Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, в клубе, кафе, транспорте, библиотеке и т.д. Мы общаемся с друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Получается, что наша жизнь без общения немыслима. Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, – огромна.

Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение выполняет рядфункций в жизни человека:

1. Социальные функции:

– организация совместной деятельности;

– управление поведением и деятельностью.

2. Психологические функции:

– обеспечение психологического комфорта;

– удовлетворение потребности в общении.

По мнению Т.А. Ладыженской, общение отличается от коммуникации прежде всего характером взаимодействия, субъект-субъектными отношениями, ориентированными на диалог, а не на односторонний обмен информацией. Субъект-субъектные отношения подразумевают общение как необходимое; решение конкретных речевых задач в той или иной речевой ситуации выступает как вторичное по отношению к главной – установить, поддержать, улучшить взаимоотношения партнеров. Значима не результативность, а эффективность: важно достичь успеха не только в данной конкретной ситуации, но общаться так, чтобы всем речевым партнерам захотелось продолжить общение в дальнейшем. Такое понимание сущности и задач общения предполагает, что для достижения его эффективности необходимо предпринимать целенаправленные усилия, в том числе и духовного плана.

В определенной коммуникативной ситуации одна из целей общения является ведущей, конкретизируется в основную речевую интенцию, а другие могут рассматриваться как попутные, фоновые (по М.Р. Саввовой). Таким образом, составляющие коммуникативной ситуации аналогичны компонентам речевой ситуации (не случайно эти термины часто употребляются как синонимы или образуют одно сложное слово коммуникативно-речевая ситуация). На наш взгляд, основная особенность речевой ситуации - в интенции, направленной на достижение конкретного практического результата, в то время как ядром коммуникативной ситуации является коммуникативное намерение и практического, и духовного плана.

Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации).

Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Школьный урок – тоже речевое событие, как и, например, родительское собрание или классный час, конференция или заседание Думы.

Рассмотрим подробнее важнейшие составляющие речевого события.

Первая составляющая речевого события – это поток речевого поведения – «то, что можно записать на видеомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и делают); он складывается из:

1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон);

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, – в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом.

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события – это дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением.

Вторая составляющая речевого события – условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует. Это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица».

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.

Таким образом, речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация».

Структура речевой ситуации:

участники, отношения, цели, обстоятельства

Анализируя и описывая речевые ситуации, принято главных участников их называть говорящим и слушающим (адресатом).

Характер речевой ситуации, а следовательно, и речевого события в целом определяется не только «действующими лицами», но и отношениями между ними и, главное, целями каждого главного участника общения.

Кто говорит, кому адресует речь, каковы отношения между участниками речевого события – это существенные элементы речевой ситуации.

Участник речевой ситуации как элемент ее структуры предстает перед нами в курсе риторики как носитель 1 – речевой роли; 2 – отношение к партнеру; 3 – речевых целей (намерений).

Речевой акт (речевой поступок) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата (по А.К. Михальской).

Коммуникативная цель – это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.

Коммуникативное намерение – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Можно выделить следующиетипы коммуникативного намерения:

· проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

· убедить склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

· внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;

· побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Коммуникативная стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

С точки зрения стратегии общения, различают такие его разновидности:

1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое общение;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение строится на основе желания и умения выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Кроме того, можно описать несколько промежуточных вариантов речевого поведения. «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Коммуникативная тактика – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знанием правил общения.

Успешность речевого общенияэто осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

Выделяют несколько возможныхпричин коммуникативной неудачи :

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса к собеседнику, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) неверный выбор стратегии и тактики общения;

ж) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

Условия оптимального общения – это повышение собственной культуры, стремление к тому, чтобы быть высококультурным человеком, означает сочетание внешней и внутренней культур. Внешняя культура проявляется в том, что человек поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду или когда об этом его поступке станет известно людям, перед которыми он играет роль культурного человека. Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества.

Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видами общения . Существуют различные подходы к классификации общения.

По цели общение бывает фатическими информативным.Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. Фатическое (неинформативное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание.

