в данную науку, основывая свои опыты лишь на реакциях живых существ. Благодаря им существует множество теорий того, как формируются поступки, чем они мотивируются, как на них можно влиять и даже программировать.

Фильмы, передачи, сериалы, мультфильмы и прочие телевизионные программы, которые человек постоянно смотрит, программируют его. Демонстрируемое героями поведение откладывается в подсознании, что потом влияет на то, как он сам поступает в реальной жизни. Вот почему многие люди предсказуемы и однообразны: они ведут себя так, как поступают те персонажи или их знакомые, за которыми они постоянно наблюдают. С самого детства каждому человеку дано качество – повторять, как обезьянка, все, что видишь в других людях. Люди ведут себя одинаково, поскольку наблюдают за одними и теми же персонажами (особенно по телевизору), которые и программируют их на определенные модели поведения.

Если все люди на похоронах плачут, то и вы сами вскоре начнете плакать, хотя в первые разы можете не понимать, почему должны делать это. Если мужчины бьют своих жен, то и сами начинаете бить свою жену, хотя вначале были против насилия. Постоянно наблюдая за поведением окружающих людей или любимых персонажей по телевизору, вы приучаете себя поступать так же. И этот закон действует независимо от того, нравится вам это или нет.

Однако можно применить данные знания и в благих целях. Например, можно выработать в себе качества и свойства, которые вас привлекают в других людях. Почаще наблюдайте за ними, общайтесь, обращайте внимание на те проявления личности, которые вас привлекают, и вскоре вы за собой заметите эти же качества. Ведь можно не только плохое, но и хорошее в себе выработать, постоянно контактируя с людьми, которые на собственном примере демонстрируют положительные модели поведения. Учитесь у них, используя простой закон «обезьянки»: становитесь лучше, просто наблюдая за теми, чьи качества и поведение вам нравятся.

Итог

Человек является сложным существом, чью жизнь во всех аспектах еще следует изучать. Бихевиоризм лишь частично раскрывает завесу. Если подкрепить знание информацией из других областей, то можно получить более полную картину. Итог познания бихевиористских учений – понимание собственного и чужого поведения, а также способность создавать такие обстоятельства, которые побудят окружающих на нужные действия.

Если у человека возникли проблемы с познанием собственных поступков, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте сайт. Специалисты займутся рассмотрением мотивов, стимулов, а также прочих факторов, которые участвуют в формировании того или иного поведения.

Когда человек научится управлять собственным поведением, он сможет изменить свою жизнь. Ведь окружающие люди видят лишь то, что человек делает. Они не умеют читать мысли и не обладают психологическими познаниями, чтобы понимать мотивы других. Человек должен понимать, что его поступки являются теми стимулами, которые вызывают у окружающих совершение тех или иных действий. Если поступки других людей не нравятся, значит, необходимо пересмотреть сначала собственное поведение.

Порой необходимо исходить не из понятий, «правильно или неправильно я поступаю», что означает моральность действий, а из категорий, «как интерпретируются мои поступки другим человеком». Ваши поступки – это стимул для другого человека, который полностью зависит от отношения к ним и вызываемых эмоций. Даже самые правильные поступки могут восприниматься негативно, что и приводит к непредсказуемым реакциям.