По словесному выражению общение может быть вербальным и невербальным.

Вербальное общение – это общение словесное, т.е. на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной – расположение текста, шрифта, схемы, таблицы, графики и т.д. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга.

С точки зрения обстановки, сложившихся между собеседниками отношений и содержания выделяют бытовое (неофициальное) и деловое (официальное)общение, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов. Официальное – общение с соблюдением всех правил, формальностей, предусмотренных социальными ролями коммуникантов. Оно выстраивается в соответствии с определенными правилами делового этикета, целенаправленно и предполагает использование в речи клишированных, стереотипных компонентов, обеспечивающих точность передачи и адекватность восприятия информации. Неофициальное – частное, нерегламентированное, не имеющее официального статуса. Неофициальное общение отличается непринужденностью, незапланированностью, неформальным, как правило, дружеским характером взаимодействия партнеров, в котором преобладает разговорная речь. Бесспорно, эти виды общения взаимосвязаны друг с другом. Иногда между ними провести четкую грань невозможно.

Общение межличностное, групповое, публичное и массовое различаются по количеству участников . Общение 2 человек принято определять как межличностное общение. При небольшом количестве общающихся (3-10) их взаимодействие называют групповым , а если участвует 20-50 человек, в этом случае общение становится публичным даже в неофициальной обстановке. Массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек.

По положению коммуникантов в пространстве и времени выделяютконтактное и дистантное общение. Контактное общение происходит непосредственно: собеседники рядом – здесь, сейчас. Дистантное – собеседники находятся на расстоянии друг от друга (разговор по телефону – дистанция пространственная) или разделены дистанцией временной (обмен письмами). Ситуативность и гибкость сиюминутного речевого действия – отличительная черта контактного общения; дистантное общение отличается большей запрограммированностью и подготовленностью. Это относится прежде всего к письменным формам профессионального общения.

К этой видовой паре близко примыкает общение непосредственное / опосредованное, выделяющееся с точки зрения использования специальных средств . Опосредованное общение – это получение информации через различные опосредующие аппараты: радиоприемник, магнитофон, телевизор, компьютер. Следует отметить асимметричность информационной активности участников опосредованного общения. Опосредующий аппарат выполняет функцию отправителя информации (адресант), полученная адресатом информация не возвращается к отправителю, он не видит реакции получателя информации. При непосредственном общении используется только естественный речевой аппарат человека: голос, зрение, слух.

С точки зрения формы существования языка общение бывает устное и письменное. Для устного общения характеры словесные импровизации и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных предложений, повторы, незаконченность мысли), повторы, уточнения, пояснения. Огромную роль играет интонация, которая является важным средством формирования высказывания и его смысла. Письменное общение обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего собеседника, а может лишь его мысленно представить. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, возвращаться к нему, исправлять его.

Монологическим и диалогическимназывают виды общения, различающиеся по постоянной / переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего. Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Для оптимизации и регулирования общения, а иногда и для его осуществления необходимы такие нормы, соблюдение которых помогало бы преодолевать все барьеры общения. Эти нормы зависят от уровней общения. В.П. Третьякова и Ю.С. Крижанская выделяют три уровня общения:

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок». Маска – это совокупность знаков, подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе (Р. Якобсон). Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Это уровень формального фатического общения.

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъектно-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главное – достичь результата любой ценой. Очень часто партнер ощущается как соперник в игре. Цель такого общения – выигрыш, если не материальный, то психологический. Общий принцип манипулятивного общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли.

3. Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большей долей фатического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности. Дружеский уровень – это уровень, при котором можно не заботиться о «технике речепроизводства», т.е. идет глубинное понимание речи: не на уровне отдельных слов, а понимание на уровне всей личности. Для того чтобы общаться на этом уровне, нужно прежде все быть внимательными к партнерам, развивать умение общаться.

Культура общения совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказывания на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Культура общения предполагает соблюдение определенных правил, норм. Выделяют три вида норм общения – этические, коммуникативные и речевые. Это виды норм разного уровня.

Этические нормы – нормы, относящиеся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения, – это доброжелательность, принятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Их можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предметов речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса сложной системы принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде постулатов корректного речевого поведения .

Постулаты общения – это закономерности общения, которыми бессознательно руководствуются все говорящие, независимо от языка общения. Обычно в качестве таких постулатов приводят принципы общения Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича. Г.П. Грайсу принадлежит принцип кооперации : «Добивайся взаимопонимания с собеседником». Этот принцип конкретизируется в постулатах:

1) постулат информативности («Твое высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется»);

2) постулат ясности («Избегай непонятных выражений, неоднозначности, многословия, будь организован»);

3) постулат связности («Не отклоняйся от темы»);

4) постулат истинности или искренности («Не говори того, что считаешь ложным, и того, для чего у тебя нет достаточных оснований»).

Дж.Н. Лич описал принцип вежливости , представляющий собой совокупность ряда максим (правил):

1) максима такта («Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы»);

2) максима великодушия («Не затрудняй других обещаниями и пр.»);

3) максима одобрения («Не осуждай других»);

4) максима скромности («Не принимай похвалы в свой адрес»);

5) максима согласия («Избегай возражений, конфликтов»);

6) максима симпатии («Выражай доброжелательность»).

Нарушение постулатов общения часто приводит к коммуникативной неудаче. Преднамеренное нарушение постулатов общения служит одним из средств создания комического, на этих нарушениях часто строятся анекдоты, речевые игры.

Приведенные принципы проявляются в основном в процессе создания речи. Можно также выделить правила, эффективные при ее восприятии (правила слушания ):

· выяснение, уточнение (постановка вопросов: «Вы хотите сказать, что…?»),

· перефразирование (пересказ услышанного своими словами),

· резюмирование, краткое обобщение содержания речи партнера («Итак, Вы считаете…»)

· проговаривание чувств собеседника по отношению к сказанному (воспринятых невербально или понятых из подтекста): «Значит, Вы удивлены, что…?»;

· использование реплик – показателей внимания (да, ага и пр.);

· невербальное сопровождение слушания (взгляд, направленный на собеседника, кивание головой).

Таким образом, к условиям успешного общения можноотнести следующие:

1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

2. Настроенность на мир собеседника.

3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего.

4. Соответствие стратегий и тактик речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия.

5. Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.

6. Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события (говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).

7. Знание говорящим норм этикетного речевого общения.


Культура общения.

План:

Общие понятия культуры общения. 1

Внешний вид. 7

Одежда делового человека. 7

Жесты и движения 9

Деловая переписка, культура речи. 10

Деловое письмо 10

Телефонные переговоры. 13

Нормы поведения в ресторане 13

Культура общения за столом. 13

Беседа за столом. 15

Культура еды. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Использованная литература: 19

Общие понятия культуры общения.

Культура общения - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Общение, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл общения делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией общения является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, общение представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам общение – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Общение является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается общение, теряют очень многое. Там, где присутствует общение, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны . Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается общение. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что общение в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что общение помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам общения то, что раньше мы никогда не делали.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - непреодоленные смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Структура конфликта:

1. Носители противоречий - оппоненты;

2. Возможности их определяются рангом:

Первый ранг - представляет себя и свой цели в конфликте;

Второй ранг - группы и групповые цели;

Высший ранг - человек защищающий законы государства.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией между участниками.

2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.

3. Восприятие общающихся людей друг другом.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Выделяются различные виды общения.

1. Возрастные.

2. Половые.

3. Профессиональные.

4. Общекультурные.

5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

Производственные;

Практико-бытовые;

Межличностно-семейные;

Научно-теоретические;

Научно-практические;

2. По форме контактирования:

Опосредованные (переписка].

3. По типу связи:

Двунаправленные (письмо];

Однонаправленные (книги].

4. По степени взаимодействия коммуникантов:

Высокая;

Удовлетворительная;

Незначительная;

Неудовлетворительная;

Отрицательная.

При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.

5. По результатам:

Негативный, совершенно превратно понят;

Нулевой, никак не можем понять друг друга;

Позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная - хотеть и уметь говорить, быть инициативным в общении, уметь склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельный - интроверт.

Психологический климат коллектива.

Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.

Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Показатели сплоченности коллектива:

1. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

2. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности - носят в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива в общее дело в независимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности.

Правила культурного общения.

1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что - нет.

2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.

3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.

4. Искусство подлинного общения всегда предполагает умение четко и ясно в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией (интересной и достоверной].

5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.

6. Не говорите много - раздражает.

7. Умение контролировать себя в общении свойственно людям искренним и прямолинейным.

Как склонить человека к своей точке зрения.

1. Одержать верх в споре - уклониться от него.

2. Уважайте мнение собеседника, не говорите о его неправоте.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что главная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям другого.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавая их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Чтобы избежать этих ошибок или сделать их минимальными, необходимо следовать социально-психологическим требованиям:

Иметь заранее подготовленный план беседы, а также достаточно знаний о проф. требованиях к конкретному рабочему месту и имеющихся данных о кандидате;

Снять напряжение с работника, расположить к откровенной доверительной беседе;

Стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему работнику высказаться;

Говорить с человеком языком, понятным для него, избегать задавать прямые вопросы, использовать наводящие;

Стараться не отклоняться от основного направления беседы;

Оценивать работника только после окончания беседы, учитывая при этом свои возможные убеждения.

Стадии подготовки к беседе.

    Планирование времени для предстоящей встречи (ознакомление с анкетными данными, время для разговора, время для обдумывания и принятия решения] - 1 - 1,5 ч.

2. В каких условиях будет проходить беседа. При этом следует учесть:

Обеспечение конфиденциальности, чтобы человек мог говорить свободно и откровенно;

Исключение всех факторов, отвлекающих от беседы (тел. Звонки, появление сотрудников и т.д.].

3. Обеспечение наиболее благоприятной для собеседника обстановки (удобное место, доброжелательность и вежливость в общении].

При подготовке к беседе и составлении ее вопросника, который не должен быть большим, необходимо четко сформулировать основные вопросы. Руководитель должен подумать, как установить взаимное доверие при собеседовании, если человек сильно нервничает, переживает, особенно, если на одну должность существуют несколько претендентов.

Три способа психологического воздействия при публичном общении.

1. Заражение. Представляет собой бессознательную психологическую подверженность людей определенным состояниям (паника].

2. Внушение. Представляет собой эмоциональное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется передача информации, основанная на ее некритическом восприятии. Решающим условием внушения является авторитет. общения . Культура общения официанта с гостем проявляется... установка официанта на высокую культуру общения с посетителями. Культура общения с посетителем подразумевает...

  • Культура общения часть общечеловеческой культуры

    Контрольная работа >> Иностранный язык

    Курсу «Русский язык и культура речи» Культура общения – часть общечеловеческой культуры Выполнил студент II курса... : 6-76-94 Бакал 2007 Содержание: Культура общения ……………………………………………………………3 Особенности межнационального делового этикета……………………….12 ...

  • Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

    Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

    Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

    В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное (по М.И.Лисиной). Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

    Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

    Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

    Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

    Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

    Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры - это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

    Цель игры, два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами), воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детей дошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.

    Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) - моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.

    Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.

    Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

    Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала - эффективные средства самореализации.

    Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

    Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

    Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

    Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

    Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

    Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

    Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

    Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.



    Перечисленные выше правила этикета раскрывают основные его положения, соблюдение которых поможет в бизнесе, однако существует еще много других правил, которые так же необходимо соблюдать:

    Речевые и психологические правила. В речевом этикете деловых людей также немаловажное значение имеют комплименты. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Пользу от комплимента получают все. Но следует помнить, что в комплименте не должно содержаться двусмысленных оборотов, поучений, он должен быть по возможности кратким, строиться на фактической основе, быть искренним и конкретным.

    Профессиональное слушание и эмоциональный интеллект. Профессиональное слушание – это особый талант, который проявляется в способности находить в услышанном от партнера ценную информацию, а значит вызывать у него доверительное отношение к себе. Главный прием слушания – отвечать не на свои собственные мысли, а на мысли и высказывания партнера, находится полностью в его вербальном поле. Слушать – это больше, чем только понимать слова, это также способ улавливать интонационный строй речи. Наличие этой способности может обеспечить успех в деловом общении.

    Деловой этикет требует особого поведения в общении с клиентами. Здесь требуются хорошие психологические знания, опыт и определенный эмоциональный интеллект, который включает не только понимание самого себя и управление собственными эмоциями, но и умение распознавать эмоции других людей.

    Внешний вид и одежда . Среди каналов, по которым человек посылает информацию о себе, немалое значение имеет его внешний вид и одежда. Одежда – своеобразная визитная карточка и оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению. Очень важна манера ношения одежды. Самой подходящей формой деловой одежды для мужчин и женщин был и остается костюм.

    Обратим внимание на одежду мужчины. Ему надо иметь пару костюмов и пару пиджаков с брюками, а также около дюжины различных рубашек. Галстук – главный предмет в туалете мужчины. По длине, ширине и цветовой гамме он должен соответствовать моде. Носки подбираются к галстуку, затем к цвету брюк, обуви. Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой рубашки. Важную роль в имидже делового человека играют аксессуары. Это красивые очки, наручные часы, бумажник, деловая папка или портфель, мобильный телефон. В моду снова вошли запонки и булавки для галстука.

    Несколько слов о костюме деловой женщины. Универсальная одежда – платье, костюм, брючный костюм или стильные блузка и юбка. Для службы наиболее приемлемо платье – серое в мелкую полоску. Женщину украшает, прежде всего, прическа, затем туфли, сумка и бижутерия. Как и у мужчины, аксессуары женщины должны быть самого высокого качества.

    Этикетные церемонии:

    Приветствие. Оно представляет собой форму взаимного уважения, и в любой ситуации должно показывать не только нашу вежливость, но и искреннюю расположенность, доброжелательность к партнеру. Здесь уместно пользоваться не только речевыми средствами, но и невербальными жестами: кивком, поклоном, улыбкой. Обращение по имени и отчеству – это обращение к личности, тем самым вы подчеркиваете уважение к человеку, такое приветствие говорит о вашей культуре.

    Рукопожатие. Выражает взаимное расположение людей друг к другу и требует особого такта. Все чаще при взаимном приветствии мужчины и женщины инициаторам рукопожатия является она. Исключением из правила является ситуация, когда мужчина намного старше женщины по возрасту или служебному положению, в этом случае он подает руку первым. Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол, через какую-либо преграду.

    В самих приемах рукопожатия фиксируется характер отношений людей друг к другу. При этом существуют варианты. Первый вариант: доминирование, когда рука партнера направлена вниз по отношению к вашей руке и вы чувствуете сильное давление, он как бы пытается управлять вами. Во втором случае: человек протягивает руку так, что его ладонь смотрит вверх, дает вам понять, что уступает вам лидерство. И третий – руки движутся параллельно друг другу и вертикально к плоскости пола, что указывает на отношение равенства, партнерства.

    Представление. Посредством представления можно установить нужные и полезные связи. Принято представлять младшего по возрасту старшему, холостого – женатому, низшего по статусу – высшему, мужчину – женщине, более молодую женщину – старшей и т.д. Когда мужчину представляют женщине, он встает и слегка кланяется, женщина остается сидеть. Только что прибывшие на встречу не представляются лицам, которые уже покидают его. Не следует представляться в лифтах .

    Приемы. В обществе издавна сложились определенные правила организации и проведения различного рода приемов – от дипломатических приемов до домашних вечеринок. Приемы проводятся как в ознаменование важных событий, так и в честь проведения каких-либо официальных мероприятий. Приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

    Проведение каждого приема требует тщательной подготовки. Прежде всего, определяется вид приема, который зависит от цели, ради которой он организуется, состава гостей, а также материальных возможностей. Если на приеме присутствуют иностранные гости, то следует учесть их национальные традиции, обычаи. Нужно определить место проведения приема, составить список приглашенных, заблаговременно разослать приглашения, составить меню и план рассадки за столом, если речь идет о завтраке, обеде или ужине.

    Презентация. Главная цель презентации – представление: фирмы, товара, услуг, книги и т.д. Презентация дает хорошую возможность пригласить нужных людей, установить деловые контакты. Тщательно продумывается список лиц, которых желательно видеть на этом мероприятии, и заблаговременно рассылаются приглашения. Объявить о презентации можно в средствах массовой информации.

    ○ Правила общения по телефону. При эффективном использовании телефон становится важнейшим компонентом имиджа фирмы, а умение сотрудников фирмы вести телефонные переговоры определяет ее репутацию и размах ее деловых операций. В японской фирме не будут держать сотрудника, который не решил деловой вопрос за 3 минуты.

    Очень важна корректировка общения по телефону. Анализ показывает, что в телефонном разговоре около 40% занимают повторения слов, паузы. Лишняя информация, поэтому к телефонному разговору надо заранее готовиться, подбирать нужный материал, документы, предложения, адреса.

    Следует составить план беседы, если телефонный разговор для вас важен, записать вопросы, спрогнозировать вероятные ответы и предложения делового партнера, держать в памяти или на бумаге даты и номера документов, материалов, имеющих отношение к делу.

    По окончании телефонного разговора надо проанализировать свои впечатления от стиля разговора, его содержания. Учесть уязвимые места или ошибки свои и делового партнера.

    Требования культуры общения по телефону:

    1. Краткость (лаконичность), стремление оперативно и быстро решать проблемы, оказывать помощь;

    2. Четкость и ясность не только в мыслях, но и в их изложении

    3. Компетентность

    4. Владение техникой деловой беседы

    5. Тактичность

    6. Доброжелательность

    7. Умеренная эмоциональность

    Правила этики общения по телефону:

    1. Поздоровайтесь

    2. Назовите себя и кратко изложите причину звонка.

    3. Уточните, есть время у того, кому Вы звоните, для разговора.

    4. Если Вы звоните без предупреждения, в позднее время, звонок на дом - извинитесь за причиняемое неудобство, беспокойство.

    5. Грубейшее нарушение - не перезвонить, когда вашего звонка ждут.

    6. Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти, попросите передать, что вы звонили.

    7. Когда разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, когда можно быть уверенным, что у вашего собеседника достаточно времени на беседу.

    8. Никогда не говорите с набитым ртом, не жуйте и не пейте во время разговора.

    9. Нарушением норм делового этикета считается выдавать себя за личного друга того, кому вы звоните, только для того, чтобы вас скорее с ним соединили.

    Если звонит телефон, а вы уже говорите в это время по другому аппарату, постарайтесь закончить первый разговор, а уж потом обстоятельно поговорить со вторым собеседником.

    Какой бы номер телефона вы ни набрали, кто бы ни подошел, нужно обязательно поздороваться, если звоните в учреждение, нужно тут же представиться.

    Появившиеся автоответчики предназначены для того, чтобы повысить производительность разного рода служб. Однако ими надо правильно пользоваться. Следует включать автоответчик только тогда, когда необходимо уйти с рабочего места. Вернувшись, сразу прослушать запись. Отвечать на звонки следует, не откладывая. Если вы перезваниваете, и вам отвечает автоответчик, нужно назвать себя, задать свой вопрос или что-то сообщить, потом, напомнив свой номер телефона, попросить позвонить вам.

    Правила деловой коммуникации:

    ○ Визитная карточка представляет собой лист не слишком плотного картона небольшого формата, отпечатанную типографским способом. Цвет варьируется, хотя согласно протоколу, они должны быть белыми. Текст набирается черным цветом, но никак ни «серебряным» или «золотым». Обратная сторона карточки должна быть чистой, чтобы делать пометки. Иногда на обратной стороне текст дублируется на иностранном языке.

    Вручают карточки обязательно обеим руками, или только правой рукой, при знакомстве с партнерами, на приеме, прощании, как знак особого доверия – частному лицу. При деловом знакомстве обмен визитными карточками – обязательная процедура. Существуют этикетные правила для использования визитных карточек. Так, после состоявшегося знакомства первым оставляет свою визитную карточку тот, чей ранг ниже. При равном статусе во внимание принимается возраст – младший по возрасту оставляет карточку первым. После представления женщине мужчина должен не позднее, чем в течение недели, послать свою визитную карточку ей и ее супругу, даже если он не был ему представлен ..

    Вывод: Во втором вопросе были рассмотрены правила делового этикета, раскрыли их содержание и применение в жизни. В этом вопросе были раскрыты основные правила поведения как внешний вид и одежда, правила деловой коммуникации, этикетные церемонии, профессиональное слушание и речевые и психологические правила. Успех организации тесно связан с этикетом и культурой поведения. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуются время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки. Тогда реакция на любое действие, любой ход оппонента, развитие ситуации будет соответствовать правилам хорошего тона, делового этикета, требованиям культуры поведения в данной ситуации

    Культура общения

    Цели : Формировать представления о социально одобряемом поведении. Развивать познавательный интерес, мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас. Воспитывать негативное отношение к порокам человечества, доброжелательные отношения к окружающим.

    Ход занятия : У всех здесь присутствующих, общая задача – чтоб все мальчишки и все девочки стали настоящими людьми: УМНЫМИ, ВЕЖЛИВЫМИ, ТРУДОЛЮБИВЫМИ, СЧАСТЛИВЫМИ , т. е. полезными членами общества. Задачу эту мы решаем вместе, но по-разному: одни учат, а другие учатся. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать разные науки, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого надо учиться культуре общения, культуре поведения, вежливости. Занятие будет проходить в форме беседы за полукруглым столом.

    На нашем занятии мы постараемся найти ответы на очень сложные вопросы, решить важные задачи.

    Для начала давайте решим такую задачу: чем отличаются дикие растения от культурных? Например – дикая груша.

    (Дикая груша растет, где и как попало, а культурная в саду.) За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают. (Плоды у дикой груши не съедобные, кислые, невкусные, а у культурной хорошие.)

    Люди тоже бывают дикими и культурными. Чем они отличаются?

    (Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.)

    Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким, невоспитанным, невежей?

    (С культурным человеком общаться интереснее.)

    Груше можно сделать прививку и она станет культурной. А человеку можно привить культуру?

    (Можно привить правила культурного поведения). (Вежливость)

    Объясните, как вы понимаете: «ПРИВИВАТЬ КУЛЬТУРУ»?

    (Это значит, что надо развивать, воспитывать привычку вести себя правильно, так, чтобы себя не опозорить, чтобы не было стыдно за тебя родителям и тем, кто тебя воспитывает и учит.)

    Вот мы и нашли ответ на нашу задачу, т. е. решили её. Повторите наше решение.

    ВОСПИТАТЬ, ВЫРАБОТАТЬ ПРИВЫЧКУ ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО.

    Чтобы решить следующую задачу нам необходимо совершить маленькую экскурсию в историю русской культуры. Решать мы будем проблему вежливости, а экскурсию проведёт Максим.

    До 16-го века в русском языке широко использовалось слово « ВЕЖА». ВЕЖА – от слова ведать, т. е. знать. Вежа – человек, знающий как надо себя вести в той или иной обстановке. С давних времён в школах на Руси учили грамоте, молитвами и вежеству. Эти познания превратились в вежливость.

    Сейчас будет практическая работа. Все вы знаете, что такое ЛОТЕРЕЯ. И я сейчас проведу с вами беспроигрышную лотерею. Я приглашаю сюда всех мальчиков. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на нём будет записано правило вежливости, которое вам надо выполнить. Итак, начинаем. Кто первый? Ответ правильный – аплодируем.

    Задания для карточек:

    1. Выйти с девочкой за дверь. (Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперёд.)
    2. Помочь надеть куртку. (Надо взять куртку и держать её пока девочка не всунет руки в рукава, потом сзади поправить воротник.)
    3. Сидят двое взрослых. Они беседуют. Спроси у одного из них, который час. (Надо подойти и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, скажите, пожалуйста, который час?)
    4. Вы чихнули. (Скажи «ап – чхи») Ваши действия. (Сказать «простите»)
    5. Позвоните по телефону девочке, узнайте задание по чтению. Если её нет дома, поговорите с мамой. (Сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя) Передайте ей, что звонил (имя и фамилия), я хотел узнать задание по чтению.)
    6. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. (Извините, что опоздал, разрешите, пожалуйста, войти.)
    7. Поздравь всех присутствующих с хорошим, весенним днем, пожелай им чего – нибудь хорошего.

    Закончился розыгрыш нашей лотереи. Почему она беспроигрышная? Что вы выиграли в ней?

    (Мы выиграли знания о том, как надо вести себя в разных ситуациях. Мы выиграли аплодисменты, значит вели себя правильно.)

    Молодцы! Я прошу Руслана задать нам следующую задачу.

    « Вон человек, что скажешь ты о нём?»

    Ответил друг, плечами пожимая:

    « Я с этим человеком не знаком,

    Что про него хорошего я знаю?»

    «Вон человек, что скажешь ты о нём?»

    Спросил я у товарища другого.

    «Я с этим человеком не знаком,

    Что я могу о нём сказать плохого?»

    (Расул Гамзатов)

    Что одинаково в этих разных ответах?

    (Когда человек нам не знаком, мы не можем знать какой он - добрый или злой, культурный или нет, вежливый или невежа.)

    Откуда, из каких источников мы узнаём о человеке? (От знакомых, друзей, соседей, и т. д.). Самым достоверным источником будет личное знакомство, т. е. от общения с этим человеком. Пообщавшись с кем – либо мы выстраиваем своё мнение о нём, а тот человек получает представление о нас. При этом учитывается и культура поведения, и культура речи. Речь наша состоит из слов, а слова бывают разными по своему предназначению.

    Какими бывают слова?

    (Вежливыми, грубыми, добрыми, злыми, ласковыми, честными, волшебными, и т. д.)

    От сказанного слова зависит многое – настроение, эмоциональное состояние и даже наше здоровье. Объясните поговорку: СЛОВО ЛЕЧИТ И СЛОВО КАЛЕЧИТ .

    Я прошу особого внимания к моим словам. Послушайте и подумайте.

    Человек – часть космоса. Он обладает энергией. Слово человека – тоже энергия. Эта энергия распространяется в окружающем пространстве. Если слово хорошее, доброе – то пространство заполняется положительной энергией и оно кому – то помогает. Если слово грубое, злое, грязное – оно засоряет пространство плохой энергией. Соприкоснувшись с такой энергией, человек может заболеть. С раннего детства детей учат волшебным словам, и это делается не просто так, ведь слово имеет силу. Наверно нет таких людей, которые не слышали о проклятии, заговорах, заклинаниях… Скажите, что такое СКВЕРНОСЛОВИЕ?

    Заглянём в глубь истории. В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой связи с нечистой силой, проклятием. Все твёрдо знали, что детей нельзя ругать матом, они будут мучимы бесами, у них не будет будущего, т. е. на них наложено родительское проклятие.

    Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом доме.

    Так же нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на речке – оскорбится водяной.

    Чтобы выплеснуть из себя всю грязь, злобу люди уходили в чистое поле. Отсюда и выражение «поле брани». Наукой доказано, что мат опасен для здоровья, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению, Обкрадывает нас духовно, унижает и оскорбляет. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. Второй путь – путь духовного роста, самовоспитания, красоты.

    Что такое духовность? (Стремление к знаниям, чувство ответственности за свои дела и поступки, понимание красоты, любовь, доброта).

    Наше занятие подошло к концу. Возьмите зеркало. Внимательно посмотрите на себя, какие вы красивые, какие у вас хорошие лица. Улыбнитесь себе и скажите : « Это я. Я человек. Я должен быть культурным и воспитанным. Я этому учусь.»